Меню Услуги

Совершенствование системы управления социально-экономического развития сельских муниципальных образований


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений
  • 1.1. Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований
  • 1.2. Особенности управления социально — экономическим развитием сельских муниципальных образований
  • 1.3. Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России
  • Глава 2. Анализ социально — экономического развития и механизмов функционирования Ашитковского муниципального образования
  • 2.1. Общая характеристика сельского поселения Ашитковское Воскресенского Муниципального района Московской области
  • 2.2. Социальная инфраструктура сельского муниципального образования Ашитково, как фактор социально-экономического развития
  • 2.3. Оценка результативности деятельности местного самоуправления в муниципальном районе
  • Глава 3. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований
  • 3.1. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием
  • 3.2. Анализ перспектив социально-экономического развития сельского поселения Ашитково
  • 3.3. Методика стратегического управления развитием Ашитковского муниципального образования
  • Заключение
  • Список литературы и других использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

Меры по устойчивому развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в тесном взаимодействии с другими федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и механизмах сельской политики, обсуждается концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся проблемы: неэффективность аграрной политики, недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования.

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.

Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования :

— выявление и совершенствование механизмов эффективного социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующих уровням управления;

— обоснование способов привлечения дополнительных финансовых средств для социально-экономического развития сельских муниципальных образований;

— разработка сценарного подхода к оценке перспектив развития сельских муниципальных образований, расположенных вокруг областного центра;

— разработка методики стратегического управления развитием муниципального образования;

— выявление преимуществ многопланового сценария развития экономики сельских муниципальных образований, расположенных в непосредственной близости от административного центра.

Объектом исследования является процесс управления социально-экономическим развитием сельского поселения Ашитково, Воскресенского района, Московской области.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе управления социально-экономическим развитием сельских поселений муниципального образования.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах современных ученых по проблемам территориального социально-экономического развития; программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти.

В работе использовались следующие методы познания: анализ и синтез, системный анализ процессов общественного развития, а также методы структурно-функционального анализа, сравнения и обобщения.

Информационной базой исследования являются нормативно-правовые источники (Законы РФ, акты исполнительной и законодательной власти всех уровней), информация о реализации национальных проектов «Доступное и комфортное жильё гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», целевых программ «Социальное развитие села до 2010 г.» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Использовались также материалы периодической печати, данные официальной статистической отчетности исследуемых субъектов хозяйствования, а также материалы статистических сборников РФ, данные Московского областного комитета государственной статистики.

Научная новизна исследования:

состоит в формировании новых, адекватных методик и механизмов, направленных на повышение эффективности управления социально — экономическим развитием муниципального образования ориентированного на позитивную динамику уровня качества жизни местного сообщества в контексте реализации стратегии развития муниципального образования. Элементы научной новизны состоят в следующем:

Уточнены концептуальные основы стратегического управления развитием сельского муниципального образования.

Разработана методика формирования программы комплексного социально — экономического развития сельского муниципального образования.

Предложены способы привлечения дополнительных финансовых средств для социально — экономического развития сельских поселений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования, методических разработок и практических результатов работы в деятельности органов региональной власти и местного самоуправления при разработке концепции и программ устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, а также в качестве методического инструмента повышения эффективности функционирования местного самоуправления.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В ведении указывается актуальность темы исследования, практическая значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам развития местного самоуправления. Во второй главе проводится анализ социально-экономического развития сельского муниципального образования на примере сельского поселения Ашитковское. Третья глава посвящена разработке методики формирования программы комплексного социально — экономического развития сельского муниципального образования Ашитковское.

Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений

1.1. Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований

Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований, решение социальных проблем населения является условием сохранения сельских поселений. Особое значение в управлении местными территориями придается развитию социальной сферы, которая является базой формирования условий для воспроизводства населения, на основе удовлетворения потребностей жителей.

Объективной необходимостью для современной России является создание социально ориентированной рыночной экономики. Экономическое развитие страны всегда оказывает влияние на социальную составляющую, так как любые экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения.

В большинстве развитых стран потребности населения в начале и середине XX в. поставили перед бизнесом две проблемы. Первая состояла в необходимости насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала стремительное наполнение рынка новыми товарами и рост цен, сокращавший спрос. Вторая проблема была обусловлена появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения. Решение второй проблемы вызвало к жизни более узкую область экономики, непосредственно связанную с социальными явлениями и называемую социальной сферой. К ней принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей. Общая характеристика социальной сферы свидетельствует, что социальная экономика охватывает широкий круг экономических объектов и процессов. Прежде всего, она изучает, анализирует природу и структуру потребностей, потребительские запросы и рациональные потребности различных экономических субъектов.

Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельской местности. В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход, в том числе на территориях с ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к однобокому аграрному развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.

Если условия хозяйствования важны для развития экономики, то решающую роль в социальном развитии поселений играет уровень развития местного самоуправления. Изучая причинно-следственные связи в области развития экономики территорий, мы пришли к выводу о наличии двух взаимосвязанных цепочек развития:

— Демократизация государственного управления → развитие местного самоуправления → укрепление экономической базы муниципальных сельских поселений → рост созидательной активности населения → формирование гражданского общества → развитие муниципальных сельских территорий.

— Демократизация государственного управления → формирование многоукладной экономики в сельской местности → формирование приемлемых условий хозяйствования → развитие экономики → развитие сельских территорий.

По нашему мнению, социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований представляет собой производственную сферу (традиционно аграрное производство на предприятиях, в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах, а также элементы промышленного производства), базирующуюся на социальной инфраструктуре, формирующей трудовой потенциал территории. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований должно сводиться к формированию нормального уровня жизни сельского населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры сельских поселений (формирование условий для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий жизни населения).

В энциклопедическом словаре экономики и права даётся следующее определение социальной сферы. Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

Сельское поселение является административной единицей, включающей в себя населенные пункты, обладающие географической и экономической общностью. Проанализировав особенности сельской местности, предлагается следующее определение социальной сферы сельского муниципального образования: это сфера общественного воспроизводства, создающая условия для комфортного проживания людей в сельской местности, развивающая трудовой потенциал сельской территории на перспективу и включающая в себя объекты социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, коммуникации и транспортную доступность.

Социальной сферой сельской местности не создаются материальные блага, но без её развития невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Для устойчивого развития АПК необходимо, в первую очередь, решить социальные проблемы населения сельской местности. Активная социальная политика — важнейшее условие конкурентоспособности экономики. Опора на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит экономическое развитие.

В сельской местности районные и муниципальные администрации, как правило, не имеют возможности решения всех важных вопросов социально-экономического развития. Это связано с их большой загруженностью текущими вопросами, негибкой структурой управления и, зачастую, с недостаточной профессиональной подготовкой кадров. Перспектива развития сельских территорий во многом зависит от того, будет ли там жить и работать молодежь. Исследования по стране показали, что только 17% выпускников сельских школ намерены связать свою судьбу с работой и жизнью в сельском хозяйстве. После завершения обучения в село собираются поехать только 10% выпускников аграрных вузов; 26% — лишь при условии предоставления им комфортабельного жилья; 45% — не намерены связывать свою жизнь с сельским хозяйством. Жилищная проблема является исключительно важной для закрепления молодежи в сельской местности.

Социальная политика призвана выполнять взаимосвязанные функции — защиту, социальное и экономическое развитие сельской местности.

Для решения этой проблемы необходим ряд корректировок законодательных актов, направленных на изменение налогового, бюджетного кодексов, где главное место занимали коммерческие организации, и распределение части их средств на развитие социальной сферы. А так как основу социальной сферы составляет Генеральный план развития территорий и управления этой структурой, то на основе разработанных стратегий необходимо оценивать краткосрочные перспективы ее развития.

В настоящее время традиционные модели экономического роста страны, регионов и городов исчерпали себя. Сложившиеся модели развития и соответствующий характер производства и потребления не являются устойчивыми по своей сути. Имеющиеся концепции устойчивого развития, которые определяют стратегические задачи глобального и государственного уровней, глубоко не затрагивают региональные и, тем более, локальные уровни.

Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством были направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально-экономические процессы на территориях. В работе определены взаимосвязи основных элементов социально — экономического развития сельских муниципальных образований.

Малые города являются важным элементом городского каркаса расселения страны, на долю которого приходится основная часть (85%) общего количества городов страны. Малые города как особый субъект муниципальных образований являются базой социально-экономического развития сельских территорий. В условиях реформирования местного самоуправления требуется пересмотр стратегической ориентации развития малых городов, нацеленной на воссоздание их способностей к самостоятельному развитию (саморазвитию) на базе собственных ресурсов (т.е. самодостаточности).

Необходимо отметить, что в России влияние малых городов на развитие сельских территорий в значительной мере обусловлено колоссальными различиями в уровнях их социально-экономической развитости и степени интегрированности в национальную экономику. Условно можно разделить сельские районы на урбанизированные (то есть включенные в сферу влияния мегаполисов, их агломерации, где характер и структура занятости, сформированная социальная инфраструктура и уровень благосостояния приближаются к городским стандартам) и периферийные — со слабым развитием несельскохозяйственных видов деятельности и преимущественной занятостью в аграрном производстве (до 85 %). Именно здесь сосредоточены все «болевые точки» сельской местности: бедность, безработица, низкий уровень продуктивной занятости, крайне неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры, резкое снижение качества рабочей силы, инвестиционная непривлекательность, отсутствие рынка сбыта сельхозпродукции и др.

Сейчас в России сформировались следующие типы сельско-городских муниципальных образований: отдельные поселения, сельские округа (сельсоветы), районы, двухуровневая организация (района), внутрирайонные муниципальные формирования. Следовательно, необходима подготовка и принятие стратегии устойчивого сельского развития, под которым понимается развитие сельского сообщества, отличающееся экономической эффективностью, социальной справедливостью и экологической безопасностью. Главный вопрос при разработке стратегии сельского развития — является ли сельское хозяйство, а значит, и сельское население, долгосрочным и стратегическим приоритетом. Без повышения значимости жилищных условий, безусловно, перспективной отрасли экономики страны, которая может обеспечить продовольственную безопасность и развитие сельских территорий, позитивных сдвигов не будет [26].

Рост экономики страны, профицит бюджета дают основания для перехода от борьбы за выживание к стратегии устойчивого развития. Это в полной мере относится и к развитию сельских территорий.

Основная цель развития сельских муниципальных образований — стабилизация социально-экономического развития сельских территорий, снижение сельской бедности, повышение уровня и улучшение условий жизни сельского населения. Для этого в ближайшие годы необходимо осуществить следующие меры:

  • создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов;
  • развитие в сельской местности несельскохозяйственной занятости, обеспечивающей повышение доходов населения, ускорение высвобождения из сельскохозяйственных предприятий излишней рабочей силы и повышение производительности труда;
  • обеспечение социального развития сельских поселений, направленного на постепенное улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, расширение доступности социальных услуг и повышение их качества.

Наличие противоречия между необходимостью совершенствования управления устойчивым социально — экономическим развитием сельских муниципальных образований и отсутствием достаточной для этого научно — методической базы свидетельствует об актуальности темы исследования.

1.2. Особенности управления социально — экономическим развитием сельских муниципальных образований

Научные изыскания в любой сфере деятельности невозможны без четкого определения методологических основ, которые определяют направления и глубину исследования.

Методологической базой проводимого исследования является системный подход, который позволяет рассматривать управленческие процессы развития социальной сферы сельских муниципальных образований с учетом всего многообразия факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на данный объект управления. В настоящее время становится ясно, что проблемы современного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований не могут быть решены на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов.

Опираясь на теоретические подходы к системным объектам, в процессе исследования, в работе выделены следующие характерные особенности социальной сферы сельских муниципальных образований как системы [27. с.77]:

— Целостность системы — благодаря чему социальная сфера сельской местности является обособленным объектом управления, в свою очередь, состоящим из элементов.

— Связи — социальная сфера сельских территорий является сама по себе системообразующей базой развития сельского населения, но в тоже время состоит из целой группы взаимосвязей.

— Структура и организация — через них проявляется упорядоченность данной системы как базы развития сельских территорий, определяемая устойчивыми связями, а иногда и направленность этой упорядоченности.

— Уровни системы и иерархия этих уровней (управление развитием социальной сферы сельских муниципальных образований осуществляется сверху вниз — начиная с Федеральных программ развития, через органы управления субъекта Федерации и районные уровни, заканчивая руководством сельских поселений).

— Управление — специфический способ регулирования многоуровневой иерархии. Связи управления можно рассматривать как одно из характерных выражений системообразующих связей. На уровне управления социальной сферой сельских образований управление базируется на финансовых механизмах.

— Цели и целесообразный характер поведения социально направленных систем в сельской местности, располагающих собственным «органом» управления.

— Соотношение функционирования и развития системы — поиск соответствующих «механизмов» и построение единой картины объекта.

— Тесная взаимосвязь развития социальной сферы сельских территорий и эффективности сельскохозяйственного производства

Социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований как подсистема, входящая в социально-экономическую систему страны, занимает особое положение в системе управления. Это связано с тем, что она формируется органами местного самоуправления на основе финансирования, осуществляемого на региональном уровне. Входя в систему государственного регионального управления, органы местной власти, естественно, находятся в подчинении и зависимости от вышестоящего уровня управления. Но, с другой стороны, в их компетенции находится управление территориями, где организована система местного самоуправления, законодательно определяемая как самостоятельный уровень управления, независимый от государственного, к которому относятся административные районы, городские и сельские поселения и городские округа. Формально независимые органы местного самоуправления, тем не менее, находятся в подчиненном положении относительно региональных властей, так как развитие территорий осуществляется в русле общей региональной политики, а финансирование местных бюджетов в значительной мере зависит от вышестоящих региональных органов власти.

Являясь неотъемлемой частью государственной управленческой системы, управление сельскими муниципальными образованиями имеет свои особенности развития. Чтобы выделить особенности муниципального уровня управления, можно по аналогии с функциями регионального уровня, предложенными Л.А. Велиховым, сформулировать особые функции местного самоуправления:

— органы местного самоуправления являются подзаконной властью, которая действует в пределах и на основании законов, принимаемых федеральными региональными властями;

— управление муниципалитетом возможно в том случае, когда определены предметы его ведения;

— для реализации полномочий по этим предметам ведения органы управления муниципалитетом должны иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности;

— зависимость от центральной (региональной) власти уменьшается, когда выборы состава органов представительной власти происходят прямым голосованием.

Выделенные особенности позволяют четко проследить особенности местного самоуправления, являющегося, с одной стороны, управляемой, а с другой стороны, управляющей подсистемой.

Опыт развитых стран свидетельствует, что для эффективного функционирования система местного самоуправления должна иметь собственную вертикаль, охватывающую все уровни управления. При этом роль вышестоящих по отношению к сельским поселениям органов будет заключаться в разработке, лоббировании и контроле реализации федеральных и региональных программ развития сельских территорий, информационной и иной поддержке органов местного самоуправления.

В работе схематично представлена система, характеризующая управленческую и ресурсную взаимосвязь социальной сферы сельских территорий их экономической базы в механизме ресурсного обеспечения.

Сельское муниципальное образование в основу стратегии должно заложить ориентацию на собственные ресурсы, с помощью которых будут разрабатываться программы и проекты, обеспечивающие приток на территорию муниципального района финансовых ресурсов для реализации социальных проектов.

Акцент должен делаться на непрерывное отслеживание качества жизни граждан, поскольку его повышение является ключевой задачей. Поэтому центральный момент анализа состояния экономики — расчет значений основных показателей качества жизни населения района и определение их динамики, чтобы в реализации программ и проектов своевременно выявить, насколько результативно они влияют на рост благосостояния граждан, оправдываются ли их ожидания. Это позволит своевременно корректировать управление муниципальным районом, посредством принятия соответствующих политических и экономических решений.

Непрерывное выявление и формирование конкурентных преимуществ территории и расположенных на ней экономических объектов, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей при определении стратегических направлений являются значимыми для поддержания конкурентоспособности территории во временных горизонтах планирования.

Основными задачами разработки концепции развития являются:

— определение состояния экономики района и выявление основных тенденций ее развития;

— установление и анализ сильных и слабых сторон сельского муниципального образования;

— выявление определенных угроз и возможностей, разработка стратегических направлений развития территории;

— выработка конкретного стратегического плана, включающего необходимый комплекс проектов и программ, а также механизм их реализации.

Обозначенная выше схема будет использована при создании методики стратегического управления социально-экономическим развитием сельского муниципального образования [38. с.25].

Современная наука выработала три основных метода управления всеми сферами общественной жизни: организационно-административный, экономический и социально-психологический. Использование этих методов и их сочетание зависят от формы собственности управляемого объекта. Общим для органов государственного управления и местного самоуправления является то, что они осуществляют прямое, директивное управление только объектами «своей» собственности при наличии взаимоотношений соподчинения.

Для функционирования предприятий, организаций, находящихся в других формах собственности, создаются благоприятные условия, т.е. управление осуществляется косвенно, путем применения рычагов экономического механизма. Значительная часть сельскохозяйственных предприятий приватизирована и вновь образована как коммерческие организации на основе частной собственности на средства производства и землю. С целью расширения непосредственного управления сельскохозяйственным производством, переработкой продукции, торговлей органы местного самоуправления выкупают частные организации и регистрируют их как муниципальные, приобретают акции сельскохозяйственных организаций, содействующих образованию агрофирм, агрокомбинатов.

В то же время сложившаяся за годы реформ социальная ситуация в российских сельских поселениях резко ухудшилась. Деструктивные демографические процессы, резкое сокращение рынка труда и занятости, увеличивающаяся бедность сельских жителей, отсутствие самых важных для жизнеобеспечения людей объектов социальной и инженерной инфраструктуры ставят под угрозу сохранение и формирование трудового потенциала.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий, как подчеркивают специалисты, во многом зависит от решения социальных проблем сельского населения. Ныне восстановление и развитие социальной инфраструктуры этих территорий требует значительных вложений. В условиях централизованной экономики роль инвестора выполнял федеральный центр. В настоящее время в этом процессе своими ресурсами участвуют сами сельские муниципальные образования. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села года» предусматривает расходование на ее реализацию 178,7 млрд руб., из которых доля федерального бюджета составит 10,5%, бюджетов субъектов Федерации — 43, внебюджетных источников — 46,5. Следовательно, в финансировании программ социального развития должны участвовать и сами сельские территории.

В связи с этим особым сегментом развития сельских территорий является вопрос, связанный с механическим приростом сельского населения за счет миграционных процессов. В современных условиях есть три контингента населения, которых можно заинтересовать переселением.

Первый — это бывшие граждане СССР, преимущественно русские, которые после разрушения Союза не по своей воле оказались гражданами СНГ. Таких людей насчитывается около 25 млн. человек. Для многих из них в силу национальных, религиозных и других причин ухудшились условия проживания, и они желали бы выехать в Россию. Было бы недальновидным не воспользоваться этим обстоятельством. Об их желании переехать свидетельствует тот факт, что в последние годы в страну уже прибыло достаточно много таких людей. Но из-за отсутствия четкой переселенческой политики наши же люди встречаются с равнодушием к их судьбам, испытывают мучения при благоустройстве и оказываются никому не нужными. По сути, они становятся изгоями и при разумной переселенческой политике и создании необходимых условий для их обустройства на новом месте составят источник трудовых ресурсов для малообжитых сельских территорий.

Второй контингент — это жители городских поселений. Сейчас, в связи с развалом промышленности, многие предприятия прекратили производственную деятельность. В результате ранее занятые люди оказались безработными или занялись не свойственной им деятельностью. К тому же, определенная их часть — выходцы их деревни. Многие из них при создании благоприятных условий также могли бы переселиться в сельскую местность и заняться сельскохозяйственной деятельностью.

Третий — это те люди, которые в силу губительных реформ намерены покинуть сельское хозяйство или уже бросили его, перебиваясь в городе случайными заработками. Здесь главная задача состоит в приостановке этого процесса. Сделать это можно только путем реализации системы мер по резкому улучшению среды для деятельности в системе агропромышленного комплекса.

В процессе заселения сельских территорий и при проведении аграрной политики в целом необходимо исходить из того, что построение данной системы сверху, насилие и ему подобные методы воздействия на крестьян приведут к дальнейшей потере приобретенных за многие столетия моральных стимулов (главными из них являются: нравственное отношение к труду и справедливому за него вознаграждению, отсутствие стяжательства и стремления к обогащению). Это деформирует интерес к труду и приведет к снижению и даже угасанию трудового энтузиазма. В этом нам видится главная угроза положительным преобразованиям на сельских территориях.

Таким образом, решение проблемы эффективного управления социально-экономическим развитием сельских территорий может осуществляться по целому ряду направлений, связанных как с миграционным движением так и с естественным приростом населения; развитием экономики, в том числе и аграрной; формированием социальной инфраструктуры сельской территории.

В связи с этим, основной трудностью в повышении привлекательности жизни в сельской местности, на наш взгляд, является недостаточное развитие социальной инфраструктуры и низкий уровень экономических условий для нормальной жизни людей.


Страницы:   1   2   3   4