1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
1.1 Сущность понятия и виды опасных грузов
1.2 Особенности организации процессов перевозки опасных грузов
1.3 Ответственность перевозчика при нарушении правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ
2.1 Перспективы внедрения современных цифровых технологий в организацию железнодорожных перевозок
2.2 Предложения по улучшению процессов перевозок опасных грузов
2.3 Расчет экономической эффективности предлагаемых решений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что организация перевозок опасных грузов железной дорогой (ПОГЖД) сегодня активно востребована в силу имеющихся объективных обстоятельств развития экономики. В связи с этим наблюдается последовательный рост на протяжении многих лет таких показателей, как объемы подобных перевозок, общий вес перевозимых грузов, их номенклатура и ассортимент. Причем данные тенденции относятся не только к внутренним грузоперевозкам, но и к международным направлениям. При этом для того, чтобы ПОГЖД продолжала показывать положительную динамику, необходимо строго придерживаться установленных на законодательном уровне требований, предъявляемых к техническому оснащению железнодорожного транспорта для данных целей, а также к самой организации перевозочных процессов, когда речь идет об опасных грузах.
По состоянию на сегодняшний день выработано достаточно глубокое теоретическое понимание процессов перевозки ОГ, когда данная категория грузов воспринимается с присущей ей спецификой – действительно, ведь недостатки в организации данной перевозочной деятельности могут повлечь за собой катастрофические последствия как с экономической точки зрения, так и с экологической и социальной.
Представляется очевидным, что процессы перевозки опасных грузов железной дорогой строго регламентируется многочисленными локальными, национальными и международными правилами, соглашениями, регламентами и законами. Российская Федерация устанавливает жесткие требования на локальном и региональном уровнях. Данные документы определяют отдельные аспекты перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом – соответственно, необходимо отслеживать и учитывать те правовые нюансы, которые связаны с постоянно обновляющейся местной законодательной базой и наработкой новой практики правоприменения в контексте ответственности и организации процесса действий перевозчика.
Объектом настоящего исследования принимаем работу системы железнодорожных перевозок в Российской Федерации.
Предмет исследования – совершенствование перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.
Целью работы является выявление путей совершенствования процессов, связанных с организацией и реализацией перевозок железнодорожным транспортом тех грузов, которые подпадают под категорию «опасных грузов».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
— определить сущность понятия и виды опасных грузов;
— выявить особенности организации процессов перевозки опасных грузов;
— охарактеризовать ответственность перевозчика при нарушении правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом;
— разработать предложения по улучшению процессов перевозок опасных грузов;
— произвести расчет экономической эффективности предлагаемых решений.
В качестве теоретического базиса послужили научные работы зарубежных и российских авторов, в сферу научного интереса которых попала тема совершенствования перевозок опасных грузов железной дорогой.
Научная новизна заключается в том, что на основании систематизированного и актуализированного теоретического материала автором были предложены конкретные решения для совершенствования управления перевозкой опасных грузов, которые помогли бы дополнительно улучшить качество соответствующих услуг, предлагаемых железной дорогой.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать для обучения студентов факультетов, связанных с организацией грузоперевозок в современных российских условиях.
Структура работы обусловлена логикой исследования и соответствует перечню поставленных задач: она включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
1.1 Сущность понятия и виды опасных грузов
Перечень тех видов грузов, которые включены в категорию ОГ (опасные грузы), включает в себя достаточно большое количество наименований и соответствующих характеристик. Поэтому возникает обусловленная спросом потребность развивать поддерживающую перевозку опасных грузов транспортную инфраструктуру. А в современных условиях хозяйствования немаловажным будет вопрос комплексного подхода к организации транспортных процессов – то есть опасный груз необходимо не просто перевезти (с учетом специфических требований) к получателю, сохраняя его целостность и соблюдая заложенные в договоре сроки. Компания-перевозчик берет на себя ответственность за учет всех факторов, которые возникают при перемещении различных опасных веществ и предметов, относящихся к категории опасных грузов. В перечень рисков для внешней среды входят [7, с. 24]:
— возникающая опасность техногенной аварии, которая повлечет за собой значимые экологические последствия;
— потенциально значительная угроза, которую могут нести опасные грузы для людей, проживающих на прилегающих территориях, в том случае, если при перевозке опасных грузов произойдут неконтролируемые ситуации;
— авария с участием опасных веществ и предметов может привести к повреждению транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, перевозчик принимает на себя масштабную ответственность за то, чтобы перевозка ОГ была организована грамотно как с точки зрения технического обеспечения (например, оборудования единиц подвижного состава), так и организационного (например, обучение сопровождающего груз персонала и качественное документальное обеспечение). Помимо этого, действуют также законодательно установленные требования – причем не только на государственном уровне, но и на межгосударственном.
Существует несколько основных способов перевозить опасные грузы на различные расстояния: железные дороги, автоперевозки, воздушным путём или по воде. Конкретный способ осуществления перевозки может быть выбран, только исходя из определенных критериев, таких как [12, с. 271]:
- Класс опасности данного груза;
- Место отправления и место назначения;
- Общий бюджет, определенный для перевозки;
- Наличие договоренностей между участниками процесса.
Железнодорожная перевозка дает определенные преимущества при транспортировке опасных грузов – к примеру [16, с. 33]:
— сравнительно высокий уровень безопасности,
— экономической доступностью относительно других видов транспорта,
— железные дороги позволяют решить задачу перевозки крупных партий груза,
— поезда ходят по довольно точному расписанию, что позволяет определить дату доставки данного груза.
При этом существуют и определенные недостатки, связанные с выбором железнодорожных перевозок:
— чаще всего срочную доставку обеспечить не удастся из-за того, что железнодорожные перевозки в силу своей специфики являются достаточно медленными в сравнении, например, с автомобильными;
— придется освоить нюансы правил железнодорожной транспортировки касательно опасных грузов;
— необходимо получить соответствующее разрешение, а также оформить страховые документы на перевозку груза.
Если рассмотреть для сравнения перевозку ОГ автомобильным транспортом, то это будет сравнительно быстрее, при этом по цене вполне сопоставимо с железнодорожным способом перевозки. Однако при этом автотранспортом можно перевезти только небольшие партии груза, и выбор данного способа перевозки будет оправдан в тех случаях, когда речь идет о коротких и средних расстояниях.
Ограничения автотранспортных перевозок ОГ заключаются в том, что необходимо учитывать погодные условия при организации транспортного процесса (в отличие от железных дорог, это непосредственно влияет на дорожную ситуацию). Возникают проблемы при перевозке больших объемов груза (данная проблема также не является существенной при перевозке железной дорогой). Кроме того, возрастает риск утери и кражи груза, а также аварии (эти риски в значительной мере снижаются при выборе железнодорожных перевозок) [7, с. 33].
Заметим, что наиболее дорогостоящим является воздушный путь транспортировки опасных грузов – при этом обеспечивается максимальная быстрота перевозки (что немаловажно в случае, когда нужно оперативно транспортировать ОГ между континентами, например). Ограничения воздушного транспорта в сравнении с железными дорогами достаточно серьезны: авиация не перевезет крупногабаритный груз или большие партии груза, кроме того, уровень безопасности груза оценивается как средний.
Морские или речные перевозки доступны по цене и имеют высокий уровень безопасности; по воде можно транспортировать на большие расстояния достаточно крупные грузовые партии. Однако в сравнении с железными дорогами следует учитывать погодные условия, которые также могут непредсказуемо влиять на изменение сроков грузоперевозок. Существует также целый ряд бюрократических препон, связанных с оформлением перевозок водным путём, начиная от оформления соответствующих разрешений и вплоть до особенностей пересечения государственных границ морским путем.
Организация ПОГЖД на сегодняшний день регламентируется рядом общепринятых нормативных документов:
1) RID – Правила международной перевозки опасных грузов по железной дороге;
2) Прил. 2 к СМГС – Правила перевозок опасных грузов. Приложение 2 к Соглашению о международном грузовом сообщении;
3) ППОГ – Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам.
Перевозка железной дорогой тех грузов, которые согласно действующим нормам отнесены к категории опасных, определяется рядом требований [26, с. 104]:
— соответствие уровня профессиональной подготовки экипажа тем задачам, которые возникают при перевозках опасных грузов, а также обоснованность и подтверждение их допусков к данным работам;
— подвижный состав, который оборудован для целей ПОГЖД, должен эксплуатироваться строго при соблюдении установленных условий;
— переоборудование единиц подвижного состава под цели ПОГЖД должно соответствовать действующим правилам, установленным на уровне действующего законодательства, и пройти проверку соответствия в официальном порядке;
— сопроводительные документы должны быть правильно заполнены, оформлены и находиться в том доступе, который закреплен инструкциями;
— должны всемерно соблюдаться те требования, которые предъявляются к переоборудованию и изменению конструкции железнодорожных транспортных единиц, которые задействованы в транспортировке опасного груза.
1.2 Особенности организации процессов перевозки опасных грузов
Следует отметить, что опасные грузы, как упоминалось выше, нельзя считать однородными – они отличаются базовыми характеристиками даже в рамках одной категории. Именно поэтому предъявить к ним некоторых универсальные требования при осуществлении железнодорожных перевозок практически невозможно. Поэтому выработаны единые подходы, позволяющие классифицировать грузы данной специфической категории, исходя из определенных критериев. Данный подход подкрепляется не только государственным стандартом РФ [4], но и рядом международных соглашений.
Принято подразделять опасные грузы на девять отдельных классов, которые характеризуют возрастающий уровень их потенциальной опасности для окружающей среды:
— 1 класс – вещества и материалы, которые имеют высокий уровень взрывоопасности;
— 2 класс – газообразные вещества, включая категорию сжатых и сжиженных газов;
— 3 класс – сюда отнесены жидкости, которые могут легко воспламеняться;
— 4 класс – твердые вещества, которые легко подвержены воспламенению (или возгоранию), в том числе самовозгораются при соприкосновении с водой;
— 5 класс – сюда отнесены пероксиды (органика) и вещества, которые легко вступают в окислительные реакции;
— 6 класс – вещества, по своим характеристикам относящиеся к ядовитым или инфекционным;
— 7 класс – вещества, имеющие высокий уровень радиоактивной опасности;
— 8 класс – сюда отнесены такие вещества и материалы, которым присущи коррозийные свойства (или же едкие);
— 9 класс включает в себя прочие вещества, которые не подпадают под вышеперечисленные категории, тем не менее представляют собой опасность [4].
Каждый из классов опасности имеет собственную специфику и предполагает определенные меры при организации транспортировки, а также требует учитывать ряд условий и требований к перевозке. Перечень подобных мер требует проявлять особенное внимание со стороны перевозчика к организационным и техническим нюансам. Это делает обоснованным внедрение компьютерных инструментов и специализированных программ для того, чтобы обеспечить безопасность и совершенствование сопутствующих ПОГЖД процессов.
К примеру, в реальной практике документы, которыми сопровождается перевозка опасного груза железной дорогой, включают в себя сведения не только о классе и подклассе, характеризующих уровень опасности перевозимого груза. Они содержат также четырехзначную маркировку, которая согласно списку кодов ООН обозначает тип опасного груза. Такая маркировка позволяет обеспечить максимальное соблюдение всех норм и требований, которые установлены к транспортировке ОГ (даже в том случае, если речь идет о специфических видах ОГ).
В этом случае можно заранее учесть важнейшие характеристики груза – как с точки зрения физико-технических, так и химических параметров. Отметим, что в этом случае для оператора не возникает необходимости сверяться с различными справочниками – соответствующие сведения о требованиях и нормативах с реально обеспеченными условиями транспортировки ОГ производится в цифровом формате [10, с. 99].
Российскими национальными правилами установлена различная степень опасности для разных грузов, относящихся к категории ОГ, причем меняться эта степень опасности может в широком диапазоне. Например, если рассматривать объективно такие категории опасности, как радиоактивные грузы и пестициды, то по многим показателям радиоактивные вещества представляют потенциально большую опасность. Это дало основания выделить в перечне ОГ категорию «особо опасных грузов» с тем, чтобы увеличить предъявляемые к перевозке требования (касательно и самой транспортировки, и документального сопровождения).
При работе с особо опасными грузами также гораздо более эффективным будет использование возможностей цифровизации, что позволяет учитывать все важные нюансы, систематизировать информацию и проверять её актуальность на данный момент.
Правила и нормы, по которым осуществляется перевозка опасных грузов, являются сложными и включают в себя многие аспекты. В некоторых конкретных ситуациях будет оправданным использовать имеющиеся послабления – к примеру, в тех случаях, когда количество перевозимых опасных веществ является минимальным, и используется одна единица подвижного состава.
Данные нюансы, дающие основания использовать имеющиеся послабления в требованиях к ПОГЖД, лучше анализировать в цифровом режиме, чтобы не упустить отдельных элементов анализа. Дело в том, что для каждого из типов опасных грузов, несущих потенциальные риски при перевозки, есть минимальный уровень допустимого количества, когда груз перевозится как обычный (не относится к категории опасных) [12, с. 242].
Требуется чёткое понимание того факта, что если в конкретном случае груз можно перевозить как не опасный, тем не менее вещество или материал всё-таки несут в себе потенциальный риск, и его транспортировка в любом случае требует ответственного подхода и учёта всех имеющихся требований и нюансов, отраженных в соответствующих правилах и требованиях.
Это становится причиной того, что для перевозки опасных грузов следует в любом случае использовать только специально оснащенный и оборудованный транспорт, который имеет соответствующие конструктивные изменения. Только соответствие данным требованиям дадут возможность обеспечить безопасность процессов перевозки опасного груза железной дорогой.
Соответствующее разрешающее свидетельство для конкретной единицы транспорта на перевозку ОГ не выдаётся (или не продлевается) в том случае, если техосмотр не был пройден вовремя и в полной мере.
Список необходимых подготовительных работ, связанных с конструктивным соответствием подвижного состава требованиям, предъявляемым к перевозке опасных грузов, является достаточно большим. При этом каждая из данных работ подлежит обязательной регистрации и документальному оформлению. Именно с этой целью разрабатываются алгоритмы, которые дают возможность учитывать ключевые особенности при осуществлении всех процессов, связанных с перевозкой ОГ (как административно-организационных, так и технических). Подобные алгоритмы позволяют оперативно учитывать все нюансы проводимых работ и расставлять обоснованные приоритеты [22, с. 194].
Подобный подход дает возможность обеспечить требуемую эффективность ПОГЖД. Если же не использовать такие возможности, то с высокой степенью вероятности потребуется неожиданный расход ресурсов (например, дополнительные трудозатраты, потери времени, использование большего количества единиц оборудования или материалов).
К техническим средствам, которые предназначаются для перевозки опасных грузов железной дорогой, предъявляется ряд требований [3]:
1) наличие крыши (это относится как к контейнерам, так и к вагонам);
2) перед тем, как производится загрузка опасных грузов в вагоны (или цистерны), сам отправитель обязан оценить их пригодность к транспортировки и необходимость действий по укреплению тары, обеспечению целостности и сохранности груза (к примеру, если в процессе осмотра были обнаружены щели, то их необходимо заделать по требованиям закона, используя бумагу на жидком стекле); цистерны должны быть проверены отправителем на герметичность, а материалы стенок должны соответствовать требованиям химико-физической инертности в отношении перевозимого опасного груза.
3) В полном объеме должны соблюдаться правила пожарной безопасности, которые обязательно должны быть закреплены в сопроводительных документах в полном соответствии с установленными законом нормативами.
4) Поскольку опасные грузы, относящиеся к 4 классу опасности и выше, несут потенциально значительную экологическую угрозу и представляют реальную опасность в случае катастроф, переоборудование подвижного состава для данной категории должно осуществляться с особым вниманием и проходить неоднократные тщательные проверки в различных ракурсах [3].
В настоящее время переоборудовать подвижный состав под перевозку опасных грузов нельзя самостоятельно без соответствующих допусков и лицензирования. Отметим, что деятельность в данном направлении имеют право осуществлять только специальные лицензированные организации, которые имеют разрешение государственных органов выполнять данные работы.
Это связано с масштабностью последствий при катастрофах, могущих возникнуть при несоблюдении всех правил организации перевозок опасных грузов и соответствующего переоборудования транспортных средств.
Именно поэтому все нюансы организации перевозки ОГ контролируются на государственном и международном уровне, закрепляются законодательно и должны соблюдаться неукоснительно [10, с. 48].
1.3 Ответственность перевозчика при нарушении правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом
Грузовые перевозки всегда сопряжены с дополнительной ответственностью организатора перевозочного процесса, поскольку помимо факта физического перемещения груза в пространстве следует контролировать такие аспекты, как:
— соблюдение сроков доставки, установленных договором;
— обеспечение соответствующих требований к погрузочно-разгрузочным процессам, используемым технологиям и оборудованию;
— в ряде случаев — обеспечение нужных условий перевозки (температурный режим и пр.);
— обеспечение безопасности и сохранности груза от порчи, хищения или повреждения в процессе транспортировки [7, с. 88].
Таблица 1 — Общепринятая классификация опасных грузов
Если же речь идет о такой категории грузов, которые принято обозначать как опасные, то ответственность перевозчика многократно возрастает. Подобная транспортная задача может быть отнесена к определенным категориям сложности в зависимости от того, о каких конкретно видах опасных грузов идет речь. Согласно международным регламентирующим документам, опасные грузы можно подразделить на несколько категорий, исходя из их физико-химических характеристик:
— радиоактивные вещества (в том числе отходы);
— жидкости, относящиеся к легковоспламеняющимся группам;
— вещества, относящиеся к огнеопасным;
— различные яды и химикаты [26, с. 102].
Установление на международном уровне правил транспортировки опасных грузов непосредственно связано с рисками, которые возникают для безопасности окружающей среды, населения территорий, а также для сотрудников самой транспортной компании, которая выступает организатором грузоперевозок.
Единицы железнодорожного транспорта, при помощи которых производится перевозка опасных грузов, должен быть особым образом подготовлен к соответствующим процессам. В частности, каждая соответствующая единица подвижного состава должна иметь маркировку, которая в соответствии с международными регламентами информирует о классе опасности данного груза (исходя из данных, приведенных в таблице 1).
Помимо переоборудования грузотранспортных единиц следует также со всем вниманием отнестись к документационному обеспечению перевозочного процесса.
Следует оформить весь пакет сопроводительной документации, от транспортной накладной и паспорта безопасности груза до свидетельства, которое подтверждает, что перевозчик имеет допуск к перевозкам опасных грузов, а транспортное средство оборудовано соответствующим образом [3].
Следует понимать, что риски, возникающие в связи с перевозкой опасных грузов, настолько масштабны, что транспортные грузовые средства в данном случае должны соответствовать не только требованиям стандартов и регламентов железнодорожных перевозок, но и техническим правилам, принятым Организацией Объединенных наций, транспортно-перевозочным регламентам Евросоюза.
Поскольку Россия является членом Таможенного Союза, то все эти правила и требования распространяются и на российских грузоперевозчиков в обязательном порядке.
Таким образом, методически организовать процесс переоборудования подвижного состава под перевозку опасных грузов следует по приведенному ниже алгоритму [27, с. 183]:
Шаг 1. Исследовать актуальные регламенты, определяющие требования к переоборудованию железнодорожного транспорта под перевозку ОГ.
Шаг 2. Выбрать лицензированную компанию, которая имеет право осуществлять процедуру технико-конструктивного переоборудования под перевозку опасных грузов и предлагает приемлемую цену на свои услуги.
Шаг 3. Определить перечень базовых (доминирующих) опасностей для каждого конкретного вида перевозимого опасного груза и предусмотреть те технологические решения, которые бы предотвратили или свели к минимуму вероятность появления данных рисков при осуществлении транспортного процесса. Включить данные технологические решения в перечень работ по переоборудованию единиц подвижного состава под перевозки опасных грузов, исходя из двух основных критериев: безопасность (приоритетный критерий) и минимизация сопутствующих издержек на переоборудование.
Шаг 4. Закрепить в договоре ответственность, план-график и порядок действий, направленных на то, чтобы в итоге была полностью пройдена процедура регистрации переоборудования единиц подвижного состава под перевозку ОГ согласно актуальным требованиям, установленным законодательством.
Подобный порядок действий позволит обеспечить эффективность предпринимаемых действий и не допускать дублирования процессов, или же нерационального использования имеющихся ограниченных ресурсов при организации перевозки железной дорогой опасных грузов.
Следует понимать, что существуют четкие различия между теми требованиями, которые предъявляются при перевозках опасных грузов к организационной части (экипаж, эксплуатация, документы ТС) и к технической (конструктивные особенности, переоборудование) [12, с. 91].
Что касается технических параметров осуществляемых работ, то в транспортных единицах в большинстве случаев меняются базовые конструктивные характеристики. По этой причине каждое из производимых изменений необходимо зарегистрировать в требуемом порядке. Именно учет всех технических, организационных и административных нюансов, сопутствующих перевозкам, требует применения последовательно выстроенного алгоритма, направленного на систематизацию многофакторных информационных потоков и позволяющего учитывать разные нюансы.
Именно такой подход даёт возможность обеспечивать эффективность переоборудования без риска получить дополнительные затраты ресурсов (это касается увеличения сроков перевозки из-за потери времени, и дополнительных затрат труда, а также приводит к нерациональному использованию материалов и оборудования).
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ
2.1 Перспективы внедрения современных цифровых технологий в организацию железнодорожных перевозок
Цифровизация транспортных процессов относится к «подрывным» инновационным решениям, поскольку она меняет сложившийся рынок перевозок железной дорогой и ведёт к значительным переменам. Это отличает использование подобных современных решений от тех технологий, которые принято относить к «поддерживающим» — то есть тем, которые развивают уже устоявшиеся формы работы в сфере перевозок [24, с. 63].
Современная логистика использует средства цифровизации транспортных перевозок как перспективную возможность кардинально улучшить производственные показатели при осуществлении перевозок, в том числе железнодорожным транспортом. Если обратиться к результатам недавних исследований, то можно говорить об устойчивом тренде на рынке.
Рисунок 3 – Современная оценка воздействия цифровизации на деятельность транспортных компаний
В канун наступления 2020 года Cisco Connect провела очередную конференцию, на которой были изложены исследования результаты цифровизации в большинстве коммерческих перевозчиков, работающих по всему миру. Предложенные данные позволили обоснованно утверждать, что цифровизация весьма серьезно влияет на результативность деятельности транспортных компаний как части поддерживающей бизнес глобальной инфраструктуры, причем это касается компаний любого масштаба деятельности (рис. 3) [35].
Российская специфика, безусловно, проявляется в результатах работы российских внутренних перевозчиков, которые показывают сравнительно более скромные результаты, чем транснациональные корпорации. Однако при этом общее соотношение сохраняется. Большинство транспортных перевозчиков признают влияние цифровизации на свою деятельность, в то время как всего около 20 % коммерческих структур не ощущают подобного влияния на свою работу.
Однако специалисты сходятся во мнении, что указанные 20 % компаний, которые отрицают значимость цифровизации в своей работе, попросту игнорируют общие объективные тенденции (действительно, работать в полном отрыве от подобного глобального тренда представляется невозможным). Лидирующие в транспортной отрасли перевозчики демонстрируют серьезные преимущества, которые возникают при использовании компьютерных средств организации перевозок грузов различной специфики. Это позволяет сделать обоснованный вывод об эффективности использования высоких технологий [28, с. 17].
Остроконкурентный российский рынок транспортных услуг заставляет перевозчиков серьезно подходить к обработке входящих и исходящих потоков информации. Действительно, чем четче и оперативнее организована их обработка, тем больше соответствия работы компании-перевозчика тем высоким требованиям, которые предъявляются заказчиками к быстроте и точности работы там, где речь идет о перевозке опасных грузов.
Соответственно, те поставщики транспортных услуг, которые способны обеспечить сервис на современном уровне, активно применяют специализированное программное обеспечение. Тем самым они получают конкурентное преимущество в сравнении с теми компаниями, которые используют аналоговые методы обработки и систематизации рабочей информации. В современном ускоренном ритме и с учётом возрастающих потребностей заказчиков, которые заинтересованы в услугах по перевозке опасных грузов, использование инновационных решений является наиболее эффективным способом совершенствования ПОГЖД. Специализированное программное обеспечение позволяет обеспечить скорость и точность обработки информационных массивов, что позволяет решить весь спектр имеющихся задач.
Перед современной логистикой ставятся масштабные задачи. В частности, она призвана не просто обеспечивать транспортные связи, что является ключевой задачей в связи с российскими территориальными особенностями (значительная разобщенность между территориями) и складскую деятельность. И только современные компьютерные технологии способны обеспечить скорость и качество организационных действий, поскольку могут обеспечить исходные данные при принятии основных управленческих решений (а они могут быть качественными только в том случае, когда основываются на хорошо подготовленной исходной аналитической информации).
Впрочем, отметим и такой немаловажный фактор, который касается специфики российского менталитета – сложное восприятие инновационных решений и стремление соблюдать консервативный порядок вещей. Те технологии и инновации, которые выглядят как выигрышные, при всей потенциальной эффективности, воспринимаются как прорывные – и это приводит к тому, что их потенциал в российских условиях хозяйствования будет раскрываться не сразу и не полностью.
В ряде случаев компании, работающие в России, стремятся выглядеть прогрессивными и инновационными – и решаются внедрить в свою деятельность специализированное программное оборудование, соответствующее современным требованиям цифрового мира. Однако чаще всего подобные усилия остаются фрагментарными и не затрагивают значительную часть происходящих в работе транспортной компании процессов – как инфраструктурных, так и производственных [18, с. 32].
На данный момент в нашей стране недостаточно развиты системные решения, которые поддерживали бы развитие цифровых технологий. Действительно, в ряде случаев руководители транспортных компаний имеют выраженную готовность внедрять в деятельность современные технологии и использовать все возможности цифровизации, однако для них представляется затруднительным запустить данные процессы. Достаточно часто бизнесу оказывается непросто разобраться в том, как именно нужно начинать данный процесс и как организовать его на долгосрочной перспективе. На данный момент в Российской Федерации качественную консультационную и экспертную поддержку данного вопроса найти затруднительно. А не имея понятного и непротиворечивого видения того, как должен развиваться такой дорогостоящий проект на долгосрочной перспективе, в итоге приходится отказываться от имеющихся перспектив внедрения цифровизации и связанных с этим конкурентных преимуществ.
Другим вариантом развития событий может стать решение самостоятельно находить те решения, которые позволят сделать технологический прорыв и использовать инновационные технологии в организации транспортных процессов. Однако подобный вариант неизбежно приводит к существенных ошибкам, которые связаны с недостатком практического опыта в реализации подобных проектов и недостаточной научно-технической базой для того, чтобы самостоятельно определить специфические требования к программному обеспечению (причем не только связанные с особенностями работы конкретного транспортного предприятия, но и учитывающие отраслевые особенности).
Крупные перевозчики выбирают более долгий, но и более надёжный способ решить проблему внедрения цифровых инноваций в организацию транспортных процессов – они инициируют собственные исследования. Для этого формируются в компаниях отдельные департаменты, которые исследуют возможности внедрения цифровых инноваций с учетом специфических особенностей и требований данной транспортной компании. Это позволяет параллельно формировать новую инновационную культуру, без чего сложно вести разговор о модернизации всей российской экономической системы.
Но такой путь решения проблемы внедрения инноваций подходит только для крупных и финансово устойчивых компаний. В других случаях (например, для небольших по масштабу работы компаний-перевозчиков) такие решения являются недостижимыми. Небольшим перевозчиком просто не хватит ресурсов для открытия собственного исследовательского подразделения – недостаточно опытных и профессиональных кадров, нужного обеспечения информацией и технологиями, нужных капитальных вложений. Таким образом, собственные научно-технические изыскания можно применять только в ограниченном перечне случаев [8, с. 9].
В современных условиях работы транспортных компаний (особенно тех, кто специализируется на железнодорожных перевозках опасных грузов) можно считать устойчиво растущий спрос со стороны потребителей на качественный и системно организованный сервис при грузоперевозках. Благодаря этому внедрение специализированного программного обеспечения становится не просто частным случаем, но серьезным трендом. Потребители проявляют большое внимание к тому, как перевозчик организовывает транспортные процессы, и во многом это обусловлено высоким уровнем ответственности, возникающей при перевозке опасных грузов – и речь идет не только о возможных штрафах за нарушение условий перевозки, но и о серьезной ответственности, которая может возникнуть при возникновении чрезвычайных ситуаций (материальный, социальный, экологический ущерб).
Железная дорога способна обеспечить бюджетность перевозок опасных грузов и сравнительную безопасность данных процессов. Однако в то же время, как уже упоминалось в данном исследовании, одним из недостатков ПОГЖД является медлительность данного транспортного формата. И как раз внедрение цифровых методов обработки информации способно решить эту проблему – если не в технической части, то в организационно-административных вопросах.
В частности, это касается системного оформления подготовительного и сопроводительного документооборота при перевозке опасных грузов железной дорогой. Правильно оформленные документы позволяют сэкономить до 30 % времени, которое затрачивается на осуществление процесса перевозки. Соответственно, привычные аналоговые способы обработки и анализа информации являются наименее эффективными с точки зрения повышения конкурентоспособности перевозчика. Игнорирование очевидных возможностей совершенствования перевозочных процессов может привести к потере рыночной доли, а в дальнейшем и вовсе к уходу с рынка перевозок.
Комплекс направлений деятельности, которые способны выйти на новый качественный уровень благодаря цифровизации, можно проиллюстрировать рисунком 4.
Рисунок 4 – Направления непосредственного влияния цифровых методов работы
Современные исследователи уделяют большое внимание стратегии развития цифровых технологий в сложившейся экономической жизни. Российские реалии создают определенные вызовы, и с этой точки зрения серьезную перспективу представляет нижеприведенная схема внедрения цифровых технологий [13, с. 52].
Если речь идёт о конкретном перевозчике, который специализируется на ПОГЖД, то представляется необходимым учитывать несколько основных модулей. Данный перечень вполне можно расценивать как эффективный и подходящий для основных видов экономической деятельности – соответственно, он может расцениваться как универсальный:
- Внедрение компьютерной поддержки клиентского обслуживания.
По этому направлению необходимо поэтапно вводить в работу сбытовых функциональных подразделение такие цифровые возможности, которые направлены на организацию продаж в современном формате:
— применение омни-канальных инструментов,
— использование аналитики (например, сегментирование клиентских активных баз, определение циклов активности потребителей);
— использование скоринга;
— своевременный и регулярный мониторинг рыночной ситуации;
— составление обоснованных прогнозов по основным сценариям развития [26, с. 142].
Поскольку в современных условиях внешняя среда (экономика и социальная ситуация) склонна динамично меняться, то в привычном аналоговом режиме достаточно сложно отслеживать все происходящие изменения. Соответственно, бизнес может оставаться эффективным только с применением компьютерных технологий работы с информационными потоками – как входящими, так и исходящими. В противном случае резко возрастает риск упустить в потоке изменений какие-то существенные нюансы в изменениях законодательства или объективной дорожной ситуации. И подобные упущения вполне могут привести к тому, что возрастут риски возникновения чрезвычайных ситуаций – что представляется совершенно недопустимым, когда речь идёт о перевозке опасных грузов железной дорогой.
Также представляется важным учитывать тот факт, что ранее эффективно работавшие модели рыночной коммуникации действовали по принципу одностороннего информирования потребителя, то на сегодняшний день важнейшее значение придается обратной связи, соответственно возникает необходимость вести диалог в интерактивном режиме.
- Инфраструктура взаимодействия между деловыми партнерами.
Компьютерные программы позволяют развивать гибкость и интеграционный подход, согласовывая на партнерских условиях разные бизнесы и сервисы. Они позволяют ускорить анализ, хранение, обработку и актуализацию исходной информации, объединить её в единую систему. Это даёт возможность к общей выгоде использовать имеющиеся точки соприкосновения и находить пути согласования деловых интересов между собой.
Подобные технологические возможности позволяют создавать единые службы техподдержки, колл-центры и центры дистанционного обслуживания. Это улучшает качество сервисного обслуживания клиентов транспортных компаний и увеличивает безопасность грузоперевозок [8, с. 10].
- Обработка информационных потоков и исходных данных.
Компьютерные специализированные программы позволяют наладить точечную работу с целевой аудиторией – клиентская база подразделяется на отдельные сегменты, которым придаются определенные поведенческие характеристики, и на основании цифрового анализа формируются прогнозы возможных потребительских реакций на изменения рыночной ситуации.
С учетом того, насколько чутко современный потребитель склонен реагировать на изменения рынка, это представляется неоспоримым конкурентным преимуществом и даёт возможность компании-перевозчику проявлять гибкость в сложной внешней обстановке [8, с. 11].
- HR-деятельность и развитие культуры инноваций.
Ключевой капитал современной коммерческой структуры – это персонал. Если имеется достаточный уровень знаний и при этом обеспечена соответствующая технологическая оснащенность работы, то результат ожидаемо становится другим – работа осуществляется более качественно, целенаправленно, рационально.
В прежних условиях развития рынка достаточно было заниматься маркетинговым проектированием, и это позволяло добиваться высоких результатов. Современные темпы роста цифровых технологий изменили саму систему организации бизнеса и поставили во главу угла клиенториентированность. Поэтому коммерческие структуры целенаправленно работают на повышение уровня сервиса и предугадывания клиентского интереса. Именно цифровой анализ позволяет обеспечить выполнение этих задач в том качестве, которое соответствует требованиям современного рынка [20, с. 100].
Таким образом, можно сделать вывод, что данный алгоритм адекватен современным рыночным условиям, его можно использовать в стратегической перспективе для развития конкурентоспособности транспортной компании, обеспечивающей перевозку опасных грузов железными дорогами. Цифровизация ПОГЖД дает новые неоспоримые возможности для развития транспортной отрасли как важнейшей инфраструктурной составляющей, обслуживающей экономику страны.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф