Аннотация: В данной статье рассмотрен механизм налогообложения организаций ресурсодобывающего региона Севера. Стоит отметить, что так называемое инновационное развитие ресурсодобывающего сектора экономики РФ напрямую зависит от состояния дел экономики мирового характера. На сегодняшний день в нашей стране активно осуществляется поиск дополнительных ресурсов. Это связано с наличием следующих проблем в сфере научно-технического развития, а именно:
— непосредственное увеличение продуктивности работ геологоразведочного характера;
— непосредственное увеличение продуктивности разработки месторождений с резервами, которые являются трудноизвлекаемые;
— непосредственное увеличение продуктивности доразведки месторождений с остаточными резервами нефти в определенных зонах;
— непосредственное увеличение потенциальной продуктивности средне- и низко-дебитных скважин;
— непосредственное увеличение продуктивности скважин, которые имеют низкопроницаемые коллекторы.
Необходимо сказать, что с 2018 года непосредственно предусматривалась возможность применения налогового вычета в отношении нефти, которая была добыта в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: глобализация; цифровая экономика; интеграция; гармонизация налогово-правового регулирования.
Механизм налогообложения ресурсодобывающего региона Севера оказывают прямое влияние на формирование государственного бюджета и темпы экономического развития всей страны.
Рассмотрим определение понятия механизма налогообложения. Механизм налогообложения — это непосредственный комплекс способов и правил налоговых отношений, за счет них непосредственно обеспечивается достижение целей в сфере налогообложения.
На сегодняшний день самым богатым регионом по нефтедобыче нефти является Ханты-Мансийский Автономный Округ (ХМАО).
В данном районе добывается более 80 % нефти. Но стоит отметить, что объем добычи нефти в этом округе с каждым годом сокращается,
Но, несмотря на это данный округ является основным и самым продуктивным местом добычи нефти.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ законодательством автономного округа ХМАО-Югры в области налогообложения на территории автономного округа установлены региональные налоги (налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество предприятий), пониженные ставки по налогу на прибыль предприятий, налоговые льготы и прочее.
Стоит отметить, что на данный момент 60 до 80 % налогового бремени в нефтегазовой отрасли приходится на налоги, которые связаны не с прибылью, а с объемом производства. Говоря другими словами, сумма налоговых платежей не зависит от прибыли организаций, осуществляющих деятельность по добыче нефти.
Отметим, основные налоги и сборы, которые отчисляют нефтедобывающие компании:
— НДПИ (примерно 77 % от общей суммы налогов, которые были уплачены);
— НДС ( примерно 14 %);
— налог на прибыль (приблизительно 7 %).
Таким образом, средний уровень налогов составил 19,5-21,1%.
Налоговая система рассчитана только на месторождения, которые являются весьма зрелыми. Именно по этой причине необходимо реформирование налогообложения в нефтегазовой области.
В рамках реформирование налоговой системы будет совершенствоваться налог на добычу полезных ископаемых, а также будут изменяться ставки акцизов нефтепродуктов и создание специального налогового режима в данной отрасли.
Владимир Владимирович Путин в 2017 году подписал закон 27 ноября «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон»).
Данный закон был создан специально для реализации налоговой политики на 2018, 2019, 2020 год.
Стоит отметить, что положения, содержащиеся в данном законе, касаются совершенствования правил налогообложения деятельности в момент разработки месторождений на так называемом шельфе. Также данным законом непосредственно предусмотрено снижение НДПИ на природный газ для определенных групп налогоплательщиков, непосредственное введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а в том числе на газовый конденсат.
На период с 2018 по 2020 год данным законом будут установлены новые ставки акцизов на нефтепродукты.
Также в Законе указывается понятие «деятельность, которая связана с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее сокращенно – «НММУС»). Непосредственно начиная с даты получения разрешения работы, начинают относиться к деятельности, которая связана с добычей УВС на НММУС.[1]
Ко всему прочему, деятельность, связанная с поиском и оценкой НММУС с января 2018 года будет признаваться в качестве деятельности по добыче УВС на НММУС, лишь при наличии разрешения не только на геологическое изучение, но и на добычу полезных ископаемых.
В связи с этим налогоплательщики, которые осуществляли поиск и оценку НММУС на основе разрешения на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы согласно общему принципу налогообложения.
Особые положения предусмотрены для расходов, которые были понесены в период с 2014 года по 1 января 2018 года в рамках разрешений на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы.
Также налогоплательщики имеют полное право учитывать расходы, которые были затрачены на природные ресурсы (сокращенно ОПР) в течении 3 лет.
Также, устанавливается принцип признания доходов (расходов) налогоплательщиками, которые осуществляют добычу УВС на НММУС. Стоит отметить, что получаемые доходы (расходы) признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, но не раньше момента:
- непосредственного выделения на участке недр НММУС;
- даты принятия решения о прекращении работ по причине их бесперспективности и экономической нецелесообразности.
Все получаемые доходы и расходы должны пересчитываться в рубли, в соответствии с действующим курсом.
Каждая нефтедобывающая организация сможет применять так называемые адвалорные ставки по НДПИ без ограничения по сроку.
Перечислим, основные особенности учета расходов на ОПР, которые вступили в силу в 2017 году:
- каждый налогоплательщик имеет право непосредственно применять коэффициент 1,5 к расходам на ОПР;
- расходы на ОПР могут быть отнесены частично или в полном объеме к расходам по добыче УВС на НММУС, которая осуществляется на других участках недр. До этого законодательство непосредственно предусматривало такую возможность только при прекращении права пользования недрами.
Стоит отметить, что Налоговым Кодексом Российской Федерации устанавливается, что сделки между компанией, имеющей лицензию на право пользования недрами, и оператором НММУС не являются контролируемыми в случае осуществления ими деятельности по добыче УВС на НММУС, на одном и том же месторождении.
Стоит отметить, что в законе также указано, что Законом дополняется, что сделки между вышеуказанными лицами, в том числе не будут признаваться контролируемыми при выполнении деятельности, которая непосредственно связана с добычей УВС на НММУС.
Для того, чтобы усовершенствовать отраслевую систему налогообложения в январе 2016 года в состав подакцизных товаров была введенная новая категория под названием «средние дистилляты».
На данный момент экспертами было выявлено, что система налогообложения, касающаяся акцизов смеси углеродов имеет много недочетов.
На сегодняшний день в законодательстве уточняются такие категории как «средние дистилляты», это делается для того чтобы исключить случаи уклонения граждан от налогообложения. Рассмотрим определение понятия средних дистиллятов. Средние дистилляты – это смеси углеродов в жидком состоянии, которые получается при переработке нефти. В том числе в законе указаны нефтепродукты, которые не подлежат налогообложения.
Стоит отметить, что ко всему прочему законом предусматривается непосредственное введение института свидетельства о регистрации лица, занимающегося переработкой средних дистиллятов. Также данным законом устанавливаются процессы, которые относятся к переработке указанных дистиллятов.
Отметим операции, которые подлежат налогообложению акцизом:[2]
— непосредственное получение средних дистиллятов предприятием, при наличии соответствующей регистрации;
— непосредственное оприходование средних дистиллятов предприятием, при наличии соответствующей регистрации.
Согласно положению закона по операциям со средними дистиллятами предусмотрено применение вычета в наибольшем размере.
Стоит отметить, что вычет определяется в размере суммы акциза, которые исчисляются при получении (оприходовании) средних дистиллятов, увеличенного на коэффициент 2 при переработке дистиллятов, являющихся средними. Однако в других случаях может применяться коэффициент равный 1.
Также закон непосредственно предусматривает последующее повышение ставок акцизов на бензин 5 класса, дизельное топливо и пр.
Положениями Закона предусматривается изменение порядка расчета понижающего коэффициента Кгз, характеризующего глубину залегания залежи УВС, при добыче природного газа из залежи УВС с минимальной глубиной залегания более 3 300 метров.[3]
Так, с 1 января 2018 года понижающий коэффициент Кгз будет определяться как результат деления числа 0,5 на значение коэффициента Кгп (ранее Кгз был равен 0,5).
Обращаем внимание, что значение коэффициента Кгп на период с 1 января по 31 декабря 2018 года установлено в размере: 1,4022 для организаций-собственников Единой системы газоснабжения и их аффилированных лиц для иных налогоплательщиков.
Таким образом, к указанным залежам не будет применяться повышающий коэффициент Кгп, из-за которого организации-собственники Единой системы газоснабжения и их аффилированные лица платят повышенный НДПИ по сравнению с независимыми производителями газа.
С 1 января 2018 года предусматривается возможность применения налогового вычета в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
При этом, Законом устанавливаются дополнительные условия для применения налогового вычета:
- лицензия на право пользования недрами должна быть выдана до 1 января 2016 года
- начальные извлекаемые запасы нефти должны составлять 450 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.
Размер налогового вычета определен в размере 2 917 млн рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр.
Налоговый вычет применим с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года.
Таким образом, совокупная величина вычета за 10 лет составит порядка 350 млрд рублей. Указанная льгота направлена на увеличение инвестиций в данное уникальное месторождение для целей создания условий по увеличению добычи.
Помимо этого, Законом исключаются положения, предусматривающие до 31 декабря 2016 года применение налогового вычета по нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Стоит отметить, что налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет как в случае переработки газового конденсата на собственном технологическом оборудовании, так и в случае переработки газового конденсата иными российскими лицами при наличии установленных Законом подтверждающих документов.[4]
Нововведение нацелено на сближение уровней себестоимости производства из различного вида сырья (газовый конденсат, природный газ, попутный нефтяной газ). При этом, налоговый вычет призван стимулировать производство, используемой в нефтехимической отрасли как сырье для производства продукции следующих переделов.
Дополнительным условием для применения налогового вычета является необходимость включения указанных основных средств в инвестиционную программу развития газотранспортной системы в Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:
— сохранение региональных инвестиционных налоговых льгот для предприятий ведущих отраслей экономики автономного округа в качестве одной из мер государственного стимулирования инвестиционного климата;
— оптимизация состава региональных налоговых льгот с учетом оценки их бюджетной, экономической и социальной эффективности;
— сохранение на период 2019 — 2021 годов ограничений на принятие новых налоговых льгот по региональным налогам;
— установление ограниченного срока действия при введении новых региональных налоговых льгот, направленных на поддержку и развитие экономики региона;
— учет экономических и бюджетных результатов налоговых преференций, предоставленных индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения, в целях содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;
— совершенствование регионального налогового законодательства с учетом изменившихся экономических условий, а также изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации;
— мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления по местным налогам и специальным налоговым режимам с целью выработки рекомендаций по совершенствованию указанных актов и устранению нарушений, допускаемых органами местного самоуправления.
В планируемом периоде реализация норм налогового стимулирования потребует решений по установлению в автономном округе новых налоговых преференций с учетом ограниченных возможностей регионального бюджета и правил осуществления «налоговых расходов», включающих временный характер предоставления льгот, оценку эффективности их применения, определение источника покрытия выпадающих доходов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Архипова Д.В. Налогообложение предприятий при недропользовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. State Pedagogical University Bulletin, 2018, №9. (72). С. 5-8.
- Баскова М.Л. Развитие нефтяной отрасли России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8369 (дата обращения: 07.09.2019).
- Бобылева А.З., Жаворонкова Е.Н., Львова О.А. Оценка моделей налогообложения нефтяного сектора в России и за рубежом // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика. 2015 № 5
- Дробот Е.В., Новикова А.А. Вклад нефтяного сектора в динамику макроэкономических показателей России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12174 (дата обращения: 08.02.2019).
- Картамышева Н. С., Вахрушин И. А., Перевала М. Н., Трескова Ю. В. Проблемы добычи нефти и газа в условиях Крайнего Севера // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 845-848. — URL https://moluch.ru/archive/93/20851/ (дата обращения: 11.09.2019).
- Львова О.А. Баланс интересов государства и бизнеса в современных системах налогообложения нефтяного сектора // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 50. Июнь 2016
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
