Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование одиночества как социальной проблемы
- 1.1. Социально — психологические подходы к проблеме одиночества
- 1.2. Проблемы одиночества пожилых людей
- 1.3. Методы и технологии социальной работы, в решении проблем одиночества пожилых людей
- 1.4. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
- Выводы по 1 главе
- ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми людьми на примере ГБУ «ЦСОГПВИИ Краснооктябрьского района»
- 2.1. Общая характеристика ГБУ «ЦСОГПВИИ Краснооктябрьского района»
- 2.2. Основные направления и методы социальной работы с одинокими пожилыми людьми в ГБУ ЦСОГПВИИ
- 2.3. Исследование проблемы одиночества пожилых людей
- 2.4. Анализ результатов исследования. Рекомендации по улучшению работы с одинокими пожилыми людьми
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
В мире с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. По данным ВОЗ, одновременно со снижением рождаемости средняя продолжительность жизни увеличилась почти на двадцать лет, что привело к увеличению доли людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения планеты. Согласно прогнозам, к 2050 году произойдёт увеличение продолжительности жизни ещё на десять лет [44].
Пожилые люди сталкиваются со многими проблемами биолого-медицинской сферы, социального и личного быта, с психологическими трудностями адаптации к роли пенсионера и с другими проблемами психологического характера. Одним из сильных стрессоров в пожилом возрасте является переживание одиночества. Пожилые люди испытывают трудности, связанные с переживанием одиночества, но не получают необходимой социально-педагогической поддержки. Знание особенностей взаимодействия переживания одиночества с теми или иными факторами позволит оказать более эффективную помощь пожилому человеку, снизить уровень переживания одиночества посредством воздействия на эти факторы.
Одной из основных проблем пожилых людей как социальной группы является одиночество. Для пожилых людей характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге, ведёт к потере жизненных целей и смысла жизни. Интегрированная и дифференцированная оценка социальных и социально-психологических особенностей позволяет выявить преимущественную ориентацию лиц старческого возраста на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды. Одиночество становится устойчивой характеристикой пожилых людей как социальной группы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема одиночества пожилых людей во всем мире носит универсальный характер. В России на фоне массовой бедности населения, проблема одиночества пожилых людей стоит особенно остро. Проблема одиночества пожилых людей проявляется как не востребованность, отчуждённость их в обществе, ощущении своей ненужности, бесполезности.
В связи с этим, поиск эффективных форм и методов социальной работы, направленных на преодоление одиночества в пожилом возрасте является актуальной проблемой на сегодняшний день. Социальная работа с пожилыми людьми представляет особый вид профессиональной деятельности.
Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в ее современном понимании является сложным и системным процессом целенаправленной организации профессионально-прикладной деятельности, ориентированной на действенное индивидуальное разрешение проблем пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основные проблемы людей пожилого возраста связанны с ухудшением здоровья, бедностью и одиночеством.
Степень разработанности: в литературе проблемы преодоления одиночества пожилых людей больше носит психологический характер, чем социальный. В теории и практике социальной работы изучаемая проблематика слабо освещена. Современные отечественные исследователи М.Д.Александрова, Б.Г.Ананьев, В.М.Васильиков, Т.В.Карсаевская, И.И.Мечников, Н.Н.Сачук, Э.Россет, Е.И.Холостова, Д.Ф.Чеботарев, А.Т.Шаталов, В.А.Ядов, Н.П.Щукина, Р.С.Яцемирская рассматривают старение и профессиональную деятельность специалистов социальной сферы с системных позиций дифференцированного учета социально-статусного положения, опыта пожилых людей, их социального восприятия в среде и самовосприятия как специфической социовозрастной группы.
Теоретические аспекты социально-педагогической работы с пожилыми людьми, вопросы подготовки к ней специалистов отражены в исследованиях Б.П. Битинаса, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, В.Н.Гурова, В.И. Загвязинского, И.Д. Зимней, А.В. Иващенко, Н.П. Клушиной, P.M. Куличенко, В.И.Спириной, Г.Н. Филонова, В.А.Фокина, Т.Ф. Яркиной и др. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С. А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И.Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М.Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги,В.А. Никитина, Г.И.Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова,Л.В.Топчего, М.В.Фирсова, Е.И. Холостовой.
Объект исследования – одиночество как социальная проблема.
Предмет исследования – пути решения проблемы одиночества методами социальной работы.
Цель исследования – описать теоретически, изучить практически одиночество как социальную проблему, проанализировать методы социальной работы в отношении одиноких пожилых людей на примере деятельности ГБУ «ЦСОГПВИИ Краснооктябрьского района», на основе вышесказанного разработать рекомендации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы и типологию одиночества в литературе.
2. Выявить основные проблемы одиночества граждан пожилого возраста.
3. Изучить методы и технологии социальной работы, в решении проблем одиночества пожилых людей.
4. Изучить нормативно — правовые основы социальной работы с пожилыми людьми.
5. Рассмотреть основные направления и методы социальной работы с одинокими пожилыми людьми в Центре социального обслуживания.
6. Провести анализ работы с одинокими пожилыми людьми в ГБУ «ЦСОГПВИИ Краснооктябрьского района»
7. Разработать рекомендации по улучшению организации работы пожилых граждан.
Гипотеза исследования: Формы и методы социальной работы с одинокими пожилыми людьми должны учитывать их потребности во влечении в активную трудовую деятельность, что позволит им раскрыть свой потенциал, почувствовать свою нужность в обществе, в значительной степени избавиться от чувства одиночества.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов, систематизация, обобщение; анкетный опрос, обработка и интерпретация результатов.
Теоретическая значимость исследования заключена в возможности использования полученных результатов для развития исследований посвящённых социальным условиям жизни пожилого человека, в частности для описания чувства одиночества пожилых.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в обобщении опыта социальной работы с одинокими пожилыми людьми. Результаты исследования могут быть использованы в работе центров социального обслуживания с целью совершенствования их деятельности по преодолению проблемы одиночества пожилых людей, а так же при профессиональной подготовке специалистов по социальной работе с пожилыми гражданами.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, состоящего из пятидесяти семи источников, из двух таблиц, из двух диаграмм, одной анкеты, восьми приложений, объем работы семьдесят три страницы. В первой главе дипломной работы представлены теоретические аспекты проблемы одиночества пожилых людей. Во второй главе представлено практическое исследование потребностей, интересов одиноких пожилых людей; обоснованы формы и методы преодоления одиночества пожилых людей в работе ГБУ «ЦСОГПВИИ Краснооктябрьского района».
ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование одиночества как социальной проблемы
1.1. Социально-психологические подходы к проблеме одиночества
В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. Интерпретировать одиночество можно по многим аспектам. Следует выделить основные три положения:
— Во-первых, какова природа одиночества как такового? Является ли оно нормальным состоянием или это ненормальное состояние? Позитивный или негативный опыт оно представляет?
— Во-вторых, каковы причины одиночества? Находятся ли они внутри личности или же коренятся в ее окружении? Проистекают ли они из современного или исторически формирующегося поведения?
— В-третьих, что, возможно, не столь важно, на основании каких эмпирических данных (биографических исследований, систематических и т.п.) или интеллектуальных традиций формулировалась теория одиночества?
В современной науке сложилось немало концепций одиночества, хотя они и не дают полного, систематического описания данного феномена. В своём анализе одиночества сторонники психодинамических теорий исходят главным образом из клинической практики. Корни одиночества взрослых усматриваются в детстве. Различается одиночество и уединённость. Уединённость — нормальное и преходящее состояние, возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество — это непреодолимое, постоянное ощущение. Представители: Х.С. Салливан, Ф. Фромм — Рейхман и др. [35].
В рамках феноменологического подхода рассматривается как проявление слабой приспособляемости личности, т.е. причина одиночества находится внутри индивида, она в противоречии между внутренним (истинным) «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Уверенность в том, что истинное «Я» отвергнуто, держит людей замкнутыми в своём одиночестве (К. Роджерс) [35].
Экзистенциалисты полагают, что люди изначально одиноки: «Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли; разъединённость есть сущностное состояние наших переживаний». Различается «суета одиночества» и истинное одиночество. Суета одиночества — это система защитных механизмов, отделяющая человека от решения существенных жизненных вопросов и постоянно побуждающая его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями. Истинное одиночество может быть творческой силой. Люди должны преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать [27].
Представители социологического подхода к одиночеству — К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер. К. Боумен выдвинул гипотезу о трёх силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе [35]:
— ослабление связей в первичной группе;
— увеличение семейной мобильности;
— увеличение социальной мобильности.
Для Д. Рисмена и Ф. Слейтера одиночество — явление если не нормальное, то нормативное, т. е. это общий статистический показатель, характеризующий общество. В качестве причин одиночества видятся события, происходящие в жизни человека в зрелом возрасте. Одиночество как модальное качество личности есть продукт социальных сил [35].
Главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества — Р. В. Вейс. Он определял одиночество как продукт комбинированного (интерактивного) влияния двух факторов: фактора личности и фактора ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Вейс различает эмоциональное одиночество и социальное, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции.
Эмоциональное одиночество является результатом отсутствия тесной интимной привязанности. Социальное одиночество — ответ на отсутствие дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности. Вейса интересует «обычное» одиночество — состояние, переживаемое большинством людей на протяжении всей их жизни. Он рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Ключевой фактор формирования одиночества — текущие события в жизни личности.
Когнитивный подход (Э. Пепло) предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид осознаёт несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Когнитивные факторы — это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью [35].
Интимный подход к проблеме одиночества осуществили В. Дерлега и С. Маргулис, полагавшие, что для достижения индивидом различных социальных целей необходимы социальные отношения. Одиночество же обусловлено отсутствием социального партнёрства, которое способствовало бы достижению этих целей. Оно наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостаёт интимности, необходимой для доверительного общения [50].
В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта.
Системный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж. Фландерс. Система понимается как совокупность элементов, взаимодействующих между собой, обусловливающих друг друга и образующих единое целое. С его точки зрения, одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду (или обществу) сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.
Существуют различные типы и степени одиночества. Каждый тип одиночества — это особая форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющей жизненный мир личности. Знание типов одиночества даёт возможность узнать многосторонность переживаний одинокого человека, способствует более тщательному анализу феномена одиночества, его источников и меру воздействия на жизнь конкретного человека. В основании различий между типами одиночества лежат:
— оценка индивидом его социального поведения (эмоциональная характеристика);
— тип испытываемого им дефицита социальных отношений (тип ущербности);
— временная перспектива, связанная с одиночеством.
Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций и наличие негативных. Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Для данного измерения возможна дифференциация на подкатегории: чувство ущербности, чувство опустошённости и чувство покинутости. Временная перспектива подразделяется на степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное; степень, когда индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину своего одиночества в своём окружении.
Дж. Янг различал три типа: хроническое одиночество, ситуативное одиночество и преходящее одиночество.
Хроническое одиночество развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи (два и более года).
Ситуативное одиночество наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни. Ситуативно одинокий человек способен преодолевать одиночество.
Преходящее одиночество является наиболее распространённой формой этого состояния и относится к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества. Проблема типологии одиночества активно представлена в творчестве Дж. Раадшелдерса. Исследования, проведённые среди одиноких, позволили выделить тип «безнадёжно одиноких», тип «периодически и временно одиноких» и тип «пассивно и устойчиво одиноких» [17].
«Безнадёжно одинокие» не удовлетворены своими отношениями с людьми, не имеют партнёров по интимным связям или супруга, редко устанавливают близкие отношения с кем-либо. В своём одиночестве они обвиняют окружающих. «Периодически и временно одинокие» в достаточной мере связаны близкими отношениями с друзьями и знакомыми, они социально активны и своё одиночество воспринимают как временное.
«Пассивно и устойчиво одинокие люди» не выражают неудовлетворённости по поводу отсутствия интимных и дружественных связей. Это смирившиеся со своим положением люди, принимающие свои социальные лишения как неизбежность. Р.В. Вейс различал два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны оценивать как одиночество. Он назвал их эмоциональной и социальной изоляцией. Эмоциональная изоляция вызвана отсутствием привязанности к конкретному человеку, социальная — отсутствием доступного круга социального общения. Особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, обусловленного социальной изоляцией, — ощущение намеренного отторжения [14].
Таким образом, целесообразно различать несколько типов одиночества. Опыт одиночества не одинаков у различных социальных групп, и наиболее оно выражено у овдовевших и разведённых людей. Менее всего склонны к одиночеству, согласно результатам исследования Дж. Раадшелдерса, люди, состоящие в браке. Согласно же С. Джонсону, одиночество – это форма самосознания, которая говорит о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности [26].
По этому основанию выделяются следующие типы одиночества: космическое, связанное с ощущением уникальности своей судьбы, – наиболее сложное переживание; культурное, связанное с традициями, культурой, например переживаниями мигрантов; социальное, связанное с окружением и проявляющееся в изоляции, изгнании, остракизме; межличностное – наиболее проявляемое, связанное с воспитанием человека, с которым устанавливаются отношения «я – ты», которые могут перерасти в «мы» (например бывший осуждённый). Люди часто переживают одиночество в нескольких измерениях одновременно. В этих случаях переживания достигают масштабов серьёзного расстройства личности.
Модель четырёхчленного измерения одиночества даёт возможность считать его потенциальным источником стресса и индивидуальных трагедий во всей их сложности. Во многих случаях аномия – следствие многомерного одиночества. Акцент на характер личности позволяет выявить ещё одну типологию одиночества, связанную со свойствами личности, которая в практике имеет существенное значение. Польский психолог Л. Симеонова сделала попытку сгруппировать типы поведения людей, подверженных одиночеству [27]:
— Ненасытная потребность человека в самоутверждении, когда в центре внимания стоит только собственный успех.
— Однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощённость, естественность в контактах с другими людьми.
— Сосредоточенность на своих ощущениях. События собственной жизни и своё внутреннее состояние представляются ему исключительными. Он мнителен, полон мрачных предчувствий, пленён паническим страхом за своё здоровье.
— Нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в данной группе правилам и нормам. В таком поведении усматриваются две причины. Одна — своеобразие видения мира, оригинальность воображения, что часто отличает людей талантливых, опережающих своё время. Вторая — нежелание считаться с другими. Человек считает, что все должны подстраиваться под него.
— Недооценка себя как личности и боязнь быть неинтересным другим. Обычно такое поведение характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени. Такого человека чаще не отвергают, а просто не замечают, что им болезненно переживается.
Интересные данные, касающиеся предрасположенности к одиночеству в зависимости от типа личности, были получены группой учёных Калифорнийского университета. Среди характеристик, наиболее отрицательно влияющих на психологическую адаптируемость, ими были выделены: ощущение себя неудачником, жалость к себе, склонность к подавленности; стремление держаться с людьми на расстоянии, избегание близкого общения; лживость и лукавство, ненадёжность, враждебность к другим людям, склонность приписывать свои чувства и мотивы другим.
Одиночество представляет собой весьма сложное явление для изучения, которого существуют различные теоретические походы. В течение многих лет социологи и психологи высказывали свои суждения об одиночестве. Д. Перлман и Л. Энн Пепло классифицировали эти суждения на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциональные, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико системные. Однако, большинство рассуждений об одиночестве были связаны с клинической практикой или же вытекали из уже существующей теории [35].
Таким образом, одиночество – это характерное для человека очень важное явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества – особая форма самосознания, которая свидетельствует о разрыве отношений связей, составляющих жизненный мир человека. Знание типов одиночества даёт возможность узнать переживания одинокого человека, более тщательно проанализировать феномен одиночества, его источники, а также оценить воздействие одиночества на жизнь.
1.2. Проблемы одиночества пожилых людей
Большая группа пожилых людей нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке — в основном это люди, прекратившие трудовую деятельность (в России продолжают работать всего 15% одиноких мужчин-пенсионеров и 12% женщин). Средняя продолжительность жизни — величина переменная, свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на снижение смертности и укрепления здоровья одиноких пожилых людей, и зависящая как от биологических закономерностей, так и от социальных факторов, состояния здравоохранения. В 2016 г. средняя продолжительность жизни мужчин составляла 58.9 лет, женщин — 72.3 года.
По этому основному показателю состояния качества жизни применительно к мужчинам Россия оказалась на последнем месте по сравнению со странами Европы, а применительно к женщинам — на одном из последних мест.
Тенденция сокращения продолжительности жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин. У пожилого одинокого человека коренным образом меняются материальное положение, род занятий и стиль жизни, положение в обществе. Прекращение работы как тягостной обязанности воспринимают с облегчением только 9% опрошенных одиноких пожилых. Старость как определённый период жизни человека сочетает в себе многие основные проблемы как биолого-медицинской, так и социальной и личной сферы. В этот период перед людьми возникает много проблем, что связано прежде всего с одиночеством, которое не с кем разделить, ощущением ненужности обществу [13].
Социальная незащищённость пожилых людей связана с возникновением расстройств психики, формирующих их отношение к обществу и затрудняющих контакт с ним. Психологические проблемы являются наиболее острыми в жизни одинокого пожилого человека. С прекращением привычного образа жизни и общения, с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга (супруги), при более ярком проявлении особенностей характера в результате развития склеротического процесса появляется множество заболеваний.
Пожилые люди зачастую отличаются раздражительностью, обидчивостью, наличием старческих депрессий. Снижение жизненного тонуса, являющееся основой всевозможных недугов, объясняется психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования, изменением социального статуса пожилых людей, затруднением социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям[12].
Важной социальной проблемой является отсутствие семьи, которая могла бы позаботиться о пожилом человеке. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физической дряхлости. Пожилому человеку бывает трудно справиться со своим недомоганием и одиночеством, поэтому заботу о нем берут на себя государственные или местные органы, учреждения социальной защиты.
Повышенная социальная уязвимость одиноких пожилых обусловлена и экономическими факторами: небольшими размерами пенсий, низкой возможностью трудоустройства на предприятии и в получении работы на дому. Активная жизнедеятельность снижается и по причине заболеваний. Уровень заболеваемости у пожилых в 8 раз выше, чем у молодых. В среднем на одного пожилого больного в год приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения в 1,5 раза выше, чем у молодых людей, поэтому расходы на эти нужды увеличиваются [30].
Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. С возрастом потребности в медицинском обслуживании увеличиваются. В силу естественного старения появляется ряд хронических заболеваний, растёт удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Нередко болезнь вызывается потерями семьи, друзей, роли в обществе, в связи с этим появляется чувство ненужности, бесполезности.
В целом по России за 2016 г. зафиксировано 25% суицидов среди пожилых пенсионеров, связанных со смертью или гибелью близкого человека. Для предотвращения самоубийства используются телефоны доверия. Уходя от мучившего одиночества, пожилой человек старается забыться, закрывается в себе и иногда, таким образом, сокращает свои последние дни [21].
По данным исследований, проведённых Институтом геронтологии РАМН, 12% всех пожилых людей и 25% лиц старческого возраста прикованы к постели.
Старение и связанные с ним ухудшение здоровья, болезни предопределяют необходимость оказания постоянной медицинской помощи, обслуживания на дому. Материальное положение — ещё одна проблема пожилых людей, которые обеспокоены своим материальным положением, неуверенностью в завтрашнем дне, высокой стоимостью медицинского обслуживания и отсутствием помощи со стороны.
Материальное положение следует отнести к важным индикаторам социального положения пожилого человека. Доплату к пенсии получают пенсионеры, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума. Размер пенсии у многих пожилых ниже прожиточного минимума. Численность пенсионеров, состоящих на учёте в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, составляла в 2016г. 38,4 млн. человек, из них — 6,1 млн. работающих пенсионеров (16,9%). Ухудшение экологической обстановки и изменение климата негативно влияют на состояние здоровья пожилых пенсионеров.
Значительная часть пенсионеров предпочитает работать, особенно, если работа спасает от одиночества и изменения социального статуса. Неработающие пенсионеры находятся в более тяжёлом положении: только 14% из них имеют дополнительный доход от продажи личных вещей, от торгового сотрудничества и т.д. Значительным источником жизни для пожилых людей становится продукция своего сада (огорода). Земельный участок имеют 73,8% из них, что приводит к дополнительной нагрузке и ухудшению условий отдыха. Дополнительный доход не превышает 25% от получаемой пенсии [41].
Основной целью социальной защиты пожилых являются избавление от их абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоёв населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи одиноким пенсионерам, оказавшимся за чертой бедности.
Поэтому основным источником доходов становятся пенсия и садовый участок, а для 1/3 пожилых людей — продолжение работы на предприятии. Таким образом, материальное положение одиноких пожилых людей становится главной проблемой их выживания.
Проведение досуга — ещё одна важная проблема пенсионеров. Многие из них, страдая от потери единственного родственника или тяжёлой болезни, находят своё призвание в различных видах трудовой деятельности. Однако центров, где пожилые люди смогли бы находить друзей по интересам, очень мало.
В современной России материальная нищета среди пожилых людей обостряется, количество пожилых людей с каждым годом увеличивается, поэтому они должны стать объектом пристальной заботы соответствующих государственных органов и учреждений социально-медицинского обслуживания.
Перед обществом возникают задачи обеспечения лиц старческого возраста, проживающих без семьи, помощи им в ведении домашнего хозяйства, в уходе при болезни, в организации специальных учреждений опеки.
Таким образом, положение пожилого одинокого человека в современной России осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость и т.д. Все это затрудняет существование пожилого человека.
Одиночество в связи с потерей близких людей, утратой социального положения в обществе, прекращением работы ведёт к ухудшению самочувствия человека и делает проблему одиночества пенсионеров актуальной, требующей государственной поддержки и гарантий социальной защищённости. Для преодоления этих проблем и проведения адаптационных мер эффективным средством является создание центров медико-социальной и психологической помощи.
1.3. Методы и технологии социальной работы, в решении проблем одиночества пожилых людей
Социальная работа с пожилыми людьми является одним из наиболее массовых направлений в сфере социальной защиты населения. Стратегическая значимость этого направления обусловлена таким явлением, как демографическое старение населения, когда поступательно увеличивается доля граждан пожилого возраста в общем объёме населения [53].
Как следствие, абсолютный и относительный рост числа пожилых людей ведёт к повышению спроса на социальные и медицинские услуги, к изменению роли пожилых людей на рынке труда и в семейно-бытовой сфере, в целом — к перераспределению национального дохода в пользу нетрудоспособного контингента [22].
В этих условиях становится значимой работа по формированию и популяризации новой модели старения, согласно которой должна увеличиться коллективная и индивидуальная ответственность пожилых людей за своё само обеспечение и самореализацию, повыситься продолжительность фазы «активной старости», в полной мере должен раскрываться внутренний потенциал пожилого человека. Наука геронтология охватывает многочисленные стороны процесса старения как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Традиционное рассмотрение процесса старения исключительно с медико-биологических позиций давно уже не удовлетворяет потребности в обновлённых знаниях о меняющемся статусе пожилого человека в обществе, о сложной дифференциации социальной группы пожилых людей, о процессах адаптации пожилых людей к экономическим и социальным переменам, об изменениях в семейном статусе пожилого человека[57].
Деятельность государственных и межгосударственных органов по повышению социального благополучия пожилых людей основана на единой системе ценностей и стратегий, однако с учётом региональной и национальной специфики. На уровне Организации Объединённых Наций сформированы группы принципов в отношении пожилых людей:
— независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Они положены в основу социального законодательства большинства стран и являются своеобразными вестниками формирования новой политики в отношении старшего поколения [52].
Эта политика предусматривает повышение уровня социальной интеграции пожилых людей в общество, увеличение их роли в общественной жизни, длительное сохранение автономности и независимости пожилого человека, повышение востребованности потенциала старшего поколения в различных секторах национального хозяйства и макросоциальном взаимодействии.
Благополучие человека в пожилом возрасте обусловлено влиянием многочисленных факторов. Огромную значимость приобретает сохранение здоровья, возможность самостоятельно себя обслуживать, длительно передвигаться.
Экономический фактор выражен уровнем благосостояния пожилого человека, наличием желаемого материального дохода из одного или нескольких источников. Роль психологической составляющей сводится к присутствию сохранных психических и психофизиологических функций — памяти, внимания, мышления, речи. Многие пожилые указывают на наличие широкой сети регулярно возобновляющихся социальных контактов, активного коммуникационного поля как на условие сохранения здоровой психики и адаптивного потенциала. Наличие творческих увлечений не только скрашивает досуг пожилого человека, но и позволяет ему реализовывать свой потенциал, повышать самооценку.
Организационные основы социальной работы с пожилыми людьми довольно разнообразны в силу широкого спектра проблем старшего поколения и наличия множества подходов к их решению [22].
Те или иные услуги оказываются пожилым гражданам в различных типах учреждений социального обслуживания (стационарных, полустационарных, нестационарных) и варьируются в зависимости от форм социального обслуживания пожилых клиентов.
Отдельным направлением социальной поддержки пожилых, уровня и качества их жизни является деятельность органов социальной защиты населения. Они оказывают пожилым гражданам социальную поддержку материального характера в виде выплат, компенсаций, субсидий, иных разновидностей помощи финансового и натурального характера. Эти органы вместе с учреждениями социального обслуживания входят в систему социальной защиты населения. Для поддержания разнообразия форм и методов социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать дифференциацию этого контингента по потребностям, наличию сохранных возможностей, ценностным приоритетам, уровню и образу жизни[28].
Так, на разных этапах старения человека требуется грамотно диагностировать его социальную ситуацию и предлагать реально необходимые услуги. Для лиц в пред пенсионном периоде от 50 до 60 лет (в полной мере не относящихся к пожилым людям) необходимо практиковать различные формы адаптации к надвигающейся старости. Это означает поддержание само реализационных тенденций в поведении, постепенное освобождение от профессиональных забот с переключением внимания на те виды деятельности, которые действительно являются увлекательными для индивида. Огромную пользу могут иметь лекции о поддержании физического здоровья и о развитии психических функций. В пред пенсионный период необходимо понять, что пожилой возраст отнюдь не означает угасание жизни, напротив, именно в этой жизненной фазе можно заниматься тем, что тебе нравится, открывать новые горизонты своего личностного развития и работать над собой. В период сохранных возможностей, продолжительность которого сугубо индивидуальна, работа с пожилым человеком должна пролегать в русле стимулирования его к росту социальной активности. В этот период пожилые люди все активнее прислушиваются к мнениям профессионалов в области геронтологии (врачей, психологов), повышается уровень их самосохранительного поведения.
Медицинские консультации становятся все более востребованными по мере течения лет, а социальная активность рассматривается как главное условие сохранения всего функционального комплекса организма. Пожилой человек сосредоточивается на общественной деятельности, выполнении семейно-бытовых функций, работе на огороде, погружается в чтение литературы. Среди многообразия технологий социальной работы с пожилыми людьми на разных этапах старения можно выделить ряд тех, которые наибольшим образом направлены на самоактивизацию пожилых и рост их адаптивного потенциала.
Так, создание клубов пожилых людей позволяет приятно и плодотворно проводить время, творчески реализовываться, удовлетворять разнообразные духовные потребности. Клубы могут объединять людей по интересам, однако предпочтительнее практиковать комплексный подход к клубной работе, уделяя внимание созданию разнообразных секций с параллельным проведением общеклубных мероприятий. В процессе клубной работы необходимо использовать инициативу самих членов клуба по организации различных мероприятий, внедрению новых форм работы [47].
В клубе пожилые люди могут заниматься пением, танцами, постановкой спектаклей, прослушивать лекции на разнообразные темы, работать в мастерских, ездить на экскурсии. Помимо значимости активного отдыха клубы создают особую атмосферу поколенческого единства, приобщенности к единой системе ценностей и единой проблематике. Обмен опытом по решению различных бытовых вопросов является важным фактором поддержания адаптационного механизма пожилого человека, а регулярность клубных встреч повышает значимость коммуникативного взаимодействия в среде пожилых граждан.
Ещё одной перспективной технологией социальной работы с пожилыми людьми является создание групп самопомощи. Цель создания группы — систематизированная взаимная помощь по решению разнообразных проблем. Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми и между пожилыми людьми являются важным средством роста адаптированности и социализированное граждан старшего поколения. Технология социального туризма имеет цель вывести пожилого человека из монотонности и рутинности повседневной жизни, расширить его кругозор, помочь обрести новые знания, зарядиться впечатлениями.
Социальный туризм имеет массу вариантов реализации, это могут быть как поездки на дальние расстояния, так и кратковременные выходы на природу. Он подразделяется на следующие виды: туризм в целях изучения культуры, туризм в целях отдыха, спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический, приключенческий, политический туризм. При организации туров следует учитывать все риски, в первую очередь связанные с состоянием здоровья пожилых людей, адаптированностью их психики и массой других факторов.
В последнее время приобретают популярность и востребованность такие технологии работы с пожилыми, как организация университетов третьего возраста, школ психологической устойчивости пожилых людей, школ безопасности пожилых людей. А так же разработка различных программ и проектов для решения и преодоления одиночества.
Так, в университетах третьего возраста пожилые люди обучаются на различных факультетах — правовой грамотности, информационных технологий, психологии, творческого развития, иностранных языков, по окончании чего слушатель получает диплом. Школы психологической устойчивости пожилых людей предназначены для стимулирования пожилых людей к работе над собой, сохранению собственной психики, противостоянию старческой деменции, снижению конфликтности в общении с окружающими, коррекции уровня тревожности и иным значимым аспектам психологии пожилого возраста. В школе безопасности пожилых людей они узнают, как противодействовать манипуляциям, не стать жертвой мошенников, изучают эргономику жилья и т. п. [43].
Активное использование технологий, направленных на когнитивную сферу пожилого человека, является острым требованием времени и отвечает важнейшей задаче формирования модели активной старости.
Социально-психологические методы преодоления одиночества пожилых людей. Социальная изоляция, в которой по объективным причинам оказывается большинство пожилых людей, выдвигает на передний план потребность в общении, установлении новых контактов в изменившемся социальном окружении. Общение одиноких пожилых людей является не только социализирующим фактором, но и средством социально-психологической реабилитации. Меры социально-терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность пожилого человека, способствуют его социализации. Методологическая основа этой социальной терапии – такие методы, как поведенческие тренинги, ориентированные на повышение социальной независимости, коммуникабельности, уверенности, методы трудотерапии, арттерапии и др.
Для устранения коммуникативных трудностей одиноких пожилых людей обеспечена комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:
— межличностный;
— личностно-групповой;
— личностно-социальный.
Индивидуальные и групповые формы психосоциальной работы способствуют улучшению социального поведения клиентов и решению их социальных проблем, благотворно воздействуют на личность через создаваемую психологически благоприятную микросреду. Групповая психосоциальная работа является наиболее эффективной. Термин «групповая работа» применяется к деятельности с группами, требующей определённых профессиональных знаний и квалификации, тогда как групповая социальная работа понимается как особая форма индивидуальной работы.
Социальная групповая работа является методом социальной работы, которая помогает личности расширять своё социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными проблемами. В настоящее время применяются методы психотерапевтической работы в практике социальной групповой работы, что расширяет ее границы. «В группе отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окружённой заботой, оказывающей помощь и получающей ее», что облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов вне группы. Члены группы помогают взглянуть на проблемы со стороны, осознать истинные ценности и жизненные задачи.
При организации работы очень важно удовлетворить потребность одиноких пожилых людей в общении и дружеском участии. Именно поэтому общение должно носить неформальный характер, способствовало обеспечению социальной поддержки. «Создание благоприятного психологического климата, так называемой терапевтической среды, может рассматриваться как один из основополагающих методов психосоциального воздействия [22].
Использование различных следующие виды тренингов:
— тренинг социальных навыков и умений;
— группы развития коммуникативных навыков;
— тренинг уверенного поведения;
— тренинг межличностных отношений.
Тренинг социальных навыков и умений направлен на повышение социальной компетенции пожилых в повседневной жизни (в домашнем хозяйстве, в свободное время и т.д.). Тренинг развития коммуникативных навыков помогает преодолеть застенчивость, скованность и строится на ролевой игре.
Ролевая игра рассматривается как развитие анализа практической ситуации и с успехом может использоваться при возникновении межличностных или поведенческих проблем. Для того, чтобы лучше понять и оценить себя и партнёра по конфликту, нужно посмотреть на ситуацию и себя в этой ситуации со стороны.
Таким образом можно решить всевозможные проблемы и конфликты, а также отработать навыки общения и новые адаптивные формы поведения. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Ролевые игры помогают опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определённой жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. Для восстановления коммуникативных навыков необходимо, чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования.
Переход в такой режим обеспечивается:
— интенсификацией усилий, что позволяет мобилизовать резервные возможности человека;
— заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);
— заменой самих целей;
— переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на своё личное отношение к ней, что приводит к переоценке).
Эта технология работает, если включается в действие механизм рефлексии, но для его ввода необходима аффективная разрядка — катарсис. Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, является психодрама. Использование психодрамы корректирует коммуникативные нарушения пожилого человека, делая его жизнь приемлемой. Неуверенные люди страдают от низкой самооценки, они не способны отстаивать свои законные права и испытывают тревогу в социальных ситуациях.
Тренинг ассертивности (уверенности) призван снизить социальную тревогу, укрепить настойчивость, способность утверждать себя. Техника аутогенной тренировки (АТ) помогает пожилым людям с нарушением сна, депрессией, повышенным артериальном давлением и пр. После сеанса АТ человек чувствует себя отдохнувшим, более уравновешенным, постепенно у него улучшается самочувствие, появляется оптимизм. Умело организованные культурно-массовые мероприятия, создание обстановки, располагающей к неформальному общению, благотворно могут сказаться на человеке, испытывающем одиночество.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф