УДК 631.12.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Динамичный рост экономики страны, ее экономическая безопасность, решение социально-значимых задач в сложных современных условиях развития требуют поиска эффективной модели формирования взаимоотношений государства и бизнеса, что особенно важно в условиях глобализации мирового хозяйства. B статье раскрывается сущность национальной экономики, обосновывается необходимость государственно-частного партнерства в России на примере реального сектора экономики. Особое внимание уделяется механизмам реализации частно-государственного партнерства и его влиянию на конкурентоспособность инфраструктуры национальной экономики. Рассматриваются риски производства и возможности их распределение между частным сектором и государством.
Ключевые слова: национальная экономика, социально-экономическая система, социально-экономическое развитие, государственный и частный сектор, государственно-частное партнерство, механизмы взаимодействия, инвестиционо-строительный процесс, риски.
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY
Annotation
The dynamic growth of the country’s economy, its economic security, the solution of socially significant problems in the difficult modern conditions of development require the search for an effective model for the formation of relations between the state and business, which is especially important in the context of globalization of the world economy. The article reveals the essence of the national economy, substantiates the need for public-private partnerships in Russia using the example of the real sector of the economy. Particular attention is paid to mechanisms for implementing public-private partnerships and its impact on the competitiveness of the infrastructure of the national economy. The risks of production and the possibilities of their distribution between the private sector and the state are considered.
Keywords: national economy, socio-economic system, socio-economic development, public and private sector, public-private partnership, interaction mechanisms, investment and construction process, risks.
Реалии настоящего времени позволяют отметить, что «… национальная экономика …представляет собой смешанную социально-экономическую систему» [6, с. 62], в которой усилена роль государственного сектора экономики в решении значительных социальных проблем. Функциями государственного сектора (далее госсектора) является производство общественных благ и государственное регулирование экономики. Практика доказала важность госсектора в удовлетворении общественных потребностей, обеспечения национальной безопасности, социальной защиты населения, предоставлении им необходимых общественных благ и оказание государственных услуг. Необходимость государственного регулирования вызвано несовершенством рыночного механизма и изъянами рыночной экономики, к которым относят [3, с. 117]:
— социально-экономические системы развиваются циклически, что периодически приводит к возникновению кризисных явлений;
— рыночные структуры не имеют возможности в полном объеме обеспечить нормальный процесс расширенного воспроизводства;
— субъекты рыночной экономики характеризуются неустойчивостью, периодически возникают «внешние эффекты» и «неполные рынки»;
— возникновение монополий в различных отраслях национальной экономики приводит к проблемам и борьбой с монопольной властью;
— рыночной экономике довольно часто характерно присутствие факторов недобросовестной конкуренции и ассиметричной информации;
— предпринимательские структуры не стараются организовывать процесс производства общественных благ в силу низкой доходности;
— необходимость государственной поддержки фундаментальных научных исследований и решения экологических проблем;
— только государством обеспечивается социальная защита населения, разрабатываются мероприятия по снижению инфляции и безработицы;
— нужда удовлетворения общественных потребностей, направленных повышение качества жизни и уровня общественного благосостояния.
Поэтому, когда рыночная экономика сама не в состоянии справиться с преодолением кризисных явлений и негативных тенденций, возникающих в социально-экономической системе национальной экономики страны, государственный сектор принимает необходимые меры и разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на регулирование экономики. Оно «… опирается на право государства к принуждению, проявляющееся в установлении государством правил, требований, стимулов» [4, с. 9]. По существу, государственное регулирование представляет собой комплекс правительственных мер, принимаемых государством для установления и ликвидации последствий кризисных явлений в национальной экономике, а также стабилизации необходимых социально-экономических процессов.
Одной из таких мер, направленных на развитие национальной экономики по праву выступает государственно-частное партнерство (ГЧП), в основе которого лежит теория государственного регулирования экономики, а важнейшей регуляторной функцией выступает создание политических, экономических, правовых и других условий для частного сектора при реализации им конкретных проектов.
Практика государственно-частного партнерства для нашей страны является относительно новой моделью взаимоотношений государства и бизнеса, однако на данный момент уже сформирована правовая база, определяющая основные нормы государственно-частного партнерства. Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих отношения, складывающие в рамках взаимодействия государственного и частного сектора выступает Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ48 «О концессионных соглашениях», который закрепляет такие понятия как концессионное соглашение, концедент, концессионер [1]. Целью Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ является «привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования государственного или муниципального имущества по концессионным соглашениям, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям».
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ устанавливает, что о концессионном соглашении «одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а лицо, предоставляющее право, обязуется предоставить концессионеру на срок, указанный в настоящем соглашении, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности»[1].
ГЧП — это механизм взаимодействия, который призван создать качественно новые условия развития экономики России, которые станут локомотивом роста национальных производительных сил во всех значимых отраслях народного хозяйства.
Как показывает мировой опыт, государственно-частное партнерство наиболее сильные позиции в сфере строительства социльно-значимых инфраструктурных объектов. Определим концептуальный подход к формированию подсистем государственного управления стратегическими приоритетами в сфере строительства недвижимости на основе государственно-частного партнерства.
В сфере строительства основными зонами риска-факторов являются: финансирование проектов, строительные работы, поставка и продажа строительных материалов (рис. 1) [5, c. 297].

Рис. 1. Рискообразующие факторы в строительстве
Таким образом, можно сказать, что при строительстве объектов недвижимости инвестиционный процесс осуществляется на всех стадиях реализации, начиная от разработки проектно-сметной документации, заключения договоров подряда, строительства, достройки и эксплуатации объекта риска, поэтому страхование рисков является основополагающим фактором предотвращения убытков или получения компенсации в случае их получения. Важная роль в этом процессе отводится государству, которое должно гарантировать значительное снижение возможных рисков для частного бизнеса за счет предоставления государственных гарантий, прямых субсидий, государственных займов, за счет покупки активов и других финансовых инструментов.
Эффект от внедрения механизмов ГЧП в строительстве в первую очередь отражается на экономии бюджетных средств. Частный бизнес, как отмечают Х. М. С. Муртазова и И. Х. Хасиев, благодаря оптимизации строительных работ, сокращению сроков строительства и использованию инновационных решений, снижает затраты на 10-15% не только на этапе строительства, но и в процессе обслуживания объектов [5, с. 299].
Таким образом, опираясь на рассмотренный механизм реализации ГЧП в области строительства, можно сказать, что государственно-частное партнерство выступает основой конкурентоспособности инфраструктуры национальной экономики, которую следует охарактеризовать как долгосрочное договорное сотрудничество между государственными структурами и частным сектором для осуществления общественных задач, при котором проектные риски распределены партнерами в рамках компетенции управления и контроля за рисками (рис.2.) [2, с. 229].
Рис. 2. Распределение рисков, как ключевой момент ГЧП — контрактов
Представленная схема распределения рисков в рамках реализации ГЧП – контрактов дает возможность частному сектору привлекать свой капитал на долгосрочной основе для реализации крупных прибыльных проектов, так как государство минимизирует и перераспределяет их.
На основании изложенных положений, следует отметить, что государственное регулирование экономики имеет статус важнейшего элемента хозяйственного механизма в деятельности госсектора как средства достижения поставленных им целей. Его необходимость обосновывается изъянами рыночной экономики, наличием на рынке крупных игроков и стремлением усилить монопольную власть, а также необходимостью производства общественных благ и присутствием ряда негативных явлений в процессе общественного развития.
Миссией государственного регулирования экономики является разработка и формирование целостного комплекса нормативно-правовых, административных, организационно-методологических, управленческих и финансовых механизмов, которые позволили бы национальной экономике нормально функционировать, своевременно ликвидируя или минимизируя негативные последствия существующих рыночных регуляторов.
Такой формой и явилось ГЧП, где поддержка государства и опыт частного партнера выступили одним из действенных механизмов привлечения предпринимательской инициативы, опыта и внутренних инвестиций в социальную сферу.
Проекты государственно-частного партнерства имеют огромный потенциал в современных условиях хозяйствования и их использование в таких отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, организация и осуществление инфраструктурных проектов, дает мощный толчок для развития национальной экономики. Эффективность взаимодействия государственных и частных структур должна быть задействована и в сфере строительства в целях обеспечения населения комфортным и, самое главное, доступным жильем. Нельзя также обойти вниманием роль государственно-частного партнерства в развитии агробизнеса, обеспечении населения качественными услугами в сфере здравоохранения и образования и т.д. В результате формирования и развития отношений между государственным и частным сектором создаются новые финансовые механизмы, существенным изменениям подвергаются отношения собственности, возникают новые, усовершенствованные методы управления. Без них в современных реалиях, когда процессы глобализации порождают высокую конкуренцию, решить проблемы ускоренной модернизации и инфраструктурного развития весьма сложно.
Библиографический список:
- Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126
- Абдыкалыков Т.Д., Калыков Д.Б. Государственно-частное партнерство – основа конкурентоспособности инфраструктуры национальной экономики // Казахский национальный аграрный университет. 2019. № 10. С. 228-233
- Герсонская И.В. Необходимость государственного регулирования системы национальной экономики / Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Сб. научных трудов 9-й Международнойнаучно-практической конференции. 2020. С. 116-119.
- Клименко А.В., Минченко О.С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 7-30.
- Муртазова Х.М.С., Хасиев И.Х. Государственно-частное партнерство: риски, преимущества, перспективы / Региональный строительный комплекс: инвестиционная практика и реализация ГЧП Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 293-300.
- Новак М. А., Герсонская И.В. Роль государственно-частного партнерства на современном этапе социально-экономического развития российской экономики // Северный регион: наука, образование, культура. 2019. № 3/4 (43/44). — С. 62-65.
- Садыкова З.Б. Государственно-частное партнерство: теоретические и практические аспекты // Вестник университета Туран. 2019. № 3 (83). С. 148-151.
Bibliographic list:
- Federal Law «On Concession Agreements» dated July 21, 2005 N 115-ФЗ (latest revision) // Meeting of the legislation of the Russian Federation dated July 25, 2005 N 30 (part II) Art. 3126
- Abdykalykov TD, Kalykov DB Public-private partnership — the basis of the competitiveness of the infrastructure of the national economy // Kazakh National Agrarian University. 2019.No 10. Р. 228-233
- Gersonskaya I.V. The need for state regulation of the system of the national economy / Modern approaches to the transformation of the concepts of state regulation and management in socio-economic systems: Sat. scientific papers of the 9th International Scientific and Practical Conference. 2020. Р. 116-119.
- Klimenko A.V., Minchenko O.S. State regulation of the economy: theory and best practice // Issues of state and municipal administration. 2016. No. 3. Р. 7-30.
- Murtazova H.M.S., Khasiev I.Kh. Public-private partnership: risks, advantages, prospects / Regional construction complex: investment practice and implementation of PPP Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2019. Р. 293-300.
- Novak M. A., Gersonskaya I.V. The role of public-private partnership at the current stage of socio-economic development of the Russian economy // Northern Region: science, education, culture. 2019 .— No. 3/4 (43/44). Р. 62-65.
- Sadykova Z.B. Public-private partnership: theoretical and practical aspects // Bulletin of the University of Turan. 2019.No 3 (83). Р. 148-151.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
