Цифровые технологии играют важную роль в современном обществе. Именно на их основе осуществляются многие инновации, способствующие развитию всех сфер общества. Современная экономика Россия находится в высокой зависимости от сырьевых рынков, которые сейчас находятся в структурно новой реальности. Нашей стране все труднее оставаться на конкурентной траектории. Решить эту проблему можно следуя по пути относительного нового направления — цифровой экономики
Цифровая (электронная, веб, интернет) экономика – экономическая деятельность, которая основана на цифровых технологиях. Речь идет не столько о разработке и продаже программного обеспечения, сколько об электронных товарах и сервисах, производимых электронным бизнесом и электронной коммерцией.
Цифровая экономика обусловливает значительный экономический рост, и ее влияние в настоящее время распространяется не только на информационные товары или услуги в других сферах экономики, но и на жизнь в более общем смысле.
При этом масштабы и темпы роста цифровой экономики изменили Интернет и оказали такое воздействие, которое не может игнорироваться государством, бизнесом или промышленностью.
Расчеты за услуги и товары электронной экономики производятся зачастую электронными деньгами. Таким образом, суть цифровой экономики заключается в том, чтобы наряду с реальными физическими продуктами, с реальными процессами и технологиями существовала и виртуальная реальность этих же вещей, которые имеют те же свойства, те же качества, работают и существуют в такой же среде, в которой существуют и функционируют реальные продукты. И тогда, экспериментируя, создавая всевозможные условия, которые нам придут в голову, можно формировать материальную реальность гораздо более эффективно, гораздо более быстро, гораздо более экономно.
Цифровая экономика обусловливает значительный экономический рост, и ее влияние в настоящее время распространяется не только на информационные товары или услуги в других сферах экономики, но и на жизнь в более общем смысле.
При этом масштабы и темпы роста цифровой экономики изменили Интернет и оказали такое воздействие, которое не может игнорироваться государством, бизнесом или промышленностью.
Исследователи также отмечают, что динамичная цифровая экономика в конечном счете заставит капитал, трудовые и иные факторы производства адаптироваться к новому и, как правило, более продуктивному экономическому поведению.
Как отмечает Комитет по конкуренции Управления по вопросам финансов и предпринимательства Организации экономического сотрудничества и развития, термин «цифровая экономика» является зонтичным для обозначения рынков, ориентированных на цифровые технологии, которые, как правило, вовлечены в торговлю информационными товарами или услугами посредством электронной торговли. Цифровая экономика функционирует на многоуровневой основе с отдельными сегментами, связанными с передачей данных.
Правительство Австралии определяет цифровую экономику как глобальную сеть экономической и социальной деятельности, которая обеспечивается информационными и коммуникационными технологиями, такими, как Интернет, мобильные и сенсорные сети.
Научная литература применяет также термин «интеллектуальная (умная) цифровая экономика». Такая трактовка объясняется тем, что функционирование цифровой экономики становится возможным только при использовании новейших технологий, включая технологии искусственного интеллекта, а также подходов, которые используются в управлении такой экономикой.
Ключевые характеристики цифровой экономики отличают ее от постиндустриальной модели последних десятилетий, соответственно, необходима новая модель нормативного регулирования для сопровождения экономических изменений.
В научной литературе и документах органов публичной власти встречаются различные подходы к определению того, каким именно должно быть развитие правового регулирования в сфере цифровой экономики.
Цифровая экономика глобализирована в большей степени по сравнению с более традиционными моделями в силу своего характера, поэтому важное значение имеет универсальность правового регулирования деятельности в этой сфере и гармонизация подходов на национальных и международном уровнях.
При этом в настоящее время имеет место неопределенность относительно применимых к цифровой экономике норм, которая усугубляется фрагментированностью регулирования, обусловленной противоречивыми подходами, реализуемыми в разных странах. Такая ситуация создает риски для обеспечения развития инноваций.
По мнению Маттиаса Бауэра и Фредрика Эриксона, наиболее серьезным структурным препятствием для развития цифрового бизнеса в государствах ЕС является регуляторная гетерогенность в нецифровых отраслях экономики, из-за чего цифровому бизнесу может быть сложно конкурировать с традиционными отраслями посредством только лишь цифровизации традиционных бизнес-моделей.
При этом решение данной проблемы затрудняется тем, что цифровая экономика не является некой структурированной системой, которая может быть урегулирована при помощи «пакета» нескольких гармонизированных законодательных реформ; в силу своего комплексного характера она объединяет самые разные направления деятельности, более того, как уже отмечалось ранее, термин «цифровая экономика» может использоваться как собирательный. Более того, цифровая экономика пока не охватила все отрасли экономической деятельности, соответственно, реформирование законодательства должно осуществляться постепенно.
В 2009 году в Австралии отмечалось, что развитие цифровой экономики в стране требует определенных действий со стороны государства, промышленности и всего общества в целом. При этом перед государством ставились следующие задачи:
- восполнить пробелы рынка,
- решить проблемы социального неравенства,
- защитить общество,
- содействовать честной и эффективной работе рынков
- устранять проблемы рынков.
И основная задача государства в развитии цифровой экономики заключается в обеспечении того, чтобы индивиды, домашние хозяйства и предприятия могли использовать возможности, предоставляемые цифровой экономикой. В том числе посредством строительства или содействия развитию цифровой инфраструктуры, содействия инновациям или создания благоприятного правового режима.
По мнению Ноэля Джонса, на современном этапе необходимо развитие законодательства, не просто направленного на регулирование функционирования цифровой экономики, но и на способствование развитию инноваций. Традиционные модели правового регулирования в экономической сфере могут не учитывать все риски, которые могут появляться с быстрым развитием цифровой экономики.
Рассматривая процесс развития цифровой экономики в России необходимо отметить, что современное нормативное регулирование цифровой экономики в России опирается на регулирование традиционной, не цифровой экономики. В стране действует достаточной большое количество НПА, положения которых могут быть применены (и применяются) к цифровой экономике. При этом действуют и отдельные документы, которые созданы специально для регулирования цифровой экономики и отражающие ее специфику, но они немногочисленны и относятся, главным образом, к электронному документообороту и к электронной торговле (например, Федеральный закон «Об электронной подписи», Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612).
Общими источниками нормативного правового регулирования для традиционной и цифровой экономики выступает Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые акты об интеллектуальной собственности, законодательство о торговле и другие акты, положения которых применимы (или применяются с той или иной долей успешности) к цифровой экономике. Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит основополагающие нормы и принципы, которые распространяются на регулирование всех видов экономических отношений. Как отмечается в издании, подготовленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: «Конституция выступает мощным организационным фактором законотворчества. Она стала неким катализатором обновления российской правовой системы, развития всех отраслей законодательства».
Поскольку цифровая экономика является комплексным явлением и затрагивает самые разные аспекты экономической и иной деятельности, то не всегда можно говорить о создании профильных нормативно-правовых актов в данной сфере.
В целом необходимо отметить, что на современном этапе именно проблемы правового регулирования являются одними из наиболее сложных в цифровой экономике. Исследователи, в частности отмечают проблемы правового обеспечения защиты данных, которая имеет решающее значение при использовании и консолидации информации.
Доступ к данным в цифровой экономике стал ключевым фактором в разработке продукции и инновациях, а сбор данных и их использование третьими лицами порождает множество спорных вопросов, касающихся защиты конкуренции и прав индивидов.
Другим не менее важным аспектом развития законодательства в области цифровой экономики является обеспечение конкуренции.
При этом исследователи отмечают, что проблемы обеспечения конкуренции в цифровой экономике становятся все более значительными.
Быстрый рост инноваций и применения новых технологий в рамках цифровой экономики иногда опережает традиционные модели регулирования, в результате чего государственная политика может не в полной мере учитывать растущую конкуренцию в различных отраслях.
Кроме того, некоторые существующие концепции конкуренции не подходят для цифровой экономики, в частности, из-за того, что технологически сложные и быстро меняющиеся бизнес-модели и наличие широкого спектра услуг могут затруднять квалификацию какого-либо поведения как препятствующего конкуренции.
В современной технологически сложной цифровой экономике конкуренция зависит от усилий по поддержанию правовой защиты в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, соответственно, эффективное антимонопольное регулирование в этой сфере должно основываться на новых интегральных подходах, предполагающих более серьезное взаимодействие между конкурентным правом и правом интеллектуальной собственности.
Важнейшее значение для цифровой экономики играет конкуренция, которая основана на непрерывных циклах инноваций, развития и сбоев.
Для развития открытых рынков, инновационной деятельности, качества и эффективности, а также для того чтобы гарантировать свободу выбора для потребителей, конкуренция должна быть защищена от ограничений.
В качестве инструментов защиты конкуренции в условиях цифровой экономики выделяют следующие:
- запрет на заключение антиконкурентных соглашений;
- запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке;
- контроль слияний для предотвращения доминирования на рынке и предотвращения создания существенных препятствий для эффективной конкуренции.
Нашему поколению выпало жить в эпоху информационно-коммуникационной революции. Сегодня, в ХХ1 веке, почти половина населения Земли имеет доступ к Интернету, и каждый день в сеть выходят новые пользователи.
Среди беднейших 20 % домохозяйств мобильный телефон есть почти в каждых 7 из 10. «Число беднейших домохозяйств, располагающих мобильным телефоном, выше, чем имеющих доступ к чистой питьевой воде», – говорит президент группы Всемирного банка Джим Ен Ким в докладе под названием «Цифровые дивиденды» [5].
Технологии играют противоречивую роль в жизни современного общестава: с одной стороны, они экономят бесценный ресурс – время, позволяя одновременно решать несколько дел. С другой стороны – технологии создали ряд серьезных проблем, которые могут поставит под угрозу само существование человека.
Развитие цифровой экономики должно происходить под контролем государства, и тогда польза от «цифровой революции» станет ощутимее, а проблемы, связанные с безопасностью, достоверностью информации, будут под контролем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Руденко Г. Цифровые технологии: новые возможности для бизнеса//Эффективное антикризисное управление №1 (82) 2017. – 6 с.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы (проект) – 20 с.
- Чезборо Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий – М.: Поколение, 2017. – 336 с.
- Перпеляк А.И. Цифровая экономика: новые возможности для бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(51). URL: https://sibac.info/archive/technic/4(51).pdf (дата обращения: 13.09.2018)
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
