Скоро защита?
Меню Услуги

СПЕЦИФИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИГРЕ НА СКРИПКЕ. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


ГЛАВА2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ НА СКРИПКЕ.

2.1.   Начальное обучение взрослых на скрипке с применением опыта и методических разработок автора, учитывающих специфику знаний об андрогогике и технологических особенностей инструмента.

 

Проблема начального обучения взрослых игре на скрипке на сегодняшний день остаётся одной из малоизученных. Причин тому может быть несколько. Во–первых, до настоящего времени практически не существовало специальных учебных заведений, где взрослые люди могли бы получить начальное музыкальное образование. Исключение составляли педагогические училища (ныне колледжи), осуществляющие профессиональную подготовку учителей начальных классов, и аналогичные им факультеты в педагогических ВУЗах. Обучение игре на каком–либо музыкальном инструменте входило в учебные планы таких учреждений, и многим студентам приходилось осваивать инструмент «с нуля», то есть без всякой предварительной подготовки.

Преподавателями училищ и институтов разрабатывались необходимые для обеспечения образовательного процесса учебные и методические материалы, но большая их часть имела локальный характер и не получила широкого распространения. Вторая причина связана с особенностями подготовки педагогических кадров для отечественной системы музыкального образования. Содержание осваиваемых студентами курсов – теории, истории или методики музыкального образования – всегда было ориентировано на детей, и вопросы обучения взрослых в нём практически не были представлены. В качестве третьей причины можно назвать малую распространённость в нашем обществе традиций домашнего музицирования. Любительская игра на музыкальных инструментах – некогда популярный вид музыкальной деятельности – уступила место иным формам общения с музыкальным искусством (за исключением игры на гитаре), интерес к ней как к культурному феномену не был поддержан и со стороны ученых. Г.М. Цыпин, рассматривая практику обучения музыканта–любителя начала XIX века, пишет: «Российская пресса пестрит объявлениями, рекламирующими достоинства многочисленных «мастеров» и «мастериц» по части фортепианного обучения, которые настоятельно приглашают всех желающих прибегнуть к их услугам» [62, c. 91].

Что касается качества таких «услуг», то автор ставит его под сомнение, отмечая нехватку квалифицированных педагогических кадров. Затрагивая вопрос специфики обучения на фортепиано в рамках массового, непрофессионального образования Г.М. Цыпин указывает на то, что «музыкальная школа старого типа не разграничивала подготовку будущих музыкантов–профессионалов от подготовки любителей музыки», хотя частные школы, в которых человек обучался игре на инструменте «для себя», всё–таки существовали [62, c. 98]. Педагоги в своём подавляющем большинстве считали, что сначала нужно развивать технические навыки (путем многократных повторений гамм и этюдов), усердно работали над 17 постановкой рук у музыканта–любителя, отчего интерес обучающегося падал, и он был вынужден оставлять занятия.

Однако в результате такой тренировки каждый мог овладеть «посильной» для него суммой игровых умений и навыков, что, в первую очередь, зависело от индивидуальных музыкальных способностей обучающегося. Ещё один важный момент, отмечаемый Г.М. Цыпиным в своей работе, касается главных задач обучения музыканта любителя. К ним автор относит следующее: «научить самостоятельно, без опеки ориентироваться в тексте и характере музыкального произведения» [62, c. 97], что и должно было составить основу для дальнейшего обучения музыке без посторонней помощи. Особое внимание при этом обращалось на умение читать ноты с листа. Взрослые люди и сами склонны достаточно рационально подходить к процессу обучения. Одна из причин этого – нехватка времени: за максимально короткий срок они стремятся добиться наилучшего результата. При наличии определенных способностей и желания работать это оказывается вполне возможным

Намечая подход к начальному обучению взрослых игре на скрипке я выделила следующее: индивидуализацию и интенсификацию процесса обучения, увеличение доли самостоятельной работы обучающегося в этом процессе, использование методов, основанных на осознанном регулировании учебной работы (метод сознательного упражнения), теоретическом осмыслении и преобразовании поступающей информации (анализ информации, устанавливать взаимосвязи между явлениями и т.д.), а также методов, позволяющих освоить значительное количество нового музыкального материала с наименьшей затратой сил и времени (метод эскизного разучивания, метод графического восприятия нотного текста).

Исходя из своего опыта также обозначила 2 основные проблемы в обучении:

  1. Одной из основных проблем при обучении взрослых игре на инструменте является подбор репертуара. Нотные сборники для начинающих в своем подавляющем большинстве ориентированы на детей. Взрослые, которые осваивают игру на фортепиано с азов, вынуждены начинать с детских попевок на одной ноте, переходя к маленьким пьесам под названиями «Зайчик», «Курочка» и т.п. В результате у многих теряется интерес к занятиям. Казалось бы, обращение к хрестоматиям, содержащим 33 переложения популярных произведений, могло бы помочь в этой ситуации, но и это оказывается затруднительным. Большинство переложений, хоть и даются в облегченном варианте, но всё равно оказываются недоступными для начинающих. Мало кто из педагогов пытается решить проблему кардинально – самостоятельно разработать необходимые для работы репертуарные сборники.
  2. В качестве одной из часто встречающихся проблем педагоги отмечают завышенные ожидания взрослого. Начинающий взрослый желает быстро научиться играть понравившуюся ему музыку. При этом он не учитывает ни трудности произведения, ни усилий, которые придётся затратить на процесс его разучивания. Более того, даже необходимая информация (например, о расположении клавиш на инструменте) может восприниматься им как излишняя.

Проведя опрос среди своих взрослых учеников, выделила самые популярные цели обучающихся:

–удовлетворение потребности в общении с музыкальным искусством;

–самореализация/актуализация творческого потенциала;

–получение нового опыта деятельности;

– овладение навыками игры на инструменте ради иных целей –

–коммуникативных (например, в целях общения с определённым человеком),

–социальных (ради самоутверждения в той или иной социальной группе),

–оздоровительно–терапевтических (предупреждение возрастных изменений за счет тренировки мелкой моторики).

Надо сказать, что желание взрослой категории учеников обучению на инструменте – это далеко не всегда погоня за профессионализмом, а зачастую обыкновенное желание музицирования и приобщения к музыке. Таким образом, можно выделить две пути развития для всех возрастных категорий:

профессиональное овладение инструментом, для дальнейшей реализации в данной музыкальной области; Оно подразумевает под собой:

– обеспечение динамики музыкального развития ученика и овладения им основами исполнительского искусства с учетом имеющихся образовательных потребностей, интересов, способностей и личностных качеств обучающегося.

– устойчивую потребность в общении с музыкальным искусством; опыт эмоционально переживания музыки;

– опыт музыкально–творческой деятельности (включая исполнение музыки, подбор по слуху, импровизацию, сочинение);

– совокупность двигательных навыков, обеспечивающих возможность игры на инструменте; знания из области нотной и, шире – музыкальной грамоты (включая полученные представления о жанрах, формах музыки, способах музыкального развития и средствах музыкальной выразительности);

– совокупность навыков анализа музыкального текста, обеспечивающих возможность ознакомления с новыми произведениями;

– необходимый набор слуховых представлений, обусловливающих возможность самоконтроля при игре на инструменте.

– опыт осуществления творческой деятельности – интерпретации, импровизации и сочинения музыки

полупрофессиональное (любительское) овладение инструментом, для музицирования и общего гармоничного развития личности через музыку. Такое овладение инструментом включает в себя:

–опыт эмоционального переживания музыки разных направлений, стилей и жанров, а также ценностного отношения к изучаемым произведениям;

–значительный объём слуховых представлений;

–знания из области теории и истории музыки;

–музыкально–исполнительские умения и навыки;

По моему мнению и опыту, вторая цель оптимальна для успешного приобщения взрослой категории учеников к инструменту и как правило полностью оправдывает его цели и ожидания.

Обозначая вторую цель, я употребили слово «полупрофессиональное» не случайно: мой педагогический опыт указывает на то, что исключительно «любительское» овладение скрипкой в постановочно–техническом плане невозможно, оно ничем не отличается от методики обучения для «профессионального» овладения, но в связи со спецификой возрастных изменений в физиологии имеет определенные особенности процесса обучения:

–ученик не может изменить структуру суставов и мышц, но может сделать их более подвижными и гибкими с помощью специального комплекса упражнений. В этом плане для своих учеников мы используем собственные методические разработки, а также советуем и применяем в обучении множество весьма полезных методик, одна из самых популярных и интересных, на наш взгляд — описанная В. Мазелем в работе «Музыкант и его руки»

– с самых первых уроков в своих диалогах с учеником мы придаем большое значение расслаблению мышц игрового аппарата, так как считаем это важнейшим условием наиболее быстрого и успешного освоения инструмента. Здесь успешному выполнению задачи способствуют самоконтроль, некоторые упражнения на укрепление мышечного аппарата непосредственно перед игрой на инструменте, а также правильное дыхание. Даже такая простая привычка, как глубокий вдох и выдох перед занятием на инструменте, значительно расслабляет мышцы плеч и спины, а ровное дыхание во время игры поддерживает этот баланс. Итак, глубокое дыхание вызывает реакцию расслабления, за которой следует цепочка благотворных физических изменений в организме: замедление сердечного ритма, приток крови к конечностям и мышечное расслабление. Все это способствует и улучшению здоровья, и занятиям самогипнозом.

– мы в максимальной степени используем преимущество осознанного подхода взрослого ученика и рассказываем ему больше не в исполнительском, а в теоретическом плане о необходимости тех или иных действий при постановке и обучении, объясняем значение каждой детали, стараясь избегать «слепой» постановки пальцев рук, корпуса, головы, положения скрипки и. т. д., так как полное понимание нужности того или иного способа и принципа в игре на скрипке даёт ученику отсутствие лишних вопросов в процессе домашних занятий (ответы приходят к нему после самостоятельного анализа) и избегание повторения одних и тех же ошибок из урока в урок, так как он видит целостность картины, и прекрасно осознаёт последствия подобных ошибок. Так, например, при формировании постановки левой руки, мы уже на первых занятиях предлагаем ученику попробовать вибрато с помощью педагога, и при его исполнении указываем на губительные последствия зажима большого пальца и кисти руки, а так как все хотят раньше или позже начинать использовать вибрацию в своей игре для более выразительного исполнения, проблема зажима левой руки берётся сразу же под особый контроль.

– очень важно учитывать, что ребёнку на освоение того или иного навыка необходимо намного меньше времени, чем взрослому. А так как скрипка сама по себе является инструментом повышенной сложности в освоении, требующим большей затраты времени, мы сразу готовим своих возрастных учеников к повышенному объёму домашних занятий.

– мой опыт дает основание заключить, что у взрослого человека именно недостаток времени для занятий, а не физиологические особенности, является главной причиной неудачного опыта обучения.

– как ребёнка, подростка, так и возрастного ученика время от времени настигают неудачи в освоении тех или иных навыков. В такие периоды пропадает желание, и мотивация действовать, чаще появляются пессимистичные мысли о невозможности освоения инструмента. В этих случаях особенно важно участие педагога, не только его поддержка, но и действия, направленные на формирование позитивного мышления и мотивирование подопечного. В такой период мы откладываем занятия п, собираем своих учеников на концерты известных скрипачей или прославленных симфонических коллективов, тем самым напоминая им о первоначальных желаниях и целях, о том, как прекрасно их увлечение. После таких концертов мы с учениками собираемся за круглым столом и в непринуждённой атмосфере рассказываем друг другу о неудачах и трудностях, которые встречаются на пути в освоении скрипки. Когда ученик понимает, что не он один сталкивается с похожими проблемами, он начинает воспринимать их намного проще.

Немаловажным фактором мы считаем и оптимистичную позицию самого педагога, веру в своего подопечного до конца. К сожалению, желание взрослого заниматься на скрипке зачастую встречается педагогами со скепсисом, что обусловлено относительно небольшим процентом успешности такого обучения. Но сейчас мы замечаем кардинальную смену такого отношения, все чаще дети отказываются от обучения в раннем возрасте, и вновь приходят к педагогу в более осознанном взрослом возрасте для продолжения обучения именно по причине отсутствия целей, собственного желания и мотивации в детстве. Такая группа учеников очень быстро движется в процессе обучения, и ничуть не уступает младшей категории учеников.

В таком специфическом обучение у меня как у преподавателя формируется следующая педагогическая цель: обеспечение динамики музыкального развития ученика и овладения им основами исполнительского искусства с учетом имеющихся образовательных потребностей, интересов, способностей и личностных качеств обучающегося. Данная цель может быть конкретизирована рядом задач:

– заинтересовать и увлечь обучающегося процессом исполнения музыки;

– способствовать расширению его образовательных потребностей;

–стимулировать познавательную активность ученика, дав ему первоначальные знания из области музыкальной грамоты;

– содействовать формированию умений и навыков, необходимых для осуществления исполнительской деятельности (в том объёме и на том качественном уровне, которые определяются, исходя из возможностей и потребностей обучающегося);

– обеспечить максимально комфортные условия обучения;

Таким образом, если учитывать рассмотренные выше физиологические и психологические факторы, особый подход педагога к обучению способен обеспечить эффективность процесса, повышенную производительность, комфортную и, самое главное, продуктивную среду для качественного освоения навыков игры на скрипке у взрослой категории обучающихся.

 

2.2.

 

Организация и ход экспериментальной работы с внедрением в образовательных процесс методических наработок автора.

 

На формирующем этапе экспериментальной работы я приняла решение наблюдать за учениками, которые занимались у меня на момент написания исследовательской работы. В нём приняли участие обучающиеся в возрасте от 18 до 52 лет. В этот период я использовала в практике обучения уже наработанные ранее методики, а также разрабатывала учебный процесс на основе базовых принципов построения начального обучения. Для себя я выделила следующие наиболее успешные принципы обучения:

-принцип приоритета самостоятельного обучения и его индивидуализации

-принцип совместной деятельности педагога и ученика по планированию и реализации процесса обучения,

-принцип опоры на опыт обучающегося и безотлагательной актуализации результатов обучения

-принципы развития образовательных потребностей обучающегося, высокой степени осознанности обучения, элективности и контекстности.

Для меня как для педагога первоочередной и глобальной задачей являлось прежде всего потребность в общение с музыкальным искусством, так как я полагаю, что невозможно заниматься музыкой, без «любви» и интереса к ней.

О развитии потребности в общении с музыкальным искусством могли свидетельствовать:

  • проявление инициативы в выборе репертуара
  • длительный интерес к занятиям;
  • качество домашних занятий со временем росло, а также повышалось количество затраченного времени на занятие
  • стремления исполнять разную по характеру музыку.
  • прослеживалось стремление выполнять не только технологические задачи в произведениях, но и динамические оттенки и характер музыки
  • технологические навыки заметно улучшились ученики стали выполнять задачи качественнее за более короткий промежуток времени
  • Значительно повысился теоретический объём знаний
  • У многих обучающихся повысился самоконтроль при игре на инструменте в домашних и классных занятиях

Как и у детей, у взрослой категории учеников важную роль играли когнитивные особенности:

-музыкальные способности обучающихся – звуковысотный слух и чувство ритма

-память (зрительная и мышечная),

-состояние игрового аппарата,

-способность воспринимать новую информацию,

-самостоятельность и настойчивость в овладении навыками игры на скрипке

Все мои возрастные ученики начали осваивать инструмент «с нуля». У некоторых были «неудачные» попытки начального обучения в различных частных музыкальных школах для взрослых или преподавателей, практикующих частные уроки.

У всех присутствовала вполне осознанная цель обучения и желание её достигнуть. Приведу в пример некоторых моих учеников: так, Илья Родионов пришел ко мне с четкой целью –подготовить музыкальное произведение как подарок своей жене на юбилей. Как и многие ученики, он не располагал знаниями о технологической сложности скрипки, отличающей ее от многих других инструментов, где присутствует звуковысотное обособление. Уже на первом этапе, столкнувшись с обозначенной проблемой энтузиазм ученика значительно снизился, однако мотивация от выбранной цели заставила его продолжать занятия. Выбранное произведение оказалось слишком сложным для начального этапа обучения, а также возможность реализации осложнялась весьма ограниченным временем до предполагаемого события, поэтому я предложила ему взять произведение с более реальным и выполнимым техническим материалом. Почти все взрослые ученики пришедшие в мой класс просят меня «не углубляться» в теорию и работать методом снятия материала с показа мною. Исходя из опыта работы я объясняю, что это самый непродуктивный путь по которому можно пойти приобщаясь к музыкальному искусству так как он абсолютно лишает возможности любой самостоятельности в дальнейшем. Таким образом, мы выстраивали полуторачасовой урок – час занятия на инструменте, полчаса-теория музыки.

Уже на первом занятия отметила следующие положительные стороны ученика: неплохие музыкальные способности, относительный музыкальный слух, пластичный игровой аппарат, отличную мышечную и зрительную память. На первом уроке я вынесла предположение, что при регулярных домашних занятиях ученик вполне может справиться с поставленной задачей. Также для себя я отметила что ученик демонстрировал крайнюю заинтересованность и внимательность, что дало мне основание полагать что контакт налажен.

Исходя из опыта могу сказать, что уже в первых трех занятиях с учеником обозначаются основные персональные проблемы, которые могут помешать в более быстром освоение учеником навыка игры на скрипке. У Ильи я отметила следующие:

1) недостаточная окреплость фаланг пальцев- (выше сказано про эпифизарные хрящи и их рост с возрастом) Я связала это исключение с профессией и работой Ильи-программист на машинном заводе-специальность, в которой не задействуется мелкая моторика рук и мышечное напряжение.

2) у Ильи по физиологическому строению длинная шея, которая как правило, при стандартном мостике побуждает поджимать плечом оставшийся промежуток между шеей и туловищем.

Если Вторая проблема индивидуальная и довольно быстро решается корректировкой или заменой скрипичного моста, то Первая проблема Ильи-самая распространённая проблема взрослой категории учеников. По моему мнению, сложившееся представление у педагогов скрипачей о том, что взрослый не способен научиться профессионально играть на инструменте вытекает в первую очередь именно из этой проблемы. Поэтому, когда я формировала свой методических подход к обучению возрастной категории учеников этим вопросом я занялась в первую очередь.

Ученик не может изменить структуру суставов и мышц, но может сделать их более подвижными и гибкими с помощью специального комплекса упражнений. В этом плане мне очень помогла книга В. Мазеля в работе «Музыкант и его руки». Взяв за основу несколько упражнений оттуда, я предложила своим ученикам перед каждым занятием подготавливать двигательный аппарат с помощью специального комплекса:

Перед каждым упражнением следует убедиться, что обе руки теплые, в обратном случае разогреть их с помощью трения ладошек об друг друга.

1 упражнение: Ноги на ширине плеч, мышцы рук, шеи, спины расслаблены. Подбрасываем плеч вверх и опускаем вниз бросковым движением, повторяем несколько раз до полного расслабления плеч и предплечий.

2 упражнение: Свободные локти и пальцы держим перед собой, соединяем ладони и смыкаем пальцы между собой то напрягая, то расслабляя. Затем потряхиваем сомкнутые в то же положение руки, повторяем несколько раз. Упражнение хорошо расслабляет мышцы кистей и пальцев (Рис 1,2,3,4).

 

 

3 упражнение. Выпрямляем ладонь и кладем кисть на поверхность. По отдельности каждым пальчиком обеих рук стучим по столу или предмету до появления отчетливого стука (не обязательно на безымянном пальце). Пальцы полукруглые не прогибаются в фалангах. Повторяем каждый раз с более /громким звуком до улучшения результата. Упражнение отлично укрепляет каждый палец по отдельности. (Рис. 5,6)

Рис5. Рис 6.

 

4 упражнение: Отжимание на пальцах от стены. Округляем пальцы рук, подходим к стене или ровной вертикальной поверхности и кладем пальцы. Ноги в 30-50 см от поверхности. Начинаем отжиматься медленно, стараясь не прогибать пальцевые фаланги. При согнутых локтях чуть задерживаемся и поднимаемся обратно. Повторяем несколько раз, при желании усложнить упражнение отходим дальше от стены и повторяем. Отлично укрепляет межфаланговые связки (Рис 7).

Рис 7. Положение руки на стене при отжимании:

5 упражнение: Упражнение со смычком: Расставляем пальцы на трости в правильное положение и держим смычок горизонтально. Снимаем вес трости с мизинца и позволяем смычку свободно упасть. Затем выталкиваем мизинцем смычок до вертикального положения, важно не помогать себе разворотом кисти. Повторяем несколько раз. Упражнение направлено на укрепление мизинца, который самый слабый в мелкой моторике рук, так как не задействуется в повседневной жизни (Рис 8).

Рис 8.

При составлении комплекса упражнений я так же учитывала время домашних, затрачиваемое моими учениками, и подбирала самые целесообразные и эффективные из них для быстрой подготовки игрового аппарата к игре.

Спустя примерно 4-5 занятий у Ильи, который исправно делал все упражнения перед игрой, не только заметно окреп игровой аппарат, но и повысился контроль за напряжением мышц. Таким образом главные проблемы были решены, и мы плавно перешли к постановке со скрипкой.

В своих методических наработках я придерживаюсь того, что обучение на скрипке нужно начинать с правой руки. Я основываюсь на том, что как бы безупречно не «бегали» пальчики левой руке, если это не вызвучено правой(смычком)-в этом нету никакого смысла, как не кажется, это составляет «культуру звука» скрипача.

Здесь так же в обучение взрослых я выявила некоторую специфику: поскольку с возрастом пальцы рук «каменеют» и становятся менее пластичными, смена направления движения смычка начинает получаться не так скоро, как у младшей возрастной категории учеников. Эту проблему так же решает упражнения и приемы на инструменте:

-Держим смычок вертикально. Выпрямляем указательный палец мизинец при этом сгибаем-смычок идет вверх и наоборот, сгибаем указательный выпрямляем мизинец-смычок идет вниз. Упражнение имитирует движение смычка на струне при смене направления. (Рис.9, 10)

Рис 9. Рис 10.

-Повторяем предыдущее упражнение уже на струне в горизонтальном положение. Смычок стоит в одной точке, двигаются только пальцы правой руки. (Рис 11,12)

Рис 11. Рис.12

Я считаю необходимым в этот момент держать левую руку не на грифе, а на деке чтобы избежать ненужных ошибок в постановке в дальнейшем, так как левая рука будет стараться подражать правой.

Следующий этап, когда мы начали проходить ведение смычка по струне Илья прошел отлично и очень быстро, и когда сформировалось ощущение автономности правой руки, осознав, что никаких вопросов и трудностей у нас не возникает мы перешли к освоению левой руки. Надо сказать, что многие взрослые ученики, как и Илья, проходят этот этап очень быстро, как мне кажется, благодаря комплексу упражнений, который уже подготовил их к сложностям технических задач правой руки, многочисленным домашним занятиям с повышенной мотивацией, характерной для учеников на начальном этапе, а также благодаря распределению нагрузки-не играть двумя руками сразу, а сконцентрироваться на одной и в спокойном режиме ввести ее в «автоматизм» в ведение смычка.

В среднем, после 3-5 урока, в зависимости от успешности прохождения этапа с правой рукой, мы начинаем осваивание левой руки на грифе. В данном примере –Илья, приступил к началу освоения правой руки после 5 урока. Здесь стоит отметить, что, исходя из опыта работы,0 я также знала «слабые места» взрослой категории учеников в работе с данной рукой. Так я выделила самые частые проблемы левой руки:

  • недостаточная «окреплость» пальцев и скорость их движения на первых этапах работы не позволяет «пробить» весом пальца струну, так как, опять же, мелкая моторика такого характера не задействуется в повседневной жизни.
  • наоборот, сильно развитый большой палец (особенно в век технологий и гаджетов где большие пальцы выполняют 99% нагрузки) который с большей активностью выполняет свой губительный «хватательный» рефлекс, тем самым «блокируя» многие возможности кисти и пальцев (переходы в позиции, вибрато)
  • ограниченная подвижность фаланг, особенно у людей после 26 лет (как писалось выше связано с выработкой коллагена и влиянием на суставы и хрящевую ткань) также не позволяющая добиться более тембристого вибрато и плавных переходов в позицию.

Также как в случае с правой рукой, я подобрала для своих учеников комплекс упражнений, позволяющих частично справиться с этими проблемами:

Упражнение 1: Ставим левую руку на гриф в игровое положение и поочередно каждым пальцем делаем отскакивающие движения от грифа (я говорю ученикам: «как от горячей плиты»), важно совершать их через паузу чтоб успеть расслаблять палец и сконцентрироваться на как можно скором его движении.

Упражнение 2: Повторяем упражнение 1 но полностью убрав большой палец с шейки скрипки. Таким образом даем «осознать» руке, что функция большого пальца не в хватательном рефлексе, а лишь в сохранение той или иной позиции.

Упражнение 3. Предварительно разогрев руки (упражнение 1 для правой руки) делаем сгибательные движения пальцами до их основания слегка без усилия помогая второй рукой, хорошим показателем будет образование «квадратной» формы каждого.

Упражнение 4: В ограниченной подвижности фаланг весьма помогает самомассаж. Фиксируем большим и вышележащим пальцем указательный, второй рукой проводим массажные вертикальные движения верхней фаланги, затем среднего, и.т.д

Данные упражнения показали весьма большую эффективность у всех моих возрастных учеников и значительно помогли сделать пальцы более пластичными и подготовленными к техническим задачам левой руки.

Так случилось и у Ильи, который исправно делал все комплексы упражнений и в итоге уже на 8 урок я наблюдала заметный прогресс в данной проблеме.

Когда я начинаю с учениками изучение постановки левой руки, мы откладываем на 2 или 3 урока смычок, как я уже говорила, для большего сосредоточения на одной руке. Но правая рука не остается без дела, и «озвучивает» левую руку с помощью приема pizzicato (пиццикато) — то есть щипком. Стоит упомянуть, что постановка пальцев, кисти, предплечья, левой руки, да и всего аппарата в целом у детей и взрослых ничем не отличается, так же, как и у детей учитываются некоторые физиологические особенности, если они имеются и корректируется «классическая» постановка при необходимости. Под классической постановкой я подразумеваю так называемую «русскую скрипичную школу», и придерживаюсь ее в постановке скрипичного аппарата взрослого в целом.

Уже на этом этапе мы играем первую пьесу «щипком» «В траве сидел кузнечик» в d-moll, здесь задействуется самый сильный и активный второй палец и более слабый третий: (Изображение) Также для постановки первого пальца играем «сочиненную» мной в обучающих целях «Китайскую народную песню»6(Изображение) Этот этап приходится на 4-6 урок и очень порадовал Илью, так как он не ожидает столь скорого прогресса и исполнения какой-либо знакомой музыки. Надо сказать, что поддержание мотивации-одна из самых сложных задач педагога-андрогога по скрипке, так как если у детей все происходит через игровой момент, тем самым мотивируя и увлекая их игрой, то у взрослых нужно поддерживать эту мотивацию другими способами, зачастую индивидуально подобранными под ученика.

На данном формирующем этапе в момент, когда я понимаю, что все физиологические, технологические, проблемы полностью или в максимальной мере решены, я объединяю проведенную работу и прошу ученика начинать играть двумя руками-на это приходится в среднем 8-12 урок, Илья благодаря заинтересованности и трудолюбию объединил работу двух рук на 8 уроке, чему был очень рад.

В моем педагогическом арсенале существует ряд пьес для взрослых учеников, которые они должны пройти. Мне они кажутся наиболее оптимальными так как объединяют в себе и нужные для ученика технические трудности, а также интересную ученикам музыку, так как зачастую взрослым ученикам становится неинтересно играть неизвестные произведения «Заинька» «Кукушка» и.т.д., а хочется сыграть что-то более знакомое. К этим пьескам относится «Чижик Пыжик», «Маленькой Елочке», «В лесу родилась Елочка», особенно любимая музыка из рекламы, «С днем рождения» -все пьески адаптированы мною под начальным этап обучения. Илья особенно был заинтересован в пьесе «С днем Рождения» так как было написано раннее изначальная цель обучения была подарок жене на юбилей. (Изображения) За эти уроки Илья справился с задачей отлично и продемонстрировал очень неплохой результат в конечном итоге.

Так же, приведу в пример мою ученицу Любовь Горчакову. Люба пришла ко мне так же с «нуля», но ее преимуществом являлось знание музыкальной грамоты, так как она закончила музыкальную школу по фортепиано и флейте. Ее целью было полупрофессиональное обучение на скрипке, так как появилось желание играть именно на этом инструменте в симфоническом оркестре при ее институте. Надо сказать, что знание теории музыки является значительным преимуществом, так как у человека существует понятие об таких важных музыкальных терминах как:

-Ритм. Метр. Размер. Темп;

-Лад. Тональность;

-Интервал, аккорды;

-Диатоника. Диатонические ладовые структуры;

-Знаки сокращения нотного письма;

-Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура;

-Музыкальный жанр.

А также такими навыками по таким разделам как:

воспитание музыкального восприятия (анализ на слух). Это умение слуха распознавать отдельные элементы музыкальной речи, умение слуха разделять целое на части. То есть, умение ответить на вопрос: из чего (как) сделана эта музыкальная ткань?

воспитание чувства метроритма — это всё, что относится к временной стороне музыки, к её движению во времени. Это длительности, метры, размеры, ритмические рисунки, темпы.

воспитание творческих навыков— это умение сделать из известных элементов музыкального языка что-то своё, т.е. «расположение известных кусочков мозаики» в другом порядке.

теоретические сведения— это специфические музыкальные термины, правила. Это названия, понятия, употребляемые именно в музыке. В музыкальной школе — от «высокие и низкие звуки, звукоряд, гамма, ступени» до «принцип построения и названия всех септаккордов».

Преимуществом обучения в музыкальной школе является формирование и развитие музыкального мышления учащихся, их аналитических способностей. Учащиеся должны освоить теоретический материал курса в полном объёме, уметь работать с литературой, нотным текстом, профессионально грамотно излагать теоретический материал в устной и письменной форме, владеть точной записью нотного текста, навыками игры на фортепиано, применять полученные знания и навыки на практике.

В связи с этим, обучение Любы проходило в разы быстрее, чем у других моих учеников. Надо упомянуть, что Любовь-не единственная моя ученица, которая владеет навыком игры на каком-либо инструменте. За свою практику я насчитала 9 учеников, которые заканчивали полностью музыкальную школу, 13 человек, которые не учились в школе, но владели основами музыкальной грамоты и музыкальном инструментом на любительском или полупрофессиональном уровне. Остальные взрослые ученики не владели ни знаниями грамоты, ни владением инструментов никогда до прихода ко мне на обучение.

На протяжение 10 месяцев я разделила всех своих учеников на 3 группы:

  • 1 группа-ученики, имеющие образование музыкальной школы
  • 2 группа-ученики, имеющие базовые музыкальные знания
  • 3 группа-ученики, никогда не обучавшиеся музыкальному искусству

Я ставила среднюю оценку каждой группе по 10-бальной шкале, где 10-безукоризненный результат проделанной работы а 1-полностью неудачный опыт, на протяжение 10 месяцев. Основными критериями оценки были:

  • умение мобилизовать «собраться» на уроке, сосредоточенность
  • целостное исполнение произведения
  • завершенность в работе над программой
  • качество исполнения произведения
  • исполнение преподавательских требований
  • владение «звуковедением» и «слушанием себя»
  • владение техническими навыками

Так же я учитывала в подсчете количество допускаемых ошибок учениками на уроке таких как:

  • допущение текстовых неточностей, неточности в аппликатуре
  • слабое владение штрихами
  • неверная организация или владение игровым аппаратом
  • неверная интерпретация произведения
  • недостаточность самостоятельных занятий

После проведенного эксперимента я составила следующую диаграмму:

 

Наглядно видно, как результат первой группы превосходит результат группы №2 и №3, из чего можно сделать вывод, что теоретическая часть музыки также предварительное знакомство с музыкой на 30% повышает эффективность обучения.

Этот результат с даже большим показателем эффективности (в диаграмме указана средняя оценка) показывала Любовь. Я отметила так же очень положительные для обучения качества такие как трудолюбие и беспрекословное выполнение педагогических рекомендаций. За первый год обучения она освоила с опережением на целых 2 года такие навык как вибрато и освоение позиций. Теперь ее целью до конца этого года является полноценная подготовка во вторые скрипки любительского камерного оркестра при институте, где музыканты играют на уровне «музыкальной школы». Могу предположить, что ее старания оправдаются.

  • Сравнительный анализ экспериментальной работы.

 

Целью контрольного этапа эксперимента является определить динамику эффективности развития взрослой категории учеников учитывая специфический подход автора через собственные методические наработки. При проведении контрольного этапа эксперимента был использован метод контрольного исследования позволяющий измерить уровень развития учеников в конце обозначенного эксперимента. Уже на первом – констатирующем этапе опытной работы я определила, что основными критериями оценки будут:

  • успешность развития двигательных навыков благодаря специальным авторским упражнениям
  • улучшение слухового контроля
  • целостное исполнение произведения и завершенность в работе над программой
  • самостоятельность и самоконтроль
  • понимание «культуры звука»
  • владение теоретическими знаниями и музыкальной грамотностью
  • качество домашних занятий

Для процедуры оценивания я использовала дихотомическую шкалу с положительной или отрицательной оценкой(+/-). В таблице №1 обозначено наличие тех или иных навыков на начало экспериментальной работы:

Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5
Возраст 20 29 34 37 49
Двигательные навыки + +
Слуховой контроль
Культура звука
Музыкальная грамотность +

 

В таблице №2 обозначено наличие навыков, описанных выше и новь приобретённых к концу экспериментальной работы:

Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5
Возраст 20 29 34 37 49
Двигательные навыки + + + + +
Слуховой контроль +
Культура звука + + +
Домашние занятия +
Музыкальная грамотность + + + +
Самостоятельность + + +

 

Судя по собранным данным можно сказать что абсолютно у всех возрастных категорий учеников благодаря специальному комплексу упражнений улучшились двигательные навыки, у большинства повысился слуховой контроль и культура звука, самостоятельности, а также уровень теоретических познаний в музыке.

Что касаемо выявленных недостатков-здесь обнаружились проблемы в слуховом контроле и в самостоятельности домашних занятий, в первом случае из-за недостатка музыкального жизненного опыта. Если говорить о домашней работе здесь ключевым проблемным моментом является недостаток времени у взрослой категории учеников, в связи с чем выявляется проблема невозможности домашнего музицирования и отработка заданий.

Так как тема начального обучения обучения взрослых на скрипке не разработана в научных исследованиях и не имеет никаких методических наработок, я могу судить об успешности проделанной мною работы лишь по сравнению с классическим методом обучения детей на скрипке объединив основные принципы андрогогики и педагогики. За основу для исследования я взяла группу своих учеников до 16 лет обучающихся по программе музыкальной школы и учеников возрастной группы от 19 до 49 лет, к которым я в процессе обучения применяла одни и те же основы обучения на инструменте такие как:

  • постановка корпуса, правой и левой рук
  • работа над координацией обеих рук
  • освоение штрихов «деташе» «легато» «стаккато»
  • развитие беглости пальцев через гаммы, арпеджио и этюды
  • чтение нот с листа
  • правила «позиций» и «переходов»
  • приобретение навыка вибрато
  • владение средствами выразительности

На основе полученных данных в конце эксперимента я составила несколько сравнительных диаграмм и таблиц об эффективности каждой группы. Первая таблица показывает успешность освоения навыков той или другой группы во временном промежутке 12 месяцев:

Группа№2:

Сверив собранные данные можно увидеть, что ученики взрослой катгории не только не держаться наравне, но у преуспевают в таких навыках как вибрато и позиции, быстрее осваивают штрихи и чтение с листа. Из минусов можно отметить неуверенность в постановке, что можно связать с тем что в музыкальной школе на этот этам уходит несколько 6-8 уроков, в то время как взрослые ученики, стремсь побыстрее извлечь первые ноты останавливаются на  отработке постановки уже на втором или третьем уроке. Также, благодаря сознательному возрасту и физическо зрелости у взрослой категории учеников лучше координируется правая и левая рука,что позвляет им быстрее осваивать технические элементы.

В дополнение я провела сравнительный анализ внутри возрастной группы. Так же на протяжение 12 месяцев отслеживала эффективность и продуктивность занятий среди учеников относительно их возраста. По окончании исследования я составила таблицу:

По диаграмме видно, как эффективность обучения падает с возрастом. Это обуславливается исключительно физиологическими факторами, описанными в первой главе.

Как показывает диаграммы, все учащиеся добились определённых результатов, что позволяет сделать вывод об успешности образовательного процесса, реализуемого на основе андрагогических принципов – принципа приоритета самостоятельного обучения и его индивидуализации, принципа совместной деятельности педагога и ученика по планированию и реализации процесса обучения, принципа опоры на опыт обучающегося, развития его образовательных потребностей.  Разработанная в соответствии с выделенными андрагогическими принципами модель образовательного процесса способна выступить в качестве организационной основы обучения. Это позволяет считать цель исследования достигнутой, а эффективность обучения с методическими наработками автора доказанной.

Изучение педагогического опыта начального обучения взрослых игре на скрипке показало: процесс работы с взрослым учеником имеет ряд существенных отличий. Эти отличия проявляются, как в содержании занятий, так и в способах организации учебной деятельности: содержание исходит из образовательных потребностей и целевых установок обучающегося, способы обучения определяются в соответствии с особенностями и возможностями взрослого человека.

Таким образом, проявляется действие андрагогических принципов обучения, выступающих в роли «фундамента», на котором выстраивается весь образовательный процесс. К числу таких принципов были отнесены: принцип приоритета самостоятельного обучения и его индивидуализации, принцип совместной деятельности педагога и ученика по планированию и реализации процесса обучения, принцип опоры на опыт обучающегося, а также развития его образовательных потребностей, принципы элективности, контекстности и высокой степени осознанности обучения.

Опытная работа показала: разработанная в соответствии с выделенными андрагогическими принципами модель образовательного процесса задаёт ему нужные организационные параметры, тем самым обеспечивая его результативность.

 

Заключение

Исследование, выполненное с целью определения специфики начального обучения взрослых игре на скрипке, привело к следующим результатам:

  1. Обоснована возможность и необходимость организации начального этапа обучения взрослых игре на скрипке на основе следующих андрагогических принципов: приоритета самостоятельного обучения и его индивидуализации, опоры на опыт обучающегося, совместной деятельности педагога и ученика по планированию и реализации процесса обучения, развития образовательных потребностей обучающегося и высокой степени осознанности обучения. Обусловливая выбор содержания, организационных форм и методов обучения, данные андрагогические принципы обеспечивают возможность построения образовательного процесса, максимально приближённого к интересам и потребностям взрослого человека.
  2. Выявлены общие методические рекомендации к начальному обучению взрослых игре на скрипке, обнаружившиеся при исследовании педагогического опыта, это: специальный комплекс упражнений, направленный на решение проблемы физиологических недостатков для игры на инструменте, структурирование учебного материала с учетом целей и потребностей ученика для большей мотивации, тесную взаимосвязь теории с практикой игры на инструменте базирующийся на сочетании различных видов деятельности обучающегося, общее музыкальное развитие и воспитание художественного вкуса.
  3. Разработана модель образовательного процесса, ориентированного на взрослую категорию обучающихся, соответствующая выделенным андрагогическим принципам и отражающая характер взаимоотношений обучающегося и педагога в процессе обучения.

4 . Опытным путём подтверждено: основанный на андрагогических принципах и построенный в соответствии с организационными параметрами модели образовательный процесс, приводит к намеченным результатам. Определяемые самим взрослым учеником цели обучения не только оказываются достигнутыми, но и получают дальнейшее развитие за счет расширения круга образовательных потребностей.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф