Аннотация
В статье рассмотрены основные формы и способы стимулирования инновационной деятельности в современных условиях. Обозначены направления совершенствования стимулирования инновационной деятельности предприятий.
Annotation
The article describes the basic forms and methods of stimulation of innovative activity in modern conditions. Marked improvement directions of stimulation of innovative activity of enterprises.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, стимулирование производственной деятельности.
Keywords: innovation, innovation activity, stimulation of production activities.
Введение. Стимулирование инноваций способствует расширению возможностей привлечения капитала, в том числе реализации совместных инвестиций в инновационные программы и проекты, и зависит от сформировавшейся структуры финансирования инновационной деятельности. В связи с этим следует очертить перспективы стимулирования инновационной деятельности и тенденции его последующего развития.
Цель исследования. Выявить тенденции развития форм и способов стимулирования инновационной деятельности в современных условиях российской экономики.
Результаты исследования.
В России и в большинстве развитых стран применяются такие форм государственной поддержки научной и инновационной деятельности, как:
- прямое бюджетное финансирование;
- налоговые льготы на прибыль, получаемую при реализации научных разработок;
- освобождение от уплаты налога на собственность и землю, принадлежащие научным организациям;
- освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество научных организаций, используемое при проведении научных разработок;
- предоставление индивидуальным изобретателям и малым инновационным фирмам беспроцентных банковских ссуд;
- формирование венчурных инновационных фондов, имеющих существенные налоговые льготы;
- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
- право на ускоренную амортизацию оборудования [1].
Одним из самых известных инструментов стимулирования инновационной деятельности является система налогообложения. Налоговой системе государства следует быть ориентированной на обеспечение благоприятных условий для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.
Государством принимаются следующие меры в области налогообложения, направленные на рост интенсивности инноваций:
- Налоговые льготы для инновационных предприятий;
- Смягчение налогового бремени для образовательных организаций и организаций, занятых научными исследованиями;
- Налоговые каникулы для новых организаций, осуществляющих научно-исследовательскую, инновационную и образовательную деятельность в областях, причисляемых к приоритетным отраслям экономики;
- Налоговые льготы для коммерческих организаций, безвозмездно перечисляющих доли своих доходов научным учреждениям [2].
Совершенствование государственной поддержки инновационной деятельности и финансово-кредитные формы государственного стимулирования инновационных процессов формируются налоговыми льготами, снижением числа налогооблагаемой прибыли, льготным кредитованием и упрощенной регистрацией результатов инновационных изобретений.
Вместе с тем, структура финансирования инновационной деятельности определяет и подходы к стимулированию инноваций.

Рисунок 1 – Структура затрат на технологические инновации в промышленном производстве по источникам финансирования.
Источник: составлено авторами по материалу [3].
Рисунок 2 – Структура затрат на технологические инновации в области телекоммуникаций и информационных технологий по источникам финансирования.
Источник: составлено авторами по материалу [3]
Способы финансирования инновационного предпринимательства заключается не только в финансировании отдельных исследований и научных работ, а в комплексном финансировании всех проектов, осуществляемых инновационными организациями и предприятиями.
Для упразднения вероятных брешей между инновациями, технологическими разработками и внедрением их в производство, а также процессом их коммерциализации необходим продуманный подход к финансированию инновационной деятельности.
В связи с этим насущным будет вопрос привлечения иностранного капитала для инвестирования в российские инновационные разработки. Принимая во внимание сложившиеся обстоятельства, в связи с украинскими событиями, произошедшими в конце 2013 и начале 2014 года, а также позицию стран-участниц НАТО по отношению к России после присоединения Крыма, было несложно предугадать отрицательные тенденции в этой сфере. Действительно, в 2018 году было зафиксировано сокращение прямых иностранных инвестиций в российский бизнес на 6,5 млрд. долларов США [4]. Чтобы сохранить темп роста развития инновационного сектора экономики, необходимо компенсировать денежный отток за счет внутренних государственных инвестиций.
Несмотря на это, есть несколько причин для успешного развития российских инновационных предприятий в среднесрочной перспективе:
- формирование научно-технических центров и бизнес-инкубаторов;
- направленность образовательных и научных учреждений на создание конкретной технологии, ее защиту и дальнейшую коммерциализацию;
- фокусирование научных исследований на получение конечного продукта или технологии.
Основные способы увеличения эффективности стимулирования инновационной деятельности:
- повышение капитализации посредством учета инноваций как нематериальных активов;
- рост эффективности с помощью внедрения технических и организационно-управленческих разработок;
- создание конкурентного рынка инноваций, как единого правового, информационного и торгового пространства;
- конкретизация целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок [5].
Это ключевые предложения по повышению привлекательности предприятий общегосударственного значения для капитала, базирующиеся на применении венчурного финансирования. Видится перспективным создание государственного сектора науки фундаментальных исследований, итоги работы которых обрабатывались и использовались бы венчурными компаниями. Такой подход поможет справиться с возможными проблемами становления в России цифровой экономики и использования результатов научно-технических разработок в промышленной и хозяйственной сфере.
Выводы. Последнее десятилетие продемонстрировало нуждаемость отечественной экономики в радикальном переходе на инновационную основу. Чтобы достичь этого необходимо применить четко сформированный системный подход к стимулированию и поддержке инновационной деятельности на государственном и местном уровнях. Через организацию эффективных национальных инновационных систем можно существенно возрастить научно-технический потенциал страны, эффективность экономики в целом и занять конкурентоспособную позицию на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ворожихин В.В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса, 2018. – N 1. – С. 3–11;
- Лапина М.А. Правовое регулирование национальной инновационной системы России // Административное и муниципальное право, 2017. – N 12. – С. 26–33;
- Индикаторы инновационной деятельности: 2019. Статистический сборник // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ – М.: Верже-РА, 2019. – 375 с.;
- Статистика внешнего сектора | Банк России / Центральный банк Российской Федерации. 2020. – URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#CheckedItem (дата обращения 19.03.2020);
- Проскурин, В.К. Анализ и финансирование инновационных проектов. Учебное пособие // В.К. Проскурин. — М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2015. — 591 c.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
