Аннотация
В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершпенствоания управления стоимостью компанией
Ключевые слова: оценка бизнеса, управление стоимостью, инвесторы, стратегическая карта.
Annotation
This article analyzes the components of effective business value management. Five components of management are revealed, the experience of foreign companies is analyzed.
Keywords: business valuation, value management, investors, strategic map.
Управление стоимостью бизнеса – одна из самых принципиальных, но наименее реализованных управленческих задач.
В настоящее время тема управления стоимостью компании является достаточно актуальной, о ней много говорят и пишут. Это объясняется тем, что управление стоимостью позволяет привлекать инвесторов, оставаться конкурентоспособной компанией. Кроме того, знание о стоимости компании позволяет увидеть перспективы ее развития, потенциальный рост доходности и прибыльности бизнеса.
Целью настоящей работы является выявление эффективных способов управления стоимостью компании.
Под стоимостью бизнеса понимается инвестиционная или внутренняя оценка будущих денежных выгод владельцев капитала с учетом риска их вложений.
В структуре экономической системы важную роль играет реальный сектор экономики, где производятся, распределяются, продаются экономические блага.
Хозяйствующие субъекты различных форм собственности представляют собой основу экономики любой страны. Они формируют большую часть доходов бюджета страны. При этом, преследуя цели по получению максимально возможных доходов, обеспечивают общественный спрос, производимой продукцией или услугами. Развитие рыночного механизма привело к тому, что само предприятие может выступать объектом сделки. Для того, что определить стоимость хозяйствующего субъекта проводят оценку бизнеса.
Оценка бизнеса представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сбор, обработку информации, с дальнейшим проведением расчетов с целью определения стоимости компании.
Надо понимать, что оценочная деятельность проводится не относительно определения цены активов, имущества или предпринимательского объекта в целом. Определяющее значение имеет выгода, которую он может принести владельцу, либо стороннему инвестору.
Оценка бизнеса может происходить не только в момент продажи бизнеса или передачи его другому владельцу, она должна происходить на предприятии периодически, для того чтобы отслеживать тенденции положительного или отрицательного характера, так как если стоимость компании на рынке падает, то в данном случае надо принимать меры и поднимать стоимость.
Оценка бизнеса происходит по целому ряду различных финансово-экономических показателей, важнейшим из которых являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности, прежде всего, говорят об эффективности работы компании на рынке. Любая деятельность может работать, хорошо или плохо, но все стремятся работать эффективно, что говорит о максимально выгодном использовании всех ресурсов предприятия для получения максимального дохода.
По мнению современных ученых процесс управления стоимостью компании носит комплексный характер. Его можно определить, с одной стороны, как последовательную реализацию принципов финансовой модели и построение на ее основе и с ее помощью всех решений менеджмента компаний – стратегических и оперативных, финансовых и нефинансовых.
С другой стороны, при управлении стоимостью компании необходимо учитывать интересы всех заинтересованных в этом лиц.
Если соединить вышеуказанные стороны, можно выделить 5 слагаемых управления стоимостью компании.
Во-первых, это стратегическое планирование инвестиционной стоимости капитала владельцев, внедрение стоимостного мышления в стратегические решения. Это предъявляет качественно новые требования к необходимой информации, к технологиям, которые должны помогать оценивать эффективность рыночной стратегии.
Современные специалисты утверждают, что целесообразно создание стратегической карты – это основополагающий компонент системы сбалансированных показателей компании, в которой отображаются ключевые цели будущей деятельности, универсальный инструмент, позволяющий гарантировать осуществление стратегии фирмы. В 1990 году при проведении исследования по теме «Показатели деятельности организации будущего» Н. Нортоном и Р. Капланом осуществлялся поиск причин плохого осуществления достаточно хороших стратегий. В результате была разработана концепция, получившая название «Система сбалансированных показателей (BSC)».
Главной идеей данной концепции было то, что предприятия в основном ограничиваются планированием показателей финансовой деятельности, не рассматривая проблемы достижения этих показателей. Разработка стратегической карты на основе метода BSC позволила углубленно рассмотреть подсистемы, которыми можно управлять и создавать с их помощью возможности для достижения целей предприятия.
Особенность метода BSC состоит в построении характерной модели – карты с последовательной проработкой критических условий достижения целей, которые устанавливает стратегия, принятая в компании. Если в компании отсутствует четко сформулированная стратегия, то такая карта не может быть построена. Нортон и Каплан предложили логику, по которой выстраивается причинно-следственная цепочка целей по четырем зонам (перспективам):
Финансы; Рынок; Бизнес-процессы внутри компании; Обучение и развитие.
Перенос стратегии на визуальную карту на сегодняшний день один из наиболее мощных инструментов управления. Основным его преимуществом является изображение на одном рисунке всех целей как общего механизма осуществления стратегии [11.c. 29].
Результаты практической деятельности говорят о том, что создание корректной стратегической карты позволяет с легкостью определить важные вопросы эффективности, основные показатели деятельности и стратегические инициативы. Именно достижение согласованности и четкости в стратегических целях является важнейшей задачей менеджмента, в чем помогает создание стратегических карт. Однако, не смотря на преимущества стратегических карт, фирмы часто совершают ошибки при их создании. Важной отправной точкой создания стратегической карты является осмысленное видение миссии и цели компании. Нередко формулировки миссии и цели стандартны. Индивидуальные интервью топ-менеджеров с командой необходимы для подтверждения вовлеченности руководящего состава в процесс создания стратегической карты.
Второе слагаемое – создание системы показателей оценки оперативной деятельности внутренних подразделений компании на разных этажах управления, в которой будут учтены распределение ответственности, масштабы полномочий менеджеров разного уровня организационно-управленческой структуры. Такая система показателей, отталкиваясь от базовых принципов, обрастает индивидуальными параметрами, характерными как для отрасли, так и для компании.
С помощью новой системы показателей менеджеры могут оценивать влияние тех или иных оперативных решений, которые предполагается осуществлять внутри данного этажа управления, на стоимость всей компании. Определяя и измеряя их влияние, то есть оценивая наиболее «чувствительные зоны стоимости», команда менеджеров получает инструмент для обоснования выбора из имеющихся альтернатив и определения приоритетов.
Третьим слагаемым управления стоимостью компании выступает постоянный мониторинг различных факторов стоимости. По итогам мониторинга необходимо принимать незамедлительные меры, которые будут способны на ранней стадии выявить и устранить негативные процессы и явления. Как говорят современные специалисты – «необходимо на ранней стадии выявить всех «разрушителей стоимости» [6, с.151].
Четвертым слагаемым является формирование грамотной системы мотивации и стимулирования персонала. Необходимо четкое выявление вклада каждого сотрудника в «копилку стоимости компании». С этой целью в компании может быть внедрена система мотивации, основанная на привязке переменной части заработной платы к новым показателям, основанным на стоимости компании. В этом случае необходимо разработка целевых заданий на несколько лет вперед. Многие зарубежные компании идут именно по этому пути. Немецкая компания Siemens еще в конце ХХ века, стала применять данный подход. Так, в компании 60% вознаграждения 500 высших управленцев привязано к показателю роста экономической прибыли, а для персонала более низких уровней – от 15% до 20% зарплаты [10, с.89].
Также пользуется популярностью другой способ. Так. Американская компания Dow Chemical практикует накопление доли бонусов и их выплаты при условии достижения целевых заданий по росту стоимости компании. Данный принцип дал возможность компании повысить эффективность многих подразделений, размещенных по всему миру.
Также в качестве способа оценки вклада менеджеров с копилку стоимости компании можно рассмотреть возможность персонала стать владельцами акций фирмы.
В целом, можно резюмировать, что в зарубежных странах имеется разнообразный опыт управления стоимостью компании.
Пятым слагаемым выступают коммуникации с третьими сторонами и в особенности с инвесторами. Осуществляя управление стоимостью компанией, необходимо уделять данному направлению много внимания. Все заинтересованные лица, в том числе инвесторы, должны обладать всей необходимой информацией о ведущих факторах стоимости компании и о серии мер, направленных на ее рост или нейтрализацию возможных негативных процессов.
Итак, нужно прервать инерцию традиционных аналитических подходов, глубоко укоренившихся в управлении еще во времена административного хозяйствования и до сих пор доминирующих в российском бизнесе. Необходимо изучить и проанализировать зарубежный опыт эффективных компаний. Это первый шаг на пути к созданию стоимости и освоению современных управленческих концепций.
Первоначально необходимо изменить подход к оценке бизнеса. Наиболее распространенными методиками оценки бизнеса в современной России является расчет рентабельности и объем прогнозируемой чистой прибыли. Для западных стран применяется другой подход. Здесь используется система управления, направленная на стоимостную оценку бизнеса. Эксперты оперируют такими данными, как стоимость капитала, риски, рыночная и добавочная стоимость объекта предпринимательства, денежные потоки. В практике западных стран на первое место выходит увеличение стоимости компании, которая является основной целью хозяйственной деятельности. На российском рынке спрос на оценочную деятельность изначально был связан с процедурой купли – продажи недвижимого имущества. С развитием рыночных отношений, взаимодействие между компаниями усложнилось. Теперь стали оказываться услуги страхования, кредитования, передачи имущества, проводиться сделки по слиянию, либо отчуждению предприятий. Проведение тендеров, аукционов, а так же конкурсов по продаже фондовых инструментов так же способствовало развитию деятельности по оценке бизнеса. Кроме того, создание открытого экономического пространства способствует привлечению иностранных инвестиций. Западные инвесторы требуют данных о стоимости компании, которые так же предоставляются наемными оценщиками. Оценочная деятельность выгодна различным структурам. Так для государственных органов знание о стоимости компании определяет процедуру ее приватизации, налоговую базу, оценку в судебных целях, процессы в период ликвидации компании. Для страховых и кредитных организаций стоимость компании является показателем ее платежеспособности. Кроме того, цена предприятия позволяет рассчитать размер страховых выплат и заемных средств. Для владельца бизнеса знание о стоимости своего объекта дает возможность скорректировать бизнес — процессы, а так же определить различные экономические параметры в зависимости от преследуемых им целей.
В заключение можно сделать следующие выводы: предпринимательская деятельность, основанная на производстве продукции и услуг, сводится к получению максимально возможной прибыли в постоянно изменяющихся рыночных условиях. Помимо создания экономических благ, предприятия могут оказывать услуги по сбыту, хранению и их реализации конечному потребителю.
Реальный сектор экономики, который формируется из предприятий разных отраслей, является основой стабильности национальной экономической системы. Бизнес связывает государство и население. При этом он обеспечивает крупные денежные поступления в бюджет, а так же обеспечивает потребности общества в определенных продуктах и услугах.
Сам объект хозяйственной деятельности может выступать предметом сделок. Даже для собственного владельца предприятие является, прежде всего, средством вложения инвестиций, с последующей отдачей. Все это обуславливает необходимость эффективного управления стоимостью компании.
Наиболее эффективным считаю создание стратегической карты, которая является управленческим инструментом, который способствует осуществлению стратегии фирмы и достижению ее целей. В процессе разработки создается определенный командообразующий эффект, т.е. достигается общее понимание высшим звеном управления стратегии и целей компании.
Список литературы
- Алехин М.В. Оценка бизнеса. Системный подход к оценке бизнеса корпорации // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 1 (25). С. 97.
- Бусов В.И., Землянский О.А., Поляков А.П. Оценка стоимости предприятия (бизнеса), Издательство «Юрайт», 2017. С. 158
- Бусов, В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский. — Люберцы: Юрайт, 2016. С. 38-39
- Бухарин Н.А., Озеров Е.С., Пупенцова С.В., Шаброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / под общей редакцией Е.С. Озерова – СПб: ЭМ-НиТ, 2016. С. 134
- Касьяненко, Т.Г. Оценка стоимости бизнеса: Учебник для академического бакалавриата / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. — Люберцы: Юрайт, 2016. С. 216
- Коупленд Т., Колер Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление, 2-е издание. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес». 2015. С. 151
- Кэхилл, М. Инвестиционный анализ и оценка бизнеса: Учебное пособие / М. Кэхилл. — М.: ДиС, 2017. С. 149-150
- Никонова И.А. Стоимость компании // Сборник научных статей кафедры «Экономика инвестиций» Московского авиационного института, под науч. ред. А.Н. Трошина. – М.: Доброе слово, 2015. С. 93
- Парамонова, Т.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — М.: КноРус, 2018. С. 114
- Роберт Ф. Райлли, Роберт П. Швайс. Оценка бизнеса – опыт профессионалов. Издательство «Квинто-Консалтинг», 2017. С. 89
- Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «Феникс», 2014. С. 29
- Щербакова О.Н. Применение современных технологий оценки стоимости бизнеса действующей компании // Финансовый менеджмент. – 2018. – № 1. С. 77-78.
List of references
- Alekhin M. V. assessment of the business. A systematic approach to the assessment of the Corporation’s business / / Bulletin of Shadrinsk state pedagogical Institute. 2015.No. 1 (25). Pp. 97.
- Busov V. I., Zemlyansky O. A., Polyakov A. P. Valuation of an enterprise (business), yurayt publishing House, 2017. Pp. 158
- Busov, V. I. Valuation of the enterprise (business): Textbook for academic baccalaureate / V. I. Busov, O. A. Zemlyansky. — Lyubertsy: Yurayt, 2016. Pp. 38-39
- Bukharin, N. A. Ozerov E. S., Papezova S. V., Shabrov O. A. Estimation and cost management business: textbook. manual / edited by E. S. Ozerov-St. Petersburg: EM-NIT, 2016. Pp. 134
- Kasyanenko, T. G. business Valuation: Textbook for academic bachelor’s / T. G. kas’yanenko, G. A. Makhovikov. — Lyubertsy: Yurayt, 2016. Pp. 216
- Copeland T., Kohler T., Murrin J. Company value: valuation and management, 2nd edition. — Moscow: CJSC «Olympus – Business». 2015. Pp. 151
- Cahill, M. Investment analysis and business valuation: A textbook / M. Cahill. — Moscow: Dis, 2017. Pp. 149-150
- Nikonova I. A. the Cost of the company / / Collection of scientific articles of the Department «Economics of investment» of the Moscow aviation Institute, under scientific. ed. — M.: Good word, 2015. Pp. 93
- Paramonova, T. N. Valuation of the enterprise (business): Tutorial / T. N. Paramonova, I. N. Krasyuk. — Moscow: KnoRus, 2018. Pp. 114
- Robert F. Reilly, Robert P. Schweis. Business assessment — experience of professionals. Publishing House «Quinto-Consulting», 2017. Pp. 89
- Shpylivs’ka E. V., Medvedeva O. V. the Estimation of cost of enterprise (business). Phoenix Publishing House, 2014. P. 29
- Shcherbakova O. N. Application of modern technologies of business valuation of the operating company / / Financial management. — 2018. — No. 1. Pp. 77-78
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
