Аннотация. В последнее время институциональные изменения в экономики России стали крайне заметны в тех структурных изменениях, которые произошли под воздействием внешних факторов (обострение политической ситуации с Украиной, введение санкций западными странами, а также США, и пр.). Поэтому всестороннее изучение данных этих процессов остается актуальным и необходимым для того, чтобы разрабатывать дальнейшую стратегию экономического развития страны.
Актуальность выбора темы для данного исследования обусловлена рядом причин:
-во-первых, это то, в России дальнейшее развитие экономики напрямую зависит от институциональных изменений, потому что особенностями и тенденциями институциональных изменений определяется возможность роста социально-экономического развития;
-во-вторых, решающими факторами, которые определяют динамику экономического развития страны, являются увеличение капиталовложений в основные фонды, а также технический прогресс, но в России на сегодняшний день сложилась такая ситуация, в которой без большого притока инвестиций государство вполне может натолкнуться на лавинообразный выход из строя таких производственных фондов, которые на сегодняшний день уже устарели.
Итак, в данной статье представлен анализ состояния институциональных реформ в экономике РФ на сегодняшний день, а также существующих проблем и возможных направлений их развития.
Abstract. In recent years, institutional changes in the Russian economy have become extremely noticeable in the structural changes that have occurred under the influence of external factors (the aggravation of the political situation with Ukraine, the imposition of sanctions by Western countries, as well as the United States, etc.). Therefore, a comprehensive study of these processes remains relevant and necessary in order to develop a further strategy for the economic development of the country.
The relevance of the choice of topics for this study is due to several reasons:
— first of all, the further development of the economy in Russia directly depends on institutional changes, because the features and trends of institutional changes determine the possibility of growth of socio-economic development;
— secondly, the decisive factors that determine the dynamics of the economic development of the country were technological progress, as well as an increase in investment in fixed assets. However, today in Russia we have the situation that without the provision of a strong inflow of investment, the government could face an avalanche breakdown of those assets, which today are already obsolete.
So, this article presents an analysis of the state of institutional reforms in the Russian economy today, as well as existing problems and possible directions of their development.
Ключевые слова:
Россия, РФ, экономика, проблемы, институциональные изменения, институциональные проблемы, экономические развитие, инновационный процесс, санкции, государственная политика, модернизация, реформы.
Keywords:
Russia, Russia, economy, problems, institutional changes, institutional problems, economic development, innovation process, sanctions, public policy, modernization, reforms.
О том, насколько в Российской экономике значимы институциональные изменения, было высказано многими учеными, к примеру, в статье «Экономика развития: неоинституциональный подход Эрнандо де Сото» Нуреевым Р. М. отмечена неизбежность модернизации существующей системы норм и правил, традиционных институтов, а также создание институциональных предпосылок, которые смогут поспособствовать формированию реальной рыночной экономики [4, с. 8].
Оценивая реформы 20 в., а также экономическое развитие в России, направленные на осуществление институциональных преобразований с целью выхода экономики РФ на мировой уровень, можно сделать вывод, что принятые реформы оказались фактически неэффективными, так как в процессе осуществления предполагаемых ин, а также идеологии реформ [2, с. 5]. Поэтому в России формирование институциональных преобразований стало затяжным процессом, что на сегодняшний день выливается в переход экономики от существующей долгие годы, и устаревшей советской модели развития экономики к инновационной модели, которая является актуальной.
Сегодня в России большое количество экономических институтов не созданы, либо сконструированы, а были искусственно сформированы. Поэтому непосредственно отсутствием разработанной и выстроенной теоретико-методологической базы стало, кроме ряда прочих, основной причиной неэффективности институциональных преобразований в современной России.
Также до сих пор не разработана адекватная государственная политика поддержки и развития инновационного предпринимательства, остались не решены проблемы нормативно-правового регулирования в инновационной деятельности, а также недооценена роль институциональных факторов структурного развития экономики страны [3, c. 9].
Особенностью существующего на сегодняшний день этапа социально-экономической трансформации в России является то, что в ней одновременно происходят процессы рыночных преобразований, переход на инновационный тип развития, а также модернизация экономики, что влечет существенные изменения роли государства при формировании экономической политики страны, а также институциональных механизмов ее реализации.
Итак, получается, что современное состояние институциональной среды в нашей стране невозможно считать удовлетворительным, даже с учетом того, что институциональная структура российского общества на данный момент находится в состоянии постоянного изменения. Для того, чтоб увеличить эффективность принимаемых в России институциональных реформ, которые крайне важны для современной России, важно учитывать ряд факторов институциональных преобразований:
-при осуществлении реформ не стоит ограничиваться принятием пакета нормативных актов, необходимо анализировать соответствие действующих нормативных актов существующей практике, и в соответствии с этим осуществлять их корректировку;
-также необходимо избегать негативных прецедентов. Необходимо внедрять новые институты в таких секторах экономики, где неэффективность устаревших институтов более очевидна, и начинать такое движение надо с осторожностью, в процессе внедрения, до окончательной реализации проекта сохранять старые, уже действующие институты, поддерживающие «институциональное равновесие»;
-успешное включение новых экономических институтов в практику может быть осуществлено лишь тогда, когда имеются ресурсы для их поддержки – активные социальные слои, заинтересованные во внедрении таких институтов;
-нужно создавать комплементарные институты, для чего, внедряя новые институциональные формы необходимо учесть те влияния, которые они оказывают на функционирующие институты.
-стоит учитывать длительность адаптации при внедрении новых институтов, так как процесс трансформации политики заимствования в политику формирования институтов напрямую зависит от поэтапного внедрения инноваций в функционирующую систему, когда инновации постепенно войдут в деловую практику, и проникнут на глубинные уровни институциональной системы;
-также нельзя обойти вниманием необходимость повышения усилий для реализации таких преобразований, вынужденных затрата их введение и реализацию после того, как будут приняты новые законы — эти траты естественно станут катализатором укрепления инфраструктуры, обновления информационного сопровождения, обучения, контроля ситуации, организации мероприятий для адаптации, а также стимулирования непосредственно самого бизнеса, окунувшегося в новые и нестандартные условия.
Не менее важным этапом является планирование проектного подхода к реализации разработанных и вводимых реформ, которое будет направлено на распределение затребованных ресурсов для разработки новых законов, и их публичного обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Кроме того можно считать важным контроль и анализ практик применения институтов, и обучение кадров их правильному использованию [5, с. 7].
Ведущими перспективными направлениями институциональных преобразований являются:
-повышение эффективности приватизации, а также управление государственной собственностью;
-совершенствование государственно-частного партнерства;
-реформы естественных монополий, а также банковского сектора;
-развитие конкуренции;
-эффективное использование права собственности в области нематериальных активов;
-оптимизация транзакционных издержек;
-противодействие собственническому поведению хозяйствующих субъектов.
Итак, в экономике России институциональные преобразования в значительной степени станут зависеть от характера реструктуризации банковской системы, так как финансовая система РФ не способна предоставлять развивающемуся бизнесу требуемую инвестиционную поддержку для осуществления долгосрочных вложений на развитие высокотехнологического сектора, наукоемкого, венчурного производства.
Не менее важным условием для экономического роста России является развитие финансовых рынков, которые выступают в роли источников капитала для эффективного внедрения институциональных преобразований. Такое развитие будет выражено в возникновении и развитии актуальных финансовых инструментов, повышении устойчивости финансовых институтов, предоставляющих способы сбережений, которые будут альтернативными уже существующим, а также уверенную защиту прав для участников финансовых рынков [3, c. 7].
Особенно важной предпосылкой для реализации тех задач, которые были отражены в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг, является усовершенствование системы социально-экономических институтов. Задачами институциональных преобразований 2017-2019 гг. были[8]:
-повышение эффективности системы госуправления;
-реализация гражданских, а также политических прав;
-рост человеческого капитала, а также гражданского общества;
-функционирование и устойчивое развитие экономики РФ используя принципы механизмы стратегического планирования.
Ведущими программами совершенствования институциональных реформ выступили:
-модернизация социально-экономических институтов, обеспечивающих исполнение гражданских и политических прав, а также повышение эффективности системы госуправления;
-развитие многофункциональных центров для оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
-модернизация социально-экономических институтов, обеспечивающих рост человеческого капитала, и развитие гражданского общества;
-модернизация социально-экономических институтов, которые будут обеспечивать стойкое функционирование, а также развитие экономики России;
-разработка и внедрение мер, которые будут направлены на развитие малого и среднего бизнеса[1, c 5].
Итак, проведя анализ современного состояния институциональной среды РФ, можно прийти к выводу, что существующее ее состояние невозможно считать даже удовлетворительным, поэтому необходимо проводить институциональные реформы, которые будут, учитывая прошлые ошибки, опираться на предложенные в данном исследовании институциональные преобразования.
Модернизация и совершенствование системы социально-экономических институтов в России станет важнейшей предпосылкой реализации задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В свою очередь, дальнейшее развитие экономики РФ, а также достижение более высокого уровня социально-экономического развития будет невозможным без изменения институциональной среды[6].
Список использованных источников
- Аюрзанян А.Б. Институциональная среда экономики Российской Федерации на современном этапе: анализ тенденций и перспектив развития // 2015 С. 10-13;
- Вагина В.О. Экономическое развитие россии в условиях санкций // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1.;
- Грозова О.С., Цветкова Г.С. Диалектика институциональных рисков и инноваций // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. – М.: Креативная экономика, 2011. – 496 с.: ил.— c. 29-35.;
- Звездичев Г.Ю. Институциональные риски инновационной деятельности // Вестник РГТЭУ – 2014.- №12;
- Институциональные изменения российской экономики в современных условиях влияния действия внешних факторов и ограничений// Экономические науки. Октябрь 2015;
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Нуреев Р. М. Экономика развития: неоинституциональный подход Эрнандо де Сото // Журнал институциональных исследований // 2014, Том 6 (№ 4), с. 6-21;
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
