Скоро защита?
Меню Услуги

Создание информационной системы для автоматизации технологии

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Введение

В данной работе проведено создание информационной системы для автоматизации технологии работы с обращениями пользователей. Актуальность внедрения информационных систем в данное направление деятельности обусловлена необходимостью повышения оперативности реагирования на инциденты, связанные с эксплуатацией объектов ИТ-инфраструктуры компании, сокращения времени простоев рабочих мест специалистов, необходимостью оптимизации работы ИТ-отдела в части выполнения работ, связанных с устранением проблемных ситуаций в работе с программными комплексами, составления отчётности по деятельности специалистов. Данные, получаемые по результатам обработки информации в информационной системе учета обращений пользователей, могут использоваться для принятия управленческих решений в части организации взаимодействия специалистов ИТ-отдела с сотрудниками компании.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Целью работы является разработка информационной системы учета обращений пользователей в службу технической поддержки ИТ-отдела.

Задачи работы:

изучение специфики деятельности исследуемой компании;

анализ специфики ИТ-инфраструктуры компании;

изучение технологии работы с обращениями пользователей, построение модели бизнес-процессов;

определение задач автоматизации технологии работы с обращениями пользователей;

изучение функционала программ-аналогов разрабатываемой системы;

разработка структуры данных проектируемой информационной системы;

разработка программного продукта в выбранной среде;

расчет показателей экономического эффекта от внедрения разработанной системы в деятельность компании.

Объект исследования: деятельность АО «НТЦ Системного моделирования».

Предмет исследования: информационная система учета обращений пользователей в службу технической поддержки.

Методы исследования: анализ, синтез, включенное наблюдение.

Структура ВКР включает: введение, в котором проведено обоснование актуальности разработки информационной системы учета обращений пользователей в службу технической поддержки компании, определена цель и задачи ВКР. В главе 1 проведено описание деятельности компании, ее организационной структуры, архитектуры информационной системы, рассмотрен функционал программ-аналогов проектируемой информационной системы, обоснован способ приобретения и стратегия автоматизации изучаемой технологии. В главе 2 описан процесс проектирования информационной системы, проведена разработка структуры данных информационной системы, описан функционал основных программных модулей. В главе 3 проведен расчет показателей ожидаемого экономического эффекта от внедрения системы в работу компании

I Аналитическая часть

1.1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия. Анализ деятельности «КАК ЕСТЬ»

1.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности

В данной работе проведено исследование деятельности компании АО «НТЦ Системного моделирования». Профилем деятельности организации является проектирование, разработка программных решений, аппаратного обеспечения, используемого для решения задач информационной безопасности, а также разведки.

Заказчиками являются государственные и коммерческие структуры, транспортные компании.

Миссия организации: обеспечить доступ для клиентов к программному и аппаратному обеспечению разведывательных систем.

Цель деятельности компании: получение прибыли за счет реализации проектов по созданию и внедрению технических средств защиты информации и разведки.

Компания основана в 1993г. В настоящее время занимает лидирующие позиции в регионе на рынке услуг по разработке систем автоматизации технологий информационной безопасности и разведывательной деятельности.

В таблице 1 приведены основные экономические параметры АО «НТЦ Системного моделирования»

Таблица 1

Основные экономические параметры АО «НТЦ Системного моделирования»

Наименование показателя

Значение на 01.08.2023

Значение на 01.08.2022

1

Количество сотрудников

1430

1253

2

Количество проектов в работе

34

30

3

Количество компаний-партнеров

130

110

4

Объемы доходов, млн.руб.

7230

9630

5

Средний размер заработной платы, тыс.руб.

94

89

 

По результатам проведенного анализа показателей деятельности компании было показано, что в настоящее время имеется тенденция к увеличению количества занятых сотрудников и увеличению объемов получаемых доходов.

При этом в условиях исследуемой организации принимаются меры, связанные с поиском резервов для повышения эффективности деятельности компании, сокращения издержек, роста производительности труда специалистов. Одним из методов повышения эффективности является внедрение информационных технологий в бизнес-процессы работы компании.

1.1.2 Организационная структура управления предприятием

 

На рис.1 приведена схема организационной структуры компании.

Рисунок 1 – Схема организационной структуры АО «НТЦ Системного моделирования»

 

Как показано на рис.1, организационная структура АО «НТЦ Системного моделирования» включает:

генерального директора, в компетенцию которого входит руководство компанией, принятие управленческих решений, подписание приказов, финансовых и распорядительных документов, обеспечение взаимодействия подразделений, а также работа с контрагентами;

обеспечивающие подразделения, включающие отдел кадров, курирующий работу с персоналом, отдел делопроизводства, курирующий процессы документооборота, отдел правового обеспечения, в компетенцию которого входят вопросы юридического сопровождения деятельности компании;

инженерные службы, курирующие вопросы проектирования электронных систем безопасности и средств разведки;

ИТ-отдел, специалисты которого курируют вопросы обеспечения функциональности ИТ-инфраструктуры компании;

отдел снабжения, курирующий вопросы закупок материалов и оборудования, необходимого для выполнения работ в области проектирования технических средств безопасности, а также используемых в работе компании;

лабораторный блок, в который включены подразделения, осуществляющие испытания разработанных систем;

финансовые службы, курирующие работы, связанные с проведением платежей по договорам и подрядам, финансированием основной деятельности компании, составлением аналитической отчетности, налоговыми расчётами.

  Тип организационной структуры: линейно-функциональный.

1.1.3 Программная и техническая архитектура ИС предприятия

 

Компонентами корпоративной сети АО «НТЦ Системного моделирования» являются:

устройства для поддержки работы проводной и беспроводной сети;

пользовательские компьютеры;

кабельная система;

камеры видеонаблюдения, система контроля управления доступом;

IP-телефония.

В таблице 2 приведены технические характеристики пользовательских компьютеров, используемых в работе компании.

Таблица 2

Технические характеристики рабочих станций специалистов

Аппаратная платформа

IRU Office 220 MT

Kraftway Credo KC58

iRU Office 310 SFF

Периферия

+

+

+

Монитор

Samsung 24RG50FQI

LG 24EA430V-B

Samsung C24F390FHI

Описание

Клиентский компьютер

Клиентский компьютер

Клиентский компьютер

Процессор

Intel Core i5 10400f

Intel Core i3 10800f

Intel Core i5 11400f

Память

8 GB DDR4

8 GB DDR4

8 GB DDR4

HDD

500 GB SSD

500 GB SSD

500 GB SSD

Оптический накопитель

ASUS DRW-24D5MT

Нет

Нет

Видеосистема

PCI-Express x16

PCI-Express x16

PCI-Express x16

LAN

Gigabyte Ethernet

Gigabyte Ethernet

Gigabyte Ethernet

Размеры

~ 500 х 205 х 440мм

~ 480 х 120 х 490мм

~ 510 х 205 х 380мм

 

Используемое активное сетевое оборудование: Cisco WS-C2960+48PST-S. Программное обеспечение, используемое в АРМ специалистов, включает:

Операционные системы;

Прикладное программное обеспечение;

Офисное ПО, системы документооборота;

Средства защиты информации.

Типовыми программными решениями, используемыми в АРМ специалистов, являются:

Операционные системы семейства Windows 10 Pro x64;

Корпоративные антивирусные системы (наиболее распространенным решением является программное обеспечение Лаборатории Касперского);

Наиболее распространенными офисными пакетами являются MS Office и Libre Office;

Экономические программные пакеты на платформе «1С: Предприятие»;

Криптографические системы на платформе Крипто-Про;

Справочно-правовые системы Гарант или Консультант-Плюс.

Функционал антивирусного решения от Касперского включает: возможности мониторинга состояния файловых ресурсов, анализ контента файлов, к которым осуществляется обращение при работе системы. Все файлы, с которыми осуществляется работа через интернет, также проходят анализ на наличие признаков вредоносного контента. проверка осуществляется путем сравнения с базой данных сигнатур. При обнаружении совпадений доступ к файлу блокируется (или выполняется действие, указанное в настройках – удаление, отправка в хранилище). Современные версии антивируса включают возможности использования в формате плагинов к браузерам без установки на рабочие станции. Также при работе в Интернете антивирус проверяет сайт на наличие сертификатов безопасности, выявляет признаки фишинговых ссылок.

1.2 Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации

1.2.1 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов

 

Далее в рамках анализа предметной области проведен анализ деятельности ИТ-отдела в части работы с пользовательскими заявками в методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рис.5. Как показано на рисунке 5, в качестве входящих информационных потоков рассматриваются данные заявок на выполнение работ с обслуживаемым оборудованием, а также запросы отчетности о техническом состоянии оборудования. Результатная информация включает в себя данные об отработке заявок и сформированные отчеты. На рисунке 6 приведена диаграмма основного процесса.

Рисунок 5 — Контекстная диаграмма

Перечень подпроцессов изучаемой технологии:

проведение классификации обслуживаемого оборудования;

учет поступлений заявок;

проведение учета ремонтных работ, выполняемых специалистами ИТ-отдела;

формирование отчетности в области работы с пользовательскими заявками на выполнение работ с объектами ИТ-инфраструктуры.

1.2.2. Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание

На рисунке 6 приведена диаграмма декомпозиции технологии управления пользовательскими заявками в ИТ-отдел. На рисунке 7 приведена диаграмма работы с заявками.

На рисунке 8 приведена диаграмма процесса ремонтных работ. На рисунке 9 приведена диаграмма анализа функционирования оборудования.

По итогам анализа бизнес-процессов работы с заявками на выполнение работ с объектами ИТ-инфраструктуры было показано, что в отсутствие специализированного программного решения специалистам компании невозможно оперативно отслеживать поступление заявок от пользователей, передавать их в работу, осуществлять мониторинг состояния их исполнения, формировать отчетность по трудозатратам на выполнение работ, что не позволяет эффективно планировать затраты материалы и нагрузку на ИТ-специалистов компании.

Таким образом, совершенствование работы компании связано с автоматизацией бизнес-процесса учета заявок в ИТ-отдел на выполнение работ с объектами ИТ-инфраструктуры и внедрением системы мониторинга их исполнения.

1.2.3. Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи

 

На рисунке 10 приведена схема документооборота в технологии работы в части работы с заявками пользователей АО «НТЦ Системного моделирования».

Предполагается реализация возможностей работы с объектами: «Обращение пользователя», «Вид оборудования», «Список обращений в работе», Отчет «Список оборудования в ремонте», Отчет по состоянию работы с обращениями.

  Отдел

Операция

Пользователь

Руководитель

Администратор базы данных

Обращение пользователя

 

 

Визирование заявки

 

Отработка заявки

 

 

 

 

Рисунок 10 — Схема документооборота

 

Автоматизация загрузки и ведения следующих справочников: Справочник «Сотрудники», Справочник «Информационные ресурсы», Справочник «Данные об организации».

Разработка и внедрение информационной системы работы с обращениями пользователей для АО «НТЦ Системного моделирования» позволит сократить негативное влияние факторов, описанных в предыдущем разделе.

Цель создания информационной системы: повышение эффективности деятельности АО «НТЦ Системного моделирования» посредством реализации системы автоматизации работы с заявками в службу технической поддержки.

Подцели создания системы:

сокращение временных затрат на обработку данных по обращениям пользователей;

оптимизация технологии получения отчетной информации по работе с обращениями пользователей;

обеспечение возможностей ведения классификаторов по объектам ИТ-инфраструктуры компании;

сокращение времени на передачу обращений в работу ИТ-специалистам по профилю деятельности.

В таблице 3 приведена оценка периодичности выполнения технологических операций по работе с обращениями пользователей.

Таблица 3

Оценка периодичности выполнения технологических операций по работе с обращениями пользователей

Название документа

Время формирования без применения автоматизации

Время формирования с применением автоматизации

Частота формирования, раз в год

Экономия временных затрат, чел-час

1

Обращение пользователя

15 мин.

0,5 мин

6000

1450

2

Отметка о выполнении работ

15 мин.

0,5 мин.

4000

967

3

Отчет о неисполненных заявках

15 мин.

0,5 мин.

4000

967

4

Отчет о заявках в разрезе используемого оборудования

15 мин.

0,5 мин.

6000

1450

5

Отчет о выполненных работах по заявкам

15 мин.

1 мин.

7000

1633

6

Ведение картотеки пользователей

15 мин.

1 мин.

6000

1400

7

Формирование таблиц управления доступом

2 ч.

1 мин.

12

1428

8

Формирование сводной отчётности

1 ч.

1 мин.

100

5900

 

Итого

15 195

Только по приведенным в таблице 3 бизнес-процессам виден выигрыш рабочего времени в 15195 чел-час рабочего времени в год, что эквивалентно 1899 человеко-дней.

Задачи автоматизации работы с обра9ениями пользователей АО «НТЦ Системного моделирования» включают:

ведение классификаторов по объектам ИТ-инфраструктуры компании;

учет видов используемого оборудования;

ведение учета заявок на выполнение работ с компьютерным оборудованием;

ведение журналов работ по обращениям пользователей;

формирование документации в процессе работы с заявками;

формирование отчетов, содержащих информацию по работе с обращениями.

Перечень функциональных требований к проектируемой системе включает:

регистрация обращений пользователей;

ведение картотеки объектов ИТ-инфраструктуры;

учет данных о пользователях;

учет проведенных работ специалистами, работающими с объектами ИТ-инфраструктуры в рамках отработки обращений;

формирование отчетности по заявкам, нагрузке на специалистов и оборудование.

1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации

Использование средств информационной безопасности связано с решением задач по обеспечению сохранности, целостности и доступности данных.

Защита информации в условиях исследуемой компании осуществляется по направлением:

защита от несанкционированного доступа к защищаемым данным;

определение перечня ресурсов, относящихся к категории защищаемых данных;

использование корпоративной версии антивирусной программной системы (DRWeb);

использование криптографических систем для шифрования каналов передачи данных, файловых ресурсов, использования систем защищенного документооборота;

физическая защита помещений;

Также разработан пакет нормативных документов, в которых описываются требования к обеспечению защиты конфиденциальной информации, ответственность специалистов за нарушения требований в области защиты информации. 

1.3 Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 

1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи

Далее проведён обзор средств автоматизации учета обращений пользователей. Наиболее распространёнными решениями указанного класса являются:

GLPI;

Итилиум;

Service Now.

Указанные системы позволяют решать задачи следующего типа:

сбор информации об установленных программах, Файловых ресурсах, пользовательских учётных записях, используемом оборудовании и комплектующих;

управление ролям (регистрация, передача в работу, учет отработки, закрытие, анализ);

формирование сводов по состоянию отработки заявок, ведение журналов учета заявок;

возможности автоматизации заполнения картотек путем опроса сети.

Программы имеют различную техническую реализацию и архитектуру. В таблице 4 приведена сравнительная характеристика рассмотренных программных решений.

Таблица 4

Сравнительная характеристика программных решений для автоматизации учета обращений пользователей

 

GLPI

Итилиум

Service Now

Сбор информации о пользовательских учётных записях

+

+

Регистрация обращений пользователей

+

+

+

Ведение журналов работ по обращениям

+

+

+

Выдача данных по состоянию работы с обращениями

+

+

+

Формирование сводной отчётности по работе с обращениями пользователей

+

+

+

Учет используемого компьютерного оборудования

Распределение обращений по специалистам

+

+

+

Рассмотренные программные решения могут использоваться как инструмент администрирования ИТ-ресурсов, но в качестве инструмента по управлению обращениями пользователей их функционал не является достаточным.

Таким образом, рассмотренные решения не в полной мере соответствуют специфике деятельности компании.

1.3.2. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи

Проведено обоснование стратегии внедрения информационной системы защиты информации в части управления обращениями пользователей.

Для обоснования стратегии автоматизации необходимо выбрать стратегию из следующих вариантов [13]:

хаотичной автоматизации, предполагающей использование различных платформ по отдельности для каждой прикладной задачи;

автоматизации по участкам, при использовании которой для каждого участка работы проводится разработка собственного программного решения;

автоматизации по направлениям, при использовании которой для каждого из направлений работы проводится разработка собственного программного решения;

внедрение интегрированной платформы для автоматизации деятельности организации.

Далее проведён обзор особенностей использования указанных стратегий.

Применение хаотичной стратегии предполагает отсутствие единых подходов к автоматизации деятельности подразделений. При возникновении задач, связанных с автоматизацией технологии работы сотрудников изучается степень соответствия системы автоматизации технологии работы специалистов без проведения проверки на эффективность работы в ИТ-инфраструктуре, необходимости разработки дополнительных решений для обмена информацией. Как правило, при использовании данной стратегии, необходимо дублирование ввода идентичной информации.

Стратегия автоматизации «По участкам» включает возможности установки программных продуктов на рабочие места специалистов для решения единичных задач. Предполагается исключение дублирования ввода данных, но при этом отсутствует учёт специфики использования программных продуктов внутри подразделения, что создает необходимость решения дополнительных задач, связанных с проведением операций обмена данными между модулями и подсистемами.

В случае выбора стратегии, связанной с автоматизацией направления деятельности, информационные системы используются для автоматизации определенных направлений деятельности организации, что предполагает необходимость использования интегрированных решений для основных направлений деятельности.

Внедрение интегрированных решений для автоматизации деятельности компаний связано с использованием единого программного решения для всех направлений деятельности. Указанный подход эффективен в условиях компаний с развитой филиальной сетью и множеством подразделений, что требует координации деятельности из единого центра.

Основываясь на том, что в рамках данного проекта предполагается автоматизация бизнес-процесса управления обращениями пользователей, выбрана стратегия автоматизации «по участкам».

1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач

Способы приобретения программных решений включают возможности приобретения программных решений от разработчиков, приобретения программных решений с возможностью их модификации под специфику организации, либо разработку альтернативного программного продукта без использования готовых решений.

При выборе программных продуктов от разработчиков компания получает возможности автоматизации типовых бизнес-процессов, соответствующих автоматизируемой предметной области. При этом отсутствует необходимость временных затрат, связанных с доведением системы до работоспособного состояния, компания получает возможности взаимодействия с разработчиками и поставщиками программного продукта по вопросам эксплуатации системы.

 Недостаток данной стратегии связан с тем, что часть функций, реализованных в системе, может не использоваться, некоторые функции могут не соответствовать специфике работы организации. Такой способ приобретения ПО эффективен при автоматизации типовых технологий, которые в наименьшей степени зависят от специфики организации. Также в данном случае компания зависит от политики поддержки и использования программного продукта, задаваемой производителем.

Приобретение системы с последующим внесением изменений предполагает необходимость подготовки специалистов в целях получения навыков работы с платформой, поставляемой поставщиком. При этом как правило, компания приобретает ПО, в котором автоматизирован базовый функционал, а специфические функции разрабатываются силами специалистов компании. Недостаток данного подхода связан с необходимостью переподготовки специалистов, функции которых включают доработку платформы под специфику организации (в случае высокого уровня текучести кадров компания будет нести значительные затраты по данной статье). Также компания зависит от политики поддержки и использования программного продукта, задаваемой производителем.

Разработка ПО силам специалистов компании увеличивает время разработки, при этом существует вероятность ошибок, связанных с реализацией алгоритмов, работы с входными и выходными формами. При этом компания получает независимость от разработчика, обеспечивает полное соответствие специфике компании, поставленным задачам и совместимость с системной архитектурой.

 Специфика исследуемой компании и задачи управления системой учета обращений пользователей обеспечивает возможности самостоятельной разработки программного обеспечения.

1.4. Обоснование проектных решений

1.4.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

К категории информационного обеспечения технологии работы с заявками пользователей относится комплекс объектов, связанных с работой с информационными ресурсами в форматах, предполагающих автоматизированный режим обработки, а также работу с документами на бумажных носителях. На рис.15 приведена схема классификации информационного обеспечения.

Рисунок 11 — Схема классификации информационного обеспечения

 

При создании системы учета заявок пользователей на ремонт и сервисное обслуживание техники в условиях АО «НТЦ Системного моделирования» используются информационные объекты, включающие:

Данные о пользователях и используемом ими оборудовании;

Виды обращений;

Классификатор объектов ИТ-инфраструктуры.

В качестве входных документов информационной системы используются:

Обращение пользователя;

Данные о выполнении работ по обращениям пользователей.

Форма предоставления информации – протокол приема заявки на бумажном носителе или в электронной форме.

 1.4.2 Обоснование проектных решений по программному обеспечению

 

Проектирование информационной системы предполагает использование: среды разработки, систем моделирования бизнес-процессов и структур данных.

В таблице 5 показана сравнительная характеристика наиболее распространенных средств разработки приложений, которые могут быть использованы для решения поставленных задач.

Таблица 5

Результаты сравнительного анализа средств разработки

Параметр

1С: Предприятие

MS Visual Studio

PyCharm

Скорость разработки приложения

Полное соответствие

Частичное соответствие

Частичное соответствие

Наличие встроенных систем безопасности

Полное соответствие

Частичное соответствие

Частичное соответствие

Встроенный конструктор отчета

Полное соответствие

Частично

Отсутствует

Инструменты подключения к источникам данных

Полное соответствие

Полное соответствие

Полное соответствие

Совместимость с архитектурой ПО АО «НТЦ Системного моделирования»

Полное соответствие

Отсутствует

Отсутствует

Наличие ролевой модели доступа

Полное соответствие

Необходима разработка на уровне приложения

Необходима разработка на уровне приложения

Наличие инструментов обслуживания базы данных

Полное соответствие

Частичное соответствие

Частичное соответствие

Таким образом, в процессе создания информационной системы необходимо разработать информационную систему учета обращений пользователей с учётом специфики деятельности организации, объектов ИТ-инфраструктуры, пользователей с учетом кадровых данных

Формируемые отчетные данные должны обеспечивать полноту информации о поступлении обращений и процессе их отработки.

В рамках разработки проекта автоматизации работы с заявками пользователей необходимо провести выбор языка программирования. Требования к системе разработки включают

возможность программной реализации поставленных задач;

совместимость с ИТ-инфраструктурой;

наличие средств быстрой разработки ПО, возможностей оперативной корректировки программных модулей при необходимости;

возможности настройки системы разграничения доступа и обслуживание база данных.

По большинству параметров оптимальным решением является среда разработки «1С: Предприятие».

1.4.3 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению

 

Далее проведено определение требований к техническим характеристикам оборудования, используемого в рамках эксплуатации информационной системы путем выбора из различных вариантов ко (таблица 6).

Таблица 6

Выбор вариантов комплектации компьютеров на рабочих местах сотрудников

 

Сборка 1

Сборка 2

Тип процессора

Intel Celeron J4025

Intel Core i5 11400F

ОЗУ

DDR4 8 GB

DDR4 16 GB

Монитор

22’ LED

24’ LED

Жесткий диск

500 GB SATA III

500 GB SSD

Видеокарта

Intel UHD Graphics 600

NVIDIA GeForce GTX 1650 — 4096 Мб

Блок питания

500W

600W

Стоимость, руб.

45000

65000

 

Выбор комплектации рабочего места специалистов показывает, что оптимальным решением для технического обеспечения рабочего места специалиста является вариант сборки 2, т.к. в первом варианте недостаточная вычислительная мощность процессора, тип жесткого диска не обеспечивает необходимого уровня быстродействия. Также встроенная видеокарта не обеспечивает выполнения системных требований. Вложения в приобретения компьютера предполагается возвратить за счет полученной экономической эффективности проекта, расчет которой приведен в разделе 3.

Выводы по разделу

Проведено изучение деятельности АО «НТЦ Системного моделирования». Показано, что от стабильности функционирования ИТ-инфраструктуры компании зависит эффективность работы специалистов, минимизация простоев рабочих мест обеспечивается за счет возможностей внедрения информационной системы учета обращений пользователей. Рассмотрены бизнес-процессы ИТ-отдела, по итогам анализа которых определен перечень задач автоматизации, включающий учет объектов ИТ-инфраструктуры, регистрацию пользовательских обращений, учет выполняемых работ по обращениям пользователей, формирование отчётности по работе ИТ-отдела. По итогам проведённого анализа функционала существующих систем было показано, что оптимальным способом приобретения программного средства является собственная разработка.

 

2. Проектная часть

2.1 Разработка проекта автоматизации

2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации

 

В процессе разработки информационной системы в рамках проекта автоматизации технологии работы в области управления заявками на обслуживание проведён выбор стандарта жизненного цикла, составлен план выполнения работ в соответствии с выбранной моделью. Разработка программных решений предполагает необходимость планирования разработки, определения задач, которые необходимо включить в разработку программного решения, определения списка пользователей, информационные потребности которых связаны с проведением программной реализации системы. Далее определяются функциональные и нефункциональные требования к системе, выбирается инструментарий разработки, проводится программная реализация задач и тестирование программных продуктов.

В качестве стандарт жизненного цикла выбран ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010.

Планирование ИТ-проекта осуществляется в рамках определённых моделей жизненного цикла, которые разработаны по результатам обобщения опыта управления разработками.

Каскадная модель жизненного цикла предполагает разбиение ИТ-проекта на стадии, для каждой из которых определены критерии завершенности. Переход к последующей стадии осуществляется при условии выполнения всех условий завершения текущей стадии с проведением тестирования. Таким образом предполагается сокращение продолжительности стадии отладки на этапе передачи программного продукта заказчику, но вероятно увеличение длительности всего проекта и неэффективная загрузка специалистов, так как в момент устранения проблем на текущей стадии остальные члены группы не задействованы в разработке проекта [14].

Итерационная модель предполагает пошаговое тестирование функциональности системы при внесении в нее изменений, что также увеличивает длительность всего проекта, но на выходе компания получает ИТ-решение, полностью адаптированное и готовое к установке в условиях ИТ-инфраструктуры компании-заказчика.

При использовании спиральной модели рабочие группы выполняют работы, которые возможно реализовать на текущей стадии реализации программного продукта, что обеспечивает максимальную эффективность использования рабочего времени ИТ-специалистов, но увеличивает вероятность ошибок, связанных с интеграцией разрабатываемых модулей.

В рамках данного проекта при планировании работ выбрана спиральная модель жизненного цикла.

Помимо стандарта жизненного цикла системы необходимо провести выбор стратегии внедрения системы.

Порядок внедрения информационной системы должен учитывать специфику задач, которые реализованы в программном продукте, а также специфику организации деятельности специалистов, на рабочие места которых устанавливается созданная система.

Внедрение нового программного продукта возможно через одновременное использование существующего и внедряемого ПО, через одномоментное внедрение нового ПО и внедрение через использование периода тестовой эксплуатации [24].

При внедрении разработанного ПО в режиме параллельной эксплуатации осуществляется одновременная работа в существующей и внедряемой системе, проводится сверка корректности формирования отчётности, времени реакции системы на пользовательские команды, наличие ошибок, связанных с особенностями ИТ-инфраструктуры. При этом работа специалистов не приостанавливается, при выявлении неточностей разработчики проводят корректировку функционала с постепенным доведением внедряемой системы до работоспособного состояния. Данный способ является затратным по времени, так как отсутствует стимул разработчиков к оперативности при устранении аварийных ситуаций (вследствие того, что работа компании не приостановлена), также отсутствует заинтересованность специалистов в полноценном использовании тестируемого ПО.

При одномоментном переходе к использованию новой технологии возможны простои рабочих мест специалистов при выявлении ошибок во внедряемой системе, т.к. использование ПО невозможно до устранения неточностей. Таким образом, при значительном количестве ошибок возможны убытки компании вследствие невозможности исполнения обязанностей специалистами. Для использования данной стратегии необходимо просчитывать риски, учитывать также необходимость адаптации сотрудников к новой технологии, вероятность временного снижения производительности.

При использовании режима опытной эксплуатации создается рабочая группа сотрудников, на рабочие места которых устанавливается новая программная система, ограничивается срок опытной эксплуатации, в течение которого рабочая группа совместно с разработчиками проводит проверку режимов внедряемого ПО, устраняются ошибки, тестируется корректность реализуемых алгоритмов. При этом работа компании не приостанавливается, временно увеличивается нагрузка на специалистов, использующих существующую технологию работы. При доведении системы до работоспособного состояния проводится ее развертывание на рабочих местах всех пользователей, организуются технические учебы.

В рамках данной работы в качестве стратегии внедрения выбрана опытная эксплуатация.

При разработке проекта автоматизации технологии работы с обращениями пользователей был составлен календарный план внедрения автоматизированной информационной системы, представленный в таблице 7.

 

 

Таблица 7

Хронологический порядок внедрения программного продукта в технологию работы

Этап

Продол-жительность

Дата начала

Дата завершения

Привлеченные сотрудники

Этап анализа задач

5 дн.

Чт 10.08.2023

Ср 16.08.2023

Программист

Анализ технологии работы с обращениями пользователей

2 дн.

Чт 10.08.2023

Пт 11.08.2023

Программист; Специалист службы поддержки

Определение недостатков существующей технологии

2 дн.

Пн 14.08.2023

Вт 15.08.2023

Экономист; Программист

Определение задач, требующих использования ИТ

1 дн.

Ср 16.08.2023

Ср 16.08.2023

Экономист; Программист

Утверждение ТЗ на разработку системы

3 дн.

Чт 17.08.2023

Пн 21.08.2023

Начальник ИТ-отдела; Директор; Программист

Определение требований к архитектуре ИС

21 дн.

Вт 22.08.2023

Вт 19.09.2023

Программист

Обоснование выбора средства реализации системы

3 дн.

Вт 22.08.2023

Чт 24.08.2023

Программист

Работа с программным кодом

7 дн.

Пт 25.08.2023

Пн 04.09.2023

Программист

Опытная эксплуатация

5 дн.

Вт 05.09.2023

Пн 11.09.2023

Программист; Начальник ИТ-отдела

Установка ПО

6 дн.

Вт 12.09.2023

Вт 19.09.2023

Программист

Определение списка пользователей

5 дн.

Ср 20.09.2023

Вт 26.09.2023

Программист; Администратор

Определение ролей и полномочий для доступа к системе

8 дн.

Ср 27.09.2023

Пт 08.10.2023

Программист

 Разработка руководства пользователя

4 дн.

Ср 27.09.2023

Пн 04.10.2023

Программист; Специалист службы поддержки

 Разработка руководства администратора

2 дн.

Вт 05.10.2023

Ср 06.10.2023

Программист

 Оформление акта ввода в эксплуатацию

2 дн.

Чт 07.10.2023

Пт 08.10.2023

Начальник ИТ-отдела; Директор

 

Как показано в таблице 6, в процессе разработки информационной системы первоначально анализируется предметная область, что предполагает изучение технологического процесса работы с обращениями пользователей, изучение структуры информационных потоков, циркулирующих в контуре данной технологии. На данной стадии анализируются недостатки существующей технологии работы с обращениями пользователей, выявляются потребности пользователей во внедрении системы автоматизации, проводится разработка технического задания.

Стадии разработки программного продукта включают3:

построение схемы данных;

создание объектов базы данных на уровне СУБД;

разработка алгоритма обработки данных;

написание программного кода.

Далее проводится развертывание разработанной системы на тестовых компьютерах и проверяется соответствие реализованного функционала поставленным задачам, наличие ошибок совместимости с системной архитектурой компании и системой безопасности. Далее проводится оформление протокола ошибок и его отработка с последующим тестирований.

После установки соответствия разработанной системы поставленным задачам проводится ввод программного продукта в промышленную эксплуатацию, оформляются документы «Руководство Администратора», «Руководство пользователя», оформляется приказом список специалистов, использующих информационную систему и уровень их полномочий, список администраторов приложения и безопасности.

Планирование проекта автоматизации предполагает необходимость учета факторов риска, которые могут приводить к отклонениям реализации проекта от плановых показателей по времени, стоимости и качеству.

В таблице 8 проведен анализ факторов риска реализации проекта на каждой из стадий, определён порядок минимизации негативных факторов.

Таблица 8

Оценка влияния рисков реализации проекта автоматизации

№ этапа

Стадия

Описание риска

Способы снижения негативного влияния

1

Изучение технологии управления системой защиты информации

Некорректное определение функций специалистов, их значимости, порядка обмена информацией

Документирование задач, согласование с сотрудниками различных подразделений

2

Определение функциональных требований

Некорректная постановка задач автоматизации

Документирование задач, согласование с руководством отделов

3

Работа с программными модулями

Ошибки в алгоритмах расчетов, оптимизации запросов, неточности при определении реквизитов и структуры данных

Проверка реализованного функционала на каждой из стадий

4

Развертывание созданного ПО

Ошибки в настройке пользовательских полномочий

Документирование данных по пользовательским функциям, согласование с руководством подразделений

5

Использование ПО

Смена состава команды проекта

Документирование программных модулей, организация системы дублирования функций

 

Таким образом, в рамках составления плана развертывания программного решения необходимо учитывать вероятность реализации рисков, закладывать резервы времени, финансирования, назначать специалистов, выполняющих дублирующие функции. В таблице 9 описана система взаимодействия специалистов в части организации работы с проектом.

Таблица 9

Система взаимодействия специалистов, задействованных в проекте автоматизации

Должность

Выполняемые работы

Уровень полномочий

Функции

Интерес к ИТ-проекту

Руководитель

Координация работ по созданию системы

Управление

Утверждение планов, прием предложений, управленческие решения по реализации проекта

Значительный

Разработчик

Определение функциональных и нефункциональных требований, программная реализация

Исполнение технической части

Написание программного кода, развертывание системы, техническая поддержка

Значительный

Специалист экономического отдела

Финансирование проекта, расчет стоимости работ

Управление выделением средств

Проведение оплат, связанных с реализацией проекта

Посредственный

Сотрудник, курирующий вопросы информационной безопасности

Определение функциональных требований, анализ качества программной реализации

Исполнение в части тестирования

Проверка реализованных функций, предложения по функционалу

Значительный

Администратор безопасности

Определение требований к защищенности

Экспертиза

Проверка настроек системы защиты, настройки ролей пользователей

Значительный

 

2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание

 

Планирование проекта автоматизации предполагает необходимость учета факторов риска, которые могут приводить к отклонениям реализации проекта от плановых показателей по времени, стоимости и качеству.

В таблице 10 проведен анализ факторов риска реализации проекта на каждой из стадий, определён порядок минимизации негативных факторов.

Таблица 10

Оценка влияния рисков реализации проекта автоматизации

№ этапа

Стадия

Описание риска

Способы снижения негативного влияния

1

Изучение технологии управления системой защиты информации

Некорректное определение функций специалистов, их значимости, порядка обмена информацией

Документирование задач, согласование с сотрудниками различных подразделений

2

Определение функциональных требований

Некорректная постановка задач автоматизации

Документирование задач, согласование с руководством отделов

3

Работа с программными модулями

Ошибки в алгоритмах расчетов, оптимизации запросов, неточности при определении реквизитов и структуры данных

Проверка реализованного функционала на каждой из стадий

4

Развертывание созданного ПО

Ошибки в настройке пользовательских полномочий

Документирование данных по пользовательским функциям, согласование с руководством подразделений

5

Использование ПО

Смена состава команды проекта

Документирование программных модулей, организация системы дублирования функций

 

Таким образом, в рамках составления плана развертывания программного решения необходимо учитывать вероятность реализации рисков, закладывать резервы времени, финансирования, назначать специалистов, выполняющих дублирующие функции.

2.1.3 Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации

 

При внедрении информационной системы управления системой защиты информации необходимо определить пользовательские роли и комплекс их полномочий, что позволит организовать эффективную систему разграничения доступа к системе.

В таблице 11 приведено описание ролевой модели проектируемого программного решения.

Таблица 11

Описание ролевой модели проектируемого программного решения

 

Администратор

Специалист по защите информации

Учет пользователей

Чтение Добавление Удаление

Редактирование

Предоставление доступа

Чтение Добавление Удаление

Редактирование

Ведение классификаторов

Чтение Добавление Удаление

Просмотр

Ведение журнала инцидентов

Редактирование

Чтение Добавление Удаление

Учет данных о принятых мерах в области защиты информации

Предоставление доступа

Редактирование

Формирование макетов документов по учету инцидентов

Чтение Добавление Удаление

Просмотр

Учет пользователей

Редактирование

Нет



1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф