Заявка на расчет
Меню Услуги

Совершенствование мер поддержки малого и среднего предпринимательств на местном уровне (на примере деятельности ООО «Аналитика Инстайт»). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


2    Оценка состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области

2.1 Общая характеристика отдела предпринимательства

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы края. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности, поэтому развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики Челябинской области. Для поддержки и развития предпринимательской деятельности в Челябинской области функционирует отдел предпринимательства в министерстве экономического развития.

Отдел предпринимательства является структурным подразделением министерства экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Челябинской области, созданным с целью поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.  В том числе, отдел предназначен  для обеспечения реализации министерством полномочий по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечению государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также полномочий министерства, как органа, осуществляющего оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Челябинской области, законами Челябинской области, правовыми актами Губернатора и Правительства Челябинской области, положением о министерстве, приказами министерства, настоящим Положением об Отделе.

Отдел возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности министром в установленном законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и Челябинской области порядке. Начальник отдела подчиняется непосредственно министру.

В обязанности начальника отдела входит:

  • руководит отделом и планирует работу отдела;
  • распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими, разрабатывает проекты положения об отделе, должностных регламентов государственных гражданских служащих;
  • по согласованию с заместителем министра представляет министру кандидатуры для назначения на должность государственных гражданских служащих и вносит предложения об освобождении от должности государственных гражданских служащих отдела;
  • вносит предложения о поощрении государственных гражданских служащих отдела и применении к ним дисциплинарного взыскания;
  • обеспечивает соблюдение         государственными       гражданскими служащими отдела служебной дисциплины;
  • вносит предложения министру по повышению квалификации государственных гражданских служащих отдела;
  • визирует проекты правовых актов, иные документы по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
  • подписывает отчеты, письма, докладные и служебные записки, исходящие из отдела;
  • обеспечивает ведение делопроизводства;
  • обладает иными правами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области;
  • осуществляет иные полномочия, вытекающие из нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области, настоящего Положения.

В период отсутствия начальника отдела, возложенные на него права и обязанности, осуществляет заместитель начальника отдела. Штатная численность отдела определяется штатным расписанием министерства в соответствии с задачами отдела и объемом выполняемых отделом функций.

Начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций и задач, организует работу отдела, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений министра (заместителя министра), действующих нормативных правовых актов. Следит за состоянием служебной и исполнительной дисциплины в отделе, выполнение его государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей, ведением документации, предусмотренной действующими нормативными правовыми актами, соблюдением государственными гражданскими служащими отдела служебного распорядка, санитарно-эпидемиологического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Основные функции отдела, для достижения поставленных целей:

  1. Разработка и представление министерством Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края, Правительства края в областях (сферах) государственного управления.
  2. Подготовка проектов нормативных и индивидуальных правовых актов по вопросам, отнесенным к целям и функциям отдела.
  3. Реализация обобщения практики применения законодательства и проведение анализа реализации государственной политики в областях (сферах) государственного управления.
  4. Подготовка предложений в проекты федеральных законов в областях (сферах) государственного управления, вопросы по которым отнесены к целям и функциям отдела, для последующего направления субъектам права законодательной инициативы.
  5. Разработка, в том числе по поручению заместителя министра, проекты договоров (соглашений), заключаемых Губернатором края, Правительством края в областях (сферах) государственного управления.
  6. По поручению заместителя министра готовит предложения в проекты отзывов Губернатора края на проекты федеральных законов, проектов заключений для Губернатора края на проекты законов края, предусматривающие расходы в сферах государственного управления.
  7. Обеспечение согласования и подписания проектов приказов министерства по вопросам государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, реализации подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».
  8. Обеспечение реализации мероприятий подпрограммы, закрепленных за министерством.
  9. Обеспечение ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки.
  10. Участие в подготовке проекта краевого бюджета, материалов и документов, обязательных для представления одновременно с проектом краевого бюджета, в установленном порядке, в том числе: по ведомственной структуре расходов краевого бюджета, по распределению бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Челябинской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов краевого бюджета в областях государственного управления.
  11. Проведение предварительной оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. При необходимости, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, организует проведение углубленной ОРВ. Готовит проекты заключений о проведении ОРВ.
  12. Участие в разработке стратегии социально-экономического развития края, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития края, путем разработки разделов, касающихся развития малого и среднего предпринимательства на территории края.
  13. Осуществление мониторинга состояния экономики края, в части формирования информации о развитии малого и среднего предпринимательства, обеспечивает регулярное представление соответствующих данных о социально-экономическом положении края в Правительство края.
  14. Разработка предложении в прогноз социально-экономического развития Челябинской области по разделу «Малое и среднее предпринимательство» по формам, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации, направляет их в отдел анализа и прогнозирования социально-экономического развития края министерства.
  15. Участие в согласовании показателей разделов «Малое предпринимательство» и «Среднее предпринимательство» в прогнозе социально-экономического развития муниципальных образований края, в том числе, в программе АИС «Регион-24».

В пределах, возложенных на него функций, Отдел имеет право:

  1. Запрашивать и получать от структурных подразделений министерства материалы, информацию и документы, необходимые для реализации поставленных перед отделом задач.
  2. Требовать надлежащего материально-технического, кадрового обеспечения деятельности отдела, регулярного повышения квалификации его государственных гражданских служащих.
  3. Вносить министру (по согласованию с заместителем министра) предложения по совершенствованию форм и методов деятельности отдела и министерства в целом, по вопросам, отнесенным к задачам и функциям отдела.
  4. Пользоваться иными правами, предусмотренными нормативными актами Российской Федерации, Челябинской области, приказами министерства.

 

2.2 Анализ развития малого и среднего предпринимательства

 

Приоритетными направлениями развития Челябинской области являются создание инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности. Для продвижения этих направлений на территории края создана эффективная система управления инновационным развитием региона, активно формируется инфраструктура поддержки инноваций.

Под инфраструктурой мы понимаем региональный и муниципальные бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, а также фонды предоставления поручительств и микрофинансирования, созданные Правительством края на базе Челябинского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса.

Рисунок 2.1 – Инфраструктура на краевом уровне

Рисунок 2.2 – Инфраструктура на местном уровне

 

В Челябинской области зарегистрировано субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей 126,15 тысяч (прирост 0,4% относительно 2019 года), в том числе 343 средних предприятия, 4 671 малое предприятие, 48 824 микропредприятий, 72 312 индивидуальных предпринимателей.

Численность занятых в этом секторе составила 330,8 тыс. человек (22,8% от численности занятых в экономике края).

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Челябинскому краю по итогам 2020 года отмечены следующие изменения основных показателей деятельности малых предприятий (с учетом микропредприятий):

  • количество малых и средних предприятий увеличилось на 2,1 % и составило 53 838 единиц;
  • средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) по малым и средним предприятиям увеличилась на 5,8 % и составила 258,5 тыс. человек;
  • среднемесячная заработная плата работников: на малых предприятиях уменьшилась на 0,94 % и составила 19 321,27 рубля, на микропредприятиях увеличилась на 3,13 % и достигла 15 492,5 рубля, на средних предприятиях увеличилась на 7,74% и составила 26004,5 рубля;
  • оборот малых и средних предприятий возрос на 7,96 % и сложился на уровне 515,2 млрд. рублей;
  • объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий увеличился на 2,47 % и достиг 15,3 млрд. рублей.

Таблица 2.1 – Динамика основных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в Челябинской области в 2019–2020 годах и оценка 2021 года

п/п

Показатели ед. изм. Года Темп роста 2020  к

2019

2021 год
2019 2020 оценка

года

1 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) тыс. ед. 125,62 1 126,15 0 101,4 126,18 1
1.1. Количество средних предприятий ед. 354 343 90,4 353
1.2. Количество малых (включая микропредприятия) предприятий, всего тыс. ед. 52,384 53,495 102,1 53,661
1.2.

1.

количество малых предприятий тыс. ед. 3,574 4,671 131,1 4,50
1.2.

2

количество микропредприятий тыс. ед 48,820 48,824 100,0 49160
2. Число индивидуальных предпринимателей, без образования юридического лица, всего тыс. чел. 72,88 72,312 99,2 72,167
3. Численность работников списочного состава малых (включая микропредприятия) и средних предприятий (без внешних совместителей), всего тыс. чел. 244,41 7 258,49 8 105,8 257,63
3.1. Численность работников списочного состава средних предприятий (без внешних совместителей), всего тыс. чел. 31,445 30,052 95,6 29,52
3.2. Численность работников списочного состава малых (включая микропредприятия) предприятий (без внешних совместителей), всего тыс. чел. 212,97 2 228,44 6 107,3 228,11
4. Оборот малых и средних организаций, всего млрд. руб. 477,2 515,2 100,00 525,5
4.1. Оборот средних организаций млрд. руб. 84,4 79,7 96,64 78,6
4.2. Оборот малых организаций (включая микропредприятия), всего млрд. руб. 392,9 435,5 100,75 446,9
5. Объем инвестиций в основной капитал малых (включая микропредприятия)  и средним предприятиям млн. руб. 14

911,6

15 280, 2 102,5 12

653,5

 

Суммарная доля занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства, действующих в производственном секторе (обрабатывающее производство, строительство, сельское и лесное хозяйство), в общем числе занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства составила 34,9%.

 

Рисунок 2.3 – Количество малых предприятий

 

Отраслевая структура малых предприятий – юридических лиц —  в 2020 году практически не отличалась от структуры МСП-юрлиц за предшествующие годы. По-прежнему велика доля предприятий, занимающихся торговлей и ремонтом, она составляла 36,9% от общего количества МСП.

Пятая часть всех МСП – 19,8% — ведет деятельность в сфере операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг. Третий по величине сегмент – строительные предприятия, их доля составляет 13%. Доля промышленных МСП в 2020 году составляла 9,2%.

2,0%

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

3,2%                                                                                                 Строительство

Оптовая и розничная торговля

Транспорт и связь

Операция с недвижимостью

Производство и распределения

электроэнергии

Другие виды

 

Рисунок 2.4 – Количество средних предприятий

 

Что касается сегмента средних предприятий, то среди них доля предприятий торговли существенно  больше  — 29,7%, что почти на половину больше, чем доля строительства – 15,5%. Третьим распространенным видом деятельности в среднем бизнесе в 2020 году стало обрабатывающие производство.

В силу различной территориальной расположенности сохраняются диспропорции по уровню развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области. В Центральном макрорайоне Челябинской области сосредоточено 74% всех субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе в г. Челябинске — 69%), в Западном макрорайоне — 6,8%, в Восточном — 4,9%, в Южном — 3,9%, в Северном — 5,5%, в Приангарском — 4,9%. Наиболее интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства происходит в городах и крупных муниципальных районах Челябинской области.

 

Рисунок 2.5 – Малое и среднее предпринимательство по макрорайонам Челябинской области

 

Стратегическая цель поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинской области создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса, что обеспечивает повышение уровня и качества жизни населения края, создание рабочих мест, рост уровня доходов, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, выравнивание асимметрии социально-экономического развития на территории края.

Со стороны органов государственной власти края меры поддержки и содействия развитию малого и среднего предпринимательства включают:

— расширение прав и полномочий органов местного самоуправления в реализации государственной политики поддержки малого и среднего  бизнеса;

— содействие развитию кадрового потенциала предпринимательства —  повышению уровня знаний, грамотности, информированности будущих и действующих субъектов предпринимательской деятельности;

— обеспечение стабильных условий ведения предпринимательской деятельности через совершенствование краевых законодательных и нормативных документов, сокращение административных барьеров, обеспечение доступа к объектам инфраструктуры, сдерживание роста тарифов на услуги и продукцию монополий;

— укрепление позиций малого бизнеса в приоритетных для края видах экономической    деятельности       за      счет   стимулирования интеграции с предприятиями крупного бизнеса, в том числе за счет развития механизмов субконтрактации, поддержки кластерных инициатив, других форм  интеграции и партнерств;

— содействие продвижению производимых предпринимателями  товаров и услуг на региональные, национальные и международные рынки;

— реализацию специальных программ поддержки инновационного  предпринимательства и молодежного предпринимательства.

Региональными приоритетами в развитии малого предпринимательства являются такие виды деятельности, как коммерциализация инноваций; энергосберегающие технологии; субконтрактация с предприятиями крупного бизнеса (машиностроение); производство продуктов питания; сервисное обслуживание оборудования; овощеводство, переработка овощей; заготовка и переработка дикоросов; глубокая обработка древесины; малоэтажное жилищное строительство; строительство объектов производственного назначения; туристическая деятельность.

Существует ряд факторов, сдерживающих развитие предпринимательства:

 

  • расслоение муниципальных образований Челябинской области по уровню развития малого и среднего предпринимательства, и в связи с этим — проблемы в реализации мер поддержки на муниципальном уровне;
  • затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам;
  • недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, особенно производственной;
  • высокий уровень административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов;
  • дефицит квалифицированных кадров и доступных информационно-консультационных ресурсов.

В Челябинской области создана целостная система государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Меры, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории края, реализуются в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».

Реализация комплекса программных мероприятий направлена на устранение факторов, сдерживающих развитие предпринимательства: расслоение муниципальных образований края по уровню развития предпринимательства; ограниченный доступ к финансово-кредитным ресурсам; недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства; высокий уровень административного вмешательства; дефицит квалифицированных кадров и доступных информационно-консультационных ресурсов.

В результате реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства в 2020 году достигнуты следующие эффекты: финансовая поддержка в форме субсидий предоставлена 1073 субъектам МСП; образовательная – 208; создано 1428 новых рабочих мест; сохранено 7004 рабочих мест; привлечено более 868,7 млн. рублей инвестиций.

Объем финансирования программных мероприятий из краевого бюджета в 2020 году, с учетом оптимизации бюджета, составляет 100,0 млн рублей. За счет средств краевого бюджета: софинансирование  53 муниципальных программ; финансовая поддержка 197 субъектов МСП; образовательная поддержка – 158 субъектов МСП; создано рабочих мест 422; сохранено старых 2116.

В 2020 году реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование в обществе положительного образа предпринимателя, организовано производство 6 радиопередач, 2 аудиоролика (прокат 400 раз), 14 телепрограмм, 2 видеороликов (прокат на телеканалах, вещающих на территории края 600 раз, на телеканалах, вещающих на территории города Челябинска 360 раз). Региональным Центром организовано и проведено 13 специальных программ обучения для субъектов МСП, в которых принял участие 151 субъект МСП, предоставлено 5988 консультаций для МСП; проведено 70 семинаров, конференций, круглых столов, в которых приняли участие 700 МСП.

По данным Челябинскстата на 1 июля 2020 года количество малых предприятий (без учета микропредприятий) в крае составило 4501. Средняя численность работников по малым предприятиям (без учета микропредприятий) в I полугодии 2020 года составила 125,1 тыс. человек и темп роста в к соответствующему периоду прошлого года составил 93,16 процента).

За шесть месяцев 2020 года средняя заработная плата работников малых предприятий (без учета микропредприятий) края по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилась на 5,4% и составила 19 887,06 рублей.

Оборот малых предприятий Челябинской области (без учета микропредприятий) в январе-июне текущего года снизился на 2,06% и составил 119,7 млрд. рублей.

За отчетный период малыми предприятиями (без учета микропредприятий) привлечено 3393,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 1,12% больше в сравнении с январем-июнем 2019 года. Основная доля инвестиций была направлена в строительство (81,8 процента). Средняя численность работников по средним предприятиям  в 2020 года составила 29,2 тыс. человек и темп роста в к соответствующему периоду прошлого года составил 102,3 процента).

За 2020 года средняя заработная плата работников средних предприятий края по сравнению с 2019 года увеличилась на 3,5% и составила 26270,1 рублей. Оборот средних предприятий Челябинской области увеличился на 1,4% и составил 40,1 млрд. рублей.

По рейтингу инвестиционной привлекательности Челябинский край в 2014 года поднялся с группы 1С до группы 1В, то есть является регионом с высоким уровнем инвестиционного потенциала и умеренным уровнем инвестиционного риска.

Результатом реализации данных инвестиционных проектов явилось создание и сохранение свыше 6200 рабочих мест, введение в эксплуатацию основных фондов стоимостью более 7500000 тыс. рублей, поступление дополнительных налоговых платежей в консолидированный бюджет края в сумме не менее 200000 тыс. рублей ежегодно (начиная с 2014 года).

В среднем за весь период предоставления государственной поддержки в форме субсидирования на каждый рубль бюджетных средств в консолидированный бюджет края поступило 10 рублей дополнительных налоговых платежей.

Существующая практика показала определенные положительные аспекты указанного механизма государственной поддержки. В частности, данная форма государственной поддержки исключает риски невозврата заемных средств, снижает риск нецелевого использования, решает социальные задачи: способствует созданию рабочих мест, улучшению социально-экономического положения территорий края.

В результате в 2020 году:

  • организована на постоянной          основе        деятельность пяти консультационных центров. Предоставлены консультации 436 субъектам малого и среднего предпринимательства из 42 муниципальных образований края;
  • органам местного самоуправления направлены методические рекомендации по внесению изменений в муниципальные программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, разработанные с учетом определенных Минэкономразвития России механизмов софинансирования и приоритетных в 2020 году направлений поддержки предпринимательства. Изменения внесены в программы 56 муниципальных образований края;
  • проведен анализ предоставленных органами местного самоуправления отчетов о реализации муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства за период 2017-2019 годов;
  • проведено пять однодневных семинаров для специалистов органов местного самоуправления по теме «Подготовка к участию в конкурсе по отбору муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства». 57 специалистов органов местного самоуправления из 46 муниципальных образований края приняли участие в данных семинарах;
  • проведено три двухдневных тренинга для специалистов органов местного самоуправления 13 муниципальных образований по анализу и корректировке бизнес-процессов выполнения мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
  • проведен комплексный анализ действующих муниципальных программ 61 муниципального образования, с разработкой предложений по более динамичному развитию малого и среднего бизнеса в данных территориях, в том числе:
  • разработан типовой модульный макет муниципальной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • проведено комплексное исследование по выбору перспективных направлений развития предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях;
  • обеспечено методическое сопровождение органов местного самоуправления, по выполнению сводного плана инициативных действий органов местного самоуправления по реализации межмуниципального взаимодействия в целях повышения уровня привлекательности предпринимательского и инвестиционного климата в муниципальных образованиях.

 

2.3   Факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства

 

Для Челябинской области развитие малого и среднего бизнеса, способного обеспечить положительные социально-экономические эффекты, является одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня. С целью решения данной задачи необходимо создавать благоприятные условия для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства и действенные механизмы управления ими и их поддержки.

Дефицит квалифицированных кадров является одной из ключевых проблем малого и среднего предпринимательства. Предприниматели недовольны рынком труда. По их мнению, он не удовлетворят существующим потребностям ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. В 2019 году, согласно результатам опроса  журнала «Деловой квартал», негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% представителей, занятых в малом и среднем бизнесе; в 2020 году — уже 68%. Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая – относительно легко может найти квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы необходимо  заключить договоры с ведущими вузами города. В рамках этих соглашений предлагается предпринимателям брать студентов старших курсов на практику. Быстро нарастить квалифицированные кадры и дать мощный толчок развитию малого бизнеса возможно путем проведения регулярных курсов повышения квалификации на базе университетов. Также для каждого отдельно взятого предприятия необходимо проведение круглых столов, семинаров, чтобы работники имели возможность коллективно восполнить недостающие теоретические знания и развить практические навыки. Только мощный образовательный процесс позволит устранить проблему не достаточной квалифицированности кадров в малом и среднем предпринимательстве.

На втором месте располагается тема высокого для малого и среднего бизнеса уровня налоговой нагрузки. Высокие налоги, разорительные для малого и среднего бизнеса, вынуждают предпринимателей уходить «в тень» или прекращать бизнес. В особенности это касается налогов, относящихся к заработной плате (социальные взносы и подоходный налог). Повышение налогов заставило многих предпринимателей вернуться к выплатам зарплат «в конвертах».

Для сравнения: в Казахстане налоги существенно ниже, чем в России. Например, налог с оборота, взимаемый при упрощённой системе налогообложения, в Казахстане 3%, в России 6%. НДС: в России 18% — в Казахстане 12%. Все налоги с зарплаты: в России 43%, в Казахстане 24%. (Налог на прибыль одинаковый – по 20%). В итоге в Казахстане «в тени» работают единицы, в России – по оценкам, более 50% предпринимателей [17, c. 87].

В 2020 году острой стала проблема высокого уровня налоговой и страховой нагрузки. Для некоторых предпринимателей бремя платежей в бюджет и внебюджетные фонды оказалось непосильным. Как было уже сказано, вдвое увеличили размер единовременного социального взноса. Это напрямую коснулось малых предпринимателей, фермерских хозяйств, то есть самого что ни на есть малого бизнеса. Получается, что в экономике происходит мощное увеличение налоговой нагрузки.

Летом 2020 года был поднят вопрос о предоставлении мелким предпринимателям двухгодичных налоговых каникул. С 1 января 2016 года новые малые предприятия освобождены от уплаты налогов в первые два года работы, если власти региона введут для них «налоговые каникулы» – это период в течение двух лет после создания ИП (бизнес должен быть зарегистрирован впервые), в течение которых предприниматель освобождается государством от уплаты налогов. «Налоговые каникулы» могут устанавливать власти в регионах нашей страны для конкретных категорий предпринимателей. Сегодня преференции распространяются на бизнес в производственной сфере, социальной или научной, но регион принимает решение о налоговых каникулах и льготах самостоятельно – субъекты также могут не вводить данное право для своих индивидуальных предпринимателей.

Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо снижать налоговую нагрузку, в частности, снизить налоги, в особенности относящиеся к заработной плате, для всех предприятий, не повышать существующий уровень налогообложения недвижимого имущества, относящегося к промышленной, складской, офисной недвижимости, необходимой для ведения предпринимательской деятельности.

Высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам также является одним из факторов, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Молодым предпринимателям требуется финансовая поддержка на этапе становления бизнеса, более опытным бизнесменам необходимы средства на расширение бизнеса — закупку новых товаров или оснащение производства.  Не хватает поддержки стартапов. Например, в Германии есть госорганизации, поддерживающие стартапы: они помогают реализовать идею, исследовав ее, проводят обучение молодых предпринимателей, помогают разработать бизнес-план, предоставляют государственное страхование займа. И уже со всеми этими документами человек подает заявку в банк. Такая политика позволяет минимизировать риски невозврата кредита.

Вообще уровень кредитования банками частного сектора в два раза ниже, чем за рубежом. Главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Банк

Кедр – от 12% до 17%, банк Енисей – от 15% до 20%, ВТБ 24 – от 22% до  27%. Отсутствуют доступные (под 3-5%) кредиты малому и среднему бизнесу, несмотря на декларации правительства о наличии соответствующих программ. Получить кредит довольно сложно. Половина представителей МСП называют основной трудностью жесткие требования к финансовым параметрам предприятий, 21% – малые сроки кредитования, 18% – долгое рассмотрение и низкие объемы кредитов, 41,8% отказов от банков по кредитованию МСБ по причине отсутствия ликвидного залога, 19,4% – непрозрачность бизнеса и собственника.

В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, программы обучения), а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).

Для преодоления  проблемы недоступности финансовых ресурсов следует развивать систему государственного кредитования малого и среднего бизнеса и упростить процедуру получения таких кредитов. Для предприятий, имеющих хорошую кредитную историю, можно предоставлять льготы для получения  таких государственных кредитов. Также крайне необходимо обеспечить информирование предпринимателей о возможности получения льготных кредитов и государственных гарантий.

Одной из самых важных причин массового сокращения малого и среднего предпринимательства в 2020 году стало повышение страховых взносов. С 1 января 2020 года изменился порядок расчета, размер и сроки уплаты фиксированного размера страховых взносов в ПФР и ФФОМС. Соответствующие изменения в закон о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.07.2018 № 237-ФЗ.

Минимальная совокупная сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды составляет после повышения 35664,66 рублей. Для сравнения, в 2018 г. аналогичная сумма обязательных страховых взносов была в два раза меньше – 17208,25 рублей.

Таблица 2.2 — Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан в 2020 год

Внебюджетный фонд Формула и счисления размера страховых взносов Фактический размер страховых взносов за год, руб.
ПФР 2МРОТ х 26,0% х 12 19 356,48
ФФОМС МРОТ х 5,1% х 12 3 796,85
ФСС (добровольно) МРОТ х 2,9% х 12 1811,34

 

Уплатить фиксированные взносы за себя самозанятые граждане обязаны:

  • не позднее 31 декабря текущего календарного года, если сумма дохода, с которого исчисляются страховые взносы, менее 300 000 рублей за расчетный период;
  • не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, если сумма дохода, с которого исчисляются страховые взносы, превысила 300 000 рублей за расчетный период.

О том, что число индивидуальных предпринимателей в Челябинской области  резко пошло на спад, свидетельствуют данные налоговой службы. В прошлом году показатели регистрации ИП имели отрицательную динамику, по итогам 2019 года сократилось на 0,8 % и составило 72312 человек. По данным Пенсионного фонда, с 1 декабря 2018 года по 1 марта 2020 года в Челябинском  крае число индивидуальных предпринимателей уменьшилось.

Для решения сложившейся проблемы необходимо сократить сумму уплаты страховых взносов в виде фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Только таким образом страховые и пенсионные отчисления не будут препятствовать развитию малого и среднего предпринимательства.

Есть и такие препятствия, как нечестная конкуренция, злоупотребление полномочиями крупных компаний и монополий, коррупция.

Государство должно проводить антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с тем, что монополии формируют искусственные барьеры для вхождения в отрасль, препятствующие конкуренции, поддерживают монопольно высокие цены, ограничивая потребление, сдерживают технический прогресс. Малый и средний бизнес более заинтересован в открытой и справедливой конкуренции.

Распространение крупных торговых сетей – еще одна преграда для развития МСП. Например, в городе развитие крупных торговых сетей  (ОКЕЙ, METRO, Светофор, Командор) ведёт к разорению малого и среднего бизнеса. При этом конкурентное преимущество крупными торговыми сетями достигается, как правило, за счёт снижения качества продаваемых товаров. Оперативный контроль за качеством затруднён в связи с тем, что эти полномочия забраны у местных властей и переданы органам  Роспотребнадзора, действующим не оперативно.

Для устранения сложившейся проблемы необходимо усилить контроль за качеством товаров, продаваемых крупными торговыми сетями и вернуть муниципальной власти полномочия по контролю за работой торговли.

Кроме того, производство многих товаров (как промышленных, так и продовольственных) в Челябинской области организовывать невыгодно из-за массового импорта более дешёвой продукции из-за рубежа. Следовательно, нужно принять действенные меры по защите внутреннего рынка (повышение таможенных платежей, лицензирование, усиление прочих мер импортного контроля) для обеспечения развития отечественного производства и сельского хозяйства.

На малое и среднее предпринимательство негативно влияют множество факторов. Затруднен доступ к финансово-кредитным и иным материальным ресурсам, дефицит квалифицированных кадров и доступных информационно-консультационных ресурсов, высокие налоги и повышенные отчисления в Пенсионный фонд РФ, а также низкий уровень спроса на продукцию местного производства являются основными причинами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства. На основании мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в  Челябинской области  выяснилось, что в 2019 г. 56% процентов руководителей МСП отметили низкий уровень квалификации у рабочих, а в 2020 г. – уже 68%. Это говорит об усугублении проблемы. Такие факторы, как высокие налоги и отчисления в Пенсионный фонд РФ также создают неблагоприятные условия для малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень спроса на продукцию местного производства не позволяет в полной мере реализовать весь потенциал малого и среднего предпринимательства. Решение указанных проблем позволит малому и среднему предпринимательству стать основой для стабильно развивающейся экономики.


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф