ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ САЛОН ОПТИКИ «ОЧКАРИК»
1. Краткая характеристика торговой организации и рынка оптики в РФ
Салон очковой оптики «Очкарик» расположен в городе Москва. Основная задача данной организации — позволить людям воспользоваться широким ассортиментом, высоким уровнем сервиса и качественным товаром в своем родном городе.
Политика Компании направлена на удовлетворение максимально широкого круга потребителей, представляя в своем салоне:
1500 самых стильных моделей медицинских оправ и солнцезащитных очков известных европейских марок;
- проверку зрения профессиональным оптометристом и компьютерную диагностику на современном медицинском оборудовании;
- консультацию профессиональных оптиков-консультантов;
- гибкую ценовую политику, позволяющие предложить клиенту как недорогие качественные очки, так и удовлетворить взыскательного клиента, претендующего на оптику премиум-класса;
- изготовление очков за короткий срок, гарантия в течение полугода;
- большой ассортимент очковых линз;
- полный спектр услуг по контактной коррекции зрения: подбор обучение, наблюдение клиентов, пользующихся контактными линзами, широкий выбор мягких контактных линз, в том числе торических и имиджевых — цветных и оттеночных.
Клиентами салона очковой оптики «Очкарик» являются люди, имеющие проблемы со зрением, нуждающиеся в его проверке, либо охотники до новых модных аксессуаров. Имеют, как правило, средний или выше среднего уровень достатка и четкие представления о своем комфорте.
Рынок очковой оптики в России в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся коммерческих секторов медицины. В настоящее время в России около 40 миллионов очкариков. По данным Минздрава, около миллиона детей уже рождается с плохим зрением. А к 15 годам их количество увеличивается в три раза. Поэтому очки для многих становятся товаром первой необходимости.
Российский рынок является неотъемлемой частью мирового рынка очковой оптики. Однако на сегодня он составляет ее небольшую часть — 7-8% от общего объема продаж.
Розничные каналы продаж очковой оптики в России
Большинство экспертов рынка прогнозируют дальнейший рост рынка в стоимостном выражении в размере 5-10% в год. По экспертным оценкам, российский рынок очковой оптики к 2015 году достигнет $1,9-2 млрд.
На протяжении последних 10 лет основным направлением, по которому двигалась розничная торговля очковой оптики, был постепенный переход от торговых точек и уличных стендов на рынках и ярмарках к цивилизованным формам торговли — салонам и бутикам оптики.
В розничном ритейле очковой оптики различают четыре основных формата точек продаж.
Сегмент масс-маркет: стенды и торговые точки на улицах, в метро, магазинах, на рынках и т. п., а также небольшие специализированные киоски/магазины с готовой продукцией.
Салоны оптики и Центры коррекции зрения. Главным отличительным признаком салона оптики является наличие офтальмолога.
Пункты выдачи интернет-магазинов очковой оптики.
Что касается сегмента масс-маркета, то за десять лет количество ларьков и палаток в России не уменьшилось. На сегодня 60% всех торговых точек очковой оптики – это стенды, лотки и киоски. На салонную торговлю оптики приходится 40%.
2. Анализ продаж салона оптики
Методика разработки политики ценообразования предполагает анализ множества факторов, которые будут описаны ниже.
Прежде всего, компания определяет задачу ценообразования, т.е. чего она хочет добиться, предлагая данную услугу. Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и позиционирование себя на рынке как надежного и солидного предприятия. Главной задачей для фирмы является максимальный рост продаж. Следовательно, ценообразование будет ориентировано на проникновение на рынок и его широкий охват.
Вместе с тем следует помнить, что компания ограничена в установлении нижнего порога цен за свои услуги ценами поставщиков первичных услуг, а максимальная цена, которую фирма может запросить за свои услуги, регулируется уровнем спроса. Таким образом, компания стремится установить такую цену, которая покрывала бы все издержки на оказание необходимых услуг и реализацию маркетинговой политики, включая вознаграждение за приложенные усилия и риск. Оптимальным будет формирование цены методом «издержки плюс надбавка».
Отличительной особенностью установления цены за услуги является то, что цена не является однотипной. Имеется в виду вариантность цен в зависимости от качества и уровня предоставляемой услуги. Вследствие этого конкретные цены на отдельные заказы будут варьироваться, хотя и незначительно.
Таким образом, салон оптики «Очкарик» выходит на рынок с со средними ценами на свои услуги. Затем по мере возрастания рынка цены будут расти. Так же на первых стадиях фирма будет делать все возможное, чтобы у нее появился имидж солидного профессионального салона с индивидуальным подходом к клиенту. Далее фирма будет направлять большую часть прибыли на расширение деятельности.
Кроме того, в оптике с открытия решили ввести систему скидок: при первой же покупке заводится карта постоянного клиента. Первоначальная скидка – 3%. С количеством покупок накопительная скидка увеличивается до 10%. В дальнейшем планируется организовать выпуск подарочных карт на 500, 1000, 2000 рублей.
В таблице 4 приведем объемы продаж салона оптики по каждому виду виду продукции.
Таблица 4 — Расчет продаж розничной торговли по новой товарной группой в магазине оптики «Очкарик» в 2018 году
| Наименование | Цена поставщика, руб. | Уровень торговой надбавки, % | Цена реализации, тыс. руб. | Объем продаж в год | Себестоимость тыс. руб. | Оборот розничной торговли за год, тыс. руб. | Валовая прибыль, тыс. руб. |
| Линзы | 250 | 80,00 | 450 | 350 | 87,5 | 157,5 | 70 |
| Оправа пластиковая | 200 | 100,00 | 400 | 325 | 65 | 130 | 65 |
| Полимерные линзы без диоптрий | 230 | 52,17 | 350 | 275 | 63,25 | 96,25 | 33 |
| Оправа металлическая | 250 | 100,00 | 500 | 225 | 56,25 | 112,5 | 56,25 |
| Оправа комбинированная | 300 | 116,67 | 650 | 350 | 105 | 227,5 | 122,5 |
| Полимерные линзы (прозрачные) | 300 | 100,00 | 600 | 300 | 90 | 180 | 90 |
| Полимерные линзы (тонированные) | 350 | 85,71 | 650 | 250 | 87,5 | 162,5 | 75 |
| Полимерные линзы (тонировка «хамелеон») | 350 | 85,71 | 650 | 275 | 96,25 | 178,75 | 82,5 |
| Готовые очки | 350 | 100,00 | 700 | 325 | 113,75 | 227,5 | 113,75 |
| Итого | 91,14 | 764,5 | 1472,5 | 708 |
Как видно из таблицы, основную прибыль салон оптики получает от продажи комбинированной оправы (металл+пластик, металл+дерево, пластик+дерево). Валовая прибыль от продажи данной группы товаров составила 122,5 тыс.руб.
Рис. 10. Распределение объема продаж салона оптики «Очкарик» по категориям товара
Так же большой популярностью пользуются готовые очки. Валовая прибыль составила 113,75 тыс.руб.
Наименьшую прибыль показала группа товаров «полимерные линзы без диоптрий».
Выводы по главе 2
Методика разработки политики ценообразования предполагает анализ множества факторов, которые будут описаны ниже.
Прежде всего, компания определяет задачу ценообразования, т.е. чего она хочет добиться, предлагая данную услугу. Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и позиционирование себя на рынке как надежного и солидного предприятия. Главной задачей для фирмы является максимальный рост продаж. Следовательно, ценообразование будет ориентировано на проникновение на рынок и его широкий охват.
Вместе с тем следует помнить, что компания ограничена в установлении нижнего порога цен за свои услуги ценами поставщиков первичных услуг, а максимальная цена, которую фирма может запросить за свои услуги, регулируется уровнем спроса. Таким образом, компания стремится установить такую цену, которая покрывала бы все издержки на оказание необходимых услуг и реализацию маркетинговой политики, включая вознаграждение за приложенные усилия и риск. Оптимальным будет формирование цены методом «издержки плюс надбавка».
Отличительной особенностью установления цены за услуги является то, что цена не является однотипной. Имеется в виду вариантность цен в зависимости от качества и уровня предоставляемой услуги. Вследствие этого конкретные цены на отдельные заказы будут варьироваться, хотя и незначительно.
Основную прибыль салон оптики получает от продажи комбинированной оправы (металл+пластик, металл+дерево, пластик+дерево). Валовая прибыль от продажи данной группы товаров составила 122,5 тыс.руб.
Так же большой популярностью пользуются готовые очки. Валовая прибыль составила 113,75 тыс.руб.
Наименьшую прибыль показала группа товаров «полимерные линзы без диоптрий».
