Меню Услуги

Спектакль-импровизации как средство активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Часть 2.


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ СПЕКТАКЛЯ-ИМПРОВИЗАЦИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести диагностику на выявление уровня словаря детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить критерии развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
  4. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная)

Эксперимент  проводился на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения – МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»» г. Назарово Красноярского каря.

В эксперименте приняли участие: 20 воспитанников подготовительной к школе группы. Из них 7 девочек и 13 мальчиков. Возраст участников: от 6 до 7 лет.

Из ряда изученных методик (Алексеева М.М., Яшина В.И.; Волкова Г.А., Фомичева М.Ф., Даскалова Ф.Г., Яшина В.И., Гуткина Н.И.), направленных на выявление уровня развития словарного запаса дошкольников, были выделены три методики, так как они наиболее удобны в применении для детей данной возрастной группы.

В первой методике Н.И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

Высшая оценка — 10 баллов.

0 баллов – не соответствует семантическому полю

Во второй методике В.И. Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагалось:

Задание 2.

Проводится задание по подбору синонимов и антонимов. Всего предъявляется не меньше 10 слов. Синонимы: воин — боец, врач — доктор, смеяться — веселиться, смелый — храбрый, идти — шагать. Антонимы: мокрый — сухой, мягкий — твердый, смеяться — плакать, острый — тупой, разговаривать — молчать.

Высокий уровень ответа равен 10 баллам.

В третьей методике Ф. Г. Даскаловой было следующее задание:

Задание 3.

Задание по подбору определений проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается подобрать как можно больше определений к словам. Даются на испытание 7 слов (туча, голод, сердце, работа, собака, мама, езда). Далее проводится опрос. Например, туча. Какая она может быть? Что можно еще про нее сказать? Если ребенок дает несколько слов для определения значения слова «туча», то он получает более высокий балл.

1 балл соответствует не менее 3-м словам.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Максимальное количество баллов за задание – 7.

Далее подсчитывается сумма баллов по всем заданиям.

0-8 баллов – низкий уровень словарного запаса

9-18 — средний уровень словарного запаса

19-27 — высокий уровень словарного запаса

При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

На констатирующем этапе диагностика уровня развития словарного запаса была проведена со всей группой старших дошкольников (кроме двух детей – Максимовой Софьи и Маркушина Виталия, отсутствовали по причине болезни).

Первичные результаты диагностики были занесены в сводную таблицу 1.

Фамилия Имя Балл Уровень
1 Апрелков Роман 14 Средний
2 Брыксина Амалия 9 Средний
3 Боровик Матвей 23 Высокий
4 Витковский Данила 7 Низкий
5 Глебов Илья 6 Низкий
6 Донцов Игорь 7 Низкий
7 Пересторонин Артем 8 Низкий
8 Заболотский Влад 24 Высокий
9 Озерова Софья 11 Средний
10 Чистякова Ксения 6 Низкий
11 Кезик Алина 7 Низкий
12 Ильгасова Анастасия 23 Высокий
13 Артышко Данияр 8 Низкий
14 Волох Андрей 15 Средний
15 Рогачев Данила 14 Средний
16 Егоров Егор 21 Высокий
17 Северинова Анна 16 Средний
18 Челокомпец Алиса 9 Средний
19 Чурилов Костя 17 Средний
20 Молошенко Кирилл 10 Средний

Таблица 1. Первичные результаты диагностики

С помощью диагностических заданий было выявлено, что у 20% опрошенных (4 чел.) высокий уровень словарного запаса, у 45% (9 чел.) средний уровень. Низкий уровень словарного запаса был выявлен у 35% опрошенных (7 чел.).

График процентного соотношения уровня словарного запаса показан на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень словарного запаса на констатирующем этапе

При диагностическом обследовании детей было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе. При работе по третьей методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, езда, голод. То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных. При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвало второе задание (подбор синонимов) — возникли проблемы со словами: смеяться, смелый, идти.

Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс активизации словарного запаса у старших дошкольников будет проходить эффективнее, если систематически проводить с детьми театрализованные занятия в форме  спектакля-импровизации.

Диагностика проведена по всем указанным выше заданиям, с целью выявить уровень развития словарного запаса и разделить детей на 2 группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу относятся испытуемые, у которых при предварительном тестировании выявлен более низкий уровень словарного запаса.

Списочный состав групп представлен в таблице 2.

№ п/п Экспериментальная (ЭГ) № п/п Контрольная (КГ)
Фамилия Имя Фамилия Имя
1 Брыксина Амалия 1 Апрелков Роман
2 Витковский Данила 2 Боровик Матвей
3 Глебов Илья 3 Заболотский Влад
4 Донцов Игорь 4 Озерова Софья
5 Пересторонин Артем 5 Ильгасова Анастасия
6 Чистякова Ксения 6 Волох Андрей
7 Кезик Алина 7 Рогачев Данила
8 Артышко Данияр 8 Егоров Егор
9 Челокомпец Алиса 9 Северинова Анна
10 Молошенко Кирилл 10 Чурилов Костя

Таблица 2. Списочный состав групп.

Можно сделать вывод, что необходимо провести систематическую работу по расширению словарного запаса, его активизации и обогащению посредством театрализованной деятельности.

2.2. Формирующий эксперимент

Вторым этапом был формирующий эксперимент, в рамках которого, с испытуемыми экспериментальной группы были организованы и проведены два спектакля – импровизации и три кукольных театра (теневой, пальчиковый, «Би-ба-бо»).

Цель формирующего эксперимента – повысить уровень степени развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с помощью проведения  театрализованной деятельности в виде спектакля-импровизации, согласно разработанного нами тематического  планирования.

Задачи:

  1. Разработать сценарии.
  2. Определить занятия по театрализованной деятельности с экспериментальной группой для активизации словаря детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны виды работ, связанные с театрализованной деятельностью для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Для этого был составлен календарно-тематический план на две недели.

При проведении занятий упор делался на то, что театрализованные игры  можно использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Ведь во время игры ребенок  чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Работа систематизирована таким образом, чтобы на каждом занятии-спектакле воспитатель стимулировал двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. Каждый спектакль (этюд) требует от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в героя.

Качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей дошкольного возраста, обеспечивает максимальный развивающий эффект. После каждого спектакля проводилась рефлексия с целью осознания правильности и эффективности проводимой нами работы.

Для того чтобы облегчить театральную постановку в виде импровизации для самих детей, мы использовали уже хорошо знакомые для них сказки.

Не смотря на то, что сказки были хорошо известны детям, работа со сценариями велась серьезная и плодотворная. Предварительная работа проводилась в строго отведенное время, соблюдались режимные процессы ДОУ. Активно велась работа с родителями (помощь с их стороны в изготовлении декораций, костюмов, разучивании слов).

Дети контрольной группы тоже участвовали в подготовке и проведении театрализованных представлений.

2.3. Контрольный эксперимент

Цель эксперимента: проанализировать динамику результатов диагностирования  процесса  уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить уровень состояния развития словарного запаса по методике констатирующего эксперимента.
  2. Сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента.

Для подтверждения гипотезы после проведения с экспериментальной группой театрализованных занятий мы провели итоговое тестирование двух групп испытуемых по методикам констатирующего эксперимента.

Данные обследования развития словарного запаса были внесены в таблицу 3.

Фамилия Имя Констатирующий

эксперимент

Контрольный эксперимент
    Балл Уровень Балл Уровень
1 Апрелков Роман 14 Средний 16 Средний
2 Брыксина Амалия 9 Средний 12 Средний
3 Боровик Матвей 23 Высокий 25 Высокий
4 Витковский Данила 7 Низкий 11 Средний
5 Глебов Илья 6 Низкий 10 Средний
6 Донцов Игорь 7 Низкий 15 Средний
7 Пересторонин Артем 8 Низкий 8 Низкий
8 Заболотский Влад 24 Высокий 26 Высокий
9 Озерова Софья 15 Средний 20 Высокий
10 Чистякова Ксения 6 Низкий 10 Средний
11 Кезик Алина 7 Низкий 12 Средний
12 Ильгасова Анастасия 23 Высокий 27 Высокий
13 Артышко Данияр 8 Низкий 8 Низкий
14 Волох Андрей 15 Средний 17 Средний
15 Рогачев Данила 14 Средний 20 Высокий
16 Егоров Егор 21 Высокий 23 Высокий
17 Северинова Анна 16 Средний 16 Средний
18 Челокомпец Алиса 9 Средний 12 Средний
19 Чурилов Костя 17 Средний 18 Средний
20 Молошенко Кирилл 10 Средний 15 Средний

Таблица 3. Изменение соотношения уровня словарного запаса

Изменение процентного соотношения уровня словарного запаса показано на рисунке 2.

Рис. 2. Изменение процентного соотношения уровня словарного запаса.

Итак, мы видим, что результаты тестирования экспериментальной группы детей приблизились  к результатам контрольной группы, соответственно  словарного запаса у старших дошкольников повысился.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

То есть между результатами тестов на уровень словарного запаса у старших дошкольников до и после проведенных театрализованных занятий в форме спектакля-импровизации, существуют значительные  различия. Положительная динамика увеличения словарного запаса детей четко прослеживается.

Таким образом, гипотеза о том, что процесс активизации словарного запаса у старших дошкольников будет проходить эффективнее, если систематически проводить с детьми театрализованные занятия в форме  спектакля-импровизации, полностью доказана.

Выводы по главе II

По результатам констатирующего эксперимента видно, что у испытуемых детей существуют пробелы в словарном запасе и у некоторых очень серьезные.

Систематическое проведение театрализованных занятий в данной группе помогло некоторым детям раскрыть себя в чем-то новом, более скованные дети стали себя вести смелее, соответственно улучшилось их общение со сверстниками. Но есть дети, которые остались на той же стадии уровня  развития словарного запаса (это Артем П. и Данияр А) в силу своих индивидуальных особенностей.

Совместная работа воспитателя и воспитанника в процессе подготовки к театрализованным представлениям проходила в доброжелательной обстановке, родители активно принимали участие. И этот факт отразился на желании детей и их родителей продолжать систематическую работу в области театрализованной деятельности.

По результатам контрольного эксперимента хорошо заметна положительная динамика показателей развития речи детей (значительно увеличился словарный запас; дети активно употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние, эстетические качества; употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; понимают и чаще употребляют слова-антонимы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведения дипломного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы и рассмотреть особенности спектакля-импровизации как средства активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Для решения данной цели были реализованы все необходимые задачи.

Была дана и характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста,  рассмотрены особенности формирования словаря детей дошкольного возраста. А так же описаны формы, методы, приёмы работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Кроме того, выявлено и экспериментально проверено использование спектакля-импровизации в процессе активизации словарного запаса ребенка дошкольника в условиях ДОУ.

Так же было установлено, что в контрольной группе уровень словарного запаса после проведения эксперимента стал чуть выше, чем до эксперимента.

Основные выводы, полученные в результате работы, можно сформулировать следующим образом:

  1. В развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют 2 стороны: количественное увеличение словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.
  2. В дошкольном возрасте непрерывно возрастает словарный запас ребёнка, однако его качественное преобразование полностью опосредовано участием взрослых.
  3. Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
  4. Можно повысить уровень развития словарного запаса у старших дошкольников посредством спектакля-импровизации.

Таким образом, в данной дипломной работе нам удалось установить, что театрализованные занятия в форме  спектакля-импровизации способствуют повышению уровня развития словарного запаса у старших дошкольников.

Гипотеза о том, что процесс активизации словарного запаса у старших дошкольников будет проходить эффективнее, если систематически проводить с детьми театрализованные занятия в форме  спектакля-импровизации, подтвердилась.

В связи с вышесказанным мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, и гипотеза исследования подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. — М.: Академия, 2013. – 448 с.
  2. Арушанова А.Г., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет. Методическое пособие. — М.: Сфера, 2013. – 112с.
  3. Ахмадуллина Л.И. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка-дошкольника // Фəн-наука.- 2012.- №11 (14).- С.39-40.
  4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. — Киев: Рад. школа, 2008. — 175 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 2012. — 174 с.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 2009. — 256 с.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Астрель,2011. – 640 с.
  8. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 144 с.
  9. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 80 с.
  10. Доронова Т.Н. Играем в театр.- М.: Просвещение, 2010.- 128 с.
  11. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2005.- №4.
  12. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 2009.- 192 с.
  13. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/.
  14. Князева Л.Ю. Импровизируем в игре, поём, ставим спектакль.- М.: Вако, 2013.- 80 с.
  15. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет.- СПб.: Речь, 2011.- 160 с.
  16. Лыкова И.А., Бартковский А.И. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-методическое пособие.- М.: Цветной мир, 2013.- 144 с.
  17. Логинова В.И. Формирование словаря/Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф.Н. Сохина-М., 1984.
  18. Мирясова В. И., Васильева С. А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.- М.: Либерея-Бибинформ, 2010.- 96 с.
  19. Мурашко В.П. Роль дидактической игры в умственном развитии ребенка//Детский сад от А до Я.- 2012.- № 6.- С. 74-79.
  20. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста/ Н. Н. Поддьяков. — М.: Владос, 2009.- 251 с.
  21. Проблема изучения речи дошкольника / под ред. О.С.Ушаковой. — М.: РАО, 2010, — 129 с.
  22. Программа «Детство» / под ред. Т.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А. Ноткина. — СПб.: «Детство-Пресс», 2009. – 51 с.
  23. Струнина Е. М. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос, 2010.- 288 с.
  24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. – 256 с.
  25. Ушинский К.Д. Избранные труды.- М.: Дрофа, 2010. — 638 с.
  26. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2012.- 160 с.
  27. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.- 136 с.
  28. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2010. — 384 с.

Страницы:   1   2