Страницы: 1 2
Оглавление
Введение. 3
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка труда. 6
1.1 Содержание, виды и формы занятости населения в системе рынка труда. 6
1.2 Политика государства в области занятости населения. 15
2 Анализ и направления совершенствования рынка труда молодежи на муниципальном уровне в г. Москва. 23
2.1 Анализ проблем в сфере занятости молодежи. 23
2.2. Анализ трудоустройства выпускников образовательных учреждений города Москвы 29
2.3 Рекомендации по совершенствованию рынка труда молодежи в Москве. 38
Заключение. 43
Список использованных источников. 47
Введение
Молодежь — это особая социально-возрастная группа людей, которая отличается своими возрастными рамками, а также статусом, который они занимают в социуме. Такие люди характеризуются переходным периодом от детства и юности, к определенной социальной ответственности. Это совокупность людей, у которых есть возможность социального становления, с определенными общественными льготами, но тем не менее ограниченными в возможности активного участия в определённых сферах общественной жизни [34].
Молодежь, в настоящее время, это исключительно важный трудовой ресурс общества, так как он является не только самой энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой категорией населения. Именно поэтому успешное начало трудовой деятельности для молодых людей – это ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественно; развитие. Это способствует прочному фундаменту для формирования личности и профессионального роста в дальнейшем, и, наоборот, последствия неудачного начала трудовой деятельности могул быть самыми серьезными для представителей молодого поколения.
Однако ситуация, которая складывается на рынке труда в последнее время, является напряженной и характеризуется неблагоприятными тенденциями. Между тем возможности молодых людей проявить себя весьма ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения, которые представлены на рынке труда.
Исследования и анализ процессов, которые происходят на рынке труда, показывают, что с наибольшими трудностями объективного и субъективного характера молодые люди сталкиваются именно в сфере трудовых отношений [42]. Это происходит из-за того, что молодые люди, как правило, не имеют трудового опыта.
Также в качестве причины можно назвать и то, что современные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, опыта и требуемой квалификации.
Поэтому первоочередной становится задача выработки приоритетов в государственной социальной политике по линии регулирования эффективной трудовой занятости населения всех возрастных групп, и в первую очередь, его наиболее мобильной части — молодежи. Актуальность этой задачи в сложившихся условиях возрастает в связи с выявившейся современной демографической структурой занятости, которая характеризуется увеличением доли работников старших возрастных групп и необходимостью активного вовлечения в трудовой процесс молодежи.
Проблемы регулирования молодежной занятости имеют свою специфику, которая обусловливается, с одной стороны, психоэмоциональными особенностями молодежи, как группы населения, а с другой присущим ей трудовым и интеллектуальным потенциалом.
Указанные обстоятельства определяют актуальность темы исследования, ее важность для реализации государственной социальной политики.
В этой связи актуальным и стратегически важным становится оценка эффективности реализации государственной политики по организации занятости молодежи в муниципальных образованиях для более полного понимания всех трудностей и проблем на каждом этапе трудовой деятельности в каждом конкретном регионе.
Именно поэтому существует реальная необходимость в рассмотрении и оценке эффективности реализации государственной политики по организации занятости молодежи в городе Москве, а также в выявлении проблем и поиске путей их преодоления.
На основании вышеизложенного были определены объект и предмет исследования.
Объектом исследования является государственная политика по организации занятости молодежи.
Предмет исследования — эффективность реализации государственной политики по организации занятости молодежи в городе Москве.
Исходя из изложенного, цель данного исследования – оценка эффективности реализации государственной политики по организации занятости молодежи в городе Москве.
Поставленная цель определила следующие взаимообусловленные задачи:
— определить содержание, виды и формы занятости населения в системе рынка труда.
— рассмотреть особенности реализации государственной политики по обеспечению занятости населения в муниципальном образовании;
— описать методику оценки эффективности государственной;
— провести анализ проблем в сфере занятости молодежи;
— дать рекомендации по совершенствованию рынка труда молодежи в Москве.
Теоретическая и методологическая база исследования, охватывает достаточно обширный круг источников, который представлен следующими авторами: В.В. Адамчук, И.Ю. Бочарова, А.В. Вовенда, Г.Г. Вукович, И.А. Дубровин, Е.Г. Жулина, Ю.А. Лукаш, П.В. Савченко, Д.Е. Толмачев, А.Н. Чередниченко, А.И., Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин, Л.С. Пучкова и другие.
Источниковую базу исследования составили публикации периодических изданий и Интернет-ресурсы.
Эмпирическую базу исследования составили законы, подзаконные нормативные акты и практика их применения.
Методы исследования: описательный, сравнительный, аналитический.
Структура работы определяется ее содержанием, объектом, предметом, целями и задачами и включает введение, две главы, заключение, список источников и приложения.
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка труда
1.1 Содержание, виды и формы занятости населения в системе рынка труда
Рынок труда — это понятие, которое характеризует систему социальных и экономических отношений, норм и институтов, которые направлены на формирование и регулирование занятости населения, его социальной зашиты в условиях взаимодействия с другими рынками (средств производства, товаров и услуг, жилья и капиталов). Его основной характеристикой является наличие участников, субъектов рынка труда (работника и работодателя) и экономических отношений между ними, которые предполагают наем работника на основе купли-продажи его рабочей силы [3, 58].
Рынок труда — это еще и своеобразная экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда населения страны.
Исходя из данного определения, а также из характеристики категории «рынка труда», можно установить ключевые его элементы:
— Основной элемент — это субъекты рынка труда. Это категория работодателей и категория работников. Они непосредственно влияют на рынок труда в стране;
— Правовые аспекты, которые регламентируют отношения субъектов на рынке труда. Это нормативно-правовая база, законодательное обеспечение, молодежные программы и пр. установленные на территории РФ;
— Конъюнктура рынка труда;
— Существующие службы занятости населения;
— Инфраструктура рынка труда;
— Выстроенная определенным образом государственная система социальной защиты населения и др.
Рассмотрим каждый из указанных элементов более подробно.
Основными субъектами рынка труда являются работодатели, те, кто предоставляет какую-либо работу и наемные работники или соискатели, те, кто нуждается в работе.
Работодатель — это наниматель, представленный различными формами собственности в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть: государственные предприятия и организации, акционерные общества, некоммерческие организации, общественные организации, частные предприятия, различного рода ассоциации, совместные предприятия, индивидуальные предприниматели и пр [35].
Наемные работники — это абсолютно свободные трудоспособные граждане, которые способны к труду. Для таких граждан работа по найму является основным источником средств существования, а также индивидуального воспроизводства. Наемные работники представляют для работодателей разного рода ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, образования, социального статуса, вклада или выгоды, которую они способны привнести и от многих других характеристик [16, 102].
Следует отметить, что выделяют еще и такое понятие как «трудовые ресурсы», под которым обычно понимается совокупность трудоспособной части населения страны, способная производить какие-либо материальные блага или же услуги в силу своих качеств. Для осуществления полезной рабочей деятельности необходимы определенные психофизиологические и интеллектуальные качества, которые зависят от возраста человека, который выступает своеобразным критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы [43].
Говоря о роли государства и его деятельности на рынке труда, следует отметить, что оно выполняет, наряду с функцией работодателя и нанимателя, другие важные функции: разрабатывает законы и юридические нормы, нормативно-правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения в стране и на рынке труда в частности; создает благоприятные условия для дальнейшего развития рыночных отношений в сфере труда; стимулирует тенденцию сохранения и создания большего количества новых рабочих мест; осуществляет всевозможную защиту прав всех субъектов рынка труда и др.
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
1) Взаимоотношения между соискателями или наемными работниками и работодателями;
2) Взаимоотношения между субъектами рынка труда и представителями наемных рабочих. Это могут быть профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости и пр.;
3) Взаимоотношения между наемными работниками, работодателями и государством [12,28].
Система такого взаимодействия всех компонентов рынка труда необходимо для его непрерывного функционирования и рынок труда выполняет целый ряд важнейших функций:
— обеспечение взаимодействия между субъектами рынка;
— обеспечение необходимой конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и наемными работниками, без ущемления прав обеих сторон;
— установление приемлемых равновесных ставок заработной платы и условий труда для нормального жизнеобеспечения;
— решение возникающих вопросов занятости населения, борьба с безработицей;
— осуществление необходимой социальной поддержки людей, находящихся без работы через перераспределение рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения (проведение курсов, повышение мотивации, поиск и подбор рабочих мест и пр.).
Конъюнктура рынка— это экономическое соотношение спроса и предложения на рынке труда в разрезе всех составляющих элементов. Она складывается в зависимости от спада или подъема экономической ситуации в стране; отрасли хозяйства; уровня развития технического прогресса; уровня дохода населения, в том его благосостояния; развития рынка товаров, услуг, работ, жилья, ценных бумаг и пр.; состояния социальной, технической и производственной инфраструктуры; степени развития экономики [14, 80].
Кроме того, необходимо отметить, что на конъюнктуру рынка значительное влияние оказывают демографические, этно-социальные, политические, экологические, социальные и некоторые другие факторы.
Конкуренция на рынке труда представляет собой наличие определенного числа независимых покупателей, граждан и продавцов на рынке труда, а также возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция является неотъемлемой, основополагающей составляющей структуры абсолютно любого рынка. Чисто конкурентный рынок можно охарактеризовать наличием большого количества покупателей, которые конкурируют между собой при найме конкретного вида труда или конкретного человека [14, 84].
Инфраструктура рынка труда — это совокупность государственных учреждений, негосударственных структур, которые всячески содействуют занятости населения, кадровых служб предприятий, организаций и фирм, общественных организаций и фондов и др., которые обеспечивают самое эффективное соотношение и взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда [19].
Основные особенности рынка труда:
— неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд — это своеобразный процесс расходования сил от своего носителя, а в процессе купли-продажи труда возникают особые взаимоотношения.
— продолжительный или растянутый по времени контакт наемника и работника. Сделка, которая совершается на рынке труда, предполагает начало довольно-таки длительных отношений между работодателем и работником.
— наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе, мотивация, профессиональное развитие и профессиональный рост, получение определенного опыта и многое другое.
— наличие институциональных структур таких как: существующая система трудового законодательства; различные государственные и муниципальные учреждения и службы регулирования занятости, существующие государственные программы в области труда и занятости и т.д.
— высокая степень индивидуализации сделок на рынке труда, которые отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде индивидуален и уникален, как и каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к соискателям свои уникальные требования и условия труда.
Спрос на труд — это то количество рабочей силы, которое готов нанять работодатель в определенный период времени при определенном уровне заработной платы, с учетом необходимых требований к выполняемой работе.
Теоретической основой спроса на труд является теория предельной полезности. Суть данной теории состоит в том, что наем работника имеет смысл, если это повлечет за собой дополнительную выручку (прибыть) [25].
В совокупном спросе на труд различают эффективный и общий спрос на труд. Общий спрос по количеству равен сумме занятых и числу существующих вакансий. Эффективный спрос определяется как разность между общим спросом и величиной излишней занятости (образующейся при учете потерь рабочего времени). На динамику спроса на труд оказывают влияние целый ряд факторов: кредитная и денежная политика, актуальная динамика объемов производства, процессы приватизации, текучесть кадров, ситуация в стране, в том числе ее внешняя политика, курс денежных ассигнований и др.
Предложение труда всегда обусловливается поведением работников на рынке труда. Поведение работников определяется принятием решения о выходе на работу или смене работы, изменением продолжительности рабочего времени, изменение дохода от собственных трудовых затрат.
Существует определенная зависимость: чем выше уровень оплаты труда наемного работника, тем больше наемных работников готовы взяться за эту работу.
Роль рынка труда в экономике страны состоит в том, что он позволяет с наибольшей эффективностью использовать имеющийся трудовой потенциал.
Как отмечалось ранее, главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, которое охватывает всю существующую наемную рабочую силу, и совокупный спрос, который обозначает потребность экономики страны в труде, в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда [41].
Занятость населения — это одна из важнейших характеристик экономики страны и благосостояния населения. Уровень занятости населения — это макроэкономический показатель, зависящий от демографических процессов, и он выступает как основной элемент социальной политики, который имеет демографические и социальные компоненты.
В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» под «занятостью» следует понимать «деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящая заработок, трудовой доход» [2].
А.Э. Котляр говорит о принципиальном отличии занятости от труда. Он отмечает, что занятость в отличие от труда — это не деятельность, а общественные правовые и экономические отношения между людьми, по повод- включения работника в какую-то конкретную трудовую деятельность на определенном рабочем месте [20, 70]. Так, чтобы считать человека занятым, ему вполне достаточно иметь какое-то рабочее место — быть членом коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства, состоять в общественной организации и т.д.
Необходимо отметить, что статус занятого человека совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или же отдыхает.
Занятость также создает необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния населения. Занятыми согласно российскому законодательству (ст. 2 закона «О занятости населения в Российской Федерации») считаются граждане, относящиеся к одной из следующих групп:
— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную работу (службу), которая подразумевает вознаграждение, включая сезонные, временные работы (исключением являются общественные работы);
— индивидуальные предприниматели;
— занятые в подсобных хозяйствах, в промыслах и люди, которые реализуют продукцию собственного производства на договорной основе;
— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера на выполнение различного рода работ и оказание всевозможных услуг, в том числе по договорам, которые заключены с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
— люди, проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
— люди, временно отсутствующие на рабочем месте в связи со своей нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
— являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Неполная занятость — это занятость граждан в режиме неполного рабочего времени. Неполная занятость наблюдается, когда работники не имеют возможности (либо не хотят в силу личных причин) трудиться необходимое количество времени или они вынуждены осуществлять свою трудовую деятельность на таких рабочих местах, где их эффективность ниже потенциально возможной [27]. Неполная занятость может быть вызвана сокращением объемов производства, реорганизацией предприятия, а также необходимостью повышения квалификации сотрудника, обучением, состоянием здоровья, сочетанием работы с выполнением других обязанностей, воспитанием детей, другими потребностями и пр.
Вторичная занятость охватывает круг лиц, которые имеют вторую работу, и связана такая занятость с распространением неполной занятости, задержками выплаты заработной платы и небольшим размером основной зарплаты или же семейными обстоятельствами и пр. [37].
Также выделяют относительно новое понятие «самозанятости». Самозанятость предполагает самостоятельный поиск работника трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного личного дохода [38]. В данном случае процесс перехода от положения незанятости к положению занятости осуществляется без непосредственного участия государственных и общественных организаций, но не исключает их косвенной поддержки.
С категорией самозанятости связано явление, которое получило название неформальной занятости. Это незарегистрированная экономическая деятельность приносящая прибыль, осуществляемая индивидуально или на микропредприятиях, занятые которой не платят государственные налоги [37].
В настоящее время в РФ развивается система законодательного регулирования вопросов занятости, в частности трудоустройства молодежи.
На основе Федерального закона «О занятости населения» разворачивается система региональных законов и федеральных подзаконных нормативных актов, которые будут непосредственно отражать различные аспекты организации занятости молодежи, систему квотирования рабочих мест для молодых людей, предоставление различных льгот, с учетом определенной свободы для определенных регионов нашей страны в регулировании рынка занятости.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что рынок труда, неукоснительно подчиняясь законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Можно говорить о том, что рынок труда это, в первую очередь, взаимоотношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и работодателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.
Следует отметить, что рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это профсоюзы, государство, предпринимательские объединения сами работники, созданный инфраструктура и пр.
Также нельзя уделять внимание, какому-то одному, отдельному сегменту рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда только тогда может быть результативной, когда она осуществляется отдельно для каждого из его сегментов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятость населения — это важная характеристика экономики и благосостояния населения страны в целом, одновременно представляя собой экономическую категорию и важную социальную проблему. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; она выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении ими различного дохода.
Государственная политика занятости направлена на осуществление различных мероприятий и принятие мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования всех граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации такой политики государства является концепция занятости, определенная система взглядов, представлений, которые раскрывают характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. Концепция занятости в РФ прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации».
1.2 Политика государства в области занятости населения
Различают государственную активную и пассивную политику занятости населения. Пассивная политики занятости населения — это особенная совокупность мероприятий направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя:
— выплаты гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока — материальной помощи (социального пособия);
— выплаты доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и т.д. [7, 23].
Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров или контрагентов на трудовом рынке.
Активная политика занятости со стороны государства — это совокупность правовых, организационных и экономических мер, которые проводятся государством с целью снижения уровня безработицы среди работоспособного населения.
Если говорить про активную политику занятости, то она носит характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население, т.е. именно на трудоспособное население.
Основными формами активной политики занятости являются: использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя); развитие нестандартных форм занятости (работа на дому, совместительство с гибким графиком). Такие формы занятости позволяют работать студентам, матерям в декретном отпуске, пенсионерам и пр. Данные формы являются достаточно удобными, так как повышают уровень занятости и дохода населения; организация общественных работ; стимулирование создания новых рабочих мест; содействие развитию малого бизнеса и самозанятости [15, 85].
Малый бизнес на сегодняшний день считается двигателем экономики, именно поэтому достаточно много средств расходуется именно на развитие мелкого предпринимательства.
Система регулирования занятости населения со стороны государства является сложной управленческой системой, включающей цель регулирования, объект регулирования занятости населения, субъектов регулирования занятости и рынка труда, вступающих в управленческие отношения по поводу приложения труда работников, механизмы и методы регулирования, инфраструктуру рынка труда и социально-экономические условия, в которых происходит процесс регулирования.
Таким образом, система регулирования занятости населения представляет собой достаточно сложный механизм, включающий как рыночные, так и государственные методы регулирования
Цели государственного регулирования занятости различны на разных этапах воспроизводства рабочей силы.
На этапе формирования осуществляется занятость в процессе производства экономических благ, соединение работника со средствами производства. При этом в качестве целей выступает необходимость обеспечения соответствия между следующими параметрами:
— необходимостью экономии живого труда и эффективного использования трудовых ресурсов для расширения притока молодых квалифицированных кадров;
— универсализацией труда работников массовых профессий и специализацией сферы их будущей деятельности;
-стабилизацией профессиональной структуры кадров и развитием новых видов занятости и сфер приложения труда.
На этапе распределения производится распределение рабочей силы по отраслям, сферам производства и регионам. Целями в данном случае являются:
— эффективное движение и оптимальное распределение рабочей силы по направлениям, адекватным потребностям экономики между центром и регионами;
— повышение профессиональной и территориальной мобильности работников [15,124].
На этапе перераспределения происходит обмен рабочей силы на основе действия законов спроса и предложения на рынке труда. Цель данного этапа — количественное и качественное соответствие между спросом и предложением на рынке руда, отраслевым и территориальным распределением труда, стоимостью и ценой рабочей силы.
На этапе использования происходит потребление рабочей силы и получение дохода в процессе общественного производства. Целями этапа являются:
-повышение производительности труда и уровня жизни занятых;
— обеспечение соответствия между качеством подготовки работников и уровнем материально-технического обеспечения их труда, сложностью труда и уровнем его вознаграждения, традиционными и новыми видами занятости и формами организации труда.
Обязанность органов местного самоуправления участвовать в осуществлении разработки и реализации государственной политики в области содействия занятости населения возникает в силу действия статей 15 и 18 Конституции России, согласно которым:
1.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (Статья 15).
2.Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (Статья 18).
Положения федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации содержат множество форм реализации органами местного самоуправления полномочий по обеспечению содействия занятости населения. Это отражено в основном в Федеральных законах, например. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [2] наделяет также органы местного самоуправления правом предусматривать в собственных решениях иные не противоречащие закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан.
В качестве основных направлении на муниципальном уровне в сфере обеспечения занятости населения осуществляются следующие меры:
Квотирование рабочих мест
Органами местного самоуправления может быть установлена квота для трудоустройства работодателями выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Данные меры оказывают существенное влияние на трудоустройство молодежи, а также предопределяют трудовой опыт молодых людей.
Работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты лицам, указанным выше, запрещается и может быть обжалован ими в судебном порядке. Работодатель несет ответственность за отказ в приеме на работу молодых людей, которые нуждаются в работе в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Соответствующие полномочия органов местного самоуправления подтверждены также Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе трудоустройства, определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Таким образом, можно сказать, что молодые люди, в том числе выпускники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лица моложе 18 лет, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшихся без попечения родителей, и др.) в части устройства на работу защищены на законодательном уровне.
Организация общественных работ
Оплачиваемые общественные работы проводятся органами местного самоуправления в целях обеспечения временной занятости населения в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.
Финансирование общественных работ, как правило, производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и фонда занятости. Однако, органы местного самоуправления, вступая в отношения с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, должны строить их на основании определенных договорных отношений. Такого рода взаимодействие поможет муниципалитетам привести в порядок необходимые территории, решить ряд проблем, молодым людям получить минимально необходимый трудовой опыт, возможно получить знания в той или иной области, а также получать вознаграждения за свой труд.
Программы повышения уровня занятости
В соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городские и районные администрации разрабатывают и реализуют различные целевые программы повышения уровня занятости населения. Администрация, как правило, разрабатывает и реализует программы повышения уровня занятости населения, в той мере в какой это необходимо на какой-то определенной территории [15, 90]. Разные муниципалитеты имеют свой уникальный опыт по использованию программно-целевого подхода к решению проблем с занятостью населения, особенно среди молодежи. Это с одной стороны, затрудняет процесс «копирования» подходов: нельзя просто так разработать целевую программу без опоры на уникальность рассматриваемой территории, с другой же стороны данный аспект учитывает особенности, менталитет и прочие важные факторы, которые могут иметь важное значение в вопросах безработицы среди населения.
Отметим, что существует и другая поддержка, которая направлена на развитие предпринимательства. Такая поддержка рассчитана для молодых людей, которые решают открыть свое дело и относить себя в субъектам предпринимательства, государственная поддержка малого н среднего бизнеса осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Такого рода государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.
Финансовое обеспечение различного рода государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников (в зависимости от рассматриваемой территории). Финансирование программ может быть разноуровневым, т.е. денежные средства могут быть частично выделены региональным и местным бюджетом или федеральным и региональным бюджетом, также возможен вариант когда все три уровня выделяют на реализацию какой-то программы денежные средства.
Также в государственном бюджете должны предусматриваться расходы на организацию обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности. В бюджете разных уровней на эти цели выделяются финансовые средства (мастер-классы, семинары, курсы и пр.).
На сегодняшний день, такую функцию возлагают на себя различные молодежные объединения, торгово-промышленные палаты, фонды поддержки предпринимательства и пр. или же частные организации, которые участвуют в закупочной деятельности того или иного муниципалитета.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенности реализации государственной политики состоят в реализуемом комплексе, мер по обеспечению занятости населения, в том числе молодежи, в муниципальном образовании. В зависимости от особенностей территории, ее социально-экономических показателей и пр. разрабатываются индивидуальные программы обеспечения занятости населения. Это так называемые целевые программы, которые предусматривают системное и поступательное влияние на рынок труда и на уровень безработицы, в том числе и среди молодежи. Такого рода программы по мере возможности учитывают особенности территории, менталитет населения, а также финансовые поступления, которые необходимы для проведения комплекса мер для улучшения функционирования рынка труда и снижения уровня безработицы, в том числе и среди молодежи. Программно-целевой подход в настоящее время является самым действенным способом снижения уровня безработицы.
2 Анализ и направления совершенствования рынка труда молодежи на муниципальном уровне в г. Москва
2.1 Анализ проблем в сфере занятости молодежи
Молодежь, молодые граждане — граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве [3].
Государственная молодежная политика города Москвы (далее — государственная молодежная политика) — система государственных мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества.
Целями государственной молодежной политики являются:
1) создание равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
2) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;
3) устранение негативных явлений в молодежной среде.
Задачами государственной молодежной политики являются:
1) формирование у молодежи чувства патриотизма, интернационализма, нравственных идеалов, активной жизненной позиции;
2) воспитание уважения к правам и свободам личности, культуре и традициям других народов, национальной и религиозной терпимости;
3) воспитание у молодежи бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию;
4) популяризация здорового образа жизни;
5) защита прав молодежи в сфере образования, труда и охраны здоровья;
6) содействие развитию у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке труда;
7) противодействие распространению преступности, наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей и антисоциальных явлений и др.
Так, Москва – один из самых благополучных городов России и мира с точки зрения безработицы. Гибкий рынок труда, растущий потребительский спрос, высокий уровень оплаты труда москвичей и конкурентная бизнес-среда сделали Москву российским и международным лидером среди мегаполисов в сфере занятости. Лидерские позиции Москвы не смогла пошатнуть даже пандемия коронавируса.
В первой половине 2020 г. молодые специалисты, несмотря на пандемию и режим самоизоляции, активно искали работу. Но в минувшем феврале 2020 г. на молодежном рынке труда случился обвал: вакансии сократились на 42 процента к февралю прошлого года. В декабре 2019 года уровень безработицы среди людей в возрасте 20–24 года составил 15,1 процента, а среди подростков15–19 лет — 22,1 процента. В I квартале 2020 года на hh.ru ежедневно в среднем было более 37 тысяч вакансий начального уровня, а число резюме превышало 468 тысяч. Средний конкурс составил 13 человек на одну вакантную должность.
По данным Международной организации труда, из-за пандемии потерял работу каждый пятый молодой человек в мире. В России молодежная безработица — не новая беда. В 2018 году, было сказано об этой проблеме — 2 млн безработных среди тех, кому от 15 до 24 лет [21]. По данным Росстата, с марта 2018 года по март 2019 года безработица среди молодежи 15–19 лет снизилась с 32 процентов до 20,8 процента, а среди 20–24-летних — с 15,2 до 13 процентов. Притом что общая безработица в стране в то время держалась около 4,7–4,5 процента.
Исследование компании Future Today, проведенное в конце прошлого года, показывало: 36 процентов выпускников были уверены, что при желании получат место у выбранного ими работодателя. Большинство оценивало ситуацию с трудоустройством как «наилучшую» и было уверено, что это счастье продлится до 2025 года [17].
Некоторые эксперты считают, что росту спроса на молодых специалистов в 2019 г. назад поспособствовала «демографическая яма». Вакансий было действительно много, лучшие места занимали выпускники вузов из первой полусотни рейтинга. Большинство из них уже на 4-м курсе знали места будущей работы.
Но наступила пандемия коронавируса. Он сподвиг учебу к подключению к зуму и скайпу — тем самым удалось завершить учебный год. Неурядицы с дистанционным образованием и защиты дипломов онлайн заслонили проблемы трудоустройства. Но они никуда не делись.
По данным исследования hh.ru «Рынок труда молодых специалистов накануне кризиса», молодежная безработица начала расти не сейчас. А ровно два года назад — с мая 2019 года, когда никакого вируса и в помине не было. Число вакансий для молодых специалистов (а таковыми в hh.ru считают выпускников вузов и колледжей без опыта работы) стало уменьшаться сначала на 5 процентов, на 7 процентов, а затем на 11 процентов к предыдущему году. А в I квартале 2020 года падение составило уже 34 процента (при росте количества резюме на 2 процента) [36].
Можно отметить, что обвал рынка труда спровоцировали два макроэкономических фактора [23].
Первый — уже длительное время экономика страны находится в состоянии низких темпов роста. Как следствие — количество вновь созданных рабочих мест оказывается меньше числа ликвидируемых. К тому же часть вакансий, не требующих специальной подготовки, занимают граждане других стран (трудовые мигранты).
Второй фактор: начинают сказываться последствия пенсионной реформы 2018 года. Люди старшего возраста задерживаются на рынке труда — по закону их просто нельзя уволить. Их число растет: с 250 тысяч в 2019 году до 700 тысяч в текущем году.
В 2021–2022 годах их будет прибавляться еще по миллиону человек в год. Для сравнения: в 2020 году на рынок труда вышло 1,5 млн человек (738 тысяч выпускников колледжей и около 500 тысяч магистров и бакалавров. Плюс 200–300 тысяч выпускников школ). Во многих регионах, ситуация такая: губернаторы держат на своем контроле увольнения предпенсионеров, но, как только те достигают контрольного возраста, место может быть просто закрыто.
Так, эпидемия и самоизоляция лишь обострили проблему занятости молодежи.
Рисунок 1 – Динамика рынка труда
Так, даже в традиционных отраслях отечественной экономики (это не учитывая кризисы) идет постоянное сокращение рабочих мест:
— Особенно это касается добывающих отраслей. Все новые предприятия стремятся реализовать концепцию «ноль людей» — на смену работникам приходит техника. Шахты, разрезы, карьеры сокращают персонал. Где работали 3 тысячи человек, остается тридцать. В обрабатывающих производствах сокращается бухгалтерия — за счет внедрения электронного документооборота. И так всюду. Эти процессы были рассчитаны на долгое время. А коронавирус их подстегнул. То, что должно было меняться в течение 5 или 10 лет, свершилось за два месяца. Теперь для молодых специалистов, выбиравших профессию бухгалтера «по остаточному принципу» — все равно куда, лишь бы учиться,— шансы найти работу по специальности будет еще меньше [31].
Так, рассмотрим возникающие проблемы в сфере занятости молодежи.
Один из острых вопросов на сегодняшний день состоит в грамотной подходе обучения молодого поколения. Подход этот характеризуется психологической подготовкой, моральными аспектами воспитания молодых людей во время перехода от школьной учебы, техникума, колледжа или ВУЗа непосредственно к трудовой деятельности. Сформировавшись как устойчивая личность, молодой специалист становится полноценным членом социальной группы, которая определяет экономическую роль города и страны. Наличие профессии, стабильное рабочее место, сформировавшаяся семья – вот основная прерогатива молодежи для успешной жизни и трудовой деятельности.
Однако в наши дни молодые специалисты, которые только что покинули учебные заведения столицы, сталкиваются с серьезной проблемой трудоустройства. Работодатели Москвы не испытывают особого желания предоставить вакантные места в своих организациях. Свой отказ в предоставлении рабочего места они мотивируют отсутствием у молодых специалистов опыта и навыка работы по специальности. Кроме этого, молодежи предлагают заниженную зарплату, которая не соответствует их квалификации.
Проблемы трудоустройства молодежи в городе Москве возникают и по другим немаловажным вопросам. Это касается трудоустройства по тем профессиям, которые требует рынок труда и отсутствие таковых у молодых специалистов. Сегодня в Москве достаточно тяжело найти вакансии юристам, психологам, журналистам и культурологам. Испытывают трудности и учителя иностранных языков.
Найти работу молодежи сложно еще и потому, что большинство студентов вузов, колледжей в этом году оказались без преддипломной практики. Ее планировали обычно на апрель — май. Карантин нанес удар по всей системе обучения. Освоить необходимые производственные навыки в дистанционном режиме невозможно.
Можно отметить, что в 2020 году вузы попали в необычную ситуацию: свободных рабочих мест на рынке меньше числа выпускников. Поэтому от государства потребуются дополнительные меры по защите молодых специалистов. В лучшем положении сейчас медицинские и педагогические вузы — у нас традиционно не хватает врачей и учителей. Спрос на молодых специалистов по этим направлениям всегда большой, и нынешний год — не исключение. По всем другим направлениям и специальностям вузы должны искать дополнительные меры защиты своих выпускников, предотвратить их бесцельное пребывание на рынке труда, сгладить ситуацию с молодежной безработицей.
Итак, в современной России проблема трудовой адаптации молодежи является чрезвычайно актуальной: на это указывается в многочисленных исследованиях рынка труда. Разумеется, что решение данной проблемы должно осуществляться на основании системного подхода, в рамках общей политики государства в сфере занятости. Соответственно, разработка такого подхода и реализация составляющих его мер должна быть возложена на государственную службу занятости как основную структуру, ответственную за обеспечение должного баланса между спросом и предложением на рынке труда и содействие занятости населения (включая потенциально уязвимые слои населения, куда, на наш взгляд, следует относить и молодежь) .
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф