Заявка на расчет
Меню Услуги

Совершенствование мер поддержки малого и среднего предпринимательств на местном уровне (на примере деятельности ООО «Аналитика Инстайт»). Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области

3.1 Оценка государственной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В государственной программе Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» 2019-2018 гг. утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 30.09.2018 № 505, действует подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области»

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области – это основная цель подпрограммы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Повышение доступности бизнес – образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан, в т. ч. молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности).
  2. Повышение доступности финансовых и информационно-консультационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края, в т. ч. путем обеспечения деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация подпрограммы в 2020 году позволила ограничить рост безработицы, способствовала   созданию   новых         рабочих      мест  и привлечению инвестиций в экономику региона.

Информация об основных результатах, достигнутых в отчетном году, включая  качественные и количественные характеристики состояния малого и среднего предпринимательства края, которые планировалось достичь в ходе реализации подпрограммы 2, и фактически достигнутое состояние, представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Информация о достижении целевых     индикаторов подпрограммы

Наименование показателя 2017 год 2018 год Год реализации подпрограммы 2
2019 2020
План Факт
Увеличение оборота малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий), занимающихся обрабатывающим производством, млрд руб. 44,2 48,4 52,6 58,9 58,9*
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку за период реализации подпрограммы (нарастающим итогом), ед. х х 12984 19 570

(28 000)

21 875

(34 829)

Количество созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей)

в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы

(нарастающим итогом), ед.

х х 1232 1 090

(1 910)

1 181

(2 413)

Количество сохраненных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы

(нарастающим итогом), ед.

х х 3837 1700 (3 060) 7 004

(10 841)

Объем привлеченных внебюджетных инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации подпрограммы (нарастающим итогом), млн. руб. х х 675,99 201,1

(354,6)

883,9

1559,89

 

 

В 2020 году на финансирование мероприятий подпрограммы  за счет средств краевого и федерального бюджетов направлено 362 862,56 тыс. рублей, что составило 98,94 % от предусмотренного объема финансирования (366 742,87 тыс. рублей), в том числе:

  • средств краевого бюджета направлено 97 183,5 тыс. рублей, что составило 97,1 % от предусмотренного объема финансирования (100 000,0 тыс. рублей);
  • средств федерального бюджета направлено 265 679,1 тыс. рублей, что составило 99,6 % от предусмотренного объема финансирования (266 742,9 тыс. рублей).

В целях увеличения лимитов финансирования отдельных мероприятий государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края», Челябинский край принял участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2020 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации. Конкурс проводился Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

По итогам конкурсного отбора, между Минэкономразвития России  и Правительством Челябинской области заключены соглашения на общую сумму 424 199,35 тыс. рублей, в т. ч. на поддержку малого и среднего предпринимательства 261 922,7 тыс. рублей. Кроме того, в 2020 году мероприятия подпрограммы  финансировались за счет переходящих остатков средств федерального бюджета (направлено 4820,16 тыс. рублей).

На протяжения 2020 года, для достижения основной цели решались задачи. В целях повышения доступности бизнес – образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганды предпринимательства (стимулирование граждан, в т. ч. молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности) в 2020 году в рамках подпрограммы реализовывались следующие мероприятия:

Обеспечено функционирование информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства края к информационно-консультационным ресурсам Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: информационно-консультационная поддержка на бесплатной и льготной основе – более 3500 субъектов МСП, количество посещений специализированных сайтов — более 40000.

На финансирование мероприятия направлено 2 403,00 тыс. рублей  (96,12 процента от предусмотренного объема финансирования).  Отклонение – 97 000,0 руб. (3,88 % от предусмотренного объема). Экономия, сложившаяся по результатам проведения открытого конкурса по определению исполнителя в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2018 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2020 году посредством системы: зарегистрировано более  298 тыс. посещений ресурсов, число зарегистрированных пользователей системы – 17925; предоставлены информационно-консультационные услуги 3631 МСП (предоставлено 1787 бесплатных консультаций, на базе системы создано и действует 222 мини-сайта компаний МСП; информационная поддержка 1622 предприятий, зарегистрированных в каталоге).

Предоставление на конкурсной основе грантов на осуществление предпринимательской деятельности безработным гражданам, в том числе прошедшим обучение по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения.

На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 7 500,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема финансирования). Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: создано субъектов МСП — не менее 25; создано рабочих мест — не менее 40; привлечено инвестиций — более 1,1 млн. рублей.

В результате: создано 25 субъектов малого предпринимательства, которыми создано 89 новых рабочих мест. Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 18 000,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема).

Всего в 2020 году в соответствии с принятыми Экспертной комиссией Правительства Челябинской области решениями предоставлены гранты  на реализацию 86 проектов безработных граждан из 30 муниципальных образований края, в результате реализации проектов которых создано (включая рабочие места создаваемые в первом квартале 2021 года) 150 новых рабочих мест, привлечено 15,2 млн. рублей инвестиций.

Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. (Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: формирование положительного имиджа предпринимательства в молодежной среде. Количество участников мероприятий (конкурсы, программы, анкетирование, информационные кампании, стажировки, образовательные семинары и т.п.) — не менее 2000 человек).

На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 3 000,0 тыс. рублей (100 % от предусмотренного объема финансирования).  Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 20 000,0 тыс.  рублей (100 % от предусмотренного объема).

В результате в 2020 году реализован комплекс мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в которых приняли участие 11 000 человек, в том числе за счет средств краевого бюджета (информация о мероприятиях, реализованных в целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность).

Формирование в обществе положительного образа предпринимателя, благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, популяризация роли предпринимательства. (Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: формирование в обществе положительного образа предпринимателя).

На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 1 986,0 тыс. рублей (99,3 % от предусмотренного объема финансирования).

Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 4 805,2 тыс.  рублей (99,9 % от предусмотренного объема).

В целях повышения доступности финансовых и информационно-консультационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края в 2020 году в рамках подпрограммы  реализовывались следующие мероприятия:

Субсидии бюджетам муниципальных образований края для реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: софинансирование не менее 30 муниципальных программ; финансовая поддержка – не менее 210 субъектов МСП; образовательная поддержка – не менее 110 субъектов МСП; создано рабочих мест – более 400; сохранено старых – не менее 1700; привлечено инвестиций – более 200 млн. рублей.

В 2020 году все муниципальные образования края имели утвержденные программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, обеспеченные финансированием из местных бюджетов. Более 90% муниципальных образований края (54 муниципальных образования) получили софинансирование из краевого и федерального бюджетов на общую сумму 270 745,65 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 198 951,18 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета – 71 794,47 тыс. рублей), что составило 98,8  % от предусмотренного объема (274 010,16 тыс. рублей). Неисполнение в сумме 3 264,51 тыс. рублей сложилось по причине невозможности представления субъектами малого и (или) среднего предпринимательства полного комплекта документов для получения поддержки.

Методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований края (Ожидаемый результат от реализации мероприятия: оказание ежегодно помощи 61 органу местного самоуправления края при реализации муниципальных программ и осуществление ежегодного мониторинга данных; осуществление консультаций и оказание помощи субъектам МСП по подготовке и формированию пакета документов для получения средств государственной и (или) муниципальной поддержки; консультационная поддержка — не менее 170 субъектов МСП).

На финансирование мероприятия направлено 1 500,0 тыс. рублей  (100 % от предусмотренного объема финансирования).

Субсидии организациям инфраструктуры поддержки малого и (или) среднего предпринимательства на обеспечение деятельности организаций поддержки экспорта. Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: предоставлено консультаций МСП не менее 70; предоставлено услуг МСП не менее 45; заключено контрактов (договоров и т.п. — не менее 2.

На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 5 000,0 тыс. рублей (100,0% от предусмотренного объема финансирования). Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 15 200,0 тыс. рублей (100,0%  от предусмотренного объема).

Средства направлены на обеспечение деятельности созданных на базе  АО «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансовая организация» Центра поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области и РИЦ — Челябинский край.

В 2020 году Центрами для субъектов малого и среднего предпринимательства края организовано участие в 5 выездных бизнес-миссиях, 18 выставках,  проведено 14 семинаров, предоставлено 842 консультации; заключено контрактов (договоров и т.п.) – 27; МСП участниками мероприятий создано 36 рабочих мест.

В том числе за счет средств краевого бюджета: субъектам МСП предоставлено 345 консультаций; заключено контрактов (договоров и т.п.) – 3.

Субсидии организациям инфраструктуры поддержки малого и (или) среднего предпринимательства на обеспечение деятельности региональных центров поддержки предпринимательства. Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: предоставлено консультаций субъектам МСП – не менее 1500.      

На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета направлено 4 000,0 тыс. рублей (100,0 % от предусмотренного объема финансирования). Кроме того, на финансирование мероприятия направлены средства федерального бюджета в сумме 8 722,7 тыс. рублей (100,0 %  от предусмотренного объема).

Средства направлены на обеспечение деятельности созданного на базе Агентства регионального центра поддержки предпринимательства Челябинской области (функции регионального Центра возложены на Агентство распоряжением Правительства Челябинской области от 24.11.2009 № 942-р).

В том числе за счет средств краевого бюджета: субъектам МСП предоставлено 1699 консультаций; заключено контрактов (договоров и т.п.) – 3.

Поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета.

Таблица 3.2 – Средства федерального бюджета в сумме 265 679,08 тыс. рублей направлены на реализацию следующих мероприятий:

 

 

Наименование мероприятия

Объем финансирования за счет средств

федерального бюджета

(тыс. руб)

Ожидаемый результат от реализации

подпрограммного

мероприятия (в

натуральном выражении)

План Факт План Факт
Поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета, 266 742,87 265 679,08  

 

 

 

 

 

 

Оказана поддержка

не менее 1980 субъектам

МСП,

создано

рабочих мест не

менее 650 ед.

 

 

 

 

 

 

 

Оказана поддержка 2003 субъектам

МСП,

создано

рабочих мест 76 1 ед.

 

 

в том числе по распорядителям:
министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей края 228 742,87 227 679,08
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Челябинской области 20 000,00 20000,00
агентство труда и занятости населения края 18 000,00 18 000,00
агентство печати и массовых коммуникаций края 4 810,00 4 805,20
в том числе по мероприятиям:
предоставление на конкурсной основе грантов на осуществление
предпринимательской деятельности безработным гражданам, в том числе прошедшим обучение по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения 18 000,00 18 000,00  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность 20 000,00 20000,00
Субсидии бюджетам муниципальных образований

края для реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

200 010,17 199 951,18

 

Плановые значения целевых показателей эффективности реализации мероприятия достигнуты.

В 2020 году в рамках подпрограммы предусматривалась реализация мероприятия «Разработка, издание и распространение методических пособий  и информационных буклетов для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях оказания информационно-консультационной, методической поддержки, разъяснений по правовым вопросам, вопросам налогообложения, предоставления государственной и муниципальной поддержки и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности». Ожидаемый результат от реализации подпрограммного мероприятия: поддержка оказана не менее 10 000 субъектам МСП.

На финансирование мероприятия за счет средств краевого бюджета планировалось направить 500,00 тыс. рублей, исполнение – 0,00 руб.

В целях реализации мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2018 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» проведен аукцион в электронной форме. По результатам с победителем (ООО «МС», г. Воронеж, ИНН 3666201798) заключен государственный контракт, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство по изданию методических пособий, буклетов и т. д.

Однако в 2020 году услуги, предусмотренные государственным контрактом, исполнителем не оказаны.

В целях предоставления доступа субъектов малого и среднего предпринимательства края к информации, содержащейся в планируемых к изданию материалах, данные материалы после доработки будут размещены на специализированном интернет-портале поддержки малого и среднего предпринимательства Челябинской области.

В рамках подпрограммы  реализуется мероприятие «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». В соответствии с государственным заданием, утвержденным агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития края (главным распорядителем средств), получателем бюджетных средств и исполнителем мероприятия является краевое государственное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив «Форум» (далее – КГАУ «ЦМИ «Форум»).

КГАУ «ЦМИ «Форум» обеспечивает популяризацию и развитие  в молодежной среде предпринимательской деятельности.

Эффект от реализации подпрограммы заключается в создании благоприятного предпринимательского климата на территории Челябинской области.

В 2020 году работа по реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса была направлена на совершенствование механизмов государственной поддержки, опробованных в предшествующие годы. По показателям эффективности реализации подпрограмма  выполнена на 100%.

В 2020 году продолжена реализация нефинансовых мер поддержки предпринимательства и работа по расширению спектра услуг, оказываемых созданной в предыдущие годы инфраструктурой поддержки предпринимательства края.

Основным объектом инфраструктуры поддержки предпринимательства края является АО «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансовая организация». В целях обеспечения доступа предпринимателей края к услугам Агентства создано 10 представительств, расположенных в территориях края. В 2020 году финансовые услуги в форме микрозаймов и поручительств оказаны 450 субъектам МСП, которыми создано (сохранено) 402 (4604) рабочих мест, привлечено  1 656,01 млн. рублей инвестиций (в 2019 году: 301 субъекту МСП, которыми создано (сохранено) 239 (3015) рабочих мест, привлечено 919,6 млн. рублей инвестиций).

В целях нивелирования последствий повышения курсов валют, оказавших влияние на деятельность большинства субъектов малого и среднего предпринимательства, в начале 2020 года Агентством было принято решение о сохранении процентных ставок по займам в рамках программы «Микрофинансирование» на уровне 2017-2019 годов в размере 8,56% годовых.

В целях расширения форм микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, разработаны дополнительные меры, направленные на содействие крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сельской местности, в решении вопросов пополнения оборотных средств. Для реализации указанных мер подготовлены изменения в подпрограмму  в части дополнения новым мероприятием «Увеличение уставного капитала АО «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса и микрофинансовая организация» с лимитом финансирования за счет средств краевого бюджета в размере 30,0 млн. рублей на 2021 год.

Реализация Агентством программ микрокредитования, направленных на содействие крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сельской местности, в решении вопросов пополнения оборотных средств будет осуществляться со второго квартала 2021 года.

В рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Челябинской области и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в целях снижения социальной напряженности в моногородах,  в ЗАТО г. Зеленогорск с 2019 года осуществляет свою деятельность НКО «Фонд поддержки предпринимательства г. Зеленогорска» (далее – Фонд). Фондом оказывается комплекс     финансовых и информационно-консультационных услуг субъектам предпринимательства, реализующим проекты, направленные на создание новых рабочих мест в ЗАТО г. Зеленогорске.

В целях укрепления партнерских связей, консолидации предпринимательского сообщества, совершенствования правового обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса в октябре 2020 года проведен XIV межрегиональный Форум предпринимательства Сибири. В организации работы Форума (общественные приемные, семинары, круглые столы тренинги) приняли участие 97 компаний из Челябинской области, Москвы, Тюмени, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинская область. Количество посетителей: 7027 человек (согласно данным электронных регистраторов), среди которых специалисты из 745 компаний (указаны общие данные совместно с посетителями выставки Ярмарка недвижимости).

В соответствии с указом Губернатора края от 25.11.2018 № 244-уг  «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» осуществляется процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов края (в 2020 году проведена оценка регулирующего воздействия 168 проектов нормативных правовых актов).

Правительством края проводится работа по развитию на территории края института уполномоченных по защите прав предпринимателей (Закон Челябинской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области» от 21.11.2018 № 5-1830).

Всего по итогам 2020 года, в результате реализации мероприятий подпрограммы, субъектам МСП предоставлено более 21,8 тысяч (с учетом эффектов, достигнутых в результате деятельности организаций инфраструктуры, и эффектов, достигнутых в рамках реализации муниципальных программ за счет местных бюджетов более 23,18 тысяч) финансовых, консультационных и информационных услуг (в том числе: финансовую поддержку получили 780  предпринимателей края; вовлечено в предпринимательскую деятельность 11 000 молодых людей; предпринимателями, получившими поддержку, создано 1181 рабочее место, привлечено более 0,88 млрд. рублей.

 

3.2 Приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства

 

Для стабильного развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области необходимо повышать уровень квалификации сотрудников. Ведь именно от их навыков и знаний будет зависеть успех предприятия. Низкий уровень квалификации сотрудников отмечается почти 56% руководителей МСП и для решения сложившейся проблемы необходимо повышать образовательный уровень персонала.

Для этого необходимо налаживать сотрудничество с Высшими учебными заведениями города. Каждый сотрудник МСП должен в течение года проходить курс лекций, участвовать в семинарах. Важно проведение круглых столов на предприятиях, для обсуждения проблем и перспектив развития. В целях повышения квалифицированности кадров крайне важно привлекать опытных преподавателей.

Администрация Челябинской области должна, внести пункт по повышению квалификации сотрудников малого и среднего предпринимательства и, соответственно выделить необходимую сумму для реализации муниципального задания. Так администрацией в 2020 году было выделено 56 млн. рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства. Выделенные деньги, как правило, пойдут на выплату субсидий, обслуживание инфраструктуры поддержки МСП и т. д. Как показывает опыт предыдущих лет, эта сумма осваивается в полном объеме и средств на программу повышения квалификации кадров не остается. Повышению образовательного уровня сотрудников МСП необходимо уделять больше внимания.

Пожалуй, самым серьезным препятствием на пути развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области встает увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и в следствии увеличение налоговой нагрузки.

Индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 года уплачивают страховые взносы в виде «Фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное и медицинское страхование».

По мнению опрошенных граждан, каждый шестой человек, имеет помимо официального трудоустройства еще дополнительные виды доходов, которые находятся в «тени». Это вызвано, прежде всего, увеличением потребностей людей в товарах, услугах и жизни в кредит [35].

Следующее предложение заключается в более грамотном подходе в предоставлении патента на определенные виды деятельности. Причем налог на каждый вид деятельности должен составлять определенную фиксированную сумму и зависеть от многих факторов, так как Россия большая страна.

С 1 января 2013 г. порядок осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями с применением патента стал регулироваться новой гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ. По сути, вместо стоимости патента при УСН будет уплачиваться единый налог при патентной системе налогообложения.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему налогообложения, определен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при этом субъектам РФ предоставлено право: вводить эту систему также в отношении иных бытовых услуг, не указанных в Налоговом кодексе РФ.

Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий календарный год.

Как и при применении УСН на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но по-прежнему придется уплатить НДС при ввозе товаров, а также в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д. (п. п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ). Налогоплательщики, применяющие патентную систему (так же, как и плательщики ЕНВД), вправе не использовать ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств (например, товарный чек или квитанция). Такое дополнение внесено п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ.

Если ограничения по численности работников или по объему выручки нарушены либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы налогообложения с начала налогового периода, то есть с даты выдачи патента. В этом случае ему следует уплатить налоги по общей системе как вновь зарегистрированному предпринимателю. При этом он может уменьшить НДФЛ за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога.

Сократился срок подачи в инспекцию заявления на выдачу патента. Он составляет 10 дней до даты начала применения специального режима против месяца при УСН на основе патента.

Кроме того, в отличие от предыдущего действующего порядка, с 1 января 2013 г. предпринимателю не нужно одновременно с заявлением на получение патента подавать заявление о постановке на учет, если он собирается осуществлять деятельность в субъекте РФ, где не зарегистрирован как налогоплательщик (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

Впервые приведен закрытый перечень оснований для отказа инспекции в выдаче патента (п. 4 ст. 346.45 НК РФ). Это:

  • несоответствие установленному перечню видов деятельности;
  • указание срока действия патента, не соответствующего возможным пределам его выдачи, установленным в п. 5 ст. 346.45 НК РФ;
  • нарушение установленного абз. 2 п. 8 ст. 346.45 НК РФ условия перехода на патентную систему, согласно которому при утрате права на ее применение или прекращении деятельности, в отношении которой оно было возможно, до истечения срока действия патента вновь перейти на патентную систему по этому же виду деятельности можно только со следующего календарного года;
  • недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.

Налоговая ставка составляет шесть процентов от потенциально возможного годового дохода (ст. 346.50 НК РФ). Таким образом, платеж при применении патентной системы рассчитывается, по существу, в том же порядке, что ранее стоимость патента. При этом если патент выдан на срок менее 12 месяцев, то сумма налога, подлежащего уплате по месту учета налогоплательщика, пересчитывается исходя из количества месяцев срока действия патента (п. 1 ст. 346.51 НК РФ).

А вот порядок уплаты налога на патентной системе значительно отличается от предыдущего порядка оплаты стоимости патента. Теперь он зависит от периода, на который выдан патент. Если этот срок не превышает шести месяцев, налог полностью уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если же патент выдан на более длительный срок, то в этот срок уплачивается лишь треть суммы. Оставшуюся часть налогоплательщик перечисляет не позднее 30 календарных дней до момента окончания налогового периода (ст. 346.51 НК РФ). При этом налоговый период заканчивается в последний день действия патента либо на дату досрочного прекращения предпринимательской деятельности, указанную в соответствующем заявлении (ст. 346.49 НК РФ).

Для большинства плательщиков, применяющих патентную систему, установлены пониженные тарифы страховых взносов, такие же, как при УСН. Однако предприниматели, которые сдают в аренду помещения, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общепита, платят взносы по общеустановленным тарифам. При этом важно заметить: что в главе о патентной системе, в отличие от действующего порядка, не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, которые перешли на патентную систему в 2013 г.

Повышение инновационной деятельности малых и средних предприятий предлагается стимулировать государственной программой Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края». Главной целью данной программы является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории края, роста инновационного потенциала и улучшения инвестиционного климата Челябинской области. Срок реализации программы 2019 – 2021 годы.

Объем финансирования составляет 1887045,5 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе:

  • 2019 год — 1008752,7 тыс. рублей;
  • 2020 год — 439146,4 тыс. рублей;
  • 2021 год — 439146,4 тыс. рублей;

8607,0 тыс. рублей за счет средств бюджетов муниципальных образований края, в том числе по годам:

  • 2019 год — 2869,0 тыс. рублей;
  • 2020 год — 2869,0 тыс. рублей;
  • 2021 год — 2869,0 тыс. рублей.

Приоритетными направлениями развития Челябинской области и г. Челябинска является развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности. Для развития этих направлений на территории края создана эффективная система управления инновационным развитием региона, активно развивается инфраструктура поддержки инноваций.

Финансовая инфраструктура поддержки инноваций осуществляется созданным для указанных целей краевым государственным учреждением «Челябинский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», открыта программа предоставления льготных займов для инновационных компаний на базе открытого акционерного общества «Челябинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса». Кроме того, формируется ряд объектов физической инновационной инфраструктуры, объединенных в единую логическую цепочку: создано краевое государственное учреждение «Челябинский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», проектируется Челябинский Технопарк, ведется строительство промышленного парка в закрытом административно-территориальном образовании г. Железногорск.

По основным показателям, характеризующим развитие инновационной деятельности, Челябинский край занимает ведущие позиции среди регионов Сибирского федерального округа и находится в первой половине российского рейтинга. По доле инновационно-активных предприятий Челябинский край занимает 5-е место в федеральном округе и 35-е в России.

По числу созданных передовых производственных технологий Челябинский край занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе и 10-е место в России.

В целом инновационное развитие Челябинской области находится на среднем для России уровне, который, однако, достаточно низок по сравнению с уровнем развитых стран.

Накопленный социальный, научно-образовательный инновационный потенциал, ресурсы системы регионального управления, перспективы реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории края, развитие межрегиональных и международных партнерских связей позволяют осуществить преобразования, направленные на активизацию в Челябинской области инновационных процессов.

Развитое инновационное предпринимательство позволит привлечь на территорию города венчурные фонды. Ведь одним из основных условий венчурного инвестирования является инновационная деятельность. Только в МАУ «ЦС МСП» правобережном бизнес-инкубаторе разрабатываются более 170 инновационных проектов. Которые, к сожалению, пока остаются не реализованными из-за отсутствия финансирования. Привлечение таких венчурных фондов, как «Российский технологический фонд», «Фонд Сколково» или «Ростехно» и др. позволит воплотить в жизнь проекты, которые будут востребованы во всех сферах жизни.

Для решения проблемы низкого спроса на продукцию местного производства необходимо обеспечить доступность государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний.  Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Чтобы воплотить все в реальность, необходимо, в первую очередь, увеличить спрос на товары и услуги малого бизнеса, ведь если рассмотреть вопрос объективно, то малый бизнес может производить огромную номенклатуру товаров, работ и услуг.

Комплекс мер, указанный выше, повлечет за собой положительную динамику роста количества малых и средних предприятий на территории края, что позволит сократить безработицу особенно в сельской местности, привлечь молодые кадры и снизить социальную напряженность. Граждане начнут проявлять деловую активность, не опасаясь, что задуманный бизнес-план останется нереализованным из-за недостаточного количества денежных средств в самом начале деятельности предприятия. А уже функционирующие предприятия не останутся без финансовой поддержки, когда это будет необходимо. Реализация комплекса мер приведет к увеличению объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Повлечет за собой создание новых предприятий в приоритетных видах экономической деятельности. Потребительский рынок будет наполняться качественными товарами и услугами и обеспечивать конкурентоспособность продукции местного производства. Увеличится выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

3.3 Прогноз результатов реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства

 

В Челябинской области создана целостная система государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Меры, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории края, реализуются в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» государственной программы Челябинской области «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».

В долгосрочной перспективе будет продолжена финансовая поддержка малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, программы обучения), а также финансовая поддержка средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования).

Результатом намеченных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства станет увеличение к концу 2021 года количества субъектов малого и среднего предпринимательства, численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, а также поступления налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты города Челябинска и Челябинской области.

Будут достигнуты следующие социально – экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства:

  • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • увеличение численности работников в малом и среднем бизнесе;
  • насыщение рынка товарами (услугами) местного производства, обеспечение ежегодного прироста доли малых предприятий в выпуске продукции, работ, услуг;
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • увеличение поступления налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Достигнутые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства определят качественные социальные результаты:

  • сохранение созданных рабочих мест;
  • снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, трудоустройство социально незащищенных категорий населения;
  • насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения;
  • совершенствование отраслевой структуры города путем заполнения малыми и средними предприятиями ниши по организации новых производств и услуг, технологическое взаимодействие крупных и малых предприятий по оказанию последними всевозможных услуг и производству комплектующих изделий для крупных предприятий; эффективное использование незагруженных производственных мощностей крупных предприятий и, как следствие, общее увеличение предприятиями объемов продукции;
  • расширение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

К 2025 году в Челябинской области в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее 50% трудоспособного населения города, то есть необходимо вдвое увеличить число малых предприятий. Причем и за счет высокотехнологичных предприятий. Будущее малого бизнеса — серьезные направления производственных услуг, в том числе и в IT-сфере.

Согласно прогнозу, основные направления господдержки МСП на 2018-2035 годы предполагают снижение уровня финансовой нагрузки от избыточных административных барьеров, расширение мер имущественной поддержки, снижение финансовых расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры, а также совершенствование трудового законодательства. За счет этого к 2035 году доля среднесписочной численности работников, занятых на МСП в общей численности занятого населения достигнет 32,2%, на 1000 человек число МСП.

Прироста планируется добиться благодаря системной господдержке МСП и развитию инфраструктуры.

Результаты реализации мер по развитию инновационной деятельности МСП скажутся на увеличении продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВРП с 6,7% до 7,8%. Произойдет увеличение объема инновационных товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, с 1,9 до 3,0 млрд рублей. Увеличится оборот малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий), занимающихся обрабатывающим производством, с 44,2 до 60,8 млрд рублей. Количество созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства за период реализации мер поддержки вырастет.

Реализация всего комплекса мер по поддержке малого и среднего предпринимательства позволит сформировать благоприятные условия для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории города, а также позволит:

— создать благоприятные условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей;

— обеспечить надежное функционирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

— увеличить число занятого населения в малом и среднем предпринимательстве.

С учетом реализации всех мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемых на территории края, прогнозируется положительная динамика развития малого и среднего предпринимательства на территории Челябинской области:

  • выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг организациями малого и среднего бизнеса увеличится в 1,4 раза;
  • среднемесячная заработная плата работников списочного состава организаций малого и среднего бизнеса увеличится в 1,2 раза;
  • объем инвестиций в основной капитал организаций малого и среднего бизнеса увеличится в 1,3 раза.

Социально-экономическими результатами реализации мероприятий муниципальной программы будут являться – дальнейшее увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения и увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций города.

Проведение эффективной последовательной политики в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства позволит улучшить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

Таким образом, разработанные меры окажут положительное влияние на малое и среднее предпринимательство, что в свою очередь повлияет на социально-экономическую ситуацию в городе и в регионе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малое и среднее предпринимательство – это экономическая деятельность, (критерии отнесения к МСП) направленная на систематическое получение прибыли от производства и (или) продажи товаров, оказания услуг. Малое и среднее предпринимательство берет на себя функции по обеспечению мобильности, а также глубокой специализации производства. Развитие малого и среднего предпринимательства во многом определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости ее населения, качество и структуру валового национального продукта, что обуславливает важность этого сектора предпринимательства для национальной экономики в условиях ее инновационного развития на современном этапе.

Развитая     правовая    база   позволит    малому       и       среднему предпринимательству стать основополагающим элементом в создании крепкой и стабильно развивающейся экономики.

В крае предприняты существенные усилия по поддержке МСП и развитию инновационной деятельности. Край успешно участвует в конкурсах, проводимых федеральными министерствами на предоставление средств федерального бюджета для финансирования мероприятий господдержки МСП. Вместе с тем в ходе аудита выявлены существенные резервы роста эффективности использования государственных средств в данной сфере, связанные с повышением качества государственного управления и устранением недостатков и нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия.

В целом малое и среднее предпринимательство в Челябинской области развивается уверенно, но недостаточно интенсивно. Этому препятствуют определенные проблемы характерные для данной отрасли экономики. Существующие меры поддержки развития малого и среднего предпринимательства хоть и меняют ситуацию в лучшую сторону, но ждать от них кардинальных изменений не приходится.

Таким образом, на основании исследования слабых и сильных сторон малого и среднего предпринимательства, их возможностей и угроз можно определить стратегию развития малого и среднего предпринимательства. Она включает в себя:

  • повышение уровня квалификации у персонала МСП;
  • снижение налоговой нагрузки на бизнес из-за увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также снижение налогов в сфере аренды недвижимости;
  • развитие инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства;
  • привлечение дополнительных инвестиций;
  • повышения спроса на продукцию местного производства.

Комплекс разработанных мер повлечет за собой положительную динамику роста количества малых и средних предприятий на территории города, что позволит сократить безработицу и снизить социальную напряженность. Граждане начнут проявлять деловую активность, не опасаясь, что задуманный бизнес-план останется нереализованным из-за недостаточного количества денежных средств в самом начале деятельности предприятия. А уже функционирующие предприятия не останутся без финансовой поддержки, когда это будет необходимо. Реализация комплекса мер приведет к увеличению объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Повлечет за собой создание новых предприятий в приоритетных видах экономической деятельности. Потребительский рынок будет наполняться качественными товарами и услугами, и обеспечивать конкурентоспособность продукции местного производства. Увеличится выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства на перспективу будет эффективным при увеличении бюджета объемом зарегистрированных ИП и дальнейшего их увеличения, а также снижении налогов и страховых взносов в ПФР. Привлечение дополнительных инвестиций на развитие инноваций в малом и среднем бизнесе и повышение квалификации сотрудников МСП придаст интенсивности развитию малого и среднего предпринимательства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.05.2021)
  4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями на 26 мая 2021 года).
  7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 марта 2021 года)
  8. Федеральный закон от 31.12.2014 N 511-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  9. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (с изменениями на 29 декабря 2020 года) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  10. Андреева, И.Я. О критериях выделения малого и среднего бизнеса [Текст] / И.Я. Андреева, К. А. Павлов — М., 2018 – 284с.
  11. Арустамов Э.А., Основы бизнеса [Текст]: учеб. пособие — М.:ЮНИТИ, 2015 — 118 с.
  12. Балдин К.В., Воробьев   С.Н., Управление         рисками      в предпринимательстве.- Дашков и К — 2019 — 443 с
  13. Буев, В.Н. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве [Текст]: «Предпринимательство в России» / В.Н.Буев — М.: ИСАП, 2017 – 342 с.
  14. Веселкова, Ю.Ю. Государственная поддержка: шаг за шагом — руководство к действию [Текст]: метод. пособие для субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области / Ю.Ю. Веселкова, О.И.Карелин, Н.В. Разнова — 2018. — 165 с.
  15. Газалиев М.М., Осипов В.А., Особенности налогообложения малого бизнеса: Учебное пособие- М.:ИНФА-М — 2020  — 87 с.
  16. Горфинкель В.Я. Малые предприятия: экономика, учет, налоги [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Я. Горфинкель, проф. В.А. Швандар -М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2019. – 14-20с.
  17. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Полянка, проф. В.А. Швандра.- М.:ЮНИТИ, 2012 — 475 с.
  18. Дудин М.Н. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны [Текст]: Креативная экономика. / М.Н. Дудин — 2018. — № 5 (17). — 83-90с.
  19. Егоров Е.А. Экономика США [Текст] /Е.А. Егоров. – М.: Издательский дом «Питер», 2020 — 125 с.
  20. Ерохин В. Л. Международное предпринимательство. Финансы и статистика — М, ИНФРА-М,  — 2018 — 137 с.
  21. Ершова И.В., Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение.Юриспруденция.- М.: ИНФРА-М — 2017 — 223 с.
  22. Жиделеева,В.В. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие / В.В. Жиделеева, Ю.Н. Каптейн — М, ИНФРА-М, 2018 —  71-74 с.
  23. Зыкова Т.А. На мелкие расходы [Текст]: Малое предприятие / Т.А. Зыкова – 2015. — №7 – 11с.
  24. Киреев А.П. Международная экономика [Текст] / А.П. Киреев — М.: Международные отношения, 2016 — 488с.
  25. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Лапуста Ю.Л.Старостин. — М.: ИНФРА-М, 2019 – 115 с.
  26. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Лапуста — М.:ИНФА-М, 2018 — 91-112 с.
  27. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [Текст] / Т.Ю. Матвеева — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 2017 — 511с.
  28. Миронов С.В. Как малому стать большим [Текст]: //Малое предприятие С.В. Миронов – 2015. — №9 – с.11-13.
  29. Михалёв Н.В. Предпринимательство в современной России [Текст]: Автореферат диссерт / Н.В. Михалев — К.с.н. М., 2010 — с.9;
  30. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы [Текст]: учеб. Пособие для вузов / А.И. Муравьев – М.:Бизнес и банки, 2020. – 127с.
  31. Нейл С.В. Малое предпринимательство в России [Текст] / С.В. Нейл.– М.: ФСГС, 2014. – 14с.
  32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2019.
  33. Радев В.А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики, №7, 2016 — 72с.
  34. Речмен Д. Дж. Современный бизнес [Текст]: Учебник в двух томах / Д.Дж. Речмен, И.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж В. Тилл — М,: Республика, 2015, том 1, — 100с.
  35. Рыбин М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России [Текст]: Менеджмент в России и за рубежом / М.Н. Рыбин — М.:ИНФА-М, 2019 — с.456.
  36. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] / Т. А. Финк // Молодой ученый. — 2018. — №4. — с. 177-181.
  37. Шахмалов Ф.Е. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста и выживания [Текст] Ф.Е. Шахмалов // Вопросы экономики — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ – 2017 г. — с.367.
  38. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка [Текст] Н.А. Шулятьева// Деньги и кредит — М.:ИНФА-М, — 2016 г. — с.574,

 


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф