1 2
Содержание
Введение
1. Теоретические и методологические основы формирования и управления культурой безопасности труда в организации
1.1. Эволюция трудовой деятельности человека и условия труда в организации
1.2. Понятие и роль культуры безопасности труда в организации
1.3 Методы и инструменты управления культурой безопасности труда в организации
2. Анализ кадрового потенциала и условий труда в ЗАО «Фарм-Холдинг»
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика исследуемой организации
2.2. Оценка кадрового потенциала ЗАО «Фарм-Холдинг»
2.3. Анализ условий труда и обеспечения их безопасности в ЗАО «Фарм-Холдинг»
3. Перспективы совершенствования культуры безопасности труда в ЗАО «Фарм-Холдинг»
3.1. Оценка уровня культуры безопасности труда в исследуемой организации
3.2. Рекомендации по улучшению культуры безопасности труда в организации ЗАО «Фарм-Холдинг»
3.3. Оценка эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию культуры безопасности труда в ЗАО «Фарм-Холдинг»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Безопасность труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешную организацию на рынке труда, руководство которой «спустя рукава» относилось бы к вопросам безопасности труда персонала. Как известно, несчастные случаи на производстве приводят к парализации работы организации, создают напряженную обстановку в коллективе, ведущую к существенным финансовым потерям.
Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что безопасность труда персонала высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности организации безопасность труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. В странах Европейского союза сейчас поднимается вопрос о культуре охраны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.
Хотелось бы, чтобы и для российских руководителей это стало нормой. Чтобы работа по безопасности труда и здоровья персонала не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осуществлялось по остаточному принципу. Чтобы многие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в угоду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека — одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства.
Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда — один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.
Объектом исследования в работе выступает ЗАО «Фарм-Холдинг».
Предметом исследования в работе является культура безопасности труда предприятия.
Целью данной работы является разработка проекта мероприятий по совершенствованию культуры безопасности труда в ЗАО «Фарм-Холдинг».
Задачи:
— изучить эволюцию трудовой деятельности человека и условия труда в организации;
— рассмотреть понятие и роль культуры безопасности труда в организации;
— изучить методы и инструменты управления культурой безопасности труда в организации;
— рассмотреть краткую технико-экономическая характеристику исследуемой организации;
— провести оценку кадрового потенциала ЗАО «Фарм-Холдинг» ;
— провести анализ условий труда и обеспечения их безопасности в ЗАО «Фарм-Холдинг» ;
-дать оценку уровня культуры безопасности труда в исследуемой организации;
— предложить рекомендации по улучшению культуры безопасности труда в организации ЗАО «Фарм-Холдинг»;
— дать оценку эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию культуры безопасности труда в ЗАО «Фарм-Холдинг» .
Теоретической и методологической основой выпускной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерность развития системы управления персоналом, особенности оценки эффективности труда персонала, современные формы и методы повышения эффективной управления персоналом.
В работе использовались следующие общенаучные методы: метод анализа литературы, нормативно-правовой документации, анализ документов, метод обобщения, метод сравнения показателей, а также методы экономического анализа, методы социологических исследований: метод наблюдения, анкетирования.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями к работе.
1. Теоретические и методологические основы формирования и управления культурой безопасности труда в организации
1.1. Эволюция трудовой деятельности человека и условия труда в организации
Большой вклад в развитие учений о труде внесли У. Петти и Адам Смит, Давид Рикардо (английская политэкономическая школа). Они поставили моральные воззрения на твёрдую почву, религиозные ценности в плоскость анализа.
Уильям Петти (1623-1687гг.) — стоимость товара определяется через количество труда, необходимое для его производства — основатель теории трудовой стоимости.
Адам Смит (1723-1790гг.) Труд — фактор богатства всех народов; разделение труда имеет полезное и многообразное действие. Разделение труда увеличивает ловкость, скорость, трудовой эффект, что ведёт к росту производительности труда; через неё рост национального богатства. Негативная сторона разделения труда: при выполнении одних и тех же операций человек не развивает свои умственные способности, становится глупым и невеждой.
Давид Рикардо (1772-1823гг.) теория трудовой стоимости получает завершение. Он ошибочно считал, что труд — товар, и свёл его к рабочему времени. Но продаётся не труд, а рабочая сила, способная создавать товар.
Дальнейшее развитие в представления о труде внесли представители французской социологической школы: Ш. Фурье, Клод Сен-Симон, Роберт Оуэн, Эмиль Дюркгейм. [4, c. 1]
Сен-Симон (1760-1825гг.) — рассматривает человека как единство духовных и физических сил, поэтому труд явление общественное, обязательное для всех людей, безделье — неестественное, неморальное, вредное явление.
Труд — источник всех добродетелей; предполагал распределение — по труду, и чтобы была невозможна эксплуатация.
Шарль Фурье (1772-1837гг.) — труд должен быть величайшим удовольствием для человека, и поэтому должен быть привлекателен: ликвидация наёмного труда, материально обеспечивает работников, непродолжительная рабочая смена, обобществление производства, охрана труда, право всех на труд.
Оплата по труду, а длительность рабочего времени — 2 часа.
Им был выдвинут принцип перемены труда.
Роберт Оуэн (1771-1858гг.) обнаружил связь между условиями жизни вне сферы труда и отношениями в процессе труда и производительностью труда, отмечая, что человек осуществляет трудовую активность всей своей личностью. Трудовая среда должна соответствовать природе человека (сокращение рабочего дня, меры по охране труда).
Серьёзные исследования труда были проведены в работах Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831гг.). Гегель был идеалистом (идея существует сама по себе, затем отчуждается в природе и вновь возвращается к самой себе и сознанию в человеке). Чтобы сознание , как низшая форма, превратилось в самосознание , как высшую форму, необходимо действие, труд человека. В труде сознание становится самосознанием, а человек благодаря труду, становится человеком. Таким образом, Гегель первый из философов описал процесс самопорождения человека в истории благодаря труду. Труд он понимает как деятельность и производство вообще, распространяя его и на природу. Гегель считал труд средством самовыражения и самоутверждения человека и, что характер и сущность индивида можно точно определить по его делам и труду, в которых он проявляет себя. Но представления Гегеля односторонние — не видел негативных сторон в труде при капитализме, не знал практики. [4, c. 1]
Пьер Жозеф Прудоп (1809-1865гг.) рассматривал проблемы человеческого труда, его считают одним из самых выдающихся мыслителей домарксистского социализма и родоначальником анархизма. Его взгляды: результат труда — общественный результат, никто не имеет права его отчуждать; но частная собственность делает это возможным, а также эксплуатацию чужого труда, поэтому её следует ликвидировать. Труд — решающая сила общества, определяющая его рост и весь организм. Человек, не умеющий пользоваться орудиями труда — не человек, а аномалия, несчастное существо. Критерий прогресса общества — развитие орудий труда и развитие промышленности.
Маркс и Энгельс внесли существенный вклад в понимание человеческого труда. они рассматривали труд как общественное многозначное явление, и в первую очередь как социологический фактор.
К. Маркс (1818-1883гг.) рассматривает вопросы отчуждения и освобождения труда, отмечает, что труд и трудовую активность следует рассматривать в контексте их взаимосвязи с другими видами активности человека. Развитие производительных сил приводит к изменения, как в содержании, так и в характере труда, а в своём единстве они оказывают влияние на положение человека в трудовом процессе и в социальной организации общества.
Ф. Энгельс (1820-1895гг.) показал роль труда в возникновении человека и человеческого общества в целом, труд — первое и основное условие человеческой жизни. Разделение труда в обществе со стихийным развитием производства приводит к порабощению производителей, превращает их в простой придаток машины. Ликвидировать это можно путём устранения социально-экономической отдалённости производителя от средств производства, то есть путём устранения монополии частной собственности на них, это устранит старое разделение труда.
Таким образом, Маркс и Энгельс подготовили основные предпосылки возникновения социологии труда, рассмотрели её основные категории: понятие труда, отношение труда и человека. Изменения в содержании и характере труда, разделение труда и его социальные последствия, отчуждение труда и пути его продолжение, влияние условий жизни на трудовую активность. [4, c. 2]
Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [1, с. 19]. Однако до сих пор существует различие в определении всего круга факторов, формирующих условия труда. Их выявление и оценка имеют практическое значение с позиции воздействия на работающих, организации работы по изучению причин и вероятностных характеристик несчастных случаев и профессиональных заболеваний, разработки мероприятий по улучшению результатов труда всего персонала.
При определении круга факторов, формирующих условия труда на предприятии, следует учесть, по нашему мнению, и то, что отраженные на рисунке 1 факторы, во-первых, образуются в результате отношения работника к выполняемой работе, а, во-вторых, могут представлять собой с точки зрения риска производственной травмы и профессионального заболевания потенциальную опасность, реализуемую в результате опасных, ошибочных действий (или отсутствия необходимых действий) непосредственного исполнителя работ. Многое зависит от того, воспринимает ли и осознает ли работник опасную ситуацию, способен и готов ли принять верное решение и осуществить соответствующие действия. Весомое влияние здесь оказывает работодатель, что находит отражение в том числе в социально-психологических факторах, в которые входит, на наш взгляд, и организационная культура.
Рисунок 1 — Классификация факторов, формирующих условия труда на предприятии
Она включает в себя мотивационную составляющую, обусловленную нормами, ценностями, установками, что, в конечном счете, определяет поведение людей в процессе трудовой деятельности. Можно сказать, что организационная культура является своего рода общей сферой, в которой проявляются другие факторы. При этом по отношению к условиям труда ее можно определить, с нашей точки зрения, в качестве одного из формирующих их факторов (наряду с остальными), в основе которого находятся общие нормы, ценности и установки работников организации.
По степени травмобезопасности условия труда подразделяются на 3 класса (таблица 1.).
Таблица 1 — Классификация условий труда по степени травмоопасности образующих их факторов
Класс условий труда | Факторы, формирующие условия труда | Особенности класса |
1 — оптимальный | Физические факторы | Оборудование и инструмент соответствуют (полностью) правилам и стандартам, установлены (и исправны) необходимые средства защиты, обучение и инструктаж работников проводятся в соответствии с инструкциями |
2 — допустимый | Физические факторы | Присутствуют повреждения (или неисправности) средств защиты, однако без снижения их защитных функций |
3 — опасный | Физические факторы | Средства защиты отсутствуют (или неисправны), нет инструкций по охране труда и средств обучения персонала безопасным методам и приемам ведения работ |
Следовательно, по степени травмобезопасности различные классы условий труда, устанавливаемые по результатам аттестации рабочих мест, в зависимости от соответствия нормативным требованиям образуют физические факторы.
Таким образом, совершенствование условий труда есть, в первую очередь, процесс его охраны от неблагоприятных воздействий на работающих, которые могут проявляться в виде производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Конечная же его цель — постоянный рост эффективности труда и его органическое превращение в новый фактор как укрепления здоровья, так и развития личности человека.
1.2. Понятие и роль культуры безопасности труда в организации
Как это случается для ряда понятий в областях психологии, менеджмента и других гуманитарных дисциплин, в вопросе изучения культуры безопасности также имеет место разрозненность и отсутствие единого подхода к понимаю и интерпретации данного феномена. По мнению авторов такие различия во взглядах исследователей и практиков обусловлены следующими причинами:
— Различные выборки при проведении эмпирических исследований
— Разные методы исследования
— Различное понимание безопасности
Несмотря на это, многие исследователи все-таки склонны сходиться на одной из трактовок культуры безопасности, которая кажется большинству наиболее оптимальной и адекватной. Это определение было представлено в 1993 году комиссией по безопасности ядерных установок (ACSNI):
«Культура безопасности – это совокупность индивидуальных и групповых ценностей, аттитюдов, компетенций и паттернов поведения, которые определяют соблюдение, а также стиль и эффективность программ безопасности и здоровья в организации. Организации с хорошей культурой безопасности характеризуются коммуникациями, основанными на взаимном доверии, разделяемыми ценностями важности безопасности и уверенности в эффективности превентивных мер».
Более того, стоит отметить и возросшее количество областей исследований: культуры безопасности изучается в медицине, транспорте, энергетике и других сферах. Количество эмпирических исследований с начала 2000-ых годов значительно превышает теоретические, что также во многом объясняется ростом интереса к проблемам безопасности и приложению КБ в широком спектре отраслей.
На протяжении периода с введения термина и до начала XXI века выделяются следующие наиболее известные модели КБ. Эти подходы предложены почти 20 лет назад авторитетными авторами и представляют большой интерес:
— Модель Guldenmund (2000);
— Модель Cooper (2000);
— Модель Reason (1998);
Подход Guldenmund (2000) заключается в рас-смотрении КБ через призму подхода к организационной культуре: автор выделяет три слоя — базовые предположения о безопасности, ценности безопасности, артефакты. Этот подход иногда называют интерпретативным или описательным. Автор является одним из самых признанных и наиболее часто цитируемых специалистов в области КБ.
Существует и не менее значимая модель Cooper (2000), в которой автор рассматривает КБ как результат взаимодействий между сотрудниками в рамках трех компонент: психологической, поведенческой, ситуационной. Он ставит акцент на реальных практиках менеджмента и реальном поведении сотрудников, изменение в которых способно во многом видоизменять уровень КБ в организации. Такой подход выглядит более прагматичным, и зачастую его называют функциональным.
По мнению Reason, КБ представляет собой совокупность взаимодействующих субкультур. Он включает в состав КБ «культуру информированности», «культуру отчетности», «культуру гибкости», «культура научения», «просто культуру».
По мере развития проблемной области понимание КБ также претерпевало изменения. Возникали споры, противоречия в подходах.
Видно, что исследователи выступают с зачастую резкими и бескомпромиссными заявлениями. Авторитетные модели подвергаются пересмотру, предлагаются новые варианты. Это лишь свидетельствует о непрекращающемся развитии в данной отрасли и открывает широкие возможности для новых исследований.
Придерживаясь стратегии интеграции и объединения взглядов, мы не отрицаем существование КБ как феномена – напротив, мы видим свою задачу в придании этому понятию максимально широкого контекста и включении его в сложную и многогранную систему психологических характеристик и свойств личности.
Сопоставляя эти компоненты, вероятно, можно добиться более глубокого понимания причин и паттернов безопасного поведения. Схематично прототип модели представлен на рисунке 1.
Рисунок 2 — Интегральная модель культуры безопасности
Таким образом, культура безопасности, по нашему мнению, должна рассматриваться как интегральное образование. Это многоуровневая сложная система индивидуальных и групповых характеристик, взаимосвязи эксплицитных и имплицитных установок, которые обеспечивают безопасное функционирование организации. Область КБ требует дальнейшего изучения с применением широкого спектра психологических методов и анализа реальных бизнес-процессов в контексте общей проблематики безопасности.
1.3 Методы и инструменты управления культурой безопасности труда в организации
Факторы, влияющие на формирование культуры безопасного труда, следует устанавливать с учетом состояния системы охраны труда в конкретных структурных подразделениях, структуры управления охраной труда на корпоративном уровне, условий эксплуатации, специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, результатов анализа причин нарушений в функционировании системы управления охраной труда.
Критерий сформированности культуры безопасного труда — мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой эффективного функционирования системы управления охраной труда. Показатель сформированности культуры безопасного труда — это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.) и выполняет следующие функции:
— функцию представления информации о явлении;
— функцию анализа целей, ситуаций, проблем, решений;
— функцию связи с интересами человека. Выполняемые показателями функции позволяют им выступить в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности в области безопасного труда, а также разработать эффективные технологии управления охраной труда (управление рисками).
Для измерения уровня достижения того или иного показателя в рамках рассматриваемого критерия были разработаны индикаторы, на основании которых составлялись вопросы анкеты.
Направления деятельности организации в сфере формирования культуры безопасного труда, которые могут отражать индикаторы, представлены в таблице 2
Таблица 2 Индикаторы, отражающие направления деятельности организации в сфере формирования культуры безопасного труда
Индикаторы должны постоянно уточняться и адаптироваться для конкретных производств, различающихся структурой управления и условиями эксплуатации. Перечень индикаторов культуры безопасного труда, приведенный выше, может дополняться и изменяться по усмотрению экспертов для наиболее полного понимания состояния культуры безопасного труда.
2. Анализ кадрового потенциала и условий труда в ЗАО «Фарм-Холдинг»
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика исследуемой организации
ЗАО «Фарм-Холдинг» является научно-практическим подразделением группы компаний «ГЕРОФАРМ», отвечающим за разработку лекарственных препаратов. Он был открыт в 2011 году на территории Особой Экономической Зоны технико-внедренческого типа «Нойдорф» (Санкт-Петербург, поселок Стрельна). В 2014 году в составе центра были созданы новые лаборатории биотехнологического блока для усиления направления по разработке биопрепаратов.
R&D центр специализируется на разработке лекарственных препаратов, занимается апробацией и внедрением новых технологий в промышленное производство, организует доклинические и клинические исследования. Лабораторный комплекс общей площадью более 1500 кв. метров оснащен высокотехнологичным оборудованием и соответствует международным стандартам в области разработки лекарственных средств.
В состав научно-исследовательского центра входят 5 высокотехнологичных лабораторий, в которых осуществляется полный цикл разработки препарата: от молекулы до готового лекарства — лаборатория биоогранической химии, испытательная аналитическая лаборатория, лаборатория разработки лекарственных средств, лаборатория генной инженерии, лаборатория разработки биопроцессов.
Сегодня приоритетное направление работы «ГЕРОФАРМ» – создание биотехнологических препаратов на основе генно-инженерных технологий, в том числе аналогов инсулина, а также других препаратов для лечения социально значимых заболеваний. Цель компании – стать лидером в разработке и производстве препаратов для лечения сахарного диабета и способствовать укреплению лекарственной безопасности страны.
На сегодняшний день учеными научно-исследовательского центра «ГЕРОФАРМ» создан собственный штамм-продуцент и разработана технология производства аналогов инсулина – более современных форм жизненно важного препарата.
Созданная современная технологическая платформа и накопленные компетенции позволят «ГЕРОФАРМ» в ближайшие 3-4 года выпустить на рынок полную линейку аналоговых инсулинов различного профиля действия — лизпро, гларгин, аспарт, деглюдек.
В настоящее время помимо препаратов для лечения сахарного диабета «ГЕРОФАРМ» ведет разработку препаратов для лечения офтальмологических заболеваний, урологических препаратов — в общей сложности более 15 проектов.
Сегодня усилия «ГЕРОФАРМ» направлены на создание критических технологий, т.е. сложных комплексных технологий, имеющих высокую социальную значимость и способствующих укреплению лекарственной безопасности страны.
Научно-исследовательский центр группы компаний «ГЕРОФАРМ» является примером высокотехнологичного современного инфраструктурного объекта, соответствующего самым высоким мировым стандартам. Комплекс регулярно посещают российские и зарубежные делегации с целью обмена профессиональным опытом и трансфера технологий.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ЗАО «Фарм-Холдинг» представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ЗАО «Фарм-Холдинг»
Показатели | 2019 | 2020 | Абсолютное отклонение | Темп роста |
2020/2019 | 2020/ 2019 | |||
1 Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. | 296186 | 231383 | -64803 | 0,78 |
2 Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. | 184789 | 148133 | -36656 | 0,80 |
3 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 37745 | 48420 | 10675 | 1,28 |
4 Фондоотдача, руб./руб. | 7,84 | 4,77 | -3,07 | 0,60 |
5 Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. | 0,62 | 0,64 | 0,02 | 1,03 |
6 Прибыль от продаж, тыс. руб. | 31950 | 20230 | -11720 | 0,63 |
7 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 31609 | 11758 | -19851 | 0,37 |
8 Рентабельность: продукции, % | 0,10 | 0,09 | -0,01 | 0,9 |
производства, % | 0,62 | 0,64 | 0,02 | 1,03 |
продаж, % | 1,01 | 1,72 | 0,71 | 1,70 |
Как показывают данные таблицы 1, ЗАО «Фарм-Холдинг»является достаточно рентабельным предприятием. В анализируемом периоде отмечается рост прибыли от продаж, а так же увеличение рентабельности продукции и продаж организации.
2.2. Оценка кадрового потенциала ЗАО «Фарм-Холдинг»
Сотрудники ЗАО «Фарм-Холдинг» обладают высокими профессиональными компетенциями и имеют многолетний опыт сотрудничества с ведущими исследовательскими центрами в рамках российских и международных проектов, являются авторами патентов и разработчиками препаратов и методов диагностики, уже представленных на российском и зарубежных рынках.
В научно-практической работе занято более 20 кандидатов и докторов наук в областях медицины, фармакологии, химии и биологии, технологии лекарств.
По состоянию на 01.01.2021 г. штат ЗАО «Фарм-Холдинг» составил 45 человек, из них:
— административный персонал – 11 чел.;
— основной персонал – 34 чел.
Изменение их соотношения по годам за последние три года приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Изменение соотношения численности персонала по годам
Годы | Общая численность персонала | Численность административного персонала | Численность основного персонала |
2018 | 44 | 10 | 34 |
2019 | 44 | 10 | 34 |
2020 | 45 | 11 | 34 |
Рисунок 3 Динамика численности персонала ЗАО «Фарм-Холдинг»
Для более детального анализа используем данные первичного учета. Составим аналитическую таблицу для ЗАО «Фарм-Холдинг», в которой численность персонала 2021 года сравним с численностью 2020 года (таблица 6).
Таблица 6 — Структура персонала и обеспеченность кадрами ЗАО «Фарм-Холдинг»
Категория персонала | 2020 год | 2021 год | Отклонение (+,-) | Темп роста, % | Уд. вес персонала, % | |
2020 год | 2021 год | |||||
Среднесписочная численность всего персонала, чел. -всего: | 44 | 45 | +1 | 102,27 | 100 | 100 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
Руководители | 10 | 11 | +1 | 110,00 | 22,73 | 24,44 |
Специалисты | 34 | 34 | 0 | 0 | 77,27 | 75,56 |
Структура персонала по категориям представлена на рисунке 4.
Рисунгок 4 Распределение сотрудников по категориям в 2021 году
Из данных таблицы 2.2 видно, что среднесписочная численность персонала в 2021 году снизилась против 2020 на 1 человек, темп роста составил 102,27%. Из общего числа работающих в Г ЗАО «Фарм-Холдинг» в 2021 году (45 человек) персонал распределяется по следующим категориям: руководители – 11 чел.; специалисты – 34 чел.
Для выявления состояния и проблем системы управления в
ЗАО «Фарм-Холдинг» был проведен опрос. В опросе принимали участие 20 сотрудников учреждения.
Опрос содержит 29 суждений, на каждое из которых опрашиваемый должен проставить балл в соответствии с тем, насколько это суждение реально. Затем подсчитывается общий балл, для чего складываются показатели всех ответов.
Общий индекс оценки системы управления определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов — 290, наименьшее — 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне управления:
— 261 — 290 — очень высокий;
— 175 — 260 — высокий;
— 115 — 174 – средний;
— ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации.
Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры. Два других фактора можно оценить на основе показателей секций.
Далее рассмотрим результаты тестирования, представленные на рисунке 5.
Рисунок 5 Средний балл по секциям опроса
Как показывает рисунок 5, по всем секциям полученный средний балл меньше максимального значения более чем в 2 раза. Наименьшее внимание уделяется вопросам мотивации и морали в коллективе, отсутствуют какие-либо инструменты морального и материального стимулирования.
Суммируя полученные средние баллы, получаем общий индекс:
ОИ = 29,1+38,4+41,9+34,6 = 144 балла
Полученный расчет показывает, что в организации наблюдается средний уровень корпоративной культуры, что свидетельствует о наличии определенных проблем.
В целях оценки эффективности использования трудового потенциала ЗАО «Фарм-Холдинг» в рамках данной работы была разработана анкета (см. приложение А).
Анкета представлена следующими разделами:
— Профессиональная компетентность;
— Знание нормативных актов;
— Знание отечественного и зарубежного опыта;
— Оперативность в принятии решений;
— Способность к адаптации в новой ситуации;
— Качество труда;
— Участие в коммерческой деятельности;
— Исполнительность и ответственность;
— Умение взаимодействовать с руководством;
— Интенсивность труда;
— Организаторская работа;
— Производственная этика, стиль общения;
— Способность к освоению технических средств;
— Способность к творчеству, предприимчивость;
— Умение работать с документами;
— Способность к самооценке.
Анкета проводилась руководителями, в основном начальниками отделов в отношении работников, которые проходили наставничество при приеме или переводе на другую должность ГАОУ ДПО «Корпоративный университет московского образования» ЗАО «Фарм-Холдинг».
По каждому из перечисленных разделов проставлялась положительная либо отрицательная оценка (от 1 до 5 баллов). В случае отрицательной оценки – от — 1 до — 5 баллов. Таким образом, оценивающий сотрудник демонстрировал отрицательную или положительную оценку качеств сотрудников и затем выражал ее в числовом измерении. В анкетировании приняли участие 20 человек.
Рассмотрим результаты анкетирования в разрезе нескольких разделов, приведенные на графиках.
Рисунок 6 Результаты анкетирования по разделу «Знания и навыки»
Как показывают данные рисунка 6, уровень знаний нормативных актов не является проблемной областью у вновь принятых сотрудников (72 балла из 100 максимально возможных). Так же данные демонстрирует и достаточный уровень знаний отечественного и зарубежного опыта. При это положительным фактором является высокий уровень профессиональной компетенции, отмеченной у принятых сотрудников (93 балла).
Рисунок 7 Результаты анкетирования по разделу «Адаптация»
Исходя из данных рисунка 7, следует вывод, что сотрудники ЗАО «Фарм-Холдинг» достаточно оперативны в принятии решений (90 баллов из 100 возможных). Уровень способности к адаптации в новой ситуации так же достаточно высок, что свидетельствует о быстром приспособлении новых сотрудников к рабочей обстановке, режиме и коллективу.
Рисунок 8 Результаты анкетирования по разделу «Реализация организаторских способностей»
Анализируя способности принятых сотрудников к организаторской работе, следует сделать вывод о недостаточности индивидуальных свойств личностей работников, которые позволяют им оперативно и надежно организовать людей на выполнение определенного задания (63 балла из 100 максимально возможных).
Низкий уровень демонстрируют результаты анкетирования относительно исполнительности и ответственности новых сотрудников, что может проявляться в неспособности быстро и точно выполнять какие-либо поручения и негативно отражаться на общих результатах подразделения (отдела).
Рисунок 9 Результаты анкетирования по разделу «Способности и возможности работы в коллективе»
Результаты анкетирования, представленные на рисунке 9 показали, что принятые сотрудники обладают низким уровнем способностей к самооценке, а так же способностями к творчеству и проявлению инициативы. Так же отрицательным фактором является низкий показатель умения новых сотрудников работать с документами, что отражается на качестве труда. Низкий уровень демонстрируется и в способностях к освоению технических средств, что так же оказывает отрицательное воздействие на интенсивность труда.
В рамках соблюдения производственной этики и стиля общения в коллективе результаты анкетирования показали, что знание этики и возможности ее применения реализовываются не в полной мере (68 баллов из 100).
Наиболее низкие показатели по результатам анкетирования отмечены в качестве труда и его интенсивности.
Рисунок 10 Результаты анкетирования по разделу «Способности и возможности работы в коллективе»
Как показывают данные рисунка 10 опрошенные сотрудники недовольны качеством труда принятых работников (56 баллов из 100 максимально возможных), а так же низком уровне интенсивности их работы.
Данные показатели являются определяющими и комплексными, так как включают системную оценку качества и эффективности труда принимаемых сотрудников ЗАО «Фарм-Холдинг». Низкие значения результатов анкетирования свидетельствуют о неэффективном использовании трудового потенциала ЗАО «Фарм-Холдинг».
Помимо авторской методики исследования для оценки организации использования трудового потенциала персонала в учреждении применялась методика Хоува—Штрауса.
В основу методики Хоува—Штрауса лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются.
В рамках данной работы целесообразно выяснить лояльность сотрудников различных возрастных групп, согласно теории поколений Хоува—Штрауса (см. рисунок 11.).
Рисунок 11 Уровень лояльности сотрудников различных возрастных групп ЗАО «Фарм-Холдинг»
Первую группу составили сотрудники в возрасте до 26 лет – молодые сотрудники. Количество респондентов данной группы составляет 24,22% всех опрошенных. Вторую группу – в возрасте от 27 до 46 лет – сотрудники среднего возраста.
Количество респондентов данной группы – 35,94% всех опрошенных. Третью группу составили лица в возрасте от 47 лет – сотрудники старшего возраста. Количество респондентов данной группы – 39,84% всех опрошенных.
В группе молодых сотрудников нет специалистов с высоким уровнем лояльности к организации, а в группе сотрудников старшего возраста – нет таких, у которых отсутствует лояльность.
В группе специалистов среднего возраста демонстрируются все уровни лояльности. Также прослеживается следующая тенденция: соотношение количества специалистов со средней лояльностью к низкой в группах молодых специалистов и специалистов среднего возраста составляет 1:2, а в группе старшего возраста – 3:2. Таким образом, сотрудники старшего возраста являются наиболее лояльными среди других групп работающих.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что более половины опрошенных сотрудников обладают низкой лояльностью (53,13%) к организации. Ни при каких условиях в другую организацию не перейдут 77,39% всех респондентов. Более того, безразличные сотрудники (сотрудники с низкой лояльностью или демонстрирующие ее отсутствие) составляют более трети всех опрошенных.
Данные показатели являются определяющими и комплексными, так как включают системную оценку качества и эффективности труда принимаемых сотрудников ЗАО «Фарм-Холдинг». Низкие значения результатов анкетирования свидетельствуют о несовершенстве действующей системы повышения квалификации персонала, которая не позволяет минимизировать отрицательные качества, отсутствие способностей и низкий уровень знаний и подготовки поступающих на работу.
Итак, проведенный анализ выявил:
— средний уровень знаний у сотрудников, прошедших наставничество;
— низкий уровень способностей к самооценке, а так же способностями к творчеству и проявлению инициативы;
— низкий уровень качества труда новых сотрудников;
— низкий уровень интенсивности труда сотрудников.
Таким образом, в качестве объекта исследования в работе представлено ЗАО «Фарм-Холдинг».
Оценка организации системы управления и использования трудового потенциала персонала в ЗАО «Фарм-Холдинг» позволила выявить следующие проблемы: средний уровень знаний у сотрудников, прошедших наставничество; низкий уровень способностей к самооценке, а так же способностям к творчеству и проявлению инициативы; низкий уровень качества труда новых сотрудников; низкий уровень интенсивности труда сотрудников.
Так, в результате анализа в работе сделан вывод о неэффективности действующей системы наставничества, что свидетельствует о необходимости ее нормализации.
На основе выявленного низкого уровня качества труда новых сотрудников в работе предлагается разработка и внедрение механизма адаптации новых принимаемых сотрудников.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф