Заявка на расчет
Меню Услуги

Совершенствование скоростно-силовых качеств пловцов 17-18 лет

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ.
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов на этапе высшего спортивного мастерства.
  • 1.1 Физиологические особенности пловцов 17-18 лет.
  • 1.2 Построение тренировочного процесса пловцов на этапе высшего спортивного мастерства.
  • 1.3 Особенности методики совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов на этапе высшего спортивного мастерства.
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • 2.1  Цель и задачи исследования.
  • 2.2. Организация исследования.
  • 2.2. Методы исследования.
  • ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  • Список литературы.
  • Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Aктyaльнocть нaшeгo иccлeдoвaния зaключaeтcя в тoм, чтo ocoбoe мecтo в paзвитии двигaтeльныx вoзмoжнocтeй зaнимaют cкopocтнo-cилoвыe качества, выcoкий ypoвeнь вocпитaния кoтopыx игpaeт бoльшyю poль пpи выпoлнeнии cтapтoв и пoвopoтoв в плaвaниe в лacтax, чтo в cвoю oчepeдь зa cчёт выpocшeй кoнкypeнции имeeт вaжнoe знaчeниe пpи дocтижeнии мaкcимaльнo выcoкиx peзyльтaтoв.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Скоростно-силовые качества, как следует из термина, проявляются в действиях, которые требуют относительно высокой скорости движения в дополнение к силе. Некоторые из этих проявлений называют взрывной силой. Обычно его определяют как способность достичь максимального количества силы, проявляемой в движениях, за минимально возможное время.

Плaвaниe пpeдъявляeт cпeцифичecкиe тpeбoвaния к cкopocтнo- cилoвым cпocoбнocтям cпopтcмeнa, которые определяется характером и продолжительностью динамических усилий в процессе конкурентной борьбы (соревновательной деятельности).

Поскольку современный уровень спортивного плавания чрезвычайно высок, пловцу приходится модифицировать индивидуальную технику, оптимальную для его антропометрических, гидродинамических, силовых и других индивидуальных способностей, чтобы достичь наилучших результатов.

Система спортивной подготовки пловцов, занимающихся на этапе высшего спортивного мастертсва, несомненно обуславливает совершенствование скоростно-силовых качеств, но нет обоснований проявления данных качеств в разных ситуациях, нет конкретики методики решения технических и тактических задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности.

Многолетняя спортивная подготовка пловцов этапа высшего спортивного мастерства включает  положения теории спорта высоких достижений. Это целенаправленная ориентация на высшее спортивное мастерство, максимальное использование индивидуальных способностей спортсмена, пропорциональность развития основных психофизических качеств.

Проблема исследования состоит в том, чтобы изучить воспитание скоростных способностей в процессе занятий пловцов 17-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства, необходимо провести исследования именно на этот предмет, найти зависимость от уровня подготовки, других физических способностей спортсменов пловцов 17-18 лет.

Объект исследования: программа подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства в возрасте 17-18 лет.

Предмет исследования: совершенствования скоростно-силовых качеств у пловцов на этапе высшего спортивного мастерства.

Цель разработка тренировочной программы для совершенствование скоростно-силовых качеств пловцов 17-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства.

Задачи исследования:

  1. Изучение специальных источников литературы по проблеме исследования.
  2. Провести тестирование скоростно-силовых качеств пловцов 17-18 лет спортивной школы олимпийского резерва № 23 Москомспорта, г.Москва.
  3. Разработать тренировочную программу с целью совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов 17-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства.
  4. Внедрить в учебно-тренировочный процесс и выявить эффективность разработанной тренировочной программы совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов 17-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства.

В исследовали применялись следующие методы, адекватные цели и задачам: анализ специальной литературы по проблеме исследования: совершенствование скоростно-силовых качест пловцов на этапе высшего спортивного мастерства, тестирование скоростно-силовых качеств, эксперимент направленные ра проверку эффективности разработанной методики совершенствования скоростно-силовых качеств, результаты исследования подверглись обработки математической статистики.

База исследования: Спортивная школа олимпийского резерва № 23 Москомспорта, г.Москва.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов на этапе высшего спортивного мастерства

1.1 Физиологические особенности пловцов 17-18 лет

Физиология спортивного плавания основана на определенных механических процессах во время движения в воде, которые отличают этот вид спорта от других видов физической активности.

Основные факторы физиологии пловца (рис. 1).

Рисунок 1 – Основные факторы физиологии пловца

Подъемная и потопляющая (обратная) сила. Это определяется количеством мышц и жировой ткани в организме пловца, их соотношением, количеством воды, в которую погружается спортсмен, и количеством кислорода, поступающего в легкие.

Чем больше жировой ткани в организме, тем легче спортсмену находиться в воде, не перенапрягаясь. Чем выше скорость погружения, тем больше усилий приходится прилагать мышцам, чтобы не вынырнуть из воды.

Лобовое сопротивление. Большая часть мышечной работы в воде заключается в устранении силы сопротивления, возникающей при движении. Это называется силой сопротивления. Она определяется формой и объемом тела спортсмена, скоростью движения и вязкостью жидкости.

По статистике, величина лобового сопротивления у спортсменок ниже, чем у пловцов. Это связано с меньшей площадью поверхности тела. Фронтальное сопротивление также изменяется в зависимости от положения тела при различных техниках плавания и от определенной фазы цикла движения.

Основным показателем нагрузки на тело пловца является преодоление лобовой силы во время движения на высокой скорости.

Движущая сила. Продвигающая сила возникает во время интенсивной мышечной работы спортсмена.

Ее величина складывается из следующих показателей: сила плавучести и величина сопротивления воздуха. Максимальное значение продвигающей силы достигается при выполнении техники брасса и составляет около 22 кг. Больший вклад в продвигающую силу в этой технике плавания вносят движения ног. В технике кроль это движение верхних конечностей, которые запускают движение. А в стиле баттерфляй вклад рук и ног примерно одинаков.

Образование энергии. Существует два механизма получения энергии при выполнении водных упражнений: аэробный и анаэробный. Плавание на короткие дистанции использует анаэробную систему производства энергии, а плавание на длинные дистанции — аэробную систему.

Эффективность физических упражнений и энергозатраты. Плавание расходует примерно в 5-10 раз больше энергии, чем бег с аналогичной скоростью.

Эффективность движения рассчитывается величиной, равной отношению полезной работы к величине энергии, затраченной на выполнение этой работы. У непрофессиональных пловцов эффективность работы довольно низкая — не более 7%. У профессиональных спортсменов с высоким уровнем подготовки эффективность достигает 30%.

Женщины (которые не занимаются профессиональным плаванием) потребляют около 250-300 ккал, чтобы проплыть 1000 м, а пловцы-женщины — не более 150 ккал. Пловцам-любителям требуется 400-500 ккал на 1000 м, а профессиональным пловцам — не более 200 ккал.

Работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения в воде требуют большого объема легких, чтобы набрать достаточное количество воздуха. У ведущих спортсменов емкость легких соответствует 5-6,5 л, а у женщин этот показатель не превышает 2,5 л. У людей, которые не занимаются плаванием, но того же возраста, объем легких на 10-20% меньше.

В любом виде плавания процесс движения четко координируется с дыханием. В этом случае вдох становится менее продолжительным, а выдох — более продолжительным. В среднем пловец делает около 40 дыхательных циклов за 1 минуту. Частота дыхания во время беговых тренировок выше, чем во время плавания.

По мере увеличения скорости пропорционально увеличивается частота сердечных сокращений (ЧСС). В целом, этот показатель ниже, чем у бега.

По сравнению с беговыми дисциплинами, у пловцов ЧСС выше (примерно на 10-20%).

Мышечный фактор. Все группы мышц организма задействованы во время передвижения в воде, что является важным не только для увеличения скоростных возможностей, но и для поддержания баланса и координации двигательных действий. У спортсменов высокой квалификации преобладают медленные волокна. Однако если в организме пловца преобладают быстрые волокна, скоростные возможности будут выше на спринтерских дистанциях.

Большое количество медленных волокон является оптимальным для пловцов на длинные дистанции, которые обуславливают хороший уровень развития выносливости.

Механизм терморегуляции. В нормальных условиях температура тела пловца выше, чем температура воды в бассейне. На суше организм легко справляется с поддержанием постоянной температуры тела даже при значительных изменениях температуры окружающей среды. Однако в водной среде механизм терморегуляции отличается. Для поддержания оптимальной температуры тела в состоянии покоя нам необходима температура жидкости около 330.

Около 95% энергии, вырабатываемой во время плавания, используется для выработки тепла. А во время интенсивных, кратковременных нагрузок в воде терморегуляция в организме спортсмена несколько нарушается [19].

Каждый из этих физиологических процессов оказывает существенное влияние на плавание и организм спортсмена/пловца.

Постпубертатный период у девочек 15-18 лет и у мальчиков 17-20 лет характеризуется замедлением роста и достижением половой зрелости. В этот период девушки достигают окончательного роста и полной физиологической зрелости. Соответственно, без физических тренировок женщины теряют значительную часть своей аэробной и анаэробной выносливости и силы.

Недостаточная тренировка и особенно преждевременное снижение объема нагрузки могут привести к фазе плато и даже к снижению спортивных результатов у девушек. Поэтому в этот период, чтобы спортивные результаты не снижались необходимо увеличить годовой объем тренировочных нагрузок. В этот период девушки нуждаются в силовых тренировках, контроле веса тела, даже в большей степени, чем юноши.

В отличие от девушек у юношей рост и функциональное развитие медленно продолжаются вплоть до 20-22 летнего возраста. Когда завершается рост юноши явно превосходят девушек в росто-весовых показателях, силе, аэробной и анаэробной производительности.

В возрасте 17-18 лет окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами о продолжается.

Грудная клетка интенсивно развивается, прочнее становится позвоночный столб, то есть они могут выдержать уже более значительные нагрузки и менее подвержены деформации со стороны внешних факторов [15,c.76]. Окостенение костей заканчивается на 19 году. Половые особенности отражаются в развитии костей предплюсны. У девушек эти процессы проявляются ранее, чем у юношей. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в возрасте 15-19 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 лет [15]. В этот период у юношей кости становятся более толстыми и прочными, рост тела скорее идет в ширину, чем в длинну, однако процессы окостенения еще не завершены.

Высоко дифференцированная структура мышечного волокна формируется к 17-18 лет. В это период происходит увеличение мышечной массы за счет роста диаметра мышечного волокна, но оно происходит не равномерно с 15 до 17-18 лет увеличивается примерно на 12%. Известно, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 17 летнему возрасту увеличивается в 6-8 раз. Мышцы нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей растут быстрее. В возрасте 18 лет различие в мышечной силе 15-20 кг.

Вес тела у девушек увеличивается быстрее, чем мышечная сила. Однако у девушек данного возраста лучше развиты координационные способности чем у юношей.

Что касается развития опорно-двигательного аппарата в этом возрасте, то он уже способен выполнять длительные нагрузки и выдерживать статические напряжения. Это обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

В процессе развития меняются и функциональные свойства мышц. Повышается лабильность мышечной ткани и возбудимость мышц, так же меняется мышечный тонус. После 15 лет движения становятся более мягкими и пластичными. Отделы двигательного анализатора в возрасте 17-18 лет уже заканчивают свое формирование. В возрасте 17-18 естественно изменяются кондиционные способности. Однако их развитие идет не равномерно. Сначала идет развитие быстроты и ловкости двигательных действий. Следует отметить что, быстрота характеризуется скоростью одиночного движения, которое особенно значительно возрастает в возрасте 17-18 лет, временем двигательной реакции и частотой движений [14].

Особенно яркое различие в показатели силы проявляется в 17-18 лет у юношей, по сравнению с девушками, и подтверждается превосходством развития данного качества. Выносливость развивается позже всех других кондиционных качеств. Ей присущи возрастные, половые и индивидуальные отличия. В возрасте 17-18 лет данное кондиционное качество составляет примерно 85% уровня взрослого показателя и максимального уровня она достигает в возрасте 25-30 лет[16,c.59].

Чрезмерные нагрузки в возрасте 17-18 лет способны спровоцировать снижение гемоглобина и эритроцитов. После мышечного напряжения в этом возрасте фиксируются лейкоцитозы (лимфоцитарный и нейтрофильный), а также изменения в составе красной крови. Эритроциты (на 12-17%) и гемоглобин (на 7%) увеличиваются за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Так же под влиянием физических нагрузок меняется секреция гормонов надпочечников. После тренировки у юношей выделяется с мочой гормоны коркового слоя надпочечников.

МОД (минутный объем дыхания)  возрасте 17-18 лет равен 110 мл/кг. МВЛ (максимальная легочной вентиляции) у юношей практически не меняется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия спортом увеличивают этот показатель [25].

Циклические виды спорта, коем является спортивное плавание, наиболее способствуют увеличению ЖЕЛ. Так же с взрослением увеличивается устойчивость к недостатку кислорода в крови, то есть к гипоксемии. Нейрогуморальные перестройки, которые связанны с периодом полового созревания юношей увеличивают восстановительный период с 28,8 до 52,9 секунд. [18].

МПК (максимальное потребление кислорода) в плавание является значимым, информативным показателей работоспособности спортсмена, который показывает возможности энергетических систем организма пловца, дееспособность сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы. Общеизвестно, что он увеличивается с возрастом и в период с 5 до 18 лет растет. В этот период следующий рост МПК:  с 1385 мл/мин — у 8-летних; до 3150 мл/мин. — у 17-летних. МПК у юношей и девушек различается [31].

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) совпадает с постпубертатной фазой онтогенеза (16 — 20 лет). Темпы возрастного развития функциональных качеств заметно снижаются, хотя они могут обеспечить прирост спортивных результатов вплоть до 20 -22 лет. Однако в это время начинают действовать иные биологические законы.

Так, уровень развития специальной работоспособности определяется уже не столько возрастом, сколько объемом и характером выполненных тренировочных нагрузок. Адаптационные изменения в организме под влиянием этих нагрузок и завершение возрастного формирования его систем к концу этого периода обеспечивают возможность достижения высоких спортивных результатов.

Причем гетерохронность развития систем организма и направленность предшествующих этапов многолетней подготовки приводят к тому, что раньше формируются аэробные механизмы и лишь через несколько лет — анаэробные. Вот почему пловцы-стайеры достигают своих лучших результатов в более молодом возрасте, чем спринтеры.

К 16 — 17 годам организм юношей уже физиологически созрел для интенсивной специальной подготовки.

Полученные нами данные свидетельствуют: если до 16 — 17 лет повышение специальной работоспособности и спортивных результатов пловцов происходит преимущественно за счет развития аэробных возможностей, то после 17 -18 лет результативность в плавании определяется возможностями анаэробного образования энергии. Это требует соответствующего пересмотра тренировочных программ.

Необходимо, отметить, что тренировки анаэробной направленности вызывают у спортсменов неприятные болезненные ощущения. Для того чтобы регулярно выполнять их, спортсмен Должен быть хорошо мотивирован и психологически подготовлен. На этом этапе тренеру необходимо окончательно определить предрасположенность каждого ученика к специализации на длинных или коротких дистанциях и уже в соответствии с этим планировать тренировочный процесс.

1.2 Построение тренировочного процесса пловцов на этапе высшего спортивного мастерства

Плавание – одно из самых ценных среди естественных умений человека. Находясь в естественной для себя стихии, пловец развивается физически, укрепляет иммунитет и, преодолевая дистанции, борется со своей неуверенностью. Плавание как вид спорта появилось с развитием цивилизаций и до настоящего времени является зрелищным и захватывающим состязанием. С течением времени выделились направления, способы плавания.

Бассейны для проведения международных соревнований с каждым годом становились современнее, развивался детский спорт. Занятие этим необыкновенным видом спорта прочно вошло в насыщенную жизнь человека, помогая ему формировать стойкие жизненные навыки.

В СССР начало ХХ века ознаменовано проведением первых официальных крупных состязаний, в 1913 году на Украине, а в 1914 в Латвии. Спортивные результаты в то время не были высокими, но начало развитию русского, а потом и советского плавания было положено.

Классификация МОК выделяет четыре официальных вида спортивного олимпийского плавания. На самом деле, их намного больше, с каждым годом появляются новые.

Спортивное – соревнования проводятся в бассейнах 50 или 25 м на дистанции от 50 м до 1,5 км либо на открытой воде  на дистанции 5–25 км и более. Расстояние нужно преодолеть выбранным способом: кролем, брассом, баттерфляем либо на спине.

Соревнования, проводящиеся по официальным правилам, включают утренние и вечерние заплывы. Утренние считаются предварительными, по их результатам определяются финалисты и полуфиналисты, которые примут участие в вечерних программах. В программе соревнований разыгрываются награды на дистанциях кролем, на спине, способом «дельфин», брассом.

Официальные соревнования по плаванию организуются по спортивным дисциплинам в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта (далее ВРВС).

Как вид спорта, плавание имеет свои спортивные дисциплины. Список плавательных дисциплин представлен в Приложении 1.

Общая физическая подготовка пловца является основополагающей, которая способствует развитию выносливости, и дыхание (ошибки в дыхании в конечном итоге влияют на технику). Работа над техникой направлена не только на освоение отдельных ее элементов, но и на координацию движений и умение точно их рассчитывать (что чрезвычайно важно, например, при выполнении поворота), а также на чувство ритма.

С развитием спортивного плавания организация тренировочного процесса приобретает все большее значение. Это способствовало, например, успеху японских пловцов того времени. 20-30-е. Явно уступая своим европейским и американским конкурентам в физической силе и конституциональной мощи, они компенсировали эту слабость увеличением частоты движений (что достигалось за счет увеличения тренировочной нагрузки). Аналогичным образом, подъем австралийского плавания в середине 1950-х годов можно в значительной степени объяснить введением так называемых интервальных тренировок — с сопутствующим увеличением общего объема и интенсивности.

В последнее время большое внимание уделяется специфическим методам подготовки пловцов с использованием последних достижений науки и техники, индивидуальному подходу, программам восстановления спортсменов и т.д.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ):

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены с 14 лет, прошедшие этап совершенствования спортивного мастерства и выполнившие требования программы спортивной подготовки на предыдущем этапе, имеющие спортивное звание «Мастер спорта России». Максимальный возраст спортсменов этапа высшего спортивного мастерства не ограничивается.

Основные цели тренировки: постоянное совершенствование техники и тактики плавания; поддержание высокого уровня специальных физических качеств, увеличение тренировочной нагрузки и режима соревновательной деятельности; достижение стабильно высоких спортивных результатов.

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с групп третьего года обучения, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в рамках общего годового расписания, установленного для каждой группы. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, в тренировочных лагерях нагрузка увеличивается, чтобы общий годовой план каждой группы был полностью выполнен.

Суммарные значения объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимальных значений, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигать 14 и более, значительно расширяется соревновательная практика и объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.

Для большинства пловцов доля специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы резко возрастает (до 70% и более), а параметры тренировочной работы и соревновательной практики достигают максимума. Максимальные значения достигаются рабочим объемом на уровне МПК (3-я зона), максимальной мобилизацией анаэробного гликолиза (4-я зона).

Количество макроциклов в течение года обычно увеличивается до 4-5, а в период непосредственной подготовки к основным соревнованиям года он получает характеристики отдельного макроцикла.

Существенно сокращаются подготовительные периоды (в особенности их общеподготовительные этапы) и возрастает продолжительность соревновательных. Причем даже на общеподготовительном этапе подготовительного периода основное место занимают средства вспомогательной и специальной подготовки. В соревновательном периоде для подготовки к главному старту сезона используются серии соревновательных стартов (всего за год 27-32 соревнований, 90-120 стартов).

В фазе максимальной реализации индивидуальных способностей широко распространены шоковые микроциклы с особенно высокой нагрузкой на организм. Распространенным вариантом планирования мезоцикла является чередование серии шоковых или соревновательных микроциклов с восстановительными микроциклами, в которых широко распространены средства восстановления и активного восстановления, на этом этапе все виды факторов находятся вне упражнений и вне упражнений.

Существенные резервы для дальнейшего совершенствования системы подготовки пловцов высокого класса заключаются в контроле тренировочного процесса с тщательным учетом структуры соревновательной деятельности и подготовленности, индивидуальных особенностей, а также в привлечении специалистов из смежных научных областей. Этот процесс предназначен для обеспечения научно обоснованной системы подготовки к крупным соревнованиям.

Структура системы многолетней подготовки по плаванию предусматривает планирование и изучение материала на четырех этапах (таблица 1).

Таблица 1-Структура многолетней спортивной подготовки

Минимальные требования к возрасту и количеству лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапе высшего спортивного мастерства, представлены в таблице 2.

Таблица 2 -Продолжительность этапа высшего спортивного мастерства, минимальный возраст лиц для зачисления и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах

Специфика плавания и особенности спортивной подготовки на каждом этапе обуславливают соотношение тренировочных средств по видам подготовки. Нормативы соотношения средств по видам подготовки на этапах регулируют их соотношения в рамках многолетнего тренировочного процесса.

Таблица 3 — Соотношение объемов тренировочного процесса  по видам спортивной подготовки

Система соревнований является важнейшей частью подготовки спортсменов. Параметры соревновательной деятельности, планируемой в группах спортивной подготовки отражены в таблице 4 и являются обязательными в системе планирования и контроля спортивной подготовки.

Таблица 4 — Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта «плавание»

Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норму мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд России. Продолжительность этапа без ограничений, однако возраст спортсмена  и продолжительность этапа не ограничиваются, если  результаты спортсмена стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства. На данном этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Результатом реализации программы пловцов на этапе высшего спортивного мастерства является: выполнение контрольно-переводных нормативов; спортивное звание «Мастер спорта России»; достижение результатов уровня спортивных сборных команд города, России; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

1.3 Особенности методики совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов на этапе высшего спортивного мастерства

Скоростно-силовые качества во многом зависят от подвижности нервных процессов, совершенства нервно-мышечной регуляции и техники, состава мышц.

Время реакции на старте определяется скоростью и подвижностью нервных процессов, а также текущим состоянием нервной системы. На способность развивать и поддерживать максимальную скорость движений влияет лабильность нервных процессов и подвижность суставов.

Максимальный темп при спортивном плавании в основном определяется силой скорости. Развитие двигательной реакции важно для эффективного выполнения старта и ступенчатого изменения в эстафетном плавании.

С этой целью используются раздельное совершенствование скорости реагирования на стартовый сигнал и последующих движений, обучение способности различать малые отрезки времени, концентрации внимания на эффективное выполнение отталкивания и прыжка, а не на ожидание стартового сигнала. Скорость двигательной реакции — консервативный показатель, который немного улучшается при выполнении упражнений. Основная часть упражнения — повысить стабильность времени реакции на стартовый сигнал.

Решающий стимул для развития максимального темпа скоростных способностей – высокая интенсивность движений. Для достижения максимального темпа движения требуется 3-4 секунды, а еще 3-5 секунд позволяет поддерживать максимальный темп. Интервалы между нагрузками скоростной направленности должны обеспечивать почти полное восстановление работоспособности. При этом период покоя должен быть таким, чтобы уровень возбуждения ЦНС существенно не снижался.

Увеличение максимальной скорости плавания происходит при параллельном развитии силовых и алактатных способностей организма, а также совершенствовании техники плавания. У каждого спортсмена свой оптимальный ритм, который он не может превышать без ущерба для эффективности гребковых движений. Нарушение оптимального ритма движения у пловцов-спринтеров может привести к возникновению явления скоростного барьера.

Явление скоростного барьера можно преодолеть, варьируя упражнения, используя техники легкого лидирования (плавание с принудительной буксировкой при помощи лебедки) и плавание с ластами, небольшими лопатками или с небольшим дополнительным сопротивлением. Рекомендуется чередовать упражнения с максимальной интенсивностью (темпом) и субмаксимальными ускорениями со скоростью примерно от 90 до 95% от максимальной. Это позволяет спортсмену контролировать качество гребков и создает условия для увеличения максимальной скорости плавания.

Работа над повышением скорост­ных качеств пловца может быть подразделена на два взаимосвязан­ных этапа: этап дифференцирован­ного совершенствования отдельных составляющих скоростных способ­ностей (время реакции, время оди­ночного движения, частота движе­ний и др.) и этап интегральной под­готовки, на котором происходит объединение локальных способнос­тей в целостных двигательных ак­тах — старте, повороте, отдельных частях дистанции. Вполне понятно, что это подразделение условно, од­нако оно позволяет обеспечить

Единство и взаимосвязь аналити­ческого и синтезирующего подхо­дов при совершенствовании ско­ростных качеств спортсменов.

Эффективность скоростной под­готовки во многом зависит от интен­сивности выполнения упражнений, способности пловца предельно моби­лизоваться при этом. Именно умение пловца в процессе тренировочных занятий выполнять скоростные уп­ражнения на предельном и околоп­редельном уровнях, по возможности более часто превышать личные ре­корды в отдельных упражнениях служит основным стимулом повыше­ния его скоростной подготовленнос­ти.

Однако в практике подготовки квалифицированных спортсменов, даже ведущих, необходимость выполнения упражнении на предель­ном уровне часто игнорируется и за­меняется большими объемами ско­ростной работы с интенсивностью, значительно уступающей максималь­но доступной. В качестве примеров можно рассмотреть программы ско­ростных занятий отдельных пловцов-спринтеров.

Наиболее ярким приме­ром могут быть задания типа 40 — 80 х 25 м со старта с полной коорди­нацией движений, с максимально доступной скоростью и паузами 1 — 2 мин. Длительность, монотонность и однообразие подобных заданий при­водят к тому, что спортсмены, луч­ший результат которых на 25-метровом отрезке 10,6-10,8 с, проплывают отрезки в среднем за 11,3- 11,5 с, т. е. со скоростью на 6 -7 Ниже максимально доступной в данном упражнении.

Однако рассмотренная программа способствует в большей мере препятствием прироста скоростных воз­можностей пловца, так как в соот­ветствии с известными закономер­ностями такая работа приводит к об­разованию «скоростного барьера» — жесткого стереотипа, трудно преодо­лимого и препятствующего росту скоростных возможностей спортсме­на.

Необходимо подбирать такие средства, методы, формы, приемы, которые будут способствовать предельному проявлению скоростно-силовых качеств квалифицированных пловцов. Такими средствами могут быть различные средства предварительной стимуляции работоспособности и при изолированном и при комплексном применении.

Существует достаточно большое количество ва­риантов:

  • средства предварительной стимуляции могут носить избира­тельный (например, только педаго­гические или физические) или ком­плексный (различные средства в одном стимулирующем комплексе) характер;
  • планироваться перед ком­плексом скоростных упражнений или вводиться отдельными порция­ми между скоростными упражнени­ями.
  • Приведем несколько примеров применения средств предваритель­ной стимуляции скоростных воз­можностей в процессе тренировки пловцов высокой квалификации.

Например, совершенствовать старт поможет серия прыжков вверх взрыв­ного характера. Как средство наиболее эффектив­но вариативное проплывание корот­ких отрезков (10-15м), предполага­ющее чередование упражнений с дополнительным сопротивлением (растягивание резинового шнура) и принудительным лидированием (ско­рость 110-120%) при помощи этого же шнура, которое благодаря двусто­ронней стимуляции скоростных и силовых качеств приводит к увели­чению скорости проплывания корот­ких отрезков при помощи рук и ног и с полной координацией движений; плавание с буксировкой (скорость 105-115%); плавание на привязи (5Юс) И с большими лопатками (10-15м). В программу физических средств могут включаться прогревание в сауне (10 мин), тонизирующее растирание, локальный массаж, гидромассаж (3 — 5 мин), горячая хвойная ванна (3 — 5 мин). При рациональном сочетании все эти средства существенно повышают результаты проплывания коротких отрезков.

Рисунок 1 — влияние педагогических (а) и физических (б) средств предварительной стимуляции работоспособностии, а также комплексного их применения (в) на эффективность старта: I — без предварительной стимуляции, II — с предварительной стимуляцией

Так же целесообразно применять, в конце учебно-тренировочного занятия в аэробном режиме, кратковременные упражнения. Следует отметить, что пловцу удается проявить скоростные возможности на таком уровне, который был не доступен в начале тренировочного занятия.

Обуслов­лено это, прежде всего, положи­тельным влиянием длительного выполнения относительно малоин­тенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, повышением эконо­мичности работы, налаживанием оптимального соотношения в дея­тельности двигательных и вегета­тивных функций. Не менее пер­спективный вариант связан с повы­шением скоростных показателей движений после предварительного выполнения родственных упражне­ний с дополнительными отягощени­ями.

Одним из путей повышения эф­фективности скоростной подготов­ки является планирование в трени­ровочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Не­обходимость этого в тренировке квалифицированных спортсменов вызвана прежде всего тем, что боль­шие объемы и интенсивность рабо­ты, характерные для современного тренировочного процесса, часто обусловливают выполнение прог­рамм занятий и микроциклов в ус­ловиях постоянно возрастающего утомления. Это значительно сдер­живает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной нап­равленности. Планирование отдель­ных микроциклов скоростной нап­равленности в определенной степе­ни позволяет устранить данное про­тиворечие. Однако высокий трени­рующий эффект таких микроцик­лов возможен лишь тогда, когда они

Планируются после восстановитель­ных микроциклов, что позволяет достигнуть наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.

Эффективными могут оказаться и некоторые технические средства и приемы, применяемые для стиму­ляции скоростных способностей при выполнении различных упраж­нений. В качестве примера можно привести использование специаль­ного буксировочного устройства, которое помогает пловцу продви­гаться со скоростью, на 5 — 20 % превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движе­ния с максимальной интенсивностью, стараясь привести их в соот­ветствие с новым, более высоким уровнем скорости. К этой же груп­пе следует отнести скоростное пла­вание в гидродинамическом бассей­не, в котором скорость встречного потока превышает доступную плов­цу на 10-25%.

Проявлению спринтерских ка­честв способствует правильная психологическая мотивация к вы­полнению тренировочной работы, применение соревновательного и игрового методов при выполнении различных упражнений, создание соревновательного микроклимата в каждом тренировочном занятии.

Для повышения скоростных возможностей пловцов высокого класса наиболее широко использу­ются специально-подготовительные и соревновательные упражнения:

  • старт или поворот, их узловые ком­поненты, выполняемые в различ­ных условиях, с ориентацией на об­щий результат или на совершен­ствование скоростных способнос­тей при выполнении различных фаз;
  • проплывание коротких отрез­ков (продолжительность работы 5 -15с), кратковременные упражне­ния, основанные на различных сочетаниях движений рук, ног и дыхания.

Широко применяются уп­ражнения с разными дополнитель­ными средствами:

  • плавание с тор­мозными устройствами или на при­вязи, плавание в гидроканале или с принудительным лидированием;
  • имитация гребковых движений на силовых тренажерах.

Одно из основных требований к скоростным упражнениям — хоро­шее владение их техникой. При этом условии пловцы в состоянии сконцентрировать основное внима­ние и волевые усилия не на техни­ке, а на скорости выполнения упражнений.

Продолжительность отдельных упражнений в процессе скоростной подготовки определяется их харак­тером и необходимостью обес­печить высокий уровень скорост­ных способностей.

При совершен­ствовании отдельных компонентов скоростных способностей (напри­мер, время реакции, скорость оди­ночного движения) отдельные уп­ражнения очень непродолжительны — менее секунды, а при нескольких повторениях — до 10-15с; очень непродолжительны — до 5-Юс и упражнения, направленные на со­вершенствование комплексных ско­ростных способностей при выполне­нии старта и поворота. При работе над повышением уровня дистанци­онной скорости продолжительность отдельных упражнений может коле­баться в более широких пределах — от 5 — 6 с до 1 мин и более при проп-лывании с максимально доступной скоростью дистанции 100 м. Однако наиболее широко при работе над повышением уровня дистанционной скорости используются упражне­ния, продолжительность которых не превышает 30 с (плавание на отрез­ках протяженностью от 10-15 до 50 м). Это обусловлено тем, что при однократном выполнении упражне­ний продолжительностью до 25 — 30 с не наблюдается падения работо­способности вследствие прогресси­рующего утомления.

При планировании интенсив­ности работы или скорости преодо­ления отрезков и дистанций следу­ет исходить из того, что трениро­вочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, стимулирующее приспособитель­ные изменения, лежащие в основе проявления свойств, которые в сум­ме определяют уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность упражнений. При выполнении скоростных упражне­ний спортсмен должен стремиться обеспечить максимальный уровень проявления скорости за счет пре­дельной мобилизации сил и соот­ветствующих его морфологическим особенностям частоты и амплитуды движений.

Скоростная подготовка не мо­жет быть ограничена скоростными упражнениями с максимальным и близким к нему уровнем интенсив­ности. Совершенствованию различ­ных скоростных способностей и их составляющих помогают упражне­ния, выполняемые с интенсивнос­тью 85 — 95 % максимально доступ­ной. И именно широкая вариатив­ность интенсивности работы при выполнении отдельных упражне­ний со значительным использова­нием средств, требующих предельной мобилизации скоростных ка­честв, является одним из непремен­ных условий планомерного повы­шения скоростных возможностей пловцов.

Многократное выполнение ско­ростных упражнений с высокой ин­тенсивностью даже при оптималь­ных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов и сни­жение психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы, выполняемой в оптимальных для развития скоростных возможностей условиях, способствует серийное выполнение упражнений: 5 — 6×5 — Юс; 3-4×15- 20 с; 2-3×25 -30 с. Продолжительность пауз меж¬ду сериями обычно от 2 до 5 мин, что зависит от характера упражне¬ний, продолжительности и интен-сивности работы.

Таблица 5 — Примерная продолжительность пауз между отдельными упражнениями при работе по повышению скоростных возможностей

Повышению уровня скоростных качеств способствует периодичес­кое выполнение нескольких упраж­нений продолжительностью от 5 до 30 с с паузами до 10 — 20 мин. В па­узах планируется комплекс восста­новительных и тонизирующих про­цедур: массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психологическая настройка, цель которых — обеспечить оптималь­ные условия для выполнения уп­ражнений на пределе скоростных возможностей. Эпизодическое при­менение таких упражнений позво­ляет пловцу перейти скоростной барьер и выйти на более высокий уровень скоростных возможностей.


Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф