2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства
Приоритетными направлениями развития Челябинской области являются создание инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности. Для продвижения этих направлений на территории края создана эффективная система управления инновационным развитием региона, активно формируется инфраструктура поддержки инноваций.
Под инфраструктурой мы понимаем региональный и муниципальные бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, а также фонды предоставления поручительств и микрофинансирования, созданные Правительством края на базе Челябинского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса.
Рисунок 2.1 – Инфраструктура на краевом уровне
Рисунок 2.2 – Инфраструктура на местном уровне
В Челябинской области зарегистрировано субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей 126,15 тысяч (прирост 0,4% относительно 2019 года), в том числе 343 средних предприятия, 4 671 малое предприятие, 48 824 микропредприятий, 72 312 индивидуальных предпринимателей.
Численность занятых в этом секторе составила 330,8 тыс. человек (22,8% от численности занятых в экономике края).
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Челябинскому краю по итогам 2020 года отмечены следующие изменения основных показателей деятельности малых предприятий (с учетом микропредприятий):
- количество малых и средних предприятий увеличилось на 2,1 % и составило 53 838 единиц;
- средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) по малым и средним предприятиям увеличилась на 5,8 % и составила 258,5 тыс. человек;
- среднемесячная заработная плата работников: на малых предприятиях уменьшилась на 0,94 % и составила 19 321,27 рубля, на микропредприятиях увеличилась на 3,13 % и достигла 15 492,5 рубля, на средних предприятиях увеличилась на 7,74% и составила 26004,5 рубля;
- оборот малых и средних предприятий возрос на 7,96 % и сложился на уровне 515,2 млрд. рублей;
- объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий увеличился на 2,47 % и достиг 15,3 млрд. рублей.
Таблица 2.1 – Динамика основных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в Челябинской области в 2019–2020 годах и оценка 2021 года
№ п/п | Показатели | ед. изм. | Года | Темп роста 2020 к 2019 | 2021 год | |
2019 | 2020 | оценка года | ||||
1 | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) | тыс. ед. | 125,62 1 | 126,15 0 | 101,4 | 126,18 1 |
1.1. | Количество средних предприятий | ед. | 354 | 343 | 90,4 | 353 |
1.2. | Количество малых (включая микропредприятия) предприятий, всего | тыс. ед. | 52,384 | 53,495 | 102,1 | 53,661 |
1.2. 1. | количество малых предприятий | тыс. ед. | 3,574 | 4,671 | 131,1 | 4,50 |
1.2. 2 | количество микропредприятий | тыс. ед | 48,820 | 48,824 | 100,0 | 49160 |
2. | Число индивидуальных предпринимателей, без образования юридического лица, всего | тыс. чел. | 72,88 | 72,312 | 99,2 | 72,167 |
3. | Численность работников списочного состава малых (включая микропредприятия) и средних предприятий (без внешних совместителей), всего | тыс. чел. | 244,41 7 | 258,49 8 | 105,8 | 257,63 |
3.1. | Численность работников списочного состава средних предприятий (без внешних совместителей), всего | тыс. чел. | 31,445 | 30,052 | 95,6 | 29,52 |
3.2. | Численность работников списочного состава малых (включая микропредприятия) предприятий (без внешних совместителей), всего | тыс. чел. | 212,97 2 | 228,44 6 | 107,3 | 228,11 |
4. | Оборот малых и средних организаций, всего | млрд. руб. | 477,2 | 515,2 | 100,00 | 525,5 |
4.1. | Оборот средних организаций | млрд. руб. | 84,4 | 79,7 | 96,64 | 78,6 |
4.2. | Оборот малых организаций (включая микропредприятия), всего | млрд. руб. | 392,9 | 435,5 | 100,75 | 446,9 |
5. | Объем инвестиций в основной капитал малых (включая микропредприятия) и средним предприятиям | млн. руб. | 14 911,6 | 15 280, 2 | 102,5 | 12 653,5 |
Суммарная доля занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства, действующих в производственном секторе (обрабатывающее производство, строительство, сельское и лесное хозяйство), в общем числе занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства составила 34,9%.
Рисунок 2.3 – Количество малых предприятий
Отраслевая структура малых предприятий – юридических лиц — в 2020 году практически не отличалась от структуры МСП-юрлиц за предшествующие годы. По-прежнему велика доля предприятий, занимающихся торговлей и ремонтом, она составляла 36,9% от общего количества МСП.
Пятая часть всех МСП – 19,8% — ведет деятельность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг. Третий по величине сегмент – строительные предприятия, их доля составляет 13%. Доля промышленных МСП в 2020 году составляла 9,2%.
2,0%
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства 3,2%
Строительство
Оптовая и розничная торговля
Транспорт и связь
Операция с недвижимостью
Производство и распределения
электроэнергии
Другие виды
Рисунок 2.4 – Количество средних предприятий
Что касается сегмента средних предприятий, то среди них доля предприятий торговли существенно больше — 29,7%, что почти на половину больше, чем доля строительства – 15,5%. Третьим распространенным видом деятельности в среднем бизнесе в 2020 году стало обрабатывающие производство.
В силу различной территориальной расположенности сохраняются диспропорции по уровню развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области. В Центральном макрорайоне Челябинской области сосредоточено 74% всех субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе в г. Челябинске — 69%), в Западном макрорайоне — 6,8%, в Восточном — 4,9%, в Южном — 3,9%, в Северном — 5,5%, в Приангарском — 4,9%. Наиболее интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства происходит в городах и крупных муниципальных районах Челябинской области.
Рисунок 2.5 – Малое и среднее предпринимательство по макрорайонам Челябинской области
Стратегическая цель поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинской области – создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса, что обеспечивает повышение уровня и качества жизни населения края, создание рабочих мест, рост уровня доходов, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, выравнивание асимметрии социально-экономического развития на территории края.
Со стороны органов государственной власти края меры поддержки и содействия развитию малого и среднего предпринимательства включают:
— расширение прав и полномочий органов местного самоуправления в реализации государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса;
— содействие развитию кадрового потенциала предпринимательства — повышению уровня знаний, грамотности, информированности будущих и действующих субъектов предпринимательской деятельности;
— обеспечение стабильных условий ведения предпринимательской деятельности через совершенствование краевых законодательных и нормативных документов, сокращение административных барьеров, обеспечение доступа к объектам инфраструктуры, сдерживание роста тарифов на услуги и продукцию монополий;
— укрепление позиций малого бизнеса в приоритетных для края видах экономической деятельности за счет стимулирования интеграции с предприятиями крупного бизнеса, в том числе за счет развития механизмов субконтрактации, поддержки кластерных инициатив, других форм интеграции и партнерств;
— содействие продвижению производимых предпринимателями товаров и услуг на региональные, национальные и международные рынки;
— реализацию специальных программ поддержки инновационного предпринимательства и молодежного предпринимательства.
Региональными приоритетами в развитии малого предпринимательства являются такие виды деятельности, как коммерциализация инноваций; энергосберегающие технологии; субконтрактация с предприятиями крупного бизнеса (машиностроение); производство продуктов питания; сервисное обслуживание оборудования; овощеводство, переработка овощей; заготовка и переработка дикоросов; глубокая обработка древесины; малоэтажное жилищное строительство; строительство объектов производственного назначения; туристическая деятельность.
Существует ряд факторов, сдерживающих развитие предпринимательства:
- расслоение муниципальных образований Челябинской области по уровню развития малого и среднего предпринимательства, и в связи с этим — проблемы в реализации мер поддержки на муниципальном уровне;
- затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам;
- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, особенно производственной;
- высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;
- дефицит квалифицированных кадров и доступных информационно-консультационных ресурсов.
В Челябинской области создана целостная система государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Меры, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории края, реализуются в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».
Реализация комплекса программных мероприятий направлена на устранение факторов, сдерживающих развитие предпринимательства: расслоение муниципальных образований края по уровню развития предпринимательства; ограниченный доступ к финансово-кредитным ресурсам; недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства; высокий уровень административного вмешательства; дефицит квалифицированных кадров и доступных информационно-консультационных ресурсов.
В результате реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства в 2020 году достигнуты следующие эффекты: финансовая поддержка в форме субсидий предоставлена 1073 субъектам МСП; образовательная – 208; создано 1428 новых рабочих мест; сохранено 7004 рабочих мест; привлечено более 868,7 млн. рублей инвестиций.
Объем финансирования программных мероприятий из краевого бюджета в 2020 году, с учетом оптимизации бюджета, составляет 100,0 млн рублей. За счет средств краевого бюджета: софинансирование 53 муниципальных программ; финансовая поддержка 197 субъектов МСП; образовательная поддержка – 158 субъектов МСП; создано рабочих мест 422; сохранено старых 2116.
В 2020 году реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование в обществе положительного образа предпринимателя, организовано производство 6 радиопередач, 2 аудиоролика (прокат 400 раз), 14 телепрограмм, 2 видеороликов (прокат на телеканалах, вещающих на территории края 600 раз, на телеканалах, вещающих на территории города Челябинска 360 раз). Региональным Центром организовано и проведено 13 специальных программ обучения для субъектов МСП, в которых принял участие 151 субъект МСП, предоставлено 5988 консультаций для МСП; проведено 70 семинаров, конференций, круглых столов, в которых приняли участие 700 МСП.
По данным Челябинскстата на 1 июля 2020 года количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в крае составило 4501. Средняя численность работников по малым предприятиям (без учета микропредприятий) в I полугодии 2020 года составила 125,1 тыс. человек и темп роста в к соответствующему периоду прошлого года составил 93,16 процента).
За шесть месяцев 2020 года средняя заработная плата работников малых предприятий (без учета микропредприятий) края по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилась на 5,4% и составила 19 887,06 рублей.
Оборот малых предприятий Челябинской области (без учета микропредприятий) в январе-июне текущего года снизился на 2,06% и составил 119,7 млрд. рублей.
За отчетный период малыми предприятиями (без учета микропредприятий) привлечено 3393,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 1,12% больше в сравнении с январем-июнем 2019 года. Основная доля инвестиций была направлена в строительство (81,8 процента). Средняя численность работников по средним предприятиям в 2020 года составила 29,2 тыс. человек и темп роста в к соответствующему периоду прошлого года составил 102,3 процента).
За 2020 года средняя заработная плата работников средних предприятий края по сравнению с 2019 года увеличилась на 3,5% и составила 26270,1 рублей. Оборот средних предприятий Челябинской области увеличился на 1,4% и составил 40,1 млрд. рублей.
По рейтингу инвестиционной привлекательности Челябинский край в 2014 года поднялся с группы 1С до группы 1В, то есть является регионом с высоким уровнем инвестиционного потенциала и умеренным уровнем инвестиционного риска.
Результатом реализации данных инвестиционных проектов явилось создание и сохранение свыше 6200 рабочих мест, введение в эксплуатацию основных фондов стоимостью более 7500000 тыс. рублей, поступление дополнительных налоговых платежей в консолидированный бюджет края в сумме не менее 200000 тыс. рублей ежегодно (начиная с 2014 года).
В среднем за весь период предоставления государственной поддержки в форме субсидирования на каждый рубль бюджетных средств в консолидированный бюджет края поступило 10 рублей дополнительных налоговых платежей.
Существующая практика показала определенные положительные аспекты указанного механизма государственной поддержки. В частности, данная форма государственной поддержки исключает риски невозврата заемных средств, снижает риск нецелевого использования, решает социальные задачи: способствует созданию рабочих мест, улучшению социально-экономического положения территорий края.
В результате в 2020 году:
- организована на постоянной основе деятельность пяти консультационных центров. Предоставлены консультации 436 субъектам малого и среднего предпринимательства из 42 муниципальных образований края;
- органам местного самоуправления направлены методические рекомендации по внесению изменений в муниципальные программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, разработанные с учетом определенных Минэкономразвития России механизмов софинансирования и приоритетных в 2020 году направлений поддержки предпринимательства. Изменения внесены в программы 56 муниципальных образований края;
- проведен анализ предоставленных органами местного самоуправления отчетов о реализации муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства за период 2017-2019 годов;
- проведено пять однодневных семинаров для специалистов органов местного самоуправления по теме «Подготовка к участию в конкурсе по отбору муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства». 57 специалистов органов местного самоуправления из 46 муниципальных образований края приняли участие в данных семинарах;
- проведено три двухдневных тренинга для специалистов органов местного самоуправления 13 муниципальных образований по анализу и корректировке бизнес-процессов выполнения мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
- проведен комплексный анализ действующих муниципальных программ 61 муниципального образования, с разработкой предложений по более динамичному развитию малого и среднего бизнеса в данных территориях, в том числе:
- разработан типовой модульный макет муниципальной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- проведено комплексное исследование по выбору перспективных направлений развития предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях;
- обеспечено методическое сопровождение органов местного самоуправления, по выполнению сводного плана инициативных действий органов местного самоуправления по реализации межмуниципального взаимодействия в целях повышения уровня привлекательности предпринимательского и инвестиционного климата в муниципальных образованиях.
2.3 Факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства
Для Челябинской области развитие малого и среднего бизнеса, способного обеспечить положительные социально-экономические эффекты, является одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня. С целью решения данной задачи необходимо создавать благоприятные условия для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства и действенные механизмы управления ими и их поддержки.
Дефицит квалифицированных кадров является одной из ключевых проблем малого и среднего предпринимательства. Предприниматели недовольны рынком труда. По их мнению, он не удовлетворят существующим потребностям ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. В 2019 году, согласно результатам опроса журнала «Деловой квартал», негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% представителей, занятых в малом и среднем бизнесе; в 2020 году — уже 68%. Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая – относительно легко может найти квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы необходимо заключить договоры с ведущими вузами города. В рамках этих соглашений предлагается предпринимателям брать студентов старших курсов на практику. Быстро нарастить квалифицированные кадры и дать мощный толчок развитию малого бизнеса возможно путем проведения регулярных курсов повышения квалификации на базе университетов. Также для каждого отдельно взятого предприятия необходимо проведение круглых столов, семинаров, чтобы работники имели возможность коллективно восполнить недостающие теоретические знания и развить практические навыки. Только мощный образовательный процесс позволит устранить проблему не достаточной квалифицированности кадров в малом и среднем предпринимательстве.
На втором месте располагается тема высокого для малого и среднего бизнеса уровня налоговой нагрузки. Высокие налоги, разорительные для малого и среднего бизнеса, вынуждают предпринимателей уходить «в тень» или прекращать бизнес. В особенности это касается налогов, относящихся к заработной плате (социальные взносы и подоходный налог). Повышение налогов заставило многих предпринимателей вернуться к выплатам зарплат «в конвертах».
Для сравнения: в Казахстане налоги существенно ниже, чем в России. Например, налог с оборота, взимаемый при упрощённой системе налогообложения, в Казахстане 3%, в России 6%. НДС: в России 18% — в Казахстане 12%. Все налоги с зарплаты: в России 43%, в Казахстане 24%. (Налог на прибыль одинаковый – по 20%). В итоге в Казахстане «в тени» работают единицы, в России – по оценкам, более 50% предпринимателей [17, c. 87].
В 2020 году острой стала проблема высокого уровня налоговой и страховой нагрузки. Для некоторых предпринимателей бремя платежей в бюджет и внебюджетные фонды оказалось непосильным. Как было уже сказано, вдвое увеличили размер единовременного социального взноса. Это напрямую коснулось малых предпринимателей, фермерских хозяйств, то есть самого что ни на есть малого бизнеса. Получается, что в экономике происходит мощное увеличение налоговой нагрузки.
Летом 2020 года был поднят вопрос о предоставлении мелким предпринимателям двухгодичных налоговых каникул. С 1 января 2016 года новые малые предприятия освобождены от уплаты налогов в первые два года работы, если власти региона введут для них «налоговые каникулы» – это период в течение двух лет после создания ИП (бизнес должен быть зарегистрирован впервые), в течение которых предприниматель освобождается государством от уплаты налогов. «Налоговые каникулы» могут устанавливать власти в регионах нашей страны для конкретных категорий предпринимателей. Сегодня преференции распространяются на бизнес в производственной сфере, социальной или научной, но регион принимает решение о налоговых каникулах и льготах самостоятельно – субъекты также могут не вводить данное право для своих индивидуальных предпринимателей.
Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо снижать налоговую нагрузку, в частности, снизить налоги, в особенности относящиеся к заработной плате, для всех предприятий, не повышать существующий уровень налогообложения недвижимого имущества, относящегося к промышленной, складской, офисной недвижимости, необходимой для ведения предпринимательской деятельности.
Высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам также является одним из факторов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Молодым предпринимателям требуется финансовая поддержка на этапе становления бизнеса, более опытным бизнесменам необходимы средства на расширение бизнеса — закупку новых товаров или оснащение производства. Не хватает поддержки стартапов. Например, в Германии есть госорганизации, поддерживающие стартапы: они помогают реализовать идею, исследовав ее, проводят обучение молодых предпринимателей, помогают разработать бизнес-план, предоставляют государственное страхование займа. И уже со всеми этими документами человек подает заявку в банк. Такая политика позволяет минимизировать риски невозврата кредита.
Вообще уровень кредитования банками частного сектора в два раза ниже, чем за рубежом. Главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Банк
Кедр – от 12% до 17%, банк Енисей – от 15% до 20%, ВТБ 24 – от 22% до 27%. Отсутствуют доступные (под 3-5%) кредиты малому и среднему бизнесу, несмотря на декларации правительства о наличии соответствующих программ. Получить кредит довольно сложно. Половина представителей МСП называют основной трудностью жесткие требования к финансовым параметрам предприятий, 21% – малые сроки кредитования, 18% – долгое рассмотрение и низкие объемы кредитов, 41,8% отказов от банков по кредитованию МСБ по причине отсутствия ликвидного залога, 19,4% – непрозрачность бизнеса и собственника.
В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, программы обучения), а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).
Для преодоления проблемы недоступности финансовых ресурсов следует развивать систему государственного кредитования малого и среднего бизнеса и упростить процедуру получения таких кредитов. Для предприятий, имеющих хорошую кредитную историю, можно предоставлять льготы для получения таких государственных кредитов. Также крайне необходимо обеспечить информирование предпринимателей о возможности получения льготных кредитов и государственных гарантий.
Одной из самых важных причин массового сокращения малого и среднего предпринимательства в 2020 году стало повышение страховых взносов. С 1 января 2020 года изменился порядок расчета, размер и сроки уплаты фиксированного размера страховых взносов в ПФР и ФФОМС. Соответствующие изменения в закон о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.07.2018 № 237-ФЗ.
Минимальная совокупная сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды составляет после повышения 35664,66 рублей. Для сравнения, в 2018 г. аналогичная сумма обязательных страховых взносов была в два раза меньше – 17208,25 рублей.
Таблица 2.2 — Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан в 2020 год
Внебюджетный фонд | Формула и счисления размера страховых взносов | Фактический размер страховых взносов за год, руб. |
ПФР | 2МРОТ х 26,0% х 12 | 19 356,48 |
ФФОМС | МРОТ х 5,1% х 12 | 3 796,85 |
ФСС (добровольно) | МРОТ х 2,9% х 12 | 1811,34 |
Уплатить фиксированные взносы за себя самозанятые граждане обязаны:
- не позднее 31 декабря текущего календарного года, если сумма дохода, с которого исчисляются страховые взносы, менее 300 000 рублей за расчетный период;
- не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, если сумма дохода, с которого исчисляются страховые взносы, превысила 300 000 рублей за расчетный период.
О том, что число индивидуальных предпринимателей в Челябинской области резко пошло на спад, свидетельствуют данные налоговой службы. В прошлом году показатели регистрации ИП имели отрицательную динамику, по итогам 2019 года сократилось на 0,8 % и составило 72312 человек. По данным Пенсионного фонда, с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2020 года в Челябинском крае число индивидуальных предпринимателей уменьшилось.
Для решения сложившейся проблемы необходимо сократить сумму уплаты страховых взносов в виде фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Только таким образом страховые и пенсионные отчисления не будут препятствовать развитию малого и среднего предпринимательства.
Есть и такие препятствия, как нечестная конкуренция, злоупотребление полномочиями крупных компаний и монополий, коррупция.
Государство должно проводить антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с тем, что монополии формируют искусственные барьеры для вхождения в отрасль, препятствующие конкуренции, поддерживают монопольно высокие цены, ограничивая потребление, сдерживают технический прогресс. Малый и средний бизнес более заинтересован в открытой и справедливой конкуренции.
Распространение крупных торговых сетей – еще одна преграда для развития МСП. Например, в городе развитие крупных торговых сетей (ОКЕЙ, METRO, Светофор, Командор) ведёт к разорению малого и среднего бизнеса. При этом конкурентное преимущество крупными торговыми сетями достигается, как правило, за счёт снижения качества продаваемых товаров. Оперативный контроль за качеством затруднён в связи с тем, что эти полномочия забраны у местных властей и переданы органам Роспотребнадзора, действующим не оперативно.
Для устранения сложившейся проблемы необходимо усилить контроль за качеством товаров, продаваемых крупными торговыми сетями и вернуть муниципальной власти полномочия по контролю за работой торговли.
Кроме того, производство многих товаров (как промышленных, так и продовольственных) в Челябинской области организовывать невыгодно из-за массового импорта более дешёвой продукции из-за рубежа. Следовательно, нужно принять действенные меры по защите внутреннего рынка (повышение таможенных платежей, лицензирование, усиление прочих мер импортного контроля) для обеспечения развития отечественного производства и сельского хозяйства.
На малое и среднее предпринимательство негативно влияют множество факторов. Затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам, дефицит квалифицированных кадров и доступных информационно-консультационных ресурсов, высокие налоги и повышенные отчисления в Пенсионный фонд РФ, а также низкий уровень спроса на продукцию местного производства являются основными причинами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства. На основании мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в Челябинской области выяснилось, что в 2019 г. 56% процентов руководителей МСП отметили низкий уровень квалификации у рабочих, а в 2020 г. – уже 68%. Это говорит об усугублении проблемы. Такие факторы, как высокие налоги и отчисления в Пенсионный фонд РФ также создают неблагоприятные условия для малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень спроса на продукцию местного производства не позволяет в полной мере реализовать весь потенциал малого и среднего предпринимательства. Решение указанных проблем позволит малому и среднему предпринимательству стать основой для стабильно развивающейся экономики.
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области
3.1 Оценка государственной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства
В государственной программе Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» 2019-2018 гг. утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 30.09.2018 № 505, действует подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области»
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области – это основная цель подпрограммы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Повышение доступности бизнес – образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан, в т. ч. молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности).
- Повышение доступности финансовых и информационно-консультационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края, в т. ч. путем обеспечения деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация подпрограммы в 2020 году позволила ограничить рост безработицы, способствовала созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций в экономику региона.
Информация об основных результатах, достигнутых в отчетном году, включая качественные и количественные характеристики состояния малого и среднего предпринимательства края, которые планировалось достичь в ходе реализации подпрограммы 2, и фактически достигнутое состояние, представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Информация о достижении целевых индикаторов подпрограммы
Наименование показателя | 2017 год | 2018 год | Год реализации подпрограммы 2 | ||
2019 | 2020 | ||||
План | Факт | ||||
Увеличение оборота малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий), занимающихся обрабатывающим производством, млрд руб. | 44,2 | 48,4 | 52,6 | 58,9 | 58,9* |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку за период реализации подпрограммы (нарастающим итогом), ед. | х | х | 12984 | 19 570 (28 000) | 21 875 (34 829) |
Количество созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы (нарастающим итогом), ед. | х | х | 1232 | 1 090 (1 910) | 1 181 (2 413) |
Количество сохраненных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы (нарастающим итогом), ед. | х | х | 3837 | 1700 (3 060) | 7 004 (10 841) |
Объем привлеченных внебюджетных инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы (нарастающим итогом), млн. руб. | х | х | 675,99 | 201,1 (354,6) | 883,9 1559,89 |
В 2020 году на финансирование мероприятий подпрограммы за счет средств краевого и федерального бюджетов направлено 362 862,56 тыс. рублей, что составило 98,94 % от предусмотренного объема финансирования (366 742,87 тыс. рублей), в том числе:
- средств краевого бюджета направлено 97 183,5 тыс. рублей, что составило 97,1 % от предусмотренного объема финансирования (100 000,0 тыс. рублей);
- средств федерального бюджета направлено 265 679,1 тыс. рублей, что составило 99,6 % от предусмотренного объема финансирования (266 742,9 тыс. рублей).
В целях увеличения лимитов финансирования отдельных мероприятий государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края», Челябинский край принял участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2020 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации. Конкурс проводился Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
По итогам конкурсного отбора, между Минэкономразвития России и Правительством Челябинской области заключены соглашения на общую сумму 424 199,35 тыс. рублей, в т. ч. на поддержку малого и среднего предпринимательства 261 922,7 тыс. рублей. Кроме того, в 2020 году мероприятия подпрограммы финансировались за счет переходящих остатков средств федерального бюджета (направлено 4820,16 тыс. рублей).
На протяжения 2020 года, для достижения основной цели решались задачи. В целях повышения доступности бизнес – образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганды предпринимательства (стимулирование граждан, в т. ч. молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности) в 2020 году в рамках подпрограммы реализовывались следующие мероприятия:
Обеспечено функционирование информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства края к информационно-консультационным ресурсам Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: информационно-консультационная поддержка на бесплатной и льготной основе – более 3500 субъектов МСП, количество посещений специализированных сайтов — более 40000.
На финансирование мероприятия направлено 2 403,00 тыс. рублей (96,12 процента от предусмотренного объема финансирования). Отклонение – 97 000,0 руб. (3,88 % от предусмотренного объема). Экономия, сложившаяся по результатам проведения открытого конкурса по определению исполнителя в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2018 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В 2020 году посредством системы: зарегистрировано более 298 тыс. посещений ресурсов, число зарегистрированных пользователей системы – 17925; предоставлены информационно-консультационные услуги 3631 МСП (предоставлено 1787 бесплатных консультаций, на базе системы создано и действует 222 мини-сайта компаний МСП; информационная поддержка 1622 предприятий, зарегистрированных в каталоге).
Предоставление на конкурсной основе грантов на осуществление предпринимательской деятельности безработным гражданам, в том числе прошедшим обучение по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения.
На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 7 500,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема финансирования). Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: создано субъектов МСП — не менее 25; создано рабочих мест — не менее 40; привлечено инвестиций — более 1,1 млн. рублей.
В результате: создано 25 субъектов малого предпринимательства, которыми создано 89 новых рабочих мест. Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 18 000,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема).
Всего в 2020 году в соответствии с принятыми Экспертной комиссией Правительства Челябинской области решениями предоставлены гранты на реализацию 86 проектов безработных граждан из 30 муниципальных образований края, в результате реализации проектов которых создано (включая рабочие места создаваемые в первом квартале 2021 года) 150 новых рабочих мест, привлечено 15,2 млн. рублей инвестиций.
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. (Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: формирование положительного имиджа предпринимательства в молодежной среде. Количество участников мероприятий (конкурсы, программы, анкетирование, информационные кампании, стажировки, образовательные семинары и т.п.) — не менее 2000 человек).
На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 3 000,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема финансирования). Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 20 000,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема).
В результате в 2020 году реализован комплекс мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в которых приняли участие 11 000 человек, в том числе за счет средств краевого бюджета (информация о мероприятиях, реализованных в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность).
Формирование в обществе положительного образа предпринимателя, благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, популяризация роли предпринимательства. (Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: формирование в обществе положительного образа предпринимателя).
На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 1 986,0 тыс. рублей (99,3 % от предусмотренного объема финансирования).
Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 4 805,2 тыс. рублей (99,9 % от предусмотренного объема).
В целях повышения доступности финансовых и информационно-консультационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края в 2020 году в рамках подпрограммы реализовывались следующие мероприятия:
Субсидии бюджетам муниципальных образований края для реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: софинансирование не менее 30 муниципальных программ; финансовая поддержка – не менее 210 субъектов МСП; образовательная поддержка – не менее 110 субъектов МСП; создано рабочих мест – более 400; сохранено старых – не менее 1700; привлечено инвестиций – более 200 млн. рублей.
В 2020 году все муниципальные образования края имели утвержденные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, обеспеченные финансированием из местных бюджетов. Более 90% муниципальных образований края (54 муниципальных образования) получили софинансирование из краевого и федерального бюджетов на общую сумму 270 745,65 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 198 951,18 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета – 71 794,47 тыс. рублей), что составило 98,8 % от предусмотренного объема (274 010,16 тыс. рублей). Неисполнение в сумме 3 264,51 тыс. рублей сложилось по причине невозможности представления субъектами малого и (или) среднего предпринимательства полного комплекта документов для получения поддержки.
Методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований края (Ожидаемый результат от реализации мероприятия: оказание ежегодно помощи 61 органу местного самоуправления края при реализации муниципальных программ и осуществление ежегодного мониторинга данных; осуществление консультаций и оказание помощи субъектам МСП по подготовке и формированию пакета документов для получения средств государственной и (или) муниципальной поддержки; консультационная поддержка — не менее 170 субъектов МСП).
На финансирование мероприятия направлено 1 500,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема финансирования).
Субсидии организациям инфраструктуры поддержки малого и (или) среднего предпринимательства на обеспечение деятельности организаций поддержки экспорта. Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: предоставлено консультаций МСП не менее 70; предоставлено услуг МСП не менее 45; заключено контрактов (договоров и т.п. — не менее 2.
На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 5 000,0 тыс. рублей (100,0% от предусмотренного объема финансирования). Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 15 200,0 тыс. рублей (100,0% от предусмотренного объема).
Средства направлены на обеспечение деятельности созданных на базе АО «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансовая организация» Центра поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области и РИЦ — Челябинский край.
В 2020 году Центрами для субъектов малого и среднего предпринимательства края организовано участие в 5 выездных бизнес-миссиях, 18 выставках, проведено 14 семинаров, предоставлено 842 консультации; заключено контрактов (договоров и т.п.) – 27; МСП участниками мероприятий создано 36 рабочих мест.
В том числе за счет средств краевого бюджета: субъектам МСП предоставлено 345 консультаций; заключено контрактов (договоров и т.п.) – 3.
Субсидии организациям инфраструктуры поддержки малого и (или) среднего предпринимательства на обеспечение деятельности региональных центров поддержки предпринимательства. Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: предоставлено консультаций субъектам МСП – не менее 1500.
На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 4 000,0 тыс. рублей (100,0 % от предусмотренного объема финансирования). Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 8 722,7 тыс. рублей (100,0 % от предусмотренного объема).
Средства направлены на обеспечение деятельности созданного на базе Агентства регионального центра поддержки предпринимательства Челябинской области (функции регионального Центра возложены на Агентство распоряжением Правительства Челябинской области от 24.11.2009 № 942-р).
В том числе за счет средств краевого бюджета: субъектам МСП предоставлено 1699 консультаций; заключено контрактов (договоров и т.п.) – 3.
Поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета.
Таблица 3.2 – Средства федерального бюджета в сумме 265 679,08 тыс. рублей направлены на реализацию следующих мероприятий:
Наименование мероприятия | Объем финансирования за счет средств федерального бюджета (тыс. руб) | Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия (в натуральном выражении) | ||
План | Факт | План | Факт | |
Поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета, | 266 742,87 | 265 679,08 |
Оказана поддержка не менее 1980 субъектам МСП, создано рабочих мест не менее 650 ед. |
Оказана поддержка 2003 субъектам МСП, создано рабочих мест 76 1 ед.
|
в том числе по распорядителям: | ||||
министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей края | 228 742,87 | 227 679,08 | ||
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Челябинской области | 20 000,00 | 20000,00 | ||
агентство труда и занятости населения края | 18 000,00 | 18 000,00 | ||
агентство печати и массовых коммуникаций края | 4 810,00 | 4 805,20 | ||
в том числе по мероприятиям: | ||||
предоставление на конкурсной основе грантов на осуществление | ||||
предпринимательской деятельности безработным гражданам, в том числе прошедшим обучение по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения | 18 000,00 | 18 000,00 |
|
|
вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность | 20 000,00 | 20000,00 | ||
Субсидии бюджетам муниципальных образований края для реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. | 200 010,17 | 199 951,18 |
Плановые значения целевых показателей эффективности реализации мероприятия достигнуты.
В 2020 году в рамках подпрограммы предусматривалась реализация мероприятия «Разработка, издание и распространение методических пособий и информационных буклетов для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях оказания информационно-консультационной, методической поддержки, разъяснений по правовым вопросам, вопросам налогообложения, предоставления государственной и муниципальной поддержки и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности». Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: поддержка оказана не менее 10 000 субъектам МСП.
На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета планировалось направить 500,00 тыс. рублей, исполнение – 0,00 руб.
В целях реализации мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2018 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» проведен аукцион в электронной форме. По результатам с победителем (ООО «МС», г. Воронеж, ИНН 3666201798) заключен государственный контракт, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по изданию методических пособий, буклетов и т. д.
Однако в 2020 году услуги, предусмотренные государственным контрактом, исполнителем не оказаны.
В целях предоставления доступа субъектов малого и среднего предпринимательства края к информации, содержащейся в планируемых к изданию материалах, данные материалы после доработки будут размещены на специализированном интернет-портале поддержки малого и среднего предпринимательства Челябинской области.
В рамках подпрограммы реализуется мероприятие «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». В соответствии с государственным заданием, утвержденным агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития края (главным распорядителем средств), получателем бюджетных средств и исполнителем мероприятия является краевое государственное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив «Форум» (далее – КГАУ «ЦМИ «Форум»).
КГАУ «ЦМИ «Форум» обеспечивает популяризацию и развитие в молодежной среде предпринимательской деятельности.
Эффект от реализации подпрограммы заключается в создании благоприятного предпринимательского климата на территории Челябинской области.
В 2020 году работа по реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса была направлена на совершенствование механизмов государственной поддержки, опробованных в предшествующие годы. По показателям эффективности реализации подпрограмма выполнена на 100%.
В 2020 году продолжена реализация нефинансовых мер поддержки предпринимательства и работа по расширению спектра услуг, оказываемых созданной в предыдущие годы инфраструктурой поддержки предпринимательства края.
Основным объектом инфраструктуры поддержки предпринимательства края является АО «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансовая организация». В целях обеспечения доступа предпринимателей края к услугам Агентства создано 10 представительств, расположенных в территориях края. В 2020 году финансовые услуги в форме микрозаймов и поручительств оказаны 450 субъектам МСП, которыми создано (сохранено) 402 (4604) рабочих мест, привлечено 1 656,01 млн. рублей инвестиций (в 2019 году: 301 субъекту МСП, которыми создано (сохранено) 239 (3015) рабочих мест, привлечено 919,6 млн. рублей инвестиций).
В целях нивелирования последствий повышения курсов валют, оказавших влияние на деятельность большинства субъектов малого и среднего предпринимательства, в начале 2020 года Агентством было принято решение о сохранении процентных ставок по займам в рамках программы «Микрофинансирование» на уровне 2017-2019 годов в размере 8,56% годовых.
В целях расширения форм микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, разработаны дополнительные меры, направленные на содействие крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сельской местности, в решении вопросов пополнения оборотных средств. Для реализации указанных мер подготовлены изменения в подпрограмму в части дополнения новым мероприятием «Увеличение уставного капитала АО «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансовая организация» с лимитом финансирования за счет средств краевого бюджета в размере 30,0 млн. рублей на 2021 год.
Реализация Агентством программ микрокредитования, направленных на содействие крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сельской местности, в решении вопросов пополнения оборотных средств будет осуществляться со второго квартала 2021 года.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Челябинской области и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в целях снижения социальной напряженности в моногородах, в ЗАТО г. Зеленогорск с 2019 года осуществляет свою деятельность НКО «Фонд поддержки предпринимательства г. Зеленогорска» (далее – Фонд). Фондом оказывается комплекс финансовых и информационно-консультационных услуг субъектам предпринимательства, реализующим проекты, направленные на создание новых рабочих мест в ЗАТО г. Зеленогорске.
В целях укрепления партнерских связей, консолидации предпринимательского сообщества, совершенствования правового обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса в октябре 2020 года проведен XIV межрегиональный Форум предпринимательства Сибири. В организации работы Форума (общественные приемные, семинары, круглые столы тренинги) приняли участие 97 компаний из Челябинской области, Москвы, Тюмени, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинская область. Количество посетителей: 7027 человек (согласно данным электронных регистраторов), среди которых специалисты из 745 компаний (указаны общие данные совместно с посетителями выставки Ярмарка недвижимости).
В соответствии с указом Губернатора края от 25.11.2018 № 244-уг «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» осуществляется процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов края (в 2020 году проведена оценка регулирующего воздействия 168 проектов нормативных правовых актов).
Правительством края проводится работа по развитию на территории края института уполномоченных по защите прав предпринимателей (Закон Челябинской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» от 21.11.2018 № 5-1830).
Всего по итогам 2020 года, в результате реализации мероприятий подпрограммы, субъектам МСП предоставлено более 21,8 тысяч (с учетом эффектов, достигнутых в результате деятельности организаций инфраструктуры, и эффектов, достигнутых в рамках реализации муниципальных программ за счет местных бюджетов более 23,18 тысяч) финансовых, консультационных и информационных услуг (в том числе: финансовую поддержку получили 780 предпринимателей края; вовлечено в предпринимательскую деятельность 11 000 молодых людей; предпринимателями, получившими поддержку, создано 1181 рабочее место, привлечено более 0,88 млрд. рублей.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф