Страницы 1 2
2 Эмпирическое исследование лидерских качеств российских и иракских студентов
2.1 Организация и методы исследования
С целью изучения лидерских качеств российских и иракских студентов, нами было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие российские студенты и студенты, обучающиеся в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва. Общее количество студентов – 60 человек. Из них: 30 россиян (юноши и девушки) и 30 иракцев (юноши и девушки) в возрасте от 18 до 25 лет.
В ходе исследования, проведенного в октябре 2019 г., применялись следующие методики.
1) «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов);
2) «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников) [15].
С помощью методики «Эффективность лидерства», разработанной Р. С. Немовым, мы оценивали не лидерские качества студентов, а их возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. Данный опросник включает 40 вопросов, на которые студентом необходимо было ответить либо «да», либо «нет».
Методика «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников) предназначена для оценки способности человека быть лидером. Методика включает в себя 50 вопросов, на которые студенты также должны были ответить «да» или «нет».
Создатели методики Е. Жариков и Е. Крушельников отмечают, что лидерский потенциал во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Также они выделяют ряд характерологических черт личности, которые присущи лидеру:
1) сила воли и способность преодолевать препятствия на пути к цели;
2) настойчивость, разумная склонность к риску;
3) терпимость, готовность к долгой хорошо выполняемой и однообразной, не интересной работе;
4) инициативность, готовность работать без опеки. Независимость;
5) психическая устойчивость к увлеченности нереальным предложениям;
6) хорошая приспособляемость к новым условиям и требованиям;
7) самокритичность, трезвая оценка как своих достижений, так и не удач;
8) требовательность к себе и другим. Способность получить отчет о выполненной работе;
9) критичность. Способность увидеть слабые стороны в любых даже выгодных предложениях;
10) надежность;
11) выносливость, даже в условиях перегрузок;
12) восприимчивость к новому. Умение решать не традиционные задачи оригинально;
13) высокая стрессоустойчивость. Самообладание и работоспособность даже в экстремальных ситуациях;
14) оптимизма. Отношение к труду как неизбежным и преодолимым помехам;
15) решительность. Способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;
16) способность к смене стиля поведения в зависимости от условии. Умении и похвалить и потребовать.
Для математической обработки полученных данных нами был использован U-критерий Манна Уитни, определяемый по формуле:
Для математической обработки полученных данных нами был использован U-критерий Манна Уитни.
U-критерий Манна Уитни – это статистический непараметрический критерий, который используется для сравнения 2-х независимых выборок по уровню какого-либо количественно измеренного признака.
В основе метода лежит определение того, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между ранжированным рядом значений параметра в первой и второй выборке. При меньшем значении критерия вероятность различий между значениями параметра более достоверна.
U-критерий Манна Уитни определяется по формуле:
(1)
Где nx – количество испытуемых в группе с большей суммы рангов
Tx — большая из двух ранговых сумм;
n1, n2– размеры выборок.
Достоверными считались различия при р≤0,01 и р≤0,05.
Обратимся к эмпирическим данным, полученным нами в ходе исследования.
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
В результате применения методики «Эффективность лидерства» среди российских студентов, были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Стиль руководства российских студентов (по результатам методики «Эффективность лидера»)
| Стиль руководства | Российские студенты | |
| Абс. | % | |
| Низкоэффективный | 3 | 10 |
| Среднеэффективный | 18 | 60 |
| Высокоэффективный | 9 | 30 |
Полученные результаты наглядно представим в виде круговой диаграммы.

Рисунок 1 – Стиль руководства российских студентов (по результатам методики «Эффективность лидера»)
Таким образом, как видно из таблицы 1 и рисунка 1, у 60 % российских студентов, принявших участие в исследовании, преобладает среднеэффективный стиль руководства. Для 30 % российских студентов характерен высокоэффективный стиль руководства. Это говорит о том, что данные студенты могут быть лидерами в группе, у них есть задатки для того, чтобы управлять командой. Согласно полученным данным, лишь у 10 % студентов данной группы наблюдается низкоэффективный стиль руководства. Людям, склонным к данному типу руководства, не рекомендуется примерять на себя роль лидера, способностей для того, чтобы управлять коллективом у них нет.
Результаты, полученные в ходе применения методики «Эффективность лидерства», для изучения стилей руководства иракских студентов, представим в таблице 2.
Таблица 2 – Стиль руководства иракских студентов (по результатам методики «Эффективность лидера»)
| Стиль руководства | Иракские студенты | |
| Абс. | % | |
| Низкоэффективный | 2 | 7 |
| Среднеэффективный | 13 | 43 |
| Высокоэффективный | 15 | 50 |
Полученные результаты наглядно представим в виде круговой диаграммы.
Рисунок 2 – Стиль руководства иракских студентов (по результатам проведения методики «Эффективность лидера»)
Согласно представленным данным, у иракских студентов, в отличие от российских, преобладает высокоэффективный стиль руководства (50 %). Это говорит о том, что у половины иракских студентов есть способности к лидерству и руководству.
У 43 % иракских студентов был выявлен среднеэффективный стиль руководства, и лишь у 7 % наблюдается низкоэффективный стиль руководства.
Ниже представим результаты российских и иракских студентов, полученные в ходе проведения методики «Эффективность лидера» в виде сравнительной гистограммы.
Рисунок 3 – Стили руководства российских и иракских студентов: сравнительные данные (по результатам методики «Эффективность лидера»)
Таким образом, как видно из рисунка 3, иракские студенты, также, как и российские студенты, склонны к среднеэффективному и высокоэффективному стилю руководства.
Полученные результаты проверим с помощью U-критерия Манна Уитни.
Таблица 3 – Сравнение стилей руководства российских и иракских студентов по результатам методики «Эффективность лидера» с помощью U-критерия Манна Уитни.
| Стиль руководства | Российские студенты | Ранг 1 | Иракские студенты | Ранг 2 |
| Низкоэффективный | 30 | 2,5 | 7 | 1 |
| Среднеэффективный | 60 | 6 | 43 | 4 |
| Высокоэффективный | 30 | 2,5 | 50 | 5 |
| Суммы | 11 | 10 |
* Критические значения: p≤0.01 p≤0.05 — 0
Результат: UЭмп = 4
Таким образом, как видим, полученное эмпирическое значение Uэмп = 4 находится в зоне незначимости, следовательно принимается гипотеза о сходстве. Это свидетельствует о том, что наша гипотеза о том, и российские студенты, и иракский студенты склонны к лидерству на равном уровне.
На следующем этапе исследования мы применили методику «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников).
Результаты, полученные в ходе применения данной методики в группе российских студентов, представим в таблице 4.
Таблица 4 – Уровень выраженности лидерский способностей российских студентов (по результатам методики «Диагностика лидерских способностей»)
| Уровень выраженности лидерский способностей | Российские студенты | |
| Абс. | % | |
| Низкий уровень | 4 | 12 |
| Средний уровень | 20 | 70 |
| Высокий уровень | 6 | 18 |
Для наглядного восприятия представим полученные результаты в виде круговой диаграммы.
Рисунок 4 – Уровень выраженности лидерский способностей российских студентов (по результатам методики «Диагностика лидерских способностей»)
Таким образом, как видно из полученных данных, у 70 % российских студентов преобладает средний уровень выраженности лидерских способностей. Эти студенты зачастую проявляют себя как лидеры, однако сомнения в собственном лидерстве у них присутствуют. У 18 % российских студентов наблюдается высокий уровень выраженности лидерских способностей. Эти студенты призваны быть лидерами, брать инициативу в свои руки и командовать командой. Низкий уровень выраженности лидерских способностей был выявлен у 12 % российских студентов. Быть лидерами для них трудно, они не уверены в себе, они не умеют руководить командой.
Методику «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников) мы также применили в группе иракских студентов. Полученные результаты представим в виде таблицы ниже.
Таблица 5 – Уровень выраженности лидерский способностей иракских студентов (по результатам методики «Диагностика лидерских способностей»)
| Уровень выраженности лидерский способностей | Иракские студенты | |
| Абс. | % | |
| Низкий уровень | 3 | 10 |
| Средний уровень | 9 | 30 |
| Высокий уровень | 18 | 60 |
Для наглядного восприятия представим полученные результаты в виде круговой диаграммы.
Рисунок 5 – Уровень выраженности лидерский способностей
иракских студентов (по результатам методики
«Диагностика лидерских способностей»)
Таким образом, как видно из таблицы 5 и рисунка 5, у 60 % иракских студентов высокий уровень выраженности лидерских способностей. Средний уровень выраженности лидерских способностей наблюдается у 30 % студентов данной группы. Лишь у 10 % студентов-иракцев выявлен низкий уровень выраженности лидерских способностей.
Ниже представим результаты российских и иракских студентов, полученные в ходе применения методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников) в виде сравнительной гистограммы.
Рисунок 6 – Уровень выраженности лидерский способностей российских и иракских студентов: сравнительные данные (по результатам методики «Диагностика лидерских способностей»)
Таким образом, как видно из рисунка 6, у иракских студентов по сравнению с российскими студентами, уровень выраженности лидерских способностей выше, но незначительно. Это говорит о том, что иракские студенты склонны к лидерству так же, как российские студенты. Следовательно, и иракские студенты, и российские способны руководить коллективом и брать на себя ответственность за команду.
Сравнительные данные уровня выраженности лидерский способностей российских и иракских студентов по результатам проведения методики «Диагностика лидерских способностей» проверены нами с помощью U-критерия Манна Уитни. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 — Сравнение уровня выраженности лидерский качеств российских и иракских студентов по результатам проведения методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников)
| № | Российские студенты | Ранг 1 | Иракские студенты | Ранг 2 |
| Низкий уровень | 12 | 2 | 10 | 1 |
| Средний уровень | 70 | 6 | 30 | 4 |
| Высокий уровень | 18 | 3 | 60 | 5 |
| Суммы | 11 | 10 |
* Критические значения: p≤0.01 p≤0.05 — 0
Результат: UЭмп = 4
Таким образом, как видим, полученное эмпирическое значение Uэмп = 4 находится в зоне незначимости, следовательно, принимается гипотеза о сходстве. Это свидетельствует о том, что наша гипотеза о том, что у иракских студентов уровень выраженности лидерский качеств схож с уровнем выраженности лидерских качеств российских студентов, по результатам проведённой методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников) нашла своё подтверждение.
Итак, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что и российские студенты, и иракский студенты склонны к лидерству. на равном уровне.
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию лидерских качеств у студентов
Форма работы со студентами должна быть направлена на развитие их лидерских качеств. По этой причине, педагогам необходимо избрать для себя такую форму обучения студентов, чтобы она могла:
1. Способствовать пересмотру взглядов преподавателей и кураторов групп на организацию общения со студентами на принципах личностно-ориентированного взаимодействия.
2. Формировать и развить те лидерские качества, которые отсутствуют или недостаточно развиты у студентов.
3. Научить студентов использовать приобретенные навыки личностно-ориентированного взаимодействия в организаторской деятельности.
4. Создать благоприятные условия для совместного творчества студентов и представителей профессорско-преподавательского состава.
Роль преподавателей и кураторов заключается в:
— организации индивидуального и коллективного взаимодействия;
— координации деятельности творческих групп совместно со студентами;
— создании благоприятной атмосферы общения, основанной на принципах личностно-ориентированного взаимодействия в системе «студент – преподаватель», «студенческая группа – преподаватель».
Рекомендуется на занятиях использовать разнообразные формы работы:
1. Ролевые игры, которые позволят преподавателям встать на позицию студента, посмотреть на проблему его глазами, понять, что именно в поведении преподавателя может оттолкнуть студента, заставить «закрыться», уйти в себя.
2. Дискуссии и диспуты (например для дискуссии можно выбрать такие темы, как: темы: «Как работать со студентом-лидером»? «Как создать благоприятный климат в коллективе»? «Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «студент – преподаватель» в учебной и внеаудиторной деятельности» и т. д.).
По нашему мнению, тренинги общения, групповые дискуссии и диспуты, конференции, на которых студенты смогут обсуждать различные проекты, позволят им почувствовать себя более раскованно, дадут возможность высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Также рекомендуется организовать мини-театр, который откроет возможность для практического самовыражения – реализации лидерских качеств, демонстрация собственных способностей, талантов; студенты смогут выбрать различные роли (режиссер, сценарист, актер, костюмер и т.д.).
Организации различных учебных и внеаудиторных мероприятий, проводимых в институте («Философский аукцион», «Неделя английского языка», «Номинант» и т. д.) позволят студентам также показать свои лидерские качества, стать более уверенными.
Заключение
В заключение данной бакалаврской работы, отметим, что человек лидером не рождается, человек лидером становится. С раннего возраста каждый человек входит в состав самых различных общественных групп, таких как друзья во дворе, школьники, студенческие коллективы, сотрудники на работе. В данных группах обязательно есть человек, проявляющий лидерские качества и ведущий за собой других, при этом проявляющий превосходство среди участников.
Обычно лидер себя выражает в таких ситуациях, где именно его способности обнаруживаются самыми востребованными и успешными.
Особенно лидеры проявляются в ситуациях, если нужно сосредоточиться и принять важное решение в довольно короткий промежуток времени. Благодаря тому, что человек берет на себя ответственность за принятие решения, он проявляет собственные лидерские способности.
Психология лидера обладает своими различиями от психологии иных людей. У лидеров существенно отличается мировоззрение, мысли, восприятие ситуаций и стремления, в сравнении с подобными чувствами, имеющимися у среднестатистического человека. Как раз эти отличия и позволяют лидеру достигать поставленных результатов и своих целей, невыполнимых для обычных людей.
Любой лидер обладает своими внешними чертами характера, но при этом есть некоторые сходства:
решительная уверенная походка;
мощный зоркий взгляд;
крепкое рукопожатие;
открытая и смелая улыбка.
Все эти качества являются отображением его внутреннего мира и убеждений, он всегда уверен в собственных силах. Несмотря на то, что каждый может так же много улыбаясь идти твердой походкой и крепко сжимать протянутую ему руку. Только это может быть исполнено специально, с «усилием», потому что это не является его внутренним состоянием. У лидеров же, именно изнутри транслируется его естественное состояние.
Как правило, студенты, которые принимают активное участие в различных проектных и исследовательских работах, проявляют лидерские качества, которые характеризуются заинтересованностью в проблеме или ситуации, терпимостью к неопределенности, профессиональным опытом и знаниями – это отражено в ситуационной теории. Данная теория говорит о том, что в разных ситуациях студентам нужно проявлять разные лидерские качества и черты.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы описано проведение эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования заключалось в сравнении характеристик лидерских качеств российских и иракских студентов.
В исследовании приняли участие российские студенты и студенты, приехавшие в Россию на учёбу из Ирака. Общее количество студентов – 60 человек. Из них: 30 студентов российский (юноши и девушки) и 30 иракских студентов (юноши и девушки). Возраст студентов от 18 до 25 лет.
Срок проведения эмпирического исследования сентябрь 2019 года – январь 2020 года.
Исследование осуществлялось с помощью двух методик:
1) «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов);
2) диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников).
В результате проведения данных методик были получены следующие результаты:
1. У российских студентов по результатам проведения методики «Эффективность лидера» у 60% опрошенных студентов преобладает среднеэффективный стиль руководства. У 30% российских студентов был выявлен высокоэффективный стиль руководства. Это говорит о том, что данные студенты могут быть лидерами в группе, у них есть задатки для того, чтобы управлять командой. По результатам проведения данной методики, лишь у 10% студентов данной группы наблюдается низкоэффективный стиль руководства. Это свидетельствует о том, что этим студентам не рекомендуется примерять на себя роль лидера, задатков для того, чтоб управлять коллективом у них нет.
2. У иракских студентов, в отличие от российских, преобладает высокоэффективный стиль руководства (50%). Это говорит о том, что у половины иракских студентов есть способности к лидерству и руководству. У 43% иракских студентов был выявлен среднеэффективный стиль руководства, и лишь у 7% наблюдается низкоэффективный стиль руководства.
3. У 70% российских студентов по результатам методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников) преобладает средний уровень выраженности лидерских качеств. Эти студенты зачастую проявляют себя как лидеры, однако сомнения в собственном лидерстве у них присутствуют. У 18% российских студентов наблюдается высокий уровень выраженности лидерских качеств. Эти студенты призваны быть лидерами, брать инициативу в свои руки и командовать командой. Низкий уровень выраженности лидерских качеств был выявлен у 12% российских студентов. Быть лидерами для них трудно, они не уверены в себе, они не умеют руководить командой.
4. У 60% иракских студентов был выявлен высокий уровень выраженности лидерских качеств. Средний уровень выраженности лидерских качеств наблюдается у 30% иракских студентов и лишь у 10 студентов данной группы был выявлен низкий уровень выраженности лидерских качеств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по результатам диагностики российских и иракских студентов по таким методикам, как: «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) и «диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников), как у иракских студентов, так и у российских студентов присутствуют лидерские качества, С помощью проведения проверки полученных результатов через U-критерий Манна Уитни, гипотеза о том, что иракские студенты также, как и российские студенты склонны к лидерству, и гипотеза о том, что у иракских студентов уровень выраженности лидерских качеств схож с уровнем выраженности лидерских качеств российских студентов нашли своё подтверждения.
Список использованной литературы
1. Агеева, Е.И. Эмоциональный интеллект и лидерство /Е.И. Агеева // Менеджмент сегодня. — 2010. — №1. — С.50-57.
2. Ананченко, М.Ю. Сущность и источники лидерства / М.Ю. Ананченко // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — №1. — С.47-54.
3. Бабаян, К.Р. Особенности социального лидерства в молодежной среде / К.Р. Бабаян // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2018. — №2. — С.46-51.
4. Беляева, П.А. Развитие лидерского потенциала студентов как психологическая проблема / П.А.Беляева // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — №6. — С.126-131.
5. Белякова, Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. канд. психол. наук / Н.В. Белякова.- М., 2010. — 197 с.
6. Бендас, Т.В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей / Т.В. Бендас // Вестник Оренбургского университета. — 2015. — №1. — С.19-23.
7. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст]/ А.А. Бодалев// Вопросы психологии. — 2014. — №1. — С.25 — 34.
8. Борисова Е.Р. Лидерство в высшем образовании//Управление персоналом. 2014.№3(91). — с. 56-59.
9. Васюков, И.Л. Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды для развития лидеров / И.Л. Васюков // Инновационные образовательные технологии. — 2017. — №3. — С.125-133.
10. Веряскина, И.А. Формирование лидерских качеств учащейся молодежи как основная составляющая их профессиональной успешности / И.А. Веряскина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — №12. — С.97-100.
11. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков. — М.: Изд. Педагогическое общество России, 2016. — 340с.
12. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина, 2012. — 301с.
13. Гуничева, Е. Л. Педагогические условия формирования лидерских качеств у членов студенческого актива вуза: автореферат дис.канд.пед.наук / Е. Л. Гуничева — Чебоксары, 2016. — 27 с.
14. Давлетова, А. И. Лидерство как социальное явление: сб. науч. тр. / А.И. Давлетова.- Славянск-на-Кубани: центр СГПИ, 2016. — С. 65-76.
15. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320
16. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности [Текст]/ А.И. Донцов. — М.: МГУ, 2017. – 168 c
17. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме//Учреждение Российской академии наук Институт психологии РАН, 2011– С. 3-4.
18. Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство [Текст]/ Ф. Карделл// Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2010. – 390 с
19. Кипнис М. Тренинг лидерства. М.: Ось-89, 2016. — 144 с.
20. Кон, И.С. Психология подростка [Текст]/ И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2014. — 178с.
21. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст]/ М.Ю. Кондратьев. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2015. — 335с.
22. Кулинцева, Ю.С. Формирование лидерских устремлений у студентов ВУЗа: автореферат дисс. канд.пед.наук / Ю.С.Кулинцева. — Сочи, 2013 — 22с.
23. Нефф Т.Д. Уроки лидеров / Т. Д. Нефф. — М. : АСТ , 2013. — 492 с.
24. Павлова, А.П. Организационная культура и лидерство / А.П. Павлова // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2016. — №4. — С.101-106.
25. Панкрухин, А. Лидерство. Диагностика и развитие лидерских способностей. / А. Панкрухин // Основы лидерства. [Электронный ресурс], 2010.
26. Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. — N 5. — С. 118-120
27. Первитская А. М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психолог. наук / Первитская А. М. — Екатеринбург, [2007]. — 27 с.
28. Платонов, Ю. Структура и условия лидерства / Ю. Платонов // Менеджмент и менеджер. — 2014. — №2. — С.9-14.
29. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения [Текст]/ Ю.П. Платонова. — СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
30. Платонов, Ю.П. Путь к лидерству [Текст]/ Ю.П. Платонов. — СПб.: Речь, 2011. — 348с.
31. Попов Б. Психологическая подготовка лидера // Кадры предприятия. – 2014. — N 12. — С. 58-63
32. Пучков, Н.П. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся / Н.П. Пучков, А.В. Авдеева. – Тамбов: ТГТУ, 2009.
33. Сбитнева, В.Б. Возможности технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств подростков [Текст]/ В.Б. Сбитнева. — М.: МГУ, 2012. – 116 с.
34. Селезнева Е. В. Лидерство: учеб.для бакалавров. –М.: Юрайт, 2014. –429с.
35. Тришкина, А. Педагогический опыт «Я — лидер» [Текст]/ А. тришкина// Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 4(78). — С.38-46.
36. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства // Философия социальных коммуникаций. 2017. № 2. С. 55-62.
37. Феномен распределенного лидерства: социально-психологическая рефлексия новой ситуации // Новые в психологии: Сборник статей. Отв. редактор М.А. Степанова. М.: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. С. 48-61.
38. Фридман М. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоратив. упр / М. Фридман. – М. : ГРАНД : Фаир-Пресс , 2004. — 271 с.
39. Чугунова Э. С. Психология лидерства. Стили руководства. учебная программа к специальному курсу / Э. С. Чугунова. — Екатеринбург , 2017. — 23 с.
40. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н.И. Шевандрин// Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.:ВЛАДОС, 2010.- 544с.
41. Шинода Б.Д. Психология и Дао. Психология личности : случайны ли совпадения в нашей жизни. Москва, 2001.
42. Шлахтер В. В. Искусство доминировать / В. В. Шлахтер. — СПб. : Респекс , 2013. – 189 с.
43. Шушляпин О. Психология власти: креатогенное лидерство // Консультант директора. – 2015. — N 10. — С. 15-16
44. Эдэйр Д. Не боссы, но лидеры. Лестница успеха / Д. Эдэйр. – М. : Фаир-пресс : Гранд , 2014. — 181 с.
45. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. — М. : Аст , 1997. — 301 с.
46. Вильцан М.А., Валитов А.А. Условия и перспективы развития лидерства в студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/8520 (дата обращения: 26.01.2020).
47. Дутлова З.Н. Лидерские качества студентов. // Научно-методический электронный журнал «Мультиурок». – 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/doklad-lidierskiie-kachiestva-studientov.html (дата обращения: 01.02.2020)
48. Субботина А. Ю. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 1–5. –[ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75129.htm. (дата обращения: 10.01.2020)
49. Чернова А.Д. Лидерские качества студентов ВУЗА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 23(67). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/67/146491 (дата обращения: 18.02.2020).
50. Шелкова А.В. Акутина С.П. Проблема развития лидерских качеств у студентов СПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://synergy-journal.ru/archive/article2918 (дата обращения: 02.02.2020)
Страницы 1 2
