Заявка на расчет
Меню Услуги

Специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1. Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. В то же время, система налогообложения в соответствии с действующим НК РФ, во многом не учитывает ее специфичность. Зависимость от природно-климатических условий, плодородия почв, сезонности производства и ряда других особенностей требует индивидуального, взвешенного подхода к системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Даже сниженные налоги большинство сельскохозяйственных предприятий не в состоянии платить из-за малой доходности, или же их уплачивают за счет наращивания других долгов. В сложившихся экономических условиях, когда большинство хозяйств являются убыточными, образовалась огромная задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Данные проблемы в экономическом развитии, в области налогообложения  вследствие несовершенства российского налогового законодательства накапливались годами, начиная с момента становления рыночной экономики в России. И для решения данных проблем требуется комплексная и системная поддержка со стороны государства, которая бы способствовала нормализации налогового законодательства с учетом специфики и особенностей сельскохозяйственного производства.

Поддержка государства должна реализовываться не только путем прямого финансирования и регулирования цен на продовольственном рынке.

Немалые средства выделяются на развитие инфраструктуры сельского хозяйства. Предпринят ряд мер налогового стимулирования. Однако статистика свидетельствует, что осуществляемые в РФ механизмы по поддержке аграрного сектора экономики не позволяют пока обеспечить развитие сельского хозяйства на уровне, сопоставимом с уровнем развития промышленного производства. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики РФ, представленные на рисунке 3.1.

Рис. 3.1 Динамика объема производства сельского хозяйства и промышленности в РФ за 2008 – 2012 гг.

При формировании системы аграрного налогообложения данные  факторы учитываются следующим образом: зависимость производства от природных условий предполагает высокий риск получения убытков, что обусловливает необходимость наличия в налоговой системе дополнительных возможностей, таких как отсрочка налоговых платежей, налоговый кредит, перенос убытков на будущие налоговые периоды. Сезонность производства и неравномерность получения дохода в течение года определяет использование длительного отчетного периода и перенос обязанности уплаты налоговых платежей на конец года, невысокий уровень доходности в отрасли предопределяет льготный порядок налогообложения.

Новые изменения в налоговом законодательстве предоставили возможность предприятиям агропромышленного комплекса наряду с традиционной системой налогообложения применять с 01.01.2004 г. специальный налоговый режим в виде ЕСХН. Предусмотрен добровольный порядок перехода с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН, он взимается с доходов, уменьшенных на величину расходов, и заменяет собой НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Учитывая, что по налогу на имущество и налогу на прибыль сельскохозяйственные предприятия имеют льготы, а НДС составляет основную часть налоговой нагрузки, освобождение от их уплаты дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии.

В результате принятый закон о ЕСХН, призванный облегчить налоговое бремя сельскохозяйственных товаропроизводителей, уменьшив количество начисляемых и уплачиваемых налогов, в первоначальной редакции не оправдал себя и не работал.

На сегодняшний день ЕСХН – это специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который имеет свои достоинства:

1) переход на уплату ЕСХН осуществляется по желанию налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы налогообложения, для перехода на уплату ЕСХН ограничение по выручке законодательством не установлено;

2) низкая налоговая нагрузка в размере 6%;

3) организации — плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели — плательщики ЕСХН — от обязанности по уплате НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога;

4) упрощение налоговой отчетности и налогового учета.

Несмотря на все очевидные преимущества, связанные с применением данной налогообложения, существует ряд отрицательных моментов, связанных с выбором и применением системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН.

В первую очередь следует отметить существующую неопределенность в отношении понятия «сельскохозяйственные производители». В связи с отсутствием единого нормативного акта, регулирующего вопросы определения данного статуса, в российском законодательстве существует ряд определенных точек зрения на этот вопрос.

Так, например, в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 264 — ФЗ «О развитии сельского хозяйства» прописано, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Также данный Федеральный закон к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей относит:

1) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В свою очередь в Федеральном  законе от 9.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя делается ссылка на Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Несколько иная формулировка указана, в Федеральном законе от 08.12.1995 г № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» прописано, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % от общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.

В ст. 346.2 главы 26.1 НК РФ, определение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя схоже с определением, данным в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства». В целях применения данной статьи сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

1) градо — и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

а) если средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;

б) если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 %;

в) если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Таким образом, приходится констатировать, что такая неоднозначность мнений создает практические трудности в применении налоговых льгот отдельными налогоплательщиками. В действительности это касается исключительно организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых производство сельскохозяйственной продукции составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции и одновременно выручка от реализации такой продукции не превышает 70% общей выручки от реализации. Тем не менее, необходимость в унификации подходов очевидна.

Кроме проблемы определения статуса, существует еще ряд законодательно неопределенных моментов.

С существующей неоднозначностью в подходах к определению сельскохозяйственного товаропроизводителя связаны и трудности в применении льготы по транспортному налогу. В настоящее время тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу при условии, что данная техника зарегистрирована на сельскохозяйственного товаропроизводителя. Иными словами, воспользоваться этой льготой может только налогоплательщик, соответствующий статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в том календарном году, за который указанный порядок подлежит применению.

Еще одним ограничительным фактором является закрытый перечень расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Как известно, для целей налогообложения прибыли установлен открытый перечень расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому применение ЕСХН становится невыгодным, когда у организации появляются расходы, прямо не упомянутые в качестве оснований для уменьшения налоговой базы по единому налогу.

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на ЕСХН является так называемая «проблема НДС». При ее рассмотрении необходимо уделить внимание ряду пунктов. Следствием освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН, от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость являются невозможность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ и в качестве налогового агента, и соответствующее увеличение расходов. В этом случае возникает опасность снижения конкурентоспособности продукции в результате повышения ее себестоимости и отпускных цен в связи с тем, что предприятия с целью снижения налоговой базы увеличивает расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции. В связи с этим происходит ограничение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части оптовых покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно закупать ее у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, и из-за чего не будет возможности произвести налоговые вычеты по данному виду налогов.

Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится  сельхозтоваропроизводителям на 18 % дороже по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения.

Однако здесь можно выделить и некоторый положительный момент. В ситуации, когда сельскохозяйственное производство освобождено от налога на прибыль, ЕСХН может оказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств может быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения.

Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, может рассматриваться как эффективный инструмент для увеличения уровня инвестиций, в связи с тем, что инвестирование приводит к налоговой экономии.

Особого внимания заслуживает также проблема снижения рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).

Целесообразно затронуть проблему уплаты налогов и сборов и в частности ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями. Хоть всем налогоплательщикам предоставляется возможность изменения срока уплаты налога и сбора, а также пеней путем использования процедур отсрочки, рассрочки, и инвестиционного налогового кредита.

Однако к указанным процедурам предъявляются чрезмерные требования в части документального оформления, что затрудняет их применение на практике.

Таким образом, проведенный анализ проблем, связанных с применением системы налогообложения в виде ЕСХН, доказал, что с введением данной системы налогообложения, изначально направленной на стимулирование агропромышленного комплекса, были достигнуты не все первоначальных целей его введения, поставленные законодателями.

Большинство недостатков ЕСХН было вызвано ошибками и просчетами в процессе разработки законодательства по данному налогу и его введения. Данный факт свидетельствует о том, что существует необходимость предварительной оценки эффективности и экономического эффекта введения новых налогов и внесения изменений в налоговое законодательство с целью предотвращения негативных эффектов их практической реализации, а также выбора наиболее эффективных инструментов для достижения первоначально заявленных целей.

3.2. Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве на современном этапе – создание благоприятных условий для экономического развития отрасли – остается актуальной и основополагающей. При этом основным направлением должно стать снижение неопределенности изменений в системе налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, а также гармонизация основных принципов налоговой политики в сельском хозяйстве с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Анализируя действующую систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде ЕСХН необходимо заметить, что требуется ее совершенствование в целях стимулирования развития агропромышленного сектора экономики России, обеспечение продовольственной безопасности государства, обеспечение занятости, решение социальных задач сельских поселений.

Новая редакцию гл. 26.1 НК РФ она так и не стала универсальной в применении системой налогообложения сельского хозяйства. Основной причиной того, что большая часть сельскохозяйственных производителей так и не перешла на использование ЕСХН, является неоднородность сельскохозяйственных производителей в РФ. Значительную часть продукции отрасли производят крупные сельскохозяйственные производители. В то же время отдельные положения гл. 26.1 НК РФ являются более выгодными для использования мелкими хозяйствующими субъектами.

Это в свою очередь еще раз подтверждает недоработанность процесса установления и взимания ЕСХН. Большинство недостатков ЕСХН было вызвано ошибками и просчетами в процессе разработки законодательства по данному налогу и его введения.

Таким образом, целесообразно предложить некоторые направления совершенствования данного налогового режима.

С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны – стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения.

Говоря о совершенствовании  налогообложения предприятий агропромышленного комплекса в первую очередь необходимо отметить роль государства. Еще в  Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 2009-2011 гг.» указывается на необходимость совершенствования порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения условий их деятельности и предотвращения возможных злоупотреблений и неправомерного использования налоговых преференций.

В связи с этим 22.07.2008 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 155-ФЗ, который предусматривает ряд положений, обеспечивающих создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего бизнеса. Данным Федеральным законом в отношении ЕСХН были введены следующие изменения, направленные на совершенствование данной системы:

1) плательщики ЕСХН получили право признавать в целях налогообложения расходами затраты не только на приобретение или сооружение основных средств, но также и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение;

2) отменены ограничение, не позволяющее переходить на уплату ЕСХН организациям, имеющим филиалы или представительства, ограничение по переносу убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой другой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущий налоговый период производится в той очередности, в которой они были получены. Упрощается представление налоговой декларации, расширен перечень расходов, на которые можно уменьшать налогооблагаемую базу.

Однако существуют проблемы при взимании ЕСХН и некоторые вопросы необходимо решить в ближайшем будущем. Во-первых, для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, социально-культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства; для усиления регулирующей функции этого налога целесообразно предусмотреть налоговые нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Особенно это касается селекционной работы, применения дорогостоящих методов биотехнологии, развитие которых является обязательным условием устойчивого развития отечественного сельского хозяйства XXI века. Необходимо также устранение противоречий взимания НДС при закупке перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственной продукции, как у физических лиц, так и у плательщиков ЕСХН, что позволило бы уравнять условия налогообложения при осуществлении указанных закупок.

В условиях резкого ухудшения качественных характеристик сельскохозяйственных угодий размер земельного налога необходимо учитывать в зависимости от степени деятельности собственников или пользователей земельных участков, направленной на сохранение и повышение плодородия почв. В этой связи целесообразно освобождать сельскохозяйственные производственные кооперативы от уплаты земельного налога в случае осуществления ими комплекса мер по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Однако совершенствование системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления утверждает, что в современных условиях следует снижать налоговое бремя для субъектов малого бизнеса, действующих в приоритетных отраслях экономики и занимающихся социально значимыми видами деятельности, а также для сельхозпредприятий в первые годы их деятельности. Целесообразно рассмотреть возможность установления в НК РФ дифференцированных подходов в отношении налогообложения средних предприятий, в том числе в случаях применения ими специальных налоговых режимов и налоговых преференций.

Преодоление узкой трактовки объекта аграрной стратегии и политики может и должно способствовать пониманию сущности и перспективы развивающихся рыночных отношений в формирующихся сегодня различных формах хозяйствования в сельском хозяйстве.

Исходя из сложившихся условий в АПК страны, современных проблем функционирования и развития аграрной сферы жизнедеятельности, требующих своего разрешения на региональном и федеральном уровне, целесообразно сформулировать следующие приоритетные цели развития:

1) стабилизация бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики развития продовольственных рынков;

2) углубление рыночных и других институциональных преобразований в сфере рынков продовольствия;

3) научные исследования и инновационные проекты по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств;

4) создание организационно-экономических условий развития инвестиционно — инновационной деятельности в аграрной сфере;

5) программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий сельского хозяйства;

6) программы устойчивого развития регионов (в контексте продовольственной безопасности).

Унифицированный подход к реформированию налогообложения сельскохозяйственного производства должен осуществляться по следующим направлениям:

1) максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов;

2) уменьшать налогооблагаемую базу прибыли на сумму, направленную на пополнение оборотных средств;

3) шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий, увеличение поголовья и улучшение породного состава крупного рогатого скота, решение социальных проблем. Льготное налогообложение производителя сельскохозяйственной продукции является действенной мерой государственного регулирования в странах с развитым сельским хозяйством. В таком случае фискальное предназначение налогов отходит на второй план за счет многочисленных налоговых льгот.

Еще одной немаловажной проблемой является стимулирование инвестиций в сельское хозяйство. Инвестирование является той частью экономики любого государства, которая непосредственно и тесно связана с налогообложением. Ведь инвестиционный климат в стране зависит от особенностей налогообложения той или иной отрасли экономики. Для планомерного и интенсивного развития сельского хозяйства, необходимо привлечение инвестиционных ресурсов. В связи с этим, для решения данной проблемы целесообразно предложить следующее:

1) применение инвестиционных налоговых льгот для ЕСХН;

2) усреднение налогов за ряд лет для малых предприятий;

3) применение ускоренной амортизации для инвестиций в инновации, природоохранные и энергосберегающие технологии в сельском хозяйстве;

4) введение налоговых льгот для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства;

5) списание кредиторской задолженности предприятий по налогам и обязательным платежам во внебюджетные социальные фонды, при условии вложения средств в реальные инвестиции.

Необходимо разработать механизм дифференциации обложения ЕСХН в зависимости от вида деятельности. Специальный режим налогообложения должен учитывать особенности как отрасли растениеводства, так и животноводства.

Необходимость такого разграничения обосновывается, прежде всего, разными закономерностями формирования конечного результата деятельности. Необходимо определять налоговую базу по ЕСХН на основе производственного и ресурсного потенциалов, в противовес существующей системе, основанной на доходном принципе.

Основываясь на указанных общих положениях, целесообразно сформулировать концептуальные подходы к реформированию ЕСХН:

1) ЕСХН и соответствующая налоговая нагрузка на сельскохозяйственные организации должны быть «щадящими» по сравнению с налогообложением промышленных предприятий и предприятий других отраслей вследствие того, что из-за диспаритета цен сельское хозяйство находится существенно в худших условиях, чем остальные отрасли;

2) расчет дифференцированной ставки ЕСХН для разных сельхозугодий должен производиться на базе натуральных критериев (а не на базе кадастрово — стоимостных оценок), в основе которых должны находиться бонитеты почв в баллах. Речь идет о своего рода «кадастрово — натуральной» схеме, при которой используются и балльная характеристика бонитетов почв, и балльная характеристика местоположения земель (при необходимости).

3) учитывая специфику аграрной отрасли, сезонный характер авансирования производства и извлечения доходов от реализации произведенной продукции, исполнение налоговых обязательств следует приурочивать к окончанию сельскохозяйственного года (после 1 октября) или финансового периода (после 1 января) по аналогии с нормами налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в США и Европейского союза.

В настоящее время одновременное существования в налоговом законодательстве ЕСХН и общей системы налогообложения является целесообразным, однако развитие данных систем налогообложения должно идти по принципиально разным направлениям.

Общая система налогообложения, должна развиваться в сторону многообразия применяемых налоговых регуляторов, с целью создания максимально благоприятных условий реализации стимулирующей функции налогообложения.

ЕСХН, напротив, следует развивать по пути максимального упрощения (упрощение администрирования, упрощение учета, легкость перехода и т.д.), то есть по пути, традиционно применяемому странами Европейского союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование единого сельскохозяйственного налога позволяет сделать следующие выводы:

Еще до момента перехода на новый налоговый режим в виде ЕСХН предприятиям необходимо провести подготовительную работу, которая позволит свести к минимуму возможные потери.

Принимаемые государством меры по совершенствованию системы ЕСХН оказывают положительное влияние на развитие сельского хозяйства, растут поступления этого налога в бюджет. Это свидетельствует об усилении социальной и фискальной функции этого налога, а также о его соответствии основным принципам налогообложения, в первую очередь, принципу социальной налоговой справедливости. Это говорит о том, что ЕСХН активно использовался государством в целях регулирования социально-экономических процессов на селе.

Проведённый анализ показывает, что государство финансирует налогоплательщиков, которые используют нулевую ставку по НДС. Это становится особенно актуальным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как позволит им:

во-первых, применять льготный спецрежим (ЕСХН) и сократить налоговое бремя как минимум на 30%;

во-вторых, использовать возможность получения дополнительных оборотных средств в виде возмещения «входящего НДС» для осуществления своей деятельности, что сократит потребность в кредитных ресурсах.

В законодательстве можно указать необходимость целевого использования высвободившихся финансовых ресурсов на осуществление уставной деятельности либо по конкретному перечню операций. Однако в целом данные изменения в налоговом законодательстве позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям высвободить значительные финансовые ресурсы (на треть сократить налоговое бремя и на 18% пополнить оборотные средства за счёт возмещения уплаченного поставщикам НДС).

Это является крайне актуальным в свете проводимой в стране политики государственного регулирования аграрного сектора, так как доступ к кредитным ресурсам для финансово неустойчивых предприятий затруднён. Потери федерального бюджета от недополучения НДС перекроются расширением производственной базы финансово устойчивых товаропроизводителей и финансовой бюджетной поддержкой убыточных предприятий. В свою очередь, это приведёт к увеличению выпуска отечественной сельхозпродукции и снижению импортозамещения.

Можно сделать следующие выводы о сложившейся в Тюменской области системе налогообложения сельхозпредприятий:

Суммы налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями области в бюджеты разных уровней и в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, зачастую превышают величину государственной помощи из бюджетов.

В третьей главе был произведен анализ существующих проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. На основе данного анализа целесообразно отметить, что несмотря на все очевидные преимущества, связанные с применением системы налогообложения в виде ЕСХН, существует ряд отрицательных моментов, связанных с выбором и применением данного специального налогового режима. В первую очередь следует отметить существующую неопределенность в отношении понятия «сельскохозяйственные производители». В связи с отсутствием единого нормативного акта, регулирующего вопросы определения данного статуса, в российском законодательстве существует ряд определенных точек зрения на этот вопрос.

Не менее важной проблемой является так называемая «проблема НДС». Следствием освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН, от обязанностей налогоплательщика НДС являются невозможность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ и соответствующее увеличение расходов. В этом случае возникает опасность снижения конкурентоспособности продукции в результате повышения ее себестоимости и отпускных цен в связи с тем, что предприятия с целью снижения налоговой базы увеличивает расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции. Также необходимо отметить проблему снижения рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами).

Проведенный анализ проблем, связанных с применением системы налогообложения в виде ЕСХН, доказал, что с введением данной системы налогообложения, изначально направленной на стимулирование агропромышленного комплекса, были достигнуты не все первоначальных целей его введения, поставленные законодателями.

Таким образом, на основании анализа существующих проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей были предложены основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основными из них являются:

1) стабилизация бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики развития продовольственных рынков;

2) максимальное освобождение сельскохозяйственных товаропроизводителей от множественности видов налогов;

3) шире вводить налоговые льготы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, вкладывающих средства в модернизацию и расширение производства, выпуск новых продуктов, внедрение наиболее прогрессивных технологий;

4) программы и механизмы модернизации производства, реструктуризации предприятий сельского хозяйства.

На основании вышеизложенного целесообразно отметить, что актуальность темы данной выпускной квалификационной работы была раскрыта, а поставленные цели и задачи были достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные и правовые акты

  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I. от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ по состоянию на 23 июля 2013г. // «Собрание законодательства РФ»– 1998 – N 31 – Ст. 3824.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ по состоянию на 23.07.2013г. // «Собрание законодательства РФ» – 2000. – № 32 – Ст. 3340
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. От 30.11.1994 № 51-ФЗ. По состоянию на 23.07.2013г. // «Собрание законодательства РФ» – 1994 – N 32 – Ст. 3301.
  • О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ по состоянию на 02.07.2013г. // «Собрание законодательства РФ» –2007, N 1 (1 ч.) – Ст. 27.
  • О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ по состоянию на 23.07.2013г. // «Собрание законодательства РФ» – 1995 — N 50 — Ст. 4870

Научная и специальная литература

  • Андреев И.М. О некоторых особенностях применения главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ. / И.М. Андреев Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. – № 1. – 2010.
  • Бабаев М.Р. Налоги и налогообложение в СНГ / М.Р. Бабаев, Н.Т. Мамбеталиев, Тютюрюков  Н.Н., М., 2010
  • Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право / А.В. Брызгалин – М.: Аналитика-Пресс, 2007.
  • Глухов Н.П., Дольде Л.Р. Налоги: теория и практика / Глухов Н.П., Дольде Л.Р. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  • Единый сельскохозяйственный налог. 2-я редакция / под ред. А.В. Лузянина. Новосибирск: Сибирская Профессиональная Аудиторская Ассоциация Сельскохозяйственных Кооперативов, 2006.
  • Касьянов Г.Ю. Единый сельскохозяйственный налог: просто о сложном: Учебник / Под ред. Касьянова Г.Ю. – М.: Аргумент ИД, 2008.
  • Караханян С.Г. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение / С.Г. Караханян, И.С. Баталова – М.: Бератор-Паблишинг, 2008.
  • Киреенко А. П. Курс лекций по блоку учебных дисциплин по налогам и налогообложению под редакцией профессора А. П Киреенко, 2011г.
  • Малышко В. Выбор режима налогообложения / В. Малышко // Практический бухгалтерский учет. – 2012. – № 4.
  • Межуева Т.Н. Единый сельскохозяйственный налог / Т.Н. Мажуева – М.: ГроссМедиа, 2011.
  • Миллер, А.Е. и др. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.Е. Миллер. — Омск,
  • Романовский М. В. Налоги и налогообложение / под редакцией Романовского М. В., Врублевской О. В. – 6-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2010.
  • Туфелутов А. Проблемы и перспективы применения спецрежима для сельхозпроизводителей / А. Туфелутов, Т. Давлетшин, Ю.Синникова // Налоговый вестник. – 2013 — № 3.
  • Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: 2-е изд., доп. и перераб. / Д.Г. Черник и др. — М.: ИНФРА-М, 2010.
  • Шкребела Е.В., Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения / Е.В. Шкребела — М.: ИЭПП, 2011.
  • Ялбуганмов А.А. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: Комментарий к главе 26.1 второй части Налогового кодекса РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» / А.А. Ялбуганов // Система Консультант Плюс

Интернет – ресурсы

  •  Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: http://www.nalog.ru
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru
  • Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru

 


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф