Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей правового обеспечения функционирования цифровой экономики. Рассмотрены отдельные причины, обусловливающие необходимость модернизации законодательства в условиях развития цифровой экономики, а также ее понятие и некоторые особенности. Изучены основные подходы к правовомурегулированию цифровой экономики.
Abstract: the Article is devoted to the study of the features of the legal support of the digital economy. The article considers some reasons for the need to modernize the legislation in the context of the digital economy, as well as its concept and some features. The main approaches to the legal regulation of the digital economy are studied.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, юридические услуги, правовое регулирование цифровой экономики.
Key words: digital economy, digitalization, legal services, legal regulation of digital economy.
В современных условиях развития Российской Федерации появляются новые направления в экономике, что обуславливает потребность в новом правовом регулировании.
В своем послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России, обозначил перспективу двукратного увеличения экспорта ИТпродукции из России и указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.
На выполнение указанного поручения Президента Правительством РФ разработана и утверждена программа «Цифровая экономика», в которой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.
Для управления программой определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. К базовым направлениям отнесены: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Таким образом, реализация настоящей Программы требует тесного взаимодействия государства, бизнеса и науки.
Итак, как уже было определено, необходимым и первым условием успешного внедрения отраслевых направлений экосистем цифровой экономики является наличие правового регулирования как на федеральном, так и субъектовом уровнях.
Основной целью указанного направления является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики) [1].
В ноябре 2017 года на портале для общественного обсуждения законодательных инициатив был опубликован проект плана мероприятий программы «Цифровая экономика» по реформированию нормативно-правового регулирования.
18 декабря 2017 года план утвержден правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Раздел «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика РФ» содержит две основные цели.
Основная цель раздела определена как формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для цифровой экономики. И были выделены шесть ключевых целей, на достижении которых будет строиться работа (см. ниже на рис 1).

Рисунок 1 – 6 ключевых целей [4]
Все задачи в программе разделены на три этапа: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По каждому из этапов будет создана отдельная концепция, где подробно будут описаны предлагаемые решения и пути их реализации. Концепция по краткосрочным задачам должна появиться до конца 2017 года.
В разделе по нормативному регулированию уже зафиксированы некоторые практические мероприятия. К ним относятся, в первую очередь, выявление и устранение действующих правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики, и формирование основных понятий, использующихся в цифровой экономике. К вопросам первоочередной важности относится и нормативное регулирование юридической значимости цифровых данных (рис.2).
Рисунок 2 – Вопросы первоочередной важности [4]
Еще одна особенно важная сфера – регулирование трудовых отношений в цифровой экономике. Огромное количество трудовых документов пока оформляется исключительно в бумажном виде. В рамках цифровой экономики должны быть проработаны вопросы перехода на электронные кадровые документы, отказ от бумажных трудовых книжек, дистанционного заключения трудовых договоров и др. Все это должно повысить мобильность и придать импульс для развития цифровой экономики, рассчитывают в Минэкономразвития [5].
В ходе работы по нормативному регулированию предстоит определить широкий круг вопросов, на которые нужно ответить. Например, кто отвечает за действия искусственного интеллекта или могут ли на основе Big Data быть ограничены права человека. Последнее уже начинает происходить в реальности. [4].
Примеры других сложных вопросов к обсуждению – как превратить правовые акты в машиночитаемые алгоритмы и потом на основе них принимать решения. Или — может ли новым видом юридической ответственности стать запрет на использование интернет-технологий: вместо домашнего ареста — запрет доступа к цифровой среде.
Для координации работы по нормативному регулированию была сформирована рабочая группа, состоящая преимущественно из представителей бизнеса. [5]
Итак, согласно проекту плана мероприятий программы «Цифровая экономика» по реформированию нормативно-правового регулирования [4] основными задачами для совершенствования нормативного регулирования цифровой экономики являются:
— устранение ключевых правовых ограничений и создании отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики.
Так в рамках регулирования правовых вопросов требуется сформировать условия для единой цифровой среды доверия и сферы электронного гражданского оборота, обеспечить внедрение и использование инновационных технологий на финансовом рынке, усовершенствовать механизмы стандартизации и прочее.
— создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики.
В частности, требуется создать концепцию регулирования отношений и управления изменениями в рамках цифровой экономики, а также совершенствование и мониторинг правового регулирования.
«К 2020 году мы должны подойти уже с новым пониманием комплексного законодательного регулирования отношений и цифровой экономики», — отметил Павел Малков.
Список литературы
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 22.04.2019).
- Замглавы МЭР: России нужен закон о цифровой экономике. URL http://tass.ru/pmef2017/articles/4310782 (дата обращения 22.04.2019).
- В Санкт-Петербурге Владимир Путин принял участие в работе съезда Российского союза ректоров. URL http://tass.ru/obschestvo/5159183 (дата обращения 22.04.2019).
- Презентация Павла Малкова «Основные направления раздела «Нормативное регулирование»» 2017г.
- Нормативное регулирование Цифровой экономики http://www.tadviser.ru/a/383190
List of references
- The program «Digital economy of the Russian Federation» the Decree of the RF Government of July 28, 2017 No. 1632-R. URL http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed 22.04.2019).
- Deputy MAYOR: Russia needs a law on the digital economy. URL http://tass.ru/pmef2017/articles/4310782 (accessed 22.04.2019).
- In St. Petersburg Vladimir Putin took part in the Congress of the Russian Union of rectors. URL http://tass.ru/obschestvo/5159183 (accessed 22.04.2019).
- Presentation by Pavel Malkov «the Main directions of the section «Normative regulation»» 2017.
- Normative regulation of the Digital economy http://www.tadviser.ru/a/383190
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
