Скоро защита?
Меню Услуги

Статья на тему «Взаимосвязь успешности и образованности современного человека»

Вид работы:
Тема:

В статье рассматривается понятие «успешность» и его трактовка в различных науках различными авторами. Исследование носит теоретический характер и призвано охватить различные интерпретации понятий «успех», «успешность», обозначить их важность и роль в жизни современного человека.

Проблематика исследования заключается в том, что авторам представляется важным выделить образование и образованность в качестве одного из ключевых факторов успеха и успешности. Однако анализ литературы не позволяет сделать однозначного вывода о том, что образование действительно является весомым фактором достижения успеха.

С другой стороны, если рассматривать успех и успешность в узком понимании, как успешность материальную, успешность профессиональную и творческую, то можно обнаружить прямую зависимость между наличием образования и успехом.

Научная значимость и новизна исследования заключается в том, что исследование носит проблемный характер и ставит в качестве выводов новые вопросы, которые могут стать предпосылкой для проведения масштабных исследований зависимости успеха в различных интерпретациях и образования. Причем образование следует понимать, как непрерывный процесс, проходящий «красной нитью» через всю жизнь современной личности.

Ключевые слова: успех, успешность, личность, образование, образованность, современное общество, мир цифровой экономики, современный успешный человек.

 

Введение

Современный «успешный человек» — это, изначально, калька с английского слова successful. И представление об «успешном человеке» пришло в нашу страну вместе с западным культом успеха, достижения. На Западе же сформировались и существуют целые школы по изучению и развитию «успеха».

Начиная с З. Фрейда феномену «успеха» и успешности» уделялось большое внимание. Хотя, в психоанализе нет четкого определения внутренних или внешних детерминант успеха, в то же время, в рамках психоаналитической школы проанализированы личности, чья творческая биография традиционно ассоциируется с успехом[1], что дает возможность увидеть работу неосознаваемых механизмов психики личностей, непосредственно причисленных к «успешным»[2].

Э. Фромм определяет некий рыночный тип личности, для которой принцип частной инициативы является главенствующим, чем более развита данная черта, тем более успешным является человек[3].

С.С. Бенайт и А. Бандура, в соответствии со своей теорией социального научения, считают, что у студентов можно сформировать успешное поведение путем имитации им поведения, ведущего к успеху[4].

Итак, зарубежные специалисты ориентировались на изучение феномена успешности личности в целом, которая рассматривалась в контексте решения вопроса адаптированности личности и личностного развития[5]. При этом, актуализация феномена «успех» в России связана с установлением рыночных отношений. Рынок является социальным механизмом, посредством которого маркируется эффективное / неэффективное, конкурентоспособное / неконкурентоспособное, успешное / неуспешное. И до недавнего времени русское слово «успешный» могло употребляться только по отношению к действиям, деятельности, процессам (успешные переговоры, успешная работа, успешный рост) — но не по отношению к людям.

Но мир меняется и появляются новые для России виды деятельности, связанные с бизнесом, менеджментом, маркетингом, рекламой, распределением, финансами, в которых достижение делового успеха является главным критерием эффективности. И на сегодняшний день, термин «успешный человек» вполне может считаться «брендом нашего времени».

Это словосочетание активно эксплуатируется в рекламе множества товаров, считающихся показателями успешности; о том, как стать успешным пишутся книги, например: Михненко П. А. «Как стать успешным: … на опыте успешных людей», Кановская М. Б. «Деловой этикет для успешных людей», «Фаворит» — журнал для успешных людей. Существует интернет-рассылка «Афоризмы успешных людей» и сетевая «Библиотека успешного человека»[6].

Тематика этих публицистических и рекламных работ акцентирует внимание на социальном, а не философском или психологическом измерении успеха, однако, нельзя не признать, что понятия «успех», «успешность», «успешный человек» в современном мире приобрели невиданную ранее в России популярность и в определенной мере являются сейчас мерилом социальной, деловой, профессиональной и личной состоятельности человека.

Однако, став рекламным брендом, «успех» в умах большинства наших современников не имеет четкой обрисованности. Это некая эфемерная картинка, нечто абстрактное, то, к чему всем нужно стремиться, но никто точно не знает, что это такое и как этого достичь.

В этом парадоксе заключается основная проблематика исследований, посвященных успеху и успешности современного россиянина.

Мы считаем, что одним из базовых факторов влияния на успешность человека становится в современном мире образование. Причем образование качественное и сообразное современности.

Целью настоящей статьи является обобщение мнений различных ученых в различных направлениях науки, которые изучали феномен успеха и успешности и предпринимали попытки дать объективную оценку факторов – слагаемых успеха. Также целью нашей работы является изучение мнений соотечественников о влиянии образования, как такового, его наличия, уровня и качества, на успешность, в том понимании, как она представляется современному русскому человеку.

Теоретико-методологический обзор

Примечательно, что еще в первой половине 2000-х годов, в русской культуре успех не рассматривался как основополагающая жизненная ценность. Советские люди, конечно, гордились и собственными успехами, и успехами детей, но гордиться немного стеснялись. Этим отчасти обусловлен тот факт, что тема успеха до сих пор не относится к числу хорошо разработанных в отечественной литературе, поскольку сама категория «успех» и смежные с ней понятия не имели ранее теоретической легитимности.

Вплоть до конца 90-х годов, российские исследования, посвященные понятию «успех», фактически отсутствовали. Рассуждения об успехе и успешности можно было встретить лишь в источниках ненаучного публицистического характера, например, в работах авторов, предлагающих «рецепты» достижения карьерного успеха, формирования личной эффективности, объясняющих различные образовательные практики или тренинги. Единственным исключением в общем теоретическом невнимании к проблеме успеха является деятельность НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета. Коллектив авторов под руководством проф. В.И. Бакштановского выпускает периодическое издание «Этика успеха», где феномен «успех» рассматривается в различных аспектах, по большей части как этическая категория[7].

В работах, опубликованных в конце 90-х годов, наиболее близким к понятию «успешный человек» можно назвать только лишь понятие «профессиональная успешность». Но здесь рассматриваются, скорее, профессионально важные качества, профессиональная компетентность, а «успешность» трактуется как возможность проявления и реализации себя в трудовой деятельности. Так, В.Д. Шадриков называет профессионально важными качествами «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», включая в них и способности человека[8].

С.Я. Батышев, выделяя в процессе становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности[9].

Отечественные научные представления об успешности стали активно расширяться и углубляться после 2001 года. Базовое понятие успеха в трудах деятелей психологических наук, как правило, рассматривалось синонимично понятию успешности деятельности. Так, в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской и Л.И. Анцыферовой, отмечается, что направленное на успех поведение выступает как частный вид человеческой деятельности, и является в русле идеи развития личности одновременно и средством и результатом этого развития[10].

Анализ социально-философских подходов, изучающих феномены «успеха» и «успешности» в разные исторические периоды представлен в докторской диссертации Л.А. Мулляр. В выводах автор указывает, что успех в современном осмыслении этого понятия раскрывается социально-онтологическими характеристиками отдельных состояний личности. Например, выход за пределы возможного при достижении желаемого результата, использование скрытых резервов личностного потенциала, самостоятельность и ответственность при планировании деятельности, ориентированной на успех. По мнению автора, это определяет эффективность социальных действий личности[11].

Системный анализ научной литературы, проведенный психологами М.Я. Дворецкой и А.Б. Лощаковой в статье «Образ успешности в современных психологических исследованиях» показал, что содержание понятия «успешность» является следствием осмысления психологического содержания феномена «успех». Авторы отмечают, что, как правило, исследователи пытаются интегрировать представление об успехе, представленное в разных областях научного знания: философии, культурологии, филологии, социологии, психологии, педагогики, менеджмента и др. В каждой из этих сфер представлены специфические грани осмысления данного понятия. Но при этом в психологии является общепризнанным тот факт, что успех — это положительный результат деятельности субъекта, ориентированного на достижение значимых для него целей, не противоречащих общепринятым социальным нормам и ориентирам[12].

Вместе с тем, на Западе образ личностной успешности давно выступает одной из провозглашаемых общественных ценностей. Чаще всего ее ассоциируют с эгоцентризмом и прагматизмом, ориентацией на победу, высокой целенаправленной активностью, расстановкой приоритетов, готовностью преодолевать трудности, позитивным мышлением, финансовым благополучием и карьерой, физической привлекательностью. Это подтверждают и итоги исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, согласно которым идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, коммуникабельность, разум, материальная обеспеченность, ответственность[13].

Так что же такое «успех» и «успешность» с точки зрения наших современников? Получить ответ на этот вопрос дважды попытался ВЦИОМ — в 2006 и в 2013 гг.

Всероссийский опрос, опрос, проведенный 24–25 июня 2006 года охватил 1600 человек в 153 населённых пунктах в 42 регионах России. Результаты исследования показали, что россиянам сложно решить, зависит ли успех в жизни от их личных качеств, способностей, талантов (на это указывают 36% опрошенных), либо успех — это продукт «пробивных способностей», личных связей (также 36%)[14].

По-разному оценивают влияние этих двух факторов респонденты групп с различным уровнем достатка. Характерно, что наиболее преуспевающие респонденты достижение личного успеха скорее объясняют своими талантами и трудолюбием (46%). Личные связи считают основой успех только 29% представителей этой группы. Наоборот, россияне, оценивающие свое материальной положение как плохое и очень плохое, более важным для достижения успеха считают именно личные связи (40%), а талант и способности для них менее значимы (30%). В меньшей степени, по мнению россиян, успех зависит от умения обойти закон (14%), и уж тем более не склонны респонденты к фатализму — на случайные обстоятельства ссылаются не более 11% опрошенных[15].

Как мы видим, в исследовании 2006 года нет вопроса об образовании, как факторе успеха и успешности человека. Однако высокий процент опрошенных указывает на способности и трудолюбие человека, что косвенно свидетельствует о синонимичности понимания «успеха», как деловой и профессиональной состоятельности. А это характеристики образованной личности.

Всероссийский опрос ВЦИОМ, проведенный 16–17 февраля 2013 года охватил аналогичную выборку респондентов — 1600 человек в 130 населённых пунктах в 42 регионах России. Как показали результаты исследования, успешным, по мнению россиян, является тот, у кого получилось добиться поставленных целей и материального благополучия. При этом важность статуса «успешный человек» очевидна для подавляющего большинства участников опроса[16].

В российском обществе понятие «успех» чаще всего связано с материальным благополучием и самореализацией: 26% опрошенных считают успешным человеком того, кто всего добился в жизни, а 26% — живущего в достатке. 10% считают символом успеха хорошая работа, 9% — реализацию себя в какой-либо деятельности, 7% — достижение определённого социального статуса. Есть и сторонники мнения, что успешный человек — тот, кто вырастил хороших детей, создал благополучную семью (11%). 8% признаком жизненного успеха считают удовлетворённость человека своей жизнью[17].

Остальные склонны описывать успешного человека через наличие у него определённых качеств: образованность (5%), порядочность. Важность успеха в жизни человека очевидна для подавляющего большинства россиян (89%), прежде всего — для респондентов моложе 35 лет (93–94%). И только 9% опрошенных не придают значение успешности[18].

Как мы видим, в исследовании 2013 года, уже прямо говорится об образованности, как качестве личности успешного человека. Также, исследование ВЦИОМ подтверждает сделанный нами ранее вывод о важности для современного россиянина быть успешным.

Итог, анализируя итоги Всероссийских опросов, можем выявить некую корреляцию между понятиями «успешность» и «образованность».

Рассмотрим другие исследования, более детально раскрывающие этот вопрос.

Характеризуя психосоциальные черты личности современного человека, кандидат психологических наук Н.Н. Симонович отмечает такую неотъемлемую черту, как «отношение к образованию». И здесь психолог утверждает, что для современного человека высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникациях и современных цифровых технологиях. Личность старается идти в ногу с современными способами получения знаний и применением их на практике. Очень много времени уделяется самообразованию и повышению квалификации на всевозможных курсах, тренингах, личность стремится к получению современных специальностей[19].

Выводы психолога могут подтвердить данные исследования, проведенного Сбербанком в 2018 году. Эти данные подтвердили, что существует зависимость уровня зарплаты от постоянного совершенствования уровня образования. В рамках своего исследования, Сбербанк опросил 100 тысяч человек в возрасте от 16 до 80 лет, которые тратят деньги на онлайн-образование. По данным исследования, зарплата подписчиков онлайн-курсов в 2,5 раза выше тех, кто не использует такие сервисы: 77,1 тысячи рублей против 30,3 тысячи рублей в месяц. В 25-летнем возрасте слушатели онлайн-курсов получают в среднем 55 тысяч рублей против 27,5 тысяч рублей у работников, которые не пользуются образовательными сервисами[20].

Таким образом, мы видим, что для современного человека потребность в непрерывном образовании, постоянном совершенствовании в профессии, сам процесс получения новых знаний и навыков, соответствует современному типу личности, который постепенно становится общим для всех развитых стран мира.

Методы и инструментарий исследования

В 2018 году было проведено международное социологическое исследование «Современный успешный человек».

В число респондентов вошли жители таких российских городов, как Коломна, Вологда, Череповец, Петрозаводск. А также жители Беларуси (г. Минск) и Польши (г. Люблин). Всего в опросе приняли участие 492 респондента, из которых 283 человека считают себя успешными, а 122 назвали себя неуспешными.

На вопрос «Что лично Вам необходимо для достижения успеха в жизни?» 46,7% респондентов выбрали ответ «Хорошее образование, профессиональная подготовка». Этот вариант находится на пятом месте по количеству положительных ответов, сразу после таких базовых потребностей, как «здоровье», «поддержка семьи, близких», «личные усилия», «материальные средства, капитал»[21]. Итоги ответа на данный вопрос проиллюстрированы графиком на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты ответа на вопрос «Что лично Вам необходимо для достижения успеха в жизни?»[22]

При ответе на вопрос «Что лично Вы вкладываете в понятие «успех в трудовой деятельности»?» наиболее популярным ответом стало утверждение «Быть высококлассным специалистом, с которым считаются коллеги». При этом, «продвижение по службе» — на втором месте, «творческая самореализация» — на третьем, и только после них – «высокая заработная плата». Итоги ответа на данный вопрос проиллюстрированы графиком на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос «Что из перечисленного ниже лично Вы вкладываете в понятие «успех в трудовой деятельности»?[23]

Как следует из итогов представленных исследований, сегодня именно «стоимостная оценка» специалиста, выраженная в его заработной плате является индикатором как реализации человека в профессии, так и востребованности на рынке этой профессии. То есть образование само по себе, и актуальная специальность – обе этих составляющих имеют вполне осязаемую и достаточно высокую стоимость.

Для того, чтобы доказать это, представим некоторые данные независимых экспертов. Наглядными представляются результаты исследования, проведенного порталом «Рекономика», которые можно увидеть на рисунках 3 и 4. Исходными данными для исследования послужила официальная информация Росстата, с поправкой, которую подчеркивает независимый портал – цифры были отобраны по 50 регионам РФ, без учета Москвы, в целях снижения вероятности искажений высокими московскими зарплатами.

Как видно на рисунке 3, среди офисных сотрудников, наиболее высокая оплата труда у специалистов с явно высоким уровнем образования.

Рисунок 3 – Средняя зарплата россиян с высоким уровнем образования[24]

Бизнес-аналитик, например, это специалист, скорее всего, имеющий степень магистра и/или обучившийся по программе МВА, регулярно подтверждающий свою квалификацию, путем обучения на различных курсах. В свою очередь, менеджер или бухгалтер – это очень «размытая» должность, на которую вполне допустимо принимать сотрудников со средне-специальным образованием, и которым не обязательно постоянно совершенствоваться, занимая невысокую ступеньку иерархии офиса.

С другой стороны, в сфере продаж и сфере услуг, уровень оплаты труда существенно ниже. И здесь, как правило, преобладают люди со средним профессиональным образованием (рис. 4).

Рисунок 2 – Средняя зарплата россиян со средним уровнем образования[25]

Основные результаты исследования

Итак, образование в современном мире имеет высокую стоимость. Непрерывное образование, постоянное самосовершенствование в профессии, также имеет свою стоимостную оценку. Помимо этого, образование, как процесс становления и развития личности является необходимой компонентой жизни современного человека, а потребность в качественном образовании — одной из характеристик его личности.

Понятия «качество образования» и «качество жизни» находятся сегодня в прямо пропорциональной зависимости друг от друга.

Получая образование, люди значительно расширяют кругозор, пополняют знания, приобретают опыт на основе них. Человек образованный значительно отличается от не образованного. Первый больше уверен в себе, владеет позитивным мышлением, имеет свой взгляд на духовный мир и материальные ценности. Образованный человек легко налаживает связи благодаря вращению в кругу специалистов своей области. Он верит в свои силы и опыт, что позволяет ему справляться с различными жизненными ситуациями. Образование делает человека разносторонним собеседником. Знания позволяют не теряться в беседах на любые темы, позволяя легко участвовать в обсуждениях и высказывать свою позицию.

Представленная выше статистика показывает, что люди, закончившие высшие учебные заведения, получают более достойную зарплату и высоко ценятся.

И все эти важнейшие для современного человека факторы качественной жизни и успешной карьеры находятся в прямой зависимости от образования.

В современном мире высокой конкуренции на всех рынках, в том числе, и на рынке образовательных услуг, учебному заведению недостаточно предложить образование «само по себе, просто как процесс получения общих знаний». Человек новой, интеллектуальной, формации щепетильно относится именно к качеству получаемых знаний, к качеству образовательных услуг.

Получаемое образование должно быть не только подтверждено документом, дипломом, но и быть качественным. Причем контекст термина «качество» надо понимать как качество личного и преподавательского вклада в полученное образование. Сейчас уже массово отходит на второй план позиция, согласно которой люди относятся к процессу образования весьма формально; где целью образования является получение диплома, а не знаний.

Таким образом, подготовка специалистов к решению сложных задач в области модернизации и инновационного развития общества требует исследования проблем потенциальных возможностей человека, успешной деятельности в постоянно изменяющейся социальной ситуации. Наибольшим спросом уже сейчас у работодателей пользуется не просто квалифицированный специалист, а человек, обладающий высоким потенциалом к овладению профессией и карьерными амбициями[26].

Как мы видим, тенденции современного мира таковы, что уровень и качество образования играют ключевую роль в становлении и реализации успешного человека.

Сегодня в эпоху постмодерна, глобализации, информационных коммуникаций, Интернет-революции отсутствует однолинейная траектория, ведущая к «абсолютной идее» успеха, идее, которой было бы подчинено развитие общества в целом и каждого человека в отдельности. Легитимированы индивидуальные пути профессионального и личностного роста, снята жесткость заданных внешних показателей успешности и раскрепощено внутреннее начало в ощущении себя как успешного.

Обратим внимание на уровень средней заработной платы специалистов IT-профиля из вышеприведенных итогов исследования «Рекономики» (рис. 4). Здесь специальное и, подчеркнем, непрерывное образование необходимо. Поскольку без этих составляющих, IT-специалист не сможет «успевать» за постоянно появляющимися новшеств компьютерных технологий.

Современному российскому обществу необходимо понимать новые закономерности и нормы цифровой экономики, выстраивать экосистему цифровой экономики — совокупность хабов, т.е. сегментов рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий[27].

Одним из эффективных путей достижения успешности через непрерывное образование в условиях цифровой экономики, являются Открытые образовательные ресурсы (ООР). Данный термин обозначает все материалы в свободном доступе, которые можно скачивать, модифицировать и распространять на законных основаниях для пользы учащихся[28].

Вклад современных вузов в становление цифровой экономики заключается главным образом в формировании IT-грамотного общества, поскольку без базовой цифровой грамотности, современный человек не сможет стать, полноценным участником электронной экономики, следовательно, не сможет и считаться «успешным».

Развитие IT- технологией подразумевает обладание кадрами новыми компетенциями, которые будут вовлечены в производство, где ключевой характеристикой производственного фактора является качество человеческого капитала[29].

Среди ключевых направлений реализации вклада российских вузов в становление и развитие электронной экономики, должны стать, на наш взгляд, разработки в области внедрения на базе вузов Открытых образовательных ресурсов. Такие ресурсы могут и должны стать реальным инструментом, дающим возможность каждому гражданину Российской Федерации получить, как минимум, базовые знания и приобрести компетенции по управлению своей трудовой деятельностью, финансами и бытовой сферой, в условиях развивающейся электронной экономики.

Заключение

Исходя из приведенного анализа научных трудов, подтвержденных итогами полевых исследований последних лет, и сравнивая полученные результаты с объективными реалиями жизни, можно сделать вывод, что в российских условиях и с российским типом ментальности тема успеха и успешности рассматривается как значимое условие личностного развития и важный фактор достижения стабильности общества в целом.

Современному человеку «не стыдно» более быть высоко интеллектуальным, хорошо образованным, материально состоявшимся и т.д. Напротив, именно такое, комплексное, понимание успешности становится ориентиром, прививаемым и следующему поколению, детям.

Для современного человека потребность в непрерывном образовании, постоянном совершенствовании в профессии, сам процесс получения новых знаний и навыков, соответствует современному типу личности.

Поскольку непрерывное образование, способствует самореализации «успешного человека», это дает возможность проявить новые компетенции, которые будут вовлечены в производство, где ключевой характеристикой производственного фактора является качество человеческого капитала[30].

Вывод и идея

В рассмотренных исследованиях образование и образованность не исследованы комплексно в контексте именно успешности. Анализ итогов различных опросов и психологических изысканий дает нам основания для заключения: необходимы более детальные, «точечные» исследования, направленные именно на изучение взаимосвязи успешности человека и уровня его образования.

На данный момент невозможно абсолютно точно заключить, что образование и, конкретно, высшее образование, является весомым фактором успеха, как профессионального, так и личностного. История знает не мало примеров, когда люди, не имеющие академического образования могли называться успешными (Билл Гейтс, например).

Однако нет ни одного исследования, которое бы рассматривало вопрос непрерывного образования личности, в том числе с помощью ООР, как фактор его жизненной успешности, в том числе профессиональной.

Необходимы дальнейшие изыскания в этой области. Определение выборки успешных и неуспешных людей и их опрос именно в контексте их профильного образования, уровня образования и получения дополнительного образования в рамках основной профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Дворецкая М.Я., Лощакова А.Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  2. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2012. — 696 с.
  3. Захарова А.К. Индивидуально-психологические и временные предикторы карьерных достижений личности // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: Типография издательства НИУ ВШЭ, 2013. – 30 с.
  4. Исследование ВЦИОМ: Мнение жителей России о жизненном успехе в 2006 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 28.08.2006. 20:11. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/08/28/148
  5. Исследование ВЦИОМ: Что такое успех и насколько важно быть успешным. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 19.09.2013. 20:00. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/09/19/6278
  6. Лейфрид, Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке [Текст]: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Лейфрид. — Краснодар, 2006. — 21 с.
  7. Леонова Ж.К. Развитие образовательного хаба в условиях цифровой экономики // сборник научных статей и материалов международной конференции Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 14–17 февраля 2018, Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. – 452 с.
  8. Леонова Ж.К. Экосистема образовательного хаба // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты. С. 317
  9. Леонова Ж.К. Экосистема образовательного хаба // Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. Цифровая экономика: человек, технологии, институты. С. 317.
  10. Михайлова О.В.. Образование «человека успешного»: социокультурный анализ: диссертация … кандидата философских наук : 24.00.01 / Михайлова Ольга Владимировна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2009.- 123 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/397
  11. Мулляр, Л.А. Социально-философские смыслы образа-концепта «успех» [Текст]: автореф. диссер. … доктора философских наук: 09.00.11 / Л.А. Мулляр. — Нальчик, 2012. — 43 с.
  12. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. 3. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.. 1994. С. 52-88.
  13. Открытое образование для всех – это возможно! // Курьер ЮНЕСКО: URL: https://ru.unesco.org/courier/iyul-sentyabr-2017-g/otkrytoe-obrazovanie-dlya-vseh-eto-vozmozhno
  14. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1999 – 252 c.
  15. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский и др.; [Под ред. А.В. Брушлинского]; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – Москва: Ин-т психологии РАН, 1997. – 574 с. — Авт. указаны на обороте тит. л. – Библиогр. в конце гл. – На рус. яз. — ISBN 5-201-02231-6:18000.00.
  16. Росстат назвал среднюю заработную плату по России в 2018 году… и вы в нее не поверите! // Портал «Рекомоника», 2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reconomica.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D1%80%D1%84-2018/ (Дата обращения: 19.03.2019)
  17. Симонович Н. Н. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
  18. Статистические данные — распределение ответов на вопросы анкеты международного социологического исследования / «Современный успешный человек» (в % от числа ответивших). По результатам г. Коломна; Вологда и Череповец; Петрозаводск; Беларусь, г. Минск; Польша, г. Люблин
  19. Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. 400с.
  20. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008. 672с.
  21. Цифры: Средняя зарплата молодых специалистов в России по оценке «Сбербанка» // VC.ru, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/hr/45373-cifry-srednyaya-zarplata-molodyh-specialistov-v-rossii-po-ocenke-sberbanka (Дата обращения 21.03.2019)
  22. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. – 2-е изд,, перераб. и доп. – М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
  23. Benight C.C. & Bandura A. Social cognitive theory of post-traumatic recovery:The role of perceived self-efficacy // Behaviour Research and Therapy. 2004. №42 (10). pp. 1129–1148.
  24. Weng Q., McElroy J. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career self-management and job decisions effectiveness // Journal of Vocational Behavior. №76. pp.123-135.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф