Скоро защита?
Меню Услуги

Совершенствование системы финансового мониторинга кредитной организации (на примере ПАО «ВТБ»)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2 3


Оглавление

  • Введение.
  • 1 Теоретические основы финансового мониторинга кредитной организации.
  • 1.1. Цели и задачи финансового мониторинга кредитной организации.
  • 1.2. Организация финансового мониторинга кредитной организации.
  • 1.3. Текущее состояние и тенденции развития системы финансового мониторинга.
  • 1.4. Необходимость применения кредитного мониторинга в кредитных организациях.
  • 2 Система кредитного мониторинга на примере ПАО «ВТБ».
  • 2.1. Организационно-экономическая характеристика и основные направления деятельности ПАО «ВТБ».
  • 2.2. Система кредитного мониторинга ПАО «ВТБ».
  • 2.3. Оценка деятельности ПАО «ВТБ» в области финансового мониторинга.
  • 3 Формирование предложений по совершенствованию системы финансового мониторинга кредитной организации.
  • 3.1. Меры по улучшению системы управления финансовым мониторингом кредитной организации.
  • 3.2. Ожидаемый эффект от реализации предложенных мер.
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.
  • Приложение 1. Отчетность ПАО «ВТБ» по РСБУ.
  • Приложение 2. Аналитический баланс ПАО «ВТБ» за 2018 год.

Введение

Процессы, связанные с легализацией преступных доходов, способствуют снижению темпов экономического роста, ухудшению инвестиционного климата за счет изъятия из оборота денежных средств, неуплате налоговых платежей, хищению бюджетных средств, поэтому проведение финансового мониторинга является важным стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности любого государства.

Международный опыт свидетельствует о том, что большая часть незаконных операций, при которых преступные доходы проникают в экономику, совершаются через кредитно-финансовую сферу, поэтому одним из решений перечисленных проблем является осуществление финансового мониторинга в кредитных организациях.

Кредитные организации составляют неотъемлемую часть в экономической системе любого развитого государства, выполняя при этом важные функции по накоплению и перераспределению капитала, способствуют эффективному распределению финансовых потоков. В процессе функционирования кредитных организаций в высоконкурентной среде необходим действенный механизм, который обеспечит эффективное проведение государственной экономической политики.

В ходе осуществления своей деятельности любой банк осуществляет ее мониторинг в том или ином объеме, но только реализация комплексного подхода к финансовому мониторингу, который подразумевает полную и всеобъемлющую реализацию, способствует принятию оптимальных управленческих решений.

Меры, направленные на реформирование и обеспечение устойчивости банковской системы, на повышение их инвестиционного потенциала создают благоприятные возможности для повышения капитализации коммерческих банков, а также оптимизации банковского кредитного портфеля. Политика коммерческих банков по организации кредитного мониторинга оказывает положительное воздействие на увеличение доли кредитования реального сектора экономики в объеме банковских операций.

В последние годы наблюдается постоянный рост объемов банковских кредитов, направленных на развитие различных отраслей национальной экономики, увеличение количества пользующихся банковскими кредитами клиентов различных форм собственности и форм хозяйствования. Этот процесс усиливает необходимость оптимального размещения выдаваемых банками кредитов, повышения их отдачи, своевременного возврата выданных кредитов и уплаты процентов по ним, что предполагает осуществления постоянного мониторинга за состоянием кредитного портфеля коммерческого банка.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как:

Цель исследования: совершенствование системы финансового мониторинга кредитной организации на примере коммерческого банка ПАО «ВТБ».

В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:

  • рассмотреть цели и задачи финансового мониторинга кредитной организации;
  • проанализировать организацию финансового мониторинга кредитной организации;
  • охарактеризовать текущее состояние и тенденции развития системы финансового мониторинга;
  • обосновать необходимость применения кредитного мониторинга в кредитных организациях;
  • дать организационно-экономическую характеристику и основные направления деятельности ПАО «ВТБ»;
  • рассмотреть систему кредитного мониторинга ПАО «ВТБ»;
  • дать оценку деятельности ПАО «ВТБ» в области финансового мониторинга;
  • разработать меры по улучшению системы управления финансовым мониторингом кредитной организации;
  • рассчитать ожидаемый эффект от реализации предложенных мер.

Объект исследования: финансовый мониторинг.

Предмет исследования: система финансового мониторинга кредитной организации на примере коммерческого банка ПАО «ВТБ».

Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого использовался метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных применялся анализ документов, сравнительный анализ и др.

1 Теоретические основы финансового мониторинга кредитной организации

1.1. Цели и задачи финансового мониторинга кредитной организации

Важная международная тенденция развития контрольных функций государства — это поиск новых процессов, которые предотвратят противоправные явления в обществе с минимальным вмешательством в деятельность частных лиц и организаций. Традиционные методы борьбы с противоправными действиями потеряли свою актуальность, они стали неэффективными, об этом свидетельствуют проблемы терроризма, процветание наркоторговли и коррупции. Так как большая часть незаконных операций совершается в кредитно-финансовой области, значит, решением проблем является совершенствование финансового мониторинга в коммерческих банках[1].

Одним из направлений государственной политики национальной безопасности – это борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Таким образом, нужно обеспечить определенный уровень правовых регулирований отношений в обществе этой области.

В современном обществе контрольные функции государства совершенствуются через поиск новых механизмов, нацеленных на предотвращение противоправных явлений в обществе. Проблемы коррупции, терроризма, наркоторговли обостряются и выработанные традиционные методы борьбы с ними, в некоторых случаях, становятся неэффективными. Практика показала, что большинство незаконных операций проводится через финансово-кредитный сектор и одним из путей решения, перечисленных проблем является использование финансового мониторинга в банках.

Финансовый мониторинг – это финансово-правовая категория, возникшая в результате финансово-экономических отношений в различных сферах жизнедеятельности государства и общества. В последующем, данная категория преобразовалась в механизм, направленный на противодействие легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности (ПОД/ФТ). Проведение финансового мониторинга в современном обществе — актуально, потому как объемы преступной деятельности нарастают и, как следствие, возрастают преступные денежные средства, проникающие в финансовые институты. Решая проблему своей ликвидности, финансовые институты привлекают денежные средства, часть которых может быт получена преступным путем[2].

Финансовый мониторинг — это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Стратегической целью системы финансового мониторинга является своевременное выявление денежных операций и сделок с имуществом, осуществленных для отмывания доходов и финансирования терроризма.

Исходя из содержания финансового мониторинга и деятельности Федеральной службы финансового мониторинга выделим элементы системы, в рамках которых реализуется указанная стратегическая цель:

  • методологическое обеспечение;
  • организационное обеспечение и межведомственное взаимодействие;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • информационно-технологическое обеспечение;
  • учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • надзорная деятельность и взаимодействие с надзорными органами;
  • взаимодействие с кредитными и некредитными организациями;
  • финансовые расследования;
  • международное сотрудничество;
  • кадровое обеспечение[3].

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Основной критерий, по которому службу финансового мониторинга в коммерческом банке привлекают те или иные операции, является несоответствие деятельности клиента:

  • Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  • Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  • Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  • Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  • Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  • Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в установленном размере,
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  • Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (в установленной сумме или ее эквиваленте),
  • Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  • Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухгалтерской отчетностью,
  • Невозможность установления сторон сделки,
  • Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и прочие)[4].

Таким образом, финансовый мониторинг в кредитных организациях выполняет сложные функции, включающие реализацию государственной системы предотвращения отмывания доходов преступным путем и финансирования терроризма, а также своевременное выявление и предотвращение кредитных рисков.

1.2. Организация финансового мониторинга кредитной организации

Организационно-функциональная деятельность департамента финансового мониторинга коммерческого банка включает комплекс мероприятий, направленных на построение подсистемы ПОД/ФТ в коммерческом банке.

Таблица 1 – Формирование системы финансового мониторинга в коммерческом банке

Направление деятельности Функциональные особенности
Методологическое направление Разработка внутренних документов, регулирующих финансовый мониторинг
Организационное и функциональное направление идентификация клиентов

мониторинг клиентов и основных операций

запись информации по операциям

передача информации в уполномоченный орган по выявленным подозрительным операциям в рамках обязательных контрольных операций

хранение информации

конфиденциальность

обучение сотрудников банка по вопросам финансового мониторинга

Назначение ответственного сотрудника Обеспечение независимости специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля
Обеспечение внутреннего контроля Оценка соответствия организации и функционирования финансового мониторинга требованиям действующего законодательства

 

В перечне элементов системы финансового мониторинга блок «методологическое обеспечение» поставлен на первое место по следующей причине. Методологическое обеспечение связано с разработкой подходов, принципов и методов финансового мониторинга; именно выбранный подход и принципы построения системы влияют на содержание всех остальных ее элементов, определяют эффективность функционирования системы в целом[5].

В июне 2007 г. на пленарном заседании ФАТФ было одобрено новое руководство по применению подхода на основе оценки рисков в сфере ПОД/ФТ4. В этом документе раскрыты содержание риск-ориентированного подхода, принципы его реализации, обозначены нормы применения подхода на основе рисков. В отличие от подхода, предполагающего равное распределение ресурсов или их целевое выделение, риск-ориентированный подход основан на концентрации усилий и расходов на наиболее существенных рисках. Реализация подхода предполагает описание возможных рисков отмывания денег, их классификацию по категориям и разработку контролирующих мер и способов реагирования с учетом степени риска. Дифференциация необходима не только по степени риска, но и по географическим регионам, видам деятельности контролируемых субъектов, каналам поставок и другим факторам[6].

При эффективном применении подход, основанный на оценке риска, позволяет не только повысить результативность использования ресурсов, но и увеличивает маневренность системы финансового мониторинга в ответ на возникающие новые угрозы и риски, дает возможность всем субъектам финансового мониторинга своевременно реагировать на появление новых способов легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Мониторинг кредитного риска является неотъемлемым элементом системы риск-менеджмента банка. Основными его компонентами являются: мониторинг риска продукта и мониторинг риска заемщика. Мероприятия по минимизации данных рисков в рамках системы финансового мониторинга в коммерческом банке включают[7]:

Наличие в банке Службы внутреннего контроля, выполняющей следующие функции (по существу функции комплаенс-контроля):

  1. выявление регуляторного риска;
  2. учёт событий регуляторного риска, количественная оценка вероятности возникновения и возможных последствий регуляторного риска;
  3. мониторинг регуляторного риска, включая анализ новых банковских продуктов и методов их реализации на предмет регуляторного риска;
  4. координация и участие в разработке мер по снижению уровня регуляторного риска, разработка и доведение до органов управления и руководителей структурных подразделений рекомендаций по управлению регуляторным риском;
  5. мониторинг эффективности управления регуляторным риском;
  6. участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском;
  7. выявление конфликта интересов в деятельности организации и её служащих;
  8. анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов;
  9. анализ экономической целесообразности аутсорсинга услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих осуществление кредитной организацией банковских операций;
  10. участие в разработке внутренних документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции
  11. участие в разработке внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики;
  12. участие в рамках своей компетенции во взаимодействии кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков.
  13. иные функции, связанные с регуляторным риском, предусмотренные внутренними документами организации[8].

Управление регуляторным риском – это работа должностных лиц банка, которая направлена на его снижение и предупреждение возникновения, а также на создание нормальной среды для ведения бизнеса.

Регулирование регуляторного риска в банке следующими способами:

  1. контроль – удержание риска при активном воздействие со стороны руководства банка, направленном на снижение вероятности наступления потенциального ущерба;
  2. избежание – отказ от действий, которые могут вызвать реализацию риска;
  3. сохранение – используется, когда уровень риска находится на приемлемой для банка отметке, а расходы по его снижению будут для банка не эффективны или невозможны;
  4. передача риска – осуществляется, когда воздействие на него со стороны банка невозможно. В этом случае, осуществляется страхование данного риска[9].

Таким образом, организация финансового мониторинга кредитной организации является комплексной и своей целью ставит обеспечение экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности банка является управлением движением финансовых ресурсов коммерческого банка, их формированием и размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Особенностями организации службы финансового мониторинга в коммерческом банке являются: отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно–банковской системы; процедур для всей банковской системы; создание продуктового ряда банка. В рамках современной системы финансового мониторинга обязательным элементом является автоматизация системы раннего предупреждения о рисках для кредитной организации.

1.3. Текущее состояние и тенденции развития системы финансового мониторинга

В 2018 году началась активная фаза оценки Российской Федерации со стороны ФАТФ, которая продлится до ноября 2019 года. В 2017 году сформирована и успешно функционирует институциональная основа взаимодействия участников системы ПОД/ФТ в Российской Федерации как в межведомственном формате, так и в рамках взаимодействия с частным сектором. Организована системная работа с ведомствами по повышению уровня эффективности антиотмывочной системы по непосредственным результатам[10].

С этой целью в соответствии с методологией ФАТФ в 2017 году в Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности» включены задачи по повышению уровня технического соответствия международным стандартам ФАТФ и эффективности национальной системы ПОД/ФТ с показателями, основанными на каждом Непосредственном результате. Итоговые рейтинги будут определены по результатам рассмотрения отчета о взаимной оценке системы ПОД/ФТ Российской Федерации на Пленуме ФАТФ в 2019 году.

В российской банковской сфере постоянно внедряются новые технологии финансового мониторинга. Так, в 2018 году в ПАО «Сбербанк России» была запущена система end-to-end мониторинга, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать прохождение каждого из миллионов совершаемых платежей.

Отечественные банки принимают активное участие в работе профессиональных сообществ по вопросам комплаенс на площадках:

  • Совет комплаенс Росфинмониторинга;
  • АНК «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга»;
  • Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ Ассоциации «Россия»;
  • Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭКС КБФР Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
  • Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
  • Национальная фондовая ассоциация (НФА).

Система комплаенс-менеджмента банков проходит надзорный аудит Международной Ассоциации Комплаенс (International Compliance Association) на соответствие стандартам качества ISO 19600:2014 «Управление функцией комплаенс» и ISO 37001:2016 «Система менеджмента противодействия взяточничеству».

Результаты работы внутреннего контроля в банковском секторе показывают, что наибольший уровень рисков, присущих схемам легализации преступных доходов, представляют потенциальные возможности использования наличных де-нежных средств, фиктивной внешнеэкономической деятельности, использования иностранных юридических лиц и образований (трастов), зарегистрированных преимущественно в странах со льготным налогообложением; и участия номинальных юридических лиц – резидентов (фирм-одно-дневок) в цепочках финансовых транзакций. Вместе с тем аналитики отмечают, что в 2017 году в результате применения финансовыми организациями системных мер по управлению рисками, существенно снизился объем обналичивания сомнительного характера, а также объемы необоснованного вывода средств за рубеж, прежде всего за счет эффективности процедуры «знай своего клиента»: накоплен опыт настройки профилей недобросовестных потребителей финансовых услуг и их выявления на ранней стадии[11].

В результате согласованных действий в 2016 году Росфинмониторингом совместно с правоохранительными и надзорными органами достигнуты следующие результаты:

Таблица 2 – Итоги реализации финансового мониторинга в банковской сфере

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Предотвращение вывоза капитала >1 млр.руб.
Отозвано лицензий:
– за нарушение банковского законодательства и нормативов, установленных Банком России 93 55 51
Из них:

за вовлеченность в проведение сомнительных операций

47 35 17
за несоблюдение требований Федерального закона 115-ФЗ 34 20 24

На начало 2015 года в российской банковской системе насчитывалось 836 кредитных организаций, на 1 января 2016 года – 733. Банком России за минувший год отозваны лицензии у 93 кредитных организаций, из которых у 34 банков были установлены факты нарушения положений Федерального закона No115-ФЗ, у 47 банков – факты проведения сомнительных операций, связанных с функционированием на их площадках теневых фи-нансовых схем. Исключительно за нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ лицензии были отозваны у 9 банков (у 11 – в 2014 году). В свою очередь, финансовой разведкой Рос-сии также предпринимались все возможные меры по выявлению кредитных организаций, в деятельности которых наблюдались признаки несоблюдения требований Федерального закона No115-ФЗ[12].

В 2016 году продолжилась практика рискориентирования мегарегулятора и иных надзорных органов в отношении незаконопослушности организаций, их вовлеченности в проведение сомнительных операций. Из числа банков, отмеченных в риск-ориентировках, направленных в Банк России, лицензии были отозваны у 55 (35 – по признакам неисполнения законодательства о ПОД/ФТ и вовлеченности в проведение сомнительных операций).

По предварительным данным в банках, лицензии которых были отозваны в 2017 году, обнаружены признаки хищения активов на сумму более 300 млрд рублей (без учета крупных банков, взятых на санацию). Применение кредитными организациями превентивных мер в 2017 году позволило не допустить в легальный оборот около 230 млрд руб. средств сомнительного происхождения.

В целом в 2017 году продолжился положительный тренд по снижению вовлеченности банковского сектора в проведение сомнительных операций.

Более чем в 80% случаев отзыва лицензий работа по проблемным банкам велась с использованием материалов Росфинмониторинга. Другой угрозой для кредитно-финансовой сферы остается хищение активов. Выявление, расследование и пресечение данной преступной деятельности в 2017 году являлось приоритетным направлением работы Росфинмониторинга[13].

Анализ развития национальной системы финансового мониторинга свидетельствует о значительных успехах, достигнутых в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Серьезные задачи перед системой поставлены и на перспективу. Главными из них являются[14]:

  • противодействие хищению бюджетных средств и выработка механизмов повышения эффективности бюджетных расходов;
  • разработка системы жесткого, действенного контроля за использованием средств гособоронзаказа, создание нормативно-правовой базы для контроля за целевым использованием средств, направленных на финансирование гособоронзаказа, а также межведомственной системы контроля за использованием средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа;
  • обеспечение прозрачности финансовой системы и пресечений финансовых спекуляций;
  • противодействие теневому рынку и незаконному оттоку капиталов за рубеж, содействие возвращению капитала;
  • нейтрализация секторальных и региональных рисков;
  • разработка единых подходов и стандартов, механизма оценки стран — участниц БРИКС;
  • сетевое сотрудничество с зарубежными странами в рамках подготовки специалистов по финансовой разведке.

Решение поставленных задач будет способствовать дальнейшему совершенствованию национальной системы финансового мониторинга, повышению ее качества и эффективности, защите национальных интересов России.

В настоящее время отмывание преступным доходов характеризуется усложнением преступных схем, ускорением проведения незаконных операций, использованием транзитных банковских счетов, что приводит к экономическим и репутационным потерям банков. Данные факты подтверждаются количеством отозванных лицензий у кредитных организаций. Поэтому необходимо постоянное развитие механизмов контроля с целью своевременного анализа поступающей информации и выявления операций, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем[15].

При организации финансового мониторинга кредитные организации могу сталкиваться с определенными трудностями, среди которых можно назвать:

  • привлечение квалифицированных сотрудников, проведение процедур повышения квалификации и обучающих мероприятий требует финансовых затрат со стороны кредитных организаций;
  • совершенствование и образование новых преступным схем отмывания доходов мошенниками, в связи с чем кредитные организации не могут быть полностью защищены от вовлечения в данные схемы из-за несвоевременности выявления таких клиентов;
  • применение завышенных санкций за нарушение антилегализационного законодательства, которые не повлекли за собой вовлечения банка в процессы отмывания преступных доходов;
  • отсутствие единых критериев и подходов к установлению характера сделки, ведет к тому, что информирование уполномоченного органа зависит от усмотрения конкретных сотрудников, что ведет к лишению объективности и вовлечению сотрудников банка в преступные схемы;
  • отсутствие пополняемой базы лиц и организаций, содержащей сведения о причастности к экстремистской и террористической деятельности, включение в правительственный список данных с задержками, что ведет к снижению эффективности мониторинга;
  • на кредитные организации возлагаются несвойственные функции по защите прав, свобод и безопасности граждан, что ведет к росту финансовых затрат и увеличению стоимости банковских услуг.

На сегодняшний день, система финансового мониторинга не должна ограничиваться одним подразделением, а должна включать совокупность подразделений и систему устойчивых связей между ними. Функционирование системы финансового мониторинга ПОД/ФТ в кредитных учреждениях может быть осуществлено при использовании следующих методов[16]:

  • для обеспечения должного выполнения внутренних процедур ПОД/ФТ в кредитной организации должны разрабатываться регламенты, содержащие порядок осуществления, функции и обязанности каждого подразделения, ответственного за реализацию финансового мониторинга;
  • проведение дальнейшего контроля в деятельности внутренних подразделений кредитной организации для своевременного и полного выявления операций, которые подлежат обязательному контролю;
  •  проверка системы внутреннего контроля кредитной организации путем проведения независимого аудита по отдельным направлениям с целью выявления элементов несоответствующей реализации процедур;
  • осуществление сотрудничества и выполнения функций подразделения по финансовому мониторингу во взаимодействии с другими подразделениями (служба безопасности, фронт-подразделение, подразделение валютного контроля) для достижения поставленных задач;
  • автоматизация отдельных участков работы, повышение качества финансового мониторинга путем применения программно-аппаратных комплексов.
  • необходимая квалификация персонала кредитной организации для выполнения возложенных функций, а также выделение необходимых ресурсов для осуществления систематического обучения сотрудников.

Эффективное осуществление финансового мониторинга в кредитных организациях возможно только при решении целого ряда задач: консолидация сведений о финансовых операциях, интеграция данных в единую базу, формирование в автоматическом режиме предупреждений на регулярной основе, настройка правил выявления схем отмывания, проведение расследований по выявленным предупреждениям, углубленный анализ для выявления новых схем. В последнее время отмечается тенденция к повышению интереса в отношении автоматизации процессов ПОД/ФТ[17].

Необходимость внедрения автоматизированных систем, как одного из направления развития системы финансового мониторинга в кредитных организациях, обусловлена рядом факторов:

  • усложняются схемы отмывания преступных денег, которые становится сложно раскрыть без применения аппаратно-программных комплексов;
  • увеличиваются объемы поступающих сведений об операциях клиентов, что связано с ростом капитализации банковского сектора и увеличением международной интеграции;
  • усиливаются требования Росфинмониторинга и Банка России по выполнению требований законодательства в сфере финансового мониторинга.

Таким образом, для кредитных организаций финансовый мониторинг является целостной системой наблюдения, анализа и поддержки управленческой деятельности с целью противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Происходящие в мире экономические и политические процессы требуют консолидации капитала и защиты его от «преступных денег». В связи с возросшей ролью финансового мониторинга в кредитных организациях и укреплением роли государства в данном процессе, необходимо укрепление сотрудничества государственного и частного партнерство в области финансового мониторинга.

1.4. Необходимость применения кредитного мониторинга в кредитных организациях

Финансовые учреждения на протяжении многих лет сталкиваются с трудностями по множеству причин, основной из которых, по-прежнему, остаются слабые кредитные стандарты для заемщиков и контрагентов, плохое управление портфельными рисками или отсутствие внимания к изменениям экономических или других обстоятельств, которые могут привести к ухудшению кредитного статуса контрагентов банка[18].

Кредитный риск проще всего определить как вероятность того, что заемщик или контрагент банка не выполнит свои обязательства в соответствии с согласованными условиями. Целью управления кредитным риском является максимизация скорректированной на риск доходности банка путем поддержания кредитного риска в пределах допустимых параметров. Банкам необходимо управлять кредитным риском, присущим всему портфелю, а также риском по отдельным кредитам или сделкам. Банки также должны учитывать взаимосвязь между кредитным риском и другими рисками. Эффективное управление кредитным риском является важнейшим компонентом комплексного подхода к управлению рисками и залогом долгосрочного успеха любой банковской организации.

Для большинства банков кредиты являются крупнейшим и наиболее очевидным источником кредитного риска; однако другие источники кредитного риска существуют на протяжении всей деятельности. Банки все чаще сталкиваются с кредитным риском (или риском контрагента) в различных финансовых инструментах, помимо кредитов, включая депозитные операции, межбанковские операции, торговое финансирование, валютные операции, финансовые фьючерсы, свопы, облигации, акции, опционы, а также в отношении обязательств и гарантий и урегулировании сделок.

В настоящее время банки должны четко осознавать необходимость выявления, измерения, мониторинга и контроля кредитного риска, а также определения того, располагают ли они достаточным капиталом для покрытия этих рисков и получают ли они адекватную компенсацию за понесенные риски[19].

Надзорные требования в отношении подхода к управлению кредитными рисками, используемого отдельными банками, должны соответствовать масштабам и сложности деятельности банка. Для небольших или менее сложных банков контролеры должны определить, что используемый подход к управлению кредитными рисками достаточен для их деятельности и что они обеспечили достаточную дисциплину риска-доходности в своих процессах управления кредитными рисками.

Один из самых распространенных примеров кредитного риска связан с процессом урегулирования финансовых операций. Если одна сторона сделки урегулирована, а другая терпит неудачу, может быть понесен убыток, равный основной сумме сделки. Даже если одна сторона просто опаздывает с урегулированием, другая сторона может понести убытки, связанные с упущенными инвестиционными возможностями. Расчетный риск (т. е. таким образом, риск того, что завершение или урегулирование финансовой операции не произойдет, как ожидалось, включает в себя элементы ликвидности, рыночного, операционного и репутационного риска, а также кредитного риска. Уровень риска определяется конкретными механизмами урегулирования. К числу факторов, влияющих на кредитный риск, относятся: сроки обмена стоимостью; окончательность платежей/расчетов; и роль посредников и расчетных центров[20].

Банки, имеющие надежную практику кредитного мониторинга и эффективные системы раннего предупреждения, выявляют рискованных клиентов за шесть-девять месяцев до того, как они сталкиваются с серьезными проблемами, другие банки могут обратить на это внимание только после того, как кредит просрочен или рейтинги клиента существенно ухудшились. Чем позже банк реагирует на ухудшение кредитного риска клиента, тем меньше у него возможностей защитить себя от убытков. Банки с хорошей практикой кредитного мониторинга снижают необеспеченные риски для клиентов, включенных в список наблюдения, примерно на 60% в течение девяти месяцев, в то время как средние банки достигают только около 20% необеспеченных рисков. В некоторых банках общая подверженность клиентов фактически увеличивается до дефолта. Различия в убытки по кредитам будут варьироваться соответственно.

Различия в эффективности подходов к кредитному мониторингу также видны из коэффициентов пересчета кредитов (ККФ) или степени, в которой клиентам удается привлечь ранее незанятые кредитные средства в течение последнего года, прежде чем произойдет дефолт. Кредитный риск для корпоративных и розничных кредитных линий варьируются от 39 до 72 процентов и 17 до 69 процентов, соответственно.

Финансовое обоснование для разработки и внедрения системы раннего предупреждения (СРП) включает обоснование того, что эффективный мониторинг надежно снижает как кредитные потери, так и потребности в капитале за счет выявления возможностей снижения риска и улучшения качества активов. Повышение эффективности мониторинга позволяет сократить резервы по кредитам на 10-20%, активы, взвешенные по риску, и необходимый регулятивный капитал – до 10%. Таким образом, коммерческие банки с хорошей практикой кредитного мониторинга обладают более высокой способностью нести риски, более высокой прибылью на капитал или более высокой производительностью капитала. Они также могут предложить более выгодные условия через ряд рычагов[21]:

  • Снижение вероятности дефолтов клиентов. Мониторинг портфеля в целях обеспечения качества портфеля. Мониторинг одного клиента регулярно сканирует параметры с помощью системы раннего оповещения и запускает действия для предотвращения дефолта.
  • Увеличение стоимости залога по дефолтным кредитам (уменьшение убытков по дефолту). Как портфельный, так и однопользовательский мониторинг направлены на максимизацию обеспечения для секторов или клиентов в контрольных списках, тем самым снижая средние потери в случае фактического дефолта (LGD) и резервы на потери по кредитам объектов, предоставленных клиенту.
  •  Сокращение риском дефолта (EAD) от добросовестных клиентов. В то время как мониторинг портфеля гарантирует, что банк имеет более низкие риски для находящихся под угрозой секторов, ранние интервенции на уровне одного клиента могут уменьшить риск для клиентов с высоким риском (например, уменьшение незафиксированных линий или ценообразование кредитных предложений, чтобы они были менее привлекательными). Это уменьшает коэффициенты пересчета кредитов (известные как LEQs в США) и резервы на потери по кредитам.

Банк, как правило, может оптимизировать и модернизировать деятельность по корпоративному кредитному мониторингу в три этапа:

  1. оценка;
  2. определение целевой модели;
  3. внедрение.

Каждый этап включает в себя различные виды деятельности и четко определенные конечные продукты.

Любая оценка качества системы кредитного мониторинга должна касаться следующих вопросов[22]:

  •  Сколько клиентов помечается системой или триггером, и какая доля этих клиентов переносится в контрольный список?
  •  Сколько клиентов реструктуризации или тренировки не были в списке наблюдения раньше, то есть, сколько не были захвачены системой раннего оповещения?
  •  Сколько неэффективных клиентов, в отличие от исполняющих свои обязательств точно в срок клиентов, помечены определенным триггером?
  •  Какие комбинации показателей являются статистически значимыми в одномерном или многомерном контексте?
  •  Каково среднее время до значения по умолчанию, когда система или триггер впервые идентифицирует неэффективного клиента?

Ядро любой системы мониторинга является системой раннего оповещения для эффективного выявления рискованных клиентов в портфеле.

Качество системы в решающей степени зависит от выбора сигналов и способов их сочетать. Хотя существуют определенные универсальные сигналы (например, ухудшение рейтинга и изменения в линейных чертежах), важно также определить конкретные сигналы, которые нацелены на характеристики различных сегментов. Например, в то время как финансовые трудности владельца могут быть полезным сигналом для будущей кредитоспособности малого или среднего предприятия, в банках коммерческой недвижимости вместо этого следует изучить развитие средней арендной ставки в районе деятельности компании. Хороший метод финансового мониторинга агрегирует следующую информацию:

  • электронная информация или автоматические триггеры (например, рейтинг, зарегистрированная просрочка или изменение чертежей кредитных линий выше определенного порога), доступные в кредитных системах банка;
  • экспертные знания менеджеров и сотрудников по кредитным рискам (промежуточные цифры, личные проблемы владельца бизнеса, ухудшение качества дебиторской задолженности);
  • внешняя информация (например, негативные новости)[23].

Банки должны сделать свои системы раннего оповещения специфичными для своих клиентов и портфелей продуктов. Банк с долей капитала ниже среднего по банковской отрасли во взаимоотношениях с корпоративными клиентами имеет меньший доступ к автоматическим триггерам кредитных систем и, соответственно, менее способен отслеживать поведенческие модели клиентов. Для выявления рискованных клиентов региональным банкам и недостаточно крупным по капиталу банкам придется в гораздо большей степени полагаться на качественные факты или внешнюю информацию. Тем не менее, банки с налаженным кредитным бизнесом должны тщательно продумать наилучшее использование автоматических триггеров раннего предупреждения из кредитных систем и перегруппировать типичный длинный список из более чем 50 потенциальных сигналов раннего предупреждения в 10-15 сигналов, которые наилучшим образом соответствуют портфелю. Для этого они должны предпринять ряд шагов:

  • построить репрезентативную выборку данных для разработки веб-служб Exchange, которая состоит как проблемных, так и в полном объеме исполняющих свои обязательства клиентов;
  • расчет коэффициентов попадания для отдельных (автоматических) триггеров раннего предупреждения для сортировки триггеров, которые редко встречаются в базовом кредитном портфеле;
  • тестовые (индивидуальные) триггеры раннего предупреждения с высокими коэффициентами попадания для селективности, гарантируя, что сигналы раннего предупреждения значительно чаще отмечают проблемных клиентов, чем благонадежных;
  • проведение многомерных регрессий для исключения избыточных триггеров раннего предупреждения;
  • back-test «исключенные» триггеры раннего предупреждения, чтобы избежать удаления триггеров, которые предсказывали одиночные большие случаи по умолчанию в прошлом, чтобы гарантировать, что СРО оптимизирована для прогнозирования не только наилучшего возможного количества ранних предупреждений, но и максимальной экспозиции;
  • анализ среднего времени между появлением триггеров и значениями по умолчанию, чтобы ранжировать триггеры по релевантности[24].

Таким образом, необходимость мониторинга кредитного риска обусловлена несколькими причинами. Одна из них заключается в несовершенстве существующих методов оценки кредитоспособности заемщика. Западные и российские банки используют различные подходы к оценке кредитоспособности предприятий (статистические модели, модели ограниченной экспертной оценки, модели непосредственной экспертной оценки, методика Dun & Bradstreet, метод оценки кредитоспособности заемщика с целью предсказания его банкротства, скоринговые методы и т.д.), которые основываются на различных методах анализа.

Не менее важная причина состоит в асимметрии информации о предприятиях-заемщиках. При кредитовании крупных российских предприятий кредитный риск может быть обусловлен тем, что данные компании, как правило, представляют собой холдинги, имеющие сложную организационную структуру и включающие большое число дочерних и зависимых организаций. В особенности такая сложная система управления характерна для импортеров и экспортеров. В связи с этим возникает опасность «двойного счета» и, соответственно, неверной оценки финансового состояния заемщика.


Страница 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф