Скоро защита?
Меню Услуги

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РОССИЙСКИХ И ИРАКСКИХ СТУДЕНТОВ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Содержание

Введение
1 Теоретические основы исследования лидерских качеств в психологии
1.1 Лидерство как психологическое явление
1.2 Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства
1.3 Исследование лидерских качеств студентов в трудах учёных
2 Эмпирическое исследование лидерских качеств российских и иракских студентов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию лидерских качеств у студентов
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Методический инструментарий

Введение

Актуальность исследования. Для современного общества начала XXI века характерны радикальные изменения во всех сферах жизнедеятельности, реформы социально-экономических, политических и других отношений в нашей стране, переоценка ценностей и ценностных ориентаций молодежи, изменение содержания общественного бытия и сознания.
Лидерство, необходимость развития лидерских качеств необходимо рассматривать как одну из основных задач студентов управленческих специальностей. Для студентов в первую очередь лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию. Она необычайно полезна для молодого выпускника вуза в первую очередь тем, что в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений. Эти качества являются основанием для управленческих умений.
Вышеперечисленное вызывает интерес социально — педагогической теории и практики к проблеме развития лидерских качеств студентов вузов, а доминирующую роль в этом процессе играет студенческое самоуправление. Поэтому вопросы формирования лидерских качеств в современных условиях являются актуальными и требует к себе пристального внимания.
Цель данной бакалаврской работы заключается в проведении сравнительной характеристики лидерских качеств российских и иракских студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть лидерство как психологическое явление;
2) изучить основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства;
3) рассмотреть исследование лидерских качеств российских и иракских студентов в трудах учёных;
4) провести эмпирическое исследование характеристики лидерских качеств российских и иракских студентов;
5) разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию лидерских качеств у студентов.
Объект исследования – лидерские качества студентов.
Предмет исследования – характеристика лидерских качеств российских и иракских студентов.
Теоретико-методологической базой при написании данной бакалаврской работы выступили труды учёных: Агеевой Е.И.[1], Ананченко М.Ю.[2], Бабаяна К.Р.[3], Беляевой П.А.[4], Беляковой Н.В.[5] и других.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез теоретического материала по рассматриваемой теме), эмпирические (анкетирование российских и иракских студентов), статистические (обработка результатов, полученных в ходе диагностики студентов).
Гипотеза исследования:
1) иракские студенты также, как и российские студенты склонны к лидерству;
2) у иракских студентов уровень выраженности лидерских качеств схож с уровнем выраженности лидерских качеств российских студентов.
Контингент респондентов: российские и иракские студенты (юноши и девушки) в возрасте от 18 до 25 лет в количестве 60 человек. Срок проведения эмпирического исследования: октябрь 2019 года – январь 2020 года.
Структура и объём бакалаврской работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа содержит 64 страницы, 6 рисунка, 6 таблиц, 31 использованных источников, 1 приложение.

1 Теоретические основы исследования лидерских качеств в психологии

1.1 Лидерство как психологическое явление

Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями во всех сферах его жизни. В настоящих условиях политического и социально-экономического развития России, особенно в области образования особенно остро стоит проблема определения эффективных методов выявления, личностного развития и форм обучения социально одаренной молодежи, т.е. потенциальных лидеров в образовании. В отечественной психологии рассматриваются проблемы диагностики и формирования одаренной молодежи в основном применительно к художественному и умственному типам одаренности. Разработка модели психолого-педагогического сопровождения формирования молодежных лидеров в области образования является актуальным и перспективным направлением, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности). Индивидуально-психологические особенности личности — динамичная, меняющаяся в процессе жизни и деятельности система. Поэтому их изучение и анализ должны строиться с позиции раскрытия потенциала личности для дальнейшего развития [15, c. 77].
Психология лидера обладает своими различиями от психологии иных людей. У лидеров существенно отличается мировоззрение, мысли, восприятие ситуаций и стремления, в сравнении с подобными чувствами, имеющимися у среднестатистического человека. Как раз эти отличия и позволяют лидеру достигать поставленных результатов и своих целей, невыполнимых для обычных людей [22].
Лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [1, c. 60].
Определяя, что такое эффективное лидерство, важно провести различия между лидером, лидерством и ведением. Позиция лидера — это роль в определённой системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить. В деловой сфере и в организациях лидерство часто противопоставляется менеджменту. Менеджмент обычно определяют, как «умение выполнить задачу посредствам других людей». Лидерство же определяют, как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу».
Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером. Ведение — это результат сочетания соответствующей роли и способности к лидерству, то есть умения каким-то образом влиять на других людей. Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером [12, c.91].
Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь, становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас [21, c. 73].
В психологической литературе зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что деятельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его.
Вот один из вопросов, который задавали себе многие исследователи: «Лидерами рождаются или становятся, и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большое количество исторических примеров показывает, что многие известные лидеры слепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Но с чего начать? Как известно, мы можем управлять теми системами, структуру которых мы знаем. Следовательно, необходимо понять из чего состоит лидерство — из каких винтиков и шестерёнок.
Результаты и успех, которые свойственны лидеру, напрямую отражают его внутренний настрой и установки, которые он выбрал в качестве приоритетов.
Сюда относится свобода мыслей, творческий подход, вера в себя или ответственность. Эти устремления и убеждения являются ориентиром для лидера.
Увлечение и страсть служит главной причиной, дающей лидерам длительное время уделять внимание конкретному делу.
Для лидеров не типичны колебания от решения к решению, они последовательны.
Психология лидерства выражается почти во всех аспектах жизни, особенно это заметно как человек просыпается с утра. У лидеров, с момента бодрствования появляется решимость к действиям.
Чувство полной ответственности за свою жизнь, превращает любого человека в лидера, в первую очередь для него самого. Человек при этом берет на себя ответственность за любое собственное действие и самостоятельно концентрирует себя на достижение целей и решение поставленных задач.
Творческий подход является важнейшим качеством в психологии лидерства. Люди с таким потенциалом способны на принятие спонтанного и нестандартного решения, при этом, от них сложно добиться действий по указанным шаблонам. Психология лидерства состоит из постоянного поиска новых решений и личного самосовершенствования [29, c. 83].
Желание быть свободным — это еще одно важное качество лидера. Такие люди не желают быть зависимыми от кого-либо. Они знают, чтобы выйти из под влияния «системы» нужно стать этой «системой» или приобрести её, чтобы подчинить своим интересам. Таким образом, реализованный в социуме лидер никогда не чувствует себя за что-либо обязанным, он не привязывается к единственному городу или стране, он свободен быть там, где хочет и с теми с кем хочет [4, c. 69].
Итак, лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство — групповое явление, т.к. лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре.
Лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели [14, c. 48].
Лидер демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов.

1.2 Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства

Феномен лидерства на практике определяется наличием взаимодействия некоторых переменных составляющих, каждая из которых при этом очень важна. Причем главные из них следующие: особенности той или иной конкретной складывающейся ситуации, психологические характеристики человека, являющегося лидером в группе, социально-психологические характеристики участников малой группы, особенности решаемых задач. Лидерство в любом случае основывается на имеющихся у лидера личных качествах и на тех социально-психологических отношениях, которые так или иначе складываются в определенной группе людей [11, c. 73].
Основные референты (признаки) существующего лидерства в первую очередь можно отметить следующие: инициативность и активность индивида при решении различных задач совместного плана проявляются больше, чем у других людей в малой группе, большая информированность относительно определенной решаемой задачи, способность нужным образом воздействовать на других людей для достижения поставленной первоначально цели, соответствие поведения нормам малой группы, обладание личными качествами, которые являются эталоном для данной конкретной группы людей.
Главные функции лидера следующие: способность правильно организовать совместную жизнедеятельность людей, выработка определенных норм для всей группы и их последующее успешное поддержание, внешнее представительство своей малой группы в различных ее связях с другими группами и с обществом в целом. Кроме того, лидер способен со своей стороны брать на себя ответственность за итоги общей деятельности всей группы. Он же создает определенный микроклимат в коллективе людей.
У малой группы два основных направления осуществляемой совместно деятельности. Одно из них деловое, а второе — различные эмоциональные проявления, которые также очень важны в деятельности людей. Первое направление напрямую связано с решением различных совместных важных для всех задач, а второе направление представлено общением и психологической связью различных людей в группе. При этом принято выделять два разных вида лидерства [23, c. 101]:
1) в деловой среде (его еще обычно называют «инструментальным»);
2) в эмоциональных проявлениях (такое лидерство еще часто называют «экспрессивным»).
Данные разновидности лидерства иногда на практике вполне успешно объединяются в одном и том же лице. Но так происходит не всегда. Гораздо часто в малой группе есть сразу два разных лидера в разных сферах. При этом один из них более наделен деловыми качествами, а второй более эмоционален, и отвечает за психологический микроклимат в малой группе, например, в трудовом коллективе.
Внутри каждой сферы существования малой группы можно выделить также, к примеру, такие роли лидеров: организатор, специалист в чем-либо, в какой-либо сфере, мотиватор других людей в достижении поставленных целей, генератор эмоций.
Большая часть российских исследований лидерства привыкли рассматривать данный феномен, проявляемый в различных малых группах, в первую очередь именно в контексте осуществления совместной жизнедеятельности людей. При этом наиболее важными оказываются на практике не только какие-то отдельно взятые ситуации, но также и основные задачи осуществления группой своей деятельности. Лидеры при этом направляют всю группу людей на осуществление какой-либо вполне определенной деятельности.
В исследовании феномена лидерства принято выделять 3 главных подхода. Один из них — это теория личностных качеств. Второй подход — поведенческий, а третий — ситуационный. Около столетия тому назад сторонники теории личностных качеств стремились понять, какие именно личностные характеристики того или иного человека способны на практике обеспечить ему лидерство в коллективе. Ученые предположили, что при возможности определения таких качеств в результате люди смогли бы попросту «воспитывать» в себе или в других людях лидеров. Появившаяся теория черт берет свое начало в положениях немецкой психологии периода XIX — XX в. В соответствии с ней, у лидера проявляется врожденная способность воздействовать на других людей [2, c. 515]. Лидер способен брать на себя риск, управлять другими людьми, и действовать даже в условиях полной неопределенности, преодолевая любые возникающие на пути препятствия
В соответствии с этой теорией, лидером может оказаться только человек с некоторым определенным набором черт личности. При этом разные авторы стремились к тому, чтобы уточнить эти черты наиболее точно. В социальной психологии США эти черты определялись с особым рвением и тщательностью, ведь их важно было использовать на практике, в том числе в тестах для отбора вероятных лидеров. Но исследователям впоследствии удалось определить, что составить полный перечень таких черт сложно, и даже практически невозможно. [3, c. 62] В итоге в 1950-х гг. исследователи уже по-другому стали смотреть на проблему существования лидерства в коллективе. Их больше начал интересовать уже вопрос касаемо поведения лидеров в организации. В частности, ученые начали изучать, как именно лидеры в организации управляют другими людьми, и как в целом взаимодействуют с ними, какие свои качества при этом проявляют в их отношении.
Существующий поведенческий подход в первую очередь на практике ориентирован на проведение анализа лидерства в контексте того поведения, которое реализует лидер на практике, и последующее выделение каких-то универсальных поведенческих особенностей лидера. Последователи данного подхода сделали предположение о том, что лидерству вполне можно обучить кого-либо. Ученые в рамках данного направления сделали вывод о том, что лидером может быть человек, у которого проявляется определенная форма поведения. Ученые провели ряд исследований различных стилей лидерства и выполнили впоследствии их классификацию. Самую большую известность при этом получили классификации К. Левина. Он выделил наличие автократического, а также демократического и либерального стилей лидерства. Известной стала также классификация авторства Р. Лайкерта. Этот ученый выделил стиль лидерства, который в первую очередь ориентирован на решение определенной задачи, а также такой стиль, который ориентирован не на решение задачи, а на человека. Итоги практических исследований говорят об отсутствии наличия четкой взаимосвязи между характеристиками определенного стиля лидерства и наличием его практической эффективности. Что касается сторонников ситуационного подхода, то они полагают, что лидерство представляет собой на практике продукт той или иной конкретной складывающейся на практике ситуации. Главная идея здесь состоит в том, что хороший лидер способен довольно быстро дать оценку любой складывающейся ситуации и затем адаптировать к ней поведение. Теория черт в этой схеме не отбрасывается. В то же время говорится о том, что в первую очередь лидерство — это все же продукт определенной ситуации. В разных ситуациях в группе можно выделить отдельных ее участников, превосходящих в чем-то всех остальных, в частности, в каком-либо проявляемом ими качестве. То или иное качество становится более важным в определенной ситуации. И человек, который этим качеством обладает, как раз и становится лидером в данной конкретной ситуации. В итоге идею касаемо врожденности определенных лидерских качеств отбросили. Взамен приняли идея о том, что лидер лучше других людей способен актуализировать в той или иной складывающейся ситуации свойственную ему черту. Черты, свойства, качества лидера относительны. В соответствии с этим подходом оказались созданы 4 разных теории. Первая из них — это ситуационная модель авторства Фидлера, вторая — это теория Митчелла и Хауса «путь — цель», третья — теория жизненного цикла авторства учетных Херси и Бланшара. И, наконец, четвертая — это модель принятия решений авторства Врума-Йеттона [30].
Общее всех теорий заключается в признании того, что лидерство на практике нельзя воспринимать безотносительно различных характеристик, в том числе определенной группы, которая принимается к рассмотрению, а также складывающейся на практике ситуации. Сейчас лидерство принято понимать как достаточно сложное и весьма многоплановое явление. В любом случае оно на практике определяется рядом факторов. Отдельно следует отметить компенсаторные теории лидерств, присходящие изначально из психодинамической парадигмы. Идея данных теорий в первую очередь в том, что лидерство в их рамках принято считать за поведение, способное нейтрализовать те или иные внутриличностные противоречия или актуальные переживания. Движущим мотивом лидерства, в частности, в рамках таких теорий, принято называть стремление человека к власти, которое компенсирует отчасти проявление чувство его личной неполноценности (А. Адлер), стремление к осуществлению постоянного контроля за складывающейся ситуацией, что способно компенсировать тревогу, связанную с фрустрацией потребности человека в обеспечении безопасности для себя (К. Хорни) [2, c. 345].
Перечисленными теориями лидерство на практике рассматривается в виде некоего внутреннего феномена, который оказывается напрямую связанным с характеристиками лидера. Дополнительно к данным эндогенным теориям также рассматривать принято и различные иные концепции, — экзогенные теории. В них лидерство рассматривают как итог воздействия различных внешних факторов, то есть факторов социальных (а совсем не личностных).
Распространенной среди таких теорий является в настоящее время теория лидерства как функции малой группы. Основателем ее является Дж. Хоманс. Он со своей стороны предполагает, что любая социальная группа — в любом случае группа ведомых, которым нужен лидер. При этом он определяет лидера как человека, в полной мере способного отражать существующие у группы ценности, могущего удовлетворить ожидания, проявляемые со стороны группы [25].
Существует в числе прочих теория ситуативного лидерства авторства Р. Стогдилл. Ее автор полагает, что человек может стать лидером не ввиду наличия у него тех или иных качеств и не ввиду определенных потребностей группы, а в зависимости от складывающейся ситуации. С помощью проведения экспериментов Стогдиллом было установлено то, что один и тот же человек может стать лидером в группе в одной ситуации, и не стать лидеров в другой ситуации. Ряд авторов стремится сочетать различные существующие внешние факторы (такие как фактор окружения, ситуации), при этом формируя свои комбинированные теории лидерства. Ф. Фидлер считает, что существуют 3 основные переменные составляющие, которые наблюдаются в групповых процессах и влияют на успех лидера и всей группы. Это, во-первых, особенности отношений, складывающихся на практике между лидером и участниками данной группы. Во-вторых, это уровень структурированности той или иной задачи. В-третьих, это позиционная власть лидера, которая на практике определяется существующими у него в реальности полномочиями [1].
Проведенные учеными исследованиями в итоге так и не помогли до конца безошибочно определить природу лидерства. Если на первый план выдвигаются внутренние факторы, то это ведет к появлению представлений о лидере как о некоей «вещи в себе», существующей отдельно от складывающейся на практике ситуации и от окружения. А если больше принимаются в расчет внешние факторы, это в итоге делает лидера «фикцией», ничем не обоснованной «изнутри». Так что на деле часто ученые стремятся к формированию некоего интегративного подхода к феномену лидерства с присутствием в нем разнообразных факторов, инициирующих и затем поддерживающих лидерство в той или иной малой группе. Так, психолог и социолог из США Д. Мак-Грегор сформулировал свою теорию связанных друг с другом факторов. Эта теория получила большое распространение. Д. Мак-Грегором отмечены в своей теории 4 наиболее важных фактора. Первый фактор — это характеристики личности человека, являющегося лидером, второй фактор – это особенности решаемых на практике задач, третий фактор – это потребности, отношения, интересы, характеристики личности ведомых людей в малой группе, четвертый фактор – это особенности данной конкретной организации, ее структура [1].
В последнее время в сфере развития лидерологии возникли различные совершенно новые теории, и появился определенный принцип рассмотрения лидерства. В частности, на практике отмечен переход от группового к диадическому пониманию, а от транзакционного понимания — к трансформационному. Кроме того, некоторые теории были объединены между собой.
Сейчас можно встретить совершенно разные концепции лидерства. Каждая из них имеет свои особенности. Попробуем провести краткий анализ некоторых из них.
Одной из концепций лидерства является модель реформаторского лидерства, которая предполагает присутствие как у лидера, так и у его подчинённых поведения, подходящего для успешного творческого решения проблемы в условиях кризиса [26, c. 83].
У данной модели целый ряд своих отличительных моментов. Лидер в рамках данной модели оказывает свое воздействие на подчиненных посредством их привлечения к участию в деле управлении, он мотивирует людей с энтузиазмом поддерживать существующие совместные усилия. При этом от подчиненных оказывается важным не просто слепое следование за руководителем, а использование имеющихся возможностей с осознанным подходом к осуществляемым действиям. Такой лидер стремится снизить воздействие на своих подчиненных эмоций и повысить уровень рациональности в поведении.
Изученные выше концепции не дают в результате возможность получить полное и точное отражение существующих сейчас теорий лидерства. На самом деле их гораздо больше. Но многие специалисты выделяют их как основные. Ученые, отмечая важную роль руководителей и лидеров в деятельности людей, назвали наиболее важным фактором определенные личные характеристики лидеров.
В частности, лидер в любом случае должен проявлять со своей стороны достаточный оптимизм в рамках выполняемой деятельности. Конечно, пессимизм в чем-то тоже неплох. Но положительные проявления лучше мотивируют людей. Лидеры также проявляют заботу о подчиненных. Они для обеспечения эффективной деятельности должны быть предельно доступны, а не прятаться за дверью кабинета. Они отдают отчёт в наличии у себя определенных слабостей, и это делает их более терпимыми к слабостям, которые проявляют другие люди [13, c. 17].
Лидер в любом случае должен быть решительным и смелым. Иногда ему приходится искать и внедрять различные инновационные способы решения задач, проводить эксперименты и нести ответственность за это. А это всегда большой риск. Но лидеры должны быть к нему готовы. Кроме того, лидеры обладают большой широтой взглядов. Они проявляют со своей стороны интерес к разным направлениям работы компании. Они учитывают то, что когда есть в наличии вся необходимая для работы информация, нужное решение оказывается на поверхности. Гораздо сложнее, если известны не все нужные данные, а решение все-таки требуется срочно принять. [11].
Лидер должен отдавать себе отчет в том, что принятое им решение может в итоге все же стать ошибочным.
Лидер всегда требователен к подчиненным, но при этом достаточно тактичен в общении. И он в любом случае должен критиковать выполняемую подчиненным работу, а не собственно того человека, который ее делал.
Руководитель должен быть честным с подчиненными. Он должен высказывать подчиненным свое правдивое мнение по поводу выполняемой ими работы. Важно в то же время уметь не ущемлять чувства других людей. При этом важно также осознавать и свои собственные ошибки. В отношениях с подчиненными руководителю важно проявлять достаточный такт, он должен быть честным с другими людьми в интересах блага компании и сотрудников [19].
Важны и проявления честолюбия руководителя. Ог должен гордиться успехами коллектива, разделять его с людьми. Так он сможет вдохновить людей своим энтузиазмом на еще большие свершения. Лидер не должен ждать в отношении себя проявлений лести. Он помогает подчиненным развивать проявления энтузиазма, честолюбия, решительность [19]. Лидеру важно в любых ситуациях быть решительным и достаточно уверенным в себе. Все это должно проявляться без высокомерия и заносчивости.
Как считают эксперты, лидерское поведение в любом случае должно содержать проявления настойчивости, а порой даже и агрессивности. Руководитель должен всегда быть готовым к тому, чтобы воспринимать и передавать новую информацию, должен быть коммуникативным, обладать склонностью к самоконтролю.
Самые ценные лидерские качества следующие: способность достигать цели, а в случае необходимости также делегировать часть полномочий кому-либо из подчиненных. Кроме того, лидер или руководитель должен мотивировать людей к активной работе, в том числе групповой. Он расставляет приоритеты людей, дает критерии самооценки, склоняет людей к аналитическому мышлению. От него требуется обнаружение основных тенденций на будущее. В соответствии с этим он должен учиться распределять свои усилия и свое время и усилия и время подчиненных людей. Лидер также должен уметь вести себя культурно, быть деликатным, вежливым, доброжелательным. От него требуется стрессоустойчивость. Помимо этого, он должен следовать лидерскому имиджу.
Качества лидера можно объединить в несколько разных групп [31]:
1) Достаточная настойчивость.
На пути у любого человека так или иначе появляются различные препятствия. И он может либо остановиться перед ними, либо же идти дальше, преодолевая их. Но у руководителя не существует такого выбора. Он в любом случае должен стремиться идти вперед, невзирая на сложности.
2) Самокритичность
В любом случае важно оценивать себя не только с положительной, но и с отрицательной стороны, увидеть свои ошибки и просчеты. Это помогает не погрязнуть в самолюбовании.
3) Адаптивность — способность человека быстро и без особых проблем приспосабливаться к любым новым для себя условиям. Это весьма важное качество. Ч. Дарвин сказал когда-то по данному поводу такие слова:
Выживают не самые сильные и разумные, а те, кто приспосабливается к переменам.
Такого плана люди способны выживать после эпидемий, стихийных бедствий.
4) Требовательность в отношении как себя самого, так и в отношении других людей.
В данном случае применяется следующее правило: «Относись к другим так, как бы тебе хотелось, чтобы отнеслись к тебе». Если человек что-либо спрашивает с окружающих, то же самое он также должен в любом случае спросить и с самого себя.
5) Проявления инициативности и независимости
Инициатива всегда поощряется в деятельности руководителя. От нее во многом зависит успех осуществляемой на практике деятельности. Независимость — еще одно лидерское качество. Под ней при этом понимается проявление свободы буквально во всех проявлениях: в деньгах, обладании различными материальными качествами.
6) Выносливость. Способность легко и без проблем работать в том числе в условиях психических и физических перегрузок, способность выполнять поставленную первоначально цель.
Иногда бывает так, что кажется, сил продолжать больше нет. Но при этом выносливость позволяет преодолеть ощущение. неспособности действовать.
7) Проявления психической устойчивости человека
У любого человека в жизни бывают стрессы, а у лидера тем более. Но важно подготовиться к этому, п предстать перед стрессами во всеоружии. Лидер должен в любой ситуации уметь держать себя в руках.
8) Решительность. Способность лидера, руководителя всегда самостоятельно принимать те или иные необходимые решения.
9) Воля, волевые проявления. Способность человека успешно и быстро преодолевать любые стоящие перед ним препятствия. От этого зависит во многом успех практически любого начатого дела.
Воля дает возможность человеку идти только вперед к намеченной цели и не сворачивать с пути. Воля в достаточной мере оказывается развитой у спортсменов, и они в результате могут успешно
10) Оптимистичность
Лидеру важно проявлять оптимизм по жизни, и преодолевать различные негативные проявления, отставлять их в сторону.
11) Надежность. Способность руководителя или лидера держать данное другим людям слово, быть верным ему, не отступать ни в чем при достижении поставленных целей. Это позволяет подчиненным положиться на лидера и достигать поставленных целей вместе с ним, не отступая ни перед чем [11].
Сейчас интерес к проблеме лидерства значительно вырос. Лидерство представляет собой искусство воздействия на подчиненных. Лидер вдохновляет своих подчиненных на достижение поставленных целей. Лидер направляет действия других людей. Он представляется авторитетным человеком, который играет весьма важную роль в организации деятельности. Помимо этого, на нем лежит ответственность за результаты выполнения работы и за осуществление регуляции складывающихся отношений в группе.
Личные и коммуникативные качества, присущие лидеру
Педагоги и психологи выделили качества, которые оказываются наиболее важны для лидеров и руководителей в различных сферах деятельности. Для этой цели ими были сформированы определенные критерии для лидеров. Исследователи выделили различные качества, которые должны проявлять руководители. Ими было выделено двенадцать наиболее важных качеств лидера или руководителя.
Для обеспечения на практике достаточного удобства работы с такими качествами их решено было подразделить на 3 разных группы. Во-первых, это системные навыки, во-вторых — коммуникативные, которые также очень важны для любого лидера. И, наконец, это различные внутренние качества лидера, его черты характера и личностные проявления.
Ниже дано описание указанных качеств и указаны рекомендации по их успешному развитию. Мало поставить перед собой цель быть лидером, важно также и регулярное саморазвитие, осуществление действий в указанном направлении. А для этой цели важно постараться наметить стратегии для дальнейшего продвижения. Некоторые из них даны в описании каждого из лидерских качеств.
Системные навыки, необходимые для лидера или руководителя.
Видение. Лидерство тесным образом связано с указанным навыком. Оно дает возможность формировать образ будущего. В итоге есть возможность представить, что будет спустя какое-то определенное время, например, через 10 лет. Такое качество, как видение, в результате дает реальную возможность выстраивать перспективы на будущее. В результате есть возможность получить нужный толчок к развитию. Благодаря видению, можно ставить цели на ближнюю и дальнюю перспективу и затем успешно их достигать. Способность формировать видение дает возможность людям следовать за лидером, который знает, что и как нужно делать, чтобы чего-то достичь. Разумеется, руководитель должен реалистично видеть будущее, а не просто фантазировать. Лидер четко представляет себе, можно ли чего-то достичь на практике. От лидера очень важно умение ставить цели на будущее, о чем речь пойдет далее [9].
Развивать видение руководитель может за счет своеобразного мысленного достраивания будущего. При этом для начала составляются прогнозы. Они могут быть составлены на короткое или длительное время. Это может быть и один день, и целый год, и даже несколько лет. В любом случае долгосрочные прогнозы составлять сложнее, но руководитель должен к этому стремиться в меру своих возможностей. При этом он должен стремиться к тому, чтобы все время удерживать образ будущего и длительное время проявлять настойчивость в достижении поставленных целей. Прогнозы могут составляться на основании имеющихся в наличии данных или текущих показателей работы. Иногда для составления прогнозов может потребоваться интуиция. С течением времени важно сделать предпочтительный образ более ярким и чётким. Желательно составить как основной, так и запасные варианты развития событий. В любом случае важно понимать, что на пути достижения цели могут быть различные сбои.
Ещё один способ видения заключается в обратном перепросмотре. В этом случае создается тот или иной образ предпочтительного будущего, к примеру, спустя пять лет. На этот период времени делается прогноз. После этого задаётся вопрос: «Чтобы именно требуется сделать для обеспечения реализации такого будущего на практике, и что нужно сделать за один шаг до того момента, как это окончательно состоится?». В результате можно обрисовать в уме определенный набор событий, которые позволяют прийти к достижению поставленной цели. Последовательно делается как бы шаг назад и определяются промежуточные цели, предвосхищающие достижение итоговой цели. В результате так постепенно выстраивается будущее последовательно, по шагам, проделываемых в обратном порядке. Когда путь будет сделан, видение в итоге оказывается гораздо более четким и понятным [22].
Целеполагание (навык ставить цель). Оно дает в итоге вполне реальную возможность формулировать свое видение и превращать его в осязаемый результат. Лидер должен уметь выстраивать стратегии достижения поставленных целей. Если достаточно четко сформулировать результат, это дает возможность сделать цель более понятной и достаточно четкой. Лидер должен последовательно ставить цели для достижения итогового результата и одну за другой их достигать. Но при этом любые принятые решения должны быть разумными и тщательно продуманными. Это позволит быстро и без особых проблем реализовать их на практике.
Чувствительность лидера к происходящим изменениям. До момента определения цели весьма важно прозондировать обстановку и быть готовым в случае чего к ее изменениям. При этом их важно отслеживать заранее. У лидера должна быть интуиция, чтобы вовремя ощутить возможные изменения. От лидера требуется наблюдать за всем, что находится в доступе, в том числе и отдаленном. Информации сейчас много, но важно выбирать наиболее значимую и при этом реалистичную информацию и ориентироваться на нее. Если вовремя не отреагировать на меняющуюся ситуацию, это может отрицательно сказаться в итоге на успехе деятельности. К примеру, опередить компанию могут конкуренты. Любые новые тенденции нужно учитывать. Современной реальностью стала глобализация. И теперь даже при изменении на одном конце света стоимости нефти, даже незначительно, это может отразиться на любой выполняемой деятельности и в любой точке мира. В связи с этим лидеру важно быть чувствительным к сигналам, идущим со стороны [14].
От руководителя, лидера также в любом случае требуются проявления достаточной настойчивости и целеустремленности. В таком случае, встречаясь на своем пути с теми или иными сложностями, человек не остановится, а будет идти дальше. Настойчивость и целеустремленность дают в итоге возможность, видя перед собой поставленную изначально руководителем цель, выбирать с целью ее практического достижения разные маршруты. Но в итоге так или иначе руководитель не отказывается от достижения на практике поставленной изначально цели. Если возникают те или иные препятствия, необходимо применять ресурсы для того, чтобы их преодолеть, насколько бы сложно это не было сделать[6].
Важно при этом не спутать целеустремленность с проявлениями упрямства. Упрямство представляет собой достижение поставленных целей любой ценой. Иногда даже бывает гораздо проще отказаться от поставленной цели, так как она оказывается на тот или иной момент времени неактуальной. К примеру, конкуренты выпустили более качественный и недорогой продукт. Разумеется, можно попытаться их опередить. Но не всегда это оказывается целесообразно по затратам времени, сил и средств. Бывает гораздо проще выпустить какую-то другую продукцию с учетом уже совершенных разработок, и она будет на порядок лучше, чем у конкурентов, и с меньшими затратами. Иногда приходится делать свой выбор, чтобы была реальная возможность в чем-то выиграть. Так что в каких-то ситуациях приходится поступаться с поставленными изначально целями.
Лидеру с целью данного качества важно осознать, что «Нет поражений — есть лишь обратная связь, которую важно принимать в расчет, не существует неудач — существует определенный опыт!» Любой опыт важно воспринимать не в качестве отрицательного события, а в качестве урока на будущее. И в итоге полученные из этого опыта знания и представления дадут возможность успешно развиваться дальше. [14].
Гибкость. От руководителя требуется возможность применения различных стратегий в нужный момент. Это дает возможность поступать всегда максимально эффективно. Если существует только какая-то одна-единственная стратегия, то это всегда является шаблоном. Существования шаблона не дает выигрышных решений в любой ситуации. Если стратегий две, то это оказывается дилеммой. Хорошо, если про запас существует не менее 3 — 4 разных стратегий. Это обеспечивает дополнительные возможности деятельности. Если стратегий у человека мало, это уменьшает его возможности, не позволяет действовать достаточно гибко. Лидер с маленьким набором стратегий оказывается предсказуем и поэтому управляем.
Лидер в любом случае должен уметь, когда это требуется, выходить за рамки системы. Если он обладает внутренней гибкостью, это позволит найти выход из любой, даже самой сложной ситуации.
Чтобы развить внутреннюю гибкость, полезно при постановке целей сразу предусматривать несколько разных способов их достижения. Их должно быть не менее трех. При этом один из способов достижения поставленной цели должен быть основным, а остальные запасными, дополнительными. Важно при этом понимать, что не всегда прямой путь оказывается наиболее коротким.
Еще одна важная для лидера, руководителя группа навыков, важная для взаимодействия с другими людьми — это проявления коммуникации. Коммуникация позволяет объединить между собой руководителя и его команду. Благодаря проявлениям коммуникации из людей можно сделать своих приверженцев и последователей, а впоследствии и весьма эффективных участников команды.
Кроме всего прочего, от лидера требуется способность мотивировать других людей к достижению поставленных целей. Все указанные выше проявления представляют собой весьма важные составляющее проявлений лидерства. Ими определяются разные методики оказания воздействия на подчиненных. При кажущейся общности указанных понятий у каждого из них свой особый смысл. Так, в частности, способность мотивировать подчиненных к чему-либо на практике состоит в успешном формировании того или иного импульса, который позволяет стимулировать людей на деятельность по достижению поставленной цели. Можно, помимо того, что мотивировать окружающих на достижение определенной цели, мотивировать также и самого себя. Это также является очень важным. Принято выделять 2 следующих вида мотивации: приближения и избегания. То есть это проявления мотивации «К», а также мотивации «ОТ». Эти способы могут применяться на практике в разных ситуациях. В каждой из них может применяться какой-то из этих способов, или же сразу два этих способа сразу. Мотивация избегания позволяет избежать порицания, а мотивация приближения, поощрения позволяет получить тот или иной бонус за свою деятельность.
Весь вышеперечисленный перечень качеств и рекомендаций по их развитию и использованию помогут собрать воедино основные элементы лидерства и быстрее развивать свой лидерский потенциал в нужном направлении. Стоит помнить, что основополагающим, вбирающим в себя все остальные качества лидера является лидер как личность, обладающая всеми навыками, возможностями и ресурсами для достижения наивысшего результата.

1.3 Исследование лидерских качеств студентов в трудах учёных

Сегодняшние студенты – это завтрашние руководители и политики, другие специалисты, которые займут ведущие положения в обществе, и станут лидерами в той или иной сфере деятельности. Именно от образовательных и саморазвивающихся действий будет зависеть управление различными социальными структурами от разного рода групп, коллективов предприятий, армейских подразделений до государства. Для того чтобы стать успешным в своей жизни необходимо постепенно и целенаправленно развивать свои личностные качества [2].
Личность лидера и его стиль поведения, как доминирующего лица, во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Лидеры влияют на социализацию индивидов. Как разнообразны люди и группы, так же разнообразны лидеры и их поведение. Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе.
Анализ литературы по интересующей проблеме показал, что вопрос о моделировании процесса формирования и развития лидерских качеств не получил полного и аргументированного решения. Однако актуальность данной темы в современных условиях не вызывает сомнений. Вопросами формирования и развития качеств лидера занимаются такие исследователи, как О.В. Евтихов, Т.В. Бендас, А.Б. Голубь, А.В. Авдеева, к белорусским ученым, изучающим данную проблему, можно отнести Е.М. Бабосова, А.А. Злотникова, Е.В. Будову, за рубежом этот вопрос раскрыт в ряде работ Е. Холландера, К. Дэвиса, ф.Э. Фидлера, С. Кови, и др.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности любой, в том числе и студенческой группы, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. «Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения студенческую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации». Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.
Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений.
Студенческий период является центральным периодом преобразования и становления всей системы ценностных ориентаций и мотивации. В период юности молодой человек строит свои профессиональные и жизненные планы. В процессе учебы в медицинском вузе складывается студенческий коллектив, формируется мировоззрение, вырабатываются навыки и умения организационной работы, вырабатывается система работы по выработке профессионально значимых качеств личности. Студенческий возраст – это возраст объединения молодых людей в группы, которые заняты общим видом деятельности получением специального профессионального образования.
Таким образом, в период юности должны формироваться лидерские качества [5, с.7].
А.И. Давлетова, в своих проведенных исследованиях отмечает, что лидерские качества студента – это динамическое профессионально-личностное образование, которое формируется в процессе учебы в вузе и содержит следующие компетенции [14, c. 67]:
1. Личная эффективность – способность реализовать задатки лидера, мобилизовать свой индивидуальный потенциал, самопрезентация.
2. Коммуникативная эффективность – способность строить продуктивные и эмоциональные взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других.
3. Управленческая эффективность – способность влиять на других людей, умение ставить цели и определять пути их.
Д. Гоулман отмечает, что в Ираке с успехом используются на практике социометрические, психометрические тесты и методики, которые направлены на выявление качеств личности лидера, способностей организовывать работу коллектива, способностей управлять работой коллектива. Управление различными социальными группами, общественными организациями и обществом в целом представляет собой важнейшую теоретическую и практическую проблему. Это необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. В этой ситуации лидер играет особую роль в организации деятельности социальной группы [12].
В формировании и развитии лидерских качеств у студентов в системе высшего образования особое значение имеет орган Студенческого самоуправления (ССУ). «Студенческое самоуправление» — это активная форма организации жизнедеятельности студентов, способствующая развитию их самостоятельности в принятии решений и ответственности за полученные результаты по достижению общественно и личностно значимых целей [10;с.12].
Развитие лидерских качеств – это целенаправленный процесс творческого взаимодействия студентов друг с другом, с педагогами, социальными партнерами, позволяющий развивать качества личности, связанные с лидерским статусом, приобретать опыт лидерского поведения. Е.Н. Кривеньшева изучая теорию, отметила, что студенческое самоуправление рассматривается исследователями как специфический вид деятельности (Л.И. Новикова), метод формирования коллектива (В.М. Коротов), как принцип деятельности общественных организаций и как средство воспитания общественников (Н.М. Изосимов), как способ организации жизнедеятельности студенческих коллективов (М.И. Рожков).
Студенческое самоуправление создает среду для наиболее полной реализации лидерского потенциала личности и развития социально-значимых качеств студента, необходимых для его успешного становления в качестве всесторонне развитого гражданина и успешного специалиста.
Гуничева Е.Л. пишет, что в соответствии с исследованием Роджера Гарольда, большая часть специфических умений может быть развита через участие в студенческих организациях и общественной деятельности [13;с.18]. При этом Гарольд выделяет в качестве лидерских такие способности: межперсональное взаимодействие, планирование программ, принятие решений, разрешение проблем и конфликтов, критическое мышление, постановка целей, делегирование полномочий, управление финансами, привлечение к сотрудничеству, способность к общественной деятельности.
Важное место в зарубежных концепциях лидерства занимает такое качество как успешность.
В современной научной литературе по педагогической психологии мало освещена и разработана проблема развития лидерских качеств в условиях учебных заведений. Анализ различных подходов к пониманию происхождения лидерства позволяет сделать вывод о возможности развития лидерских качеств личности в период обучения в вузе. Практически все члены общества вовлечены в процесс функционирования лидерства: кто-то является лидером, кто-то — его помощником или последователем, кто-то хочет им стать.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф