Меню Услуги

Направления совершенствования социального страхования в ЗАО «ПетроСтройСвязь»


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическая и нормативная база социального страхования в РФ
  • 1.1. Понятие и сущность социального страхования
  • 1.2. Виды социального страхования
  • 1.3. Законодательная база, регулирующая социальное страхование в РФ
  • Глава 2. Организация социального страхования в компании ЗАО «ПетроСтройСвязь»
  • 2.1. Экономическая характеристика ЗАО «ПетроСтройСвязь»
  • 2.2. Анализ мотивации сотрудников компании
  • 2.3. Оценка организации обязательного социального страхования в ЗАО «ПетроСтройСвязь»
  • Глава 3. Направления совершенствования социального страхования в ЗАО «ПетроСтройСвязь»
  • 3.1. Меры совершенствования социального страхования как мотивации в ЗАО«ПетроСтройСвязь»
  • 3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий в ЗАО «ПетроСтройСвязь»
  • Заключение

 

Введение

Мотивация является основным фактором побуждения работников к высокой производительности труда. Успех компании, игнорирующей проблему мотивации, обречен на провал. Ведь главным ресурсом компании являются именно сотрудники.

Руководители всегда осознавали необходимость стимулирования работников к работе на организацию, но считали, что материального вознаграждения вполне достаточно. Однако, как показывает практика, для человека важны не только материальные стимулы.

Работнику необходимо быть уверенным в стабильности и безопасности, ему важны гарантии работы, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Эти задачи решает система социального страхования.

Учитываю особую важность социального страхования, государство законодательно регулирует частоту и размер страховых взносов, которые относятся к обязательному социальному страхованию. Но обязательное социальное страхование не удовлетворяет полностью потребность человека в социальной защите и работодателям приходится искать дополнительные варианты страхования своих сотрудников.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальное страхование приобретает все больший вес и значение в системе мотивации персонала.

Предметом исследования является существующая система мотивации в ЗАО «ПетроСтройСвязь».

Объект исследования – Закрытое акционерное общество «ПетроСтройСвязь».

Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть особенности социального обеспечения сотрудников ЗАО «ПетроСтройСвязь».

В рамках достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и сущность социального страхования;
  • Изучить практику применения обязательного социального страхования в организации;
  • Выявить недостатки и разработать рекомендации по совершенствованию системы социального страхования, как мотивации персонала.

Научная новизна настоящей работы состоит в изучении и анализе значения социального страхования в мотивационной политике компании.

Практическая значимость работы. Теоретические и практические выводы могут быть использованы руководителем организации для улучшения мотивационной политики компании.

При написании работы были использованы законодательные акты, учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий и электронные ресурсы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Теоретическая и нормативная база социального страхования в РФ

1.1. Понятие и сущность социального страхования

Реальное или предполагаемое воздействие окружающей среды начеловека может нанести серьезный ущерб и создать угрозу его существованию. Особенностью социальных рисков, выделяющих их из системы прочих рисков, является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.

Обязанностью каждого государства является осуществление системы мер по государственной поддержке и защите населения от социальных рисков. Социальная защита призвана ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды или смягчать последствия. Социальная защита является неотъемлемой частью социальной политики государства и представляет собой систему мер, направленных на соблюдение социальных прав человека и удовлетворение его потребностей за счет трансферта доходов от лиц, не имеющих социального риска, к тем, у кого он наступил.
Вместе с тем защита от социальных рисков экономически активного населения эффективнее всего осуществляется через систему социального страхования.

Понятие «обязательное социальное страхование» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании [часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ.]

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[ст.1 Закона №165-ФЗ, 16.07.1999].

Обязательное социальное страхование представляет собой форму проведения страхования, связанную с управлением макроэкономическими, социальными и демографическими рисками в обществе. Государство устанавливает обязательность участия всех работодателей в государственном социальном страховании,обеспечивая всеобщность социального страхования в обществе путем широкого спектра контрольных методов и механизмов(штрафы, санкции, безусловное списание задолженности по взносам в системе обязательного страхования, преимущественное удовлетворение требований по взносам обязательного страхования в случае ликвидации юридического лица и др.). Одновременно устанавливаются размеры страховых тарифов в соответствующих процентах от фонда оплаты труда на предприятиях, в организациях и других хозяйствующих субъектах, перечень страховых случаев (оснований), при наступлении которых возникает право на получение страховых выплат, также установлен размер страховых выплат или порядок их определения при наступлении предусмотренных оснований.

Исходя из нормативно-правовой базы, основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования [ст.4 Закона №№ 165-ФЗ, 16.07.1999].

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования [ст.6 Закона № 165-ФЗ, 16.07.1999].

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика — с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами [ст.9 Закона № 165-ФЗ, 16.07.1999].

Предметом социального страхования выступают основные социальные риски:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Объектом социального страхования являются имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов,возникающих вследствие наступления социальных рисков .

Система социального страхования включает четыре отрасли,

находящихся под управлением трех внебюджетных фондов:

  1. Государственное социальное страхование (ФСС)
  2. Обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС)
  3. Обязательное медицинское страхование (Федеральный и территориальные фонды ОМС и ПФР)
  4. Обязательное пенсионное страхование (ПФР).

 

1.2. Виды социального страхования.

Законодательством Российской Федерации установлены следующие виды пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования (ФСС РФ):

  • Пособие по временной нетрудоспособности;
  • Пособие по беременности и родам;
  • Пособие при усыновление ребенка;
  • Пособие женщинам,вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;
  • Единовременное пособие при рождении ребенка;
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • Социальное пособие на погребение;
  • Оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Правом на получение пособий по государственному социальному страхованию обладают граждане,на которых распространяется государственное социальное страхование.Выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно п.2 ч.3 статья 9 Закона № 212-ФЗ. А вот взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний следует начислять и перечислять в бюджет ФСС РФ, в том случае, если это предусмотрено в договоре. А если данного условия в договоре нет, то обязанности по уплате взносов тоже нет.

В районах и местностях,где установлен районный коэффициент к заработной плате,все пособия по социальному страхованию начисляются с учетом этих коэффициентов.

Обязательное страхование от несчастных случаев является одним из элементов системы социального страхования и покрывает риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Сфера его действия ограничивается последствиями несчастных случаев,происходящих на рабочем месте или в рабочее и сопутствующее ему время.Существенной особенностью этого вида обязательного страхования от несчастных случаев является то, что страховые взносы полностью уплачивает работодатель. Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве обычно подлежат все наемные работники, обучающиеся, дети, посещающие дошкольные учреждения, фермеры и лица, работающие в крестьянских хозяйствах.

В Российской Федерации 24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон, устанавливающий правовые основы организации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (вступил в силу с 1 января 2000г.)№ 125 ФЗ.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусматривает обеспечение социальной защиты работников посредством:

  • Возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору или в других установленных законодательством случаях;
  • Повышение заинтересованности предприятий и организаций в снижении уровня профессионального риска;
  • Финансирование предупредительных мероприятий по сокращению

производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Проведение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний было возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

По закону средства на осуществление данного вида страхования должны отражаться в бюджете ФСС отдельными строками и не подлежат изъятию.Однако на практике эти средства могут использоваться ФСС на нужды государственного социального страхования в целом, что подтверждается федеральными законами о бюджете фонда.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в состав единого социального налога и уплачиваются страхователями отдельно и непосредственно в ФСС.

Страхователями,обязанными уплачивать взносы по данному страхованию выступают все работодатели :

  • Юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников,нанимаемых по трудовым договорам (контрактам);
  • Физические лица,нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту).

Объектом обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний являются имущественные интересы физического лица,связанные с утратой ими здоровья,профессиональной трудоспособности либо их смертью,вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания.Застрахованными выступают:

  • Все физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта),заключенного с работодателем;
  • Физические лица уже получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, подтвержденное в установленном порядке, к моменту введения в действие федерального закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев;
  • Физические лица,осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Средства ФСС образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • ассигнований из республиканского бюджета РФ;
  • прочих доходов.

Обязательное медицинское страхование-один из наиболее важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством и носит всеобщий характер. Это значит, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования,устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на ОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации для выполнения закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд подотчетен Правительству РФ.

Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

Средства Федерального фонда ОМС образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
  • поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Цель Федерального фонда обязательного медицинского страхования(ФФОМС) – разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам Российской Федерации равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами обязательного медицинского страхования. Все хозяйствующие субъекты,независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности (работодатели, ИП, фермерские хозяйства) обязаны платить страховые взносы за работающее население в составе единого социального налога.

За неработающее население (дети,учащиеся,инвалиды,пенсионеры,безработные)взносы ежемесячно обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС, в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Базовая программа обязательного медицинского страхования граждан РФ содержит основные гарантии, предоставляемые в рамках ОМС.Она утверждается Правительством Российской Федерации совместно с программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

Важным моментом медицинского страхования является получение страхового полиса. С 1 мая 2011года на всей территории Российской Федерации осуществлялась замена полисов ОМС на полисы ОМС единого образца в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Согласно новым правилам полис ОМС необходимо было получить самостоятельно в страховой компании, работодатели больше не занимаются выдачей полисов.

Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых,экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка граждан.

Обязательное пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, а именно Пенсионным фондом Российской Федерации. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы:

  • страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
  • расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях ЦБР.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • средств федерального бюджета;
  • сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Эти средства расходуются в следующем порядке:

  • на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв.

Свою деятельность Фонд осуществляет в соответствии с постановлениями Правительства и макроэкономическими прогнозами социально-экономического развития РФ.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!