Меню Услуги

Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.2. Формирующий этап

Формирование у дошкольников представлений о мире профессий будет эффективно при условии  создания  комплекса психолого – педагогических условий, включающего в себя 5 групп условий:

  1. профессиональную компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников,
  2. создание развивающей игровой среды профессиональной направленности,
  3. организацию образовательного процесса в различных видах детской деятельности,
  4. социальное партнерство с предприятиями города,
  5. сотрудничество с семьями воспитанников.

Организацию работы построили с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

*Принцип системности —  организация последовательных мероприятий . Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

* Принцип интеграции —  содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.

*Принцип наглядности, отражающий особенности детского мышления.

*Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

С целью дальнейшего взаимодействия детей, родителей и педагогов по ознакомлению детей с профессиями, был составлен  перспективный план совместной деятельности «Гость группы»

План реализации

МЕСЯЦ ТЕМА

НЕДЕЛИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
октябрь Шеф-повар
Кухня, посуда Социально -коммуникативное развитие «Гость группы»,

Беседа,

Совместная  трудовая деятельность «Стряпаем булочки»

Сюжетно – ролевая игра «Кафе «Детское»

Консультация «Знакомим детей с профессией повара»

 

Фотоколлаж «Гость группы»

Речевое  развитие Дидактическая игра «Что нужно повару»

Чтение «Федорино горе»

Художественно -эстетическое развитие Заучивание песенки поварят

Рисование «Кастрюля для компота»

Познавательное  развитие Экспериментирование

«Вкус, запах»

Альбом «Посуда»

ноябрь Медсестра
Я —  человек. Моё здоровье. Социально -коммуникативное развитие «Гость группы»,

Беседа,

Экскурсия в медкабинет,

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Фотоколлаж «Гость групп»

 

Изготовление атрибутов к с/р игре «Больница»

Физическое  развитие Подвижные игры «Кто быстрее?»

«Кто дальше»

«Попади в цель»

Речевое  развитие Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кому это нужно для работы», «Полезно и вредно»
Художественно -эстетическое развитие Лепка «Витаминки для Маринки»,
Познавательное  развитие Ситуация «Больная кукла»

Ситуация «Мой друг заболел»

декабрь Воспитатель
Я и моя семья. Социально -коммуникативное развитие «Гость группы»

НОД «Профессия моей мамы»

Ситуация «У моей куклы день рождения»

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

Конкурс на лучшую настольную игру «Своими руками»

 

Фотоколлаж «Наша группа»

Физическое развитие Подвижные игры «Кто зовет тебя, ау!»

Эстафета «Собери игрушки»

Речевое  развитие НОД «Профессия моей мамы»,

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кому это нужно»,

Чтение «Что такое детский сад»

Художественно -эстетическое развитие Рисование «Детский сад»
Познавательное   развитие Общение «Куклы пошли в детский сад. Кто их встретит?»

 

Игра   «Мяч лови, профессию мамы(папы) назови»

февраль Инспектор ДПС
Защитники Отечества социально-коммуникативное развитие «Гость группы»

 

Сюжетно – ролевая игра «Перекресток»

Изготовление атрибутов для настольной игры «Город»

 

Пошив атрибутов костюма инспектора ДПС

Физическое развитие Подвижные игры:

— «Цветные автомобили»

— «Воробышки и автомобиль»

— «Транспорт»

речевое развитие Чтение

«По улицам города»

«Светофор»

«Дядя Стёпа»

художественно-эстетическое развитие Рисование «Светофор»

Аппликация «Машина»

познавательное развитие Просмотр видеосюжета «По улицам города»

Презентация «Транспорт»

«Дорожные знаки»

март Парикмахер — стилист
Мы разные. Мальчики и девочки социально-коммуникативное развитие «Гость группы»

 

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Оснащение игрового уголка: стойка  для парикмахера, накидки

 

Изготовление альбомов «Прически мальчиков и девочек»

речевое развитие Чтение потешки «Расти коса до пояса»
художественно-эстетическое развитие Рисование «Гребешок»

Дидактическая игра «Подбери прическу»

познавательное развитие Беседа «Прически мальчиков и девочек»

 

Целью совместных мероприятий «гость группы» является: знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.

Структура данных мероприятий состоит из следующих частей:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • Сюрпризный момент
  • Рассказ родителя о своей профессии
  • Показ трудовых действий
  • Создание модели профессии
  • Ситуация, игра по профессии

Таким образом, дети познакомились с профессиями: шеф-повар, инспектор ДПС, научный сотрудник музея, медсестра.

Знакомство с инспектором ДПС проходило в период проведения тематической недели  «Правила дорожного движения». В группе была организована сюжетно – ролевая игра «Поездка по городу», в ходе которой к детям вышел инспектор ДПС, папа Руслана С. Дети быстро переключились на него, проявили интерес. Беседа с детьми в форме вопрос-ответ , рассказ папы о своей профессии закрепили знания детей, дали новые. Далее сюжет игры продолжился. Дети и взрослые вместе совершали поездку от остановке к остановке, соблюдая правила дорожного движения.

По окончании игры воспитатель предложила составить модель профессии инспектора ДПС из заготовленных отдельных карточек.

В ходе тематической недели «Скатерть –самобранка» в гости к детям пришла бабушка Алины К, которая работает шеф-поваром в детском саду. Она показала детям свою спецодежду, по которой дети догадались о ее профессии.

Далее все вместе «превратились» в поварят, замесили тесто и под руководством повара постряпали вкусные булочки. Во время выпечки булочек, дети вместе со взрослыми играли в подвижную игру , накрывали на стол для чаепития.

В завершении педагог предложила детям составить модель профессии повар.

Знакомство с профессией медсестра было проведено в ходе тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух». В гости к детям пришла мама Бориса К., которая работает медсестрой в детской поликлинике. Интерес к медицинскому инструменту, действиями с ним, подкрепила ситуация «Больная кукла», которую организовали перед встречей. Медсестра на примере с куклой определила,  что болит у куклы и оказала ей помощь. Далее взрослые с детьми организовали сюжетно- ролевую игру «Больница», где роль медсестры выполняли дети. По окончании была составлена модель профессии медсестра.

С научным сотрудником музея «Ангарская деревня» дети познакомились в ходе тематической недели «Русские традиции». Мама Лиды К. рассказала о своей интересной работе, о том как она изучает историю русской культуры. Множество подкрепляющих интерес кукол вызвали у детей эмоциональный отклик. Используя народный фольклор, игры познакомила с выставкой русских кукол, рассказала о их истории и предложила в роли мастеров изготовить куклу – оберег для семьи. Каждый ребенок с увлечением слушал рассказ и с огромным интересом изготавливал свою куклу.

Использование такой формы взаимодействия взрослых и детей  позволило качественно изменить уровень представлений детей о профессиях взрослых

2.3. Контрольный этап

После проведения серии занятий с детьми была проведена индивидуальная беседа, которая проводилась в первой части этапа.

Результаты были следующими:

На первом этапе исследовательской деятельности количество названных детьми профессий в среднем составляли: 30%

После проведения серии занятий, детьми были названы 8 новых профессий: строителя, ветеринара, журналиста,  художника, модельера, маляра, портного,  сапожника и т.д., что составило 70%

Результаты названных после занятий новых профессий показали, что все дети назвали большее количество новых профессий, чем первоначально.

Дети Названо профессий в констатирующем эксперименте Названо профессий в формирующем эксперименте
 Алина. К 3 10
Руслан. С 4 8
 Лида. К 4 7
Максим. К 4 9
 Элеонора. С 2 7
 Борис. К 4 9
 Аня. С 3 11
 Олег. К 2 7
Оля. М 5 9
Лариса. И 4 10
 Света. О 2 8

 

Наглядно динамика увеличения известных детям профессий выглядят следующим образом.

В индивидуальной беседе с детьми также выяснился явный прогресс.

Сравним ответы некоторых детей в констатирующем и формирующем эксперименте:

Аня. С первоначально с затруднением называла орудия труда названных ею профессий, табл. 2.2.

Таблица 2.2. Первоначальные ответы одного из детей

Аня. С Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь Делает прически, подстригает
Водитель(автобуса) Машина, руль, Возит людей
Врач Градусник, таблетки Лечит

После посещения серии занятий, описанных выше, результаты Ани выглядели следующим образом, Табл.2.3.

Таблица 2.3. Последующие ответы ребенка

 Аня.С Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь, фен, расчески Делает прически, подстригает, красит
Водитель(автобуса) Машина, руль, люди, пассажиры, фары Возит людей, чинит автобус
Журналист Ручка, блокнот, микрофон, фотоаппарат, камера Задает вопросы, пишет статьи, фотографирует, берет интервью
Шеф-повар Кастрюля, сковорода, поворешка Готовит, составляет меню
Фитодизайнер Цветы, клей, проволока, ленточки, бумага Украшает комнаты, делает композиции их цветов
Сапожник Молоток, гвозди Чинит обувь
Врач Градусник, таблетки Помогает больным людям
Ветеринар Градусник, таблетки Помогает больным животным
Инспектор ДПС Жезл, погоны Ловит преступников, следит за порядком
Официант Поднос, салфетки Приносит людям еду, угощает
Няня Ведро, тряпка Кормит детей, ветирает пыль, моет посуду, играет с детьми.

 

Выводы по второй главе

Можно отметить, что каждый ребенок, участвующих в исследовательской деятельности, после серии занятий стал говорить о труде взрослых более осознанно, уважительно.

После проведения индивидуальных бесед, детям было предложено поговорить о том, важны ли профессии, какую пользу приносят представители определенных профессий.

Беседа несла оживленный характер, ребята с удовольствием отвечали на вопросы, рассказывали о важности труда взрослых. Можно сделать вывод, что цель исследования подтвердилась: влияние педагогической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых имеет непосредственное влияние на формирование положительного отношения к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание условий для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, формировании системных знаний о трудовом процессе, как единице труда является главной целью педагогической работы по формированию у дошкольников интереса к профессиям взрослых.

Изменение характера мышления дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых,  через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует  обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.

В дошкольном возрасте модели трудового процесса могут быть вариативными.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге со взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания.

Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать.

Яркие впечатления, полученные в процессе исследовательской деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями,  чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2009. — №6. — С. 66-70.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2014. — №9. — С. 52-58.
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. — 2012. — №4. — 66 с.
  4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
  5. Белоногова Г. Педагогические знания — родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. — №1. — С. 82-92.
  6. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. — М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 2010. — 320 с.
  7. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Методическое пособие / М.П. Боброва. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2010. — С. 48-57.
  8. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. — Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. — 177 с.
  9. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  10. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. — М.: Педагогика, 2011. — 192 с.
  11. ГладковаЮ.А. О роли отца в семейном воспитания / Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2011. — №8.
  12. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. — №9. — С. 23-31.
  13. Гуманно-личностное пространство сопровождения семьи в реалиях XXI века: материалы I региональных педагогических чтений 13-14.11.2008 / Под общей ред. Е.С. Евдокимовой. — Волгоград. Волгоградское научное издательство, 2010. — 254 с.
  14. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 144 с.
  15. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2010. — №1. — С. 41-49.
  16. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010. — 111 с.
  17. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество» / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2012. — №3. — С. 87-91.
  18. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2012. — 120 с.
  19. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
  20. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. — С. 25-26.
  21. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №1. — С. 63.
  22. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
  23. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Сфера, 2012. — 80 с.
  24. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 249 с.
  25. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. — 2009. — №4. — С. 74-83.
  26. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций / И.О. Карелина. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71 с.
  27. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2013. — 107 с.
  28. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: ТЦ «Сфера», 2014. — 112 с.
  29. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет / Н.В. Макарычева. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с.
  30. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. — СПб: Речь, 2010. — 150 с.
  31. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2012. — 143 с.
  32. МясищевВ.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: МПСИ Модэк, 2011. — 400 с.
  33. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.
  34. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
  35. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. — 2009. — №9. — С. 35.
  36. Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. — Волжск: МарГУ, 2012. — 27 с.
  37. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. — М.: АПК и ПРО, 2014. — 32 с.
  38. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. — М.: Высшее образование, 2011. — 206 с.
  39. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2013. — 101 с.
  40. Семья и родительство — XXI век: Сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. — Курган: КГУ, 2009. — 232 с.
  41. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В. Солодянкина. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
  42. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». — 2008. — №3. — С. 35.

 


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!