Страницы: 1 2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления в сфере культуры и досуга
1.1 Характеристика существующих теоретических подходов к изучению муниципального управления в сфере культуры и досуга
1.2 Организационно-управленческие модели в сфере культуры, искусства и досуга
1.3 Методические основы изучения муниципального управления в сфере культуры и досуга
Глава 2. Анализ муниципального управления в сфере искусства, культуры и досуга в городском дворце культуры имени В.К. Егорова города Апатиты
2.1. Организационно-экономическая характеристика городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты
2.2. Основные показатели и проблемы развития в сфере культуры, искусства и досуга дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты
2.3. Мониторинг муниципального управления в сфере искусства, культуры и досуга городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты
Глава 3. Совершенствование управления развитием сферы культуры и досуга городского дворца культуры имени В. К. Егорова города Апатиты
3.1 Рекомендации по совершенствованию развития сферы культуры и досуга городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении огромных столетий, тысячелетий и больших времен процессы стремительных изменений, которые коснулись в реалии жизни российского общества, не смогли не повлиять на такую жизнеполагающую область, как культура. Новые вызовы времени выдвинули в качестве абсолютного национального приоритета развитие человека и привели к необходимости провести анализ самого что ни на есть достижимого, чтобы определить перспективные направления развития культуры нашей страны и мира в целом. Исключительная роль сферы культуры и досуга для развития современного общества связана со стремительно растущими духовными и эстетическими потребностями человека, ее мощнейшим воздействием на качество человеческого капитала и экономический рост.
Сферу услуг культуры, производящую в основном нематериальные блага, можно назвать сферой духовного производства, которая формирует духовную жизнь общества, его нравственный, в то же время, поучительный, добродетельный и моральный климат. Именно управление культурой вызывает интерес современного общества.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию муниципального управления в сфере культуры и досуга в городском дворце культуры имени В.К. Егорова города Апатиты.
Задачи исследования:
— привести характеристику существующих теоретических подходов к изучению муниципального управления в сфере культуры и досуга;
— рассмотреть организационно-управленческие модели в сфере культуры, искусства и досуга;
— изучить методические основы муниципального управления в сфере культуры и досуга;
— дать организационно-экономическую характеристику городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты;
— определить основные показатели и проблемы развития в сфере управления культурой, искусством и досугом дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты;
— провести мониторинг муниципального управления в сфере искусства, культуры и досуга городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты;
— разработать рекомендации по совершенствованию развития управления сферой культуры и досуга городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты;
— привести экономическое обоснование предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является городской дворец культуры имени В.К. Егорова города Апатиты.
Предмет исследования — муниципальное управление в сфере культуры и досуга.
Информационная база исследования состоит из трудов российских и зарубежных исследователей.
В работе использовались такие методы исследования как анализ, синтез и метод сравнения.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях по совершенствованию развития управления сферой культуры и досуга городского дворца культуры имени В.К. Егорова города Апатиты.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты муниципального управления в сфере культуры и досуга.
Во второй главе проводится анализ муниципального управления в сфере искусства, культуры и досуга в городском дворце культуры имени В.К. Егорова города Апатиты.
В третьей главе определяются возможности совершенствования управления развитием сферы культуры и досуга городского дворца культуры имени В. К. Егорова города Апатиты.
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления в сфере культуры и досуга
1.1. Характеристика существующих теоретических подходов к изучению муниципального управления в сфере культуры и досуга
Сфера культуры представляет собой одно из главных направлений социально-ориентированной политики любого муниципального образования. От этой сферы во многом зависит качество жизни граждан на подведомственной территории. Уже на протяжении многих веков не утихают споры относительно значения понятия «культура».
В зависимости от применяемого подхода этот феномен может рассматриваться как в социальном, психологическом, так и в ином гуманитарном плане. В общем, под культурой можно понимать комплекс различных человеческих взаимоотношений, определяющих правила и установки поведения в социуме.
Конечно, решение теоретических и практических вопросов, связанных с культурной сферой, имеют свои отличия. Поэтому подходы теоретиков и практиков культурной сферы могут быть разными. Стоит отметить, что между теоретическим осмыслением различных аспектов человеческой цивилизации и практическим воплощением методов социального управления культурной сферой существует достаточно большая разница.
Политика управления культурной сферой в нашей стране имеет давние исторические корни. Управление культурой в России – это сложный комплекс мероприятий, который охватывает не только исключительно художественные моменты, но и сферу потребительского рынка, бытовой жизни.
В широком смысле культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности людей, то есть всего того, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Культура в узком смысле слова означает сферу духовной жизни людей, перечень этических норм, правил, ценностей, ритуалов, обычаев и традиций.
Исследователь Л. А. Скороход дает свое определение понятию «культура»[41]. По его мнению, культура представляет собой основополагающую характеристику социума, включающую в себя комплекс ценностных ориентиров и идейных соображений касательно парадигм поведения в обществе, передающихся от старшим к младшим. В общечеловеческом смысле культура представляет собой набор социальных кодов, которые, основываясь на мыслях, мнениях, переживаниях, являются источником для формирования основных паттернов поведения отдельного человека в социуме. Иными словами, культура – это комплексное понятие, вобравшее в себя принципы из различных сфер человеческого бытия. Но данный феномен постоянно находится в движении, его нельзя назвать монолитным, устоявшимся.
Муниципальная политика является основой для управления культурой, досугом и спортом. Политика на местном уровне во многом зависит от социальной среды, которая определяется как комфортное проживание населения.
Главным приоритетом в управлении на муниципальном уровне служат стратегические интересы общества в сфере культуры, досуга и спорта. Одной из функции муниципалитета в области культуры, досуга и спорта является организация мероприятий увеселительного характера, праздников, ярмарок и других мероприятий.
Деятельность местного управления в сфере культуры, досуга и спорта заключается в следующем:
— проведение массовых праздников в соответствии с традициями и местными обычаями;
— помощь в обеспечении жителей города творческим коллективом, а также развлекательным клубом творчества;
— помощь в проведении ярмарок, выставок, аукционов и т.п.
Сфера спорта является составляющей частью культуры на муниципальном уровне. Спорт входит как составная часть в физическую культуру. Физическая культура формирует совокупность материальных и духовных ценностей[4].
Исторически сложилось так, что спорт осуществляется как специфическая подготовка человека к соревновательной деятельности. Сейчас же спорт мы воспринимаем как инструмент поддержания физического здоровья и как времяпрепровождение. Спорт и физическая культура на муниципальном уровне представляет собой форму услуги. Услуга в сфере физической культуры и спорта осуществляется муниципалитетом следующими способами: проведение занятий в области спорта; помощь в проведении зрелищных мероприятий, предоставлении объектов спорта (спорт залы, спортивные клубы и т.п.).
В исследованиях Э.В. Соколова «досуг рассматривается как свободное особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[28].
Местное самоуправление является основным исполнителем в области социально-культурной политики. Муниципалитет как основной исполнитель находится ближе к обществу и имеет непосредственное влияние на территории. Органы муниципалитета управляют большим количеством учреждений социальной сферы таких как, образовательными, спортивными, культурно-просветительными и т.п. Культурно-досуговая сфера на муниципальном уровне поддерживает общественную организацию, а также поддерживает творческий коллектив.
Муниципальные органы управления культурной деятельности имеют возможность получить информацию о пожеланиях горожан, а также интересов и мнений. Горожане могут обратиться следующими способами в органы местной власти: путем подачи заявления в электронной форме, путем устного сообщения (горячая линия), а также путем бумажного носителя (заявление, написанное от руки). Также можно выделить еще один способ получения информации о пожеланиях граждан – проведение социологических опросов.
Данный метод является наиболее оптимальным ведь этот способ не только направлен на получение информации от граждан о их интересах, но и это позволяет провести исследование оценки эффективности работы муниципалитетов. Также этот метод формирует обратную связь между населением и повышает уровень доверия, что благоприятно влияет на взаимодействие населения и местных органов власти. Рациональное использование свободного особого времени является своеобразным показателем культуры. В условиях досуга происходит активное развитие личности. Человек разумное существо, умеющее думать, размышлять. Немаловажно упомянуть о том, что человек способен распределять время по своему усмотрению. Только он решает, чем заняться в данный отрезок времени, совместить тот или иной вид хобби, или же разделить время на активный и пассивный отдых. В процессе досуга человек набирается определенными знаниями и опытом[5].
Муниципальное управление в сфере управления культуры, досуга и спорта является первостепенным союзником общества и местной власти. Сущность муниципальной системы состоит в том, чтобы улучшить среду для проведения тех или иных массовых мероприятий, а также улучшить эмоциональное состояния гражданина территории, найти подход к населению. Также муниципальная система позволяет выстраивать уровень социокультурной направленности и интеграции в общество тех действий, которые одобряются обществом. Данная система на муниципальном уровне должна служить в роле баланса между органами власти и местными сообществами.
Стоит отметить, что при всем многообразии приемов культурной политики основной линией такой работы является «всемерное развитие и расширение культурного наследия всех народов страны». Культурная политика может меняться под влиянием времени, так как для каждого исторического периода характерны свои особенности, вносящие свой вклад в обусловленность методов культурной работы. В свое время сберегающая модель традиционных земледельческих обществ сменилась более динамичной и открытой внешним влияниям индустриальной моделью культурного развития. В данный момент наблюдается переход к так называемой постиндустриальной модели развития, когда на первый план выходит внедрение в практическую работу инновационных способов управления сферой культуры. По сути, грамотно выверенная культурная политика любого государства должна идти в фарватере общего цивилизационного развития. Не должно быть как опережения, так и отставания. Тем не менее в реальности встречаются различные подходы к государственной культурной политике. Они могут быть более или менее строгими, заранее регламентированными или допускающими элементы самостоятельного регулирования. Во многих развитых странах мира вопросы культурной политики идут рука об руку с вопросами экономического развития.
Однако с государственной поддержкой культуры все не так ясно, как может показаться на первый взгляд. Более детальное изучение этого вопроса показывает, что сама законность государственного финансирования культуры и искусства через призму традиционной экономической теории может быть поставлена под сомнение[15].
Ввиду этого научно обоснованная и перспективная культурная политика становится важным инструментом инвестирования в будущее. По сути, наступает новая эпоха в управлении культурной сферой. Таким образом, многие виды современной культурной работы имеют не только общественный, но и чисто экономический эффект. Вообще, любой вид культурной деятельности приносит пользу обществу. Причем это может быть не только непосредственное создание объектов культурного наследия, но и, например, организация мероприятий благотворительной направленности, продвижение идей правильного образа жизни и т. д.
Среди главных принципов политики государства в национальной культурной сфере можно отметить:
– осознание отечественной культуры как важной части глобального культурного пространства;
– серьезное влияние культурной сферы на все остальные сферы государственной политики;
– верховенство задачи сохранения и приумножения культурного наследия страны над финансовыми и иными имущественными интересами коммерческих организаций, отдельных лиц;
– грамотное сочетание общих принципов культурной политики на федеральном уровне и индивидуальных потребностей отдельных регионов, муниципалитетов;
– обеспечение равного доступа к культурным ценностям всех граждан страны вне зависимости от их территориального положения;
– контроль за развитие культурной сферы страны в первую очередь за счет анализа качественных показателей проводимой работы.
Главными объектами, на которые воздействуют приемами государственной политики в сфере культуры, являются:
– исторически сложившиеся направления культурной сферы (художественное творчество, музейная работа, эстрада, классическая музыка);
– направления, связанные с достижениями науки и техники (издательство, кино, телевидение, радиотрансляции, записи);
– направления культурной деятельности, ориентированные на широкие массы (дворцы культуры, дома детского творчества, различные кружки);
– вспомогательные культурные направления (обеспечение соблюдения авторских прав, изготовление музыкальных инструментов, поддержание в работоспособном состоянии телекоммуникационных сетей);
– смежные направления работы, косвенно поддерживающие культурную сферу (транспортное обеспечение, коммунальные услуги, гостиничный бизнес).
Сегодня государственная культурная политика – это важнейший инструмент для формирования положительных паттернов общественного взаимодействия. С помощью грамотной и научно обоснованной культурной политики можно предотвратить различные негативные сценарии развития общества. Особенно это актуально для детской и подростковой среды. Кроме этого, государственная культурная политика на федеральном, региональном, муниципальном уровнях позволяет преодолеть разрыв в доступности культурных благ для самых разных слоев населения.
В современных условиях интенсивной трансформации многих общественных институтов сфера культуры может стать объединяющим началом для стабилизации общественного развития. Так как культурная сфера государства представляет собой самодостаточную движущую силу развития страны, планомерное совершенствование механизмов государственной культурной политики приобретает особое значение. Она важна:
– для непосредственных потребителей культурных продуктов, которые заинтересованы в культурном развитии в соответствии со своими индивидуальными потребностями и предпочтениями;
– для различных субъектов экономической деятельности в связи с тем, что культурная сфера оказывает значительное влияние на многочисленные экономические процессы в стране (например, на потребительский рынок);
– для прогресса национальной и мировой экономики, развития человечества по пути гуманного и бережного отношения к людям, объектам природы, собственно объектам культурного наследия человечеств.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что культурная сфера – это всеобъемлющее и многогранное понятие. Данный феномен постоянно меняется, но при этом сохраняет свои базовые свойства и характеристики. В плане управления культурной сферой последняя представляет собой комплекс организаций, учреждений, сообществ, которые предназначены для удовлетворения культурных потребностей подведомственного населения. Культурная политика любого государства всегда должна основываться на понимании важности поддержания и сохранения культурных кодов народа, развития культуры нации. Регулярное участие гражданина в культурной работе на различных уровнях способствует развитию личности, становлению полноценного гражданина. В дальнейшем целесообразно рассмотреть основные нормативные и правовые акты, касающиеся практической реализации приемов государственной культурной политики.
1.2. Организационно-управленческие модели в сфере культуры, искусства и досуга
Если рассматривать непосредственную систему управления культурной сферой в стране, то необходимо отметить, что такая работа проводится профильными подразделениями российской исполнительной власти. Прежде всего, это Министерство культуры России. В отдельных субъектах Российской Федерации федеральному министерству подчиняются соответствующие ведомства и подразделения. В связи с демократизацией управленческих механизмов в последние годы региональным и муниципальным управленческим звеньям дано больше свободы. Появилась возможность реализации обусловленной местными особенностями культурной политики. Несмотря на такую частичную децентрализацию, иерархическая подчиненность региональных и муниципальных управленческих звеньев не исчезла. Произошло формирование новой системы, при которой выстроен плавающий баланс между централизацией и творческим подходом на местах.
Помимо очевидных целей культурного развития общества, которые были отмечены выше, можно отметить ряд других задач такой политики на муниципальном уровне. Это создание благоприятных условий в рамках местных территорий для развития творческого потенциала граждан, сохранения местных материальных и нематериальных объектов культурного наследия. Также важна передача от старших к младшим традиций и обычаев, составляющих основу национальной культуры.
В рамках конкретного муниципалитета это может быть работа по сохранению традиций местных национальных меньшинств. Грамотно выверенные управленческие мероприятия муниципального уровня, касающиеся культурной сферы, помогают сделать жизнь местного населению более комфортной, осознанной, продуктивной.
При этом одновременно с необходимостью повышения культурного уровня местного населения реализуются принципы ответов на культурные запросы населения. Всегда необходимо учитывать местные условия. Работа по совершенствованию культурной сферы муниципалитета чрезвычайно важна, так как на этом уровне воедино соединяются различные «этажи» культурного развития. Это и микроуровень, касающийся бытового культурного взаимодействия, и макроуровень, который охватывает межкультурное взаимодействие между различными социальными слоями общества. В рамках культурной деятельности на уровне муниципалитетов решаются самые разнообразные задачи. В их числе поддержание должного уровня эффективности функционирования объектов культуры, распределение штатного расписания, иные организационные и методические вопросы.
Как уже было сказано выше, от уровня развития муниципальной культуры во многом зависит уровень качества жизни местного населения. При этом законное право на участие любого гражданина в культурных мероприятиях зафиксировано в законодательных актах различного уровня, в том числе в основном законе страны.
Законодательные и нормативные акты культурной направленности местного уровня регламентируют многочисленные аспекты работы, среди которых:
— поддержание в функциональном состоянии местных библиотечных фондов, в том числе в малочисленных населенных пунктах;
— обеспечение возможности для всех жителей муниципалитета равного доступа к проводимым на данной территории культурным мероприятиям;
— работа по поддержанию инициативы по местному художественному творчеству (особенно это касается развития исчезающих народных ремесел).
Среди официально закрепленных полномочий муниципальной исполнительной власти городского округа можно выделить: — обеспечение постоянной доступности для всех жителей городского округа объектов культурного наследия, мероприятий культурной направленности;
— поддержание в приемлемом состоянии библиотечного фонда городского округа, пополнение такого фонда;
— популяризация среди местного населения правил бережного отношения к местным объектам культурного наследия, приобщение детей и подростков к пониманию важности сохранения такого наследия;
— создание максимально комфортных условий для городских художественных коллективов, поддержка развития народного творчества, в том числе путем организационной поддержки, дополнительного финансирования и т. д. Важным отличием муниципальной или региональной культурной деятельности от аналогичной работы на федеральном уровне является то, что в обязательном порядке должны учитываться местные особенности. Без учета таких местных культурных предпосылок, зачастую обусловленных исключительно историческими причинами, степень эффективности проводимой культурной политики может быть снижена.
Для организации такой работы необходим постоянный тесный контакт между представителями муниципальной власти, профильным отделом администрации по культуре, представителями творческих коллективов, гражданами муниципалитета. В процессе работы на муниципальном уровне нельзя игнорировать даже самые малозначительные, на первый взгляд, особенности местного населения.
Зачастую работа учреждений культуры, проведение массовых мероприятий завязаны на режим работы других сфер муниципалитета. Это необходимо учитывать при выборе времени и места проведения массовых мероприятий, в том числе, например, праздничных шествий. Любое внедрение новых практик в области культурного развития должно производиться с оглядкой на местные особенности. При этом важны следующие вещи: возрастной состав населения, интересы людей, уровень их образования и ряд других факторов.
На современном этапе развития нашей страны развитие культурной сферы на муниципальном уровне представляется особенно важным, так как отмечается некоторая степень отдаления федеральной власти от насущных проблем муниципалитетов.
С другой стороны, такое положение вещей открывает новые горизонты для маневра. Стоит отметить, что культурная деятельность на уровне муниципалитетов всегда должна соотноситься с соответствующими федеральными программами. Это необходимо не только для соблюдения необходимой законности, но и для определенной преемственности культурного развития страны в целом.
При этом муниципальные власти должны рассчитывать не только на федеральную финансовую помощь, но и на собственные материальные, нематериальные ресурсы. На практике представители муниципальной власти зачастую делегируют полномочия по развитию местной культурной сферы руководителям и коллективам культурных учреждений.
Для лучшей организации процессов развития культуры на местной территории на базе местных органов исполнительной власти могут создаваться специализированные структурные подразделения, которые могут обладать соответствующей правовой значимостью. Назначение таких подразделений может быть разным. Это, например, поддержка работы советов по искусству, художественной культуре.
Или может организоваться работа какого-либо совещательного органа на общественных началах. Современное российское законодательство допускает существование культурных учреждений с различной формой собственности. Это могут быть государственные, муниципальные, частные учреждения, объекты индивидуального предпринимательства.
Основной задачей муниципальных органов по управлению культурной сферой является обеспечение должного уровня качества коммуникации между различными заинтересованными субъектами. При этом должны обеспечиваться условия для планомерного развития культурной сферы в соответствии как с федеральным законодательством, так и с запросами местного населения. Таким образом, будет производиться реализация планов культурной политики с опорой на местные условия.
Возможные законные полномочия муниципальных и региональных органов исполнительной власти в культурной сфере регламентированы особыми законодательными актами. В целом, весь комплекс культурной работы на уровне муниципалитета сводится к выполнению основной цели такой деятельности – повышению культурного уровня среди населения подведомственной территории. Все это нашло отражение и в ФЗ №131, где определены основные направления такой работы на уровне муниципалитетов. Основополагающие задачи процесса управления культурной сферой муниципалитетов:
— налаживание контактов между отдельными учреждениями культурной направленности;
— контролирование финансовой и хозяйственной части работы таких организаций;
— методологическое сопровождение работы культурных учреждений;
— организация проведения различных массовых мероприятий (праздники, выставки, концерты);
— лицензирование в культурной сфере местного масштаба;
— поддержание в надлежащем состоянии мест массового отдыха граждан, объектов массовой культуры; — контроль за состоянием, охраной объектов исторического, культурного наследия местного значения;
— коммуникация с местными культурными объединениями, профессиональными союзами — всемерная поддержка исчезающих народных промыслов, редких видов ремесел;
— контроль за расходованием финансовых ресурсов федеральных дотаций, при необходимости – их централизация;
— проработка планов реконструкции объектов культурного наследия, обоснование необходимости ремонта учреждений культурной направленности;
— контролирование выполнения подрядными организациями работ по благоустройству, ремонту объектов культурной сферы.
Деятельность в области культуры может осуществляться в процессе общественного разделения труда и прямого обмена продуктами -экономическим аспектом или не обособленно существовать как первостепенное культурное значение людей с определенными духовными и эстетическими установками – социальным аспектом.
Изучение процесса государственного регулирования деятельности организаций культуры, их целесообразности, границ, наиболее приемлемых и эффективных форм и методов является одним из важнейших и сложных направлений научных исследований. Необходимо осознать не только решающую роль культуры, но и природу фундаментальных ценностей и принципов, будь то экономическая ситуация или ориентация на работу и достижение соответствующих целей в этой области.
Необходимо обратить внимание и на то, что культурная деятельность является наиболее обширным определением в сравнении с экономической деятельностью и, учитывая ее общественное признание, имеет не экономический, а социально-экономический характер[11]. В современных условиях культуры управление – это порядке не просто социальная координация солидарности людей обновления для общества выполнения автоматически продиктованных основополагающих сверху говорить требований, относится но обеспечение государственного их надежными конечной культурными переход ориентирами исследователей при некогда осмыслении чем и оценке очень социокультурных чему задач значений и стимулирование политику их к активному национальным совместному рациональная решению.
Культура представляет собой сферу социальной жизни общества, способствующую повышению его интеллекта, а также формированию ценностных ориентиров и норм поведения человека. Она характеризует степень исторического развития общества, представляя понятие, которое используется для обозначения особой организации жизни людей[23].
В свою очередь, управление представляет собой форму социального процесса, совокупный результат целенаправленной деятельности по оптимизации осуществления социальной системы с целью более полного удовлетворения потребностей элементов этой системы. Важно бы указать как отдельную составляющую — культуру и управление — динамическими процессами. Участники процесса управления, чьи потребности и ценности были сформированы ранее, в определенный момент времени, в определенной ситуации, принимают решения, которые будут реализованы в будущем на основе информационной системы завтрашнего дня, на материалах завтрашнего дня, технических, финансовые, организационные, юридические и человеческие ресурсы, основанные на завтрашних материалах.
Слово «культура» использовалось человечеством более одного столетия и тысячелетия и имеет очень богатую историю значений, которые когда-то были правильно введены в этот термин[21].
Отечественный социолог Л. Г. Ионин, рассматривая лингвистическое развитие слова «культура», выделяет три основных значения в современных европейских языках:
1) абстрактное обозначение процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;
2) абстрактная ссылка на характеристики образа жизни или образа жизни, свойственные определенному обществу, определенной группе людей, определенному историческому периоду;
3) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего, художественной деятельности: музыки, литературы, живописи, театра, кино и т. д. .
Само определение культурной политики напрямую связано с толкованием ее «объекта» и «субъекта». Если объектами управления оперативной культурой являются, прежде всего, организации, которые производят и сохраняют культуру (институты), то все общество в целом должно быть объектом культурной политики, а масштабы воздействия и последствий этой политики будут иметь вес на национальном, национальном уровне.
Субъектом реализации культурной политики является, прежде всего, то же общество, которое регулируется только государственными институтами. Именно государство помогает создавать механизмы реализации культурной политики. Их развитие имеет особое значение для нашей страны, где культура признана национальным достоянием, но зачастую это признание не сопровождается разработкой соответствующих инструментов и остается на уровне деклараций[22].
Возможные те или иные трудности возникают в связи с проблемой «управления культурой», поскольку речь идет о нужности разработки специального «алгоритма управления», который позволяет учитывать специфику культуры, основными характеристиками которой являются свобода и креативность. Действительно, с одной стороны, культура как самоорганизующаяся система воспроизводит творческую (нелинейную, нестабильную, нестабильную) среду, в которой происходит смена инновационных обновлений и формирование традиций. С другой стороны, управление как рационалистическая деятельность, осуществляемая различными субъектами, которые принимают на себя ответственность и ответственность за виды, формы и методы коммуникационной деятельности, за развитие и риски, за результаты взаимодействия, осуществляется в динамичной социальной среде, в контексте культурных и цивилизационных изменений.
Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми в процессе общественно-исторической практики, а также технологий их производства, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии человеческой цивилизации, то есть практически она охватывает все сферы жизнедеятельности. В основании культуры лежит человеческий труд.
В узком понимании культура является сферой духовной жизни общества, охватывающей воспитание, образование, духовное творчество (особенно искусство), а также предприятия и организации, обеспечивающие ее функционирование. Одновременно, под культурой понимают уровень образованности, воспитанности человека, а также овладение какой-либо областью знаний или деятельности (культура производства, культура языка, культура быта)[37].
Подытоживая сказанное выше, можно отметить, что ситуация в культурной сфере страны требует изменения подходов к организации управления культурной сферой. Необходимо совершенствование культурной политики на всех без исключения уровнях, начиная от муниципального и заканчивая федеральным уровнем. Только хорошо взвешенная и научно обоснованная культурная политика может обеспечить культурный прогресс российского общества, заложить основы для будущего экономического и инфраструктурного развития.
Завершая параграф, можно констатировать, что в ее рамках были рассмотрены теоретические вопросы управления культурной сферой на уровне муниципалитетов, основные направления и особенности такой работы. Подчеркнуты основные негативные тенденции, которые имеют место на пути культурного развития муниципальных образований. Отмечены наиболее перспективные направления работы по совершенствованию процесса управления культурной сферой на локальных территориях.
1.3. Правовые основы муниципального управления в сфере культуры и досуга
Результативность функционирования сферы культуры во многом зависит от направлений развития социальной сферы, частно, которой она является и наличия нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества.
Базовыми целями нормативно-правового обеспечения сферы, касающейся культуры в России, являются:
– практическая реализация доступности граждан к культуре в соответствии с основным законом страны;
– распределение прав и обязанностей между субъектами культурной деятельности;
– обеспечение возможности свободной организации не противоречащих закону культурных объединений по различному принципу;
– разработка актуальных принципов развития культурной сферы, контроль за результатами такой работы, обеспечение должной степени невмешательства в истинно творческий процесс.
Весь комплекс нормативных и правовых актов нашей страны, касающийся регулирования культурной сферы, представляет собой свод законов и подзаконных актов.
Основными нормативно-правовыми актами, которые регламентируют деятельность учреждений культуры в Российской Федерации, являются: Конституция Российской Федерации. Кодексы Российской Федерации. Федеральное законодательство:
— «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
— Федеральный закон «О библиотечном деле»;
— Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
— Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;
— Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— Федеральный закон «Об автономных учреждениях»;
— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон «О народных художественных промыслах»;
— Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
— Федеральный закон «О национально-культурной автономии»;
— Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».
В истории современной России особое внимание государственной культурной политике было дано в 1992 году. Именно тогда были разработаны и научно обоснованы основополагающие направления культурной деятельности как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. Было отмечено, что политика государства в сфере культурыдолжна включать в себя законодательно закрепленные нормы и правила по сохранению и приумножению национального культурного наследия.
В основах этих законодательно закрепленных принципов лежат непосредственно направления развития культурной сферы страны, необходимые для такого развития инструменты, критерии контроля за результатами проведенной работы. Было признано, что культурная сфера должна стать основным объединяющим, консолидирующим звеном на постсоветском пространстве. Культурное развитие, как предполагалось, должно стать основным стимулом не только для развития общества, но и для укрепления различных сфер национальной экономики3 . Действующие в стране законодательные акты регламентируют различные аспекты работы касательно культурной сферы. В частности, описаны права и обязанности отдельных учреждений культуры, регламентированы правила охраны материальных объектов национального и мирового культурного наследия. Ряд законодательных и нормативных актов описывают необходимые социальные гарантии, которые имеют отношение к работникам культурной сферы. По сути, такие своды законов эффективны на стыке многих разделов права, не теряя при этом своего основного предназначения
В последние годы важное значение для развития культурной сферы страны имеет национальный проект под названием «Культура». В основе такого проекта лежит не только сохранение культурного достояния всей страны, но и развитие культурной работы в отдаленных частях российского государства. В соответствии с нормативными актами, касающимися данного национального проекта, даже в самых отдаленных российских селах, деревнях должен быть предоставлен доступ к культурным богатствам. Очень важной частью рассматриваемого национального проекта является работа по развитию соответствующей инфраструктуры. Такое развитие предполагается вести в рамках раздела проекта под наименованием «Культурная среда». Кроме этого, представляется важным повышать качество и уровень человеческого потенциала путем поддержки талантливых граждан, особенно детей. Для обеспечения равного доступа к культурному наследию на всей территории страны необходимо развивать соответствующие дистанционные сервисы. Культурное пространство на современном этапе своего развития не должно отталкивать от себя достижения цифровых технологий.
На региональном уровне действуют несколько сотен законодательных актов, прямо или косвенно связанных с культурной сферой. Причем все региональные законодательные акты такого плана условно можно разделить на две главные категории. Во-первых, это законы и нормы, которые, по сути, дублируют положения законодательных актов, касающихся культурной сферы федерального уровня. Во-вторых, это специальные региональные законы, которые адаптируют нормы федерального законодательства под местные региональные условия.
Причем такие законы не противоречат федеральным актам, а, наоборот, дополняют и расширяют поле деятельности для региональных управленцев из сферы культуры. На современном этапе развития нашей страны развитие культурной сферы на муниципальном уровне представляется особенно важным, так как отмечается некоторая степень отдаления федеральной власти от насущных проблем муниципалитетов. С другой стороны, такое положение вещей открывает новые горизонты для маневра. Стоит отметить, что культурная деятельность на уровне муниципалитетов всегда должна соотноситься с соответствующими федеральными программами. Это необходимо не только для соблюдения необходимой законности, но и для определенной преемственности культурного развития страны в целом. При этом муниципальные власти должны рассчитывать не только на федеральную финансовую помощь, но и на собственные материальные, нематериальные ресурсы.
На практике представители муниципальной власти зачастую делегируют полномочия по развитию местной культурной сферы руководителям и коллективам культурных учреждений. Для лучшей организации процессов развития культуры на местной территории на базе местных органов исполнительной власти могут создаваться специализированные структурные подразделения, которые могут обладать соответствующей правовой значимостью. Назначение таких подразделений может быть разным. Это, например, поддержка работы советов по искусству, художественной культуре. Или может организоваться работа какого-либо совещательного органа на общественных началах.
Современное российское законодательство допускает существование культурных учреждений с различной формой собственности. Это могут быть государственные, муниципальные, частные учреждения, объекты индивидуального предпринимательства. Основной задачей муниципальных органов по управлению культурной сферой является обеспечение должного уровня качества коммуникации между различными заинтересованными субъектами. При этом должны обеспечиваться условия для планомерного развития культурной сферы в соответствии как с федеральным законодательством, так и с запросами местного населения. Таким образом, будет производиться реализация планов культурной политики с опорой на местные условия.
Стоит отметить, что любые законы культурной направленности представляют собой по-настоящему публичные документы. Все их положения прямо или косвенно касаются всех граждан страны независимо от возраста, пола, религиозных предпочтений и других условий. Это означает, в том числе, что в процессе практической реализации культурной политики обязательно должно учитываться мнение населения о предполагаемых к реализации проектах. Такая работа может проводиться в рамках общественных палат, объединений, консультационных советов и т.д. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Подытоживая сказанное выше, можно отметить, что сфера культуры в Российской Федерации регламентируется многочисленными нормативными и законодательными актами разного уровня. В любом случае все законы, как федеральные, так и региональные, муниципальные, служат цели гармонизации общего для всей страны культурного пространства. Основными целями культурного развития, которые продекларированы в описанных законах, является обеспечение равного доступа всех граждан к культурному наследию предков, возможности развития собственного творческого потенциал.
Во второй главе будет проведен анализ муниципального управления в сфере искусства, культуры и досуга в городском дворце культуры имени В.К. Егорова города Апатиты.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф