1 2
Следовательно, можно выделить следующие уровни грантодателей: федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень.
На примере Липецкой области рассмотрим возможные организации грантодателей. К федеральному уровню относят гранты Президента РФ и гранты от Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». К региональным грантам относятся: Гранты РФ, центр «Мой бизнес» и другие. К муниципальному грантодателю относится Администрация города Липецк. Наглядно грантовая поддержка по уровням грантодателей представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Классификация грантовой поддержки по уровням грантодателей
Грантовая поддержка в зависимости от количества исполнителей оказывается в следующих формах: индивидуальной и коллективной. В зависимости от субъектов, выступающих в качестве грантополучателей, можно выделить: физические лица, общественные организации, государственные и муниципальные учреждения.
На рисунке 4 представлена классификация проектов Липецкой области
Рисунок 4 – Классификация грантовых проектов с примерами по Липецкой области
Нами была приведена классификация грантовых проектов с примерами по Липецкой области, но это лишь малая часть списка реализованных грантов. Благодаря различным видам грантовых проектов, подходящих для всех категорий граждан, в том числе и молодых в возрасте от 18 до 35 лет, Липецкая область вошла в ТОП-10 субъектов, в которых была проделана значительная работа по реализации молодёжной политики. Так, молодежь смогла привлечь в регион более 19 млн. рублей на реализацию проектных идей.
2.3. Оценка эффективности управления молодежной политикой ГОБУ «Центр молодежи»
В рамках выполнения государственного задания государственным (областным) бюджетным учреждением «Центр молодежи» в 2022 году реализовано 68 мероприятий с общим охватом более 235 тыс. участников.
Основными целями проводимых мероприятий является увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью, формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, создание условий для самореализации подростков и молодежи, развитие их творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально–опасном положении.
С февраля по июнь 2022 года на территории Липецкой области была проведена информационная кампания Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». В результате информационной кампании 1224 человека подали заявки на участие в конкурсе. Победителями в разных номинациях стали 10 человек.
С целью профориентации, повышения социальной активности творческой молодежи организован и проведен Всероссийский урбанистический хакатон «Города», участниками которого стали молодые архитекторы и урбанисты из Липецка, Москвы, Санкт — Петербурга, Нижнего Новгорода. В рамках программы хакатона молодые люди разрабатывали проекты по реновации ГБУК «Липецкая областная универсальная научная библиотека».
Реализован Всероссийский проект «Диалоги с Героями». Цель проекта — популяризация подвигов героев, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, граждан, награжденных Орденом Мужества Российской Федерации в различных сферах деятельности.
Проведены мероприятия в рамках Всероссийского проекта «Большая перемена», из них 15 открытых уроков в общеобразовательных организациях Липецкой области и 12 кейс-турниров «Большой Перемены», направленные на популяризацию конкурса в регионе.
С февраля по декабрь 2022 года на территории Липецкой области организована и проведена акция #МыВместе. В период с февраля по апрель 2022 года ГУ МЧС России по Липецкой области совместно с волонтерами и представителями молодежных организаций встречали временных переселенцев на железнодорожном вокзале города Липецка и помогали в пунктах временного размещения. На территории города Липецка созданы 2 центра осуществляющих сбор и передачу гуманитарной помощи вынужденным переселенцам из Донецкой и Луганской народных республик, расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Советская, д.7 и г. Липецк, ул. Осипенко, д.18.
Ежедневно в них дежурили волонтеры совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест» осуществляя сбор, сортировку, погрузку и разгрузку гуманитарной помощи.
С сентября в регионе перезапустилось обновленное движение #МыВместе. Волонтеры приступили к широкому спектру адресной помощи: в круглосуточном режиме оказывается юридическая, психологическая и адресная помощь. Ключевым направлением стала работа волонтерских штабов по выполнению просьб военнослужащих в период их отсутствия. Кроме того, для помощи военнослужащим проводятся акции по донорству крови.
В канун новогодних праздников региональным штабом #МыВместе осуществлялись адресные поздравления детей мобилизованных, а также организованы специальные новогодние мероприятия с приглашением детей из семей участников СВО.
В течение 2022 года на территории Липецкой области была проведена муниципальная форумная кампания, которая прошла с целью освещения информации об имеющихся возможностях самореализации молодежи в сельской местности, налаживание диалога с органами местного самоуправления по поддержке молодежных инициатив. По итогам проведения муниципальной форумной кампании в 2022 году участие приняло 1652 человека.
В целях оценки эффективности деятельности ГОБУ «Центр молодежи» был проведен социологический опрос, позволяющий гражданам оценить качество и доступность на всех стадиях предоставления услуг.
В анкетировании участвовал 21 человек старше 14 лет.
В таблице 7 отображены ответы респондентов на вопрос «Как вы считаете, какие из нижеперечисленных факторов оказывают наибольшее негативное влияние на качество предоставляемых услуг в данном учреждении (в зависимости от пола респондента)?».
Таблица 7 — Факторы, оказывающие наибольшее негативное влияние на качество предоставляемых услуг в данном учреждении (в зависимости от пола респондента)
Как вы считаете, какие из нижеперечисленных факторов оказывают наибольшее негативное влияние на качество предоставляемых услуг в данном учреждении | Все опрошенные | мужчины | женщины |
Невозможность высказать мнение по качеству предоставляемых услуг | 1 (5%) | — | — |
Отсутствие информации об услугах в интернете | — | — | — |
Невнимательное отношение персонала | — | — | — |
Неудобный график работы | — | — | — |
Состояние мест общего пользования | — | — |
|
Очереди на получение услуг | 3 (15%) | 4 (50%) | 6 (45%) |
Руководство не учитывает потребность посетителей | — | — | — |
Качество мебели для посетителей | — | — | — |
Перегруженность работой персонала | 5 (20%) | 1 (15%) | 2 (15%) |
Плохо оборудованные места ожидания услуги | — | — | — |
Отсутствие возможности влиять на качество предоставляемых услуг | 6 (30%) | 1 (15%) | 1 (10%) |
Отсутствие мер безопасности для посетителей | — | — | — |
Интерьер помещений | — | — | — |
Отсутствие личной заинтересованности персонала в качественном выполнении услуги | — | — | — |
Отсутствие нужной информации в учреждении | — | — | — |
Другое | 5 (20%) | 2 (20%) | 3 (30%) |
Ответы на вопрос 1 показывают, какие факторы, по мнению респондентов, негативно влияют на качество предоставляемых услуг в ГОБУ «Центр молодежи»: 30% опрошенных сочли такими факторами являются интерьер помещений, 20% – очереди на получение услуг. Один из респондентов в пункте «Другое» указал, что у посетителей организации нет доступа к его начальнику.
В таблице 8 отражены ответы респондентов на вопрос «Какие услуги в рамках обеспечения социальной защиты Вы получили благодаря ГОБУ «Центр молодежи»?».
В основном респонденты обращались в ГОБУ «Центр молодежи» по следующим вопросам: осуществление социальных выплат молодым людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации (30%), содействие в трудоустройстве (32%), информирование о действующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения (27%). 30% респондентов обращались за получением услуг в рамках социально – бытового обслуживания. Социологический опрос показал удовлетворенность респондентов полученными услугами. Помещение и инвентарь в ГОБУ «Центр молодежи» имеют надлежащий вид. Респонденты, в основном, считают, что сотрудники имею высокую квалификацию и компетентны в сфере социальной защиты молодых людей.
Респонденты полностью удовлетворены получаемыми услугами: получением пособия безработным, информированием о действующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения молодых людей, помощь с трудоустройством и т. д. Более того, клиенты довольны графиком работы и личным взаимодействием с сотрудниками, отмечают, что не вносили дополнительной платы за услуги.
Таблица 8 — Какие услуги ГОБУ «Центр молодежи» получили респонденты
(в зависимости от образования клиента)
Какие услуги государственного центра занятости населения Вы получили? | Высшее | Неп. высшее | Ср. высшее | Ср. | Неп. Ср. | Нач. |
Содействие в трудоустройстве (поиске подходящей работы) | 1 (9%) | 1 (33%) | 1 (25%) | 1 (33%) | 1 (50%) | — |
Информирование о действующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения молодых семей | 1 (9%) | 1 (33%) | 1 (13%) | — | 1 (50%) | — |
Получение услуг в рамках социально – бытового обслуживания молодых семей | 1 (19%) | — | — | 1 (32%) | — | — |
Психологическая поддержка | 1 (14%) | — | — | 1 (35%) | — | — |
Осуществление социальных выплат молодых людей | 3 (32%) | — | 2 (49%) | — | — | — |
Обеспечение мер социальной поддержки молодых семей по обеспечению их жильем | 1 (17%) | 1 (34%) | 1 (13%) | — | — | — |
Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что ГОБУ «Центр молодежи» предоставляет все необходимые услуги. Выявлен ряд проблем в работе ГОБУ «Центр молодежи», которые предлагается решить с помощью ряда мероприятий, предложенных в работе.
В «Концепции государственной семейной политики до 2025 года» отмечено, что «Основными задачами государственной семейной политики являются: развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции; развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов; повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовнонравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства; профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
В Липецкой области активно реализуется государственная семейная политика, направленная на поддержку, укрепление и защиту семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. Опишем технологии сопровождения молодежной семейной политики.
Для многодетных семей осуществляется поддержка в области медицины, образования, трудоустройства на уровне государства. Показательна ситуация с материнским капиталом, описанная в таблице 9.
Таблица 9 — Размер материнского капитала
Материнский капитал | Сумма, руб. |
На 1-го ребенка | 466617 |
На 2-го ребенка | 616617 |
На 3-го ребенка | 450000 |
На рисунке 5 наглядно показан размер материнского капитала при рождении первого ребенка, затем второго и третьего.
Рисунок 5 – Размер материнского капитала в зависимости от количества дете
Указ Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» исполняется в Липецкой области в 2021 г., где представлены мероприятия регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав национального проекта «Демография».
На исполнение регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в 2021 г. направлено «1946,8 млн. руб., в том числе из областного бюджета – 574,8 млн. руб., из федерального бюджета–1375,0 млн. руб. (в 2020г. – 1787,79 млн. руб., в том числе из областного бюджета–551,42 млн. руб., из федерального бюджета – 1236,37 млн. руб.)».
В Липецкой области в рамках государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» реализуются мероприятия, “направленные на повышение престижа благополучной семьи, поощрение успешных семей, зарождение и воспитание детей, поддержку отцовства и материнства”.
В 2021г. состоялся Всероссийский конкурс «Семья года», который проводился по пяти номинациям: «Многодетная семья», «Молодая семья», «Сельская семья», «Семья – хранитель традиций», «Золотая семья России».
Каждый год 25 женщин-матерей, родивших и воспитавших достойных граждан, внесших большой вклад в социально- экономическое развитие области, Российской Федерации, и 25отцов, наилучшим образом осуществляющих воспитание своих детей, укрепляющих семейные традиции, создающих условия для духовного и физического развития детей, ведущих здоровый образ жизни и являющихся примером успешного отцовства, награждаются почетными знаками Липецкой области «Слава Матери» и «За верность отцовскому долгу» и поощряются денежной премией в размере 50 тыс. руб.
Молодежной семейной политике уделяется большое внимание в Липецкой области. Принятые программы определяют ведущие технологии сопровождения в сфере молодежной семейной политики.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ГОБУ «ЦЕНТР МОЛОДЕЖИ»
3.1 Направления совершенствования государственного управления социальной сферой на примере молодежной политики
Стратегии молодежной политики являются важными ориентирами в технологической реализации запланированных видов деятельности органов государственной власти, реализующих молодежную политику.
Стратегии молодежной политики должны отвечать требованиям современного общества и иметь потенциал для реализации основных направлений. Технологии молодежной политики должны обеспечивать позитивные изменений на всех уровнях ее реализации.
Исследование продуктивных стратегий, технологий молодежной политики и определение алгоритмов ее реализации на всех уровнях является проблемой, требующей своего решения. В связи с этим целью исследования является определение стратегий, технологий и механизмов реализации молодежной политики в регионе. Основными задачами исследования являются:
1.Определение терминологического поля исследования молодежной политики в регионе.
2.Раскрытие стратегических направлений реализации молодежной политики на основе нормативно-правовых документов.
3.Описание технологий и алгоритма их реализации в сфере молодежной политики.
4.Анализ технологической реализации молодежной политики в регионе, на примере Липецкой области.
Нормативные документы являются ориентиром в определении категориального аппарата в рассматриваемой проблематике, стратегических направлений в молодежной политике. За основу взято распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
«Государственная молодежная политика« определяется как система мер «нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера…», нацеленных на комплексное воспитание и эффективную самореализацию молодежи.
Данные меры должны реализоваться в рамках системы государственных, муниципальных организаций и общественных объединений и иных организаций всех форм собственности, т.е. определенной инфраструктуры молодежной политики.
«Региональная молодежная политика» реализуется в конкретном регионе. По А.Г. Гранбергу, «регион» – это «определенная территория, которая отличатся от других по ряду признаков и обладает некоторой целостностью и взаимозависимостью ее составляющих физико-географических социокультурных элементов».
Региональная политика — согласно указу Президента Российской Федерации 1996 года – «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием региона страны, а также механизмы их реализации…».
Региональная государственная молодежная политика по С.А. Липушиной определяется как «тесная взаимосвязь деятельности органов государственной власти и самой молодежи с целью становления и самореализации молодого поколения в общественно значимой деятельности и призванную оптимизировать и координировать ресурсы, имеющиеся в данном регионе».
По Г.А. Луксу данная политика выражается в инициативах, программах реализуемых на региональном уровне для решения проблем молодежи.
Целевые ориентиры молодежной политики изложены в распоряжении Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Они являются основой для определения стратегий инструментализации и технологической реализации молодежной политики на уровне государства. В распоряжении акцент сделан на «ценности, образование, здоровье, социально-экономический потенциал, молодежную семью, информационное сопровождение».
Данные аспекты отражают основные стратегические направления реализации молодежной политики. В основу ценностной стратегии легли нравственные ценности. Ценности рассматриваются в контексте многонациональности, и как национальное наследие. Образовательная стратегия направлена на освоение технологий связанных с развитием, воспитанием и обучением. Стратегия здоровьесбережения важна в связи с организацией жизнедеятельности человека в направлении здорового образа жизни. Акцент делается на создании условий физического развития молодежи.
Стратегия развития социально-экономического потенциала связана с реализацией потенциала молодежи в данной сфере. Стратегия становления молодой семьи направлена на создание благоприятных условий, поддержку молодых семей. Информационная стратегия ориентирована на использование информационной инфраструктуры для воспитания, поддержки, сопровождения молодежи. В соответствии со стратегиями определены технологии реализации молодежной политики, алгоритм реализации и критерии эффективности.
Стратегия становления молодой семьи реализуется через технологии информационного сопровождения становления молодой семьи: мотивирование молодежи со стороны образовательных организаций в направлении создания семьи средствами преподавания специализированных курсов, внеучебной деятельности и др.; семейные формы воспитания позитивного отношения к семье и к рождаемости; привитие семейной культуры, формирование образа успешной молодой семьи.
Показатели, по которым можно определить эффективность поддержки молодых семей: наличие курсов в образовательном учреждении мотивирующих молодежь на создание семьи; наличие нормативно-правовой документации регулирующей решение проблем молодо семьи наличие программ государственного и регионального уровня. Образовательные технологии нацелены на cоздание системы мотивации молодежи к получению образования; на «поддержку и сопровождению талантливой молодежи и молодежи тяготеющей к деятельности в научной сфере».
Стратегия здоровьесбережения нацелена на формирование ценностей здорового образа жизни. Важными в этой связи являются технологии сопровождения физического развития молодежи, технологии формирования экологической культуры, технологии повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи.
Стратегия развития социально-экономического потенциала связана с технологиями ведения профориентационной работы; технологиями сопровождения молодежи по трудоустройству; cоздание института наставничества в организациях; создание условий для самореализации молодежи в социально-экономической сферах.
Информационная стратегия ориентирована на реализацию информационной технологии, представленной следующим алгоритмом: «разработка принципов информационного сопровождения молодежи; исследование факторов и создание условий, влияющих на повышение культуры информационной безопасности; формирование систем информирования молодежи; разработка нормативно-правовых механизмов информирования молодежи; информационная самореализация молодежи: участие в конкурсах, проектах, создании систем информирования».
Критериально оценивается эффективность разрабатываемых программ по реализации каждой из приведенных технологий, количество вовлеченной молодежи в ту или иную деятельность. Так критерии, по которым можно оценивать эффективность активной социальной позиции молодежи связана с мониторингом эффективной реализации программ, нормативно-правовым обеспечением, организационным сопровождением и научно-аналитическим исследованием.
Ценностная стратегия является достаточно важным стратегическим направлением и подкреплена Указом Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». За основу взяты 17 традиционных ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и от ветственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Перечислим технологии развития национальных и межнациональных ценностей: разработка программ, направленных на формирование активной социальной позиции во всех сферах жизнедеятельности: общественно-политической активности, творческой активности, спортивной активности; профилактика асоциальных явлений; поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи.
Технологии реализуемые в молодежной политике могут осуществляться через алгоритм формирования национальных и межнациональных ценностей, в каждом из перечисленных параметров заложен функциональный механизм:
1. Определение базовых национальных и межнациональных ценностей.
2. Нормативно-правовой статус реализации национальных и межнациональных ценностей.
3. Проектирование реализации национальных и межнациональных ценностей на федеральном и региональном уровнях.
4. Разработка критериев эффективности реализации национальных и межнациональных ценностей.
5. Определение сфер жизнедеятельности, в рамках которых, необходимо формировать национальные и межнациональные ценности.
6. Разработка и реализация программ обеспечивающих социальную активность в определенных сферах жизнедеятельности.
7.Определение развивающего эффекта проведенных мероприятий, подведение итогов, количественно-качественный анализ результатов, корректировка дальнейшего планирования.
Выявление доминирующих ценностей у молодежи позволяет определить специфику реализации основных направлений разработки и реализации молодежной политики в регионе. Так, по исследованиям ВЦИОМа от 14 декабря 2022 года видим, что: «В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: 97 % назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96 % – отношения в семье; 95 % – материальное положение семьи».
Вслед за этим приводится следующая статистическая информация «далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания…, экономическая ситуация в стране… ценности личностного развития».
По данным ВЦИОМа семейные ценности занимают доминирующее место среди базовых ценностей молодежи. В этом плане достаточно важным является реализация стратегии и технологии сопровождения и поддержки молодой семьи.
Для определения механизмов технологической реализации молодежной политики в регионе была выбрана Липецкая область. Приведем сравнительный анализ по данным ВЦИОМ и регионального исследования. В исследовании участвовало 570 человек, в возрасте от 17 до 23 лет. Были проанализированы виды ценностей по методике «Экспресс диагностика социальных ценностей личности Н.П. Фетискина», направленную на исследование ценностных приоритетов. По результатам исследования получены следующие данные, отраженные на рисунке 6.
Рисунок 6 — Ценности молодежи
Согласно полученным данным наивысшие баллы у молодежи получили финансовые (53,5 %), профессиональные (53 %), и семейные (51,5 %) ценности, близко к семейным расположились социальные (51%), затем интеллектуальные (47,5 %) ценности и за ними следуют духовные (35,5 %), физические (35 %), общественные (31,5 %). Данные нашего исследования в целом соотносятся с исследованием ВЦИОМа.
Семейные ценности занимают одно из доминирующих мест среди социальных ценностей молодежи. В этом плане достаточно важным является реализация технологии сопровождения и поддержки молодой семьи. В реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» согласно п. 24 предполагается решение задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Соотнесем данные задачи с реализованными мероприятиями в Липецкой области.
В рамках укрепления гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей состоялось оказание помощи вынужденным переселенцам из ДНР, ЛНР. Среди организованных мероприятий — встреча и сопровождение в местах прибытия; помощь в пунктах временного размещения; проведение мероприятий для детей; сбор гуманитарной помощи; концерты в ПВР.
Для реализации обозначенных мероприятий работали 525 волонтеров. За 2022 год собрали 107 тонн гуманитарной помощи в штабе #МЫВМЕСТЕ. Зафиксировано 114 обращений по адресной помощи семьям мобилизованных, которая заключалась в следующем: благоустроить придомовую территорию; доставить продукты питания родителям; разобрать балкон, гараж; нарубить дрова. В рамках реализации задачи «сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России» в 2023 году состоялся Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции.
Создан календарь военно-исторических событий России и Липецкой области на 2023–2025 годы «От Победы к Победе!». Проведены мероприятия, приуроченные к 80-летию Сталинградской битвы в 2023 году: онлайн- акция «Зеркало истории»; акция «Битва, которая изменила историю»; организация и проведение тематических фотовыставок портретов участников Сталинградской битвы в школах, университетах, молодежных пространствах на территории Липецкой области; урок мужества «Великий бой».
Состоялось в 2023 году спортивно-патриотическое мероприятие «Гонка ГТО: Путь Победы», приуроченное ко Дню защитника Отечества. Проведен областной финал Всероссийской военно-спортивной игры «Победа»,приуроченный к 80-летию Сталинградской битвы. Достаточно эффективной была грантовая поддержка молодежи (рис. 7)
Рисунок 7 — Количество проектов – победителей грантовой поддержки в Липецкой области
В контексте поддержки общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России за 2022 год проведено 28 мероприятий с общим количеством участников 99453 человека. На рисунке 8 приведены мероприятия гражданско-патриотической направленности
Рисунок 8 — Мероприятия гражданско-патриотической направленности
За 2022 год проведено 28 мероприятий с общим количеством участников 36433 человек. Далее приведены специализированные военноспортивные и военно-патриотические мероприятия:
— военно-патриотические сборы для патриотических клубов «Боец 48» (70 человек);
— спартакиада допризывной молодежи (830 человек);
— областная военно-спортивная игра «Патриот» – 1500 человек;
— областная военно-спортивная игра «Вперед, мальчишки!» – 3760 человек;
— военно-спортивная игра «Тропа разведчика» – 210 человек;
— Областной этап Всероссийской военно-спортивной игры «Победа» – 210 человек;
— семинар-практикум со специалистами муниципалитетов, курирующих патриотическое направление и руководителями патриотических организаций – 100 человек, конкурс плаката «Родная армия» – 611 человек.
Областное бюджетное учреждение «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военнопатриотического воспитания населения Липецкой области» провело в 2022 году 56 мероприятий: взаимодействие с военно-патриотическими клубами; проведение мастер-классов по самообороне; проведение выставок макетов вооружения; проведение экскурсий для школьников и студентов по местам прохождения боевых действий в годы ВОВ на территории Липецкой области; проведение экскурсий в музеи силовых структур Липецкой области (Липецкий Авиацентр, МЧС); привлечение учащихся и студентов к мемориально-патронатной акции по уходу за памятниками; проведение уроков мужества с привлечением приглашенных лиц; командирование команд для участия во Всероссийских этапах военно-спортивных игр; размещение информационных материалов патриотической направленности на территории Липецкой области.
В рамках информационного сопровождения и задач создания информационных и методических материалов, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей и продвижение традиционных ценностей в информационной среде разработан региональный проект «Молодежный медиафорум».
В 2022 году основной упор сделан на личный бренд, оформление контента и изучение основ продвижения в социальных сетях, приобретения навыков в сфере фотографии, копирайтинга. Проведены 4 интенсива: информационное сопровождение молодежных мероприятий; создание контента; создание продающего контента; личный бренд. В экскурсии на ТРК «Липецкое время» участвовало 72 участника от 14 до 35 лет.
Проводилась информационная и рекламная кампания по популяризации добровольчества на территории Липецкой области. В 2022 году рекламная кампания была основана на федеральной концепции всероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ. Информационное сопровождение также состояло в следующем: 1203 новостных материалов в социальных сетях, 639 упоминаний в СМИ, 61 видео сюжет на телевидении. Выполнение задач осуществляется стремительно и в настоящее время. Региональный параметр выполнения стратегии снабжен эффективными технологиями.
Стратегии, технологии молодежной политики реализуются в конкретных механизмах. Стратегически важные документы задают базовые направления в реализации молодежной политики. В первую очередь должны включиться правовые механизмы технологической реализации молодежной политики. Нормативные документы определяют основные цели, задачи, ограничения, ресурсы, возможности каждого из стратегических направлений. Вслед за нормативным регулированием включаются организационные механизмы.
Предполагается разработка плана мероприятий, и их координация на уровнях федеральном, региональном, локальном. Научно-аналитические и исследовательские механизмы предполагают изучение положительного и отрицательного эффектов реализации стратегических направлений молодежной политики и вслед за этим должна следовать необходимая корректировка, разработка методических рекомендаций.
Информационные механизмы играют важную роль в сопровождении проводимых мероприятий. Комплексное использование средств массовой информации позволяет своевременно вовлекать молодежь в общественную жизнь, контролировать результаты проделанной работы, информировать о достижениях.
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы методов государственного управления молодежной политикой ГОБУ «Центр молодежи»
Как было указано выше, деятельность ГОБУ «Центр молодежи» базируется на выполнении муниципального задания.
Согласно ст.69.2 БК РФ муниципальное задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении муниципального задания.
На основе муниципального задания разрабатывается план финансово-хозяйственной деятельности ГОБУ «Центр молодежи», в соответствии с которым осуществляется финансирование.
Эффективность деятельности ГОБУ «Центр молодежи» оценивается по уровню выполнения показателей. Но тут возникает проблема. Существуют как количественные, так и качественные показатели. Сложность состоит в измерении качества предоставления услуг, так как в основном учреждения нацелены на выполнение количественных показателей.
Оценка качества представляет собой сложный процесс, и в силу многообразия предоставляемых муниципальных услуг не существует единого алгоритма измерения. К тому же, понятие качества носит субъективный характер, что само собой, ставит под сомнение возможность точной и объективной оценки.
Для повышения результатов деятельности ГОБУ «Центр молодежи» оценка качества должна осуществляться постоянно в текущем формате, как определенная мера контроля. Следовательно, целесообразно на уровне муниципалитета создать центр или рабочую группу, которая будет осуществлять сбор и обработку информации о качестве предоставления муниципальных услуг.
Так как конечным потребителем муниципальных услуг зачастую является население, то повышение их качества является приоритетным для муниципальных органов, в целях выполнения функциональных обязанностей и повышения авторитета.
Сбор данных рекомендуется производить на основе таких методов как: анкетирование, наблюдение на различных стадиях, опрос сотрудников, работающих с потребителями, анализ документов. Примерные показатели для оценки с вариантами ответов и баллами представлены в таблице 10.
Таблица 10 — Рекомендуемые показатели для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений для опроса населения
Показатель | Варианты ответов |
Открытость и доступность информации об учреждении, в том числе, о предстоящих мероприятиях; | — информация доступна; — сложности с получением информации; — информация отсутствует. |
Комфортность условий, в которых осуществляется предоставление услуг и доступность их получения, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; | — условия полностью отвечают всем требованиям комфортности; — доступность услуг, средний уровень комфортности; — условия не отвечают нормальным требованиям. |
Время ожидания в очереди при получении услуги; | — удобный график, присутствует удаленное бронирование; — график удобный, нет возможности удаленного бронирования; — график не удобный, сложность получения услуги. |
Доброжелательность, вежливость и компетентность работников; | — работники вежливы и компетентны; — работники не всегда готовы оказать помощь в оказании услуг и представлении информации; — халатное и грубое отношение работников. |
Удовлетворенность качеством оказания услуг. | — высокое качество оказанных услуг; — среднее качество услуг; — низкое качество услуг; — услуга не была оказана. |
Правильный подход к планированию и контролю за деятельностью ГОБУ «Центр молодежи» со стороны муниципалитета необходим для повышения эффективности их деятельности.
Открытые данные — востребованное, динамичное, перспективное стратегическое направление для правительства различных стран как с развитой, так и с развивающейся экономикой. Именно на открытых данных строится вся система открытого правительства. Они раскрывают информацию о деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Это дает возможность гражданам и некоммерческим организациям использовать информацию как для осуществления контроля за деятельностью органов власти, так и для разработки общественных проектов. Кроме того, данная информация имеет большое значение для организаций реального сектора экономики страны [27, c. 56].
Информационная открытость дает возможность оптимизировать процесс получения конкретных данных и создать условия для улучшения делового климата.
Открытые данные в современных условиях позволяют вовлекать активных граждан и представителей бизнеса в постановку и обсуждение актуальных вопросов, а также в принятие решений по ним.
Анализ мировой практики показал что, общество, принимая участие в проекте «Открытые данные» и получая информацию о существующих проблемах и сложных ситуациях в той или иной сфере, с большим желанием принимает участие в их решении, а также способствует противодействию коррупции.
С использованием открытых данных у граждан появляется возможность получать качественные государственные услуги и извлекать выгоду из своей повседневной деятельности.
Следует отметить, что данные, которые могут быть полезны для граждан и бизнес-структур, касаются не только работы органов государственной власти, но и многих других сфер. Получая информацию о деятельности органов государственной власти в конкретных областях, общество может контролировать их работу, поскольку в информационные массивы включаются данные о том, где, когда, что произошло, какие последствия или результаты были получены [33, c. 69].
«Участие граждан и представителей бизнеса в проектах по открытым данным приводит к созданию новых программных приложений, которые способствуют получению информации в реальном времени в любой сфере жизни общества. Такие приложения облегчают работу с большими массивами информации и повышают их качество. Имеющиеся данные зачастую нуждаются в постоянной проверке и уточнении, а помощь граждан в этом процессе путем публичного обсуждения требует значительно меньше усилий со стороны государственных органов, что снижает транзакционные издержки управления».
Создавая порталы открытых данных, власти изъявляют желание понять, что волнует общество, в каком направлении стоит искать решение назревших проблем в различных сферах деятельности. В настоящее время идеологию открытых данных поддерживают такие крупнейшие международные организации, как Open Government Partnership, International Budget Partnership, W3C, Всемирный банк, ОСЭР, Open Knowledge Foundation.
Оценку состояния развития открытых данных в конкретной стране, в том числе и в Российской Федерации, можно узнать из следующих рейтингов: Open Data Barometer, Open Data Index, Corruption Perception Index [19, c. 52].
Методология (ее краткое содержание) составления данных рейтингов (исследований) представлена далее. Рейтинг Open Data Barometer ежегодно публикует отчет о количестве и качестве открытых данных.
В рейтинге принимают участие 92 страны, которые оцениваются по результатам экспертных опросов о политике в сфере открытых данных, а также анализа 15 основных наборов данных на предмет их доступности, формата, лицензирования и актуальности. Кроме этого, при составлении рейтинга учитываются ответы органов власти (правительств) через упрощенную форму, обзоры Всемирного банка, ООН и Freedom House [25, c. 257].
Рейтинг Open Data Index основан на списке наиболее востребованных обществом открытых данных и степени открытости каждого из массивов данных. Страны-участницы рейтинга оцениваются по следующим критериям: готовность (насколько готово правительство для инициативы открытых данных, какая политика проводится в их отношении); реализация (применяются ли на практике проекты по развитию открытых данных в стране); воздействие (приносят ли практическую пользу открытые данные) [26, c. 80].
Международная антикоррупционная организация Transparency International через свои представительства в более чем в 100 странах осуществляет деятельность (совместно с правительствами, предприятиями и гражданами) для того, чтобы остановить злоупотребление в структурах власти и взяточничество. Transparency International составляет на основе данных, полученных в том числе в ходе опросов, которые проводятся среди экспертов и в деловых кругах, индекс восприятия коррупции.
Рассмотрим места, которые занимает Россия в этих рейтингах:
— Open Data Barometer. В отчете за 2015 г. Россия занимает 41-е место. Самый высокий ранг принадлежит Канаде (80,35) и США (81,89) самый маленький присвоен Зимбабве — 3,38;
— Open Data Index. В этом рейтинге Российская Федерация занимает 61-е место. В лидерах — Великобритания, США, Франция, Канада, Дания. Следует отметить, что данные страны занимают в данном рейтинге лидирующие места во многом благодаря проводимой в них долгосрочной политике открытости и открытых данных. Завершают рейтинг Зимбабве, Йемен, Гаити;
— Corruption Perception Index. По итогам 2015 г. Россия поднялась в нем на 17 строчек, но по-прежнему находится в последней трети таблицы — на 119-м месте, но это лучший результат за последние четыре года.
Ключевой фактор такого успеха — в минувшем году российскими госорганами был открыт огромный объем данных. Это произошло, в частности, благодаря введению обязательного декларирования имущества и доходов должностных лиц.
На наш взгляд, для поднятия России в вышеупомянутых рейтингах, нужна деполитизация темы открытых государственных данных. На сегодняшний момент открытые государственные данные превратились в инструмент медийного сопровождения его деятельности, что не позволяет достичь нужного экономического и социального эффекта. Инициативы в области открытых данных должны быть реорганизованы и разделены на проекты, нацеленные на обеспечение прозрачности деятельности политической системы.
«Отправной точкой ускорения процесса повышения в России информационной открытости можно считать Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
В настоящее время органы власти все больше данных размещают в открытом допуске. Анализ официальных порталов органов власти, в том числе субъектов Российской Федерации, показывает, что ряд регионов преуспели в своей информационной политике: их ресурсы содержат большой массив актуальных данных; идет постоянное взаимодействие с разработчиками информационно-коммуникационных ресурсов для повышения эффективности их функционирования. Отметим, что успешными порталами (с позиции открытых данных) можно считать информационно-коммуникационные ресурсы таких регионов, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тульская область и др».
Необходимо отметить, что при развитии информационной открытости органы власти должны учитывать следующие аспекты, которые в настоящее время не всегда реализуются:
— доступность онлайн, что обеспечивает самое широкое их применение для пользователей;
— открытость лицензии, что предоставляет любому человеку право на их использование;
— машиночитаемость, благодаря чему даже большие наборы данных могут анализироваться эффективно;
— доступность в качестве большого массива данных, что дает возможность их экспорта в качестве единого набора данных, который далее легко анализируется машиной;
— бесплатность, благодаря чему каждый сможет получить к ним доступ независимо от своего бюджета.
Кроме того, для повышения эффективности управления и повышения качества жизни населения необходимо обеспечить прозрачность деятельности органов власти. Для этого требуется развивать институциональные, организационные и иные механизмы. Также важным является уровень подготовки специалистов, умеющих работать с массивами данных.
Таким образом, для повышения результатов деятельности ГОБУ «Центр молодежи» в работе предложена разработка показателей для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений для опроса населения. Оценка включает следующие показатели: открытость и доступность информации об учреждении, в том числе, о предстоящих мероприятиях; комфортность условий, в которых осуществляется предоставление услуг и доступность их получения, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; время ожидания в очереди при получении услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников; удовлетворенность качеством оказания услуг. Ежемесячный мониторинг по предложенным показателям позволит улучшить деятельность ГОБУ «Центр молодежи» в социальной сфере.
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предложений по совершенствованию
В качестве метода определения эффективности предложенных мероприятий по оптимизации управления социальной сферой муниципального образования на примере ГОБУ «Центр молодежи» выбран метод экспертной оценки.
В состав экспертов входит 7 человек:
— Заведующая;
— Председатель общего собрания коллектива;
— Председатель совета учреждения;
— Председатель совета педагогов;
— Глава профсоюзного комитета;
— Председатель родительского комитета;
— Член родительского комитета.
Результат ранжирования, который представляет согласованную оценку экспертов:
— увеличение количества получателей социальных услуг;
— повышение уровня эффективности управления социальной сферой учреждения;
— оптимизация времени получения актуальной информации родителями;
— повышение эффективности деятельности учреждения.
Результаты экспертного ранжирования представлены в таблице 11.
Таблица 11 — Результаты экспертного ранжирования
Результаты экспертного ранжирования | ||||||||
Ранжируемые показатели | NN экспертов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | |
2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | |
3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | |
4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 |
Для нахождения согласованной оценки группы экспертов определяется сумма весов оценок по каждому показателю. Это отображено в таблице 12.
Таблица 12 — Расчет сумм весов экспертных оценок
Результаты экспертного ранжирования | Сумма | |||||||
Ранжируемые показатели | NN экспертов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 18 |
2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 19 |
3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 21 |
4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 21 |
Одинаково наивысшие оценки получили сразу 2 показателя — «повышение уровня эффективности управления социальной сферой учреждения» и «оптимизация времени получения актуальной информации родителями».
Таблица 13 — Определение согласованного ранжирования
Согласованная оценка экспертов | NN экспертов | Ранжированные суммы по возрастанию | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 18 | ||
2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 19 | ||
3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 21 | ||
4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 21 |
Произведем оценку степени согласованности мнений экспертов. Данная оценка свидетельствует о значимости данных показателей и производится путем вычисления коэффициента конкордации (согласования) (W) по формуле (1) и (2):
где, Х—квадрат
где, m – количество экспертов
n — количество эффектов (показателей).
S — сумма квадратов весов оценок.
Полученный коэффициент W оценивается по шкале от 0 до 1.
Х2 = (12 * 1567) / (7 * 4 * (4 + 1)) – (3 * 7 * (4 + 1)) = (18804 / 140) – 105 = 134,31 – 105 = 29,31
W = 29, 31 / (7 * (4 — 1) = 1,40
Как видно из вышеприведенного расчета, полученное значение даже больше максимального значения по шкале, что означает положительную согласованность мнений экспертов и согласованное ранжирование реализуемо на практике.
Таким образом, эффективность деятельности ГОБУ «Центр молодежи» оценивается по уровню выполнения показателей. Существуют как количественные, так и качественные показатели. Сложность состоит в измерении качества предоставления услуг, так как в основном учреждения нацелены на выполнение количественных показателей. Для повышения результатов деятельности ГОБУ «Центр молодежи» в социальной сфере оценка качества должна осуществляться постоянно в текущем формате, как определенная мера контроля.
Сбор данных рекомендуется производить на основе таких методов как: анкетирование, наблюдение на различных стадиях, опрос сотрудников, работающих с потребителями, анализ документов.
Предлагается каждому варианту ответов присвоить балл. По итогам проведенного опроса по каждой анкете определяется итоговая сумма. Исходя из полученной суммы, определяется оценка деятельности ГОБУ «Центр молодежи» по уровням: 1 высший уровень эффективности; 2 средний уровень эффективности; 3 низкий уровень эффективности. По результатам опроса деятельность ГОБУ «Центр молодежи» оценивается в соответствии с вышеописанными уровнями.
В результате апробации предложенной системы показателей, планируется достичь следующих эффектов в работе ГОБУ «Центр молодежи»: увеличение количества получателей социальных услуг; повышение уровня эффективности управления социальной сферой учреждения; оптимизация времени получения актуальной информации родителями; повышение эффективности деятельности учреждения.
В качестве метода определения социально—экономической эффективности предложенных мероприятий по оптимизации управления социальной сферой муниципального образования на примере ГОБУ «Центр молодежи» выбран метод экспертной оценки. Одинаково наивысшие оценки получили сразу 2 показателя — «повышение уровня эффективности управления социальной сферой учреждения» и «оптимизация времени получения актуальной информации родителями».
Расчеты наглядно показывают, что полученное значение даже больше максимального значения по шкале, что означает положительную согласованность мнений экспертов и согласованное ранжирование реализуемо на практике.
Таким образом, для повышения результатов деятельности ГОБУ «Центр молодежи» в работе предложена разработка показателей для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений для опроса населения. Оценка включает следующие показатели: открытость и доступность информации об учреждении, в том числе, о предстоящих мероприятиях; комфортность условий, в которых осуществляется предоставление услуг и доступность их получения, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; время ожидания в очереди при получении услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников; удовлетворенность качеством оказания услуг. Ежемесячный мониторинг по предложенным показателям позволит улучшить деятельность ГОБУ «Центр молодежи» в социальной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
В социальном государстве социальная сфера призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного человеческого развития, а значит, быть одним из важнейших направлений развития общества в целом.
Система социальной сферы Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: социальные гарантии и меры по обеспечению достойного уровня и качества жизни населения страны; социальные гарантии и меры по предупреждению и смягчению влияния последствий социально рискованных ситуаций; государственные органы, учреждения и организаций, в чью компетенцию входит организация и оказание различных социальных услуг населению в данной сфере.
Пакет ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную сферу, включает: «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ, «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ, «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Роль государства и муниципалитетов в управлении социальной сферой в основном сводится к использованию следующих рычагов прямого и косвенного воздействия: законодательства, собственности (учредительство), контроля и администрирования, социокультурной политики, финансирования, организационной поддержки, воспроизводства профессиональной среды, стимулирования и информации.
Структуру социальной сферы муниципального образования образуют как учреждения культуры, физической культуры и спорта, образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, занятости и другие, обеспечивающие жизнедеятельность человека на данной территории, так и сам человек, его физические и духовные характеристики.
В качестве ключевого инструмента регулирования данной сферой на уровне муниципального образования выступает муниципальная социальная политика.
Совершенствование социальной инфраструктуры муниципального образования должно обеспечиваться за счет решения следующих задач: оптимизации сети дошкольных учреждений, школ, средних учебных заведений, высших учебных заведений; развития отраслей социальной инфраструктуры; разработки действенной системы финансирования социальной инфраструктуры; разработки и использования социальных стандартов и др.
Объектом исследования в работе выступает ГОБУ «Центр молодежи».
В целях организации трудоустройства несовершеннолетних на территории Липецкой области реализуется проект «Молодежные отряды» в рамках которого несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет принимаются на работу по срочным трудовым договорам в качестве подсобных рабочих для проведения работ по благоустройству социально значимых объектов.
В рамках выполнения государственного задания государственным (областным) бюджетным учреждением «Центр молодежи» в 2022 году реализовано 68 мероприятий с общим охватом более 235 тыс. участников.
Основными целями проводимых мероприятий является увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью, формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, создание условий для самореализации подростков и молодежи, развитие их творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально–опасном положении.
Семейные ценности занимают одно из доминирующих мест среди социальных ценностей молодежи. В этом плане достаточно важным является реализация технологии сопровождения и поддержки молодой семьи.
Стратегии, технологии молодежной политики реализуются в конкретных механизмах. Стратегически важные документы задают базовые направления в реализации молодежной политики. В первую очередь должны включиться правовые механизмы технологической реализации молодежной политики. Нормативные документы определяют основные цели, задачи, ограничения, ресурсы, возможности каждого из стратегических направлений. Вслед за нормативным регулированием включаются организационные механизмы.
Для повышения результатов деятельности ГОБУ «Центр молодежи» оценка качества должна осуществляться постоянно в текущем формате, как определенная мера контроля. Сбор данных рекомендуется производить на основе таких методов как: анкетирование, наблюдение на различных стадиях, опрос сотрудников, работающих с потребителями, анализ документов.
Оценка включает следующие показатели: открытость и доступность информации об учреждении, в том числе, о предстоящих мероприятиях; комфортность условий, в которых осуществляется предоставление услуг и доступность их получения, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; время ожидания в очереди при получении услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников; удовлетворенность качеством оказания услуг. Ежемесячный мониторинг по предложенным показателям позволит улучшить деятельность ГОБУ «Центр молодежи» в социальной сфере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 N 489-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» от 25.12.2018 N 489-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 (ред. от 03.10.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
4. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение № 2403-р от 29 ноября 2014 г. // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 25.11.2023).
5. Доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Липецкой области (2021 год)». – Липецк, 2022. – 276 c.
6. Акиншева А.А. Понятие социальной защиты // Крымский Академический вестник. — 2020. — № 17. — С. 15-18.
7. Антипин, И. А. Стратегическое планирование развития территорий в условиях неопределенности / И. А. Антипин, Н. Ю. Власова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-1. – С. 5-10.
8. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // Молодой ученый. — 2019. — №9. — С. 511-514.
9. Барабанов, А. А. Государственное управление социальной сферой : учебное пособие для бакалавров / А. А. Барабанов, А. А. Лихтин, А. И. Лушин. – Санкт-Петербург : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2023. – 108 с.
10. Блинникова, О. Н. Молодежная семейная политика: технологии сопровождения / О. Н. Блинникова // Человек. Общество. Наука. – 2023. – Т. 4, № 2. – С. 139-144.
11. Блинникова, О. Н. Стратегии, технологии и механизмы реализации молодежной политики в регионе / О. Н. Блинникова, Н. Н. Пачина, В. А. Гончарова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2023. – № 2. – С. 96-105.
12. Булыгин, Ю.Е. Основы теории организации социального управления. Учебное пособие / Ю.Е. Булыгин, В.И. Волковский. — М.: ЧеРо, 2018. — 142 c.
13. Василенко, Д. В. Социальная сфера муниципального образования: теоретические аспекты развития и управления / Д. В. Василенко // Сборник научных работ серии «Экономика». – 2023. – № 29. – С. 43-51.
14. Васильева, А. С. О формах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: историко-правовой аспект / А. С. Васильева // Администратор суда. – 2023. – № 4. – С. 47-51.
15. Ващенко, Н. В. Инструменты государственной политики в социальной сфере в условиях новой реальности / Н. В. Ващенко, А. В. Кретова // Сборник научных работ серии «Государственное управление». – 2023. – № 30. – С. 21-30.
16. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации : учебник / В. П. Галаганов. — Москва: КноРус, 2021. — 153 с.
17. Гасумова С.Е. Социальная информатика: учебник и практикум для вузов. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 284 с.
18. Гасумова С.Е., Карпунина А.В. Новые тренды цифровизации социальной защиты и социального обслуживания в России // Социальная политика и социология. — 2020. — № 3 (136). — С. 41-49.
19. Гвасалия Д.С., Логвинова Л.А. Сущность и актуальные проблемы социального обеспечения граждан // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий. — 2021. — №4. — С. 119-122.
20. Еремина, О. Ю. Теоретико-правовые основы оценки эффективности государственного управления в социальной сфере : специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Еремина Ольга Юрьевна, 2020. – 233 с.
21. Жилинская Е.А. Оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания в муниципальном образовании // Молодой ученый. 2021. № 28 (370). С. 207-209.
22. Зеленкова М.М. Молодежная политика в России и зарубежных странах// Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6.
23. Зинина, О. В. Социально — экономическое развитие и управление городского района / О. В. Зинина, Ю. А. Оленцова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2022. – Т. 11, № 4(41). – С. 39-44.
24. Игнатова, Л. Н. Методические аспекты развития стратегического планирования в социальной сфере / Л. Н. Игнатова, Е. В. Макаревич // Вопросы региональной экономики. – 2023. – № 1(54). – С. 33-40.
25. Калинина, Ю. А. Подходы к исследованию качества в сфере социального обслуживания населения / Ю. А. Калинина, А. Д. Лапшина, В. Д. Лапшина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2023. – Т. 2, № 12. – С. 90-93.
26. Киритив, А. М. Зарубежный опыт управления молодежной политикой / А. М. Киритив // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 10. – С. 34-36.
27. Козырева Л.Д., Шкурупей О.В. Система социального обслуживания населения в эпоху цифровизации: социальные инновации и перспективы развития // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2018. — № 4 (36). — С. 184–189.
28. Костиков, П. С. Инструменты управления бюджетными расходами на оказание государственных услуг в социальной сфере / П. С. Костиков, Г. Н. Куцури // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 5-2(99). – С. 34-41.
29. Кочетков, А. В. Государственная молодежная политика: поиск интегративной модели управления / А. В. Кочетков // Наука. Культура. Общество. – 2023. – Т. 29, № 3. – С. 120-135.
30. Маслова, Д. Р. К вопросу о грантовой поддержке для развития молодежной политики. Классификация грантовых проетов (на примере Липецкой области) / Д. Р. Маслова // Проектное управление социально-экономическим развитием региона : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 27 апреля 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 202-205.
31. Матвеев, В. В. Совершенствование процесса реализации проектной деятельности в социально-культурной сфере / В. В. Матвеев, Ю. П. Соболева, И. С. Ефименко // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 3(47). – С. 430-440.
32. Маякова, А. В. Модель социального управления качеством в системе государственного и муниципального управления / А. В. Маякова // Регион: системы, экономика, управление. – 2023. – № 3(62). – С. 102-108.
33. Молодежная политика: европейский опыт: доклад Института Европы РАН. – М., 2020. № 163.
34. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Совета Федерации ФС РФ. – 2021. – № 4 (329).
35. Покрасён Т.В. О понятии и сущности социальной защиты // Крымский Академический вестник. — 2020. — № 15. — С. 172-176.
36. Ростовская, Т.К. Молодежная политика в современной России : учебное пособие для вузов / Т.К. Ростовская, Е.А. Князькова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 155 с.
37. Салганова Е.И. Оценка качества предоставления услуг: результаты социологического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 177-182.
38. Самыгин С.И. и др. Социальная политика: учебник для бакалавров / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа / Москва; Ростов-на-Дону: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 224 с
39. Селезенкина, Д. Р. Управление социальной сферой в муниципальном образовании / Д. Р. Селезенкина // Студенческая наука — аграрному производству. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2023. – С. 220-230.
40. Снежко О. А. Защита социальных прав граждан: теория и практика : монография / О. А. Снежко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 274 с.
41. Социальная безопасность сельских территорий как индикатор устойчивого развития экономики района / И. А. Мухина, Е. В. Марковина, С. А. Доронина [и др.] // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 12-1. – С. 114-119.
42. Студеникин Н.В. Влияние цифровых технологий на социальные услуги: мировой опыт и перспективы в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 1. — С. 32–36.
43. Харченко В.В. Международный опыт реализации молодежной политики. – М.: Фонд содействия развитию международного сотрудничества, 2019. – С. 104–108.
44. Хохлов И.А. Понятие и принципы права социального обеспечения в России // Юридический аналитический журнал. — 2020. — № 1. — С. 65-66.
45. Шахпазова, Р. Д. Молодежная политика как направление социальной политики: национальный и региональный аспекты / Р. Д. Шахпазова, Б. Ш. Пирмагомедов // Неделя науки — 2023. – Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 2023. – С. 445-447.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф