Вид работы: Проект
Тема: Статистический анализ малого и среднего предприятия
Введение
В последние десятилетия всё больше мировых учёных заинтересованы в исследованиях бизнеса, так как он является важнейшим фактором развития рыночной экономики. Эффективность развития хозяйственной деятельности государства напрямую зависит от количества предпринимательских структур, действующих в государстве. Создание позитивных условий для развития малого и среднего предпринимательства способствует увеличению доходов для граждан и получению налогов для государства.
В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса, что обусловливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является статистический анализ малого и среднего предприятия на примере Орловской области.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
— изучение экономической сущности, задач и основных категорий анализа малого и среднего предприятия;
— определение системы показателей статистики малого и среднего предприятия;
— оценка масштаба малого и среднего предпринимательства Орловской области;
— анализ вклада малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Орловской области;
— исследование эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса Орловской области;
— оценка инвестиционной и инновационной активности малых и средних предприятий Орловской области.
Объектом исследования в работе выступает сфера малого и среднего предпринимательства Орловской области.
Предметом исследования в работе являются статистические показатели, характеризующие деятельности малых и средних предприятий.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования малого бизнеса: Асаула А.Н., Денисовой И.В., Бородушко И.В., Брялиной Г.И., Быковой Н. В., Васильева А. И., Гражданкина В.А., Жураковского А. С., Захарова Р.Н., Лаврентьева В.В., Маковкиной С. А., Нурмухаметова А.В., Почаниной М.Н., Сабировой Г.Т., Кулик А.А., Сеничевой Л.В., Куцовой К.О., Тормышевой Т. А., Черникова А.Н., Эдиевой А.К. и др.
Эмпирическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие основы статистического анализа малого предпринимательства, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, статистические данные по Орловской области.
Работа представлена тремя разделами. Первый раздел содержит теоретические аспекты статистического анализа малого и среднего предприятия. Второй раздел направлен на анализ развития малого и среднего предпринимательства в выбранном субъекте. Данный раздел содержит аналитическую информацию по динамике и эффективности функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Орловской области. Третий раздел содержит выводы и предложения по выявленным проблемам.
Экономическая сущность, задачи и основные категории анализа малого и среднего предприятия
В современной экономике предпринимательство играет огромную роль. В настоящее время в обществе уже сложилось позитивное отношение к предпринимательству как явлению и деятельности определенных структур – малых предприятий. Деятельность таких предприятий сопряжена с большим числом рисков, трудностей, требует больших усилий, чтобы пережить все критические ситуации и перейти от статуса предпринимательства к статусу бизнеса.
Предпринимательскую деятельность можно определить как процесс соединения и организации производственных факторов для создания материальных благ для реализации интересов и достижения целей хозяйствующего общества. Основной задачей субъекта выступает извлечение максимальной прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться индивидом в статусе индивидуального предпринимателя или от имени юридического лица[1].
В качестве основного мотива, однако, выступает извлечение прибыли. Принятие этой цели за основную обуславливается тем, что доход выступает в качестве универсального показателя эффективности предприятия. Далеко не все компании могут позволить осуществлять действия, приводящие к снижению прибыли. На рынке существует достаточно высокая конкуренция. Выжить в борьбе в состоянии только те предприятия, которые имеют высокий доход. Из цели предпринимательской деятельности вытекает, что её участники создают материальные блага в форме товаров, услуг и различных технологий, задавая вектор развития в промышленности, в сфере услуг, в строительстве, в зависимости от того, в какой отрасли экономики они трудятся. Реализуемые нововведения сказываются на среде проживания, изменяя её в лучшую сторону. Создаются не только материальные блага, создаются и нематериальные блага, выраженные в новых знаниях, новых производственных, финансовых, маркетинговых и информационных технологиях. Предприятия при этом могут быть как крупными, так и малыми, важно чтобы они целенаправленно добивались конкурентных преимуществ и устойчиво функционировали.
В процессе достижения своих целей предприниматель выполняет функции, генетически присущие предпринимательству как особому способу хозяйственной деятельности. Поскольку он взаимодействует с окружающей средой и видоизменяет ее, т.е. вносит свой вклад в ее улучшение, функции можно разделить на две группы: функции реагирования и функции преобразования. К первой группе относятся следующие: управление кадрами, производством, материально-техническим снабжением, а также финансами. Функции преобразования подчеркивают роль предпринимательства в экономическом и общественном развитии, поэтому среди них выделяют экономические, институциональные и социальные[2].
Таким образом, малое и среднее предпринимательство – сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг.
В мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к «малому предпринимательству». К наиболее часто применяемым критериям относятся:
— численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); — размер уставного капитала;
— финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов);
— вид деятельности предприятия.
Такие понятия, как «малый и средний бизнес», «малые и средние предприятия (МСП)», «предприятия малого и среднего бизнеса» и т. п., за прошедшие 15 лет стали широко использоваться в специализированной литературе и в деловой среде. К основным категориям, определяющим экономическую сущность предпринимательства, относятся:
– использование инвестиционных механизмов, включающих методы поиска и отбора источников вложений, формы и направления работы с инвесторами, каналы, способы и сроки окупаемости вложенных финансовых и материальных средств;
– программирование и планирование предпринимательской деятельности, состоящие из перспективных программ, средне- и краткосрочных проектов и бизнес-планов, по этапам и стадиям производства, переработки и реализации продукции;
– финансовое, кредитное и материально-техническое обеспечение предпринимательского процесса;
– общая ценовая политика и гибкое регулирование закупочных, отпускных и розничных цен на продукцию, работы и услуги предпринимателя в зависимости от состояния рынка;
– организация коммерческого и хозяйственного расчета в структурных
подразделениях предприятия;
– стимулирование и мотивация труда наемных работников субъекта предпринимательства;
– нормализация налогооблагаемой базы организаций в рамках норм и
правил Налогового кодекса и других федеральных законов;
– маркетинг, охватывающий не только сферу сбытовых, торговых и закупочных операций, но и сферу производства, ориентированную на выпуск конкурентоспособной по качеству, цене, ассортименту, срокам поступления на рынок и другим параметрам продукции;
– организация учета и расчетов, основанных на регулярности, достоверности и прозрачности товарных, денежных и иных операций[3].
К задачам анализа малого и среднего предпринимательства следует отнести:
1) статистическое наблюдение за деятельностью малых и средних предприятий, инициируемое государством или общественными организациями:
– межфирменный анализ (сравнительный анализ самого широкого спектра, например, сопоставление стилей менеджера, производительности и
других аспектов деятельности фирм самых разных отраслей, регионов);
– внутриотраслевой анализ (сравнительный анализ деятельности малого предпринимательства одной и той же отрасли);
– межотраслевой (сопоставление деятельности малого и среднего предпринимательства разных отраслей на микро- и макро уровнях);
– межрегиональный и международный (сравнительный анализ деятельности компаний и секторов МСП);
2) разработка государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса на местном, региональном, федеральном (национальном) и межгосударственном уровнях значимости таких программ;
3) развитие образовательных программ, ориентированных как на бизнес-образование (управление малой фирмой), так и на экономическое образование (ориентация в большей степени на микроэкономические аспекты малого и среднего предпринимательства и макроэкономические аспекты как сектора экономики);
4) исследование предприятий малого бизнеса, стилей менеджмента, особенностей маркетинга и других аспектов управления (микроуровень);
5) изучение малого предпринимательства как сектора экономики и процессов управления его развитием;
6) развитие предприятий МСП на основе бенчмаркинга[4].
Решение каждой из названных задач требует применения различных методологий и методов исследования.
В основе статистических исследований лежит статистическая методология как система приемов, способов, методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи с социально-экономическими явлениями. Она включает следующие этапы исследования:
– организованная регистрация собранных фактов о массовых социально-экономических, общественных явлениях и процессах;
– сводка и группировка статистических данных – это систематизация первичных данных по признакам, объединяющим в качественно однородные
группы;
– анализ совокупных данных, полученных в результате сводки и группировки, при этом используются обобщенные показатели: абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, ряды динамики, анализ взаимосвязей и индексы.
Методологической основой статистических исследований являются метод статистического наблюдения, метод группировок, индексный метод.
Индексный метод предполагает сведение количественных оценок в статистические показатели (индексы), отражающие в относительных единицах отличие изучаемого явления от того же явления в других условиях. По степени охвата элементов изучаемой совокупности выделяют индексы
индивидуальные и сводные. Сводные индексы применяются для оценки сложного, несопоставимого в реальных условиях явления, например изменения объема разноименных товаров (запасов). При реализации межрегионального анализа используются территориальные (пространственные) индексы. При построении территориальных индексов особое значение приобретает вопрос о выборе весовых коэффициентов индекса. Различия индексов, рассчитанных с весами разных регионов, могут быть существенными. Поэтому к построению территориальных индексов необходим особый подход по сравнению с индексами, выражающими изменение явления во времени. Территориальный индекс может быть получен сопоставлением уровня исследуемого явления, например, по городу со средним уровнем этого явления для всей страны, региона и т.д. Другой способ построения территориальных индексов основан на непосредственном сопоставлении уровней явления с применением стандартизованных (одинаковых) весов, общих для всех регионов. Статистические исследования структуры и характера взаимосвязей между количественными переменными при исследовании процессов в МСП основаны на применение методов и моделей корреляционного и регрессионного анализа, а также анализа временных рядов.
Для разработки программ поддержки и развития МСП с учетом специфических особенностей региональной экономики требуется применение методов сравнительного анализа, дедукции и индукции, системного анализа и методов математического моделирования. Совмещение пространственных и временных представлений дает многомерную характеристику исследуемому процессу.
Литература
[1] Захаров, Р.Н. Значение малого предпринимательства для экономики / Р. Н. Захаров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 6. — С. 2-6. [2] Бородушко, И.В. Российский малый бизнес: правовое регулирование и государственная поддержка / И.В. Бородушко // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2014. – № 4. – С. 44-47. [3] Черников, А.Н. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития / А. Н. Черников // Российское предпринимательство. — 2013. — № 23. – С.11. [4] Гуськова Т.Н. Международные принципы организации статистики и российские особенности / Т.Н. Гуськова // Запад – Россия – Восток. Полит., экон., техн. и культур. взаимодействие. – Тольятти: ПВГУС, 2014. – С. 73–75.Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


