Аннотация. В статье особое внимание уделяется проблематике религиозного экстремизма, тесно связанного с национальным и зачастую являющегося причиной и основанием для возникновения политического. Религия несет в себе идеологическую основу экстремистских проявлений религиозного характера.
Такая идеология носит общемировой характер угроз, и проникновение их во многие сферы жизни общества обусловливают необходимость научных разработок.
Ключевые слова: Экстремизм, религиозный экстремизм, религия, идеология, основа.
В современное время многие исследователи сходятся во мнении, что за последние годы идет рост количество проявлений экстремистской направленности. В Российской Федерации проявления экстремизма разнообразны не только при сравнении с другими государствами, но и внутри страны – в разных субъектах нашего государства. Значительную роль в основе идеологии экстремистских организаций играет религия[2].
Обращаясь к этимологии понятия «религиозный экстремизм» можно разделить его на два составляющих это собственно «экстремизм» и «религия».
Для западных исследователей экстремизм является понятием более широким, которое включает радикализм, терроризм и иные формы острых девиаций. В России же экстремизм изучается посредством междисциплинарного метода, который разделил экстремальные формы социального поведения на самостоятельные объекты исследования. Общество является сложной и динамической системой, данное утверждение легко проверить, так общество всегда развивается, находится в каком-либо процессе, потому при обращении к понятию «общество», следует рассматривать его в рамках всеобщих законов его развития и в определенной исторической плоскости. Принимая во внимание, что общество обладает высоким уровнем социальной динамики, можно сделать вывод о специфических изменениях условий развития общества. Важно помнить именно об исторических трансформациях, приведших к формированию актуального состояния процессов, протекающих в обществе. При трансформации на уровне государства зачастую возникают структурные противоречия, к которым относится в частности экстремизм. Правильным будет воспринимать экстремизм не как отдельный самостоятельный процесс, а как симптом внутренних противоречий[2].
В самом общем виде экстремизм характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, заключается в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталисткими взглядами, в свою очередь религиозный экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и действиям в религии, в его основе лежит насилие, крайняя жестокость[5].
Основной целью, религии в контексте с идеологической основой экстремистской организацией, является признание «своей» религии главной, ведущей и, соответственно, подавление других религиозных конфессий через принуждение их к своей системе религиозной веры.
Самые ярые экстремисты ставят своей основной целью создание отдельного государства, правовые нормы которого заменятся нормами общей для всего населения религии. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие и жестко утверждает свою систему идеологических, политических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремистам нужно слепое повиновение и беспрекословное исполнение всех приказов[5].
Основными методами деятельности религиозных экстремистских организаций можно назвать: распространение литературы, аудио и видео
материалов, в которых пропагандируется идея экстремизма[2].
Говоря о механизмах вовлечения в экстремистскую религиозную деятельность, отмечаем, что здесь имеет место быть как целенаправленное воздействие пропагандистского характера на отдельно взятого человека и целые социальные группы, так и различные материальные, социально-политические, культурно-идеологические и личностно-психологические факторы, которые делают такое воздействие максимально эффективным [3].
Возникновение феномена религиозного экстремизма очень тесно связано с такими социально-профессиональными и демографическими группами, которые в современных условиях жизни, по различным причинам проявили отсутствие способности к полноценной личностной реализации. Социальная и личностная неудовлетворенность, низкий уровень культурного развития, отсутствие основ мировоззрения – все это, в совокупности своей, порождает в людях духовно-нравственные изъяны, эгоистические устремления и амбиции, что впоследствии и приводит к созданию и участию в религиозных экстремистских организациях.
Идеология религии и экстремистских действий, доведенная до крайности, собирает особенный тип сторонников самого экстремизма. В него входят люди, склонные к самовозбуждению, имеющие потерю контроля над собой, тех, кто способен пойти против всех правил и норм, устоявшихся в обществе.
Так же, не исключается и изначальная предрасположенность некоторых лиц на восприятие экстремистской пропаганды вследствие характера воспитания личностных особенностей, а также воздействия социальной, культурной среды, психоэмоционального состояния субъекта[4].
Таким образом, религия с точки зрения, идеологической основы для экстремистских организаций, в большинстве случаев выступает в тесной взаимосвязи с иными видами экстремистской деятельности – политической, националистической. Само разграничение экстремистской деятельности по формам (политическая, националистическая, религиозная) – носит характер условный, ведь в практике очень редко они встречаются в «чистом» виде.
Список литературы
- Дугин, А. Г. Четыре консерватизма / А. Г. Дугин // Русскоевремя, М.: Изд-во МГУ, Август 2014. №1. – С. 10-16.
- Калачинская, Е. В. Толерантность студентов регионального вуза:
- Касаев И.Х., Байсуркеева Л.Х.Религиозный феномен преступности в современной России и ее предупреждение // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2017. С. 256-260.
- Кисляков П.А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика // Современные исследования оценка состояния и методы развития / Е. В. Калачинская // Образование и наука. 2017. № 5. – С. 72-86.
- Плужников Е.Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. № 1. С.78-81. социальных проблем. 2016. № 2(22) – С.20-42.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
