Скоро защита?
Меню Услуги

Совершенствование системы управления переработкой бытовых отходов в регионе на основе повышения социальной ответственности общества

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2 3


Содержание

  • Введение.
  • Глава 1. Теоретико – правовые основы системы управления переработкой бытовых отходов.
  • 1.1 Содержание и принципы обращения с бытовыми отходами.
  • 1.2 Субъекты и объекты системы управления переработкой бытовых отходов.
  • 1.3 Законодательная и нормативная база управления переработкой бытовых отходов в Российской Федерации.
  • Глава 2. Анализ системы управления переработкой бытовых отходов в Российской Федерации и Рязанской области.
  • 2.1 Анализ системы управления обращением с бытовыми отходами  в Российской Федерации.
  • 2.2 Анализ правового регулирования управления переработкой бытовых отходов в Рязанской области.
  • 2.3 Анализ системы управления переработкой бытовых отходов в Рязанской области.
  • Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления переработкой бытовых отходов в Рязанской области.
  • 3.1    Направления совершенствования управления переработкой бытовых отходов в Рязанской области.
  • 3.2 Оценка восприятия населением совершенствования системы управления переработкой бытовыми отходами.
  • Заключение.
  • Список использованных источников
  • Приложение А.
  • Приложение Б.
  • Приложение В.

Введение

Актуальность. Сформировавшаяся в России и ее регионах система обращения с отходами в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения приводит к значительному загрязнению окружающей среды, обусловливает приближение экологического кризиса в ряде регионов, нерациональному использованию природных ресурсов, внушительному экономическому ущербу, а также представляет реальную угрозу здоровья, как современных, так и будущих поколений страны.

Урбанизация сопровождается увеличением количества бытовых отходов. Наиболее интенсивное накопление отходов на фоне значительного повышения уровня потребления, в свою очередь, негативно отражается на состоянии пригородных и городских территорий, приводит к деградации экологических систем.

Образование отходов является естественным процессом жизнедеятельности любого населенного пункта. Существенная доля бытовых отходов не может быть безопасно превращена факторами природной среды в ее естественные компоненты (подлежать захоронению), т.к. является искусственно произведенными материалами. Значительные территории, выводящиеся, по существу, из хозяйственного оборота, отводятся под полигоны и несанкционированные свалки, создают экологические и социальные проблемы.

Характерной особенностью развития и формирования, слабым звеном в системе управления бытовыми отходами, стоящим на пути сбалансированного процесса управления, является переработка бытовых отходов.

Проблема управления переработкой бытовых отходов представляется разноаспектной, сложной, находящийся на стыке целого ряда научных и технологических направлений развития современного общества, что обуславливает необходимость рассмотрения предмета исследования с разных точек зрения. Во-первых, экологической, как источник загрязнения природной среды и изменения ее качества. Во-вторых, социальной, как обязательного условия формирования физически и духовно здоровых трудовых ресурсов. В-третьих, экономической, как фактор, позволяющий сохранить устойчивое развитие общества.

Вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью работы является совершенствование системы управления переработкой бытовых отходов на основе повышения социальной ответственности общества.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Рассмотреть теоретико – правовые основы совершенствования системы управления переработкой бытовых отходов.
  2. Провести анализ системы управления переработкой бытовых отходов в России и Рязанской области.
  3. Разработать предложения по совершенствованию системы управления переработкой бытовых отходов в Рязанской области.

Объектом исследования является Рязанская область.

Предмет –система управления переработкой бытовых отходов.

Степень разработанности научной проблемы. Проблемы ресурсосбережения и управления сферой обращения бытовых отходов отражены в работах отечественных и зарубежных ученых.  Теоретическими и практическими аспектами занимаются многие исследователи, но наиболее значимы, по нашему мнению труды: Н.А. Адамовой, Л.Л. Каменик, Л.Ф. Коморава, В.Н. Коротаева, Е. М. Короткина и др.

Выполнено значительное число исследований и по устойчивости системы управления с бытовыми отходами, а также совершенствованию процесса управления обращением с отходами производства и потребления, однако отсутствует комплексный подход к решению проблемы, остаются не разработанными научно обоснованные методы и механизмы эффективного управления, включающие различные аспекты.

Не нашли достаточного отражения в опубликованных научных исследованиях и вопросы организации ресурсосбережения при обращении с бытовыми отходами, развития конкурентной среды, привлечение в эту сферу предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса, не уделено внимание повышению социальной ответственности общества.

Содержание ВКР. Работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена цель, задачи, объект и предмет. Используется системный подход, метод экспертных оценок, анализ и синтез.

В первой главе рассматриваются теоретико – правовые основы системы управления переработкой бытовых отходов: изучено содержание и принципы обращения с бытовыми отходами, определены и рассмотрены субъекты и объекты системы управления переработкой бытовых отходов, исследована законодательная и нормативная база управления переработкой бытовых отходов в Российской Федерации.

Вторая глава посвящена анализу системы управления переработкой бытовых отходов в Российской Федерации и Рязанской области.

В третью главу включены предложения по совершенствованию системы управления переработкой бытовых отходов в Рязанской области. Разработаны основные направления и проведена оценка восприятия населением совершенствования системы управления переработкой бытовых отходов.

В заключении подведены выводы и обобщены основные направления в работе.

Глава 1. Теоретико – правовые основы системы управления переработкой бытовых отходов

1.1  Содержание и принципы обращения с бытовыми отходами

Система обращения бытовых отходов в настоящее время базируется на принципах «обезвреживания» с использованием большого набора технологий для сбора, транспортировки, обработки и утилизации, а главное с размещением основного объема отходов в окружающей среде. Такая идеология получила название действия «на конце трубы», т.е. попытки решить проблему уже после того, как загрязняющее вещество образовалось. Однако поступать таким образом – значит перемещать загрязнитель из одной среды в другую (например, из почвы в воздух или воду) или вообще перекладывать решение вопроса на плечи следующих поколений [18, с. 486].

Конечно же подобная система управления представляется несостоятельной как в экологическом (рост нагрузки на объекты окружающей среды и население), так и в экономическом (задалживание земельных ресурсов и потеря ценных вторичных ресурсов) и социальном (рост социального напряжения в местах размещения отходов) отношениях.

Бесспорно, воспроизводство и развитие человечества – потенциально бесконечный процесс. Однако, как мы уже говорили он осуществляется на ограниченной базе природных ресурсов. И сегодня, когда ресурсы планеты постепенно истощаются, а накопленные запасы отходов огромны, требуется изменить сложившееся мировоззрение и негативное отношение к отходам как к мусору. Отходы следует рассматривать как ресурсы, имеющие незавершенную форму потребления. По терминологии Л.Л. Каменик следует говорить об «отходоресурсах» [19, с. 62].

Е. М. Короткин отмечает, что в настоящее время в России и во всем мире происходит замедление темпов экономического роста, вызванное непрерывно растущим дефицитом сырьевых ресурсов и ухудшением экологической ситуации. Мировая экономика впервые столкнулась с проблемой нехватки ресурсов, дефицитом сырья в глобальном масштабе, и это привело экономическое развитие цивилизации к тупику [20, с. 15].

В.Н. Коротаев считает, что только на основе принципов устойчивого развития можно организовать систему управления отходами, эффективную в современных условиях [23, с. 26].

Переход к концепции безотходных технологий и устойчивого развития был предложен международным сообществом (ООН) на конференции в Рио-де-Жанейро, что отражено в документах «Рио-92», декларации по окружающей среде и развитию [41].

Данной точке зрения, отраженной в декларации, придерживаются практически все российские авторы. Так, например, по мнению Н.А. Адамовой выход из «тупика» может состоять только в переходе к новому типу развития цивилизации, получившему название устойчивого развития. Стратегическое направление совершенствования системы управления обращением с бытовыми отходами достигается путем согласования и координации действий всех участников, процессов и аспектов, присущих конкретному региону [22, с. 82]. На основании предложений Н.А. Адамовой составлена схема достижения устойчивости системы управления обращением с бытовыми отходами (рисунок1.1).

Элементы включают в себя технические аспекты управления отходами. Все заинтересованные стороны влияют на один или более из элементов. Аспекты охватывают нормативные, экологические и финансовые реалии, в которых система управления будет работать. Некоторые аспекты могут изменяться, например, пересмотр экологических нормативов, тарифов. Заинтересованными сторонами выступают инвесторы, население, государство, которые определяют приоритеты и меры государственного регулирования (воздействия), с учетом различных аспектов: местных, региональных, национальных и глобальных. [22, с. 83].

Соответственно можно сделать вывод, о том, что для обеспечения эффективного функционирования сферы обращения с бытовыми отходами необходимо рассматривать ее как целостную систему.

В такой системе различные авторы выделяют от 2 до 10 управляющих разделов. Интересен подход И.В. Бабанина. Из составных частей системы обращения с отходами выделяет четыре основных функционально-структурных блока: административно-правового регулирования; технико-технологического обеспечения; организационно-экономического регулирования и финансового обеспечения (экономическая система управления); обучения и подготовки кадров, информирования общественности [14, с. 57].

Отличителен подход и к определению цели управления. Я.И. Вайсман и Л.В. Рудакова обобщили основные цели системы управления обращением бытовыми отходами:

  1. Обеспечение комфортного проживания населения.
  2. Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
  3. Оптимизация затрат на деятельность по обращению с ТБО.
  4. Обеспечение финансовой автономности, экономической эффективности и устойчивости работы хозяйствующих субъектов, действующих в сфере обращения с отходами [18, 487].

Впервые конкретизация принципов устойчивого развития в сфере управления отходами представлена в принятой 15.07.1975 Директиве № 75/442/ЕЭС, так называемой рамочной директиве об отходах . Такое изложение принципов актуально и в настоящее время. Принципы устойчивого развития в области обращения с отходами рассмотрены в таблице 1.1 [23, с. 26].

Таблица 1.1 – Принципы устойчивого развития в области обращения с отходами      

Принцип Описание
1 Принцип иерархии (приоритетности) управления отходами Приоритеты расставляются следующим образом: предотвращение образования отходов, минимизация образования отходов, вторичное использование отходов, использование материального потенциала отходов, использование энергетического потенциала отходов, захоронение отходов.
2 Принцип предосторожности В существующей угрозе серьезного, необратимого ущерба для окружающей среды или здоровья человека, отсутствие всеобъемлющих научных доказательств не должно быть причиной отказа от реализации экономически эффективных мероприятий по предотвращению деградации окружающей среды. Другими словами при неопределенной величине риска, следует предполагать, что этот риск является значительным, и соответственно должны предприниматься меры для защиты здоровья и безопасности.
3 Принцип близости Отходы должны перерабатываться и обезвреживаться как можно ближе от мест их образования. Это сокращает время, энергию, финансовые затраты, воздействие на окружающую среду от транспортирования, иначе отрицательное влияние вышеперечисленных факторов может перевесить преимущества от правильного обращения с отходами.

В российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип «эколого-экономической эффективности».

4 Принцип «загрязнитель Загрязнитель должен нести все расходы, связанные с проведением мероприятий по обеспечению надлежащего качества окружающей среды. Другими словами, стоимость этих мероприятий должна отражаться в стоимости товаров и услуг, которые загрязняют окружающую среду (при производстве и/или потреблении).

Данный принцип отражен и в российском законодательстве.

5 Принцип ответственности производителя Ответственность производителя за весь жизненный цикл товара и его упаковки, даже после окончания их использования потребителем. Таким образом, бремя (в том числе финансовое) переработки и утилизации продукции перекладывается на производителя, что мотивирует его разрабатывать менее опасные для окружающей среды продукты.

Подробнее рассмотрим один из основополагающих – принцип иерархии. При этом система управления рассматривается в виде иерархической структуры, в которой приоритет отдается методам, уменьшающим образование отходов, их повторному использованию и переработке, что позволяет снизить объем отходов, подлежащих захоронению или уничтожению.

Коморава Л.Ф. отмечает, что наглядно иерархию изображает «Лестница Лансинка» названная в честь парламентария, предложившего ее (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – «Лестница Лансинка»

Управление по иерархии осуществляется по степени приоритетности: предотвращение — верхняя ступень (самый предпочтительный вариант), а свалка — нижняя ступень (наименее предпочтительное решение) [16, с. 87].

По «Лестнице Ласнсинка» наглядно видно значимость именно переработки бытовых отходов. Мы поддерживаем мнение Коморовой Л.Ф о необходимости развития системы обращения с отходами, выборе наиболее экологичных способов обращения [16, с. 89], ведь основополагающий принцип в данной иерархической структуре — свести к минимуму количество отходов, идущих на захоронение. Необходимо переходить к наиболее интенсивному движению вверх по лестнице.

К тому же автор приводит дополнительные доводы. Механическая сортировка технически сложна и пока не находит широкого применения. Прямая переработка или сжигание огромных количеств отходов технически весьма проблематична, экологически опасна и экономически неэффективна [16, с. 91]. Поэтому в данной сфере требуются неотложные решения проблемы при обеспечении наиболее экономически и экологически эффективного использования, и переработки бытовых отходов с получением полезной продукции.

1.1  Субъекты и объекты системы управления переработкой бытовых отходов

Управление определяется как целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект. Схема системы управления представлена на рисунке 1.3.

Сама система управления переработкой может быть определена как часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, обязанности и ответственность, практические мероприятия, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для формирования, внедрения, достижения, анализа и оптимизации политики в области управления отходами [15, c. 52].

Рисунок 1.3 – Система управления

Системой управления отходами можно назвать такой процесс взаимодействия субъекта управления, который приводит к достижению поставленной цели управления. Приоритетными целями управления бытовыми отходами являются: минимизация негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека, устойчивое развитие, повышение качества и уровня жизни, сохранение окружающей природной среды, социально – экономическое развитие региона.

Субъекты системы управления переработкой включает в себя социальные, правовые, экономические, экологические и технические аспекты.

Так же в улучшении экологической обстановки значительную роль играют экологические организации. Они способны объединить усилия органов власти, науки и производства, общественности и СМИ в улучшении состояния окружающей среды области, качества жизни и здоровья ее населения.

Можно выделить несколько главных задач, которые реализуют экологические организации для улучшения экологической обстановки:

  1. Оказание содействия и внесения предложений по разработке мероприятий по улучшению экологической обстановки в регионе
  2. Распространение экологически значимой информации (выпуск журналов, бюллетеней, буклетов, создание экологических Интернет-сайтов, выпуск экологических программ на ТВ и т.п.).
  3. Экологическое образование и просвещение (семинары, круглые столы, общественные дискуссии и лекции, общественные экологические библиотеки и т.д.).
  4. Экологический контроль со стороны общественности (общественный экологический мониторинг, экологические инспекции, участие в процессе оценки влияния на окружающую среду (ОВОС), проведение общественных экологических экспертиз, судебная защита экологических прав граждан и т.п.)
  5. Оказание экспертных и консультационных услуг [24, с. 228].

Современная практика взаимодействия власти и общественных экологических зачастую строится за счет средств самих общественных организаций. Поэтому основная роль общественных экологических организаций при решении экологических проблем видится в создании традиций партнерства между всеми секторами общества, проработке механизмов, методов и форм конструктивного взаимодействия, а также в участии в разработке нормативной и методической основы, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

В последнее время также возрастает авторитет общественных организаций, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды среди населения. Граждане видят, что деятельность таких организаций приносит реальные результаты, а также во многих случаях предоставляет им самим возможность влиять на решения, которые могут оказывать воздействие на их здоровье и благополучие.

Таким образом решение проблем сферы обращения с отходами возможно в долгосрочной перспективе и требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов уполномоченных государственных, региональных и муниципальных органов власти, частных предприятий, а также научных и эколого-общественных организаций, населения, взаимодействия всей цепочки обеспечивает эффективный процесс управления.

Субъекты характеризуют социальное, экономическое и экологическое развитие территории. Необходим комплексных подход, с включением всех субъектов, воздействующих на систему управления. Ведь у каждого субъекта отмечаются разные подходы, к реализации цели.

Эффективное управление обращением с отходами, обеспечивающее достижение поставленных целей – это система различных форм и методов воздействия субъектов управления на объект.

Объект управления, как мы уже отметили – отходы. Основная классификация отходов, принятая в российском законодательстве, отражена в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) [9].

Коротаев В.Н. отмечает, что существует несколько классификаций отходов, как принципиальных (укрупненных), так и детальных [23, с. 14]. Изучив различные виды, предлагаемые автором на рисунке 1.4 показана некоторая схема с основными использующимися классификациями.

Выбор той или иной системы классификации отходов определяется целью и задачами, стоящими в области управления этими отходами. Таким образом выбранная или может быть даже вновь создаваемая классификационная система должна «подсказывать» пути решения проблем при обращении с отходами, в частности, способы их удаления, утилизации и обезвреживания.

Наиболее часто употребляемым является укрупненное разделение отходов по происхождению, источнику образования на отходы производственного и бытового характера [23, с. 14].

Рисунок 1.4 –Виды классификаций отходов

Организация упорядоченного обращения отходов производства и потребления – т.е.  их сбора, удаления, обезвреживания, переработки, использования, уничтожения и т.п. – превратилась в последние годы в одну из наиболее острых экологических проблем России [13, с. 285]. Указанная острота определяется в первую очередь двойственным характером этой проблемы, то есть необходимостью решать задачи как охраны окружающей среды, так и задачи ресурсосбережения, переработки и вторичного (повторного) использования отходов.

По данным федерального государственного статистического наблюдения к 2016 году на территории Российской Федерации образовалось 5441 млн. т. отходов производства и потребления [47]. На рисунке 1.5 показана динамика образования отходов в период с 2006-2016 год.

Рисунок 1.5 – Динамика образования отходов производства и потребления в России, миллионов тонн

Как следует из представленных на рисунке данных количество образовавшихся отходов в РФ в период с 2006 г. по 2016 г. возросло на 55%. Ежегодно в стране образуется 3-4 млн. т. отходов.

Переработки бытовые отходы подвергаются только на 3-4 %, промышленные — на 35 % [12]. Безусловно, понятно, что переработать промышленные отходы «проще» ведь такие важные предшествующие составляющие как сбор и транспортировка не зависят от большого количества людей, соответственно организовать переработку бытовых отходов сложнее.

К бытовым отходам принято относить изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. Классифицируя бытовые отходы п агрегатному состоянию принято разделять на жидкие и твердые [23, с. 16]. Так как к жидким бытовым отходам относятся бытовые стоки, то в рамках нашего анализа, с перспективой дальнейшей переработки целесообразно уделить внимание именно твердым бытовым отходам (далее ТБО), образующимся в результате жизнедеятельности людей (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 – Источники образования ТБО в результате жизнедеятельности людей

Стоит отметить, что аббревиатура «ТБО», которая повсеместно используется, ушла в прошлое и преобразуется в «твердые коммунальные отходы» (ТКО) [18, с. 488].

Данным преобразованиям способствует приняты в декабре 2014 г. Федеральный закон № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» [5]. Данный закон впервые вводит в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» понятие «твердые коммунальные отходы», согласно которому твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами [1, ст. 1].

Таким образом, в данной работе в качестве объекта целесообразно рассмотреть ТКО, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.

1.3 Законодательная и нормативная база управления переработкой бытовых отходов в Российской Федерации

Управление обращением с бытовыми отходами может осуществляться только на основе определенной законодательной базы. Законодательно –  нормативная база определяет осуществление законодательного и нормативного регулирования регулирование деятельности по обращению с отходами, а также устанавливает порядок государственного контроля в данной сфере. При этом согласованное управление отходами с помощью указанных средств невозможно без должного информационного обеспечения деятельности субъектов обращения с отходами и без специальных организационных структур, реализующих государственную политику в системе управления бытовыми отходами.

Российская законодательная и нормативная база в области обращения с отходами насчитывает более 200 документов только федерального уровня, в том числе более 20 законов, более 40 постановлений и около 10 распоряжений правительства. Обращение с отходами регулируется более чем 180 нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Среди множества российских нормативно-правовых актов основополагающим является ряд федеральных законов, главные сведения о которых приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Основные положения федеральных законов Российской Федерации в области управления отходами

п/п

Федеральный закон РФ Основные положения по управлению отходами
1 «Об отходах

производства и

потребления»

(№ 89-ФЗ от 24.06.1998) [1]

Назначен федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области обращения с отходами (Росприроднадзор). Установлены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами (статья 3). Распределены полномочия в системе управления отходами между федеральными, региональными и местными органами власти (статьи 5, 6 и 8). Установлены общие экологические требования к обращению с отходами (статьи 9–17), введены нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами (статьи 18–20). Установлены меры экономического регулирования в области обращения с отходами (статьи 23–25), правовые основы государственного экологического надзора в области обращения с отходами (статьи 25–27), ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами (статьи 28, 29). Запрещен ввоз на территорию России опасных отходов для захоронения и обезвреживания; ввоз отходов для утилизации осуществляется на основании специального разрешения (статья 17).
2 «Об охране

окружающей среды»

(№7-ФЗ от 10.01.2002) [3]

Вопросы организации обращения с бытовыми и промышленными отходами (сбор, вывоз, утилизация и переработка) отнесены на уровень местного самоуправления (статья 7). Предусмотрено установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (статья 24). Для хозяйствующих субъектов установлена обязанность безопасного для окружающей среды сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и захоронения отходов, применения ресурсосберегающих, безотходных и иных наилучших существующих технологий (статьи 39 и 51). Введены ограничения на размещение опасных отходов (статья 51). Запрещен ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания (статья 51)

Продолжение таблицы 1.2

3 «О санитарноэпиде-миологическом благополучии населения»

(№ 52-ФЗ от 30.03.1999) [2]

Декларируется обязательность обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности условий и способов сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления (статья 22). Установлено требование проведения радиационного контроля в местах централизованной обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления (статья 22)
4 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№99-ФЗ от 04.05.2011) [4] Установлено требование обязательного лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (статья 12)

 

Законодательная база Российской Федерации носит многоуровневый характер. Ее основу составляют федеральные законы и подзаконные акты, законы субъектов федерации, а также нормативные акты районных и муниципальных органов власти, обязательные для исполнения работающими в соответствующих регионах предприятиями.

Кроме того, законодательная база, в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов в Российской Федерации делится на природоохранное и природоресурсное управление.

С целью реализации основных положений федеральных законов принят ряд подзаконных актов (постановлений) правительства РФ. Важными документами об управлении отходами являются приказы, изданные Министерством природных ресурсов РФ. Большую роль в организации управления отходами играют ведомственные нормативные документы природоохранных и других федеральных органов исполнительной власти, прежде всего приказы Росприроднадзора.

Особую группу нормативно-правовых документов составляют санитарные правила и другие нормативно-методические документы санитарно-эпидемиологической направленности (СанПиНы). Еще одной группой нормативно-правовых документов являются государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТ).

В связи с необходимостью дополнения и конкретизации действующей законодательной базы, восполнения существующих в ней пробелов в ряде субъектов РФ приняты собственные законы об обращении с отходами, правила обращения с отходами на территории субъекта РФ, региональные и отраслевые классификаторы отходов. Эти документы устанавливают основные принципы функционирования территориальной системы обращения с отходами, определяют полномочия и ответственность местных органов власти, регламентируют порядок обращения с отдельными видами отходов. В субъектах РФ разрабатываются и реализуются региональные программы по управлению отходами, в ряде субъектов подготовлены региональные концепции обращения с отходами производства и потребления.

При всем многообразии нормативно – правого регулирования, несмотря на довольно обширную законодательную и нормативную базу, проблемы с отходами не решены в полной мере. Основные недостатки российского законодательства в области обращения с отходами представлены на рисунке 1.7.

Нормативное регулирования в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, что подразумевает наложение граничных условий – экологических нормативов – как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем.

Экологическому нормированию в широком смысле в области обращения с отходами подлежат не только граничные показатели образования отходов в технологических процессах (нормативно допустимые объемы образования отходов) и требования относительно удельных показателей образования отходов (нормативы образования отходов), но и такие аспекты, как порядок отнесения отходов к категории опасных, требования к объектам размещения отходов, регламенты потерь сырья и т.п. [15, с. 53]. Однако нормирование в более узком смысле, принятом в российском законодательстве об обращении с отходами, предусматривает разработку и применение нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

Рисунок 1.7 – Основные недостатки российского законодательства в области обращения с отходами

Согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления» [1], индивидуальные предприниматели и юридические лица в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Лимитом на размещение отходов называется предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов (т.е. на объектах хранения или захоронения) с учетом экологической обстановки на данной территории. Разработка проектов лимитов производится на основании нормативов образования отходов в рамках ПНООЛР [15, с. 54].

Лимиты на размещение отходов устанавливаются с целью предупреждения и ограничения образования отходов, стимулирования внедрения прогрессивных малоотходных технологий, совершенствования экономического механизма взимания платежей за размещение отходов. Природопользователь должен для каждого вида отхода не только обосновать величину запрашиваемого лимита, но и включить в план природоохранных мероприятий меры по снижению количества отходов, подлежащих размещению.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления хозяйствующим субъектом подтверждающего технического отчета по обращению с отходами.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена [15, с. 55].

Нормирование не только помогает снизить нагрузку на окружающую среду, но и способствует повышению эффективности использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов.

Таким образом для эффективного функционирования система управления переработкой бытовых отходов должна базироваться, прежде всего, на правовой основе, которая должна быть обеспечена на федеральном и региональном уровнях управления. Законы провозглашают государственную политику в области обращения с отходами, определяют стратегию развития отрасли, закрепляют юридическое определение отходов, права и обязанности субъектов хозяйствования, компетенцию и полномочия органов управления, организационно-экономические основы деятельности в сфере обращения с отходами, ответственность за правонарушения в этой сфере.

Выводы к первой главе

В итоге, рассматривая систему управления переработкой бытовых отходов мы понимаем, что она содержит не только экологические аспекты, а также экономические, правовые, политические и социальные.

В данной главе мы определили в качестве объекта управления – бытовые отходы, в частности ТКО, показали значимость в системе управления переработки данные виды отходов. В качестве субъекта управления рассматриваем общество, включая всех его субъектов: государство, предприятия, экологические общественные организации и население.


Страница 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф