2. Анализ рынка транспортного обслуживания клиентов в Московском регионе
2.1 Анализ регионального рынка
В данной работе мы будем проводить исследование рынка фудтех (foodtech) — это производство, приготовление и доставка еды с использованием IT-решений, например, мобильных приложений. В России «технологии еды» — одна из наиболее перспективных отраслей для инвестиций.
Потребительские предпочтения изменяются по мере развития технологий, так как сегодня для приема пищи, покупки одежды и электроники, просмотра любимых фильмов больше нет необходимости выходить из дома.
Мы можем констатировать, что имеет место рост покупок со смартфонов в 2020 г: 61% пользователей выходило в интернет с мобильных устройств в России в 2020 г., согласно исследованию GfK. 35% пользователей выходило в интернет в 2020 г. только с мобильных. 79% составил рост покупок со смартфонов в 2020 г. по сравнению с 2019 г. [32]
Заметные изменения произошли в системе общественного питания. Сегодня потребители заказывают еду домой все чаще, и в меню теперь не только традиционная пицца, но более изысканные и дорогие блюда. Благодаря новым приложениям и интеграции смарт-устройств, рестораны работают над тем, чтобы клиентам было проще делать заказы на доставку и получать любимые блюда быстро.
Бизнес по поставке еды становится все более мощным и развитым. В исследовании Morgan Stanley за 2019 г. сообщалось, что общая ресторанная индустрия привлекла около $500 млрд в год. Сюда входят $210 млрд продаж вне ресторанов, но из этих $210 млрд только $30 млрд приходились на доставку, что оставляет для отрасли большой потенциал для роста.
Исследовательская группа NDP заявила, что продажи в ресторанах в течение пяти лет были почти неизменными, но бизнес ресторанов по доставке за это время вырос на 20%, количество заказов превысило 1,75 млрд на общую сумму $16,9 млрд. Толчком развития для отрасли станет взросление миллениалов, которые, в отличие от их родителей, более лояльны к доставке еды на дом.
Что касается самих ресторанов, то для них развитие доставки – хорошая возможность увеличить продажи и привлечь новых клиентов без увеличения трафика в ресторане, количества посадочных мест и обслуживающего персонала.
По оценке Pitchbook, сервисы и технологии «вокруг еды» привлекают инвестиции в российский фудтех свыше 1 миллиарда долларов ежегодно. Российский фудтех растет на 20-30% ежегодно. Объем этого рынка уже составляет $1,4 млрд, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы рост остановился. Наоборот, ожидается приход крупных игроков, которые будут активно развивать отрасль.
В России в фудтех входит доставка [15]:
- готовой еды из кафе и ресторанов, у которых есть залы и куда можно прийти. Это практически любое несетевое кафе;
- готовой еды из заведений, которые готовят только на доставку: Кухня на районе, Варламов есть, Достаевский, Много лосося;
- готовой еды из сетевых заведений, у которых есть залы, но специализируются на доставке: Додо пицца, Папа Джонс, Доминос, Суши вок;
- готовой еды на день по определенному меню: Гроуфуд, Смарт-фуд, Бифит, М-фуд;
- наборов еды с рецептами и точным количеством продуктов, чтобы приготовить самостоятельно: Яндекс-шеф, Элементари, Ужин дома, Шефмаркет;
- продуктов из супермаркетов и интернет-магазинов: Сбермаркет, Яндекс-лавка, Пятерочка, Утконос, Перекресток.
Кафе и рестораны могут доставлять еду сами или пользоваться услугами сервисов, например Деливери клаба, Яндекс-еды, Бронибоя, Чибиса, Зака-зака.
Сервисы доставки еды работают в двух форматах:
- собственной доставки — еду доставляют курьеры сервиса;
- маркетплейса — кафе могут выкладывать меню на сайте сервиса, но доставлять еду будут сами.
Рассмотрим актуальные тенденции на рынке доставки готовой еды.
Одним из ведущих трендов в России является постепенный переход от домашнего питания к потреблению готовой еды из ресторанов и магазинов.
Исследование рынка готовой еды до пандемии COVID-19, представленной в крупнейших торговых сетях, показало, что российские потребители все чаще покупают готовую еду в отделе кулинарии. За последние три года средний чек данной категории вырос на 20% при росте среднего чека по всему ассортименту сетей на 2%. Готовую еду чаще всего покупают деловые работающие люди — таких покупателей 84%.
В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах готовую еду покупают значительно чаще, чем в остальных российских регионах. Это обусловлено большим количеством магазинов с отделами кулинарии. Стоит отметить, что покупатели в крупных городах склонны выбирать готовую продукцию известных торговых сетей благодаря сформированному доверию к бренду.
Основными причинами покупки готовой еды в магазинах респонденты из Москвы называют – рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 — Основные причины покупки готовой еды в магазинах респондентов г. Москвы
Потребители положительно оценивают качество и ассортимент готовой продукции. Покупатели предпочитают пойти в ближайший магазин, а не стоять в очереди в столовой или ожидать приготовления блюда в кафе. С введением ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, указанные причины не стали менее актуальными.
В городах-миллионниках, таких, как: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, все чаще потребители предпочитают покупать готовую еду в супермаркетах или питаться в ресторанах быстрого обслуживания. Наиболее сильно этот тренд представлен в Москве, где более 66% покупок совершают так называемые «нерегулярные» покупатели. Они приобретают готовую еду время от времени, чаще в будни, на ужин, обед или перекус. Наиболее популярными видами продукции являются салаты, выпечка, блюда из мяса и птицы. Отметим, что среди «регулярных» покупателей готовой кулинарии доля людей, не состоящих в браке, существенно выше.
Жители Москвы имеют более высокий доход. В отсутствие ограничений они чаще питаются на работе, что существенно меняет характер их потребления. Для москвичей более 75% покупок готовых блюд приходится на будни, в среднем по России этот показатель ниже, около 70%.
Среди покупок кулинарии в Москве лидируют ужины (40%), затем обеды (33%) и перекусы (20%) — рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 — Профиль московского покупателя, основные периоды покупки [30]
Доля покупок в обеденное время значительно превышает аналогичный среднероссийский показатель (40% против 25%), поскольку москвичи зачастую не имеют возможности съездить на обед домой или сходить в кафе, а потому покупают еду в магазине и обедают на работе. Жители крупного мегаполиса очень высоко ценят свободное от работы и дороги время, а потому готовы покупать приготовленные блюда по более высоким ценам, заплатив за возможность приобрести еду быстрее и съесть ее в удобном месте. После снятия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, и возвращения к работе в офисе, жители мегаполисов вернутся к привычке покупать еду, приготовленную вне дома.
Помимо покупки готовой еды в магазине, многие потребители предпочитают питаться в ресторанах быстрого обслуживания.
Значительную часть в ситуации питания вне дома (около 82,7%) традиционно занимало физическое посещение кафе и ресторанов, однако структура расходов потребителей на питание начинает меняться. Все больше увеличиваются расходы на покупку еды на вынос и доставку на дом: +18,2% и +31,6% роста соответственно с 2013 по 2019 год (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 — Затраты российских потребителей на фаст-фуд сети и доставку еды (LSR) по типу потребления [27]
Растет использование онлайн-приложений и сайтов-агрегаторов для заказа еды с доставкой. Объем этого рынка увеличился на 72,5% еще до ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Россияне, особенно жители столицы, все реже посещают традиционные кафе и магазины. Желание сэкономить время порождает большой спрос на услуги доставки еды, значительно увеличивая предложение и усиливая конкуренцию в данной отрасли.
Большинство изменений, происходящих на российском рынке, идут в ногу с общемировыми социальными тенденциями: желанием людей максимально эффективно использовать свое время, стремлением к ярким впечатлениям и получению удовольствия от жизни. Потребители становятся все более взыскательными к качеству продукции и предоставляемых услуг. Поэтому большинство крупнейших сетей питания и доставки уже успели скорректировать свои бизнес-стратегии, чтобы сохранить максимальное число лояльных покупателей и увеличить выручку за счет дифференциации и привлечения новых клиентов.
Проведем анализ московского фудтех-рынка. Так, OMI (Online Market Intelligence) [30] приводит следующие результаты опроса москвичей:
Рисунок 2.4 – Предпочтения москвичей в выборе кухни
Москвичи отдают предпочтение знакомым, «домашним» блюдам: лидеры — русская и украинская кухни (52% респондентов). Вторая по популярности — итальянская (45%). Практически равные показатели демонстрируют американская (37%), азиатская (37%) и кавказская кухни (35%). Вегетарианское питание не пользуется признанием — его предпочли лишь 4% респондентов.
Согласно полученным данным, почти 90% респондентов за последние три месяца хотя бы раз посещали заведения общественного питания.
Но большой популярностью пользуются и сервисы доставки из ресторанов — 65% всех респондентов пользовались ими за последние 3 месяца. Для участников опроса 18−44 лет этот показатель составил 75% — рисунок 2.5.
Рисунок 2.5 – Доля заказывавших еду за последние три месяца
Женатые и замужние респонденты заказывают еду чаще других — 70%. Если в семье есть дети, это тоже влияет на частоту заказа доставки. Чем детей больше, тем больше вероятность пользования услугой: 76% семей с одним ребенком, 79% с двумя и 81% с тремя детьми заказывали еду через какой-либо сервис за последние три месяца.
Самая распространенная сумма заказа в расчете на человека — 500−700 рублей (36%).
2.2 Анализ конкуренции на региональном рынке
На рынке общественного питания по выручке тройку лидеров составили американские компании: первое место заняла McDonalds, второе — KFC, третье — Burger King.
Что касается готовых наборов еды, то он далек от насыщения, считают эксперты. Недавно, что на него выходит еще один игрок – «Азбука вкуса». Сеть начала тестировать доставку готовых рационов через собственный сервис «Экспресс-меню». Пока заказ можно сделать только в Москве и получить набор блюд только на один день.
Пока что в ассортименте компании есть всего 5 типов наборов: классический, сбалансированный (для тех, кто считает калории), вегетарианский, безглютеновый или безлактозный. Можно выбирать и размер набора: малый, средний и большой. Меню из 9-11 блюд на один день стоит от 1000 до 1600 рублей.
Эксперты считают, что преимущество компании в больших мощностях собственного производства, а значит, она может стать серьезным конкурентом в сегменте, в том числе, благодаря цене в 1 тыс. руб. за рацион одного дня.
Ранее в 2020 году доставку готовых рационов начал тестировать «Вкусвилл». На выбор предлагается набор из нескольких блюд на каждый день недели, рассчитанный по количеству калорий. Стоимость рациона — от 1,05-1,45 тыс. руб. в день, в зависимости от состава.
Сейчас «Вкусвилл» продолжает отстраивать внутренние процессы, логистику, ищет дополнительных поставщиков, а также экспериментирует с маркетингом и продвижением.
Performance Group, компания, которой принадлежит около 25% рынка доставки готовых рационов, в начале ноября 2021 года планирует открыть на Юго-Западе Москвы комбинат площадью 5 тыс. м². В проект вложат 320 млн рублей.
Сейчас сервис предлагает около 50 программ питания, в том числе для людей с пищевыми болезнями, для желающих набрать вес или похудеть и так далее. Программы стоят от 450 до 5000 руб. в день. Компания работает в Москве и области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
Отметим, что лидером российского рынка доставки наборов еды является Grow Food с долей 42%. Летом эта компания запустила новый проект в сотрудничестве с X5 Retail Group.
Далее приведем данные, представленные компанией РБК относительно ведущих игроков на рынке фудтех на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Ведущие игроки рынка доставки еды в 2019-2020 г.г. [15]
Крупнейшие сетевые операторы данного рынка показаны на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Крупнейшие сетевые операторы рынка доставки еды [15]
Согласно данным РБК, в доставке по обороту лидируют Delivery Club и «Яндекс.Еда» с долями 17,6% и 10,1% соответственно. Delivery Club за год увеличил свою долю на рынке на 54% — в 2019 году доля сервиса составляла 11,4%. «Додо Пицца» снизилась свою долю с 7,2% до 7% и заняла третье место против второго годом ранее.
Данные о наиболее популярных сервисах доставки еды по результатам опроса представлены на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Узнаваемость сервисов по доставке еды
Яндекс.Еда лидирует по скорости доставки: средняя оценка по пятибалльной шкале — 3,9, у Delivery Club этот показатель составил 3,7. Аналогичный результат (3,7) показали Domino’s Pizza. Высший балл за скорость доставки Яндекс.Еде поставили 73% респондентов, Delivery Club — 71%.
С точки зрения качества поддержки пользователей лидерами оказались «Якитория» с 88% лучших оценок при 3% недовольных пользователей, и Dostaевский с 85% при 3% соответственно. Агрегаторы по этому показателю идут почти вровень: 83% лучших оценок у Яндекс.Еды и 82% у Delivery Club.
Лучше всех с большой нагрузкой, по мнению жителей Москвы, справляется доставка Domino’s Pizza — 60% респондентов высоко оценили сервис по этому показателю. В случае с агрегаторам лидирует Яндекс.Еда — больше половины (53%) пользователей вообще не сталкивались с проблемами доставки из-за высокого спроса. У Delivery Club этот показатель ниже — 48%.
Приложения агрегаторов кажутся респондентам удобнее, чем в моно-доставках. Оценки лидеров почти совпали — 4,4 у Яндекс.Еды против 4,3 у Delivery Club. Пользователи всех доставок хорошо оценивают частоту и размер скидок и акций от сервисов доставки. Лидируют в этой категории Domino’s Pizza со средней оценкой в 3,7 балла и Delivery Club с оценкой 3,6. Третье место делят «Додо Пицца» и Яндекс.Еда с 3,4 балла.
На сегодняшний день существуют многочисленные рейтинги сервисов по заказу еды в Москве. Приведем данные.
Крупные магазины и сервисы с продуктами доставляют практически все, а значит, очень удобны для потребителей. Но нередко такие сервисы отличаются долгой (или не фиксированной в течение дня) доставкой. А еще могут замедлять работу из-за наплыва покупателей — именно это сейчас и происходит во многих онлайн-магазинах.
«Яндекс.Лавка» — доставка продуктов «Яндекс.Еды» — через приложение в смартфоне можно заказать продукты, а также готовую еду из заведений вроде «Братьев Караваевых» и «Хлеба насущного». В многочисленных разделах («Готовим по рецептам», «Сыры», «На кассе» и т.д.) собраны как стандартные весовые овощи, фасованные крупы и мясная продукция, так и салаты в вафельных стаканчиках или самые медийные чипсы Москвы «Пакет картошки».
Из преимуществ данного сервиса можно отметить быструю доставку. Все продукты хранятся на складе агрегатора, так что курьер получает заказ в одном месте и доставляет его за рекордные 15–20 минут. Минимальная сумма заказа появляется только в пиковые часы (обычно это от 300 до 700 рублей), в остальное время никаких ограничений нет. Из недостатков — скромный ассортимент, под вечер многие позиции и вовсе заканчиваются. К тому же сервис пока охватывает не всю Москву.
«LavkaLavka» сотрудничает с фермерскими хозяйствами и компаниями-партнерами, поддерживающими принципы органического земледелия и технологии, не наносящие ущерба окружающей среде. В онлайн-магазине большой выбор мяса, рыбы, сыров и молочной продукции, свежих овощей, фруктов и зелени, бакалеи, есть небольшой раздел с полуфабрикатами. Большая часть ассортимента подписана забавными названиями вроде «Рулет из мяса курицы от Татьяны Еремкиной» — здесь действительно стараются следить за происхождением продуктов.
Заказы доставляют по будням — либо в тот же день, либо на следующий. Стоимость курьерской доставки при заказе от 2 тысяч рублей — 99 рублей, от 5 тысяч рублей — бесплатная. Ограничений по сумме заказа нет.
«Азбука Вкуса» — онлайн-магазин супермаркета предлагает привычный ассортимент готовой продукции под собственной маркой и исчерпывающий выбор продуктов на каждый день.
Минимальная сумма заказа на сайте — 2 990 рублей, доставят в тот же день или на следующий. Для тех, кому не терпится, есть опция доставки за 45 минут.
«Перекресток» — на сайте собран привычный ассортимент товаров супермаркета, а также скидки дня (обычно действуют на один продукт) и товары по акции. Есть опция заказа мелким оптом (по шесть, 12 и больше продуктов одного наименования) — так выходит дешевле.
Минимальная сумма заказа — 5 тыс. руб., доставка бесплатная при заказе на 10 тысяч рублей и больше. Это правило «Перекресток» ввел буквально на днях из-за наплыва покупателей. Также можно выбрать удобный временной интервал доставки. Еще на сайте есть подробная инструкция, как сделать заказ.
«Ашан» доставляет всю представленную в магазинах продукцию (в том числе и недорогую серию под собственным именем) по Москве и Московской области.
Здесь также есть возможность заказа мелким оптом – товары привозят в коробках (крупы и другие предметы, не требующие особых термических правил хранения, можно держать дома прямо в них). При заказе от 4 тыс. руб. в пределах МКАД заказ доставят бесплатно. Ограничений по сумме заказа нет.
«Утконос» имеет большой выбор продуктов, бытовой химии и детских товаров. Также через «Утконос» можно заказать продукцию «Вкусвилла» и зоотовары.
Есть раздел «Аптека» с линзами, витаминами, антисептиками и небольшой выборкой безрецептурных препаратов. Минимальная сумма заказа — 2 500 рублей, бесплатная курьерская доставка — от 3 тыс. руб., осуществляется в тот же или на следующий день.
«Глобус гурмэ» доставляет как продукты, так и блюда собственной кулинарии.
Цены выше среднего, ограничений по сумме заказа нет. Доставка от 3 тыс. руб. в пределах МКАД бесплатная.
«Твой дом» берется за доставку продуктов, а также остального ассортимента физических магазинов: мебели, товаров для дома, растений и техники, товаров для ремонта.
Выбор продуктов достаточно обширный и существенно отличается от привычного набора из «Ашана» или «Перекрестка». При заказе на сумму от 3 тыс. руб. доставка бесплатная.
«Самокат» был первым сервисом экспресс-доставки, но довольно скоро у него появились сильные конкуренты в лице «Яндекса» и торговых сетей. Но он сумел остаться на рынке и продолжает расти.
Чтобы доставлять продукты за 15 минут, компания открывает небольшие склады по всему городу. Сейчас в Москве и Петербурге их 230, каждый месяц открывается три десятка новых дарксторов. Приложение работает, если дом находится в зоне доставки одного из складов — тогда можно положить товары в корзину, оплатить заказ картой и ждать курьера. Уровень проникновения сервиса — 30 %, именно столько семей в радиусе 1 км вокруг склада заказывают там товары не меньше восьми раз в месяц.
Количество заказов в каждом дарксторе зависит от его «зрелости»: сразу после открытия приходит около 100 в день. Со временем жители узнают о нем, и число заказов доходит до тысячи. Сервис одинаково востребован и в центре города, и на окраинах — меняется лишь востребованный ассортимент и средний чек.
Доставка для клиентов бесплатна, минимального объема заказа тоже нет. Правда, некоторые товары стоят дороже, чем в супермаркетах. В отличие от обычных магазинов, дарксторы открываются в неприметных помещениях на задворках городских улиц.
Сейчас с «Самокатом» сотрудничают 5 тысяч курьеров. Компания привлекает людей, которые живут неподалеку от склада возможностью работать в удобное время и получать 250–300 рублей в час. Работой курьеров управляет искусственный интеллект.
Когда покупатель заполняет товарами корзину и оплачивает ее онлайн, она преобразуется в задание сборщику на складе. У него есть смартфон, на который приходит задание с номером заказа и списком товаров. Следуя по маршруту, который ему подсказывает приложение, он собирает товары, считывает их штрих-коды и, если они правильные, кладет их в корзину. Потом заказ упаковывается в контейнер и в розовую квадратную сумку. Курьер берет ее, считывает код заказа и видит, куда нужно доставить продукты.
По такой же схеме работает и другой сервис доставки продуктов, «Яндекс.Лавка», и это неслучайно. Основатели «Самоката» обсуждали с представителями «Яндекса» инвестиции в свой проект. Но договориться не удалось, и вскоре у них появился конкурент с большими возможностями. Впрочем, «Самокат» не был первооткрывателем этой бизнес-модели: с 2015 года по ней развивается сервис Getir. И в России она становится все популярнее: в 2020 году на рынок экспресс-доставки продуктов вышли также сети «Лента» и X5 Retail Group.
В начале 2020 года «Самокат» стал расширять линейку продуктов под собственной маркой. В отличие от крупных супермаркетов, продающих под своим брендом товары первой необходимости вроде туалетной бумаги или яиц, сервис предложил покупателям не самые очевидные продукты, которые не продаются во всех магазинах. Среди хитов продаж – камамбер за 199 рублей и рикотта за 101 рубль. Сейчас на сыры собственной торговой марки приходится 90% заказов в этой категории. Сыр — это явно эмоциональный товар. Покупатели могут без него обойтись, но им нравится заказывать именно его, это формирует привязанность к сервису.
Помимо сыров и молочных продуктов, «Самокат» стал продавать свой хлеб, сладости, орехи, сухофрукты, мясные полуфабрикаты и бытовую химию. Компания сотрудничает с сотней небольших предприятий. Новый товар встает на полку даркстора за несколько недель. Его дегустируют, тестируют в лаборатории, дают попробовать тестовой группе, придумывают упаковку, дают заказ на производство. Полностью отказываться от продажи брендовых товаров, как это сделал «Вкусвилл», компания не собирается. Сейчас собственная марка занимает 20 % всего ассортимента. Скоро «Самокат» обещает выпустить свое мороженое.
Кроме того, в планах компании — загрузить свой «товаропровод» заказами из интернет-магазинов. Они будут доставлять заказы в дарксторы, а оттуда покупатель сможет вызвать курьера — он приедет через 15 минут или в другое удобное время. По задумке, это избавит людей от необходимости сидеть дома в ожидании курьера и выбирать слот доставки в несколько часов.
Эта идея стала особенно очевидна во время пандемии: когда количество заказов возросло, многие онлайн-ретейлеры переживали коллапс из-за ажиотажного спроса. Одновременно начались проблемы с поставками. Раньше товары на склады привозили поставщики, но они перестали справляться с нагрузкой. Тогда «Самокат» открыл свой распределительный центр — большой склад, откуда товары теперь развозят по районным дарксторам.
Другой проблемой стала нехватка кадров. Компании нужно было нанять больше курьеров, но рекрутинговые офисы для массового найма закрылись. Компания была вынуждена все переводить онлайн: от собеседования до приема на работу, обучения и оформления. Компания договорилась с медицинскими центрами, они организовали мобильные бригады, которые проводили медосмотры, выдавали медкнижки новым сотрудникам, а также периодически проводили тестирование на коронавирус.
При этом в пандемию компания начала развозить товары почти по всей Москве. Для этого задействовали простаивающие автомобили каршеринга YouDrive — на них курьеры доезжали до тех точек, на которых не могли бы добраться за полчаса на велосипеде.
Рассмотрим также агрегаторов доставки еды г. Москва.
Агрегаторы – это сервисы, совмещающие в своём интерфейсе много ресторанов-партнёров (примером является Delivery Club для ресторанов). Такая система помогает заказчикам сравнивать блюда, цены и скорость доставки различных заведений. Сам потребитель не платит комиссии сервису, поэтому стоимость позиций будет идентична таким же в меню самого ресторана/кафе.
Преимущества работы через агрегаторы:
- агрегаторы являются широкой маркетинговой площадкой, где не нужно вкладываться в рекламу;
- любой новый ресторан/кафе может с лёгкостью получить клиентов и популярность благодаря огромной клиентской базе;
- сотрудничество с агрегатором экономически выгодно. Сделать свою доставку сложно и дорого (особенно если у предприятия общественного питания пока мало заказов), в то время как партнёр-агрегатор позволит компании не тратить денежные средства на собственную курьерскую службу;
- работа агрегатора над поддержанием интереса клиента. Сбор и анализ данных, которыми занимаются такие сервисы, позволяют предлагать клиентам именно то, чего те хотят;
- отмена заказов тоже даёт полезную информацию: показывает, что необходимо сделать, чтобы удержать заказчика.
Недостатки работы через агрегаторы:
- высокая комиссия за сотрудничество — это частая причина отказа кафе и ресторанов работать с агрегаторами. Комиссия может достигать 35% от суммы заказа. Маленькому заведению подобные заказы могут принести убытки;
- агрегатор не позволяет контролировать курьеров и способ доставки. Сторонний сервис сам нанимает персонал, поэтому предприятие не может наблюдать за работой и внешним видом курьеров;
- на слуху у заказчиков бренд агрегатора, а не предприятия общественного питания. Чаще всего клиенты смотрят не на названия кафе и ресторанов, а на выгодные спецпредложения, которые предлагает сервис. Постоянные акции подкармливают потребителей и следующие заказы они снова сделают через агрегатор. В итоге заведение насильно «привязывается» к платформе, в противном случае теряется часть клиентов;
- уровень конкуренции внутри агрегатора. Просто зарегистрироваться на сервисе недостаточно. Визуальное сходство ресторанов для потребителя и возможность сравнения предложений разных заведений убивает натуральную конкуренцию. К тому же проанализировавший предыдущие заказы пользователя агрегатор будет показывать несколько похожих ресторанов на одной странице;
- приоритет для поисковых систем. Например, предприятие общественного питания принимает заказ не только через агрегатор, но и через собственный сайт. Большая рекламная компания агрегатора выдвинет его на более высокую позицию для поисковика, а, следовательно, клиент выберет не сайт предприятия.
«Яндекс.Еда». В начале 2018 года компания Яндекс запустила свой собственный сервис доставки еды из различных ресторанов. Постоянно расширяя сеть партнеров и зону присутствия на активно развивающемся рынке, Яндекс постепенно теснит конкурентов.
«Яндекс.Еда» уже действует в более чем 30 городах России, практически ежемесячно этот список расширяется.
Простота пользования сервисом, простота заказа, оплаты еды выводит Яндекс Еду на первые позиции в рейтинге самых удобных приложений доставок на сегодняшний день.
Delivery Club является лидером по использованию среди агрегаторов доставки еды в городах РФ с населением свыше 250 тыс. чел. по результатам исследования ООО «Ванта Груп» от 15.01.2020 г. за 2019 г.
В Delivery Club можно заказать практически любое блюдо: бургеры из Макдоналдс, курицу из KFC, вопперы из Burger King, пиццу, суши, салаты, супы, десерты и даже кофе из крупных известных сетей и маленьких пиццерий, крафтовых бургерных, кондитерских и других заведений рядом с потребителем.
Компания доставляет заказы быстро и круглосуточно. В Москве, Санкт-Петербурге и ещё 23 городах работает собственная служба доставки Delivery Club, которая гарантирует минимальное время доставки – всего от 15 минут. А среднее время ожидания заказа не превышает 36 минут.
Delivery Club сотрудничает почти с 2 тыс. заведений. Delivery Club для ресторанов является почти незаменимым ресурсом увеличения прибыли.
Преимущества:
- продвижение в Delivery Club осуществляется быстро;
- можно делать заказы из магазинов, рынков, лавок;
- можно заказывать кулеры, кофемашины;
- мгновенная регистрация в приложении.
Недостатки:
- заведения не отображаются на карте.
СберМаркет – результат слияния интернет-платформы по доставке продуктов Instamart со Сбербанком. Его особенность – отсутствие накруток. Стоимость позиций совпадает с ценами выбранного магазина. Площадка напрямую работает с крупнейшими супермаркетами России. В каталоге компании представлено более 70 000 наименований.
Каждый оформленный заказ поступает сборщику. Тот, в свою очередь, отбирает свежие товары прямо с полок магазина.
В сервисе доставки представлен ассортимент следующих магазинов:
- «Лента»;
- «Азбука Вкуса»;
- «Ашан»;
- METRO Cash&Carry;
- «ВкусВилл» и т. д.
Помимо еды, сервис доставки предлагает электроинструменты, бытовую химию, садовый инвентарь.
Как показал анализ, на рынке доставки готовой еды г. Москвы присутствует большое количество игроков, предлагающих примерно одинаковый перечень услуг и уровень сервиса. Несмотря на большое количество игроков на рынке, как было отмечено, рынок далек от насыщения.
2.3 Формы развития транспортного обслуживания потребителей в условиях пандемии
Спрос на готовую еду становится одним из ключевых факторов развития продовольственного рынка. Российский потребитель становится все более требовательным к качеству продукции и сервисам, предоставляемым как ретейлерами, так и участниками рынка доставки готовой еды. Главный тренд — желание получать еду быстро, за что покупатели готовы платить дополнительные деньги. В период ограничений, связанных с пандемией COVID-19, данный тренд не потерял актуальность. Как и раньше, потребители предпочитают покупать готовую еду, чтобы экономить время и не утруждать себя приготовлением. На смену питанию вне дома приходят многочисленные сервисы доставки готовой еды на дом.
Пандемия значительно ускорила процесс освоения новых решений в секторе FoodTech. Онлайн-продажи продуктов питания резко возросли в связи со стремлением покупателей избегать людных общественных мест, в том числе продуктовых магазинов. По оценке Pitchbook, такое «вынужденное» освоение технологий навсегда изменит рынок доставки продуктов.
Так как люди стали чаще питаться дома (и реже бывать в заведениях общепита), возросли и продажи продуктов питания, причем диспропорционально большая часть потребительских расходов пришлась на продукты на растительной основе, поскольку мясных продуктов стало не хватать из-за связанного с COVID закрытия ряда предприятий.
По данным Pitchbook Foodtech Q2 2020, по итогам 2 квартала 2020 года в отрасли было заключено 132 сделки на общую сумму 3,7 млрд долл. Данная сумма на 27,6% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Тогда по итогам 2 квартала было заключено 168 сделок на общую сумму 2,9 млрд долл.
Пик роста оценки стоимости компаний с венчурным капиталом пришелся на первую половину 2020 года: по сравнению с прошлым годом медианная предварительная оценка стоимости выросла на 141,7%, составив $45,9 млн. Медианный размер сделки возрос на 34,7% до $4,2 млн.
Результаты анализа рынка готовой еды, проведенного Oliver Wyman в феврале 2020 г. показали, что доля расходов на питание вне дома в общих расходах потребителей достигла такого же уровня, как и в большинстве развитых стран. В Москве этот показатель составляет 4,3%, что сопоставимо с аналогичными показателями в Великобритании, Франции и других странах с высоким уровнем развития рынков продовольственного ретейла (см. рисунок 2.9). Средний показатель в России составляет 3,2%, но он растет по мере развития уровня доступности различных вариантов общественного питания в регионах.
Рисунок 2.9 — Доля питания вне дома в общем объеме потребительских расходов 2020, % * [27]
*Опрос потребителей, проведенный Oliver Wyman в феврале 2020г.
В период ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, российские и международные потребители были вынуждены полностью отказаться от питания вне дома, распределяя расходы между покупкой продуктов и готовой еды на вынос / с доставкой на дом. Часть потребителей предпочтут еду, приготовленную дома, в связи с чем в период пандемии снизится доля расходов, относящаяся к потреблению еды, приготовленной вне дома (посещение ресторанов и кафе будет частично заменено едой, приготовленной дома). При этом также вырастет доля расходов на доставку готовой еды домой (что станет основной заменой посещению ресторанов и кафе). После окончания ограничительных мер часть этих привычек останется, но мы ожидаем восстановление уровня потребления еды, приготовленной вне дома, — в том числе по мере возвращения к офисной работе и привычке питаться вне дома.
Рассмотрим изменения, произошедшие на фудтех-рынке в период пандемии.
В самом начале карантина, когда никто ещё не знал, насколько он затянется, люди пытались закупиться долгоиграющими продуктами. Все покупали гречку и консервы такими темпами, что вскоре этих товаров стало не хватать. Но когда стало ясно, что карантин продлится не одну неделю и даже не две, идея с запасами отошла на второй план, и на первый план вышла доставка еды.
Люди поняли, что на одной гречке долго не протянешь и стали присматриваться к сервисам по доставке продуктов. Тем более, что к этому призывали и сами врачи – риск заразиться от контакта с курьером гораздо ниже, чем от контакта с десятком людей в магазине.
Рост заказов случился так быстро, что многие компании оказались к нему не готовы. Курьеров стало не хватать, и время доставки возросло в среднем в 1,5 — 2 раза. Однако довольно быстро большинство компаний приспособилось к увеличенному потоку, и среднее время ожидания вернулось к привычным показателям — 30 минут. Так, П. Митягин [23] приводит следующие данные относительно изменений показателей заказов, посещений и пр. в конкретных заведениях по доставке еды (названия компаний не уточняются) в период пандемии в Москве:
Рисунок 2.10 – Посещаемость в период пандемии [23]
На этом графике мы видим, что интерес к сервису доставки начал увеличиваться в апреле. Сначала рост шёл плавно, в конце мая резко ускорился и достиг пика в августе. К осени количество посещений снизилось, но все равно осталось на более высоком уровне, чем до пандемии.
Рисунок 2.11 – Сессии в период пандемии [23]
На данном графике другого предприятия общественного питания виден примерно тот же сценарий – заметное начало роста в апреле, пик в конце лета и спад к осени.
Рисунок 2.12 – Заявки в период пандемии [23]
Как видно – наиболее активные месяцы приходятся с апреля по август.
Во время карантина на рынок доставки еды вышли даже те, кто раньше об этом не задумывался. Для большинства кафе и ресторанов это оказалось единственной возможностью остаться на плаву и пережить кризисный период. Некоторые рестораторы стали осуществлять доставку своими силами, а некоторые предпочли сотрудничество с такими гигантами, как Яндекс.Еда и Delivery Club. Таким образом, люди получили возможность наслаждаться ресторанными блюдами, не выходя из дома, а владельцы ресторанов – не потерять свой бизнес.
Помимо заведений общественного питания доставку в карантинное время стали предлагать и различные продуктовые магазины. Среди них были как крупные игроки вроде Ашана, Ленты и Вкусвилла, так и небольшие локальные магазинчики. Даже некоторые компании далекие от еды в принципе, например Lamoda, стали заниматься доставкой продуктов.
В пик пандемии был замечен повышенный спрос на разнообразные вредные продукты – чипсы, шоколад, фастфуд, печенье и т. д. Специалисты связывают тягу к такой пище с высоким уровнем стресса и желанием хоть чем-то себя порадовать.
Предполагается, что по окончании карантина спрос на ЗОЖ-продукцию будет только расти, так как многие захотят избавиться от прибавленных килограммов.
В рамках проведенного исследования мы выделили следующие ключевые тенденции на российском рынке готовой еды:
- Сотрудничество кафе и ресторанов с сервисами доставки;
- Выход ретейлеров на рынок доставки готовой еды через партнерство с крупными агрегаторами;
- Развитие онлайн-супермаркетов;
- ЗОЖ и dark kitchen;
- Открытие кафе и ресторанов под общим брендом.
Стоит отметить, что актуальность первых четырех трендов не исчезла и в период ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19.
Рассмотрим данные тенденции более подробно.
- Сотрудничество кафе и ресторанов с сервисами доставки. Одним из способов, позволяющих бизнесу покрыть изменяющиеся потребительские предпочтения, является партнерство с крупными сервисами доставки еды. Данная стратегия предполагает выход ресторанов и ретейлеров в онлайн-сферу, дает покупателям более широкий выбор и позволяет оперативно реагировать на изменение предпочтений. Кроме того, она приводит к более высокому уровню прозрачности бизнеса. Мы наблюдаем, что в России эта стратегия становится макротрендом.
Подобные системы партнерств на протяжении многих лет успешно внедряются в большинстве развитых стран, принося взаимную выгоду как предприятиям общественного питания, так и агрегаторам услуг доставки. В крупных городах России это взаимодействие развивается ускоренными темпами: два основных сервиса-гиганта — Delivery Club и «Яндекс.Еда» — суммарно покрывают более 20% российского и 80% московского рынка доставки готовых блюд из кафе и ресторанов. Наиболее быстрым ростом в этой отрасли отличилась именно «Яндекс.Еда», добившись к концу 2019 года партнерства с более чем 12 000 ресторанами.
Запрет на посещение кафе и ресторанов в связи с пандемией COVID-19 привел к тому, что еще большая часть заведений, до этого не осуществляющих доставку, были вынуждены выйти на онлайн рынок и сотрудничать с агрегаторами услуг доставки.
- Выход ретейлеров на рынок доставки готовой еды через партнерство с крупными агрегаторами. Международные фуд-агрегаторы заключают соглашения не только с ресторанами и кафе, но и с крупными ретейлерами, желающими предоставлять услуги доставки готовой еды своим потребителям. Это один из наиболее успешно растущих трендов, уже доказавший свою рентабельность в США и странах Европы. Так, например, крупная торговая сеть Великобритании Asda с 2018 года успешно работает со службой Just Eat (доставка пиццы и продукции бакалеи). Компания демонстрирует значительный рост выручки в тестируемых магазинах и планирует расширить обслуживание на остальные торговые точки.
Подобные партнерства есть и на российском рынке. Например, «Азбука Вкуса», являясь одним из немногих представителей продовольственного ретейла с большими мощностями по производству кулинарной продукции, уже несколько лет активно работает с платформами по доставке готовой еды собственного производства. Аналогичной стратегии следует и «ВкусВилл», готовую продукцию которого можно заказать через агрегаторы SaveTime, SberMarket и «ВкусВилл Экспресс».
- Развитие онлайн-супермаркетов. Помимо доставки готовой еды, в Москве активно развиваются форматы омниканального ретейла и полноценных онлайн-супермаркетов. Это сервисы заказа и доставки любых продуктов. Наиболее активными игроками на данном рынке являются «Утконос» и «Перекресток». Оба онлайн-супермаркета предлагают доставку в течение рабочего дня и устанавливают минимальный размер заказа.
Но на рынок выходят и более гибкие игроки — они предлагают доставку продуктов в течение 10–20 минут с установкой минимального размера заказа только в периоды повышенного спроса. Именно такой стратегии придерживается основанная в 2019 году «Яндекс-Лавка» — являясь партнером сетей «Хлеб Насущный» и «Братья Караваевы», она завоевывает позиции, предлагая быструю доставку супов, салатов, выпечки и других готовых блюд из этих ресторанов.
- ЗОЖ, Dark kitchen и «Кухни на районе». Многие отмечают существующую тенденцию на здоровое питание в России (хотя в этом плане Россия по- прежнему догоняет Запад). Потребители выбирают полезную и домашнюю пищу, несмотря на нежелание тратить время на ее самостоятельное приготовление. Именно по этой причине в крупных городах России растет число производителей домашней еды с доставкой, демонстрирующих впечатляющие финансовые результаты.
Одним из наиболее известных столичных примеров является «Кухня на районе».
Сеть предлагает выбор здоровых блюд — от простой гречки с грибами до изысканных пенне с креветками. Доставить заказ из «Кухни» обещают в течение 30 минут, что удовлетворяет желание клиентов максимально экономить время. «Кухня на районе» — яркий представитель формата dark kitchen: еда изначально готовится исключительно для доставки, а не для подачи на столик в кафе или продажи с горячего прилавка.
Эффективное использование данного формата в тандеме с быстрой доставкой на скутерах позволило «Кухне» выгодно выделиться на фоне конкурентов и достичь в 2020 году уровня более 10 000 заказов в день, а также годовой выручки в размере 800 млн рублей [30].
Многие действующие рестораны и кафе России уже применяют формат dark kitchen для проникновения на рынок доставки еды. Некоторые предприниматели, подобно «Кухне на районе», пробуют открывать сеть dark kitchen, не имея ни одного ресторана с посадочными местами. Однако таким игрокам не всегда удается привлекать необходимый трафик покупателей. Дело в том, что для достижения стабильного потока заказов необходимо иметь сильную узнаваемость бренда и изначальную базу лояльных клиентов. Именно поэтому dark kitchen может стать перспективным форматом для ретейлеров с многомиллионными базами лояльных бренду покупателей.
- Открытие кафе и ресторанов под общим брендом. Помимо прилавков с горячей едой, многие игроки продовольственного ретейла открывают кафе и даже рестораны с целью повышения частоты посещения магазинов. В 2019 году «ВкусВилл» открыл свое первое кафе в Москве — «Правильное кафе и кулинария «Парим- Варим» друг «ВкусВилл». Крупные гипермаркеты также пересматривают концепции, открывая кафе и рестораны прямо на территориях своих магазинов. Такая стратегия может стать хорошим стартом для успешного выхода на рынок доставки готовой еды.
Хотя развитие и открытие кафе и ресторанов потеряло актуальность в период ограничений, связанных с пандемией COVID-19, эксперты ожидают возврат к этому тренду по возвращении к прежнему образу жизни и старым потребительским привычкам.
Рассмотрим ключевые выгоды доставки готовой еды для торговых сетей:
- Уникальный способ дифференциации. На данный момент услуги по доставке готовой еды с прилавков магазинов мало распространены на российском рынке. В то же время исследования показывают, что тенденция потребителей меньше готовить и больше заказывать продолжит укрепляться. Это обострит конкуренцию торговых сетей с сервисами доставки готовых блюд из ресторанов и кафе. А потому выход ретейлеров в сегмент доставки готовой еды — это способ сохранить и нарастить свою долю на рынке. Он позволит выделиться на фоне конкурентов и привлечь покупателей уникальным предложением;
- Одним из основных преимуществ крупных ретейлеров при выходе на рынок доставки является их широкая база клиентов. Несмотря на необходимость конкурировать на новом рынке с множеством ресторанов и кафе быстрого питания, наработанная база клиентов позволит достичь высокого трафика заказов при запуске доставки еды под собственным брендом;
- Партнерство с популярными сервисами доставки является взаимовыгодными для обоих участников сделки: ретейлеры получают мгновенный прирост количества потребителей и одновременно расширяют возможности обслуживания уже существующей лояльной аудитории. Агрегаторы-поставщики увеличивают предлагаемый ассортимент;
- Выход на рынок доставки позволит познакомить больше клиентов с высоким качеством ассортимента готовой еды ретейлера. Кулинария входит в Топ-10 категорий, способных оказывать наиболее сильное влияние на выбор покупателями торговой сети (рисунок 2.13). Повышение информированности о высоком качестве кулинарии в данном магазине потенциально привлечет новых покупателей, которые вернутся не только за готовой продукцией, но также купят и другие товары из основной корзины;
- Имеющиеся мощности для создания dark kitchen. Многие крупные ретейлеры уже имеют оборудованные кухни и профессиональных поваров для производства блюд на свои горячие и холодные прилавки. Наличие таких мощностей позволит торговым сетям преобразовать их в формат dark kitchen с минимальными затратами.
Рисунок 2.13 – Основные категории товаров, уровень реализации которых в сети оказывает влияние на выбор магазина для их покупки (ТОП 15 категорий)
При этом необходимо рассмотреть трудности, с которыми может столкнуться торговая сеть при применении новой стратегии. Для развития предложения по доставке розничные сети должны предпринять следующие действия:
- Выбрать партнера для доставки или развивать доставку напрямую. Заключение партнерств с наиболее популярными кандидатами может стать непростой задачей. Доставка через такие сервисы, как Delivery Club или «Яндекс.Еда», позволит привлечь огромное количество потребителей, но заставит конкурировать с ресторанами и кафе, давно зарекомендовавшими себя на рынке. Партнерство с данными сервисами может выступить в качестве хорошей проверки целесообразности развития направления доставки и позволит ответить на вопрос о необходимости перехода к другой опции — предложению возможности заказывать еду напрямую, как делают «ВкусВилл» или «Яндекс.Лавка». Но эта схема требует больших финансовых вложений и усиления бренда. Универсального ответа вопрос, что выбрать, не существует. Решение необходимо принимать индивидуально, учитывая стратегию и позиционирование торговой сети на рынке.
- Организовать процесс передачи продукции курьерам. Несмотря на видимую простоту использования уже имеющихся мощностей по приготовлению блюд на вынос, организация процесса приема и передачи продукции курьеру довольно сложна. Торговым сетям необходимо обеспечить удобство для курьеров и внутреннего персонала магазина, удостовериться, что эти процессы не вредят основной деятельности компании. Нужно не забывать, что постоянный поток работников доставки через служебные помещения может нарушить эффективность внутренних операционных процессов сети, а толпа курьеров у главного входа или внутри магазина может негативно повлиять на ощущения покупателей, отбивая желание посещать переполненный курьерами магазин. Чтобы достичь положительных финансовых результатов без потерь для текущего бизнеса, нужно заранее продумать схему ожидания заказов;
- Рассмотреть необходимость расширения ассортимента. Наконец, для более точного соответствия желаниям потребителя ретейлерам нужно задуматься не только о выходе на рынок доставки своей готовой продукции, но и об общем расширении ассортимента. Как мы уже говорили выше, около 35% текущих потребителей покупают продукцию с горячих прилавков из-за желания пробовать новые, необычные блюда. Растущая популярность фастфуда не только косвенно отнимает долю рынка у торговых сетей, но и постепенно изменяет привычки питания населения. Ретейлерам необходимо держать руку на пульсе этих изменений и, возможно, находить в популярной еде вдохновение для пополнения ассортимента готовых блюд. При этом необходимо помнить, что расширение ассортимента сопровождается необходимостью более жесткого контроля качества продукции и эффективного управления потерями.
Анализ потребительских предпочтений и динамики российского продовольственного рынка дает основания предположить, что у крупных российских ретейлеров сейчас есть отличная возможность получить превосходство над конкурентами за счет выхода на рынок доставки готовой еды. По нашему мнению, многие российские торговые сети предлагают качественные блюда в категории готовой продукции, а также имеют необходимые операционные мощности для успешного выхода на рынок. Текущая эпидемиологическая ситуация в стране только усиливает данную тенденцию.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф