ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Программа SAS.PLANET
Sas.Planet – свободная программа, предназначенная для просмотра и загрузки спутниковых снимков высокого разрешения и обычных карт, представляемых такими сервисами, как Google Earth, Google Maps, Bing Maps, DigitalGlobe, «Космоснимки», Яндекс карты, Yahoo! Maps, VirtualEarth, Gurtam, OpenStreetMap, eAtlas, iPone maps, карты Генштаба и другие.
Программа позволяет скачать растр, который будет использоваться в качестве подложки для оцифровки.
С помощью инструмента Rectangular selection выбирается интересующая область. Затем в выпадающем окне Selection Manager открывается вкладка Stitch. Здесь устанавливается нужный масштабный уровень и формат скачиваемых файлов. Формат получаемого изображения выбран GeoTIFF, данный формат представляет растровые данные в формате TIFF совместно с метаданными о географической .
После скачивания получаем растр на нужную территорию с географической привязкой что позволяет дальше использовать его в геоинформационных системах.
3.2 Программа QUANTUM GIS
Quantum GIS (QGIS) – бесплатная кроссплатформенная геоинформационная система с открытым кодом. Программа создана как альтернатива прочим геоинформационным системам. Она имеет удобный и простой интерфейс для использования.
QGIS позволяет просматривать векторные и растровые данные в различных форматах и проекциях без преобразования во внутренний или общий формат. Посредством удобного графического интерфейса можно производить манипуляции пространственными данными: создавать, редактировать, анализировать, накладывать на любые другие данные, экспортировать в разные форматы.
С помощью модулей данной программы можно создавать таблицы пространственных баз данных, редактировать и анализировать данные из существующих пространственных баз данных.Quantum GIS является мощным программным средством для создания электронных и печатных картографических произведений.
В процессе создания проектируемой карты данная программа использовалась для установления нужной проекции и масштаба растра на территорию центра Праги скачанного с помощью программы SasPlanet.
Проекция исходного растра WGS 84/World Mercator, для перепроецирования необходимо добавить растр в проект и изменить в свойствах проекта проекцию на Pulkovo 1942/Gauss-Kruger zone 3. Выбор данной проекции обусловлен масштабом составляемой карты, а также размерами картографируемой территории которые составляют чуть больше чем 20×20 км2, а это значит что мы уже не можем пренебрегать кривизной земли (рис. 3.2).
Следующим шагом является установление нужного масштаба. Для этого создается макет и устанавливаются его размеры 50×50 см. Затем помещается изображение растра и устанавливается масштаб 1:8000 (рис. 3.3)
После этого макет экспортируется в формате PDF и его можно использовать в графических редакторах в качестве подложки для оцифровки и нанесения объектов.
3.3 Программа ADOBE ILLUSTRATOR CC
Adobe Illustrator CC (Creative Cloud) – векторный графический редактор. Разрабатывается и распространяется на платной основе фирмой Adobe Systems.
Данная программа позволяет просматривать и редактировать различные форматы векторной и растровой графики, экспортировать графические материалы в форматы векторных данных: .AI, .PDF, .EPS и .SVG, в форматы растровых данных .PNG, .JPEG, .BMP, .PSD и .TIFF и прочие форматы данных.
Программа Adobe Illustrator является передовым инструментом профессиональных художников и дизайнеров.
В области картографии Adobe Illustrator используется для векторизации основного картографического материала, компоновки и визуального оформления элементов карты, подготовки к печати или публикации электронных картографических произведений.
В данной работе программа использовалась для составления общегеографического и тематического содержания карты, а также в ней создавались условные обозначения, штриховое и фоновое оформление карты.
3.4 ADOBE PHOTOSHOP CC
Adobe Photoshop – программа для обработки растровой графики. Поддерживается множество графических форматов. Программа позволяет как создавать новые изображения, так и редактировать их. Photoshop применяют для создания фотореалистических изображений, для работы с цветными отсканированными изображениями, для ретуширования, цветокоррекции, коллажирования, трансформации графики, цветоделения и в других целях. Adobe Photoshop располагает всеми методами работы с точечными изображениями, при этом имеет возможность работы со слоями и использует контуры.
Программа Adobe Photoshop CC использовалась для создания художественных значков главных достопримечательностей. Для этого отсканированный дополнительный картографический материал помещается в рабочее пространство программы и с помощью таких инструментов как ластик, штамп, заплатка, прямолинейное лассо обрабатываются интересующие объекты. Эти инструменты помогают убрать лишнее изображение и скорректировать недостающее.
3.5 ADOBE INDESIGN CC
Adobe InDesign CC (Creative Cloud) – программа для компьютерной вёрстки страниц электронных или печатных изданий и веб-страниц. Разрабатывается и распространяется на платной основе фирмой Adobe Systems.
Данная программа позволяет просматривать, редактировать и сохранять данные как во внутреннем формате *.INDD, так и в других форматах, например, .PDF, .EPS, SWF, .JPEG, .PNG.
Программа InDesign CC в данной работе использовалась для компоновки содержимого буклета. В этой программе очень удобно работать с текстом и поэтому здесь создавался указатель объектов с дополнительной информацией и иллюстрациями.
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ОФОРМЛЕНИЯ КАРТЫ
4.1 Общие требования при проектировании оформления карт
Оформление карт – составная часть картографии, которая разрабатывает теорию и методы художественного проектирования картографических произведений. При проектировании оформления учитываются масштаб, назначение, тип карты, размеры картографируемой территории, характер использования, а также технология издания и полиграфического воспроизведения.
Художественное проектирование карт должно удовлетворять основным свойствам дизайна:
- выразительности содержания;
- удобству формы;
- экономичности проекта;
- высоким эстетическим качествам
Выбор изобразительных средств должен обеспечивать гармонию и выразительность цветовых решений, уравновешенность и логичность композиции. При проектировании условных знаков необходимо определение их оптимальных размеров и формы, что связано со зрительным восприятием, способностью глаза различать графические элементы в зависимости от расстояния. Это обеспечивает разработку рациональных комбинаций знаков, различимость, компактность расположения и эстетичность восприятия. Легенда должна раскрывать содержание карты, т.е. показывать группировки и соподчиненность знаков.
Выбранные графические средства, размещение условных обозначений на карте должны удовлетворять требованию читаемости (как отдельных знаков, так и карты в целом). Необходимо, чтобы на карте знаки легко опознавались по зрительной ассоциации – по цветовым обозначениям элементов общегеографического содержания и рисунку наглядных знаков тематических
карт, особенно предназначенных для массового пользования. При проектировании оформления осуществляется выбор шрифтов для подписей в содержании карты, легенды и внешнего оформления по требованиям аналогично картографическим знакам (читаемость, различимость, эстетичность восприятия, воспроизводимость в печати).
Особенности цветового восприятия в значительной мере обусловливают выбор цветовой гаммы на карте. Существенную роль при разработке цветового оформления играет контраст и зрительные иллюзии цветовой пластики – разноудаленности цветов одной плоскости. Данное явление применяется в приемах отображения многоплановости явлений и объектов. На тематических картах к главным элементам могут относиться явления, отображаемые штриховыми знаками. Для них сочетания цветов даются контрастными и насыщенными, а второстепенность цветного фона подчеркивается слабыми тонами и полутонами.
Для каждой карты в зависимости от темы и назначения решаются вопросы цветовой гармонии, подбора цветов, не нарушающих общего стиля. Картографическое изображение и элементы общего оформления (название, рамки и т.д.) должны быть взаимосвязаны и согласованы между собой. Для любого картографического произведения важны внутреннее единство и определенный стиль, которые проявляются во взаимосвязи выбора способов изображения, системе картографических знаков и изобразительных средств.
При проектировании оформления каждого элемента необходимо учитывать возможности полиграфического воспроизведения. Линии на карте должны быть не очень тонкими, что бы при печатании она воспроизвелась. Изображение на карте должно быть построено так, чтобы при печатании не было слившихся и нечетких линий. Фоновое оформление должно быть разработано с учетом высокого качества красочного оформления.
Содержание школьных карт должно быть достаточно полным, но без перегрузки излишними сведениями. Карта должна быть хорошо читаемой, наглядной, выразительной и эстетичной.
4.2 Анализ карт аналогичного назначения
Первым этапом при проектировании оформления карты является анализ ранее изданных родственных карт для того, чтобы использовать удачные приемы и избежать повторения ошибок. Для этого необходимо оценить все достоинства и недостатки фонового, штрихового и шрифтового оформления карт.
Для анализа были взяты следующие картографические произведения:
1) Краеведческая карта г. Москва
2) Краеведческая карта г. Гороховец Владимирской области
4.2.1 Краеведческая карта г. Москва
Рисунок 4.18 – Краеведческая карта г. Москва
Общегеографическое содержание подробно: даны все названия улиц, что для краеведческой карты важно.
Тематическое содержание показано с помощью способа значков и различным цветовым тоном фоновой окраски.
Способом значков показаны станции метро, остановки трамваев, автобусов, фуникулеров, железнодорожные станции, места остановки речного транспорта, туристические офисы, больницы, полицейские участки, церкви, синагоги. С помощью разного цветового тона значки, относящиеся к разным категориям, хорошо дифференцируются.
С помощью фоновой окраски показаны главные достопримечательности, достопримечательности и кварталы.
В целом карта гармонична(рис.4.18), хорошо оформлена, выполнен принцип многоплановости, значки обладают свойствами наглядности, читаемости, но местах большого скопления достопримечательностей читаемость осложнена большим количеством подписей.
4.2.2 Карта г. Гоховец Владимирской области
Рисунок 4.19- Краеведческая карта г. Горовец Владимирской области
Тематическое содержание показано с помощью символических значков церквей, соборов. Ж\Д дорог не показано, даны не все названия улиц.
Оформление данной карты (рис.4.19) можно назвать неудачным. Значки выполнены в черном цвете и плохо читаемы на бледном фоне кварталов. Нарушен принцип многоплановости, за счет ярко-зеленого цвета на первый план выходит растительность.
Вывод. Проанализированные карты представляют пользователю краеведческую информацию и могут быть использованы как опыт картографирования ее. Но карты не учебные по назначению и не привязаны к школьной программе, поэтому в полной мере этот опыт в нашем случае не применим.
4.3 Экспериментальные работы по выбору оформления карты
Чтобы получить целесообразную и совершенную форму компоновки, обеспечить выразительность и наглядность каждого элемента и в тоже время выделить через оформление большую значимость рада элементов, необходимы экспериментальные работы.
Экспериментальные работы проводятся для обеспечения наилучшей читаемости, наглядности и различимости условных знаков. Данный вид работ позволяет выбрать наиболее удачные формы, размеры и цвет, что придаст выразительность знакам, художественность композиции.
Оформление карты оценивается по следующим критериям:
- Читаемость
- Различимость
- Ассоциативность
- Гармоничность сочетаемых цветов
На первом эскизе (рис.4.20) даны подписи для всех объектов. Шрифт выбран Arial. Шрифт позволяет быстро и легко получить информацию о объекте.
Условные обозначения выполнены в одном тоне, некоторые выполнены в одном цвете – растительность, торговые центры, пешеходные дороги, что ухудшает их различимость. На ярко-салатовом тоне плохо читаются достопримечательности. Например, памятник Н.С. Гумилеву сливается и совершенно не заметен.
Рисунок 4.20 -Эскиз №1
На втором эскизе (рис.4.21) также даны подписи для всех объектов. Шрифт выбран Arial. Шрифт позволяет быстро и легко получить информацию о объекте.
Этот эскиз более читаем, т. к. выбраны тусклые тона. В условных обозначениях выбраны цвета – салатовый, синий, красный, бежевый. Некоторые цвета похожи, что затрудняет читаемость карты.
Рисунок 4.21 – Эскиз №2
На третьем эскизе (рис. 4.22) цветовая гамма гармонирует друг с другом. Главные достопримечательности отчетливо видны.
В целом картографическое изображение выглядит гармонично, выполняется принцип многоплановости изображения, условные знаки обладают всеми необходимыми свойствами, а именно наглядностью, читаемостью и различимостью.
Рисунок 4.22 – Эскиз №3
Вывод: в результате проведения экспериментальных работ по разработке оформления карты был выбран наилучший вариант, а именно эскиз №3. Он отвечает всем предъявляемым требованиям.
ГЛАВА 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1 Теоретические основы краеведческой работы
Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Изучение родного края необходимо для всех детей независимо от возраста.
Изучать краеведение начинают в начальной школе на уроках окружающего мира. Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственность за сохранение национального культурного наследия.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, поселок, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи краеведения:
- Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему;
- Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств;
- Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;
- Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- Активизация исследовательской, творческой деятельности.
Таким образом, краеведение имеет большое значение в образовательно-воспитательном процессе.
Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:
- Изучение материалов краеведения на уроках основного курса географии.
- Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к географии и истории края. Основной задачей данного факультатива по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и географии, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Факультативы по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми: здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. На факультативах ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с топографическими картами, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.
- Внеклассные занятия.
Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях о своей, можно разделить на три группы:
1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);
2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);
3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).
Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы. Самые распространенные:
- Лекция (учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но этот метод необходимо использовать крайне редко, т.к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится);
- Урок-экскурсия (музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы— все это пробуждает интерес к истории, географии, воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания). Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя.
Учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с общероссийским историческим процессом, и какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме.
- Самостоятельная работа
Методы самостоятельной работы:
— опросы, анкетирование (не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);
— интервьюирование (занимает гораздо больше времени для подготовки т. к интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);
— семинар (главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар, нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные— разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов);
— практические (лабораторные) занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной картой, «собирают» данные о природе).
- Игра – это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.
- Краеведческий кружок (учащиеся собирают, обобщают, оформляют собранные материалы, создают или пополняют школьный музей).
Мною была разработана программа краеведческого кружка «Юный краевед».
Пояснительная записка
Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны.
Программа предназначена для учеников 8-9 класса. Рассчитана на полгода обучения. Всего 35 часов.
Программа факультатива устанавливает связь между изучением любого курса географии, отдельных курсов и тем истории, т.е. с теми знаниями, которые учащиеся получают в ходе исследования своего края.
Цель программы – глубокое изучение родного края.
Задачи:
- Углубить и расширить знания учащихся по географии и истории Рязанской области, своего поселка, школы;
- Обучение работе с картографическими и историческими источниками с целью получения необходимой информации;
- Формирование коммуникативных навыков в процессе проведения экскурсия, игр, бесед;
- Воспитание чувства гордости и патриотизма у юного гражданина;
- Воспитание бережного отношения к природе, родному краю.
Таблица 5.4- Содержание программы
Название темы | Содержание темы | Планируемые результаты |
Раздел «География Шиловского района» (15 ч) | ||
Географическое положение р. п.Шилово (1 ч) | Географическое положение, площадь территории, численность населения, состав района. Общие сведения. | Закрепить понятие «Родина», расширить знания детей о своей родном крае. |
Практическая работа №1(1 ч) | Выделите на карте Рязанской области границы Шиловского района, подпишите соседей. | Иметь представление с кем граничит Шиловский район и где находится. |
Рельеф Шиловского района(1 ч) | Под какими процессами образовался рельеф. На каких равнинах лежит Шиловский район, чем сложен рельеф. | Знать понятия: рельеф, балка, овраг, впадины, терриконы. |
Полезные ископаемые Шиловского района (1 ч) | Основные виды полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые распространены в Шиловском районе. | Показать роль полезных ископаемых в деятельности человека. |
Выездная экскурсия на Ушинский карьер (1 ч) | Добыча кварцевых песков и керамзитовых глин. | Расширить кругозор детей. Иметь наглядное представления, как выглядят некоторые полезные ископаемые. |
Растительность Шиловского района (1 ч) | Используя карты Рязанской области, определить основные виды распространенных растений. Используя учебную литературу и интернет- ресурсы, сделать доклад по любому растению, который растет В Шиловском районе. План: 1.Название растения; 2.Особенности внешнего строения; 3.Районы распространения; 4. Использование человеком. | Выявить, какие растения распространены на территории Шиловского района. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Поездка в «Танцующий лес» (1 ч) | Участок, на котором растут изгибистые сосны. | Расширение кругозора. |
Животный мир Рязанской области(1 ч) | Основные виды животных, распространенных в районе. | Познакомить учащихся с животным миром Шиловского района, выявить особенности распространения представителей животного мира. |
Поездка в Окский заповедник.(1 ч) | Посмотреть на зубров. | Расширить кругозор учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Поездка в Мещерский национальный парк (1 ч) | Животные, растительность Мещерского нац.парка. | Расширить кругозор учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Гидрография Шиловского района(1 ч) | Работа по группам. Делим учащихся на 2 группы-реки и озера. Для 1 группа-реки, ищут информацию о главнейших водных артериях района и всю информацию о них (протяженность, куда впадает, какая рыба водится). 2 группа- озера, информация об озерах района. | Знать основные понятия: старица, устье, русло, приток. Познакомить учащихся с водоемами Шиловского района. |
Экскурсия в эколого-краеведческий музей р.Оки (1 ч) | Музей о природе Окского бассейна. | Расширить кругозор учащихся. |
Поездка в г.Рязань (2 ч) | Прогулка по реке Оке на теплоходе. | Расширить кругозор учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Интеллектуальная игра «Шилововед» (1 ч) | Закрепление пройденного материала в виде игровой формы. | Закрепление знаний по пройденному разделу. |
Раздел «История родного края» (9 ч) | ||
История заселения Шиловского района (2 ч) | Следы первого человека на территории относится к эпохе мезолита. Что формируется в эпоху неолита, бронзы. Основные хронологические эпохи. Как назывался раньше Шилово. Какие исторические события происходили на территории поселка. | Иметь представления, в какое время и что происходило на территории района. |
Экскурсия в краеведческий музей р. п. Шилово(1 ч) | Экспонаты разных эпох. | Расширить кругозор учащихся. Воспитание любви к Малой Родине. |
Знаменитые люди Шиловского района (1 ч) | Этот регион считается родиной богатырей- Евпатия Коловрата и Добрыни Никитича, а также поэта Николая Гумилева, филолога И.И. Срезневского. | Научить учащихся видеть и ощущать красоту родного края, а также воспитание чувства гордости и любви за свою Малую Родину .Расширить знания о городе и о выдающихся людях района. |
Поездка в музей И.И. Срезневского (1 ч) | В экспозиции музей собраны старинный книги, рукописи, фотографии, иконы, картины. | Расширить кругозор учащихся. Воспитание чувства гордости и любви к Малой родине. |
Практическая работа №2.(1 ч) | Используя исторические источники и интернет-источники, написать историю названия улицы, на которой проживаете. | Расширить знания о истории названия улиц р. п.Шилово. |
Урок-экскурсия «Достопримечательности р. п. Шилово»(2 ч) | Посещение достопримечательностей р. п.Шилово – памятник Евпатию Коловрата, Николая Гумилева, В. Я. Исаеву, Добрыне Никитичу и т.д. | Познакомить с достопримечательностями родного посёлка. Вызвать интерес к своему поселку и чувство гордости и любви к нему. |
Игра «История Шиловского района» (1 ч) | Проверка закреплённого материала. | Проверить знания учащихся по всему разделу «История». |
Раздел «Население» (3 ч) | ||
Численность и национальный состав Шиловского района.(1 ч) | Численность населения-38341 чел. Большая часть населения- русские. Динамика численности населения. Доля городского и сельского населения. | Основные понятия: Демография, естественный прирост, миграционный прирост, урбанизация, нация. Сформировать представление о населении, его численности. |
Практическая работа №3 (1 ч) | Используя контурную карту Шиловского района, покажите на карте: · Коричневый цвет- более 50; · Красный -25-50 чел/кв.км; · Оранжевый-10-25 чел/кв.км; · Желтый- 1-10 чел/кв.км; · Белый- менее 1 чел/кв.км. Сделайте вывод, почему. | Знать понятие: плотность населения , формула плотности населения. Сформировать представление о размещении района. |
Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.(1 ч) | Виды костюмов, украшений, головных уборов. | Сформировать представление о народе Шиловского района. |
Раздел «Хозяйство» (4 ч) | ||
Виды хозяйственной деятельности Шиловского района(1 ч) | Экономическое развитие района. Рыночные отношения. | Сформировать представления о экономическом развитии Шиловского района. |
Действующие промышленные предприятия(1 ч) | Все промышленные предприятия Шиловского района, где находятся, что производят. | Расширить кругозор. Воспитывать чувство гордости и любви к Малой родине. |
Экскурсия на предприятие «Шиловский хлебокомбинат». (1 ч) | Продукты производства. Дегустация. | Расширить кругозор. |
Экскурсия на предприятие «Тырновский молочный завод» (1 ч) | Продукты производства. Дегустация. | Расширить кругозор учащихся. |
Раздел «Моя школа» (4 ч) | ||
История МБОУ СОШ №1(1ч) | Знакомство с историей школы. В каком году и кем была открыта школа. | Воспитание любви к родной школе. |
Школьный архив. Судьбы выпускников (1 ч) | Выдающиеся выпускники школы. | Воспитание патриотизма и гуманизма. |
Посещение школьного музея Боевой славы.(1 ч) | Основные направления: · Боевыми дорогами к Великой победе. · Герои Шиловской земли. · Всё для фронта, всё для победы! · Никто не забыт, ничто не забыто! · Помнит мир спасённый… · Они продолжили дело отцов и дедов.
| Познакомить с музеем школы и его историей. |
Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»(1 ч) | Вопросы и задания на проверку знаний о Шиловском районе. | Проверить знания учеников. Подвести итоги. |
5.2 Краеведческий подход в обучении географии
Краеведческий подход в преподавании географии имеет огромное значение, он учит учеников видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще и яснее, чем далёкое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальности. География -это предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащихся природы и хозяйственной деятельности человека. В новых условиях развития нашего государства и общества, федеральный компонент стандарта по географии включает содержание национально-регионального компонента –изучение географии своей области, района. Изучение «малой» Родины позволяет раскрыть любовь к своему району, своей местности, своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде, конструктивный географический подход.
В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют образовательные знания. Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. Оба эти направления тесно связаны между собой. На краеведческом принципе должны строиться как обычные уроки, так и уроки- экскурсии (походы).
Главным фактором краеведения является активизация познавательного интереса учащихся, что способствует пониманию причинно-следственных
связей в природных и экономических явлениях и процессах. Проблемные
ситуации, связанные с решением учебно-практических задач краеведческого
содержания являются источником мыслительной деятельности человека.
Краеведческие исследования могут быть индивидуальные и групповые, в виде докладов, отчетов, рефератов, альбомов, презентаций. Краеведение соединяет обучение и воспитание в единый процесс. Велико значение краеведения в осуществлении политехнического и природоохранного обучения. Связь с местными предприятиями требует ознакомления учащихся с техникой и технологией производства. Также учителя знакомят учащихся с примерами преобразования природы родного края, а учащиеся активно включаются в работу по её охране; с рациональным использованием природных богатств.
Краеведение имеет различный характер содержания и многообразие форм
осуществления, позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами. Экскурсии (походы), обычные уроки и внеклассные занятия способствуют накоплению краеведческого материала. После экскурсий (походов) дети дают её описание, делают зарисовки, изготовляют коллекции, гербарии растений, пишут доклады на самые различные темы. Краеведческий материал используется на тех уроках, где он необходим.
При изучении начального курса (5-6 класс) знакомясь с целью и задачами
курса, вспоминают методику организации метеорологических
фенологических наблюдений и выполняют её. При изучении формы и строения рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшей реки, затона, источника. По теме «План и карта» привлекается план родного поселка Шилово.
Учащиеся ориентируются на местности, учатся выполнять съемку местности. Также краеведческий материал используется по теме «Гидросфера» при описании реки Волги, Оки, учащиеся узнают о методах гидрологических исследований. По теме «Погода и климат» учащиеся умеют составлять отчеты по месяцам, сезонам года, диаграммы и графики температур, влажности. Устанавливают связь между направлением ветра и характером погоды.
Краеведческие знания учащихся, полученные при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы являются определяющими при рассмотрении в дальнейшем природных комплексов и взаимосвязей между отдельными компонентами.
При изучении курса физической географии России (8 класс) также используется краеведческий подход. Учебный материал по теме «Климат России» является относительно сложным для учащихся.
Основными элементами здесь являются: преобладающие сезонные ветры, характер влияния океанов на климат данной местности, преобладающая погода по временам года, количество осадков своей местности и коэффициент увлажнения. По теме
«Внутренние воды» выясняется связь между характером строения рельефа и
климатом, которые являются определяющими в формировании внутренних
вод. Аналогично широко используется краеведческий материал при изучении почв, растительности и животного мира. Основное значение краеведческого материала здесь – помочь учащимся понять причинно-следственные связи в природной среде.
Краеведческий подход в курсе географии 8 класса сохраняется и при изучении населения и хозяйства (первичного сектора экономики).
В курсе экономической географии (9 класс) несколько уроков отводится географии своего региона. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи в отношении природной среды и отношении хозяйства своего региона.
В современном мире сельская школа стала важным фактором жизни, сохранения села. Воспитывая и обучая подрастающее поколение, школа оказывает влияние на повышение как образовательного, так и культурного уровня населения. Выпускник сельской школы должен обладать не только теоретическими знаниями о системе понятий географии, объяснять структур, законы развития, функционирования и размещения на Земле природных и хозяйственных объектов, но и уметь применять их на практике: вести наблюдения за природными и хозяйственными явлениями и процессами, фиксировать, обрабатывать их результаты, анализировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом работы, проведенной в рамках выпускной квалификационной работы, является краеведческая карта р. п. Шилово.
Данное произведение позволяет ученикам и учителям без труда получить нужную и актуальную информацию.
Для реализации поставленной цели были выполнены следующие задачи:
- Тщательно изучены картографируемая территория, достопримечательности, объекты обслуживания;
- Произведен сбор и анализ исходных картографических и литературных материалов;
- Разработано содержание карты;
- Разработаны редакционные указания;
- Проанализированы программные средства, разработана оптимальная технология создания карты;
- Разработано оформление лицевой и оборотной сторон складной краеведческой карты.
Карта содержит в себе все необходимую информацию, собранную с разрозненных, многочисленных источников. Эта информация была обработана, проверена и отображена с помощью картографических знаков.
Выполнение вышеперечисленных задач, по моему мнению, способствовало созданию качественного картографического продукта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Ю.С. Геоинформационные системы. Учеб. пособие. – Томск: Изд. ТПУ, 2003. – 70 с.
2.Берлянт А. М. Геоинформационное картографирование / А. М. Берлянт. – М. : АспектПресс, 1997. – 64 с.
3.Востокова А.В., Кошель С.М., Ушакова Л.А. Оформление карт. Компьютерный дизайн. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 288 с.
4.Гараевская Л.С. Картография. – М.: Недра, 1971. – 360 с.
5.Загорулько Р.В., Ракова Н.А., Шевцова Л.И. Педагогические системы и технологии: практический аспект. – Витебск, 2009. – С. 6–8.
6.Замай С.С.,. Якубайлик О.Э. Программное обеспечение и технологии геоинформационных систем: Учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т. Крас- ноярск, 1998. 110 с.
7.Карплюк Л.В., Екеева Э.В. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 020401 «География»). – ГорноАлтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 110 с.
8.Салищев К.А. Проектирование и составление карт. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 240с.
9.Таможняя, Е. А. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 321 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф