Меню Услуги

Спортивные досуги как средство развития двигательных навыков у младших дошкольников. Часть 2.


Страницы:   1   2   3


1.3. Спортивные досуги. Их место и роль в повышении двигательной активности детей дошкольного возраста

На данный момент существует великое множество средств, спортивных досугов для совершенствования двигательных навыков и  умений, таких как: физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутки, экскурсии и прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные развлечения, физкультурные праздники.

Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей, ориентировки в пространстве, имеющей в жизни, важное, значение. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения, учится соразмерять свои движения в окружающей среде, расположение различных окружающих его предметов.

В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают нужную пространственную ориентировку, определяют способы и цель действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, границы действия, направление движения (надо бегать врассыпную по всей площадке, надо бежать вперед, а потом обратно). Однако неожиданные изменения игровой ситуации или действий водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил, приспосабливать свои действия к изменившейся среде.

Подвижная игра способствует совершенствованию представлений и восприятия, создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой. Постоянно уточняя и сравнивая полученные от действий в окружающей среде впечатления, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, взаимоположении и местоположении предметов. Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, является физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных групп правильными двигательными навыками воспитания физических качеств.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: физкультминутки, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в яслях, детском саду, семье. Утренняя гимнастика, углубляет дыхание, влияет на формирование правильной осанки, содействует обмену веществ, усиливает кровообращения.

Физкультминутка направлена на внимания, деятельного состояния всего организма. Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется водные процедуры, воздушные ванны, и солнечные ванны.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.

Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это полезные и интересные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств. Физкультурные праздники в детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, заданий, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная самостоятельность и свобода действий, стимулирующих их инициативу и творчество. Каждая прогулка для ребенка — это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей знаниями и представлениями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями проведения прогулок является обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: воспитательных, образовательных и оздоровительных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

Своеобразным средством физического воспитания являются и гигиенические факторы. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, сна, режима деятельности, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность. Естественные силы природы (воздух, солнце, вода) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании; вода очищает кожу от загрязнения; воздух садов, лесов, парков, содержащий особое вещества (фитонциды), обогащает кровь кислородом, способствует уничтожению микробов.

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств, таких, как  смелость, выдержки и др.

Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания.(см.пр.1) Возникающие положительные эмоции позволяют ребёнку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). В игре предоставляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия, смекалку, выдержку, находчивость, и т.д. Указанные особенности игры позволяют широко использовать её в разных возрастных группах.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом элементы художественной гимнастики и гимнастика.

Подвижные игры от других физических упражнений отличаются особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею.

Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде выявляемых в процессе соревнований, физических упражнений наивысших результатов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Спорт предъявляет высокие требования к духовным и физическим силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.

Закреплять и развивать физические качества, двигательные навыки позволяет так же туризм в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (на лыжах, велосипеде и пешком, др.).

При обучении движений используют следующие методы:

-наглядный метод, который обеспечивает яркость двигательных ощущений и чувственного восприятия, необходимых для возникновения у ребенка наиболее конкретного и полного представления о активизирующем развитие его сенсорных способностей движении.

-практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, снабжающий эффективное испытание правильности восприятия движений на собственных, мышечно-моторных ощущениях.

-словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнений, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях;

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных самостоятельности действий, двигательных навыков, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Обучая детей спортивным играм, пишет Ж.К. Холодов, можно решать следующие задачи: прививать спортивные навыки, укреплять здоровье, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять настойчивость и выдержку, действовать в команде, в коллективе. Следовательно, физическое воспитание — есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое упражнения, по мнению В.Н. Шебеко, развлечения и спортивные игры «заряжают» ребенка бодростью и энергией, создают хорошее самочувствие. Знакомясь с играми разных времен и народов, в основе которых лежат активные двигательные действия, дошкольник вырабатывает волевое поведение, включается в осознанный процесс совершенствования различных физических качеств, необходимых в дальнейшей жизни, своих двигательных навыков. Игры с элементами спорта требуют от детей большой быстроты, ловкости движений, самостоятельности, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (положение мяча, расположение противника и партнеров, шайбы, мяч), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных навыков и умений.

Таким образом, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятие, и на практическую и на мыслительную деятельность.

1.4. Методика произведения спортивных досугов с детьми дошкольного возраста

Возможность постоянного поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, убеждает в том, что мы еще не полностью реализуем оздоровительное влияние различных условий среды на организм ребенка. Практика также подсказывает, что педагогам часто не хватает умения и знаний по использованию условий окружающей среды при обучении детей двигательным действиям и движениям с целью формирования у них двигательных качеств, ознакомления с правилами выполнения физических упражнений и приобщении к этим правилам с помощью игровых ситуаций.

Издавна в дошкольных учреждениях установилась четкая система работы с детьми в области решения задач физического воспитания на основе принципа всестороннего гармонического развития личности, оздоровительной направленности физического воспитания в качестве идейной основы системы воспитания в целом, принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой,.

Названные принципы являются общим руководством к действию во всех сферах физического воспитания и для всех возрастных групп. Особое внимание в управлении деятельностью детей в системе занятий физической культурой уделяется личной деятельности воспитанника, которая сводится к умению регулировать деятельность воспитанника, побуждая к проявлению его духовных начал ко всему, что окружает ребенка. Исходя из этого, было предложено три принципа управления.

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним, по мнению М.А. Руновой, относятся объекты окружающей действительности, практическая деятельность и слово.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: словесные и практические, наглядные, соревновательные, игровые, методы обучения.

Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее конкретного и полного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении структуры и содержания упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-действенного мышления и наглядно-образного. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, самостоятельности действий, проявления творческой инициативы.

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не борьбы и состязания за первенство).

В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. По мнению М.В. Мащенко, учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение структуры и содержания упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за словесными или наглядными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются единством задачи и единым подходом к ее решению.

1.Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

— Зрительная наглядность заключается в четкой, красивой, правильной, демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражании образам окружающей жизни; в имитации, в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — фотографий, картин, кино, и т.п.

— Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена.

— Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его ритм и темп.

Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условно-рефлекторных временных связей) содействует развитию координации двигательного и слухового аппарата; выработке точности движений, плавности,; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения.

  1. Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, вызывает умственное напряжение и активность мысли, облегчает понимание задачи и усвоение нового, содействует произвольности и самостоятельности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в кратком и ясном объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения. В беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий. Уточнение сюжета подвижной игры и т.п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий, уточнения правил, и т.п.

Кроме того, словесные приемы заключаются также и эмоциональной, четкой, и выразительной подаче различных сигналов и команд. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч — ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой’». «Paз, два, три — беги!» и т.д. Все это требует различной и динамики и интонации, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

 

Глава 2. Изучение досуговой деятельности в системе дошкольного учреждения с целью развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста

2.1. Методика изучение и характеристика уровня двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Человеком за время своего развития проходятся определенные возрастные периоды. В основу деления положены анатомо-физиологические особенности, объединяющие детей смежных возрастов в один период.

Можно разделить детей на следующие возрастные группы:

  • дети пред -дошкольного возраста – до 3 лет
  • дети дошкольного возраста – 3-6 лет
  • дети школьного возраста:
  • младший возраст – с 7 до 10 лет
  • средний возраст –с 11 до 14 лет
  • старший возраст – с 15 до 18 лет

Подобное деление на возрастные категории существует и сейчас, детские воспитательно-оздоровительные учреждения используют это возрастное разделение, оно  не противоречит схеме, которая принята в международной практике.

Изучая процессы роста и развития детей, исследования показали, что у детей разный темп индивидуального развития. Большинство детей, конечно же, развиваются в соответствии с их возрастом, однако в каждой возрастной группе присутствуют личности, которые опережают своих сверстников в развитии либо отстают. Численность таких детей примерно одинаковая, и это следует учесть, определяя двигательные режимы.

Двигательные навыки, которые формируются у детей в дошкольном возрасте, являются фундаментом для того, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в школе и достигнуть высокого результата в спорте. В результате сформированных двигательных навыков в дошкольном возрасте, дети обладают способностью с легкостью осваивать более сложные движения и различные виды деятельности.

Очень важно изначально правильно сформировать двигательные навыки у детей, в связи с тем, что переучить их в дальнейшем будет трудно, следовательно, нужно учить детей рационально выполнять физические упражнения, технически правильно, расширяя объем различных навыков, которые в дальнейшем будут совершенствоваться на последующем возрастном жизненном этапе.

Формируются двигательные способности ребенка, соответствуя законом роста и развития организма ребенка.

Физическое воспитание – это основа всестороннего развития ребенка. Благодаря организованным физкультурным занятиям, а также свободной двигательной деятельности лучше работают сердечно — сосудистая, дыхательная и нервная системы, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Повышается устойчивость организма ребенка к различным видам заболеваний, мобилизуются защитные силы организма. Чем большие количество разных движений использует ребенок, тем больше возможностей развить ощущения, восприятие и другие психические процессы, тем полноценнее он развивается.

Обучая в процессе физического  воспитания детей младшего дошкольного возраста,  педагоги преследуют и образовательные задачи, которые заключаются в том, чтобы сформировать и довести до  определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и  связанные  с ними знания. При этом  основной  предмет  обучения   — это рациональные двигательные  действия,   которые включают   систему   взаимосвязанных   движений.

Особенности   двигательных   действий    и    закономерности    формирования двигательных  умений  и  навыков  во  многом  предопределены   дидактическими особенностями физического воспитания. Для младшего дошкольного возраста характерна высокая интенсивность физического и психического развития. Ребенок активен намного больше, более целенаправлен; движения разнообразнее и уже координация движений улучшается.

С 3 до 4 лет существенно изменяется характер и содержание деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Дети 3-4 лет обладают общей статической неустойчивостью тела и ограниченными динамическими возможностями. В этом возрасте дети этого возраста сравнительно больше развиты в верхней части тела, их мускулатура плечевого пояса и мышцы-сгибатели хорошо  развиты в этом возрасте. Дошкольники младшего возраста 3-4 лет имеют высокую двигательную активность при том, что те движения, где участвуют крупные группы мышц, недостаточно согласованны. В этом возрасте дети быстро утомляются, если длительно сохраняется одна и та же поза и выполняются однотипные движения.

В связи с этим, длительное неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что в свою очередь, приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития.

Совершенствовать физическое  воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение в связи с тем, что произошла модернизация образования в нашей стране. Дошкольное детство является наиболее важным в становлении двигательных функций ребенка, его физических качеств. Следовательно, необходимо контролировать физическое развитие, физическую подготовку и работоспособность детей.

Различают следующие критерии диагностирования физического развития дошкольников:

  • учитывается тип конституции тела ребенка;
  • учитывается пол ребенка;
  • оценивается тип прироста показателей физических качеств.

Существует также унифицированная методика оценки физического развития.  По данным анализа можно сделать вывод, что практическим работникам образовательных учреждений сложно ориентироваться в большом разнообразии стандартов, которые не всегда реально оценивают уровень физической подготовки детей.

Оценить физическое развитие можно по методикам В. В. Бунак. Измеряют рост, вес, окружность грудной клетки. Показатели физического развития детей 3 — 6 лет. Длина тела дошкольников – один из критериев, оценивающих уровень соматической зрелости, а также основание для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) показывает, в какой степени развиты костная и мышечная системы, внутренние органы, подкожная жировая клетчатка. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем.

Двигательные навыки и физическую подготовленность ребенка характеризуют:

  • навыки в основных видах движений, и в какой степени они сформированы (бег, прыжки, метание);
  • степень развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости;
  • степень развития равновесия;
  • степень развитие координационных способностей.

Оценка физической подготовленности является целостным процессом, органически сочетающим в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизни и его деятельности, и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Основными физическими качествами является гибкость, выносливость различных видов, силовые качества (мышечная сила), скоростные качества (быстрота), и их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.  По результатам, которых можно оценить уровень двигательной активности, сравнив их с нормативными данными, приведенными в Таблице 1.

Таблица 1. Показатели нормативных данных, характеризующих уровень двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста

Показатели Девочки Мальчики
Бег 30 м (с) 10,7-8 10,5-8
Прыжок в длину с места (см) 55-93 60-90
Метание мешка с песком вдаль 200 г (м) Правой рукой Левой рукой Правой рукой Левой рукой
2,4-3,4 1,8-2,8 2,5-4,1 2,0-3,4

Страницы:   1   2   3