Меню Услуги

Современная геостратегия США. Аспекты глобального доминирования

Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГЕОСТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА И АСПЕКТОВ ГЛОБАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ
  • 1.1. Формулировка понятия «геостратегия». Геополитика, как эффективный метод формирования геостратегии и внешней политики государства
  • 1.2. Формулировка понятия ролевых установок и позиционирования государств на мировом геополитическом пространстве, в качестве акторов современных межгосударственных взаимоотношений
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОСТРАТЕГИЯ США
  • 2.1. Предыстория американской геополитики и геостратегии (XIX-XX века)
  • 2.2. Геостратегия США в период президентства Джорджа Буша младшего (2001-2008)
  • 2.3. Геостратегия США в период президентства Барака Обамы (2009-2015)
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Геополитика, как относительно молодая наука, сформировалась на стыке двух столетий, когда человечество перешло на более качественный уровень своего развития, называемый в исторической науке, как начало «новейшей истории». В данный временной промежуток мир начал трансформироваться в одно общее геополитическое пространство, где стали актуальными международные процессы и взаимоотношения между мировыми державами не только одно континента, но и нескольких. В частности, данный процесс связан с возрастающей ролью Соединенных Штатов Америки на мировой арене, с «Октябрьской революции» в России, а также с началом Первой Мировой Войны, где впервые в истории, человечество перешло в фазу глобального и крупномасштабного военного конфликта.

Однако, еще до формирования геополитики, как науки, мир и геополитическое пространство постоянно менялись под воздействием определенных международных процессов, и в каждую историческую эпоху и временной период находилось хотя бы одна держава, которая бы доминировала над остальными акторами международных отношений во всех областях и институтах деятельности государства, и затем, основываясь на своей безграничной мощи и национальным интересам, явилась бы главным фактором формирования всей системы межгосударственных отношений. И в дальнейшем, такое государство будет само выбирать путь формирования своей внешней политики, основываясь на самом положении мировойгеополитики: либо государство возьмет на себя ответственность глобального лидера и направлять остальные государства в правильном направлении, либо государство пойдет по пути мирового господства и станет гегемоном, который будет выстраивать всемирное геополитическое пространство в только в соответствии со своими национальными интересами.

Переходя к современному состоянию мировой геополитики, актуальность занимает роль США в формировании своей геостратегии и геополитики остального мира.

Благодаря эффективному использованию своего политического (участие и лидирующая роль США в таких международных организациях, как ООН, НАТО, позволяет государству оказывать существенное влияние на формирование международных процессов) экономического (американская экономика является сильнейшей в мире – ВВВ страны составляет 17,3 трлн. долларов США, благодаря которому государство является лидером во многих промышленных, научных и информационно-интеллектуальных областях) и военного потенциала (американская военная система является мощнейшей в мире, а армия страны является самой боеспособной, благодаря колоссальному и беспрецедентному финансированию со стороны государства), США сумели стать сверх державой во второй половине XX века и контролировать половину земного шара, а после распада СССР, им в руки перешла практически вся полнота власти над всем миром.

С началом нового тысячелетия, человечество вступило в новую эру формирования миропорядка – беспрецедентного развития достигли информационные технологии, что дает нам повод назвать информацию – главным инструментом формирования жизни всего мирового сообщества. Однако, с наступлением новой эпохи, появились и новые вызовы мировому сообществу, которые пришли на смену старым – это международный терроризм, ядерная угроза, глобальное потепление и ухудшение экологии, а также межэтнические региональные конфликты.

Актуальность данной работы заключается в том, что в на данный момент, в наше современное время, особенно важным становится роль США на мировой арене – единственной сверхдержавы международного сообщества, которая способна оказывать большое влияние на мировое геополитическое пространство, а также насколько правильно США смогут отреагировать на определенные проблемы современности. Сможет ли данное государство найти оптимальный вариант развития своей геополитики, геостратегии, а также найти общие точки соприкосновения с остальными государствами международной арены, и по пути сформировать с ними эффективное геополитическое пространство? Исходя из поставленных вопросов, нами определена тема дипломного исследования  «Современная геополитическая стратегия США. Аспекты глобального доминирования».

Целью исследования является выявление принципов формирования современной геостратегии США и ее основополагающих аспектов и критериев в различных временных периодах правления двух последних президентов, а также выявление роли США в современной системе международных отношений.

На пути к достижению поставленной цели, представляется последующее решение следующих задач:

  • описать и раскрыть понятия и термины «геостратегия»;
  • выявить роль геополитического подхода в формирования геостратегии государства;
  • изучить и сформулировать понятие «ролевых установок» государства, как основного актора международных отношений, а также его позиционирования в мировой геополитической системе,
  • найти сходности и отличия в реализации геостратегии государства между Джорджем Бушем (2001-2009) и Бараком Обамой(2009-2015);
  • рассмотреть предысторию развития американской геополитики (XIX–XX века);
  • проанализировать современную геостратегию США по отношении к России.

Объектом исследования является геостратегия США в период президентства Джорджа Буша младшего и Барака Обамы (2001 – 2015 годы).

Предмет исследования – современная геополитическая стратегия США и аспекты глобального доминирования государства.

Эмпирической базой исследования выступают:

  1. научные труды известных политологов и геополитиков прошлого столетия и современности;
  2. учебные пособия и издания отечественных и зарубежных политологов для образовательных учреждений;
  3. официальные государственные и внешнеполитические документы;
  4. двусторонние международные договоры о взаимном сотрудничестве;
  5. материалы и научные статьи различных авторов из сети «Интернет»;
  6. материалы средств массовой информации;
  7. материалы, составленные на основе мнений отдельно взятых лиц.

Методологической основой данной работы явились общенаучные методы логического и специфического характера: метод наблюдения, типологический метод, метод анализа документов, метод исторического анализа, метод сравнения и метод общего анализа различных ситуаций:

  • для определения понятий «геополитика», «геостратегия», «геостратегия государства» применялся теоретический анализ данных терминов;
  • для изучения геополитического подхода формирования геостратегии государства, а также выявления ролевых установок и позиционирования государства на мировой арене, был использован метод системного анализа и метод сравнения, а также типологический метод;
  • для выявления основных принципов формирования геостратегии США в период президентства Джорджа Буша младшего и Барака Обамы, был использован метод исторического анализа и сравнения, метод анализа документов и метод наблюдения.

Новизна исследования данной работы заключается в выявлении определенных следственно-временных причин формирования современной геостратегии США по отношению к зарубежным странам на настоящий временной период. В частности, это касается формирования агрессивной геостратегии против России.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава – из трех параграфов.

В первой главе рассмотрены такие понятия и термины, как«геостратегия государства» и геополитический подход, эффективное средство развития геостратегии государства, а также понятие ролевых установок и позиционирования государств на мировом геополитическом пространстве, в качестве акторов современных межгосударственных взаимоотношений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Во второй главе раскрываются геостратегия Соединенных Штатов Америки в период президентского срока Джорджа Буша младшего (2001-2009), а также основные векторы внешней политики и геостратегии США в период правления Барака Обамы (2009-2015).

 

ГЛАВА 1. Концептуальные основы геополитической стратегии государства и аспектов глобального доминирования

1.1. Формулировка понятия геостратегия. Геополитика, как эффективный метод формирования геостратегии и внешней политики государства

Геополитика, как наука, возникла относительно недавно, в конце XIX и начале XX веков. Сам термин «геополитика», приобрел популярность после научных работ и исследований известного шведского политолога Рудольфа Челлена, в частности после выхода на свет книги «Государство, как форма жизни» (1916)[31]. Свои труды, господин Челлен создал под влиянием другого известного ученого – Фридриха Ратцеля, немецкого политолога, создателя книги «Политическая география» (1897), в котором он впервые употребил термин «политическая география» и сформировал предпосылки и заложил фундаментальные основы для будущего развития такой науки, как геополитика[25].Согласно известному русскому политологу В.А. Дергачеву: «геополитика – это наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве»[13, с. 34].

Если говорить вкратце, то государства, которые участвуют в процессе формирования международных отношений и являются их акторами, формируют некое поле геополитических процессов, где и происходят все события, связанные с внешнеполитическими и внешнеэкономическими действиями государств друг с другом. Каждое государство, которое уверено в своей самодостаточности, борется за право на мировое господство, или как обычно говорят, за гегемонизм, либо доминирование в определенном регионе.

И как правильно подчеркнул В.А. Дергачев, в борьбе за мировое господство (гегемонию) или доминирование в регионе используется геополитическая стратегия и тактика. В своем учебном пособии для студентов, автор формулирует такие понятия, как тактика и стратегия: «Тактика – совокупность технологий, направленных на достижение промежуточных целей стратегии (доктрины). Стратегия — система крупномасштабных решений, направленных на достижение долговременных целей»[13, с. 36]. С точки зрения В.А. Дергачева, на международной арене широкое распространение приобрело стратегическое партнерство, которое включает в себя общность и близость точек зрения, интересов и целей соответствующих государств. Формирование между ними международных взаимоотношений путем создания общих договоров об эффективном политическом и экономическом сотрудничестве благотворно влияют на две стороны, а также и создается некая взаимозависимость и дальнейший фундамент для будущих взаимовыгодных перспектив [13, с. 36].

Если рассматривать данную концепцию введения взаимоотношений между государствами, то согласно авторитетному мнению известного американского ученого и политолога, Збигнева Бжезинского, который приводит свою точку зрения в своей книге «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство», он считает, что то, какую позицию и соответственную роль займет государство на мировой арене и геополитическом пространстве он займет зависит от того, насколько он правильно будет выражать свои национальные интересы среди остальных государств на геополитическом пространстве, и сможет ли он выработать соответствующую геостратегию в отношении их [3].Согласно словарю В.Н.Коновалова «Политология» (2010), автор считает, национальный интерес – это определенные потребности государства, его политические, экономические интересы в отношении своих граждан, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.[16, c.100].

Как правильно подчеркивает господин Бжезинский, национальные интересы подразумевают собой наличие таких понятий, как, например, самостоятельность и независимость государства, уровень процветания общества и территориальная целостность [3].

Российский политолог Т.П. Лебедева в книге «Геополитика» (2008), отмечает, что национальные интересы государства просто так самостоятельно не воплощаются в геополитике [17, с. 53].Согласно автору, геополитика формируется в тот момент, когда интересы государства переходят в цель государства, и именно благодаря этому формируется геостратегия [17, с. 53].

В современном мире, понятие «геостратегия государства» имеет множество определений и каждый ученый в области политологии дает свое собственное толкование. Все это показывает то, насколько данный термин является неоднозначным в геополитической науке и то, как оно воздействует на процесс государственного развития и мира в целом. К примеру, по мнению госпожи Лебедевой, геостратегия – это система умозаключений, исходящих из анализа геополитической картины мира, ресурсных возможностей государства и ценностной базы политики, господствующей в данном обществе или государстве [17, с. 53].

На сегодняшний день, в эпоху развития процессов глобализации, каждое государство дает себе отчет, что при формировании своей геостратегии на мировой арене нужно соблюдать все меры безопасности, так как каждая страна тем или иным образом взаимозависима по крайней мере с одной страной, и появление какого-либо рода проблем у одного государства, вызовет цепную реакцию на остальные государства. Тем более, с началом НТР и созданием ядерного оружия, стоит быть крайне бдительным.

В.А. Дергачев в работе «Геополитическая теория больших многомерных государств» (2011) описывает понятие «геостратегия государства». С его точки зрения, геостратегия – это комплекс масштабных решений государства, которые направлены на достижение определенных политических, экономических и военных целей на долгосрочный период [14, с. 63]. По В.А. Дергачеву, геостратегия государства формируется на основе создания некоторых геополитических направлений в области внешней политики и экономики государства на мировой арене [14].

Также автор в своей работе дает определение понятию «геополитическая тактика». По его мнению, геополитическая тактика – это совокупность технологий, которые направлены на выполнение промежуточных целей геостратегии государства [14].

Геостратегическая цель государства автор видит в достижении высокого международного статуса, который создает фундамент для будущего процветания государства и общего национального развития [14]. В системе международных отношенийдовольно широкое развитие приобрела стратегическое партнерство. Данное понятие подразумевает сотрудничество между государствами, которые имеют общие интересы и стратегические цели, которые следует достичь общими силами. [14].

Те государства, которые принадлежат к какой-либо одной военной международной или региональной организации, формирующую систему коллективной безопасности, образуют так называемый геостратегический регион. Также, в системе геополитических отношений, можно иногда встретить союзы двух или более государств, которые называются «Осью». Если вспомнить исторический опыт, встречается «Ось Берлин — Рим – Токио» – стратегическое объединение государств времен Второй Мировой Войны, у которых была очень агрессивная геостратегия в отношении соседних стран и регионов. Данное объединение следует включить в геополитический, или другими словами, в конфликтный регион, который, с точки зрения автора, составляют те государства, на территории которых наблюдаются зоны высокой конфликтности, которые, как обычно несут очень серьезную опасность для всего мира [14].

Что же касается современного мира и современной геополитической системы, то непосредственное влияние на создание и формирование геополитической ситуации в мире несут такие лидирующие страны и объединения, как Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Китайская Народная Республика, Российская Федерация и Япония. Начало XXI века характерно тем, что данные мировые державы находятся в достаточно мирных друг для друга взаимоотношениях. Все это стало возможным, благодаря такой всемирной организации, как ООН, которая объединяла данные государства и не давало им повода начинать между собой военные конфликты, так сказать удерживала их в относительной миролюбивости. Весь XXвек характеризуется сильными метаморфозами, как в мировой геополитике, так и в системе международных отношений. После окончания Второй Мировой Войны, когда государства наконец осознали, что пора меняться в лучшую сторону и больше никогда не опускаться до уровня глобальной военной катастрофы, решено было создать Организацию Объединенных Наций, как эффективный механизм системы «сдержек и противовесов». Кроме того, организация послужила отличной площадкой для выражения своих национальных интересов и развития своей геостратегии. И именно после создания данной организации, большинство государств-участниц стараются добиваться геополитического влияния через межправительственные организации регионального и международного уровня. Мотивы и цели участия стран в таких организациях могут иметь различный окрас – государства могут принимать участие в каких-либо конструктивных мероприятиях, способствующих благоприятному развитию мироустройства, но иногда и бывают некоторые неприятные инциденты среди государств, у которых немного различаются интересы и взгляды в формировании каких-либо мероприятий, либо их решения, что собственно ведет к деструктивным последствиям [17]. Переходя к теме соперничества и враждебных отношений между государствами, следует вернуться к работам господина Дергачева, где он также очень подробно описывает данный аспект международных взаимоотношений. Автор употребляет термин «стратегический противник» по отношению тех стран, которые преследуют противоположные стратегические цели по отношению к другим государствам [14]. Далее приведем наглядный пример данных взаимоотношений между современными государствами. К примеру, у стран военного блока НАТО исторически враждебный настрой к Российской Федерации и его ближайших союзников еще со времен создания данной организации, тут проблема кроется ни столько в различиях в введении геостратегии, но сколько в идеологии США и бывших стран СССР, от боязни которой американцы не могут до сих пор избавиться. А также с молниеносным развитием экономического потенциала и мощи Китая, стало актуально предполагать, что у американцев появился реальный соперник по внешней экономике, ведь именно китайцы, после либерализации своей экономики, постепенными и уверенными шагами начинают отбирать рынки сбыта у американцев [14].

Также стоит еще отметить еще один важнейший аспект, который приводит автор, без которого любое государство, считающее себя сильной региональной или мировой державой, не смогло бы нормально функционировать на геополитическом пространстве. Речь идет о таком аспекте национальной безопасности, как военная доктрина. Военная доктрина, по Дергачеву, – это система официальных взглядов и положений, которая устанавливает направления военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к войне. Доктрину обычно вырабатывает политическое руководство страны [14, с. 57]. Согласно точке зрения российского военного аналитика, генерал-майора А.И. Владимирова, доктрина не может быть политкорректной, не должна содержать двойных стандартов и она не должна иметь выраженной «антитеррористической» направленности. Борьба с терроризмом является важной государственной задачей, но не стратегического характера [5].

В наше современное время, когда крупные и полномасштабные войны утратили актуальность, все популярным становиться информационный и экономический тип войны среди государств на мировой арене. Международный статус войны постепенно сменяется на более гуманный тип, согласно постоянно меняющемся международном гуманитарном праве.

Итак, приходя к выводу, можно уверенно сказать, что геостратегия государства – это комплекс геостратегических установок, целей и направлений деятельности государства в просторах геополитического пространства и мировой арены, которые разработаны и сформулированы государственными органами на основе потребностей общества и правительства. Они выражены в качестве национального интереса государства, целью, которой является дальнейшая ее реализация и защита на международной арене.

1.2. Формулировка понятия ролевых установок и позиционирования государств на мировом геополитическом пространстве, в качестве акторов современных межгосударственных взаимоотношений.

Любое государство, которое считает себя достойным членом мирового сообщества, в той или иной мере будет добиваться расположения и признания ее как полноценного участника и актора международных процессов. И следуя урокам из истории, в каждой эпохе найдется хотя бы одно государство, которое сможет добиться такого небывалого авторитета среди остальных государств, благодаря своему упорству, в действительности беспрецедентному дару лидерства и умением контролировать весь мир с помощью различных политических, экономических и социальных механизмов. Конечно, можно не всегда найти в истории благоразумность в мировом господстве какого-то определенного государства, но факт остается фактом, что государства, которые обладают каким-то определенным даром к лидерству, все равно рано или поздно придут к глобальному доминированию – государство либо станет справедливым мировым лидером, либо станет гегемоном. А теперь разберем более подробно о том, что нужно сделать государству, какие ему нужно пройти этапы, для того чтобы стать доминирующим на мировой арене.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Государство, которое имеет все привилегии для полного функционирования ее как международного актора, как правило, будет осуществлять международную активность и вырабатывать свою собственную геостратегию. В данной геостратегии, государство обычно формирует основные концепции и аспекты для полнофункционального существования и развития в плане как национальном, так и международном – это, во-первых, сама возможность участия в международных процессах, во-вторых, выражение своих национальных интересов и одновременно ее защита. Каждое государство имеет свое собственное место и позицию в списке международных акторов, и для каждой страны, есть своя собственная отведенная роль. Рассмотрим этот вопрос более детально:

По мере позиционирования государства по признакам ее развития:

  • Слаборазвитое государство, которое испытывает недостатки в своем развитии в связи с целым комплексом причин, и которое вынуждено находится в зависимости от другого, более развитого государства. Среди основных причин неразвитости данного государства следует подчеркнуть относительно слабую политику действующего или даже предыдущих правительств, в-следствии чего логически вытекает неразвитость всей финансово-экономической политики в стране. И собственно, из-за этого, государство вынуждено просить поддержку среди других акторов международной арены [23].
  • Стабильное, развитое государство, со всеми доступными ему функциями, а также потребностями, которые он сможет удовлетворить. Такое государство обычно не испытывает никаких проблем в политическом и экономическом плане. На мировой арене данное государство позиционирует себя как равного актора международных отношений, не ставя себя выше других акторов [24].
  • Сверхдержава. Данное государство, в отличие от обычного развитого государства, обладает беспрецедентной мощью во всех аспектах ее развития, превосходит остальные государства в политическом, экономическом и в социальном плане [4].

По методам осуществления глобального доминирования:

  • Лидер. Таким государством является то государство, которое в силу своей высокой геополитической развитости и обладанием огромным ресурсным потенциалом, пользуется большим, признанным авторитетом, обладает огромным влияниемкак в региональном, так и в мировом масштабе. Такое государство обычно старается всеми силами участвовать в решении проблем международного масштаба, а также участвовать в решении региональных проблем отдельно взятых государств. Принимает во внимание мнение других государств, а те в свою очередь принимают во внимание его советы. Методы решения проблем являются конструктивными и справедливыми [2].
  • Гегемон. В отличие от предыдущего типа государства, проводит более агрессивное и единоличное доминирование на международной арене, ставя своем мнения выше мнений остальных акторов и порой применяя радикальные меры борьбы с международными и региональными проблемами [2].

Данные ролевые установки являются весьма условными и каждое государство, позиционирующее себя тем или иным образом, с течением времени и со стечением некоторых обстоятельств может поменять свою роль на международной арене в зависимости от определенных изменений. Вместе с тем, необходимо более подробно остановиться на понятиях «государство-лидер» и «государство-гегемон».

Становление государства в роли гегемона. Для того, чтобы страна стала гегемоном и занимала доминирующее положение, нужно, чтобы данная страна обладала определенными качествами, способностями и прошла определенные стадии формирования. Согласно британскому географу П.Тейлору, прежде всего, такое государство должно обладать огромнейшим экономическим потенциалом и иметь самую развитую и сильную экономику в мире, и при этом ей не должно быть равных, должна быть абсолютная монополия со стороны гегемона[35].

Также, кроме экономического превосходства, такое государство должно обладать по-настоящему сильным правительством и кабинетом министров, которыесмогут оперативно и слаженно среагировать на любые вызовы и проблемы. Государство-гегемон является единственным центром силы на мировой арене, исключая возможность создания конкуренции и оппозиции. Но не стоит и забывать о военной мощи, по силе которой не будет равных, а также наличие ядерного оружия в качестве системы сдержек и противовесов.

Как правильно высказался П. Тейлор в своей книге «PoliticalGeography: World-Economy, Nation-StateandLocality»: «геополитическая гегемония – практически абсолютное доминирование одного из государств в международной системе отношений в трех областях: экономической, политической и идеологической»Также данный ученый приводит три стадии становления государства в роли гегемона:

  • Государство добивается превосходства благодаря эффективности производства, при помощи создания инноваций и увеличения спроса.
  • Торговые партнеры данного государства создают и предоставляют некие преимущества и блага в мировой торговле.
  • Финансовые исполнители и банкиры данного государства добиваются полного финансового превосходства и лидерства на мировой арене [35].

Подводя итоги к вышесказанному, отмечаем,

  1. Открытая экономика, благодаря которой такое государство может создавать рынки сбыта за границей, а также довольно удачно конкурировать с другими акторами в экономическом секторе.
  2. Довольно радикальная геостратегия и внешняя политика государства, которая не предусматривает наличие оппозиции. Благодаря своей единоличной и односторонней политике, такое государство не нуждается в одобрении своих планируемых действий и готово действовать, вопреки мнению остальных.
  3. Мощнейший военный потенциал и контингент.
  4. Идеология, как еще один механизм доминирования. В данное понятие входит распространение идеологических ценностей по всему миру, как отличный способ управления государствами. В пример можно привести политику «мягкой силы» и распространение и популяризации понятия демократии в государствах.

Однако основная проблема современного мира заключается в том, что на смену старым проблемам, для решения которых потребовались бы силы только одной сверхдержавы, постепенно приходят совершенно новые, более комплексные, сложные и глобальные проблемы, как международный терроризм, для решения которых лишь силой одного доминирующего государства не обойтись. Глобализация в современном мире сыграла свою роль и теперь предполагается, что доминирование одного лишь государства является уже устарелым. В данном контексте на ум приходит только одна мысль – это возрастающая роль глобального лидера, который должен прийти на смену устаревшего гегемонизма. Данная тема очень хорошо описана в книге известного американского политолога З. Бжезинского «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» [3].

Рассмотрим более детально понятие «государство-лидер». Данная тема была активно изучена известным американским политологом, Джорджом Модельски в статье «Эволюция глобальной политики» [19].

Согласно автору, само понятие «мировой лидер» предполагает наличие таких определенных качеств, каких нет у государства-гегемона. В отличии от гегемона, государство-лидер несет намного больше ответственности, так как оно формирует свои лидерские качества при возникновении мировых вызовов и проблем, действует не только согласно своим прихотям, но также согласно и мнениям остальных насчет данной проблемы [19].

Для того чтобы государство началось считаться «мировым лидером», ему нужно обладать определенными критериямии выполнять некоторые обязательства:

  1. Государство-лидер должно, так же как и государство-гегемон, обладать мощнейшей экономикой и потенциалом. Развитая передовая экономика может сыграть хорошую роль в поддержке и финансировании международных организаций и отдельных государств.
  2. Иметь очень сильное правительство, сильный государственный аппарат и не иметь серьезных политических, экономических и социальных проблем внутри страны.
  3. Государство должно и обязано быстро и грамотно реагировать на любые непредвиденные обстоятельства и проблемы международного и регионального масштаба. Такое государство должно иметь очень стабильную и справедливую геостратегию и действовать только в рамках международного права и не нарушать ничьих суверенных прав и интересов. При этом государство должно уметь применять различные подходы при решении проблем.
  4. Наличие мощной армии, которая в будущем может трансформироваться в нечто более глобальное. Создание глобальных центров военного сотрудничества будет благоприятно воздействовать на отношения между государствами и решению международных конфликтов, где потребуется наличие военного вмешательства (в самом крайнем случае).
  5. Свободное по правам и обязанностям общество. Граждане такого государства будут охотно идти на сотрудничество с остальными гражданами других стран, что создаст также благоприятную почву для развития мирового хозяйства, создания инноваций и укрепления добрососедских отношений.
  6. Продвигать идеи демократии, свободного общества и социального равенства, помогать развитию и расширению процесса глобализации[19].

Самым главным критерием для формирования государства в качестве мирового лидера, является не односторонность решения проблем. Благодаря своим уникальным качествам, такое государство, благодаря умению слушать мнение остальных акторов мировой арены, быстро зарабатывает уважение и авторитет, и те в свою очередь доверяют такому государству право «первого и последнего слова», и в неотложных моментах, вся полнота решений и ответственность возлагается на мирового лидера. Но иногда, в наиболее трудные времена и моменты, когда для принятия решения потребуется мнение не только одной сверхдержавы, а сразу нескольких, следует подчеркнуть о таком понятии, как «коллективное лидерство». В таком случае, несколько мощнейших по всем критериям государств создают некий коллективный орган для принятия решений, в котором они будут совмещать свои лидерские качества друг с другом, и тем самым повысив эффективность решения целого комплекса проблем [21].

Данный механизм является очень эффективной при решении крупных мировых проблем, например, таких, как международный терроризм. Он реализуется при помощи продуктивного взаимодействия государств между собой для достижения особо значимых и серьезных на мировом масштабе целей и решения мировых проблем при помощи создания и внедрения международных норм права и осуществления действий согласно ему по укреплению миропорядка и международной безопасности. Очень ярким примером для создания коллективного глобального управления могла бы послужить Организация Объединенных Наций в случае, если бы данная организация  провела реформирование своей системы представительства стран-членов через расширение СБ или преобразование части его функций постоянных членов (к примеру, отказ от применения права-вето) [21].

Приходя к выводам, следует заметить, что такие понятия, как «гегемонизм» и «глобальное лидерство» различаются в следующем:

  • Государство-гегемон – это актор международных отношений, который при решении проблем и вопросов мирового масштаба полагается в основном только на свои субъективные интересы, впоследствии игнорируя интересы остальных акторов международных отношений.
  • Глобальный лидер – это актор международных отношений, который при решении проблем и вопросов мирового масштаба использует более справедливые и объективные методы оценки и решения. При принятии окончательного решения придерживается стратегии компромиссов и обязательно учитывает интересы других стран. Вследствие такого позиционирования, государство принимает на себя огромную ответственность за миропорядок, стабильность, безопасность и баланс сил между акторами международных отношений в целом.

Основываясь на историческом опыте разных держав и сверхдержав разного временного периода и эпох, можно уверенно сказать, что в большинстве случаев государства, обладающие огромным потенциалом и несоизмеримой мощью в тех или иных сферах, чаще всего предпочитали гегемонизм в отношении своей внешней политики и геостратегии. И это, как ни странно, давало им большие возможности для развития и расширения своего влияния на весь земной шар. В качестве наглядного примера можно привести множество держав из самых разных временных эпох, допустим в античные времена, такое государственное образование, как Римская империя, довольно долго и стабильно удерживала весь Аппенинский полуостров, Ближний Восток, Северную Африку, Европу, Британские острова. Государство представляло собой классического гегемона в том плане, что проводила активную военную политику и экспансию в отношении своих колоний. Или, к примеру, взять ту же Британскую империю образца второй половины XIX века, у которой также было множество колоний по всему миру, начиная от Канады, заканчивая Австралией, и все благодаря совершенной, на то время, экономической модели развития государства и эффективной экспанционной политике, а также благоприятной модели развития государственных институтов в отсталых колониях. Переходя к XX веку и собственно, к теме дипломного исследования, было бы неправильным не говорить о Соединенных Штатах Америки – первой сверхдержаве современности, с момента становления которой и началась собственно популяризация такой науки, как геополитика. И именно в практической части выпускной квалификационной работы, мы будем рассматривать собственно историю становления данного государства в роли мирового центра современной глобальной геополитики, потому что в наше время, все глобальные процессы тем или иным способом связаны с США.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ГЕОСТРАТЕГИЯ США

2.1. Предыстория американской геополитики и геостратегии (XIX-XX века)

Америка, с начала его открытия для мира, представлялась страной больших возможностей, идеальным пристанищем для людей, которые хотели начать жизнь с чистого листа. С со времен великих географических открытий и освоения североамериканского континента, народ Старого Света тянулся к новой, еще неизведанной земле. Кто то покидал свой привычный ради выгоды и обретения богатства, кто-то ради жажды приключений и приобретении неповторимого опыта, а кто-то был вынужден покинуть свою родину по политическим и религиозным соображениям. Четвертые же, самые лучшие представители старой Европы, переезжали в Америку ради того, чтобы построить там новую цивилизацию.

После обретения независимости от Британской Империи, первое столетие США существовала по принципу «моя хата с краю», и имела весьма слабо развитую внешнюю политику. Описывая внешнюю политику США XIX и первой половины XX века, справедливо отмечаем, что страна еще только создавала свои основы будущей геополитики и старалась не вмешиваться в дела соседнего восточного континента. Американская геополитика XIX века заключалась в невмешательстве Соединенных Штатов в дела Европы, и поэтому по сути геополитики как таковой не было, все силы были сосредоточены на внутренней политике. США, которая в начале XIX века только что сформировала собственное государство, начала подниматься с колен после тяжелой войны с Англией, решила себя некоторым образом обезопасить. Стране нужна была естественная среда для дальнейшего суверенного процветания – они ее получили, однако США решились этим не ограничиваться [10].

Исключая горький опыт иностранной экспансии внутри своего государства, Соединенные Штаты решили поступить весьма мудрым образом, создав некий документ, акт, который бы законным образом защитил бы их берега от возможного врага. Джеймс Монро, пятый президент США, создал поистине великий документ, который определил будущую мощь будущей сверхдержав [29]. Доктрина Монро объявляла полное невмешательство США в дела Европы взамен на отсутствие экспансии Европейских государств на весь североамериканский континент. И к счастью для США, данная доктрина оказалась весьма действенной – страна избежала  военных конфликтов с Англией и других государств и смогла сосредоточить все свои силы на развитии своего могущества внутри континента [29].

До конца XIX века Америка очень тщательно разбиралась со своими проблемами, то есть довела до ума внутреннюю политику – были окончательно установлены собственные границы, были созданы большинство законов и актов, которые существуют до сих пор. Однако, доктрина Монро несла с собой также и скрытый туз в рукаве Америки –доктрина явилась документом, которая легитимизировало вмешательство США в дела соседних государств, ведь как отмечается в доктрине, невмешательство относилось к соседнему континенту, а не к соседним странам [29]. Первые искры геополитической активности США на зарубежье появились к конце XIX века, когда США решило вмешаться в дела Кубы, которая в те времена пыталась отделаться от своего колонизатора – Испании. В данный временной промежуток США сумела успешно экспансировать Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины [15].

Переходя к геополитике США ХХ века, следует начать с упоминания исторических личностей, которые сформировали основные принципы американской геополитики данного века. Н.Д. Спикмен – основатель подхода классического реализма в американской теории международных отношений, сформировал по сути основные направления геополитического превосходства США в ХХ веке и отчасти он и явился прародителем современной геополитической стратегии. Его подход заключался в безоговорочной гегемонии и превосходстве Америки над континентальными государствами, власть моря над континентом. Согласно Спикмену, для полной гегемонии США необходимо две вещи – это контроль над Хартлендом и Римлендом. Подразумевалось, что США после Второй Мировой Войны сможет установить контроль над этими территориями путем активной экспансии и союзных договоров. И в итоге США могли установить контроль над Европой, римлендом, и создав специальный орган – НАТО, который будет идеальным механизмом для осуществления и развития американской геостратегии [34].

Если говорить о геополитике США с самого начала XX века, то следует вспомнить из истории важные и, возможно, переломные моменты американской геополитики и геостратегии, такие как, например Первая Мировая Война и фактическая отмена ранее действовавшей доктрины Монро. С началом мировой войны, Соединенные Штаты, во главе с Вудро Вильсоном, не выражали желание вступать в войну, просто потому, что Америке данная война была абсолютно не выгодна. Вудро Вильсон, 28-й президент США, хотел посвятить всю свою жизнь внутренней политике страны. В первый президентский срок ему удавалось успешно проводить множество экономических реформ внутри страны, и одновременно стараться не вступать в мировую войну. Однако уже ко второму президентскому сроку, когда Германия уже непосредственно напрямую провоцировала США при помощи подводной войны, дипломатических махинаций и провокаций, как например, та же телеграмма Циммермана, В. Вильсон был вынужден объявить войну Германии, что повлекло участие американского военного контингента на европейском континенте. Данное действие подразумевало собой конец правового действия доктрины Монро и начало вмешательства США в дела европейских государств [12].

Первые ростки американской геополитики и геостратегии появились после того, как В. Вильсон создает свой известный проект мирного договора и объявления конца войны, называемый, как «14 пунктов Вудро Вильсона». Вскоре после окончания войны, президент изъявил желание создать некий международный орган, благодаря которому можно было бы контролировать баланс сил на мировой арене и где бы собирались государства для обсуждения проблем мирового масштаба, во избежание новых мировых войн. Данной организацией явилась «Лига Наций».

Послевоенное время для американской геополитики и геостратегии характеризуется относительным упадком и затишьем – с конца Первой Мировой Войны и до начала Второй Мировой Войны, США пыталась разбираться со своими внутренними проблемами, в частности с ликвидацией глубоко экономического кризиса внутри страны, хотя до возникновения данной проблемы в конце 20-х годов ХХ в., у американцев наблюдался быстрый подъем и развитие промышленного производства – славная эпоха «Просперити» сменилась «печальной Великой Депрессией».

И вот когда началась Вторая Мировая Война, Америка вновь повторила свой старый опыт – в первое время всеми силами пыталась не втягиваться в крупнейшую военную катастрофу, но потом опять была вынуждена вступить в войну. Однако, после окончания войны, США уже окончательно и бесповоротно уничтожили принцип «невмешательства», и начали активно экспансировать европейский континент. Во главе с США были созданы такие международные организации, как НАТО и ООН, которые существуют и поныне, и являются эффективным механизмом и рычагом для американской мировой гегемонии.

Первый серьезный акт проявления интересов американской геостратегии на мировое господство, проявился после объявления «Плана Маршала» и «Доктрины Трумэна». Если смотреть с прямой точки зрения, то данные документы подразумевали оказание финансово-экономической помощи и послевоенное обустройство стран Европы, которые сильно пострадали от войны, и оказания политического и идеологического давления на СССР соответственно. Так и началась протяжная «холодная война» [20].

Время «холодной войны» описывается историками, как время «непрямой конфронтации США и СССР». И так, как в то время в мире было всего 2 сверхдержавы, то мир соответственно был поделен на американскую и советскую зоны влияния. Данное время характеризуется активной политической, экономической, культурной, социальной и военной экспансией США в странах военного блока НАТО, а также в Японии, Южной Корее и в других союзных странах. Все фундаментальные принципы американской геостратегии сформировались именно в этот период, и с тех пор особо не менялись.

Среди основных принципов американской геостратегии, мы выделяем:

во-первых, активное вмешательство США в дела Европы, что подразумевает полный послевоенный контроль данного региона абсолютно во всех областях – начиная от военно-политических, заканчивая социально-культурными;

во-вторых, это формирование военной геостратегии агрессивного типа, которая дает стране полные основания начинать военные действия на любой точке земной карты;

в-третьих, американская геостратегия и национальные интересы страны являются первичными по отношению к остальным интересам других государств, и не подлежат обсуждению;

в четвертых, американская геостратегия, основанная на идеях американского политолога Н.Д. Спикмена, подразумевает, что США является единственной геополитической силой на мировой арене, после распада СССР, и государство не потерпит создания альтернативного центра сил где-либо на просторах мировой геополитической арены, что дает стране полное право называться сверхдержавой-гегемоном.

Государство активно придерживалось этих первых трех аспектов формирования геостратегии, а после распада СССР, стала придерживаться и четвертого аспекта/


Страницы:   1   2