На сегодняшний день, в условиях экономических санкций, все больше российских организаций начинает задумываться о сохранении текущего финансового положения, а также его улучшении, поэтому вопросы стратегического анализа внутренней и внешней среды стали иметь ключевое значение. В данной статье будет проведен краткий анализ внутренней и внешней среды ООО «Марко А», специализирующегося на производстве и оптовой продаже спортивной одежды при помощи SWOT- и STEP-анализа.
Прежде чем непосредственно приступить к анализу внутренней и внешней среды исследуемого предприятия, раскроем сами понятия «внутренняя среда» и «внешняя среда» организации.
Итак, внутренняя среда предприятия – это внутренние ситуационные факторы, т.е. ресурсы предприятия, которые обеспечивают поддержание предприятия изнутри. Внутренняя среда заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования предприятия, однако может быть и источником проблем [3].
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
По сути, анализ внешней и внутренней среды – это выявление слабых и сильных сторон предприятия, а так же внешних угроз и возможностей для развития. Обладая полной информацией, менеджер компании способен на успешные управленческие решения.
Проиллюстрируем анализ внешней и внутренней среды предприятия на примере ООО «Марко А».
Итак, исследуемое предприятие относится к легкой промышленности, отрасль производства – швейная. Основной вид деятельности ООО «Марко А», отраженный в его Уставе, – производство и оптовая продажа спортивной одежды. С 2010 г. предприятие выпускает коллекцию одежды для активного отдыха и занятий профессиональными видами спорта.
Анализ внутренней среды ООО «Марко А» проведем с помощью SWOT-анализа, применение которого позволит определить, какие сильные стороны предприятия помогут бороться с угрозами и использовать возможности внешней среды, а какие слабые стороны помешают это сделать (см. табл. 1) [4].
Таблица 1 — Матрица SWOT-анализа ООО «Марко-А»
|
Внешняя среда
Внутренняя среда | Возможности: 1. Появление новых рынков сбыта продукции. 2. Расширение диапазона возможных товаров 3. Большая доступность ресурсов 4. Ослабление ограничивающего законодательства 5. Увеличение количества оборудования за счет лизинга | Угрозы: 1. Ослабление роста рынка 2. Неблагоприятные демографические изменения 3. Ожесточение конкуренции, появление иностранных конкурентов 4. Усиление требований поставщиков 5. Нестабильность внешних условий предприятия |
| Сильные стороны | Сильные стороны + возможности | Сильные стороны + угрозы |
| 1. Достаточно известный бренд. | Возможность привлекать дополнительные средства за счет кредитования. | Конкуренты могут предоставлять более дешевый товар. |
| 2. Увеличение проводимых новых разработок на предприятии | Увеличение прибыли, создание благоприятных материальных условий для расширения основной деятельности предприятия | Уменьшение прибыли, рентабельности, возможность банкротства предприятия |
| 3. В структуре заемного капитала преобладают долгосрочные финансовые обязательства | Возможность работать на перспективу, увеличение финансовой устойчивости и платежеспособности | Снижение финансовой устойчивости, деловой активности и платежеспособности |
| Слабые стороны | Слабые стороны + возможности | Слабые стороны + угрозы |
| 1. Увеличение коммерческих расходов | Поиск снижения расходов предприятия | Уменьшение прибыли и снижение рентабельности |
| 2. Рост внеоборотных активов и их преобладание в активах предприятия | Наращивание мощностей предприятия | Обездвиживание капитала предприятия, снижение оборачиваемости |
| 3. Преобладание кредиторской задолженности над дебиторской | Возможность снижения кредиторской задолженности, поиск альтернативных источников дохода | Снижение финансовой устойчивости, деловой активности и платежеспособности |
| 4. Неликвидный баланс, низкая финансовая устойчивость, деловая активность и платежеспособность, отсутствие нераспределенной прибыли | Рост прибыли, поиск снижения расходов предприятия, улучшение финансовой устойчивости, рост деловой активности и платежеспособности предприятия | Угроза финансового кризиса и банкротства предприятия, отказ сотрудничества инвесторов, кредиторов и партнеров, рост текучести кадров |
| 5. Основной источник формирования пассивов предприятия – заемные средства | Поиск сотрудничества с новыми инвесторами, кредиторами, партнерами и акционерами, налаживание старых «связей» | Если стоимость чистых активов окажется ниже УК — необходимо будет сокращать УК |
При анализе внешней среды ООО «Марко-А» следует провести анализ макроокружения: проанализировать общую обстановку в стране, провести анализ отрасли, структуры рынка по сегментам, конкурентов, действующих в отрасли, проанализировать тенденции спроса и предложения, возможности и угрозы, обусловленные макроокружением [5].
Анализ внешней среды ООО «Марко-А» будет проведен при помощи STEP – анализа, который предназначен для выявления социальных (S), технологических (T), экономических (E), политических (P) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию предприятия (см. табл. 2) [3].
Таблица 2 — Матрица STEP-анализа ООО «Марко-А»
| Фактор | Прогнозные оценки по периодам времени | |||
| 2020 2025 | ||||
| 1. Социальные факторы | ||||
| 1. Демографические тенденции | Влияние демографического «провала» 90-х, снижение высококвалифицированных специалистов на рынке труда | Влияние демографического «провала» 90-х, снижение высококвалифицированных специалистов на рынке труда | ||
| 2. Социальные ценности и социальные группы населения | Низкий уровень благосостояния и жизни людей. | Увеличится разница между доходами «богатых» и «бедных». | ||
| 3. Изменение предпочтений потребителя | Предпочтения потребителя могут сместиться в сторону других производителей из-за более дешевой продукции. | Если ООО «Марко-А» не будет учитывать требования рынка, потребителей, то его вытеснят конкуренты | ||
| 4. Активность потребителей | Снижение активности потребителей снизит доход и прибыль предприятия | Необходимо стимулировать потребителей с помощью программ, акций, цен, качеством продукции | ||
| 2. Технологические факторы | ||||
| 1. Появление новых технологий | Внедрение новых технологий потребует дополнительных расходов. Однако потребители, следящие за новинками, захотят их приобрести, что повысит продажи предприятия. | Конкуренты также внедряют новые технологии, и если ООО «Марко-А» не будет стремиться меняться, внедрять новшества, то будет вытеснено конкурентами. | ||
| 2. Темпы ухода старых видов продукции из промышленности и тенденции замены их новыми | Темпы ухода слабые, поскольку модельный ряд 2015-2017 гг. используется до сих пор с небольшими изменениями | Необходимо разрабатывать новые модели, или улучшать качественно уже существующие. | ||
| 3. Финансирование на НИОКР | Предприятие стремится к выделению на НИОКР около 3% от прибыли, что при отрицательной ЧП –не реально | Необходимо выделение на НИОКР около 3% от прибыли иначе конкуренты вытеснят предприятие с рынка | ||
| 4. Состояние материально-технической базы предприятия | Материально-техническая база предприятия находится на среднем уровне, частично используется старое оборудование | Необходимо вовремя осуществлять переоснащение материально-технической базы для поддержания конкурентоспособности | ||
| 3. Экономические факторы | ||||
| 1. Экономический рост, уровень инфляции, уровень жизни | Замедление экономического роста, снижение уровня жизни населения. | Тенденция сохранится | ||
| 2. Процентная ставка и доступность кредитов | Процентная ставка не позволяет воспользоваться крупными кредитами | Ставка может меняться в зависимости от политики Центрального банка РФ | ||
| 3. Налоговая и кредитная политика государства | Сейчас ведется активная политика в области развитии промышленности России | Стимулирования со стороны государства не достаточно, необходимы изменения на самом предприятии | ||
| 4. Покупательская способность | Покупательская способность снижается. | Тенденция сохранится. | ||
| 4. Политические факторы | ||||
| 1. Политика в области борьбы с монополией | Ужесточение антимонопольной политики государства приводит к стимулировании конкуренции | Монополии также будут пресекаются | ||
| 2. Мировая обстановка | Международная обстановка нестабильна, санкции. | Обстановка может «накалится», перейти в военные действия. | ||
| 3. Тенденции к нестабильности, коррупции, насилию в стране | Политика направлена на стабильность, отсутствие коррупции, избежание конфликтных ситуаций в стране и за рубежом | Политика также будет направлена на достижение стабильности в стране, в частности на развитие промышленности | ||
| 4. Выборы, приход к власти новых руководителей | Ближайшие выборы в Госдуму состоятся в 2021г., а Президента РФ в 2024г. До этого периода приход новых руководителей возможен только через революцию | В России революционного настроения не наблюдается, дальнейшее развитие страны будет зависеть от действий государственной власти | ||
Итак, проведенный краткий анализ внутренней и внешней среды ООО «Марко-А» позволяет выделить следующие проблемы на предприятии:
-низкая финансовая устойчивость, низкая деловая активность, платежеспособность предприятия;
-увеличение коммерческих расходов, отсутствие нераспределенной прибыли;
-значительное преобладание внеоборотных активов над оборотными, рост внеоборотных активов;
-значительное преобладание заемного капитала над собственным капиталом;
-необходимость в стимулировании потребителей с помощью программ, акций, привлекательных цен, качества продукции.
ООО «Марко-А» должно стремиться к сокращению сроков разработки новых коллекций спортивной одежды и вывода на рынок новых продуктов в определенном целевом сегменте с заданным уровнем качества.
Список литературы
- Веснин В.Р. Стратегический менеджмент Учебник // В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 624 с.;
- Вигман С.Л. Стратегическое управление: учеб. Пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 296 с.;
- Илышева, Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации // Н.Н. Илышева, С.И. Крылов – М.: Финансы и статистика, 2015 г. – 240 с.;
- Клишевич, Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учебное пособие // Н. Б. Клишевич. – М.: КноРус, 2016. – 304 с.;
- Савицкая, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия // Г.В. Савицкая – М.: Издательство Гревцова, 2015 г. – 200 с.;
- Труш Е.В., Шарапова В.М. Внешний анализ конкурентов организации // Экономические исследования и разработки. 2017. № 2. С. 51-55.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
