ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. Организационно-экономическая характеристика Правительство Москвы
Руководство города Москва и координация работы городских служб и департаментов возложено на Правительство Москвы .
История описываемого органа исполнительной власти началась в 2006 г, когда на основании Устава города был разработан и подписан Закон г. Москвы № 65, регламентирующий деятельность административной единицы. В имперские времена (до 1918) столицей руководила Московская городская управа (подчинялась генерал-губернатору). Советский период породил новую управленческую структуру — Исполком Московского горсовета московских депутатов. Руководил учреждением, соответственно, председатель Исполкома.
На сегодняшний день, Правительство Москвы (мэрия) — орган государственной власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти города Москвы, в которую входят отраслевые и функциональные органы исполнительной власти (департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции), осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом, а также территориальные органы исполнительной власти для управления на местах — это префектуры административных округов и районные управы.
Руководит данным административным аппаратом мэр Москвы (19.06.2018 — С.С. Собянин). Должность мэра появилась на волне либерализации в 1990 г. Первый мэр Москвы — Попов Г.Х., руководивший столицей в 1990-1992 г. Именно его сменил один из самых «долгоиграющих» и культовых градоначальников в истории современной России — Юрий Лужков. Этот человек руководил мегаполисом в период с 1992 г по 2010 г, набирая на каждых выборах около 90% голосов. При Лужкове мэрия города обрела современную структуру.
Членами московского правительства также являются его заместители, руководитель Аппарата мэра и Правительства Москвы, министры Правительства Москвы и префекты административных округов города Москвы в ранге министров Правительства Москвы.
Напрямую мэру Москвы подчиняются Департамент финансов города Москвы, Главное контрольное управление города Москвы, Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы, а также Объединение административно-технических инспекций города Москвы, остальные органы объединены в Комплексы городского управления, созданные для координации деятельности и совершенствования структуры органов исполнительной власти города Москвы.
В составе управленческой системы можно выделить следующие важные иерархические единицы. Более подробно опишем каждую из них.
Мэр Москвы
Лицо, наделенное наибольшим количеством полномочий. Является непосредственным руководителем ключевых департаментов, городских инспекций. Координации деятельности градоначальника помогают 7 непосредственных заместителей. Зона ответственности замов:
• Руководство аппаратом Мэра и Правительством Москвы;
• Вопросы ЖКХ/благоустройства;
• Региональная безопасность и информационная политика;
• Социальная политика;
• Имущественные отношения и экономическая политика;
• Градостроительная политика и строительство;
• Транспортная инфраструктура.
Каждому заместителю подчиняется определенное количество глав муниципальных департаментов. Каждый департамент отвечает за отдельно взятый аспект жизни города. Всего насчитывается около 35 различных департаментов. Мэр Москвы выбирается прямыми выборами. Установленный срок полномочий — 5 лет. Прекратить полномочия досрочно могут Президент и Премьер РФ.
Префектуры
Префектуры — это отдельные административные образования, координирующие управленческие процессы внутри отдельного административного округа. Префектурами руководят префекты. В столице их 11. Префектам подчиняются главы управ. Управы — наиболее мелки территориальные образования, руководящие отдельно взятым районом (их несколько в составе каждого административного округа) .
Еще одна важная составляющая столичного правительства — аппарат мэра и Правительства Москвы. Это чрезвычайно разветвленное и важное образование внутри системы столичного муниципального менеджмента. Рассмотрение его работы требует отдельного параграфа.
Аппарат мэра и Правительства Москвы
Данный управленческий блок полностью обеспечивает работу Правительства Москвы и непосредственно мэра. Данное ведомство отвечает за обеспечение коммуникации и документооборота между подразделениями столичной мэрии. В составе Аппарата работают:
• Первый заместитель мэра (19.06.2018 — Анастасия Ракова): он же исполняет функции главы Аппарата. В подчинении у начальника шесть заместителей с иерархическим положением;
• Пресс-секретарь главы города. Этот же чиновник руководит пресс-службой Правительства в целом;
• Глава управления по обеспечению работы портала мэра и городской администрации;
• Начальник управления документооборота;
• Глава ведомства информации и мониторинга;
• Руководитель Управления мэра Москвы.
Также в составе организации заняты менеджеры, курирующие работу ведомственного Контрольного управления и организационного-аналитического отдела. Также в составе Аппарата числится полномочный представитель ведомства в городской Думе.
Таким образом, Правительство Москвы — чрезвычайно разветвленный руководящий орган . Система муниципального менеджмента охватывает все аспекты городской жизни. Проработанная иерархия городских властей позволяет решать проблемы отдельных территорий непосредственно на местах. Благодаря этому глава мегаполиса может сконцентрироваться на стратегическом менеджменте, возложив исполнение текущих задач на префектов и глав департаментов.
Программа реновации жилья в Москве – программа правительства Москвы, направленная на расселение и снос ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в 1957 — 1968 годах, и новое строительство на освободившейся территории. Программа рассчитана на 15 лет, по результатам голосования москвичей в неё войдёт более 5 тысяч домов.
2.2. Анализ процесса разработки и реализации целевых программ жилищного строительства
Государственная программа города Москвы «Жилище» охватывает всю жилищную сферу города, включая строительство домов, ремонт, реконструкцию жилищного фонда, его управление и эксплуатацию.
Программа разрабатывалась с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса со столичными, административными и финансовыми функциями, в котором должны быть созданы комфортные условия для проживания.
Все еще остаются актуальными проблемы доступности жилья для жителей города; отсутствие развитого рынка найма жилых помещений; старение жилого фонда; низкий уровень комфорта жилой застройки. Все это в совокупности требует концептуально новых подходов решения проблем в сфере жилищного строительства.
Москва в «старых» границах занимает площадь более 108,1 тыс. га, на которой доля территорий жилых зон составляет 23%. Объем строительства жилья в столице с 2000 по 2011 год составил порядка 44 млн кв. м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет городского бюджета. В 2012 году московские строители ввели в эксплуатацию 3,05 млн кв. м жилых домов, превысив показатели 2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн «квадратов». В последующие годы темпы роста увеличивались: в 2013 было введено 3,15 млн кв. м жилья, в 2014 — 3,33 млн, в 2015 — 3,92 млн, в 2016 — 3,36 млн, в 2017 — 3,42 млн, в 2018 — 3,54 млн, в 2019 — 3,55 «квадратов». Согласно прогнозу, в 2020 году сдадут 3,6 млн кв. м жилья, а в 2021 — 3,8 млн кв. метров.
На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных и жилых домов, подлежащих реновации, в рамках городских жилищных программ, а также на создании условий для строительства жилья за счет средств инвесторов .
На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т. ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты) .
Цели программы:
• Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.
• Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
• Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.
Задачи:
— строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.
— выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы:
— предоставление жилых помещений в многоквартирных и малоэтажных домах, построенных (приобретенных) за счет средств бюджета города Москвы;
— оказание финансовой поддержки в жилищной сфере (предоставление социальных и иных выплат установленным законодательством категориям граждан);
— развитие системы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей и многодетных семей для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.
Проведение капитального ремонта и модернизации существующего жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками .
Совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве:
— осуществление комплекса мер по обеспечению безопасной эксплуатации недвижимости, в том числе находящейся в собственности города;
— дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение количества застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах от рисков гибели, утраты и повреждения;
— развитие системы найма жилых помещений из жилищного фонда города Москвы и жилищного фонда, находящегося в собственности физических и юридических лиц, нацеленной на удовлетворение потребности в жилых помещениях различных категорий жителей города Москвы с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности.
— содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства:
— осуществление комплекса мер по обеспечению надлежащей эксплуатации дворовых территорий;
— благоустройство территорий жилой застройки;
— обеспечение надлежащего содержания принадлежащих городу объектов недвижимости.
Государственная программа содержит пять подпрограмм и реализуется в один этап: 01.01.2019 – 31.12.2021. В комплексе они обеспечивают достижение поставленных целей и решение программных задач.
По итогам уровень развития жилищного фонда в городе Москве с 2010 года составит 17,2% .
Подпрограмма 1 «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»
Подпрограмма подразумевает жилищное строительство за счет всех источников финансирования, завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов, реновацию существующей застройки, формирование комплексной жилой среды, защиту прав граждан в области долевого строительства.
Подпрограмма 2 «Выполнение государственных обязательств»
Подпрограмма охватывает мероприятия по выполнению обязательств Правительства Москвы перед различными категориями граждан, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В подпрограмме предусмотрено совершенствование механизмов постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и учета предоставления жилья очередникам; введение электронных способов работы с гражданами и организациями координация в рамках подпрограммы различных способов улучшения жилищных условий для молодых семей, многодетных семей, детей-сирот и других категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, с различным уровнем имущественной и финансовой обеспеченности.
Подпрограмма 3 «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда».
Целью подпрограммы является повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда.
Подпрограмма подразумевает оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и обновлению лифтового оборудования.
Подпрограмма 4 «Управление жилищным фондом в городе Москве»
Подпрограмма направлена на совершенствование системы управления жилищным фондом, формирование единого информационного пространства в сфере учета жилищного фонда, развитие и легализацию рынка найма и аренды жилья в городе Москве, развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере.
Подпрограмма 5 «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства»
Подпрограмма направлена на повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве. Она подразумевает обеспечение безопасной эксплуатации недвижимости и оборудования в собственности города Москвы, повышение информированности населения по вопросам прав и обязанностей в сфере управления многоквартирными домами.
В столичном регионе программа реновации стала активно внедряться в 2017 году . На многих федеральных и местных телеканалах можно было услышать этот термин. Давайте выясним, что же подразумевает под собой сама суть программы реновации в Москве, какие дома будут построены, когда планируется сносить старые постройки и переселять жильцов. реновация подразумевает улучшение жилищных условий населения, сопровождаемое сносом ветхих зданий и переселением граждан в ново построенные дома. Реновация пятиэтажных домов в городе Москва в целом направлена на качественное изменение городского облика, и, следовательно, на улучшение уровня жизни граждан
Программа реновации жилья в Москве является целевой программой правительства Москвы, направленная на расселение и снос ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в 1957-1968 годах, и новое строительство на освободившейся территории. Срок реализации программы 15 лет, в программу вошло более 5 тысяч домов.
Первоначально мэрия рассматривала возможность включения в программу 7934 домов и переселение 1,6 миллионов человек: эта информация была указана в презентации, подготовленной ко встрече с депутатами Государственной Думы накануне внесения законопроекта. В марте-апреле по результатам консультаций с муниципальными депутатами и старшими по домам, поквартирного телефонного опроса и мониторинга протестной активности из списка были исключены дома в 40 районах старой Москвы и 15 поселениях на территориях, включённых в состав Москвы в 2011–2012 годах. Список домов, предполагаемых ко включению в программу реновации, составлялся при участии научного совета при Департаменте культурного наследия города Москвы и общественного движения «Архнадзор», которые проследили за исключением из программы исторических памятников без охранного статуса, подходящих под программу по критериям этажности ветхости и износа коммуникаций. В частности, из программы были исключены дома в 40 рабочих кварталах 1920-х – 1930-х годов постройки .
В первых числах мая мэрия опубликовала предварительный список из 4566 домов в 85 районах города: 1064 в ВАО, 673 в ЮВАО, 535 в ЗАО, 524 в СВАО, 460 в ЮЗАО, 426 в САО, 363 в ЮАО, 340 в СЗАО, 77 в ЦАО, 50 в ТиНАО и 34 в Зеленограде. Формальными критериями для включения стали 1957–1968 год постройки, использование типовых изделий стен и перекрытий, состояние и высота не более 5 этажей. Помимо зданий периода индустриального домостроения в список вошли около 100 построек других лет, включая дореволюционные, дома периода архитектурного авангарда, поздние «сталинки» и дома, построенные по индивидуальным проектам. В период 15 мая – 15 июня 2017 года мэрия провела голосование за включение домов из предварительного списка в программу реновации среди собственников и нанимателей квартир. Горожане могли отдать свой голос через приложение «Активный гражданин», центр государственных услуг «Мои документы» или на собраниях собственников, решения которых имели приоритет над иными способами волеизъявления. Личность участников голосования подтверждалась по номерам СНИЛС и финансово-лицевого счёта квартиры, право собственности или пользования – выпиской из ЕГРН или договором найма. Для включения дома в программу требовалось собрать ⅔ голосов «за», для исключения – ⅓ плюс один голос «против», голоса тех, кто отказался от участия в голосовании, пропорционально распределялись среди сторонников и противников участия в программе .
Реновацию поддержали 4087 домов из предварительного списка, против выступили 452 дома. Явка горожан составила 71 %, в 118 домах в голосовании приняли участие более 90 % жителей, в 21 доме, включая 4 дома в Ново-Переделкино и 5 домов в Новой Москве, за расселение проголосовали 100 % собственников. В 31 районе за участие в программе выступили все дома из списка, в 2 районах из программы были исключены более половины домов: 55 % в Москворечье-Сабурове и 51 % в Измайлово. В 7 домах из списка голосования не проводились, поскольку они были покинуты жителями или расселены. Из 452 исключённых из программы домов 377 оказались кирпичными, также доля жителей кирпичных домов составила 84 % от всех голосов против. Изучив результаты голосования, журналисты РБК пришли к выводу, что на выбор москвичей практически не повлияла близость домов к станциям метрополитена и политические предпочтения на мэрских выборах 2013 года. До официального вступления в силу закона о реновации жители домов, не включённых в предварительный список голосования, могут провести собрания собственников и передать заявления на участие в программе в районные управы: на момент завершения голосования это сделали почти 300 домов.
В предварительные списки не включались панельные 9-этажные дома (прописанные в итоговой версии законопроекта), однако в интервью «Комсомольской правде» 4 мая Сергей Собянин отмечал, что мэрия рассмотрит возможность их сноса с согласия жителей, если дома входят в поквартальную застройку и находятся в ветхом состоянии. В результате в программу реновации вошло около 100 девятиэтажных домов.
К концу 2017 года в программу реновации включен 5171 дом. При этом по отдельным объектам решения собраний собственников были обжалованы в суде, в связи с чем этот список не был окончательным.
Программа сформирована на следующих нормативно-правовых документах :
• закон о реновации: Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве (в редакции 14 июня 2017);
• закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»;
• закон г. Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»;
• Постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 года № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве»;
• Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 года № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве»;
• Постановление Правительства Москвы от 11 мая 2017 года № 260-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. № 245-ПП»;
• Постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2017 года № 708-ПП «Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов «стартовых» многоквартирных домов, обеспечивающих «волновое переселение» граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве»;
• Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2017 года № 515-ПП «Об утверждении Базовых требований к благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве».
• Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2017 года № 516-ПП «Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве».
Положения законопроекта гарантируют собственникам квартир в домах, включённых в программу реновации, получение «равнозначного» жилья при расселении. Это понятие было впервые определено в законе о реновации и означает квартиру, имеющую большую общую площадь, чем освобождаемая, равные или большие жилую площадь и число комнат. Также «равнозначная» квартира предоставляется с отделкой и должна соответствовать законодательно закреплённым стандартам благоустройства. Расселение в «равнозначные» квартиры будет проводиться в пределах района расположения освобождаемой квартиры, исключение сделано для Зеленограда и территории Новой Москвы, где переселение будет проводиться в границах административного округа по состоянию на 1 января 2017 года. Если в квартире не проживают несовершеннолетние, ограниченно дееспособные или недееспособные граждане, собственник вправе выбрать получение равноценного жилья или денежной компенсации. Собственник также может доплатить за получение квартиры большего размера, в том числе, воспользовавшись материнским капиталом, жилищной субсидией или социальными выплатами. Наниматели по договору социального найма получат равнозначное жильё и возможность оформить его в собственность, жители коммунальных квартир – отдельные квартиры. В закон о реновации были включены поправки в закон «О государственной регистрации недвижимости», вводящие упрощённую процедуру оформления документов на недвижимость, действующие только в Москве и только в рамках программы.
В соответствии с законом Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве», собственники коммерческих помещений в домах, включённых в программу реновации, смогут рассчитывать на денежную компенсацию по оценочной стоимости или равноценное помещение. Государство готово компенсировать стоимость переезда (транспортировку, услуги грузчиков) для социально незащищенных жильцов (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) .
По сведениям Московской торгово-промышленной палаты, в зоне реновации находится около 1500 коммерческих помещений в частной собственности и около 400 в муниципальной. По сведениям РБК, реновация затронет около 2500 объектов малого бизнеса.
В конце апреля 2017 года главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил о планах проведения международного архитектурного конкурса на разработку новых кварталов для программы реновации, которые будут возведены на 5 экспериментальных площадках в городе. О начале конкурса Сергей Собянин объявил в своём твиттере 17 июня. Персональное приглашение к участию от московского градоначальника получили британское архитектурное бюро Foster and Partners и швейцарское Herzog & de Meuron.
Этажность нового строительства в зоне реновации индивидуально определяться для каждого района и составит от 6 до 14 этажей. Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщал о том, что в некоторых районах города возможно строительство высотой до 20 этажей.
Каждый из построенных по программе реновации домов проходили шесть этапов контроля качества. На первом этапе проверялась планировка в соответствии с нормами градостроительного проектирования. На втором – соответствие требованиям безопасности в жилых помещениях, а также соблюдение правил звукоизоляции. На третьем – соответствие требованиям стандарта «комфортное жилье». На четвёртом – качество используемых материалов. На пятом происходила общая проверка Мосгосстройнадзором. На шестом этапе проект получал итоговое заключение и, в случае исправности всех систем сооружения, дом получал разрешение на ввод в эксплуатацию.
В 2018 год первые участки программы реновации были переселены в новое жилье. Новое жилье в доме 62б на 5-й Парковой улице получили владельцы 160 квартир, которые раньше жили в двух пятиэтажках на улице Константина Федина . Вслед за Восточным округом программа реновации стартовала еще в шести округах – Западном, Северном, Северо-Восточном, Юго-Западном, Юго-Восточном и Южном. Среди новоселов – жильцы 47 домов (три из них уже полностью расселены). Меньше чем за год программа реновации затронула более 10 тысяч человек.
Строительство новых домов осуществляется за счет городского бюджета в рамках Адресной инвестиционной программы.
Основная задача Программы реновации – не допустить массового появления аварийного жилищного фонда в городе Москве и одновременно скорректировать накопленные за предыдущие десятилетия диспропорции развития города и сформировать городскую среду принципиально нового качества.
Реализация Программы реновации способствует достижению целей и одной из задач государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», таких как повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, формирование комфортной городской среды.
Очередность выполнения мероприятий по реализации Программы реновации согласуется с утверждаемой для этих целей градостроительной документацией, техническим состоянием многоквартирных домов, включенных в Программу реновации, механизмами финансирования и социально-экономическими факторами градостроительного развития столицы. Программа реновации тесно связана с рядом особенностей, которые касаются нового жилья. Перечислим основные особенности:
• приобретение равноценного жилья. Согласно принятому «Закону о реновации», все граждане, чьи дома вошли в программу реновации, должны переселиться в новое равнозначное жилья. То есть квадратные метры граждан останутся прежними или даже могут увеличиться. Подразумевается также и увеличение числа комнат в новом помещении. В случае отсутствия в программе увеличения нового жилищного помещения, люди могут сами за него доплатить. Если у семьи нет в наличии свободных денег на доплату, она может использовать средства, взятые из материнского капитала;
• смена района жительства должна быть незначительной. Согласно программе реновации, переселение людей должно осуществляться в пределах тех районов, в которых они жили раньше. Это незначительно отразится на устоявшемся образе жизни граждан (не нужно сменять работу, переводить детей в другую школу и т.д.). Этот аспект программы позволит в максимальной мере ощутить все преимущества переселения из ветхого жилья в новое;
• приобретение квартиры с чистовой отделкой. Такая особенность позволяет новоселам максимально сэкономить свои деньги, если учесть что сумма, потраченная на ремонт 1-комнатной квартиры, в среднем составляет 1 миллион рублей;
• хорошо развитая инфраструктура. Программа реновации подразумевает также строительство социальных объектов, которые будут располагаться рядом с новыми домами. Такими объектами выступают школы, детские сады, поликлиники и больницы. Таким образом, переселенные граждане получают доступ к объектам социального значения, что максимально упрощает их последующую жизнь;
• люди, жившие изначально в квартирах коммунального типа, получают после переселения отдельные квартиры. Это обусловлено тем, что реализация программы реновации направлена на повышение качества жилищных условий жителей столицы. В дальнейшем планируется полная ликвидация домов коммунального типа;
• приобретение более дорогих квартир. Эта особенность обусловлена тем, что при строительстве новых домов будут применять современные технологии; соответственно и квартиры в таких домах будут иметь высокую стоимость;
• стабильность условий ипотеки. Если старое жилье собственников было приобретено в кредит, при переселении особых изменений в ипотечном договоре не будет. Изменится лишь предмет залога: смена ветхой квартиры на новую;
• вероятность денежной компенсации. При нежелании собственника переселиться в новую квартиру есть возможность получить денежную компенсацию для отказавшихся граждан, которая составит стоимость квартиры в ветхом доме.
Также следует отметить, что если квартира в ветхом доме принадлежала коммерческим организациям, то ее владельцы имеют право на получение денежной выплаты, либо на новую квартиру для дальнейшего ведения своей деятельности .
В приложение 1 отражена карта реновации г. Москвы.
Реновация жилищного фонда осуществляется с учетом развития сети объектов инфраструктуры, создания дополнительных условий для развития человеческого потенциала, экологии, что обеспечивает комплексное развитие территории в соответствии с современными требованиями к городской среде.
Этапы программы:
• реализация программы реновации будет проходить постепенно и в несколько этапов, так как возведение нового жилья требует определенного времени;
• осуществление сроков программы рассчитано на 15 лет, хотя многие эксперты предполагают, что период переселения граждан может затянуться на 30 лет;
• планируется возвести примерно 60 новых жилых объектов в 2019 году, что даст старт переселению граждан.
Решение о создании Общественного штаба было принято на открытой дискуссии Общественной палаты Москвы по вопросам программы реновации и способам голосования.
Причина создания Штаба – обращения жителей, которые хотели бы сами решить судьбу дома, в котором проживают, но не знают, как это лучше сделать и затрудняются с принятием решения в связи с большим количеством противоречивой информации .
Цель штаба:
• общественный контроль за организацией выражения жителями своего мнения о включении/исключении дома в проект программы реновации;
• помощь жителям в решении вопроса участия/неучастия в программе реновации;
• общественный мониторинг реализации Программы реновации;
• защита прав граждан при воплощении Программы в жизнь, в том числе контроль за соблюдением гарантий, предоставляемых по реновации;
• подготовка рекомендаций органам власти по реализации Программы реновации на основе учёта мнения жителей;
• разъяснение гражданам законодательства, нормативных правовых актов, касающихся реализации Программы реновации;
• общественная проверка качества домов по Программе реновации.
Направление работы штаба:
• работа по телефонной «горячей линии» Штаба;
• встречи с жителями по волнующим их вопросам проекта программы реновации;
• контроль хода голосования и его результатов за включение/исключение дома из предварительного списка проекта программы реновации;
• работа общественной приемной Штаба;
• контроль за проведением конкурсного отбора архитектурных проектов, выделением стартовых площадок;
• информирование москвичей о работе Штаба.
Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации осуществляет:
• независимую проверку проблемных ситуаций с голосованием;
• оказывает поддержку в общении с управами и префектурами;
• дает рекомендации, как провести собрание с собственниками жилья по вопросам участия в программе реновации;
• проводит общественный мониторинг реализации реновации
• предоставляет образцы юридических выверенных документов для проведения собрания;
• осуществляет контроль и подсчет голосов;
• проводит консультации по различным вопросам реновации по телефону или при личной встрече;
• организация общественных обсуждений: слушаний, круглых столов, заседаний с участием жителей, экспертов, представителей органов власти;
• подготовка рекомендаций органам власти по реализации реновации.
Всю необходимую информацию о ходе переселения жителей столицы в новые дома можно узнать на официальном сайте московской мэрии.
2.3 Анализ процесса эффективности целевых программ жилищного строительства
Программа реновации в Москве понесла за собой ряд последствий, как положительного, так и отрицательного характера. В частности, это касается простых жителей, которых, данная программа, коснулась непосредственно. Необходимо проанализировать, как это отразилось на качестве жителей, попавших под программу, а также рассмотреть возможные сценарии, которые смогут решить проблему и минимизировать негативные эффекты.
Первое, что необходимо отметить, что бюджет, который может уйти на реконструкцию, слишком велик, кроме того, такая реконструкция не решит проблему, а лишь на некоторое короткое время отодвинет имеющуюся проблему. Еще одним аргументом в пользу появления проекта реновации жилищного фонда в городе Москве стал моральный износ «хрущевок». Типовое жилье не предусматривало особой степени комфорта в отличие от современных квартир, которые предлагаются взамен.
Программа реновации рассчитана на довольно длительный период, однако эксперты считают, что установленный срок, наверняка, будет затянут, т.к. построить намеченное количество квадратных метров за такой срок просто невозможно .
Изначально планировалось сносить наиболее ветхое жилье, однако на практике мы видим, что правительство выбирает жилье, которое пойдет под снос не по его аварийному состоянию, а по важности и дороговизне территории, т.е. местам, где квартиры в новых новостройках будут раскупаться быстрее и по более высокой стоимости.
Под снос подразумевается снести сталинки, что позволяет неопределенность формулировки в законопроекте — «аналогичных по конструктивным характеристикам». Документ дает возможность чиновникам в любой момент самостоятельно определять и корректировать перечень серий и шифров домов «первого периода индустриального домостроения», подлежащих сносу.
В большинстве случаев на месте снесенных хрущевок появятся новые дома высотой около 20 этажей.
Положительным аспектом для жильцов, которые попали под программу реновации можно считать то, что площадь нового жилья будет не меньше того, которое попало под снос. Кроме того, район проживания может также остаться неизменным, т.е. у людей есть выбор места, где им хотелось бы жить.
Изначально разговор шел о том, что жильцов будут переселять во временное жилье, на то время, пока строится новое, однако сейчас уже внесены изменения и временного жилья не будет, жильцы будут переселяться сразу в готовое жилье, что тоже можно считать позитивным моментом .
На неприятные размышления наводит тот факт, что пока практически ничего не говорится про социально-пространственную модель реализации программы. А ведь при заявленных масштабах проекта это должна была бы оказаться программа пространственной трансформации города. Московские власти получают беспрецедентный шанс изменить лицо города, перестроить его, согласно новейшим требованиям и достижениям урбанистки, превратив столицу в один из ведущих городов мира. Для этого есть почти все ресурсы и возможности.
Однако судя по полному молчанию на этот счет, тема трансформации города, как единого урбанистического пространства, даже не рассматривается.
Более того, нет никакого намека даже на то, что на месте пятиэтажек будут парковые зоны. Появление же на месте относительно свободно стоявших пятиэтажек высотной застройки грозит радикальным ухудшением, в частности, транспортной ситуации внутри ТТК и на подъездах к нему. Да, новые квартиры, видимо, будут более современные, но создаваемая среда — маргинальная. Тем самым, качество жизни людей (как переселяемых, так и тех, кого переселение не коснется), может серьезным образом ухудшиться.
Москва на сегодняшний день является одним из лидеров по количеству пробок, и страшно представить, как данное положение усугубит программа реновации. С учетом большого количества «свободных» квадратных метров в новых домах, а также в существенном снижении цен квартир в Подмосковье, можно ожидать еще больший поток мигрантов, которые ассимилируют на данной территории, что, скорее всего, также негативно скажется на обстановке в городе.
Говоря о негативных последствиях программы реновации, следует упомянуть еще один момент. К сожалению, на практике абсолютно любой объект недвижимости может оказаться под угрозой сноса по решению городских властей, что, по сути, противоречит большому количеству действующих нормативно – правовых актов, в частности положений федеральных Градостроительного и Земельного кодексов, правил землепользования и застройки. Все это ставит под вопрос действенность российских законов, не говоря уже о жизнеспособности института частной собственности.
Сейчас у жильцов еще есть возможность отказаться от переселения, и получить денежное возмещение стоимости жилья, однако, что будет дальше, неизвестно . Все идет к тому, что права граждан могут быть существенно ущемлены.
Поскольку в процессе реновации жилья участвуют три основные группы субъектов – государство (муниципалитет), население и коммерческие организации, то показатели эффективности участия в проекте реновации жилищного фонда также разделим на три вида:
• бюджетная эффективность;
• эффективность для населения (собственников, пользователей жилья);
• коммерческая эффективность.
При внедрении программы правительство Москвы столкнулось с следующими проблемами:
Первой проблемой, является присутствие человеческого фактора. Не все собственники с легкостью смогли согласиться, чтобы их дом вошел в программу реновации жилья в Москве. Это было обусловлено несколькими причинами:
1) Первой причиной является сложность переезда. Для одних сложность заключается в возрасте собственников, которые в силу последнего, не готовы к каким-либо изменениям. Для других – новая окружающая застройка, в частности, устройство детей в другие дошкольные и школьные образовательные учреждения.
2) Вторая причина заключается в сложности оформления нового жилья в собственность и получение прописки.
3) Третья причина заключается в установке и регистрации приборов учета на водоснабжение, водоотведение, электроэнергию и другие коммунальные услуги .
Так же, в новых домах планируется установка электроплит (вместо газовых, которые были в большинстве квартир старого фонда), что повлекло повышение платы за коммунальные услуги.
Еще одним фактором выступила проблема предоставления равнозначного, а не равноценного жилья. Для того чтобы понять важность данной проблемы необходимо разобраться в понятиях «равнозначное» и «равноценное» жилье. Под равнозначным жильем понимается жилье, которое соответствует общей площади и числу жилых помещений ранее занимаемому жилью. Кроме того, при предоставление равнозначного жилья Москва по-прежнему не сможет выйти на мировой уровень по площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного человека, о чем свидетельствует статистика.
Равноценным признается жилье, стоимость которого равна стоимости ранее занимаемого жилья. На стоимость объекта жилой недвижимости в многоквартирном доме влияет ряд факторов, а именно:
• инфраструктура района;
• экология района;
• близость к станциям метрополитена;
• близость к остановкам общественного транспорта;
• близость к центру населенного пункта;
• планировочные решения;
• конструктивные решения
• уровень благоустройства придомовой территории .
Исходя из вышесказанного по проблеме, возникающей при реализации программы реновации жилья в Москве можно сделать вывод о том, переселение в новый жилой фонд не означает полного, комплексного уровня жизни. В частности, основные недостатки нового фонда, согласно проведенному опросу, заключаются в планировочных и конструктивных решениях (строительные материалы возводимого здания, высота потолков жилых помещений, этажность многоквартирного дома) . Как следствие последнего – ограниченное количество парковочных мест. При проживании в пятиэтажках количество парковочных мест на семью было значительно больше, чем при проживании в доме, количество этажей в котором равно семнадцати. В большинстве случаев новый жилой фонд предусматривает парковочные места на коммерческой основе, что опять же приводит к увеличению затрат.
Необходимо отметить, реконструкцию всех инженерных сетей в районах снесенных пятиэтажек, так как для нового жилищного фонда большей этажности будут необходимы большие объёмы энергии тепла, водоснабжения и водоотведения. Это повлекло следующую сложность – взаимодействие, работа, согласование и заключение новых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Подводя итоги следует отметить, что программа реновации жилья в г. Москва, несмотря на вышеописанные проблемы, успешно стартовала. Первый этап, как и запланировано завершится в 2019 году. Органы власти г. Москвы вместе с жителями столицы, чьи дома были включены в программу реновации успешно преодолевают все трудности для улучшения уровня жизни последних.
Большой проблемой стало жилье, подходящее под снос, которое приобретено в ипотеку. Договор с банком сохраняет свое действие, но кредитная организация не имеет права потребовать досрочного погашения кредита. Стоит отметить, что в законе «Об ипотеке» указано, что залогодержатель, если его интересы не в полной мере защищены, вправе потребовать досрочного погашения кредита и обращения взыскания на имущество заемщика.
В новых рыночных условиях, в связи с возросшим риском, главным требованием банков стала непрерывность залога. Таким образом, высвобождение старого жилья из-под залога нового будут происходить параллельно, а участники ипотечного рынка смогут защитить себя от правовой неопределенности .
Проблематика реновации наблюдается не только с крупными банками, бизнес также несет убытки от переселения. По предварительным оценкам в реновации задействовано свыше 25 тыс. объектов малого бизнеса. Переезд для предпринимателей оказывается слишком дорогим и не рентабельным. Очень сильно пострадали продовольственные магазины, далее салоны красоты, бытовые услуги и аптеки.
Все моменты, так или иначе касающиеся реновации, регулируются при участии специального фонда. Представляет он собой некоммерческую организацию, курирующую вопросы, связанные с реновацией жилой застройки. Именно через эту структуру проходят все без исключения проекты домов по реновации Москвы, здесь принимаются также окончательные комплексные решения. Касаются они финансирования, выбора площадок, сроков начала строительства.
Цель фонда напрямую связана созданием благоприятных для проживания граждан условий, обновлением среды их жизнедеятельности. В компетенции фонда находятся разноплановые вопросы, касающиеся благоустройства столицы и комфортного проживания москвичей.
Взвесив все плюсы и минусы программы, трудно сделать окончательное заключение о том, нужна ли была данная программа, как для правительства, так и для населения .
Однако одно можно сказать точно, программа реновации должна корректироваться в зависимости от волеизъявления народа, а также от множества других факторов, которые будут влиять на качество застройки и качество жизни населения.
Необходимо отметить, что основными проблемами являются:
• низкий уровень эффективности и результативности существующих государственных инструментов в области государственного бюджетирования и управления;
• низкий уровень качества предоставляемых государственных услуг;
• низкий уровень эффективности процедур проведения государственных закупок;
• отсутствие четкой процедуры предварительного и последующего контроля.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф