Меню Услуги

Разработка комплекса мер по совершенствованию расчетов с поставщиками. Часть 2.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.3. Цель, задачи, элементы и методы внутреннего контроля с поставщиками

По существу внутренний контроль — это одна из важнейших составляющих системы управления. Так, согласно п. 3 проекта рекомендаций под ним следует понимать процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

— эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

— достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

При этом, конечно, следует понимать, что внутренний контроль лишь способствует достижению поставленных целей, а вовсе не гарантирует его. Ведь, во-первых, ему неподвластна внешняя среда (изменение экономической конъюнктуры, законодательства и т.п.). Во-вторых, он все же не может нивелировать человеческий фактор (превышение должностных полномочий или банальные ошибки при принятии решений руководством или персоналом).

По сути, внутренний контроль на том или ином уровне обеспечивается любой организацией. В частности, процедуры такового, перечисленные в п. 8.1 проекта рекомендаций, хорошо знакомы любому хозяйствующему субъекту. Поэтому вопрос скорее стоит о необходимости системного подхода к внутреннему контролю.

Итак, выделяют пять основных элементов внутреннего контроля экономического субъекта.

Во-первых, это контрольная среда, то есть общее понимание внутреннего контроля и требований к нему, или даже шире — совокупность принципов и стандартов самой деятельности, определяющих такое понимание и требования. Сюда относятся: стратегии, цели и ценности экономического субъекта, из которых складываются его поведение на рынке и методы управления им; кодекс делового поведения для руководства и персонала; процедуры рассмотрения жалоб; организационная структура, определяющая место, роль и функции подразделений, уровни принятия решений, полномочия и ответственность их руководителей; правила принятия решений и осуществления отдельных хозяйственных операций, в том числе учетная политика; кадровая политика и т.п.[24,с.96].

При этом все составляющие контрольной среды должны быть задокументированы, как и порядок организации и осуществления внутреннего контроля в принципе.

Более того, соответствующая документация подлежит регулярному обновлению, необходимость которого должна оцениваться как минимум раз в год. Само обновление должно быть произведено в течение разумного срока после выявления недостатков документации или изменений в деятельности экономического субъекта.

Во-вторых, это оценка рисков, которая подразумевает выявление и анализ таковых. При этом под рисками понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности.

При выявлении рисков экономический субъект должен принять соответствующее решение по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Документированию рисков, как правило, предшествует описание в текстовой и графической форме бизнес-процессов и процедур работы экономического субъекта в разрезе направлений его деятельности, его юридической или организационной структуры.

Описание самого риска включает указание на событие (факт, обстоятельство), порождающее его, на причину и вероятность его возникновения, а также на возможные негативные последствия, их количество и качество[27,с.154].

По результатам оценки рисков экономический субъект определяет наиболее существенные из них и принимает решения по минимизации их последствий посредством организации и осуществления внутреннего контроля. С этой целью составляется перечень процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам, который содержит:

— описание риска, указание на область или процесс, подверженные ему;

— краткое описание процедуры внутреннего контроля, ее классификацию при необходимости, а также ссылку на регламент ее проведения;

— данные об исполнителе процедуры (сотрудник или информационная система), а также о частоте (периодичности) ее проведения;

— входящие, на основании которых осуществляется процедура, и исходящие, свидетельствующие о ее проведении, документы, а также ожидаемый результат.

Также риски и соответствующие им процедуры внутреннего контроля могут быть описаны матрицей рисков и процедур внутреннего контроля.

В-третьих, это непосредственно процедуры внутреннего контроля, на которых мы остановимся отдельно.

В-четвертых, это информация как коммуникация. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Коммуникация подразумевает под собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

Например, персонал экономического субъекта должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства о различных фактах[22,с.201].

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться политика в области внешних и внутренних коммуникаций, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.

Наконец, в-пятых, это оценка самого внутреннего контроля, которая подразумевает оценку всех остальных элементов с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их.

Производить ее необходимо не реже одного раза в год. Но помимо этого оценка внутреннего контроля может включать непрерывный внутренний мониторинг, то есть на постоянной основе в ходе повседневной деятельности[25,с.631].

Он подразумевает под собой, в частности, регулярный анализ руководством результатов деятельности, проверку результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярную оценку и уточнение применимой организационно-распорядительной документации и т.д.

Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта, и в зависимости от момента осуществления могут быть предварительными и последующими.

Первые нацелены на предупреждение, а вторые — на устранение ошибок и нарушений установленного порядка деятельности. При этом по степени автоматизации процедуры внутреннего контроля могут быть автоматическими, то есть производимыми без участия персонала, полуавтоматическими, то есть выполняемыми информационной системой, но инициируемыми или завершаемыми вручную, и ручными, то есть выполняемыми непосредственно персоналом вне информационных систем.

К предварительным процедурам внутреннего контроля можно отнести:

— документальное оформление (в том числе внесение записей в регистры бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов);

— подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, соответствия требованиям законодательства «первички» или оприходованных материальных ценностей денежным средствам, перечисленным в их оплату);

— санкционирование (авторизацию) хозяйственных операций (например, утверждение руководителем авансового отчета работника или того или иного счета на оплату);

— разграничение полномочий и ротацию обязанностей (например, разведение таких функций, как санкционирование хозяйственных операций и отражение их результатов в бухучете и исполнение их определенными лицами в течение лишь ограниченного периода);

— физический контроль, в том числе охрану, ограничение доступа, инвентаризацию объектов.

В качестве последующих процедур внутреннего контроля можно привести:

— сверку данных (например, сверка расчетов с поставщиками и покупателями; остатков по счетам учета наличных денежных средств, должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги и т.п.);

— надзор, то есть оценку достижения поставленных целей или показателей.

Отдельно следует выделить процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых могут быть как предварительные, так и последующие.

При этом различают, во-первых, общий компьютерный контроль, который представляет собой правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и другие процедуры, обеспечивающие бесперебойное использование информационных систем.

Во-вторых, процедуры контроля уровня приложений, включающие, в частности, логическую и арифметическую проверку данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности заполнения полей документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об операциях и ошибках и др.).

В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель вправе организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей деятельности этого экономического субъекта. В том числе он может принять все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля на себя.

Согласно п. 16 проекта рекомендаций порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала в этой сфере, определяется руководителем экономического субъекта в зависимости от характера и масштабов его деятельности и особенностей системы управления[18,с.470].

При этом сам процесс организации и оценки внутреннего контроля может быть отдан на сторону независимому консультанту (аудитору) или же осуществляться собственными силами. Но в любом случае внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления, во всех подразделениях, и участвовать в нем должен весь персонал в соответствии с его полномочиями и функциями.

Другое дело, что специальное подразделение может осуществлять методическое обеспечение организации и ведения внутреннего контроля, координировать по данному направлению остальные подразделения и проводить оценку внутреннего контроля. Тем не менее очевидно, что его создание целесообразно далеко не всегда[30,с.71].

Это имеет смысл, если этого требуют масштабные задачи и большой объем работы по организации и оценке внутреннего контроля; необходимость в силу специфики деятельности накопления, сохранения и передачи специальных знаний, навыков и опыта; высокие риски деятельности или специальные требования законодательства либо регулятора финансового рынка.

В свою очередь, и привлечение стороннего специалиста имеет свои, что называется, «показания к применению». Это целесообразно, если не хватает собственных ресурсов, а затраты на содержание специального подразделения превышают стоимость услуг независимого консультанта.

С другой стороны, заинтересованность руководства в независимости оценки внутреннего контроля вполне может отодвинуть финансовый вопрос на второй план.

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В ООО «БРАВО»

2.1. Организационная характеристика ООО «Браво»

Общество с Ограниченной Ответственность «Браво» (далее – Общество) является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области, свидетельство 55 № 003461986 от 23.12.2010 года. Место нахождения ООО «Браво»: Россия, 644041, Омская область, г. Омск, ул. Краснопресненская, д. 5.

Участниками Общества являются граждане и юридические лица. Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, обладает правоспособностью в пределах, установленных законодательством и Уставом Общества.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Браво» имеет банковские счета на территории Российской федерации, круглую печать, штампы, бланки со своим фирменным наименованием. Общество самостоятельно планирует и осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Основными видами деятельности Общества являются:

— деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;

— деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

— розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

— неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

— прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

— хранение и складирование;

— производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

— производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения и иные виды деятельности.

Высшим органом ООО «Браво» является общее собрание участников Общества. Руководство текущей деятельностью ООО «Браво» осуществляется директором, являющийся также единоличным исполнительным органом. Директор Общества подотчетен высшему органу Общества. Директор имеет право без доверенности от имени Общества заниматься представлением его интересов, осуществлять заключение договоров, проводить выдачу доверенностей, утверждать штатное расписание, издавать приказы и распоряжения.

Организационная структура ООО «Браво» представляет собой совокупность подразделений торгового, вспомогательного и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе разделения труда внутри предприятия.

Организационная структура ООО «Браво» позволяет осуществлять оперативное и эффективное руководство данным Обществом и взаимодействие отдельных служб.

Оперативными работниками Общества является торгово-оперативный персонал, который составляют продавцы и кассиры, которые непосредственно осуществляют торговлю продукцией магазина. К административно-управленческому персоналу можно отнести директора, главного бухгалтера, административного директора, коммерческого директора.

Директору магазина подчиняются товароведы, операторы ПК которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.

В круг обязанностей товароведов входит приемка товара и контроль его качества. Работа, которую они выполняют, имеет огромную важность, так как от качества товаров зависит репутация магазина и отношение покупателей, а также приемка продукции в полном объеме на прямую влияет на финансовый результат магазина.

Оператор ПК работает в бухгалтерской программе, в ней он регистрирует поступившие от поставщиков первичные учетные документы, устанавливает продажные цены, обеспечивает напечатанными на бумаге ценниками на товары продавцов, делает отчеты для руководства.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением организации на правах отдела, подчиняется главному бухгалтеру, который в свою очередь, в подчинении у директора. В своей деятельности бухгалтерия руководствуется Федеральным законом РФ от №129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» (в редакции от  06.12.2011г. № 402-ФЗ ).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель Общества.

Основными задачами, которые решает бухгалтерия являются: организация учета финансово-хозяйственной деятельности организации; осуществление контроля над сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета.

Важнейшими функциями бухгалтерии ООО «Браво» являются: ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения; обеспечение контроля над наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно — финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;  составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и соответствующих бухгалтерских записей.

Бухгалтерия осуществляет взаимодействие с другими подразделениями организации: с отделом продаж, отделом маркетинга, юридическим отделом. Всем перечисленным выше отделам бухгалтерия предоставляет разного рода справки, сведения и прочее, связанное с деятельностью соответствующего подразделения.

Руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер, который назначается на должность и освобождается от нее приказом директора. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации. Так же к основным обязанностям главного бухгалтера относятся:

– формирование и своевременное предоставление полной и достоверной информации о деятельности агентства, его имущественном положении, доходах и расходах;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

– разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

– организация учета издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, выполнения услуг, результатов хозяйственно — финансовой деятельности;

– обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах, статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;

– участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.

Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Браво» за 2011 — 2012г.г. Для анализа используем данные годовой бухгалтерской отчетности предприятия. Полученные результаты представим в виде таблицы 1.

Таблица 1. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности ООО «Браво»

 

Показатели

 

2011 г.

 

2012 г.

Сумма абсолютного отклонения

(+; -)

Темпы роста, %
1. Выручка, тыс. руб.  

30 171

 

42 024

 

+11 853

 

139,29

2. Себестоимость продаж, тыс. руб.  

28 779

 

39 993

 

+11 214

 

138,97

3. Валовая прибыль, тыс. руб. 1 392 2 031 +639 145,90
4.Коммерческие расходы, тыс. руб. 700 900 +200 128,57
5.Управленческие расходы, тыс. руб. 1 800 1 100 +341 109,29
6.Прибыль от продаж, тыс. руб. -1 108 31 -73 95,54
7.Прочие доходы, тыс. руб. 3 914 3421 -493 87,40
8.Прочие расходы, тыс. руб. 2 500 +2 500
9.Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 46 518 +472 1 126,08
10.Чистая прибыль отчетного периода, тыс. руб. 260 2 934 +2 674 1 128,46
11.Валовая прибыль на 1 руб. себестоимости, руб. 0,0483 0,0507 0 100,00
12.Рентабельность продаж, % 0,0700 +0,07
13.Среднесписочная численность, чел. 25 23 -1 92,00

 

На основании данных, приведенных в таблице 1 можно сделать вывод о том, что хотя выручка от продаж выросла на 11 853 тыс. руб. (39,29%), а чистая прибыль на 2 674 тыс. руб., структура источников прибыли низкая, так как рост прибыли произошел за счет прочих доходов. Руководству предприятия необходимо пересмотреть ценовую политику и найти новых поставщиков.

В ООО «Браво» вся кредиторская задолженность является краткосрочной. Проведем анализ состава и динамики кредиторской задолженности, полученные результаты представим в виде таблица 2.

Таблица 2. Состав, структура и динамика кредиторской задолженности ООО «Браво»

Показатель 2011г 2012г Изменение (+;-) Темпы роста, %
1.Задолженность по налогам и сборам, тыс.руб. 238 267 +29 112,18
2.Задолженность перед внебюджетными фондами 39 44 +5 112,83
3.Задолженность по оплате труда 24 28 +4 116,67
4.Задолженность перед поставщиками 3174 3247 +73 102,30
Итого 3475 3586 +111 103,19

 

Таким образом, кредиторская задолженность в ООО «Браво» увеличилась в 2012г. по сравнению с 2011г. на 111 тыс. руб., что составило всего 3,19 % от уровня 2011г. Кредиторская задолженность перед поставщиками увеличилась по сравнению с 2011г. на 73 тыс.руб. (2,3%). Рост задолженности является негативным фактором для предприятия.

Рассмотрим динамику структуры кредиторской задолженности ООО «Браво». Полученные результаты представим в таблице 3.

Таблица 3. Динамика структуры кредиторской задолженности ООО «Браво»

Показатель Уд. вес, %

2011г,

Уд. вес, %

2012г.

Изменение (+;-) Темпы роста, %
1.Задолженность по налогам и сборам, тыс.руб. 6,85 7,45 +0,6 108,76
2.Задолженность перед внебюджетными фондами 1,12 1,23 +0,11 109,82
3.Задолженность по оплате труда 0,69 0,78 +0,09 113,04
4.Задолженность перед поставщиками 91,34 90,54 -0,8 99,12
Итого 100 100 х х

 

Из данных представленных в таблице 3 следует, что задолженность перед поставщиками составляет в структуре кредиторской задолженности ООО «Браво» 91,34 % и 90,54 % в 2011г. и 2012г. соответственно, т.е. она является основным видом задолженности  как в 2011г., так и в 2012 г. При этом ее удельный вес в структуре кредиторской задолженности в 2012г. незначительно снизился на 0,8 %.

Задолженность по налогам и сборам в структуре кредиторской задолженности занимает второе место и составляет 6,85 % и 7,45% в 2011г. и 2012 г. соответственно, ее рост также незначителен. Наибольшие темпы роста удельного веса в структуре кредиторской задолженности ООО «Браво» имеет задолженность перед персоналом по оплате труда – он равен 113,04 %.

Рассчитаем показатели, характеризующие оборачиваемость кредиторской задолженности ООО «Браво», результаты расчетов представим в таблице 4.

Таблица 4. Оборачиваемость кредиторской задолженности ООО «Браво»

Показатели 2011 г. 2012 г. Изменение (+;-)
1. Выручка от продаж (Вр), тыс. руб. 30 171 42 024 +11 853
2. Кредиторская задолженность (КЗ), тыс. руб. 3 475 3 586 +111
3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КобКЗ), кол-во оборотов 8,68 11,72 +3,04
4. Период оборота кредиторской задолженности (ПобКЗ), дн. 41,43 30,71 -10,72

 

На основании данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, о том что несмотря на рост кредиторской задолженности в 2012г. по сравнению с 2011г., как уже отмечалось выше, за счет ускорения оборачиваемости кредиторской задолженности (коэффициент оборачиваемости в 2012г. по сравнению с 2011г. вырос на 3,04 оборота) период ее оборота уменьшился на 10,72 дня.  Это положительная тенденция, так как говорит о том, что ООО «Браво» осуществляет все необходимые расчеты с поставщиками своевременно, что способствует укреплению платежеспособности предприятия.

Рассмотрев организационно-управленческую структуру и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Браво», представим порядок организации учета расчетов с поставщиками.

2.2. Порядок организации учета расчетов с поставщиками

Учет расчетов с поставщиками в ООО «Браво» организован бухгалтерией в соответствии с Федеральным законом РФ от №129-ФЗ от 21.11.1996г «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28.11.2011г № 339-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и иным  нормативно – правовым актам, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Важное значение в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций ООО «Браво» имеет учетная политика.

Особенности Учётной политики ООО «Браво»:

  1. В Обществе применяются типовые формы первичной учетной документации (альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций).
  2. В Обществе применяется типовой план счетов.
  3. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января в Обществе проводится инвентаризация расчетов с поставщиками. Инвентаризация расчетов проводится на основании приказа руководителя. Руководитель приказом назначает:

— председателя инвентаризационной комиссии;

— инвентаризационную комиссию;

— сроки проведения инвентаризации и представления ее результатов.

  1. В организации создается резерв по сомнительным долгам.
  2. На предприятии утвержден график документооборота (Приложение 3).

Целесообразно выделить следующие основные задачи учета расчетов с поставщиками в ООО «Браво»:

—  оперативный контроль за состоянием взаиморасчетов с поставщиками с целью своевременного выявления неоправданно завышенной величины  дебиторской и кредиторской задолженности;

—   постоянный контроль за соответствием данных бухгалтерского учета фактическому состоянию расчетов с поставщиками, т.е. за достоверностью учета;

— контроль за соблюдением условий договоров с поставщиками (формы расчетов, сроки расчетов и т.п.);

— своевременная сверка расчетов с поставщиками товаров, продукции, услуг с целью выявления возможного несоответствия данных по взаиморасчетам с ними;

— своевременное  выявление и списание невозможных к взысканию задолженностей;

— формирование в учетных регистрах предприятия и в бухгалтерской (финансовой) отчетности полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками за товарно-материальные ценности.

В ООО «Браво» все хозяйственные операции, в том числе и  проводимые организацией при расчетах с поставщиками, оформляются первичными учетными документами. Приказом руководителя ООО «Браво» утверждается перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

На основании заключённых между поставщиками договоров в ООО «Браво» происходит поступление материальных ценностей от поставщиков.

За нарушение условий договоров поставщики несут материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных условий (за задержку оплаты расчетных документов, за необоснованный отказ от взятых на себя обязательств).

Оприходование товарно — материальных  ценностей на склад осуществляется на основании товарной накладной унифицированной формы ТОРГ — 12, к которым прикладываться документы, подтверждающие качество приобретенных товарно — материальных ценностей — сопроводительные документы (например, сертификаты соответствия качества).

В ООО «Браво» установлен следующий порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие товарно – материальные ценности:

—     регистрация документа;

— проверка соответствия данного документа положениям соответствующего договора с поставщиком по ассортименту, ценам и количеству материальных ценностей, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных в договоре;

— акцептирование (оплата) полностью или частично расчетных документов или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

— определение фактических размеров ответственности в случае нарушения условий договора;

— передача документов в бухгалтерию ООО «Браво» в сроки, предусмотренные внутренними правилами документооборота.

Предприятие само транспортирует товарно – материальные ценности со склада поставщика, при этом бухгалтерия ООО «Браво» выписывается водителю доверенность на получение этих ценностей, являющейся  основанием для передачи экспедитору как товарно-транспортных (товарных) документов так и для передачи самих ценностей.

В ООО «Браво» применяется типовая форма доверенности на получение материальных ценностей форма № М-2 (Приложение 8), на предприятии применяют «Инструкцию о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.

При доставке товарно-материальных ценностей сторонними организациями в ООО «Браво» используются следующие учетные документы:

— товарная накладная (форма ТОРГ-12), которая составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика, а второй экземпляр передается кладовщику ООО «Браво» и является основанием для оприходования этих ценностей на склад предприятия .

— накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Также  выписывается в двух экземплярах на основании нарядов, договоров (контрактов), приказов (распоряжений) руководителя и других документов.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете расчетов с поставщиками первичными учетными документами служат акты выполненных работ (например, акт сдачи — приемки оказанных услуг, акт приемки — сдачи работ, и другие).

В случае если поставщик является плательщиком НДС выставляется счет-фактура, который служит основанием для налогового вычета по НДС. При поступлении на склад  товарно – материальных ценностей кладовщик пересчитывает их.

При поступлении на склад ООО «Браво» товара кладовщик обнаружил несоответствие  его количества, указанных в накладной фактическому значению. Об этом был составлен им акт в присутствии транспортной компании и передан поставщику ООО «Прогресс». Поставщик отказал признать претензию (таблица 5).

Таблица 5. Отражение в учете ООО «Браво» выявленной недостачи при приеме товара

Наименование операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
дебет кредит
1.Оприходовано фактическое количество товара по ТОРГ-12  №25 от 05.12.12 (без НДС) 41.4 60.1 11 235,00
2.Отражена выявленная недостача по по ТОРГ-12  №25 от 05.12.12 (без НДС) 76.2 60.1 1 146,00
3.Зачтен ранее уплаченный аванс ООО «Прогресс» 60.1 60.2 12 381,00
4. ООО «Прогресс» признал недостачу и вернул оплату 51 76.2 1 146,00

 

В ООО «Браво» все денежные расчеты с поставщиками за товары, работы, услуги ведутся, в основном в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет поставщика.

Для учета расчетов с поставщиками в ООО «Браво» используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», этот счет  отражает сумму задолженности перед поставщиками ООО «Браво». Гашение задолженности отражается по дебету счета, а по кредиту — возникновение задолженности.

В ООО «Браво» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета:

—  60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях»;

—  60-2 «Авансы выданные в рублях»;

—  60-3 «Векселя выданные»;

Счет 60 кредитуется на стоимость фактически поступивших или принятых к оплате товарно — материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей, затрат и счетом 19 «НДС по приобретенным ценностям»  на сумму входного НДС:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» на сумму стоимости товаров, работ, услуг без НДС

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» – Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» на сумму предъявленного НДС.

Рассмотрим более подробно на примере совершенных хозяйственных операций в декабре 2012г., представленных в таблице 6.

Таблица 6. Выписка из журнала хозяйственных операций ООО «Браво» за декабрь 2012г.

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.
дебет кредит
1. Оприходованы на склад поступившие от ООО «Внешторг» товары (на основании ТОРГ–12 № 325 от 16.12.12г) 41.02 60.1 12 033,90
2. Отражен НДС по поступившим товарам (на основании счета – фактуры № 325 от 16.12.12г) 19.3 60.1 2 166,10
3. Зачтен перечисленный ранее ООО «Внешторг» аванс за поставленные товары 60.1 60.2 7 500,00
4. Произведен окончательный расчет с ООО «Внешторг» за товары 60.1 51 7 500,00
5. Перечислен аванс ООО «Арт» за рекламу 60.2 51 3 250,00
6. Оплачены через подотчетное лицо Смирнова А.К. ООО «Кайрос» за услуги по изготовлению штампа (авансовый отчет № 125 от 21.12.12г) 60.1 71 4 050,00
7. Перечислен аванс ООО «Темакс» за приобретение приложения к «1С: Предприятие»

 

97 60.2 11 240,00
8. Оприходованы на склад поступившие от ООО «Хорошие идеи» канцелярские товары (на основании ТОРГ–12 № 53 от 29.12.12г) 10.6 60.1 589,00
9. Отражен НДС по поступившим канцелярским товарам (на основании счета – фактуры № 53 от 29.12.12г) 19.3 60.1 106,02

 

ООО «Браво» арендует помещения по договору аренды с  ООО «МПР». По договору аренды помещений арендная плата имеет две части: постоянная часть (плата за аренду площади) и переменная часть (плата за коммунальные услуги по показаниям счетчиков). Согласно условиям договора ООО «Браво» перечисляет авансовый платеж до 20 числа месяца. В бухгалтерском учете ООО «Браво» данные хозяйственные операции отображаются следующим образом (таблица 7).

Таблица 7. Отражение арендных платежей в бухгалтерском учете ООО «Браво» в декабре 2012г.

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.
дебет кредит
1. Перечислен аванс за аренду помещений за январь 2013г 60.2 51 15 000,00
2. Перечислена оплата за коммунальные платежи по счету № 128 от 15.12.12г за ноябрь 60.1 51 5 433,68
3. Начислена арендная плата (за аренду помещений) за декабрь 44 60.1 12 711,86
4. Отражен НДС по арендной плате (на основании счета – фактуры № 48 от 31.12.12г) 19.4 60.1 2 288,14
4. Списаны на расходы коммунальные платежи за ноябрь 44 60.1 5 433,68
6. Зачтен ранее перечисленный аванс 60.1 60.2 15 000,00

 

В ООО «Браво» иногда из подотчетных сумм оплачивается приобретение хозяйственных мелочей (порошок, мыло), канцелярские товары, мелкие услуги (заправка картриджа) и т.п. В бухгалтерском учете ООО «Браво» данные хозяйственные операции отображаются следующим образом (таблица 8).

Таблица 8. Выписка из журнала хозяйственных операций ООО «Браво» за декабрь 2012г.

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.
дебет кредит
1. Оприходована на основании авансового отчета № 198 от 05.12.12г Красько О.А. бумага 10 71 340,00
3. Отражены в учете на основании авансового отчета № 198 от 05.12.12г Красько О.А. расходы по заправки картриджа 44 71 1286,00
2. Отражено погашение задолженности по подотчету на основании авансового отчета № 198 от 05.12.12г Красько О.А. 60.1 71 2 288,14

 

Аналитический учет по счету 60  ведется в разрезе каждого поставщика по каждому договору. Используемая на предприятии программа «1С: Бухгалтерия. 8.2» позволяет формировать различные отчеты для аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: карточка счета (Приложение 9), анализ счета по субконто (Приложение 10) и т.д., что позволяет конкретизировать аналитический учет в разрезе поставщика вплоть до каждого первичного документа.

В ООО «Браво» ежемесячно отражаются на счетах бухгалтерского учета поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы, формируя возникшие обязательства предприятия перед поставщиками и наоборот (например, в случае выплаты аванса).

Таким образом, изучив особенности синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками, необходимо рассмотреть процесс автоматизации данного участка учета.


Страницы:   1   2   3   4