Аннотация: Обеспечение информационной безопасности в современной России является сложным процессом, который подвержен прямому воздействию большинства внутренних и внешних факторов. Политические условия, в которых протекает данный процесс, определяют его специфику. В данной статье будут рассмотрены социальные сети в контексте национальной безопасности России. Автор представит механизмы манипуляции обществом через социальные сети и методы профилактики и противодействия угрозам информационной безопасности.
Ключевые слова: информационные технологии, информационная безопасность, национальная безопасность, социальные сети.
Abstract: ensuring information security in modern Russia is a complex process that is directly affected by most internal and external factors. The political conditions in which this process takes place determine its specifics. This article will examine social networks in the context of Russia’s national security. The author will present mechanisms for manipulating society through social networks and methods for preventing and countering threats to information security.
Keywords: information technologies, information security, national security, social networks.
Формирование информационного общества создает новую проблему для науки — проблему разработки новых методов, технологий и процедур исследования информационной безопасности как составной части национальной безопасности в целом. Все, что относится к теме обеспечения информационной безопасности, формирует задачи и возможные решения теоретико-методологического характера.
Общественные отношения не отделимы от информации и ее технических составляющих. Информационные ресурсы и технологии вошли в структуру экономических инструментов, сами стали объектами всемирного рынка и со временем становятся механизмом, через который можно воздействовать на механизмы политического управления во всех его проявлениях.
Социальные сети в контексте национальной безопасности России
Развитие информационных технологий в 21 веке подарило человечеству площадку для беспрепятственного общения и взаимодействия – сеть Интернет.
Больше чем один миллиард человек являются пользователями сети интернет, которая на современном этапе для многих является не только одним из основных способов коммуникации, но так же служит основным источником информации ее распространения. Согласно данным Госкомстата России число активных пользователей, выражающих свою позицию в социальных сетях, на декабрь 2019 года составило около 37 млн. человек, которые сгенерировали 588 млн. сообщений за месяц.
Основными средствами социальной коммуникации служат такие сервисы как «Skype», «Facebook», «LinkedIn», «Twitter», «Vkontakte» и др., а средством получения информации становятся не только информационные агентства или официальные интернет ресурсы. Также широко распространены альтернативные источники информации, например Википедия, сайты сневерифицированным содержанием или просто группы в социальных сетях, или своеобразные чаты и приложения, которые облегчают общение, дискуссии, обмен и распространение различных идей.
Социальные сети уже вышли за рамки только лишь межличностного общения или обмена картинками, музыкой или видеофайлами, а уже оказывают влияния на политику государств, умы и сознание людей, становятся методом публичной дипломатии, распространения экстремистских идей или различных призывов и др. Это неизбежно оказывает влияние на национальную безопасность Российской Федерации.
Социальные сети потенциально могу затронуть вопросы национальной безопасности, в том числе в части сбора и проверки информации, представленной в открытом доступе самими пользователями и организациями, или в части информационного противоборства. Для этого используются различные инструменты, от вполне безобидных (на первый взгляд) до весьма профессиональных. Например, распространение «коммуникации рисков» (как реагировать после катастрофы или нападения), проведение научных исследований и анализа, описывание планирования и осуществление программ и мероприятий в полевых условиях, а также проведения информационных операций (интегрированное применение электронной войны, компьютерных сетевых операций, психологических операций, обмана и операций в сфере безопасности) и просто дезинформации.
Социальные сети обладают значительным потенциалом в качестве канала распространения информации. Они обеспечивают возможности тиражирования контента, носящего экстремистский характер и представляющего потенциальную и реальную угрозу национальной безопасности страны.
Под угрозами национальной безопасности в социальных сетях, согласно существующему в России законодательству, понимается публичная пропаганда экстремистских идей, направленных на разжигание межэтнической, межконфессиональной, межсоциальной и межгендерной розни, призывы к насильственному изменению основ конституционного строя Российской Федерации. Также с помощью социальных сетей существует возможность сбора данных о половозрастном и социальном составе, образовательном уровне, политических взглядах, представлениях и уровне политической культуры пользователей социальных сетей.
Механизмы манипуляции обществом через социальные сети
На базе этого ресурса несколько лет подряд изучались и совершенствовались манипулятивные механизмы организации больших масс людей и эффективного управления ими на расстоянии. Речь идет организованной встрече людей — «флэшмобах», организатор которых является отдельным человеком или группой людей и представляющих собой массовую акцию, зачастую протеста, нацеленную на достижение какой-нибудь цели и организуемой синхронно в ряде городов и населенных пунктов страны. Одним из самых известных примеров в новой мировой истории по праву можно считать Твиттерную революцию в Египте.
Многие эксперты оценивают «Твиттерную революцию» в Египте как своеобразную флэшмоб-акцию, выведшую больше миллиона человек на улицы городов.[1]
Многие аналитики, сами участники беспорядков и в целом мировое сообщество отмечают значимость роли социальных сетей в организации «арабской весны». Это была череда спонтанных массовых протестных акций и государственных переворотов, произошедших в странах Ближнего Востока и Северной Африки в 2011 году.[2].
К опасности, представляемой интернет-сервисами, египетские власти отнеслись более серьёзно, чем в Тунисе. Twitter и Facebook, которые были заклеймлены как «катализаторы антиправительственных настроений», на территории Египта были блокированы уже на второй день массовых беспорядков (тогда же сообщалось и о блокировке сайтов и сервисов компании Google) .
Ещё через два дня в Египте был отключён весь Интернет — портал CNet, ссылаясь на данные американской интернет-мониторинговой компании Renesys, сообщил, что 80 % интернет-провайдеров мира зафиксировали внезапное падение египетского трафика практически до нуля. То же самое зафиксировала и итальянская мониторинговая компания Seabone [3].
Однако, по данным Renesys, провайдера Noor Group запрет не коснулся. CNet предположил, что особое положение этого провайдера обусловлено экономическими причинами — ведь его клиентами являются такие транснациональные корпорации как ExxonMobil, Toyota, Hyatt, Nestle, Fedex, Coca-Cola, Pfizer[4].
Тем не менее, избежать экономических последствий, вызванных отключением Интернета, всё равно не удалось — например, РИА «Новости» сообщало, что парализована система оплаты кредитными картами. Портал «Лента.ру» назвал отключение Египта от Интернета «беспрецедентным случаем», отметив, что ранее наиболее масштабные отключения Интернета случались только на уровне городов.[5]
Технически это было сделано в два этапа. На первом власти потребовали от четырёх крупнейших провайдеров страны закрыть более 3,5 тыс. маршрутов, отвечающих за маршрутизацию данных между мировым Интернетом и его египетским сегментом. В результате пользователи этих провайдеров потеряли возможность посещать какие-либо сайты вне страны. На втором этапе была произведена чистка баз доменных имён в доменной зоне .eg, в результате чего браузеры всего мира перестали находить большинство египетских сайтов.
Таким образом, не пришлось даже физически блокировать канал, связывающий Египет с мировым Интернетом. Такое решение, впрочем, тоже технически осуществимо, но оно было бы для властей менее приемлемым: во-первых, через Египет к Интернету подключаются и другие страны, во-вторых, у египтян остался бы доступ к ресурсам внутри страны, среди которых были и оппозиционные социальные сервисы, а во-третьих, доступ закрылся бы полностью — в том числе, например, доступ к государственным сайтам и доступ для Египетской фондовой биржи.
Египетские оппозиционеры находили способы преодолевать запреты и барьеры. Так, после блокировки сайта Twitter и его приложений они продолжили оставлять в нём записи при помощи сторонних приложений, не обращающихся к сайту Twitter напрямую, а также при помощи SMS-сообщений. После того, как отключили Интернет, корпорация Google специально для Египта разработала систему пользования сервисом Twitter через голосовую телефонную связь[6].
Поддержку участникам беспорядков оказывала и неофициальная часть сетевого сообщества. Так, анонимная группа хакеров, известная своими DDoS-атаками[7] (с англ. Distributed Denial of Service — «отказ от обслуживания») на сайты организаций-противников WikiLeaks, пригрозила подобными действиями правительственным сайтам Египта, если цензура Интернета не будет прекращена.[8]
Интернет в Египте оставался отключённым в течение шести а несколько месяцев спустя социальной сетью Facebook воспользовался с политическими целями уже премьер-министр страны Исам Шариф: после очередного правительственного кризиса он устроил в сети опрос, кого назначить новыми министрами.
Согласно данных газеты Коммерсант, популярные мессенджеры и соцсети не гарантируют тайну переписки, подчеркивает гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев: «Все мессенджеры работают примерно по одному принципу. Есть сервер, на котором стоит программное обеспечение, к нему подключаются пользователи, все текстовые и звуковые сообщения, фото, видео, проходят через сервер. Facebook владеет и WhatsApp, поэтому я не исключаю того, что компания могла запустить свои руки и в мессенджер, в частности, прослушивать сообщения в WhatsApp. Поэтому всегда надо быть предельно аккуратным, общаясь по телефону, оставляя какие-то звуковые сообщения. Особенно это касается тех, кто имеет доступ к коммерческой или гостайне. Нас уверяют, например, что Telegram остался единственным оплотом безопасной коммуникации, но есть подозрение, что тем, кому необходимо получить сообщение оттуда, его получает. Я бы не стал говорить, что существует какая-то абсолютно безопасная система коммуникации, этого не может быть в принципе».
Между тем, запретить IT-гигантам обрабатывать данные невозможно, считает руководитель «Лаборатории Комьюнити» Владислав Титов: «Facebook и Apple постоянно разбираются с исками, начиная с уровня обычных граждан и заканчивая уровнем государств. Но надо понимать, что такие судебные споры не всегда являются желанием добиться некоей правды, а тоже являются инструментом давления на корпорацию, чтобы что-то от нее получить. …. Я уверен, что российские надзорные органы понимают, что вся информация, проходящая через Facebook и через любые другие площадки, несомненно, может быть использована как для продажи компаниям, так и для передачи различным спецслужбам. Бороться с этим бессмысленно. Пытаться требовать, чтобы эти данные оставались конфиденциальными — то же самое, что требовать, чтобы они перестали дышать воздухом[9]».
Методы профилактики и противодействия угрозам информационной безопасности
Подобная популярность и всеобъемлемость информационно-социальных сетей неизбежно привела к их злоупотреблению радикально настроенных группировок. За последние несколько лет количество различных атак, производимые террористами на интернет ресурсы и серверы государственных и социально значимых объектов, вербовок с помощью социальных сетей или организация митинговых мероприятий возросло в несколько раз.
Недавно палестинские хакеры (группа «Gforce Pakistan» и неизвестный одиночка, воюющий под псевдонимом dodi) вывели из строя крупнейшего в Израиле провайдера NetVision, с помощью которого в Интернет выходят 70% жителей этой страны. Израильские хакеры, называющие себя как Israeli Internet Undeground (Израильское интернет-подполье), взломали известный в арабском мире информационный сайт gulfnews, на котором, в частности, была расположена информация в поддержку действий радикально настроенных палестинцев. В феврале 2013 года в результате компьютерного заражения информационные системы буровых платформ в Мексиканском заливе были выведены из строя, что подвергло объекты угрозе затопления.
Наряду с мировыми державами Российская Федерация организовала и утвердила государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся на территории РФ и в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ за рубежом.[10] [11] В США, подобная директива существует с 2013 года. С ее помощью была разработана и создана система кибербезопасности страны наряду с методиками по снижению риска от широкого спектра кибератак на важные государственные объекты инфраструктуры.[12]
В составе российского оборонного ведомства подобная структура получила название «войска информационных операций». По информации ИТАР-ТАСС, новая структура будет обеспечивать защиту российских военных систем управления и связи от атак кибертеррористов и всячески будет защищать проходящие по ним данные от вероятного противника.
Стоит отметить, что американские и китайские армии уже не один год имеют в своем составе подобные подразделения, которые принимают активное участие, как и в разведывательной деятельности, так и в проведении специальных операций[13][14].
В наши дни борьба с киберпреступностью стала суровой реальностью, и времена, когда спецслужбы не имели не малейшего представления как работать с информационными сетями прошли. Конечно же, далеко не все подобные атаки отслеживаются и пресекаются. Часть мелочных киберпреступлений растет, однако за весомые нарушения виноватых всегда находит правосудие. В нашей стране за подобные «сетевые патрули» отвечает отдел «К» МВД России.
Управление «К» — подразделение Министерства внутренних дел России[1], борющееся с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств. В субъектах Российской Федерации функционируют соответствующие структурные подразделения службы криминальной полиции — Отделы «К». Управление является одним из самых засекреченных подразделений МВД России. Входит в состав Бюро специальных технических мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации[15].
В подобных организациях работаю «белые хакеры». Это люди, совершившие какой-либо компьютерный взлом, зачастую, до своих 13-15 лет, и попавшиеся в сети правоохранительных структур. Те, в свою очередь, скрывают подобный инцидент и до совершеннолетия тотально контролируют юное дарование, параллельно подготавливая его к будущей работе.
Весь комплекс действий по идентификации и преследованию нарушителя можно уместить в два слова — оперативное мероприятие. Это тема довольно обширна, так как ведется постоянное улучшение и обновление данного сегмента, с расчетом на подобное же обновление видов атак и взломов в мире киберпреступлений.
Таким образом, правительство России признали, что угроза кибертерроризма является актуальной проблемой современности глобального характера, причем она будет неуклонно нарастать по мере развития и распространения информационных технологий. Поэтому эффективное международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий кибератак имеет огромное значение.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 15 января 2013 г. на ФСБ России
- Управление «К» МВД России // https://xn--b1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=1573024
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=318470
- https://rg.ru/2013/01/18/komp-ataki-site-dok.html
- https://xakep.ru/2012/11/16/59643/
- http://www.memoid.ru/node/Rol_socialnyh_setej_v_organizacii_arabskoj_vesny
- https://lenta.ru/news/2011/01/28/egypt/
- http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1446378209&archive=1449042076&start_from=&ucat=14&
- http://forum.windowsfaq.ru/archive/index.php/t-113620.html
- http://www.nlobooks.ru/node/4426
- http://esoteric4u.com/rekomendovannye-stati/upravlenie-sotsiumom/202-upravlenie-spyashchim-soznaniem-v-sotsialnykh-dogovorakh/828-rol-sotsialnykh-setej-v-organizatsii-arabskoj-vesny-podborka-materialov
- https://www.kommersant.ru/doc/4060790
List of references
- Decree of the President of the Russian Federation of January 15, 2013 on the FSB of Russia
- Department «K» of the Ministry of internal Affairs of Russia // https://xn--b1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=1573024
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=318470
- https://rg.ru/2013/01/18/komp-ataki-site-dok.html
- https://xakep.ru/2012/11/16/59643/
- http://www.memoid.ru/node/Rol_socialnyh_setej_v_organizacii_arabskoj_vesny
- https://lenta.ru/news/2011/01/28/egypt/
- http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1446378209&archive=1449042076&start_from=&ucat=14&
- http://forum.windowsfaq.ru/archive/index.php/t-113620.html
- http://www.nlobooks.ru/node/4426
- http://esoteric4u.com/rekomendovannye-stati/upravlenie-sotsiumom/202-upravlenie-spyashchim-soznaniem-v-sotsialnykh-dogovorakh/828-rol-sotsialnykh-setej-v-organizatsii-arabskoj-vesny-podborka-materialov
- https://www.kommersant.ru/doc/4060790
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
