Меню Услуги

История создания таможенного союза


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Содержание

  • Введение
  • 1.1. Таможенный союз в мировой истории
  • 1.2. Опыт создания таможенного союза ЕС
  • 1.3. Конституционная возможность существования таможенного союза с участием РФ
  • 2.1. Поиск путей интеграции постсоветских государств
  • 2.2. Первые осознанные действия по активизации интеграционных процессов
  • 2.3. Создание ЕврАзЭС
  • 3.1. Новые взгляды на пути интеграционного развития
  • 3.2. Формирование договорно-правовой базы таможенного союза в период с 2007 года
  • 3.3. Отношение к таможенному союзу и перспективы его развития
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Научно-технический прогресс в современном мире привел к глобализации деятельности государств, международных организаций, международных интеграционных процессов мировой экономики, все дальше выходящих за рамки национальной юрисдикции и значительно опережающих процесс выработки институциональных правовых основ межгосударственного регулирования транснационализации мировой экономики, настоятельно ставит перед мировым сообществом выработку устойчивого согласования свода норм, стандартов и правил, регламентирующих международные экономические отношения.

Развитие экономики становится возможным и эффективным лишь при использовании не только национальных, но и интернациональных условий и факторов (получение необходимого сырья и материалов, финансовых средств, результатов достижения мировой науки и техники, широкое использование рынков сбыта и т.д.), что является благодатной почвой для развития межгосударственной интеграции.

Мы  являемся  свидетелями  существенного  повышения  роли  и  места  межгосударственной интеграции в  жизни личности,  общества,  государства, да и всего мирового сообщества.

Одной из наиболее распространенных форм международной интеграции является таможенный союз.

Понятие «таможенный союз» имеет давнюю историю. Пути развития каждого из известных истории таможенных союзов не были легкими. Одни из них появлялись и существовали достаточно продолжительное время, другие наоборот – короткий промежуток времени. Однако, бесспорно, что и те и другие были порождением своей эпохи, и их возникновение было обусловлено соответствующими предпосылками, главными из которых были экономические и политические интересы тех или иных государств.

История свидетельствует, что для многих государств членство в тех или иных таможенных союзах сыграло определяющую роль в дальнейшем их существовании и развитии.

Не так давно Россия, Беларусь и Казахстан основали таможенный союз. В настоящее время никто с достоверностью не может сказать, как участие в данном союзе отразится на россиянах, на нашем обществе, да и на государстве в целом.

Однако изучив историю создания данного таможенного союза, выявив предпосылки для его образования, на основе предшествующего опыта других государств можно дать вполне определенные ответы на вопросы о необходимости существования таможенного союза и перспективах его развития.

С учетом изложенного, вопросы изучения истории таможенного союза приобретают на сегодняшний день особую актуальность.

По этой причине тема: «История создания таможенного союза» была выбрана автором в качестве предмета дипломного исследования.

Цель  дипломной работы: Изучить основные  исторические аспекты  создания таможенного союза.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

— изучение вопросов возникновения и развития таможенных союзов;

— изучение опыта создания таможенного союза ЕС;

-определение конституционной возможности существования таможенного союза с участием Российской Федерации;

— установление и изучение этапов формирования таможенного союза;

— выявление основных проблем создания таможенного союза;

— изучение договорно-правовой базы таможенного союза;

— определение возможных перспектив развития.

Объектом настоящего исследования выступают правоотношения, связанные с созданием таможенного союза.

Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы создания таможенного союза.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных и российских авторов в области государства и права, информационного права, содержащие концептуальные подходы, научные гипотезы и теоретические выводы по исследуемой проблематике.

В большей степени автором использованы работы Григоряна С.А., Григоряна А.С. Лихачева А.Е. Вельяминова Г.М. Сабельникова Л.В. Халипова С.В. Чеботаревой Е.Д. Борисова К.Г. и др.

В процессе исследования были использованы следующие общенаучные методы: системный анализ,  сравнительный метод, метод дедукции. В работе применялись также частные методы исследования, а  именно: системно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, логический, социологический, структурный, институциональный и др.

При подготовке дипломной работы использовался нормативно-правовой материал, а также общетеоретическая и специальная литература, материалы соц.исследований и др.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Дипломная работа состоит из следующих структурных частей: введения, основной части (состоящей из трех глав), заключения, списка использованных источников.

1.1. Таможенный союз в мировой истории

Мощным ускорителем интернационализации производства выступает научно-технический прогресс, предъявляющий новые требования к качественным характеристикам производства. Резко возрастают оптимальные размеры предприятий, образуются гигантские промышленные комплексы, усложняются технологические процессы производства и т.д. А это требует все большей концентрации капиталовложений и увеличения емкости рынка.

«Национальные границы отдельных стран становятся узкими для развития современного производства, научно-технического прогресса и его достижений. Процесс интернационализации выражается в двух формах: международном экономическом со­трудничестве и международной экономической интеграции.

Интеграция представляет собой высшую форму интернацио­нализации, так как она охватывает политику, ибо, основываясь на межгосударственных отношениях, требует многосторонних взаимосвязей между правительствами государств-участников для разработки совместных действий, направленных на развитие экономических связей; так, таможенная политика, являясь ча­стью государственной внешнеэкономической политики, находит свое закрепление в таможенных кодексах и тарифах, ибо речь идет о развитии все более широких и прочных хозяйственных связей, об углублении международного разделения труда, о все более тесном сближении национальных хозяйств и их объеди­нении в региональные хозяйственные комплексы; культурные связи и другие сферы общественной жизни».

Интеграция представляет собой общую тен­денцию мирового развития. Она порождена закономерностями развития производительных сил и поэтому носит объективный характер. А это значит, что интеграция присуща и государствам с плановой, и государствам с рыночной экономикой в системе мирохозяйственных связей.

Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции.

Характеризуя понятие «таможенный союз», Г.М. Вельяминов указывает, что это – «более высокая форма  продвижения  к  интеграции. Таможенные союзы означают свободную, беспошлинную торговлю товарами внутри союза, ликвидацию национальных  тарифов  стран-участниц,  проведение  ими  общей  торговой  политики,  установление единого для всего объединения государств таможенного тарифа для торговли с третьими странами».

Таможенный союз можно рассматривать среди других этапов интеграции следующим образом . См. таблица1.

Таблица 1. – Этапы международной экономической интеграции

 Этапы интеграционных процессов (от менее к более тесной интеграции) Наименование этапа
1 Этап, когда государства делают первые шаги к взаимному сближению и между ними заключаются преференциальные торговые соглашения
2 Зона свободной торговли
3 Таможенный союз
4 Общий рынок
5 Единое экономическое пространство  (ЕЭП)

Мировая  практика  выработала  четкие  международно-правовые  правила  создания  таможенного союза, которые «закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 года. К основным положениям договоров о создании таможенного союза относятся:

1) создание единой таможенной территории;

2) образование единого внешнего таможенного тарифа, принятие единых основных таможенных правил;

3) введение свободного обращения товаров: товары внутри таможенного союза обращаются без взимания  таможенных  пошлин  и  экспортно-импортных  налогов,  а  также  без  применения  экспортно-импортных квот и лицензий;

4)  учреждение  единой  таможенной  службы  либо  организация  тесного  взаимодействия  и сотрудничества национальных таможенных служб между собой».

Процесс образования таможенных союзов, с которых ведут начало региональные  экономические объединения, имеет давнюю историю – со второй половины ХIХ в. Рассмотрение ее позволяет понять принципы и общие черты формирования таких объединений.

Созданию таможенных союзов  предшествовал существенный сдвиг  в развитии производительных сил общества – переход от  основанных на ручном труде мануфактур к машинной индустрии, сопровождавшийся переходом ведущей роли в хозяйстве от  купцов к промышленникам. Капитал, базировавшийся на машинном  производстве, сначала возник в  Великобритании в 60-х годах ХVIII  в., а затем, в первых десятилетиях ХIХ в. – в США, Франции и Германии. Последовавшее ускорение роста производства товаров требовало адекватных  по емкости рынков, в том числе внешних. Их открытию способствовали и таможенные союзы.

Первым таким объединением считается австро-венгерский таможенный союз (создан в 1851 г.), служивший одновременно  средством политического  объединения двух стран. За  ним последовало образование франко-монакского таможенного  союза в 1865 г.

Германский таможенный союз в значительной степени определил облик Германии последующих десятилетий. Он серьезнейшим образом способствовал промышленной революции в германских землях. «Помимо этого, ГТС готовил Пруссию к роли объединителя Германии, а остальную Германию — к тому, что только Пруссия способна справляться с задачами национального масштаба».

Германский таможенный союз играл не только  экономическую, но и политическую роль. Его создание «началось в 1834 г. и завершилось лишь в 1867 г. объединением мелких немецких государств с Пруссией и  формированием единого германского государства.

В 1874 г. возник  шведско-норвежский таможенный союз, но он  оказался недолговечным  и через несколько  лет  распался вследствие обострения противоречий между странами.

Следующая волна создания таможенных союзов отмечалась после Первой мировой войны под  влиянием роста заинтересованности европейских стран в быстром восстановлении разрушенного войной хозяйства путем интенсификации внешней торговли с соседними странами  и территориями. В частности, в 1921  г. были созданы сразу два таможенных союза: бельгийско-люксембургский и польско-данцигский, а  спустя несколько  лет, в 1924  г. образовался еще  один – швейцарско-лихтенштейнский, официально существующий по настоящее время».

При оценке значения трех последних таможенных союзов необходимо учитывать уровень таможенного обложения, изменившийся в связи с наступлением мирового экономического кризиса 1929-1934 гг. Большинство развитых стран встали на путь повышения импортных пошлин для защиты отечественных промышленных предприятий  и предотвращения сокращения рабочих мест. Многие страны начали прибегать к установлению количественных и других протекционистских ограничений на ввоз товаров – пограничных налогов и сборов, лицензирования, обременительного таможенного оформления перемещения товаров через границу, специфических технических требований и пр. Поэтому возникшие таможенные  союзы создавали особенно благоприятные условия для торговли  между странами-участницами и тем самым усилили свою эффективность как торгово-политический инструмент.

Мало того, уже в то время проявлялась тенденция к опережающему росту торговли обработанной продукцией по сравнению с торговлей сырьем и соответственно к повышению доли этой  продукции в товарообороте, а  именно она больше всего облагается протекционистскими таможенными пошлинами и подвергается нетарифным ограничениям.

В ХХ в. не все стремления стран создать таможенные союзы были успешными, особенно при попытках вовлечения в них многих партнеров.

Например, «США еще в 1910 г. попытались образовать под  своей эгидой  Панамериканский таможенный  союз  с латиноамериканскими странами в интересах внешнеэкономической экспансии североамериканских компаний и вытеснения с континента европейских конкурентов. Но этому уже тогда воспротивились предприниматели Латинской Америки, опасавшиеся резкого  усиления конкуренции со стороны северных соседей. В результате объединение в  форме таможенного  союза не состоялось».

«Франция в 1929  г. выступила инициатором создания Панъевропейского  таможенного  союза в составе более двух десятков стран, имевшего антиамериканскую направленность. Но ее инициатива не была поддержана другими странами  вследствие  противоречий  между ними, особенно  негативной позиции Великобритании, и опасений в связи с возможными ответными мерами со стороны США».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Особое значение в предыстории современных таможенных союзов имеет формирование первого трехстороннего  такого объединения – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (сокращенно «Бенилюкса»). По времени  образования, количеству стран-участниц и своему содержанию “Бенилюкс” занимает своего рода промежуточное положение между первыми объединениями с двумя партнерами, преследовавшими преимущественно внешнеторговые цели, и более многочисленными по составу таможенными  союзами, выходящими по сфере  деятельности за рамки торговли, получившими распространение во  второй половине ХХ в. и в первом десятилетии ХХI в.

Все это указывает на то, что создание таможенных союзов – сложное торгово-политическое мероприятие, требующее не только  экономических предпосылок (сравнительно высокого уровня развития национальных  хозяйств, взаимодополняемости их структур, стабильного взаимного товарооборота, потребности в обеспечении рынков  для растущей промышленности и др.), но и политических – готовности правящих кругов в интересах увеличения выгод от  расширения международного  сотрудничества частично пожертвовать суверенитетом.

Начиная с 50-х  годов прошлого  столетия предназначение таможенного  союза, как  правило, не  сводится к защите сугубо внешнеторговых интересов  его  участников, что было характерным для более ранних таких союзов, остававшихся с момента создания преимущественно торговыми блоками. В современных условиях создание таможенного союза рассматривается  как этап в развитии региональной экономической интеграции и все чаще увязывается с углублением сотрудничества в  других сферах внутренней и внешней экономической политики (налоговой, инвестиционной, в области конкуренции, валютной и т.д.). Разрабатываемые его участниками механизмы взаимодействия в соответствующих областях проходят апробацию в рамках таможенного  союза, что облегчает их согласование при переходе  к более высокой стадии  интеграции. Таким  образом, современные таможенные союзы играют важную роль в становлении региональных объединений интеграционного типа.

Наиболее продвинутым объединением является Европейский Союз (до 1992 г. – Европейское экономическое сообщество), в рамках которого на базе таможенного  союза были последовательно созданы  единый  внутренний рынок, а затем экономический и валютный  союз.

При создании Европейского экономического сообщества на основе Римского  договора  в 1957 г. в ст. 9  указывалось, что «…основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов в торговых  отношениях государств-членов, а также  установление еди-ного таможенного тарифа в  отношениях с третьими странами».

Во второй  половине ХХ в. и в начале ХХI в. возникло свыше 10 региональных  экономических объединений интеграционного характера,  нотифицированных  в  Секретариате ГАТТ/ВТО в качестве таможенных союзов.

«Ряд соглашений развивающихся стран о таможенном союзе, подвергшихся обновлению в последние 10-15 лет, были дополнены положениями, нацеленными на формирование общего рынка, а в некоторых  случаях – экономического и валютного союза (МЕРКОСУР, Андское и Карибское сообщества, Совет сотрудничества  арабских государств Персидского  залива, Южноафриканский таможенный союз)».

С учетом изложенного, можно сделать ряд выводов характерных для первых таможенных союзов:

— первые таможенные союзы состояли из минимального  числа стран-участниц: это облегчало переговоры, поиски компромисса и достижение соглашений нового типа;

— инициаторами создания таможенных союзов выступали экономически наиболее сильные из числа потенциальных участников страны – Франция, Бельгия, Польша, которые становились ядром объединения, и их предприниматели не без  основания рассчитывали укрепить свои позиции на рынке партнера в условиях взаимной либерализации товарооборота

— партнерами указанных стран становились, в большинстве своем, более мелкие страны (микространы или обособленные таможенные территории), питавшие надежду в союзе с экономически более сильным  партнером  в условиях обостряющейся конкуренции и высоких протекционистских барьеров в  других странах получить больше выгод на внешних рынках, чем  действуя в  одиночку.

Таким образом,  процесс формирования таможенных  союзов идет медленно, не всегда последовательно и не обязательно приводит к ожидавшимся первоначально результатам. Несмотря на то, что в последние 40-50 лет в мире возникло  свыше 10 региональных  экономических объединений интеграционного характера,  нотифицированных  в  Секретариате ГАТТ/ВТО в качестве таможенных союзов, полноценными таможенными союзами со всеми необходимыми атрибутами такого рода объединений по-прежнему остаются только  Европейский союз (далее – ЕС) и таможенные союзы с участием ЕС.

1.2. Опыт создания таможенного союза ЕС

Учитывая роль ту беспрецедентную роль, которую играет ЕС в мировом масштабе, и в частности, как пример тесной интеграции европейских государств, автор не смог не уделить внимания опыту создания таможенного союза ЕС в ракурсе тематики настоящего дипломного исследования.

Как указывалось в предыдущем разделе, основой Сообщества (имеется ввиду Европейское экономическое сообщество – в настоящее время ЕС) является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов в торговых  отношениях государств-членов, а также  установление единого таможенного тарифа в  отношениях с третьими странами (ст.9 Римского договора 1957г.).

Таможенный союз стал отправным  этапом для дальнейшего развития ЕС и в немалой степени  способствовал его  превращению в  центр притяжения  для других европейских стран. К настоящему времени ЕС достиг высшей стадии региональной  экономической интеграции –экономического  и  валютного  союза, а число его участников  возросло от  первоначальных 6  до 27.  И хотя, на первый взгляд, таможенный союз «растворился» в экономическом и  валютном союзе, в действительности он продолжает выполнять возложенные на него важные  функции по повышению международной конкурентоспособности европейской экономики и укреплению ее позиций на мировом рынке.

Необходимо отметить, прежде всего, наличие ряда объективных предпосылок для учреждения  таможенного  союза  ЕС.  Все шесть стран-учредителей (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) находились на примерно одинаковом  уровне экономического  развития и имели сходную структуру  хозяйства,  основанную на высокоразвитой промышленности и открывающую возможности для производственной, межотраслевой и внутриотраслевой кооперации, что является главным условием успешного развития интеграционных  процессов.

«Нельзя сбрасывать со счетов накопленный организационный опыт  участия Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в трехстороннем таможенном союзе с 1948 г., а также  полезную практику взаимодействия в таможенно-тарифной сфере между всеми шестью странами в рамках Европейского  объединения угля и стали (Договор о ЕОУС, подписанный в 1951г., в силу своего  секторального характера,  не предусматривал создания таможенного союза).

К тому же экономическая обстановка в Европе с конца 1950-х до середины 1960-х годов, когда формировался таможенный союз ЕС, благоприятствовала либерализации взаимной торговли  между его  участниками».

Несмотря на разногласия по многим вопросам, все страны-учредители были экономически заинтересованы действовать сообща и проявляли сильную политическую волю к объединению. Это создавало почву для нахождения взаимоприемлемых компромиссов, позволивших решить проблемы образования таможенного союза, а в дальнейшем  перейти к  более сложным этапам интеграции.

Следует учитывать и некоторые  особенности таможенного союза ЕС. Прежде всего, он по сути отличается от традиционных таможенных союзов, действовавших  до начала Второй мировой войны и ориентированных исключительно на создание торговых  блоков, что  соответствовало тогдашнему уровню развития производительных  сил. В ЕС таможенный союз изначально рассматривался  в контексте экономической интеграции, выходящей за рамки торговли товарами и предполагающей тесное сращивание национальных хозяйств в других секторах. На практике его формирование  сопровождалось постепенной либерализацией в сферах трансграничного  передвижения услуг, капиталов и рабочей силы, разработкой единых правил конкуренции и переходом  стран-членов к проведению общей торговой  политики в отношении третьих стран. Таким образом, с самого  начала речь шла о таможенном союзе с элементами  единого внутреннего рынка и  экономического  союза.

Принцип свободного передвижения товаров в рамках ЕС, о котором мы говорили выше (ст.9 Римского договора 1957, которую дублирует ст.28 Лиссабонского договора) распространяется и на товары  третьих стран, при ввозе которых  в  одну из  стран-членов были выполнены все необходимые таможенные формальности, включая взимание пошлин и сборов; такие товары приравниваются к национальным товарам стран-членов (в ГАТТ отмена пошлин и  сборов предусмотрена только в  отношении «товаров, происходящих из таможенных территорий», входящих в состав таможенного  союза).

Наконец, с 1970 г. таможенные пошлины и подобные им сборы, взимаемые при  импорте в страны-члены товаров из третьих стран,  входят с состав так называемых  собственных финансовых средств Европейского  Союза и играют важную роль в финансировании его единого бюджета. Они зачисляются  на счет Европейской Комиссии и используются централизовано для покрытия части расходов, связанных с  деятельностью этого  объединения.

В управление таможенным союзом в той или иной мере вовлечены все основные  звенья институциональной системы Евросоюза: Европейский парламент, Совет (высший законодательный орган), Комиссия (главный  исполнительный орган) и Суд ЕС. Преимущество указанной системы — в сочетании межгосударственных и надгосударственных (наднациональных) элементов, позволяющем обеспечивать баланс  интересов отдельных стран-членов  и ЕС в целом. Соотношение между этим элементами на разных этапах существования ЕС менялось: в основном в сторону усиления наднационального характера механизма управления интеграционными  процессами. В частности, повышению эффективности таможенного  союза способствовали переход  к  использованию в качестве основного метода принятия решений в органах ЕС квалифицированного или простого  большинства  голосов (единогласие применяется в отношении ограниченного круга наиболее важных  вопросов) и юридическая обязательность уже принятых постановлений для всех стран-членов.

Ядром  судебной системы ЕС является Суд Европейского  Союза – независимый орган, не подчиняющийся никаким другим органам этого объединения. Он обеспечивает единообразное толкование и применение учредительных договоров  странами-членами и  следит за  законностью действий всех институтов ЕС. Урегулирование споров  по вопросам, относящимся к юрисдикции таможенного союза, также возложено на Суд  ЕС. Решения Суда ЕС подлежат безусловному исполнению. Маастрихтский договор наделил его правом налагать на ответчика, продолжающего не выполнять нормы права ЕС, санкции в виде штрафа, взимаемого единовременно  или за каждый день просрочки. Процедура апелляции не предусмотрена.

«Важно подчеркнуть длительность и поэтапность процесса становления таможенного союза. Для его создания Римским договором об учреждении ЕЭС (1957 г.)  был установлен переходный  период продолжительностью в 12 лет (с 1 января 1958 г. по 1  января 1970 г.), состоящий из трех этапов. Сроки и цели каждого этапа были зафиксированы в тексте Договора; вместе  с тем странам-членам не возбранялось действовать с опережением  графика. На  практике таможенный  союз был  создан на полтора года раньше намеченного срока, т.е. 1 июля 1968  г. К этой дате были полностью отменены таможенные пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта  во взаимной торговле стран-членов и введен Единый  таможенный тариф в торговле с третьими странами. Однако  понадобилось  еще более 20 лет для ликвидации оставшихся нетарифных барьеров на пути  передвижения товаров  внутри ЕС. Это произошло после принятия в 1986 г. Единого европейского  акта, ставившего целью создание единого внутреннего рынка стран-членов, в  рамках которого  действуют четыре «свободы» — на передвижение товаров, услуг, капиталов и лиц. Завершение его создания (считается, что  оно произошло к 1 января 1993  г.)  привело к отмене таможенного  контроля на границах между странами-членами».

Фактически создание единого рынка  нельзя считать полностью завершенным, поскольку наиболее сложные  налоговые  барьеры так и  не были отменены. Разногласия  в налоговой сфере очень велики, национальные (в первую очередь бюджетные) интересы  отдельных стран-членов  превалируют над общими интересами. Положение осложняется тем, что решения по вопросам налогообложения в органах ЕС до сих пор принимаются единогласно.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




В устранении  других нетарифных  барьеров на пути свободного передвижения товаров (таких, например, как меры ветеринарного и фитосанитарного контроля, технические нормы и стандарты, которые сами по себе не являются  барьерами, но могут использоваться в протекционистских целях в случае дискриминационного применения их к импортным  товарам) органы ЕС также  сталкивались с трудностями. Но  их удалось преодолеть разными  способами. К ним относятся: взаимное  признание национальных  правил и процедур, их гармонизация (сближение) или  выработка единых  норм ЕС (в основном это единые  требования по безопасности  для жизни и здоровья  людей и экологические нормы).

«Основным способом является взаимное признание. В основу его положен принцип страны происхождения, сформулированный Судом ЕС в 1979 г. в заключении по делу, известному как Сassis de Dijon. Он гласит, что  если какое-либо изделие произведено в одной из стран-членов ЕС и выпущено в торговое обращение на базе действующих национальных  законов, то не должно существовать препятствий для его свободной продажи во всех странах-членах».

Среди инструментов общей торговой политики особого внимания заслуживает Единый таможенный тариф (ЕТТ), являющийся юридически обязательным  для всех стран-членов. ЕТТ играет важную роль в  торгово-экономических отношениях участников таможенного союза ЕС с внешним миром. Прежде всего, он  использовался и используется для защиты европейских производителей от  конкуренции товаров третьих стран.

«Заслуживают внимания также  некоторые особенности структуры ЕТТ. В частности, высокая степень детализации  единого тарифа — около 10 тыс. тарифных  позиций и подпозиций — позволяет ЕС  при необходимости выборочно снижать или повышать пошлины в отношении отдельных третьих стран (например, в ответ на дискриминационные  действия других участников  ВТО  и с  ее разрешения). Дифференцированные  ставки представлены в т.н. Интегрированном тарифе ЕС (ТАРИК) – рабочем варианте ЕТТ, предназначенным  для практического  использования таможенными службами стран-членов. По существу  это информационная  база данных, охватывающая  все меры, применяемые ЕС в торговле с  отдельными третьими странами или группами стран (антидемпинговые и компенсационные пошлины, снижение или временное приостановление взимания пошлин, тарифные квоты, общие преференции  и т.п.). Имеется  электронная версия ТАРИК, обновляемая по мере изменения условий ввоза конкретных  товаров  из  какой-либо страны и доступная пользователям  в режиме on-line».

Единообразное применение ЕТТ странами-членами требует унификации национального таможенного  законодательства: применения единых методов таможенной оценки товаров, правил определения страны их происхождения и т.д. Сводом  таких норм и правил, в основном базирующихся на положениях одноименных соглашений ВТО, является Таможенный  кодекс  ЕС, принятый  в 1993 г. (его  модернизированная электронная версия вступила в силу в 2009  г.). Таможенный кодекс имеет прямое действие и  обязателен для  исполнения во всех странах-членах.

Национальное таможенное законодательство применяется только в  тех сферах,  которые остались за пределами правоотношений, регулируемых нормами ЕС.

Согласно новой статье 3  Лиссабонского договора, Европейский Союз обладает исключительной компетенцией в сферах действия таможенного  союза и  общей торговой политики, а также  в  установлении правил конкуренции на едином внутреннем рынке, что имеет прямое отношение к деятельности таможенного  союза. Такое положение имеет двоякие последствия для стран-членов: с одной  стороны, значительно урезанными оказываются прерогативы национальных правительств в соответствующих областях; с другой стороны, выступая единым  блоком, страны ЕС имеют  больше возможностей отстаивать общие интересы в условиях обострения конкуренции на глобальном рынке.

Следует также  отметить, что если до  создания таможенного союза страны ЕС имели рычаги воздействия на импорт (тарифные и нетарифные), в том числе применявшиеся к ввозу  товаров из  стран-партнеров, то теперь они практически лишены средств самозащиты.

На сегодня действует только  традиционная оговорка, допускающая запрещения или ограничения импорта, экспорта и транзита по соображениям общественной морали, общественного  порядка  и государственной безопасности, охраны здоровья людей и животных, защиты прав интеллектуальной собственности и т.п.. Однако  такие запрещения и ограничения не должны являться средством  произвольной дискриминации или замаскированных ограничений в торговле между странами-членами.

Следует, однако, отметить, что с  целью ускорить выход европейской экономики из мирового  кризиса,  разразившегося в 2008 г., было увеличено финансирование промышленности стран-членов  на региональном уровне. В частности, Европейский инвестиционный банк расширил объем кредитных ресурсов для малых и  средних предприятий до 30 млрд. евро (т.е. на 10 млрд. по сравнению с предкризисным периодом). В разгар кризиса осенью 2008 г. Комиссия разрешила многим странам-членам принять временные меры по оказанию государственной помощи компаниям и банкам. Таким  образом удалось избежать принятия  протекционистских мер в отношении стран-партнеров, что не раз происходило  в кризисных  ситуациях, случавшихся время от  времени в прошлом.

Таким образом, европейский опыт  функционирования «зрелого» таможенного союза также свидетельствует о прагматическом подходе органов ЕС к  решению некоторых, особенно болезненных для стран-членов вопросов. В частности, не предпринимаются попытки форсировать процесс гармонизации косвенного налогообложения, чтобы не подвергать дополнительному риску строительство объединенной Европы. Позитивный опыт  строительства и функционирования таможенного союза в ЕС заслуживает внимательного изучения. Не все в европейском  опыте может быть безоговорочно использовано в практике интеграции на постсоветском пространстве, но учитывать факторы, способствующие повышению эффективности таможенного союза, и проблемы, связанные  с его формированием и деятельностью, представляется целесообразным.

1.3. Конституционная возможность существования таможенного союза с участием РФ

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению этапов создания таможенного союза, хотелось бы рассмотреть вопрос о возможности существования  таможенного союза с точки зрения Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Российская Федерация участвует во многих международных договорах.

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств (Преамбула Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации»)

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера) – ст.3 вышеупомянутого Федерального закона.

Создание таможенного союза и участие того или иного государства  в нем не нарушает международный правопорядок, не меняет кардинальным  образом имеющиеся международные связи с третьими странами.

«Создание наднационального органа ТС не является ущемлением или ограничением  суверенитета государства-участника: может  измениться объем полномочий органов государственной власти, но суверенитет как качественная категория и признак государства как первичного субъекта международного права остается». Право вступать в международные соглашения является атрибутом суверенитета государства.

Как отмечал И.И. Лукашук, «в литературе и практике весьма распространен взгляд, согласно которому любое международное обязательство ограничивает суверенитет или что международное право и суверенитет вообще несовместимы. На самом деле суверенитет и международное право — взаимосвязанные и необходимые друг другу явления. Своей суверенной властью государства создают международное право и  обеспечивают его реализацию. Со своей стороны, международное право служит гарантией суверенитета. Его основные принципы являются хартией суверенных прав государства. Международное право разграничивает действие суверенной власти  государств, регулирует взаимодействие суверенных властей и тем самым обеспечивает реализацию суверенных  прав».

Таким образом, с учетом изложенного, можно сделать выводы о том, что Россия может быть членом не только таможенного союза, но и более интегрированных организаций.


Страница:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!