Меню Услуги

Спектакль-импровизации как средство активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста


Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • 1.1. Формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста
  • 1.2. Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников
  • 1.3. Формы, методы, приёмы работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ СПЕКТАКЛЯ-ИМПРОВИЗАЦИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ
  • 2.1. Констатирующий эксперимент
  • 2.2. Формирующий эксперимент
  • 2.3. Контрольный эксперимент
  • Выводы по главе II
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Формирование речи ребенка осуществляется под влиянием речи взрослых и в большинстве своем зависит от таких параметров, как достаточная речевая практика, нормальное речевое окружение, воспитание и обучение, которые начинаются с первых дней его жизни. Известно, что речь – это не врожденная способность, она развивается в процессе онтогенеза,  параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости развития речи и активизации словарного запаса детей дошкольного возраста содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

Широкую известность получили труды Аркина Е.А.. Он считал речевое общение детей с взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Тихеевой Е.И.. Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей дошкольного возраста и показала пути  решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.

Дошкольный возраст является одним из главных этапов развития речи.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и так далее. Поэтому в дошкольной педагогике активизация словарного запаса ребенка рассматривается как одна из важных задач развития речи.

Одним из принципов обогащения словарного запаса дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Для того чтобы развитие и обогащение словарного запаса детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы.

Объект исследования: процесс активизации и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация работы по активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: рассмотреть особенности спектакля-импровизации как средства активизации словарного запаса детей старшего дошкольного.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности формирования словаря детей дошкольного возраста/
  3. Описать формы, методы, приёмы работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
  4. Провести исследование уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Сделать выводы.

Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс активизации словарного запаса у старших дошкольников будет проходить эффективнее, если систематически проводить с детьми театрализованные занятия в форме  спектакля-импровизации.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста

Работа над словом — начальной единицей языка занимает одно из самых важных мест в единой системе работы по развитию речи.

Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка».

Формирование словарного запаса детей понимается как долгий процесс количественного накопления слов, освоения их социально — закреплённых значений и формирования умения применять их в определенных условиях общения.

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь основывается, прежде всего, на владении необходимым словарным запасом.

Язык, как средство общения, в первую очередь является языком слов. Словами называются определенные предметы, абстрактные понятия, выражаются ощущения и отношения.

Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счёт неизвестных либо трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей реальностью, с воспитанием правильного отношения к находящемуся вокруг.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был исследован Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере собственного развития переходит от случайных, несущественных признаков, к значимым. С изменением возраста меняются полнота и правильность отражения им в собственной речи фактов, признаков либо взаимосвязей имеющихся в реальности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно — действенное и наглядно — образное мышление объясняет преобладание слов, означающих наименования предметов, явлений, качеств. Возникновение словесно — логического мышления вызывает усвоение детьми простых понятий.

Методика развития речи рассматривает такой принципиальный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активным словарем называют те слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет. Во многом именно активным словарем человека определяется богатство и культура его речи.

Пассивным словарем называют те слова, которые ребенок не употребляет самостоятельно в своей речи, но понимает. Объем пассивного словаря существенно больше активного, сюда относятся слова, о смысле которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании только тогда, когда их слышит.

Особой задачей развития речи дошкольников является перевод слов из пассивного словаря в активный. Введение в речь детей слов, которые они без помощи взрослого усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, изучение которых детьми на разных возрастных ступенях затруднено.

Формирование словарного запаса детей рассматривается в 2-ух аспектах:

1-ый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи данный аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

2-ой аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его взаимосвязей с иными лексическими единицами. Здесь особенный смысл получают ознакомление детей с многозначными словами, обнаружение их семантики, четкое по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и остальных).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Безусловно, данные аспекта взаимосвязаны между собой, и, непременно, работа над смысловой стороной слова становится вероятной только при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сейчас принято выделять 4 главные задачи:

Обогащение словарного запаса, то есть изучение новых, ранее неизвестных ребенку слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Уточнение словарного запаса, то есть словарно — стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Данная задача обусловлена тем, что у детей слово не постоянно связанно с представлением о предмете. Они нередко не понимают четкого названия вещей, поэтому потребуется работа по углублению осмысливания детьми уже узнаваемых слов, наполнению их определенным содержанием на базе четкого соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словарного запаса, то есть перемещение как можно наибольшего количества слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания[7].

Усваиваемые детьми слова разделяются на 2 группы: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, однако не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, преднамеренно при каждом подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит лишь в том случае, если оно будет зафиксировано и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь педагога, но и воссоздавать ее много раз, так как в процессе восприятии принимает участие, в основном, лишь слуховой анализатор, а в говорении — еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с иными словами, чтобы дети привыкли применять их в подходящих вариантах. Следует направлять внимание на уточнение смысла слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на изучение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на использование слов в связной речи, в речевой практике.

Устранение не литературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это в особенности необходимо, когда дети пребывают в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из данных главных направлений.

Обогащение словарного запаса способствует количественному накоплению слов, нужных ребёнку для речевого общения с окружающими. Главную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это более полноправные слова: они служат наименованиями, выражают понятия и считаются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счёт знаменательных слов. Огромную трудность для усвоения ребёнком предполагают числительные, являющиеся более абстрактной частью лексики; они называют абстрактные числа либо порядок предметов при счёте. Обогащение речи детей числительными в основном проистекает на занятиях по развитию элементарных математических представлений, однако закрепление и активизация данных слов должны быть особым предметом словарной работы на занятиях по развитию речи. Главную роль играет обогащение речи дошкольников словами, означающими свойства и характеристики вещей, а также простыми понятиями. Данные задачи появляются в средней группе, и огромное значение получают в старших[9].

Переход к обобщениям вероятен лишь тогда, когда ребёнок скопил достаточный резерв определенных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старших и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, характеристики вещей по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло — сладкий, кислый — кислый, кислущий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В данных группах, в особенности в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Дошкольников следует знакомить и со словарём, применяемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, в особенности старшего, следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и частично запоминать, и применять в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно — разговорной фразеологии, в том числе устойчивые сочетания слов, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку тяжело усвоить общее значение словосочетания, которое не находится в зависимости от определенного значения слов, его составляющих (на седьмом небе и т.п.). Поэтому педагог должен включать в собственную речь выражения, значение которых станет ясен детям при конкретной ситуации либо при соответственном разъяснении, к примеру: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «уши вянут», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и так далее.

Закрепление и уточнение словарного запаса предполагает помощь ребенку в освоении смысла слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей:

  • собирательные существительные — белизна, красота и др.;
  • отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железнодорожный и так далее;
  • слова, трудные в звуковом либо морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наравне с закреплением словарного запаса решается и иная задача: уточнение значения, углубление его смысла. Данный процесс проистекает на протяжении только дошкольного возраста.

С течением времени ребенок шире понимает смысл слова, обучается отделять и обобщать наиболее существительные признаки вещей и обозначать их одним словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, означающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Нужно направлять интерес детей на многозначность слова. Это увлекательное явление, когда одно и то же слово означает различные вещи (ручка-принадлежность для письма, ручка-фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

Активизация словарного запаса — это важная задача словарной работы в детском саду. В процессе данной работы педагог вдохновляет детей применять в речи более четкие, пригодные по смыслу слова. Особые приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка интерес к выбору слова, формировать точность и четкость речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» умышленно подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они обязаны не только понимать, но и свободно применять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и так далее).

Следовательно, активизация словарного запаса — это повышение численности применяемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д. Ушинский так писал о данной задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень может быть полезен: у детей запас слов и форм родного языка обычно не мал, однако они никак не могут воспользоваться этим запасом, и вот этот-то навык искать быстро и правильно в памяти требуемое слово и необходимую форму есть одно из важных условий развития дара слова».

Работа над синонимами (словами, различными по звучанию, но имеющими одинаковое либо близкое значение) помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать более благоприятное слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и сравнить вещи и явления по их временным и пространственным отношениям, величине и свойствам и так далее (холодный — горячий, толстый — тонкий, утро — вечер).

Специфичной задачей словарной работы считается устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок и так далее). В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением.

Овладение словарем считается важным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отображено в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, так как овладение лексическим значением проистекает на базе операций анализа, синтеза, обобщения.

Скудость словарного запаса препятствует полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является показателем отлично развитой речи и признаком высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словарного запаса — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, у которых нет необходимого лексического запаса, как правило, сталкиваются с различными проблемами в обучении, не находя подходящих слов для выражения собственных мыслей. Учителя отмечают, что воспитанники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, проще овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

При проведении словарной работы, одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Поскольку именно через слово происходит формирование нравственности и навыков поведения. В рамках отечественной методики обучения русскому языку рассмотрение работы над словом обусловлено не только узким, прагматическим аспектом (сформировать речевые умения). В ее традиции уроки родного языка являются так же и уроками, на которых воспитывается нравственность, гражданственность. Огромное значение имеет воспитательский потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в единой системе работы по развитию речи детей в детском саду.

1.2. Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и исследование новейших технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, обширно используемой в процессе обучения и многостороннего развития детей, считается театрализованная, которая в совершенной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности обучения.

Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и более популярных пособий для педагогов по применению различных видов кукольного театра. Во многом именно выход данного пособия способствовал тому, что в арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста были включены различные виды театров. Это обогащение позволило повысить активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

При исследовании психолого-педагогической и методической литературы, современного опыта можно отметить, что на настоящий момент накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в ДОУ. Вопросы организации и методики  театрализованной деятельности детей обширно рассматривают в своих работах отечественные педагоги, ученые и методисты: Н.Карпинская, А. Николаичева, Л. Фурмина, Л. Ворошнинина, Р. Сигуткина, И. Реутская, Л. Бочкарева, И Медведева, Т. Шишова и многие другие.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки либо театральные представления по готовым сценариям.

Н. Карпинской была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа данная строится поэтапно:

  1. Коллективное воссоздание текста сказки;
  2. Один ребенок читает текст за всех персонажей сказки;
  3. Исполнение детьми ряда творческих заданий (выразить радость, страх и так далее);
  4. Сказка читается по ролям.

Несомненный интерес для практических работников представляет методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников разработанной Л.П.Бочкаревой.

В данных рекомендациях затронут еще один очень принципиальный нюанс работы с детьми, связанный с созданием игрушек для театрализованной деятельности и созданием предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается приблизительное перспективное планирование данной работы, начиная с 4-ого года жизни.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Автору рекомендаций, непременно, хорошо известны реальные проблемы, с которыми сталкиваются практические работники при организации и проведении театрализованной деятельности. В первую очередь это связанно с недостатком учебного времени, именно поэтому, работа с детьми в предоставленном направлении осуществляется в тесной связи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.

Анализ методической литературы и опыт работы указывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особенное внимание на развитие детского творчества. В итоге были найдены достойные внимания методические приемы, к примеру:

  • предложить детям самостоятельно придумать сюжет с 2-мя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им выдумать новую, однако с теми же персонажами (О. Лагуткина);
  • предложить детям нестандартный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей — Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);
  • предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей — строго медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беспомощного щеночка (Г. Прима).

Анализ современной практики дошкольного воспитания позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется преподавателями раскрытию потенциальных способностей малыша, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

В настоящее время возникло много парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что считается очень важным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.

Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности. Театрализованные игры могут быть интегрированы в остальные виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей.

Совместная театрально-игровая деятельность является уникальным видом сотрудничества. В рамках совместной игры с взрослыми, у детей осуществляется овладение значимыми навыками общения. При участии в театрализованной деятельности, происходит знакомство детей с окружающим миром посредством образов, красок, звуков, а правильная постановка вопросов содействует умственному развитию, принуждая детей мыслить, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, улучшается звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности.

Успешность и результативность театральных занятий находится в зависимости от совместной работы театрального педагога с музыкальным руководителем. Это связано с те, что в отсутствии развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков достигнуть значимых результатов в театральном творчестве невозможно; с преподавателем по изобразительной деятельности, который помогает детям создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям; с другими специалистами. Театральные игры с успехом могут быть применены на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.

В театрализованных играх развиваются разные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытных преподавателей дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «актеры», исполняющие роли, но и как «живописцы», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и так далее.

Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода очень высоки. При этом, чем выше, тем способнее преподаватель, потому, что в деятельности, которая у него, хорошо получается, которая помогает раскрыться его личным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.

Самостоятельными видами театрализованной игры являются как спектакль, так и импровизация. Часто ставить спектакли с детьми не всегда представляется возможным, так как это занимает большой объем работы и времени, а импровизировать, то есть играть без предварительной подготовки, сочинять на ходу и тут же исполнять можно в любое время во второй половине дня (сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей, театрализованные занятия).

Важной особенностью спектакля-импровизации является то, что дети не только выступают в качестве актеров, но и становятся соавторами интересного и веселого представления. Они придумывают и импровизируют на ходу, шутят и веселятся. Потому что только в такой непринужденной дружеской атмосфере и рождаются настоящие шедевры.

Для детей спектакль-игра – это прекрасный способ расслабиться, раскрепоститься, забыть о стеснении и переживании. Они могут с головой погрузиться в сказочное действо, в настоящую сказку, которую сами же и написали. А помогают им в этом, конечно же, взрослые, которые становятся организаторами и главными заводилами игр. Именно они помогают детям научиться искусству театральной импровизации и сочинительства, дарят радость от настоящего творческого процесса.

1.3. Формы, методы, приёмы работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе нужно увеличивать запас слов за счёт:

  • названий предметов, свойств, действий;
  • активизации словаря;
  • употребления более пригодных по смыслу слов при обозначении признаков и свойств вещей;
  • формирования умения выбирать слова с противоположным значением;
  • внедрение слов, означающих материал;
  • осмысливания образных выражений в загадках, объяснения значения поговорок.

В подготовительной к школе группе увеличивается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особенное внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими свойства и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании зайчика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: скачет, прыгает, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой).

Проводится сопоставление объекта, наблюдаемого в этот момент, с тем, который рассматривали ранее, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит усвоение слов, наиболее точно описывающих различные признаки вещей и действий. Если во 2-ой младшей и средней группах, рассматривая картину, дети обозначали глаголом «бегает» движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же иллюстраций они употребляют такие слова: заяц — прыгает, мчится, несётся; лошадь — бегает, скачет; лиса — крадётся, гонится.

Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с наиболее тонким их отличием (оттенки цвета, состояние предметов, отличия в объеме, форме и так далее). Словарь вводятся также наречия, описывающие свойства действий: курица поспешно клюёт семена; тучи плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит проще, чем прилагательных, так как они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными.

Для закрепления навыков четкого и быстрого выбора слов рекомендуются игры, нацеленные на:

  • использование детьми названий предметов и их признаков;
  • классификацию предметов и их обобщение.

Особенное внимание уделяется семантизации лексики. Разъяснение значений слов может быть не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приёмы объяснения значений слов:

а) разъяснение значений слов путём показа рисунков;

б) сравнение слова с другими словами;

в) разъяснение этимологии слова;

г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

д) объяснение слова другим словом, близким по значению;

е) подбор к слову слова, противоположного по значению;

ж) разъяснение смысла слова через его определение;

з) сопоставление слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Огромные возможности в старшей и подготовительной группах открываются для работы над синонимами. В данной работе целесообразно применять следующие приёмы:

а) подбор синонимов к отделенному слову;

б) разъяснение выбора слов в синонимическом ряду;

в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

г) составление предложений со словами синонимического ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического ряда.

К способам активизации словарного запаса, наиболее часто применяемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, относится следующие:

Вопросы к ребятам (что это? какой? что делает? где? когда?);

Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (свойств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто произнесет по-другому?» (упражнение на подбор синонимов), «Укажи противоположное качество, направление» (либо «Скажи наоборот» — на использование антонимов). Игры можно проводить, используя мяч («Яблоко какое?» — спрашивает педагог и бросает мяч ребенку. «Сладкое», — Дает ответ тот и отдаёт мяч. «Яблоко сладкое и…?» — преподаватель кидает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Либо педагог бросает мяч со словами: «Работает на стройке, но не маляр». — «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и так далее)», — дает ответ ребенок.

Ознакомление с природным окружением. В старшей группе детям помогают накапливать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, рассказывают о животных и птицах. Во внеучебное время дошкольники по заданию преподавателя смотрят за животными, птицами, ухаживают за растениями. На занятиях накопленные детьми впечатления уточняются и систематизируются (к примеру, на итоговых занятиях «Что мы знаем о птицах?», «Что мы знаем о рыбах?»).

Театрализованная деятельность в детском саду содействует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Для того чтобы успешно решать данные задачи желательно наличие преподавателя — руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил особые театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех преподавателей, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности.

В примерных требованиях к содержанию и способам работы в дошкольном образовательном учреждении выделяются обязанности педагога:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками в том числе предоставление главных ролей застенчивым ребятам, включение в спектакли детей с речевыми проблемами, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче отличительных особенностей персонажей, собственных эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);
  • обеспечивать взаимозависимость театрализованной деятельности с иными видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Правильная организация театрализованной деловитости содействует выбору главных направлений, форм и способов работы с детьми, оптимальному применению кадрового потенциала. Среди методических рекомендаций к организации театральных занятий особенно можно выделить то, что во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они никак не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они имели возможность подействовать либо поговорить с ними;
  • спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше;
  • в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду так же выделяла И.Зимина:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же важными для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Совместная работа детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности.

В рамках проведения речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке

Большое значение имеет театрализованная игра для речевого развития (улучшение диалогов и монологов, усвоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с эмоциями, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того либо другого настроения, игра считается средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры предполагают разыгрывание в лицах литературных произведений (басни, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их похождения, события жизни, измененные ребяческой фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовое содержание, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность выявления творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся подмечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать собственный художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необыкновенное в обыденном. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность ориентирована на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, веселья, успешности.

Задачи театрализованной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада:

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей, используя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков. Улучшать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Улучшать умение связно и выразительно пересказывать сказки без поддержки взрослого.

Задачи театрализованной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада:

Продолжать активизировать и уточнять словарный запас детей. Увеличивать словарный запас, обозначающий названия вещей, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.

Одним из условий удачного освоения детьми театрализованной деятельности, улучшения речи считается эффективное взаимодействие педагога с родителями. Именно в домашних условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и так далее. С мамой можно слушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть картинки по литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Таким образом, театрализованная игра оказывает воздействие на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и личные особенности детей.

Выводы по главе I

Таким образом, в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют 2 стороны: количественное увеличение словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Важным средством развития словарного запаса детей дошкольного возраста считается дидактическая игра. Методика проведения словарных дидактических игр определяется содержанием словарной работы, возрастными особенностями детей и другими факторами.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание содействует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте непрерывно возрастает словарный запас ребёнка, однако его качественное преобразование полностью опосредовано участием взрослых.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры предоставляют возможность применять их как мощное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи, так как ребенок ощущает себя во время игры непринужденно и свободно.


Страницы:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!