Меню Услуги

Специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ, УСЛОВИЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
  • 1.1. Общая характеристика специальных налоговых режимов
  • 1.2. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога и его место в налоговой системе РФ
  • 1.3. Характеристика налогооблагаемой базы и проблемы ее исчисления
  • 1.4. Порядок расчета и уплаты единого сельскохозяйственного налога в бюджет
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ № 12 ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • 2.1. Характеристика Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области, организация работы по администрированию единого сельскохозяйственного налога.
  • 2.2. Организация работы по администрированию единого сельскохозяйственного налога в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области
  • 2.3. Анализ эффективности единого сельскохозяйственного налога на предприятиях юга Тюменской области
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  • 3.1. Проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • 3.2. Основные направления совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредствам налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнения минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогами отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приобретенных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы.

Сельское хозяйство в современных условиях является одной из важнейших отраслей экономики, направленной на удовлетворение потребностей населения в продовольствии. В условиях распространения кризисных явлений данная отрасль наиболее остро нуждается в осуществлении активной государственной поддержки. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования является налогообложение. В сфере сельского хозяйства налогообложение имеет определенную специфику, обусловленную экономической природой дохода, возникающего в отрасли, поскольку природно-климатические условия, сезонность производства, плодородие почв и ряд других особенностей требуют особого индивидуального подхода к системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем сложившаяся к настоящему времени система налогообложения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей недостаточно полно учитывает специфику данной отрасли.

Совершенствование мер налогового регулирования в нашей стране коснулось и сельского хозяйства, что выразилось в введении с 2001 г. специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога.

Введение данного режима было направлено на упрощение порядка налогообложения субъектов сельского хозяйства, а также на изъятие части экономического дохода, образующегося в данной отрасли, через налогообложение. Так, в соответствии с действующим налоговым законодательством сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность выбора между применением общего режима налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или упрощенной системы налогообложения.

Поэтому налогообложение организаций и предприятий сельского хозяйства необходимо в интересах государства.

Исходя из этого, наша тема актуальна, интересна и значима.

Цель данной дипломной работы — изучить и проанализировать порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога, сделать анализ эффективности единого сельскохозяйственного налога.

Предмет исследования — Единый сельскохозяйственный налог.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить определенные задачи.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

Изучить и проанализировать общую характеристику единого сельскохозяйственного налога.

Изучить порядок работы по администрированию единого сельскохозяйственного налога в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области.

Сделать анализ по совершенствованию налогообложения единым сельскохозяйственным налогом.

Были использованы такие методы исследования: анализ литературы и источников, анализ документов, анализ нормативно-правовых актов.

В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ, УСЛОВИЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

1.1. Общая характеристика специальных налоговых режимов

Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов: общие и специальные.

Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для юридических и индивидуальных предпринимателей.

Общий режим налогообложения применяется организациями, не перешедшими на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, УСХН. Организации, работающие в этом режиме, обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Такие организации в обязательном порядке составляют бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и некоторые другие) и налоговую отчетность и в соответствии с установленными сроками представлять их в налоговые органы. Организации, применяющие общий режим налогообложения являются плательщиками следующих (основных) налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, налог на прибыль, налог на доходы физ. лиц (НДФЛ) и другие налоги, которыми облагается деятельность предприятия (напр. транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и пр. — полный перечень приведен ст.13, 14, 15 НК РФ). Кроме того организации перечисляют платежи в Фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) в полном объеме.

Специальные налоговые режимы, установленные НК РФ, предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а так же освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для «сельскохозяйственных товаропроизводителей» (единый сельскохозяйственный налог);

2) «упрощенная система налогообложения»;

3) система налогообложения в виде «единого налога на вмененный доход» для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении «соглашений о разделе продукции»;

5) патентная система налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2002 г. в качестве нового элемента российской налоговой системы. Его предназначение – учесть особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.

Введение этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

Переход на указанную систему налогообложения сельскохозяйственными организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на российскую таможенную территорию), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. При этом установлено, что данный налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

При переходе на специальный режим налогообложения индивидуальных предпринимателей они освобождаются от уплаты:

  • налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;
  • НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на российскую таможенную территорию;
  • налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
  • единого социального налога.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговая ставка установлена в размере 6%.

В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Для перехода на УСН организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:

  • банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;
  • производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

В случае перехода на эту систему организации уплата большинства налогов заменяется уплатой единого налога (табл.1.2).

Таблица 1.1. Перечень налогов, применяемых при УСН

Уплачиваются налоги Не уплачиваются налоги
Единый налог

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц*

НДС (кроме НДС по импорту; НДС по договору о совместной деятельности; НДС по договору доверительного управления имуществом)**

Транспортный налог

Земельный налог и др.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц*

*Индивидуальными предпринимателями в отношении полученных доходов и используемого имущества в предпринимательской деятельности.

**И для организаций, и для индивидуальных предпринимателей.

Объектом налогообложения при упрощенной системе по желанию налогоплательщика может выступать или доход, или доход, уменьшенный на величину расходов. При этом организации учитывают свои доходы от реализации товаров, работ и услуг; от реализации имущества и имущественных прав, а также вне реализационные доходы. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности.

Налоговой базой служит денежное выражение доходов налогоплательщика или доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли. Доходы в натуральной форме учитываются по рыночным ценам.

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, каковым установлен календарный год. При этом кварталы года являются отчетными периодами.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых он применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. Убыток может быть перенесен на следующие налоговые периоды в течение 10 лет.

При переходе налогоплательщика из одного режима налогообложения в другой убытки к зачету не принимаются.

Налоговая ставка устанавливается:

  • При налогообложении доходов налоговая ставка – в размере 6%;
  • При налогообложении доходов, уменьшенных на величину расходов – в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для того чтобы организация имела право применения упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн. руб. При этом учитывается только имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ

Рассмотрим единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком. Например, разрешено наряду с традиционной системой налогообложения применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Плательщики единого налога освобождаются от уплаты большинства налогов, взимаемых при применении общего режима налогообложения (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Налоги, уплачиваемые при применении системы налогообложения в виде ЕНВД

Не уплачиваются налоги Уплачиваются налоги
Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц*

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
НДС (кроме НДС по импорту)**

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц*

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Транспортный налог

Земельный налог и др.

* Для индивидуальных предпринимателей.

** И для индивидуальных предпринимателей, и для организаций.

Указанный порядок применения налогов распространяется только на операции, облагаемые ЕНВД. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с такой деятельностью иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов и уплачивать соответствующие налоги и сборы.

Расчет вмененного дохода достаточно сложен. Поэтому начнем рассмотрение с некоторых основных понятий, необходимых для этого расчета.

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение дохода, и используемый для расчета величины единого налога.

Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

  • К1 — коэффициент-дефлятор (устанавливается Правительством РФ на календарный год);
  • К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения; данный коэффициент учитывает также ассортимент товаров, работ или услуг, сезонность, режим работы и т.п.

Объектом налогообложения является вмененный доход налогоплательщика.

Налоговая база для исчисления вмененного дохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2.

Значения корректирующего коэффициента K2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Налоговым периодом по единому налогу служит квартал. Налоговая ставка устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Сумма единого налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается НК (гл.26.4) и Федеральным законом от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (СРП).

При исполнении надлежащим образом оформленных соглашений о разделе продукции, взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборов с учетом положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Установленный специальный налоговый режим применяется в течении всего срока действия соглашения.

Важнейшей характерной особенностью системы налогообложения при выполнении СРП является замена уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями конкретного соглашения.

При этом следует иметь в виду, что Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность применения двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому, основному, варианту в соглашении должны быть предусмотрены условия и порядок распределения между государством и инвестором, как произведенной продукции, так и прибыльной продукции.

При этом предельный уровень передаваемой в собственность инвестора доли произведенной продукции для возмещения его затрат (т. е. компенсационная продукция) не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе – 90% общего объема произведенной продукции.

Характерной особенностью исчисления расходов налогоплательщика при выполнении СРП является их разделение на расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы), и на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, возникающим при выполнении СРП. В случае же отсутствия раздельного учета должен применяться общий порядок налогообложения, установленный Кодексом для налогообложения прибыли, без учета особенностей, установленных специальным налоговым режимом.

Доходы и расходы налогоплательщика по другим видам деятельности, не связанным с выполнением СРП, должны облагаться в общем порядке, установленном для налогообложения прибыли.

В таком же общеустановленном порядке облагается прибыль, полученная инвестором от реализации компенсационной продукции. Она определяется как выручка от реализации компенсационной продукции, уменьшенная на величину расходов, связанных с реализацией указанной продукции и не учтенных в стоимости компенсационной продукции, уменьшенная на стоимость самой компенсационной продукции.

Патентная система налогообложения введена с 01.01.2013 года. Она заменяет действующую до 31.12.2012 года упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. В Тюменской области патентная система налогообложения введена Законом Тюменской области № 96 от 27.11.2012 года.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ. Для каждого вида деятельности выдается один патент.

По количеству позиций перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система, сократился по сравнению с установленным для УСН на основе патента (с 69 до 47). Однако произошло это за счет укрупнения некоторых видов предпринимательской деятельности. Отметим, что с 1 января 2013 г. патент можно получить на ряд новых видов деятельности, в отношении которых ранее УСН на основе патента не применялся. К их числу относится, например, розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м или через объекты нестационарной торговой сети. Отметим, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, но он, за незначительными расхождениями, совпадает с понятиями, применяемыми для целей ЕНВД.

Для получения патента нужно подать заявление в налоговую инспекцию не позднее 10 дней о начала применения патентной системы налогообложения. Заявление на получение патента может быть подано по почте (ценным письмом с описью вложения) либо по электронным каналам связи (если есть соответствующая программа и электронно-цифровая подпись). Налоговый орган в течение 5 дней обязан выдать патент на право применения патентной системы налогообложения или уведомить об отказе в выдаче. Перечень оснований для отказа инспекции в выдаче патента является закрытым. Это:

  • несоответствие установленному перечню видов деятельности;
  • указание срока действия патента, не соответствующего возможным пределам его выдачи;
  • нарушение установленного абз. 2 п. 8 ст. 346.45 НК РФ условия перехода на патентную систему, согласно которому при утрате права на ее применение или прекращении деятельности, в отношении которой оно было возможно, до истечения срока действия патента вновь перейти на патентную систему по этому же виду деятельности можно только со следующего календарного года;
  • недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.

Следует отметить, что указанная в последнем пункте недоимка вряд ли может образоваться, так как при неуплате налога в установленные сроки предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода (п. 6 ст. 346.45 НК РФ). При этом налог, уплаченный к моменту утраты права, засчитывается в счет НДФЛ.

Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.

Как и УСН на основе патента, рассматриваемый спецрежим нельзя применять в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Также имеется ограничение по объему выручки не более 60 млн руб. в течение календарного года. При расчете данного показателя необходимо суммировать доходы, полученные от деятельности в рамках применения как патентной, так и упрощенной системы налогообложения (подп. 1, абз. 5 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

Если ограничения по численности работников или по объему выручки нарушены либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик утрачивает право на применение данного спецрежима с начала налогового периода, то есть с даты выдачи патента. В этом случае ему следует уплатить налоги по общей системе как вновь зарегистрированному предпринимателю. При этом он может уменьшить НДФЛ за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога (п. 7 ст. 346.45 НК РФ). Кроме того, согласно п. 7 ст. 346.45 НК РФ индивидуальные предприниматели, утратившие право на применение патентной системы, освобождаются от уплаты пеней в отношении авансовых платежей по налогам, которые должны были быть перечислены в бюджет по общему режиму налогообложения в течение срока действия патента. Напомним, что из трех налогов, от уплаты которых освобождается предприниматель при применении патентной системы, авансовые платежи предусматривает только НДФЛ (ст. 227 НК РФ).

О прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель обязан заявить в инспекцию в течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Он должен быть снят инспекцией с учета как налогоплательщик, применяющий патентную систему, в течение пяти рабочих дней со дня получения такого заявления (п. 3 ст. 346.46, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В отношении того вида деятельности, осуществление которого было досрочно прекращено или при осуществлении которого было утрачено право на применение патентной системы, предприниматель может вновь перейти на данный спецрежим не ранее чем со следующего календарного года.

Налоговой базой признается денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система (п. 1 ст. 346.48 НК РФ). Его размер в отношении каждого вида деятельности устанавливается законом субъекта РФ.

При этом субъекты РФ также наделены правом дифференцировать размер такого дохода в зависимости от средней численности наемных работников или количества транспортных средств (подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Этой же нормой установлено, что в отношении сдачи в аренду помещений, розничной торговли и услуг общепита может быть предусмотрен разный размер потенциального годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов или их площадей. В этой связи Минфин России (Письма от 21.09.2012 N 03-11-10/43, от 30.08.2012 N 03-11-10/40) разъясняет, что размер данного дохода может быть установлен:

  • на отдельный обособленный объект, в том числе магазин, павильон, ресторан, бар, киоск, палатку, торговый автомат, автолавку, автоприцеп;
  • на 1 кв. м обособленного объекта, в частности, сдаваемого в аренду жилого (нежилого) помещения или земельного участка, магазина, павильона, кафе, столовой.

Налоговая ставка составляет шесть процентов от потенциально возможного годового дохода.

Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, не уменьшается на сумму уплаченных страховых взносов.

Срок уплаты налога зависит от срока, на который выдается патент. Если патент выдается на срок менее шести месяцев, налог уплачивается в полном объеме не позднее 25 календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года, одна треть от суммы налога уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента, оставшаяся часть уплачивается не позднее 30 дней до окончания действия патента.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

Учет доходов предприниматели ведут в книге учета доходов по патентной системе.

Налогоплательщики в рамках данного спецрежима применяют кассовый метод. При этом в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 346.53 НК РФ датой получения дохода признается:

  • день выплаты дохода в денежной форме, в том числе перечисления средств на счета предпринимателя либо по его поручению на счета третьих лиц;
  • день передачи дохода в натуральной форме;
  • день получения иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также день погашения задолженности иным способом;
  • дата оплаты векселя при использовании его в расчетах за товары (работы, услуги, имущественные права).

1.2. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога и его место в налоговой системе РФ

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлена главой 26.1 НК РФ.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя дано в пункте 1 статьи 346.2 НК РФ. К этой категории Кодекс относит организации и предпринимателей, которые производят сельхозпродукцию и (или) выращивают рыбу, осуществляют ее первичную и промышленную переработку, реализуют эту продукцию и у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельхозпродукции, произведенной из собственного сырья (в том числе прошедшего первичную переработку), составляет 70 и более процентов.

Указанная доля определяется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение спецрежима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.

Порядок и условия перехода на ЕСХН определен в ст. 346.3 НК РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленные сроки, не признаются налогоплательщиками ЕСХН.

По сравнению с применением общей системы налогообложения НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций.

Кроме того, организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, согласно формулировке ст. 346.1 НК РФ, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Что касается уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, то по ним для плательщиков ЕСХН также предусмотрена льгота — пониженные тарифы, которые распределяются следующим образом (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ; см. таблицу). Отметим, что в 2013 — 2014 гг. ставки страховых взносов для плательщиков ЕСХН несущественно отличаются от ставок, предусмотренных для организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, которые, в свою очередь, в 2012 — 2013 гг. составляют 30%.

Таблица 1.3. Тарифы страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, %

Фонд ЕСХН ОСН
2012 2013 — 2014 2012 — 2013
Пенсионный фонд РФ 16,0 21,0 22,0
Фонд социального страхования РФ 1,9 2,4 2,9
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,3 3,7 5,1
Совокупный размер страховых взносов 20,2 27,1 30,0

Все остальные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в общем порядке.

Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов и (или) если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.

При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.

Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в тридцатидневный срок по истечении отчетного (налогового) периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь отчетный (налоговый) период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный в настоящем абзаце налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Однако, не все организации, занятые аграрным бизнесом, могут перейти на уплату ЕСНХ, в частности:

  1. Организации и предприниматели вправе перейти на ЕСНХ, если они производят сельскохозяйственную продукцию, а также осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку. Чтобы узнать, относится ли продукция фирмы к сельскохозяйственной, достаточно обратиться к закрытому Перечню сельскохозяйственной продукции первичной переработки, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458.
  2. Доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки) должен составлять не менее 70 процентов.
  3. Предприятия на ЕСХН не должны заниматься производством подакцизных товаров, иметь филиалы и представительства, заниматься предпринимательством в сфере игорного бизнеса. ЕСНХ также недоступен для бюджетных учреждений.

Таким образом, фирма, не производящая сельхозпродукцию, а только закупающая и перерабатывающая ее, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Соответственно, не имеет права перейти на ЕСНХ.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!