Меню Услуги

Разработка комплекса мер по совершенствованию расчетов с поставщиками


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
  • 1.1 Расчеты с поставщиками: сущность, формы расчетов
  • 1.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками
  • 1.3 Цель, задачи, элементы и методы внутреннего контроля расчетов с поставщиками
  • ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В ООО «БРАВО»
  • 2.1 Организационная характеристика ООО «Браво»
  • 2.2 Порядок организации учета расчетов с поставщиками
  • 2.3 Автоматизация учета расчетов с поставщиками
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В ООО «БРАВО»
  • 3.1. Основные направления внутреннего контроля расчетов с поставщиками
  • 3.2. Процедуры внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками в ООО «Браво»
  • 3.3. Пути совершенствования организации учета и внутреннего контроля расчетов с поставщиками в ООО «Браво»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Рациональная организация формирования информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками является одним из основных направлений бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов: поставщики обеспечивают хозяйственные субъекты основными средствами производства, сырьём, материалами, товарами и прочими материальными ценностями, оказывают услуги, в ответ предприятия перечисляют денежные средства.

В условиях мирового экономического кризиса для каждого предприятия особое значение приобретает контроль за расчетами и в том числе с поставщиками. Несвоевременно осуществляемые платежи приводят к появлению дебиторской и кредиторской задолженности, величина которой должна постоянно находиться в рамках допустимых значений.

Наличие у предприятия просроченной кредиторской задолженности свидетельствует о нарушениях поставщиками финансовой и платежной дисциплины. Своевременно не погашенные авансы приводят к отвлечению денежных средств из оборота предприятия, а это может служить причиной снижения его платежеспособности. Значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к банкротству.

Именно поэтому тема работы особенно актуальна в современных экономических условиях, так как только достоверный учет и эффективный внутренний контроль расчетов с поставщиками может обеспечить руководство предприятия необходимой информацией для принятия необходимых мер и управленческих решений, направленных не только на упрочнение финансового положения организации, но и на его дальнейшее развитие.

Целью работы является разработка комплекса мер по совершенствованию организации учета и внутрихозяйственного контроля расчетов с поставщиками и применение научных методов учета в практической деятельности организации с целью получения обоснованной оценки ее работы и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование данного участка учета и внутреннего контроля.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения исследовательской работы решаются следующие задачи:

— представить технико-экономическую характеристику исследуемой организации и основные показатели ее деятельности;

— изучить организацию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками, а также автоматизацию учета расчетов с поставщиками;

— оценить систему внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками;

— разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и внутреннего контроля расчетов с поставщиками.

Объектом исследования является анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия ООО «Браво».

Предметом исследования выступают процессы учета и внутреннего контроля расчетов с поставщиками.

Период исследования – 2011-2012 г.г.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования: систематизация нормативно-правовой базы и анализ ее содержания в целях раскрытия темы исследования, сбор и обработка практического материала деятельности исследуемой организации; сопоставление, сравнение, группировка, инвентаризация, методы экономического анализа.

Методологической базой являются: законодательно-нормативные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по вопросам учета расчетов с поставщиками, периодическая литература, материалы Интернет-ресурсов.

Источниками информации для написания работы послужила внутренняя документация ООО «Браво»: учетная политика, первичные учетные документы, регистры аналитического и синтетического учета, бухгалтерская отчетность организации.

Выполненная исследовательская работа имеет следующую структуру: введение, три главы и заключение.

В первой главе отражены теоретические аспекты учета и внутреннего контроля расчётов с поставщиками: сущность, формы расчетов, синтетический и аналитический учёт, а также цель, задачи, элементы и методы внутреннего контроля расчётов с поставщиками.

Во второй главе проведен анализ хозяйственной деятельности организации, выявлены ее отраслевые особенности, проанализированы основные экономические показатели эффективности ее деятельности. Рассмотрена организационная структура, а также существующая система бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и степень автоматизации учетного процесса.

В третьей главе работы представлена организация внутреннего контроля учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, рассмотрены основные направления проверки и процедуры внутреннего контроля. Кроме того, на основании проведенной исследовательской работы были разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию организации учета и внутреннего контроля расчетов с поставщиками.

Для выполнения и оформления работы были использованы текстовый редактор Microsoft Office Word 2007 и табличный редактор Microsoft Office Excel 2007, справочно-правовая система «Консультант плюс», профессиональная бухгалтерская программа «1С: Бухгалтерия 8.2».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

1.1. Расчеты с поставщиками: сущность, формы расчетов

Методологические основы организации учета расчетов с поставщиками устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

Учет расчетов с поставщиками — значимый элемент в системе бухгалтерского учета. Осуществлять предпринимательскую деятельность и не вступать в договорные отношения по поставке товаров (работ, услуг), а также по финансовым расчетам по этим операциям невозможно. Контрагентами в соответствии с ГК РФ выступают поставщики и подрядчики[18,с.470].

Поставщик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), передающий на основе договора купли-продажи товары (работы, услуги) в собственность, находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.

В процессе финансовой деятельности у предприятий возникают расчетные отношения, которые отражают взаимные обязательства, связанные с покупкой или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам[22,с.108].

Производственные запасы материалов, сырья и оборудования, которые необходимы для обслуживания производственных процессов, ведения финансово — хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками или прочими организациями.

Основные задачи учета расчетов:

— формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, которая необходима как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, так и внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, которая нужна внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении предприятием хозяйственных операций и их рациональностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами, которая обеспечит исключение просроченной задолженности.

— правильное и своевременное ведение документирования первичных документов и операций по движению денежных средств и расчетов;

— контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями и поставщиками;

— контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

— контроль за правильным оформлением договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;

— ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности[17,с.345].

Операции, которые связаны с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, учитываются на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счёта.

Расчеты между поставщиками могут производиться как в наличной, так и в безналичной форме. В настоящее время они сами могут выбирать форму расчетов при заключении договоров. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются реже через кассу предприятия, чем безналичным путем.

В большинстве случаев расчёты между предприятиями с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей.

При безналичной форме расчёты осуществляются путем безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, которые заменяют наличные деньги[24,с.78].

Движение денежных средств на расчётном счёте должны оформляться платёжными документами. Денежный чек – это письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан.

Денежный чек содержит наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку организации получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег наличными – это письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы предприятия.

В нём должны содержаться номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После того как деньги будут сданы в кассу банка, кассир получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя.

Безналичные расчеты в зависимости от местонахождения поставщика и покупателя разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, которые находятся в разных населённых пунктах.

Основными формами расчётов таких предприятий являются расчёты платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы[26,с.298].

Одногородними являются расчёты между предприятиями, которые обслуживаются одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Формами расчётов таких предприятий являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

При расчётах платёжными поручениями – требованиями получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, который содержит требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за материальные ценности (работы, услуги). Оплата платёжных поручений – требований может осуществляться как с их акцептом, так и без акцепта[19,с.74].

Акцепт в расчётах обозначает согласие плательщика на оплату. Плательщик так же вправе отказаться от акцепта счёта в полной сумме при отгрузке поставщиком незаконной, недоброкачественной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта возможен при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д. продукции.

При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчёты у поставщиков отражают как реализацию продукции.

Аккредитивная форма может применяться в двух случаях: если она установлена договором и поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления[20,с.39].

Особенностью аккредитивной формы расчётов является то, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу же после отгрузки им продукции.

Аккредитив представляет собой поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы.

Выплаты по аккредитиву производятся в течение срока его действия в банке поставщика в полном аккредитиве или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, которые удостоверяют отгрузку товара.

Самой распространенной формой безналичных расчётов являются расчеты платёжными поручениями.

Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта на счёт получателя денег.

В нём обязательно должно быть указано назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг[26,с.273].

Расчёты платёжными поручениями бывают срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся:

— авансовые платежи;

— платежи после отгрузки;

— частичные платежи при крупных сделках.

Долгосрочный и отсроченный платежи имеют место в рамках договорных отношений без причинения ущерба финансовому положению сторон.

Расчётный чек должен содержать письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя)[23,с.208].

Такая форма расчётов всё чаще используется при одногородних расчётах. Расчёты в порядке плановых платежей производятся, когда между подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные взаимоотношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер.

Смысл данной формы заключается в том, что заказчик должен оплатить будущую продукцию равными суммами и в сроки, которые установлены соглашением.

Расчёт, который основан на зачёте взаимных требований. Данная форма расчётов подразумевает, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и только на разницу производится платёж в установленном порядке.

Так же взаимные расчёты бывают разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок таких расчётов устанавливаются соглашением сторон между предприятиями по согласованию с учреждением банка.

Применяя безналичные расчеты, предприятие сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств и обеспечивает их более надёжную сохранность.

1.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками

В процессе функционирования любой организации возникает необходимость контроля за учетом взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками. Достоверное отражение в учете дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками имеет большое значение, так как суммы балансовых остатков по этим задолженностям и периоды оборачиваемости каждой из них влияют на оценку финансового состояния организации.

Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать прозрачность и простоту формирования необходимой информации для раскрытия в финансовой отчетности, а также управление этими активами и обязательствами.

Можно рекомендовать аналитический учет, позволяющий формировать информацию по операциям (авансы на капитальное строительство, авансы поставщикам на поставку материалов, на предоставление услуг).

Такая детализация позволяет корректно группировать данные учета для целей подготовки отчета о движении денежных средств. Степень детализации аналитического учета должна позволять анализировать оборачиваемость дебиторской задолженности и погашение кредиторской задолженности в разрезе каждого контрагента и однородных хозяйственных операций в разрезе каждого договора[17,с.372].

Необходимо проводить анализ авансов, выданных на предмет выявления предоплаты, по которой не ожидается оказания услуг или поставки товаров. Аналитический учет должен позволять анализировать задолженность по срокам возникновения.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику или подрядчику, а также по каждому предъявленному ими счету.

Для правильного отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности необходимо разделять задолженность на долгосрочную и краткосрочную. Разделение задолженности на краткосрочную и долгосрочную осуществляется на основании информации о счетах на оплату, полученных от поставщика, и договорах длительного действия с поставщиками.

Для разделения задолженности на долгосрочную, краткосрочную и просроченную при составлении регламентированной отчетности используются реквизиты «Дата возникновения обязательства» и «Дата погашения обязательства». Вид договора указывается для того, чтобы в специализированных отчетах можно было сгруппировать информацию о расчетах с поставщиками по видам.

Анализ информации по состоянию взаиморасчетов с поставщиками на конец периода показывает, что в большинстве организаций имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность.

Наличие дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками требует особого контроля правильности вычета НДС по перечисленным авансам. Право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным авансам установлено Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ с 01.01.2009[25,с.165].

Порядок выставления и составления счетов-фактур на аванс установлен п. 3 ст. 168 НК РФ и п. 5.1 ст. 169 НК РФ. Так, данный документ должен выставляться продавцом в течение пяти дней с момента получения предоплаты. При этом, счет-фактура на аванс может не оформляться в случае, если отгрузка товаров происходит в течение пяти дней с момента получения предоплаты. Такие счета-фактуры не должны оформляться и при получении предоплаты в счет предстоящих поставок, подлежащих обложению нулевой ставкой, а также не подлежащих налогообложению.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Если перечисление покупателем предоплаты и получение им товара, оказанной услуги происходят в одном и том же налоговом периоде, то принятие к вычету суммы НДС по предоплате требует дополнительных записей в книге покупок и книге продаж, увеличивает документооборот и не влияет на расчеты с бюджетом.

Организации выгоднее принять к вычету предъявленный НДС не в момент перечисления аванса, а в момент принятия на учет приобретенного товара. Вычет суммы НДС по предоплате может реально уменьшить итоговую сумму НДС по декларации за налоговый период в тех случаях, когда перечисление предоплаты и получение приобретения в счет этой предоплаты происходят в разные налоговые периоды[24,с.90].

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае перечисления покупателем поставщику сумм предварительной оплаты и принятия покупателем к вычету сумм НДС производится восстановление этих сумм налога в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным ценностям подлежат вычету в общеустановленном порядке, т.е. в момент принятия на учет приобретенных ценностей при наличии первичных документов и счета-фактуры поставщика.

Для подтверждения правильности суммы восстановления необходимо увязать между собой счет-фактуру на приобретенный товар и счет-фактуру на предоплату. При восстановлении суммы предварительной оплаты согласно п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 914, по книге продаж проводится счет-фактура на предоплату, который до этого проводился как вычет по книге покупок, а по книге покупок одновременно с этим проводится счет-фактура на оприходованный товар.

Для подтверждения соответствия друг другу счетов-фактур на предоплату и на поставку можно использовать реквизит «К платежно-расчетному документу №».

Принимая к вычету налог по счету-фактуре на поставку с указанными там реквизитами платежного поручения, налогоплательщик одновременно восстанавливает налог по счету-фактуре на предоплату с теми же реквизитами платежного поручения. Благодаря этому он обеспечивает себе возможность подтверждения правильности восстановления и по сумме, и по налоговому периоду.

Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью следует осуществлять контроль за графиком платежей (погашение кредиторской задолженности) и соблюдением расчетно-платежной дисциплины. Для того чтобы получить информацию о том, как погашалась кредиторская задолженность в течение отчетного периода, можно использовать отчет «Обороты между субконто»[16,с.186].

Одним из важных средств контроля за учетом дебиторской и кредиторской задолженности является инвентаризация. Инвентаризация проводится, как правило, на конец отчетного периода и позволяет оценить реальность остатков дебиторской и кредиторской задолженности.

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этом руководитель организации вправе устанавливать количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.. С учетом этого при издании соответствующего приказа инвентаризация расчетов может проводиться в любое время. При этом в распоряжении целесообразно указывать не только о проведении общей инвентаризации, но и частичной, например по расчетам с поставщиками[23,с.409].

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, определен порядок ее проведения. Для этого в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В ходе инвентаризации анализируются все расчеты с партнерами по бизнесу по состоянию на ближайшую отчетную дату, выявляются суммы кредиторской задолженности, числящиеся сверх сроков исковой давности.

В типовой конфигурации «Бухгалтерский учет» для этой цели предназначен отчет «Инвентаризация расчетов с контрагентами». Отчет может быть сформирован либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», либо в произвольной форме.

В ходе инвентаризации путем документальной проверки необходимо установить, в частности, правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности[22,с.101].

Для взыскания долгов установлен общий срок исковой давности — три года. При этом, исходя из ст. 197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности — сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Кроме того, ст. 203 ГК РФ установлена возможность перерыва течения срока исковой давности. Срок прерывается в следующих случаях: предъявлением иска в установленном порядке; совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Соответственно, подписание акта сверки взаиморасчетов приводит к перерыву срока исковой давности.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, согласно п. 18 ст. 250 НК РФ, являются внереализационными доходами организации.

Поэтому необходимо своевременно списывать кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как сокрытие внереализационных доходов организации.

В п. 4 ст. 271 НК РФ установлена дата признания внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли. Так, доход в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности[25,с.475].

В бухгалтерском учете списание сумм невостребованной кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, производится в соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета: «Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации».

Списанные суммы кредиторской задолженности, согласно п. 7 ПБУ 9/99, включаются в состав прочих доходов. Такие прочие доходы признаются в том отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности. При этом в бухгалтерском учете осуществляется запись: дебет счета 60 кредит счета 91 — включены в состав прочих доходов суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности[26,с.290].

Просроченная дебиторская задолженность может учитываться в составе расходов при наступлении одного из оснований, предусмотренных п. 2 ст. 266 НК РФ. Сумма НДС, принятая к вычету по перечисленным авансам, в случае если товар так и не был поставлен, а образовавшаяся при этом дебиторская задолженность окажется не реальной к взысканию, восстановлению не подлежит.

Однако при списании такой дебиторской задолженности следует учесть, что при перечислении предоплаты налогоплательщику была предъявлена соответствующая сумма НДС.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность относится к прочим расходам. Суммы нереальной к взысканию дебиторской задолженности включаются в состав расходов в том периоде, в котором долг признан нереальным к взысканию.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.


Страницы:   1   2   3   4