Скоро защита?
Меню Услуги

Совершенствование рынка труда молодежи на муниципальном уровне (г. Москва). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


2 Анализ и направления совершенствования рынка труда молодежи на муниципальном уровне в г. Москва

2.1 Анализ проблем в сфере занятости молодежи

Молодежь, молодые граждане — граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве [3].
Государственная молодежная политика города Москвы (далее — государственная молодежная политика) — система государственных мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества.
Целями государственной молодежной политики являются:
1) создание равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
2) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;
3) устранение негативных явлений в молодежной среде.
Задачами государственной молодежной политики являются:
1) формирование у молодежи чувства патриотизма, интернационализма, нравственных идеалов, активной жизненной позиции;
2) воспитание уважения к правам и свободам личности, культуре и традициям других народов, национальной и религиозной терпимости;
3) воспитание у молодежи бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию;
4) популяризация здорового образа жизни;
5) защита прав молодежи в сфере образования, труда и охраны здоровья;
6) содействие развитию у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке труда;
7) противодействие распространению преступности, наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей и антисоциальных явлений и др.
Так, Москва – один из самых благополучных городов России и мира с точки зрения безработицы. Гибкий рынок труда, растущий потребительский спрос, высокий уровень оплаты труда москвичей и конкурентная бизнес-среда сделали Москву российским и международным лидером среди мегаполисов в сфере занятости. Лидерские позиции Москвы не смогла пошатнуть даже пандемия коронавируса.
В первой половине 2020 г. молодые специалисты, несмотря на пандемию и режим самоизоляции, активно искали работу. Но в минувшем феврале 2020 г. на молодежном рынке труда случился обвал: вакансии сократились на 42 процента к февралю прошлого года. В декабре 2019 года уровень безработицы среди людей в возрасте 20–24 года составил 15,1 процента, а среди подростков15–19 лет — 22,1 процента. В I квартале 2020 года на hh.ru ежедневно в среднем было более 37 тысяч вакансий начального уровня, а число резюме превышало 468 тысяч. Средний конкурс составил 13 человек на одну вакантную должность.
По данным Международной организации труда, из-за пандемии потерял работу каждый пятый молодой человек в мире. В России молодежная безработица — не новая беда. В 2018 году, было сказано об этой проблеме — 2 млн безработных среди тех, кому от 15 до 24 лет [21]. По данным Росстата, с марта 2018 года по март 2019 года безработица среди молодежи 15–19 лет снизилась с 32 процентов до 20,8 процента, а среди 20–24-летних — с 15,2 до 13 процентов. Притом что общая безработица в стране в то время держалась около 4,7–4,5 процента.
Исследование компании Future Today, проведенное в конце прошлого года, показывало: 36 процентов выпускников были уверены, что при желании получат место у выбранного ими работодателя. Большинство оценивало ситуацию с трудоустройством как «наилучшую» и было уверено, что это счастье продлится до 2025 года [17].
Некоторые эксперты считают, что росту спроса на молодых специалистов в 2019 г. назад поспособствовала «демографическая яма». Вакансий было действительно много, лучшие места занимали выпускники вузов из первой полусотни рейтинга. Большинство из них уже на 4-м курсе знали места будущей работы.
Но наступила пандемия коронавируса. Он сподвиг учебу к подключению к зуму и скайпу — тем самым удалось завершить учебный год. Неурядицы с дистанционным образованием и защиты дипломов онлайн заслонили проблемы трудоустройства. Но они никуда не делись.
По данным исследования hh.ru «Рынок труда молодых специалистов накануне кризиса», молодежная безработица начала расти не сейчас. А ровно два года назад — с мая 2019 года, когда никакого вируса и в помине не было. Число вакансий для молодых специалистов (а таковыми в hh.ru считают выпускников вузов и колледжей без опыта работы) стало уменьшаться сначала на 5 процентов, на 7 процентов, а затем на 11 процентов к предыдущему году. А в I квартале 2020 года падение составило уже 34 процента (при росте количества резюме на 2 процента) [36].
Можно отметить, что обвал рынка труда спровоцировали два макроэкономических фактора [23].
Первый — уже длительное время экономика страны находится в состоянии низких темпов роста. Как следствие — количество вновь созданных рабочих мест оказывается меньше числа ликвидируемых. К тому же часть вакансий, не требующих специальной подготовки, занимают граждане других стран (трудовые мигранты).
Второй фактор: начинают сказываться последствия пенсионной реформы 2018 года. Люди старшего возраста задерживаются на рынке труда — по закону их просто нельзя уволить. Их число растет: с 250 тысяч в 2019 году до 700 тысяч в текущем году.
В 2021–2022 годах их будет прибавляться еще по миллиону человек в год. Для сравнения: в 2020 году на рынок труда вышло 1,5 млн человек (738 тысяч выпускников колледжей и около 500 тысяч магистров и бакалавров. Плюс 200–300 тысяч выпускников школ). Во многих регионах, ситуация такая: губернаторы держат на своем контроле увольнения предпенсионеров, но, как только те достигают контрольного возраста, место может быть просто закрыто.
Так, эпидемия и самоизоляция лишь обострили проблему занятости молодежи.

Рисунок 1 – Динамика рынка труда
Так, даже в традиционных отраслях отечественной экономики (это не учитывая кризисы) идет постоянное сокращение рабочих мест:
— Особенно это касается добывающих отраслей. Все новые предприятия стремятся реализовать концепцию «ноль людей» — на смену работникам приходит техника. Шахты, разрезы, карьеры сокращают персонал. Где работали 3 тысячи человек, остается тридцать. В обрабатывающих производствах сокращается бухгалтерия — за счет внедрения электронного документооборота. И так всюду. Эти процессы были рассчитаны на долгое время. А коронавирус их подстегнул. То, что должно было меняться в течение 5 или 10 лет, свершилось за два месяца. Теперь для молодых специалистов, выбиравших профессию бухгалтера «по остаточному принципу» — все равно куда, лишь бы учиться,— шансы найти работу по специальности будет еще меньше [31].
Так, рассмотрим возникающие проблемы в сфере занятости молодежи.
Один из острых вопросов на сегодняшний день состоит в грамотной подходе обучения молодого поколения. Подход этот характеризуется психологической подготовкой, моральными аспектами воспитания молодых людей во время перехода от школьной учебы, техникума, колледжа или ВУЗа непосредственно к трудовой деятельности. Сформировавшись как устойчивая личность, молодой специалист становится полноценным членом социальной группы, которая определяет экономическую роль города и страны. Наличие профессии, стабильное рабочее место, сформировавшаяся семья – вот основная прерогатива молодежи для успешной жизни и трудовой деятельности.
Однако в наши дни молодые специалисты, которые только что покинули учебные заведения столицы, сталкиваются с серьезной проблемой трудоустройства. Работодатели Москвы не испытывают особого желания предоставить вакантные места в своих организациях. Свой отказ в предоставлении рабочего места они мотивируют отсутствием у молодых специалистов опыта и навыка работы по специальности. Кроме этого, молодежи предлагают заниженную зарплату, которая не соответствует их квалификации.
Проблемы трудоустройства молодежи в городе Москве возникают и по другим немаловажным вопросам. Это касается трудоустройства по тем профессиям, которые требует рынок труда и отсутствие таковых у молодых специалистов. Сегодня в Москве достаточно тяжело найти вакансии юристам, психологам, журналистам и культурологам. Испытывают трудности и учителя иностранных языков.
Найти работу молодежи сложно еще и потому, что большинство студентов вузов, колледжей в этом году оказались без преддипломной практики. Ее планировали обычно на апрель — май. Карантин нанес удар по всей системе обучения. Освоить необходимые производственные навыки в дистанционном режиме невозможно.
Можно отметить, что в 2020 году вузы попали в необычную ситуацию: свободных рабочих мест на рынке меньше числа выпускников. Поэтому от государства потребуются дополнительные меры по защите молодых специалистов. В лучшем положении сейчас медицинские и педагогические вузы — у нас традиционно не хватает врачей и учителей. Спрос на молодых специалистов по этим направлениям всегда большой, и нынешний год — не исключение. По всем другим направлениям и специальностям вузы должны искать дополнительные меры защиты своих выпускников, предотвратить их бесцельное пребывание на рынке труда, сгладить ситуацию с молодежной безработицей.
Итак, в современной России проблема трудовой адаптации молодежи является чрезвычайно актуальной: на это указывается в многочисленных исследованиях рынка труда. Разумеется, что решение данной проблемы должно осуществляться на основании системного подхода, в рамках общей политики государства в сфере занятости. Соответственно, разработка такого подхода и реализация составляющих его мер должна быть возложена на государственную службу занятости как основную структуру, ответственную за обеспечение должного баланса между спросом и предложением на рынке труда и содействие занятости населения (включая потенциально уязвимые слои населения, куда, на наш взгляд, следует относить и молодежь) [14].

2.2. Анализ трудоустройства выпускников образовательных учреждений города Москвы

Анализ трудоустройства выпускников, в том числе по полученной специальности, позволяет оценить, насколько востребованы на рынке труда знания и навыки, приобретенные в процессе обучения в вузе, а также выявить различия в востребованности компетенций, формируемых по различным направлениям подготовки и специальностям. Существенные различия в уровне развития систем образования и рынка труда между субъектами Российской Федерации актуализируют исследование региональных различий в трудоустройстве выпускников. Значимым вопросом является влияние работы по специальности на заработную плату выпускников и удовлетворенность работой.
Согласно данным Обследования рабочей силы Росстата, 55% выпускников 2018–2020 гг. работают по специальности, еще 14% – скорее по специальности, скорее не по специальности трудятся 6% выпускников, совсем не по специальности – 25% (рис. 2).

Рисунок 2 — Распределение выпускников вузов 2018–2020 годов по связи работы со специальностью (проценты)
Источник: Росстат. Обследование рабочей силы, 2020.

Для определения данного показателя использовались результаты самооценки выпускников. Им предлагалось ответить на вопрос «Считаете ли Вы, что Ваша работа связана со специальностью, полученной во время обучения?», выбрав один из вариантов ответа: «Да»; «Скорее, да»; «Скорее, нет»; «Нет». Если представить переменную в бинарном виде, окажется, что по специальности работают 69% выпускников российских вузов.
Наиболее приверженными полученной в вузе специальности оказались выпускники в области здравоохранения и медицинских наук (97%), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (79.6%), а также обороны и безопасности государства (79%). Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%). Вопреки сложившемуся стереотипу, выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры (рис. 3).

Рисунок 3
Рисунок 3 — Доля выпускников вузов 2018–2020 годов, работающих по специальности, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (проценты)

Рисунок 4 — Экономическая активность выпускников вузов 2018–2020 годов по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (проценты)
Источник: Росстат. Обследование рабочей силы, 2020.

Самый высокий уровень безработицы характерен для молодых специалистов в сфере гуманитарных наук (13%), сельского хозяйства (12%), искусства и культуры (12%), общественных наук (11%). Среди выпускников инженерных специальностей проблемы с трудоустройством испытывает каждый десятый (рис. 4). Максимальный уровень занятости у выпускников, занятых в общественном секторе, а именно в сфере здравоохранения, образования, обороны и безопасности государства.
Наиболее сложная ситуация наблюдается в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах: здесь уровень занятости окончивших вузы в период с 2018 по 2020 г. составляет лишь 66.5 и 69% соответственно, а уровень безработицы – 18.4 и 21% (рис. 5). В Северо-Кавказском округе зафиксирована высокая доля экономически неактивных выпускников (15%). Самым благоприятным оказалось положение выпускников в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (рис. 5).

Рисунок 5 — Экономическая активность выпускников вузов 2018–2020 годов по федеральным округам (проценты)

Работу по специальности легче всего найти в Центральном, Дальневосточном и Северо- Западном федеральном округах. В Сибирском, Южном, и особенно Северо-Кавказском федеральных округах выпускники сталкиваются при решении этого вопроса с существенными проблемами (рис. 6).

Рисунок 6 — Доля выпускников вузов 2018–2020 годов, работающих по специальности, в общей численности трудоустроенных выпускников по федеральным округам (проценты)
Результаты кросс-табуляции отраслей занятости (по ОКВЭД) и укрупненных групп специальностей (табл. 1) позволяют оценить, в какие отрасли экономики чаще всего идут работать после окончания вуза выпускники различных образовательных специальностей.
Выпускники, выбравшие специальности в области здравоохранения, образования, обороны и государственной безопасности, чаще сосредотачиваются в одной сфере (отрасли занятости), соответствующей полученной профессии. Среди тех, кто получил диплом в области медицинских наук, таких 71%, образования и педагогических наук – 76%, обороны и безопасности государства – 85% (табл. 1).
Выпускники других специальностей после окончания вуза не концентрируются в одной области, а рассредоточиваются по различным отраслям занятости. В частности, инженеры чаще всего работают в таких отраслях, как обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, общественная безопасность.
Выпускники в сфере сельского хозяйства представлены почти во всех отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающих производствах и торговле; в сфере сельского хозяйства работают лишь 23% из них. Молодые специалисты, получившие диплом в области общественных наук, также рассредоточены по различным отраслям экономики. Наиболее часто они заняты в госуправлении и торговле. Большинство выпускников в области гуманитарных наук находят работу в организациях образования, культуры и спорта (табл. 1).

2 Анализ и направления совершенствования рынка труда молодежи на муниципальном уровне в г. Москва

 

2.1 Анализ проблем в сфере занятости молодежи

 

Молодежь, молодые граждане — граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве [3].

Государственная молодежная политика города Москвы (далее — государственная молодежная политика) — система государственных мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества.

Целями государственной молодежной политики являются:

1) создание равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

2) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;

3) устранение негативных явлений в молодежной среде.

Задачами государственной молодежной политики являются:

1) формирование у молодежи чувства патриотизма, интернационализма, нравственных идеалов, активной жизненной позиции;

2) воспитание уважения к правам и свободам личности, культуре и традициям других народов, национальной и религиозной терпимости;

3) воспитание у молодежи бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию;

4) популяризация здорового образа жизни;

5) защита прав молодежи в сфере образования, труда и охраны здоровья;

6) содействие развитию у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке труда;

7) противодействие распространению преступности, наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей и антисоциальных явлений и др.

Так, Москва – один из самых благополучных городов России и мира с точки зрения безработицы. Гибкий рынок труда, растущий потребительский спрос, высокий уровень оплаты труда москвичей и конкурентная бизнес-среда сделали Москву российским и международным лидером среди мегаполисов в сфере занятости. Лидерские позиции Москвы не смогла пошатнуть даже пандемия коронавируса.

В первой половине 2020 г. молодые специалисты, несмотря на пандемию и режим самоизоляции, активно искали работу. Но в минувшем феврале 2020 г. на молодежном рынке труда случился обвал: вакансии сократились на 42 процента к февралю прошлого года. В декабре 2019 года уровень безработицы среди людей в возрасте 20–24 года составил 15,1 процента, а среди подростков15–19 лет — 22,1 процента. В I квартале 2020 года на hh.ru ежедневно в среднем было более 37 тысяч вакансий начального уровня, а число резюме превышало 468 тысяч. Средний конкурс составил 13 человек на одну вакантную должность.

По данным Международной организации труда, из-за пандемии потерял работу каждый пятый молодой человек в мире. В России молодежная безработица — не новая беда. В 2018 году, было сказано об этой проблеме — 2 млн безработных среди тех, кому от 15 до 24 лет [21]. По данным Росстата, с марта 2018 года по март 2019 года безработица среди молодежи 15–19 лет снизилась с 32 процентов до 20,8 процента, а среди 20–24-летних — с 15,2 до 13 процентов. Притом что общая безработица в стране в то время держалась около 4,7–4,5 процента.

Исследование компании Future Today, проведенное в конце прошлого года, показывало: 36 процентов выпускников были уверены, что при желании получат место у выбранного ими работодателя. Большинство оценивало ситуацию с трудоустройством как «наилучшую» и было уверено, что это счастье продлится до 2025 года [17].

Некоторые эксперты считают, что росту спроса на молодых специалистов в 2019 г. назад поспособствовала «демографическая яма». Вакансий было действительно много, лучшие места занимали выпускники вузов из первой полусотни рейтинга. Большинство из них уже на 4-м курсе знали места будущей работы.

Но наступила пандемия коронавируса. Он сподвиг учебу к подключению к зуму и скайпу — тем самым удалось завершить учебный год. Неурядицы с дистанционным образованием и защиты дипломов онлайн заслонили проблемы трудоустройства. Но они никуда не делись.

По данным исследования hh.ru «Рынок труда молодых специалистов накануне кризиса», молодежная безработица начала расти не сейчас. А ровно два года назад — с мая 2019 года, когда никакого вируса и в помине не было. Число вакансий для молодых специалистов (а таковыми в hh.ru считают выпускников вузов и колледжей без опыта работы) стало уменьшаться сначала на 5 процентов, на 7 процентов, а затем на 11 процентов к предыдущему году. А в I квартале 2020 года падение составило уже 34 процента (при росте количества резюме на 2 процента) [36].

Можно отметить, что обвал рынка труда спровоцировали два макроэкономических фактора [23].

Первый — уже длительное время экономика страны находится в состоянии низких темпов роста. Как следствие — количество вновь созданных рабочих мест оказывается меньше числа ликвидируемых. К тому же часть вакансий, не требующих специальной подготовки, занимают граждане других стран (трудовые мигранты).

Второй фактор: начинают сказываться последствия пенсионной реформы 2018 года. Люди старшего возраста задерживаются на рынке труда — по закону их просто нельзя уволить. Их число растет: с 250 тысяч в 2019 году до 700 тысяч в текущем году.

В 2021–2022 годах их будет прибавляться еще по миллиону человек в год. Для сравнения: в 2020 году на рынок труда вышло 1,5 млн человек (738 тысяч выпускников колледжей и около 500 тысяч магистров и бакалавров. Плюс 200–300 тысяч выпускников школ). Во многих регионах, ситуация такая: губернаторы держат на своем контроле увольнения предпенсионеров, но, как только те достигают контрольного возраста, место может быть просто закрыто.

Так, эпидемия и самоизоляция лишь обострили проблему занятости молодежи.

Рисунок 1 – Динамика рынка труда

Так, даже в традиционных отраслях отечественной экономики (это не учитывая кризисы) идет постоянное сокращение рабочих мест:

— Особенно это касается добывающих отраслей. Все новые предприятия стремятся реализовать концепцию «ноль людей» — на смену работникам приходит техника. Шахты, разрезы, карьеры сокращают персонал. Где работали 3 тысячи человек, остается тридцать. В обрабатывающих производствах сокращается бухгалтерия — за счет внедрения электронного документооборота. И так всюду. Эти процессы были рассчитаны на долгое время. А коронавирус их подстегнул. То, что должно было меняться в течение 5 или 10 лет, свершилось за два месяца. Теперь для молодых специалистов, выбиравших профессию бухгалтера «по остаточному принципу» — все равно куда, лишь бы учиться,— шансы найти работу по специальности будет еще меньше [31].

Так, рассмотрим возникающие проблемы в сфере занятости молодежи.

Один из острых вопросов на сегодняшний день состоит в грамотной подходе обучения молодого поколения. Подход этот характеризуется психологической подготовкой, моральными аспектами воспитания молодых людей во время перехода от школьной учебы, техникума, колледжа или ВУЗа непосредственно к трудовой деятельности. Сформировавшись как устойчивая личность, молодой специалист становится полноценным членом социальной группы, которая определяет экономическую роль города и страны. Наличие профессии, стабильное рабочее место, сформировавшаяся семья – вот основная прерогатива молодежи для успешной жизни и трудовой деятельности.

Однако в наши дни молодые специалисты, которые только что покинули учебные заведения столицы, сталкиваются с серьезной проблемой трудоустройства. Работодатели Москвы не испытывают особого желания предоставить вакантные места в своих организациях. Свой отказ в предоставлении рабочего места они мотивируют отсутствием у молодых специалистов опыта и навыка работы по специальности. Кроме этого, молодежи предлагают заниженную зарплату, которая не соответствует их квалификации.

Проблемы трудоустройства молодежи в городе Москве возникают и по другим немаловажным вопросам. Это касается трудоустройства по тем профессиям, которые требует рынок труда и отсутствие таковых у молодых специалистов. Сегодня в Москве достаточно тяжело найти вакансии юристам, психологам, журналистам и культурологам. Испытывают трудности и учителя иностранных языков.

Найти работу молодежи сложно еще и потому, что большинство студентов вузов, колледжей в этом году оказались без преддипломной практики. Ее планировали обычно на апрель — май. Карантин нанес удар по всей системе обучения. Освоить необходимые производственные навыки в дистанционном режиме невозможно.

Можно отметить, что в 2020 году вузы попали в необычную ситуацию: свободных рабочих мест на рынке меньше числа выпускников. Поэтому от государства потребуются дополнительные меры по защите молодых специалистов. В лучшем положении сейчас медицинские и педагогические вузы — у нас традиционно не хватает врачей и учителей. Спрос на молодых специалистов по этим направлениям всегда большой, и нынешний год — не исключение. По всем другим направлениям и специальностям вузы должны искать дополнительные меры защиты своих выпускников, предотвратить их бесцельное пребывание на рынке труда, сгладить ситуацию с молодежной безработицей.

Итак, в современной России проблема трудовой адаптации молодежи является чрезвычайно актуальной: на это указывается в многочисленных исследованиях рынка труда. Разумеется, что решение данной проблемы должно осуществляться на основании системного подхода, в рамках общей политики государства в сфере занятости. Соответственно, разработка такого подхода и реализация составляющих его мер должна быть возложена на государственную службу занятости как основную структуру, ответственную за обеспечение должного баланса между спросом и предложением на рынке труда и содействие занятости населения (включая потенциально уязвимые слои населения, куда, на наш взгляд, следует относить и молодежь) [14].

 

2.2. Анализ трудоустройства выпускников образовательных учреждений города Москвы

 

Анализ трудоустройства выпускников, в том числе по полученной специальности, позволяет оценить, насколько востребованы на рынке труда знания и навыки, приобретенные в процессе обучения в вузе, а также выявить различия в востребованности компетенций, формируемых по различным направлениям подготовки и специальностям. Существенные различия в уровне развития систем образования и рынка труда между субъектами Российской Федерации актуализируют исследование региональных различий в трудоустройстве выпускников. Значимым вопросом является влияние работы по специальности на заработную плату выпускников и удовлетворенность работой.

Согласно данным Обследования рабочей силы Росстата, 55% выпускников 2018–2020 гг. работают по специальности, еще 14% – скорее по специальности, скорее не по специальности трудятся 6% выпускников, совсем не по специальности – 25% (рис. 2).

Рисунок 2  — Распределение выпускников вузов 2018–2020 годов  по связи работы со специальностью (проценты)

Источник: Росстат. Обследование рабочей силы, 2020.

 

Для определения данного показателя использовались результаты самооценки выпускников. Им предлагалось ответить на вопрос «Считаете ли Вы, что Ваша работа связана со специальностью, полученной во время обучения?», выбрав один из вариантов ответа: «Да»; «Скорее, да»; «Скорее, нет»; «Нет». Если представить переменную в бинарном виде, окажется, что по специальности работают 69% выпускников российских вузов.

Наиболее приверженными полученной в вузе специальности оказались выпускники в области здравоохранения и медицинских наук (97%), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (79.6%), а также обороны и безопасности государства (79%). Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%). Вопреки сложившемуся стереотипу, выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры (рис. 3).

Рисунок 3

Рисунок 3 — Доля выпускников вузов 2018–2020 годов, работающих по специальности,  по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (проценты)

Рисунок 4 — Экономическая активность выпускников вузов 2018–2020 годов  по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (проценты)

Источник: Росстат. Обследование рабочей силы, 2020.

 

Самый высокий уровень безработицы характерен для молодых специалистов в сфере гуманитарных наук (13%), сельского хозяйства (12%), искусства и культуры (12%), общественных наук (11%). Среди выпускников инженерных специальностей проблемы с трудоустройством испытывает каждый десятый (рис. 4). Максимальный уровень занятости у выпускников, занятых в общественном секторе, а именно в сфере здравоохранения, образования, обороны и безопасности государства.

Наиболее сложная ситуация наблюдается в Северо-Кавказском и Южном федеральном округах: здесь уровень занятости окончивших вузы в период с 2018 по 2020 г. составляет лишь 66.5 и 69% соответственно, а уровень безработицы – 18.4 и 21% (рис. 5). В Северо-Кавказском округе зафиксирована высокая доля экономически неактивных выпускников (15%). Самым благоприятным оказалось положение выпускников в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (рис. 5).

Рисунок 5 — Экономическая активность выпускников вузов 2018–2020 годов  по федеральным округам (проценты)

 

Работу по специальности легче всего найти в Центральном, Дальневосточном и Северо- Западном федеральном округах. В Сибирском, Южном, и особенно Северо-Кавказском федеральных округах выпускники сталкиваются при решении этого вопроса с существенными проблемами (рис. 6).

Рисунок 6 — Доля выпускников вузов 2018–2020 годов, работающих по специальности,  в общей численности трудоустроенных выпускников по федеральным округам (проценты)

Результаты кросс-табуляции отраслей занятости (по ОКВЭД) и укрупненных групп специальностей (табл. 1) позволяют оценить, в какие отрасли экономики чаще всего идут работать после окончания вуза выпускники различных образовательных специальностей.

Выпускники, выбравшие специальности в области здравоохранения, образования, обороны и государственной безопасности, чаще сосредотачиваются в одной сфере (отрасли занятости), соответствующей полученной профессии. Среди тех, кто получил диплом в области медицинских наук, таких 71%, образования и педагогических наук – 76%, обороны и безопасности государства – 85% (табл. 1).

Выпускники других специальностей после окончания вуза не концентрируются в одной области, а рассредоточиваются по различным отраслям занятости. В частности, инженеры чаще всего работают в таких отраслях, как обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, общественная безопасность.

Выпускники в сфере сельского хозяйства представлены почти во всех отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающих производствах и торговле; в сфере сельского хозяйства работают лишь 23% из них. Молодые специалисты, получившие диплом в области общественных наук, также рассредоточены по различным отраслям экономики. Наиболее часто они заняты в госуправлении и торговле. Большинство выпускников в области гуманитарных наук находят работу в организациях образования, культуры и спорта (табл. 1).


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф