Заявка на расчет
Меню Услуги

Стратегический анализ как функция управления

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Стратегический анализ как функция управления организацией 8
1.1. Сущность и роль стратегического анализа в системе стратегического управления организацией 8
1.2. Технология и организация стратегического анализа 13
1.3. Методическое обеспечение этапов стратегического анализа 22
Глава 2. Практика проведения стратегического анализа 29
2.1. Международный опыт проведения стратегического анализа 29
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «УралЛактис» 36
2.3. Стратегический анализ предприятия ООО «УралЛактис» 43
2.4. Проблемы стратегического анализа предприятия ООО «УралЛактис» 51
Глава 3. Мероприятия по внедрению инструментов стратегического анализа в систему управления предприятием ООО «УралЛактис» 59
3.1. Разработка стратегии развития предприятия ООО «УралЛактис» 59
3.2. Совершенствование методики стратегического анализа 65
3.3. Мероприятия по итогам проведенного стратегического анализа, рекомендованные к внедрению и их экономическое обоснование 69
Заключение 76
Список использованных источников 82

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях социально-экономической нестабильности важным элементом устойчивости и финансово-производственной деятельности предприятий экономики Российской Федерации является разработка и принятие управленческих решений, направленных на совершенствование и оптимизацию стратегии развития и стратегического плана.
Современный период деятельности компаний российской экономики сталкивается с проблемами различного характера. Их можно подразделить на три ключевые категории, как внутренние отраслевые проблемы рынка оптовой торговли, проблемы уровня покупательной способности населения и проблемы распространения пандемии коронавируса и введения карантинного режима.
Из-за данных направлений негативного воздействия внешней деловой среды, задачей для руководства отечественных компаний выступает оптимизация стратегического плана, бюджета и стратегии развития бизнеса. Если ранее многими управляющими принимались решения об масштабировании производственной деятельности, то сегодня актуальным вопросом является сокращение и реструктуризация организации.
Для того, чтобы процесс разработки и принятия управленческих решений на предприятиях оптовой торговли российской экономики был успешным, необходимо четкое понимание следующих вопросов, как:
— теоретических основ стратегического управления;
— практических основ и механизмов реализации стратегических изменений;
— практических основ проведения стратегического анализа управления развитием предприятия.
В связи с негативным влиянием внешних и внутренних экономических факторов торгового сектора экономики Российской Федерации менеджеры отечественных предприятий сталкиваются с необходимостью принятия быстрых решений для достижения финансовой устойчивости и обеспечения экономической безопасности, в связи с чем, основной целью разработки и принятия новых управленческих решений становится реализация мероприятий по оптимизации расходов и доходов финансово-производственной деятельности хозяйствующего субъекта.
Научной проблемой является низкая эффективность принятых управленческих решений отечественных управляющих предприятий оптовой торговли Российской Федерации в рамках реализации стратегических изменений, недостаточное количество научной информации по возникшим проблемам, недостаточная степень изученности и представленности в научной литературе предмета исследования.
Исходя из этого, актуальность научного исследования выпускной квалификационной работы обусловлена распространением пандемии коронавируса, ухудшающей эпидемиологическое состояние, что приводит к спаду финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли оптовой торговли Российской Федерации, вынуждая их разрабатывать и принимать решения об изменении стратегии развития. Однако, данная процедура невозможна без эффективно проведенного стратегического анализа организации.
Важность решения сформулированной проблемы и несомненная практическая значимость для стратегического развития предприятий оптовой торговли нашего государства обусловили выбор темы, постановку цели и задач данной работы.
Целью исследования является разработка мероприятий по внедрению инструментов стратегического анализа в систему управления предприятием ООО «УралЛактис».
Для этого, в рамках научного исследования, необходимо решение следующих поставленных задач:
— рассмотреть роль стратегического анализа в системе стратегического управления организацией и описать основные технологии организации процедуры стратегического анализа;
— провести стратегический анализ предприятия ООО «УралЛактис»;
-провести разработку стратегии развития предприятия ООО «УралЛактис» и предложить рекомендации совершенствования методики стратегического анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Поднятые проблемы имеют комплексный характер.
Вместе с тем, при достаточно большом объеме научной литературы, посвященной различным аспектам системы стратегического управления предприятий оптовой торговли Российской Федерации, остаются неразработанными ряд теоретических и прикладных вопросов.
В частности, недостаточное внимание уделено механизмам проведения стратегического анализа и выбора наиболее эффективных инструментов, позволяющих сформировать надежную информационную базу при принятии управленческих решений, которые направленны на корректировку финансово-производственной стратегии предприятий сектора оптовой торговли Российской Федерации.
Объектом исследования является стратегический анализ.
Предметом выступает принятие управленческих решений на основе результатов стратегического анализа.
Гипотеза исследования: эффективность реализации стратегических изменений на предприятиях сектора оптовой торговли Российской Федерации определяется обозначением и своевременным использованием комплекса мер, направленных на корректировку финансово-производственной стратегии с учетом актуальных проблем, которые определены при помощи методологии стратегического анализа.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологической базой выпускной квалификационной работы выступают общенаучные методы познания экономических явлений, позволившие рассмотреть актуальные инструменты стратегического управления и анализа, исследовать наиболее актуальные проблемы и барьеры при разработке и принятии управленческих решений.
Исследование базируется на сочетании нормативного и позитивного анализа, принципах единства исторического и логического, а также аналитического подхода к исследованию экономических явлений, отражающих противоречивый характер общественных процессов.
Теоретической основой работы послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, стратегического управления, стратегического планирования и менеджмента.
Информационно-эмпирической базой исследования являются данные Росстата, отчетность государственных и региональных органов исполнительной власти, предприятия ООО «УралЛактис», консалтинговых агентств, информационные материалы научно-практических конференций и семинаров по проблематике исследования, опубликованные в периодической печати и размещенные в сети Интернет.
Научная новизна заключается в следующем:
— по итогам научного исследования разработана новая методика стратегического анализа для предприятий оптовой торговли;
— выявлены и проанализированы основные факторы, влияющие на эффективность стратегического управления и развития предприятия ООО «УралЛактис»;
— проведено теоретическое обоснование и разработки практических рекомендаций совершенствования стратегии развития предприятия ООО «УралЛактис», направленных на повышение эффективности стратегического управления и реализации стратегических изменений;
— проведено теоретическое обоснование совершенствования процедуры стратегического анализа предприятия ООО «УралЛактис» на основе международного опыта;
— проанализирована экономическая эффективность предлагаемых решений по реализации стратегических изменений, направленных на совершенствование стратегии предприятия ООО «УралЛактис».
Теоретическое значение результатов работы заключается в развитии теоретических положений и методического обеспечения принятия управленческих решений после проведения стратегического анализа на предприятиях оптовой торговли Российской Федерации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения методических результатов при корректировке основ принятия управленческих решений руководством предприятия ООО «УралЛактис».

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

1.1. Сущность и роль стратегического анализа в системе стратегического управления организацией

Современный период деятельности компаний оптовой торговли Российской Федерации сталкивается с проблемами различного характера. Их можно подразделить на три ключевые категории:
— проблемы рынка торговли;
— проблемы уровня покупательной способности населения;
— проблемы, связанные с распространением пандемии коронавируса и введение карантинного режима.
Как итог, предприятиям оптовой торговли нашей страны необходимо принятие управленческих решений, направленных на оптимизацию стратегического плана и стратегии развития бизнеса.
Понятие «стратегия» и ее понимание изменялись наряду с усложнением условий ведения бизнеса. Так, А. Чандлер, автор одной из первых работ в области стратегического планирования, считал, что стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [56, с.72].
По мнению М. Портера стратегия представляет собой способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны организации [39, с.102].
И. Ансофф определяет стратегию как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей производственной деятельности [4, с.105].
В России, достаточно частым определением понятия «стратегия» является учебник под редакцией профессора Градова А.П. где стратегия рассматривается как механизм определения путей достижения целей производственной системы в виде предприятия.
По мнению Якушева В.В., стратегия – это выбор направления деятельности предприятия, а также, обобщение предпринимаемых ранее действий, которые могут быть использованы в рамках поиска новых направлений и предпринимаемых действий [54, с.203].
Стратегический менеджмент – это управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [11, с.99].
По мнению Налобиной Ю.И. система стратегического управления на предприятии, функционирующего в современных условиях российской экономики, позволяет осуществлять решение следующих актуальных задач, среди которых [34, с.131]:
— усиление степени стратегической адаптации развития бизнеса под быстро меняющиеся условия внешней среды;
— расширение горизонтов предвидения;
— формирование механизма быстрой ответной реакции предприятия и ее производственного цикла на те изменения внутренней и внешней среды, которые происходят из-за условий пандемии коронавируса;
— формирование фундамента под достижение стратегического успеха в будущем;
— формирование основы стратегического развития предприятия, путем масштабирования ее бизнеса и повышения финансово-экономических показателей.
По мнению Ерохина В.Ю. для эффективного стратегического управления предприятия необходимо соблюдение следующих принципов [15, с.61]:
— принцип согласованности стратегии с элементами организационной структуры компании;
— принцип адаптации стратегии под изменяющиеся условия внешней среды;
— принцип учета в стратегии внутреннего потенциала и возможностей предприятия;
— принцип реальности и вероятности реализации стратегии;
— принцип возможной приемлемости рисков, которые могут быть вызваны из-за не реализации стратегии.
Абдуллаева С.Г. выделяет следующие правила, соблюдение которых крайне важно и необходимо для эффективного принятия управленческих решений при разработке стратегии развития предприятия [3, с.325]:
— правило постоянной оценки финансовых результатов деятельности предприятия в прошлом, в текущем, и в будущем времени;
— правило постоянного взаимоотношения предприятия с субъектами внешней среды, включая учет потребностей заинтересованных лиц;
— правило установления отношений и регламентации процессов на предприятии с целью формирования организационной компетенции;
— правило осуществление оперативной деятельности со стороны руководства при формировании технологий и приемов управления бизнес-процессами на предприятии.
По мнению Лебедевой О.А. и Городенской А.Г. разработка экономически эффективной стратегии предприятия должна осуществляться с учетом следующих требований [28, с.35]:
— адекватность, которая учитывает соответствие целей стратегии с рыночными условиями;
— целостность, которая учитывает взаимосвязь стратегии и ее элементов с общей характеристикой деятельности организации;
— этичность и нравственность, которые учитывают необходимость не противоречие стратегии и ее целей с нормами и правами;
— совместимость с окружающей средой, которая учитывает возможность адаптации стратегии под возможность взаимодействовать с нею;
— оправданная рискованность;
— направленность на формирование конкурентных преимуществ, которые могут способствовать реализации стратегии развития компании на рынках;
— учет интересов основных стейкхолдеров предприятия, в том числе общество, государства и муниципальных органов власти;
— альтернативность.
Маськов С.А. в рамках своей научной работы описывает следующие принципы стратегического управления, соблюдение которых способствует эффективной реализации стратегии предприятия и принятия верных управленческих решений [31, с.15]:
— принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии, суть которого заключается в том, что реализация стратегии – это не прерогатива собственников или менеджеров, а масштабный процесс анализа и исследовательской работы внутренней и внешней среды бизнес-структуры;
— принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития предприятия, суть которого заключается в том, что реализация стратегии обязана учитывать то, что оценка эффективность будет исходить как из индикаторов внешней среды (интересов стейкхолдеров, рыночные показатели), так и из индикаторов внутренней среды (финансово-экономические показатели, управленческая система, мотивация и вовлеченность персонала);
— принцип соответствия тактики и стратегии управления предприятия, суть которого заключается в том, что эффективность реализации стратегии зависит исходя и из интересов отдельных подразделений организации и вовлеченности персонала в данном процессе;
— принцип приоритетности человеческого фактора в стратегии и тактике развития предприятия, суть которого заключается в том, что эффективность реализации стратегии – это действия персонала и уровень качества управления человеческими и интеллектуальными ресурсами;
— принцип определенности стратегии и организации стратегического контроля.
Лапыгин Д.Ю. выделяет следующий ряд факторов, который обусловливают выбор и разработку стратегии развития предприятия [27, с.54]:
— эталонные варианты развития бизнеса;
— основные результаты анализа внутренней среды предприятия;
— основные результаты анализа внешней среды предприятия;
— миссия и философия развития бизнеса предприятия.
Однако, из-за ухудшения условий внешней среды по причине влияния пандемии коронавируса, могут наблюдаться различные трудности и проблемы, формирующиеся из-за угроз карантинного воздействия на перспективы стратегического развития бизнеса.
Значимость проведения стратегического управления в современной действительности сложно переоценить, поскольку постоянно возрастающий уровень конкуренции и нестабильная экономическая обстановка требуют от компаний выработки верного направления движения для достижения заданных целей.
Стратегическое управление на предприятии призвано обеспечивать ее взаимодействие с внешней средой, позволяющее не только выживать, но и развивать свой бизнес-потенциал в долгосрочной перспективе в условиях рыночной конкуренции.
Однако, с целью принятия экономически обоснованных решений при стратегическом управлении предприятием важно проведение стратегического анализа, ключевой целью которого выступает определение перспектив и угроз для развития бизнеса.
Стратегический анализ предприятия – это процесс исследования и оценки деятельности, отрасли и рынка организации, в результате которого компания получает необходимую информацию для разработки краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной конкурентоспособной стратегии [10, с.84].
Важными аспектами стратегического анализа предприятия выступает определение основных направлений деятельности бизнеса, формирование целей, финансовых показателей и задач для отдельных подразделений.
Стратегический анализ выступает основой для проведения стратегического планирования коммерческой деятельности предприятий любой отрасли и формы хозяйствования [45].
И для того, чтобы проведение стратегического анализа выступало эффективным инструментом стратегического управления, принятия управленческих решений и разработки стратегии развития бизнеса, необходимо его тщательная организация, технологиями чего выступают различные инструменты и методы.
Таким образом, подводя промежуточные итоги работы, можно прийти к следующим заключениям:
1. Стратегический менеджмент – это управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
2. Из-за ухудшения условий внешней среды по причине влияния пандемии коронавируса, могут наблюдаться различные трудности и проблемы, формирующиеся из-за угроз карантинного воздействия на перспективы стратегического развития бизнеса. Поэтому стратегическое управление на предприятии призвано обеспечивать ее взаимодействие с внешней средой, позволяющее не только выживать, но и развивать свой бизнес-потенциал в долгосрочной перспективе в условиях рыночной конкуренции.

1.2. Технология и организация стратегического анализа

Стратегический анализ выступает основой для разработки и принятия управленческих решений при формировании стратегии развития бизнеса предприятий отрасли оптовой торговли Российской Федерации.
Так, в рамках разработки и принятия управленческих решений проводится анализ двух основных групп факторов, влияющих на деятельность предприятий оптовой торговли:
— факторы внешней среды;
— факторы внутренней среды.
По мнению Меркуловой Е.Ю. организация системы стратегического анализа предприятия при принятии управленческих решений может схематически быть изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Организация процедуры стратегического анализа предприятия

 

 

Из рисунка 1 можно заключить следующее, что стратегический анализ предприятия направлен на исследование макроокружения, микроокружения и внутренней среды организации.
При этом далее за ними идет SWOT-анализ, анализ остаточной неопределенности, определение предпочтительной стратегии, контроль и эффективность реализации управленческих решений и стратегии развития бизнеса.
Концепция стратегического управления предприятием оптовой торговли предусматривает, что каждое решение должно быть принято на основе проведения комплексного анализа, который выполняет такие функции, как:
— диагностическую;
— описательную;
— функцию обоснования;
— прогнозную.
Главная задача при анализе факторов внешней и внутренней среды организации – это определение угроз и возможностей, от которых зависит стратегическое развитие бизнеса.
Кроме того, к основным задачам стратегического анализа предприятия относятся [46]:
— формирование стратегического планирования организации или бизнес-планов новых инвестиционных проектов;
— оценка, анализ и определение путей повышения уровня конкурентоспособности предприятия;
— определение факторов, которые тормозят дальнейшее развитие бизнеса;
— определение факторов и инструментов, которые позволяют масштабировать бизнес;
— определение тенденций потребительского рынка, предпочтений клиентов и группы целевой аудитории для разработки маркетинговой стратегии;
— оптимизация структуры капитала, формирования базы финансовых ресурсов предприятия для совершения производственной деятельности.
Важной задачей стратегического анализа при принятии управленческих решений является, как учет возможностей/перспектив, так и оценка вероятных рисков и угроз.
Рассмотрим особенности использования основных моделей стратегического анализа, которые широко применимые отечественными и зарубежными компаниями при принятии управленческих решений, и при этом, выступающие технологиями процедуры стратегического анализа.
В первую очередь, перейдем к рисунку 2, где изображена основные виды технологий, используемых при проведении стратегического анализа предприятиями оптовой торговли экономики Российской Федерации.

Рисунок 2 – Основные виды технологий стратегического анализа предприятий [составлено автором]

 

SWOT анализ – классический инструмент стратегического анализа, базирующийся на анализе четырех сфер, среди которых сила, слабость возможности и угрозы компании [14, с.21].
Данный инструмент стратегического анализа не выступает высокоэффективным по той простой причине, что на его результаты большое влияние оказывает субъективный фактор и точка зрения лиц, его применяющих и интерпретирующих. Кроме того, одним из ключевых недостатков данного инструмента стратегического анализа для предприятий России выступает быстрое изменение условий внешней среды. То, что сегодня было преимуществом, завтра может уже стать угрозой и наоборот. С учетом динамичности отечественного пространства, использование только SWOT анализа недостаток для российских управляющих.
Несмотря на это, в нем присутствуют такие преимущества, как простота проведения и неприхотливость. Данный инструмент стратегического анализа может быть использован предприятиями малого бизнеса или просто стартап-проектам. Также, дополнительным преимуществом SWOT анализа выступает его совместимость с любым другим методом стратегического анализа.
ПЭСТ-анализ, особенно популярный среди больших корпораций, используется для оценки внешней среды организации и выявления факторов, которые могут оказать влияние на ее функционирование [38, стр.115].
Преимуществами PEST-анализа выступает его наглядность, простота и применение, которое позволяет определить возможности для развития бизнеса и реализации конкурентного потенциала [41].
Недостатками данного инструмента стратегического анализа выступают такие факторы, как ограничение доступа к достоверной и надежной информации, а также то, что данный анализ стоит проводить на постоянной основе, а значит, требует принятия следующей меры в стратегическом планировании и управлении предприятием: проведение постоянной оптимизации стратегии развития.
Метод «Пяти сил Портера» был разработан в 1979 году Майклом Портером в Гарвардской школе бизнеса как простой фрейм для оценки конкурентоспособной мощи и позиции организации на рынке. Теория базируется на концепции, что имеется пять сил, которые определяют конкурентоспособную мощь и привлекательность рынка [35, стр.56].
Основным преимуществом данного метода является то, что данный инструмент стратегического анализа, наиболее подходящий для повышения уровня конкурентоспособности предприятия, ведь «пять сил Портера» позволяют на постоянной основе проводить исследование возможностей и рисков внешней среды, определять конкурентные перспективы от внедрения новой производственной деятельности или выхода на новый рынок/сегмент/отрасль [51].
Недостатком данной модели выступает то, что отсутствует анализ постоянной динамики внешней среды. Чем динамичнее среда – тем меньший уровень эффективность данного инструмента. С учетом экономики России, данная модель стратегического анализа неактуальна. Кроме того, она не позволяет учитывать интересы государства, как ключевого стейкхолдера, что ошибка для отечественных управляющих и предпринимателей.
С целью оптимизации инструментов стратегического анализа при принятии управленческих решений на предприятии необходимо использование других универсальных методов, среди которых модель Адизеса и модель Маккинси 7С, которые позволяют определить конкурентные преимущества и угрозы для компаний российской экономики.
Модель Маккинси – инструмент стратегического анализа, который проводит оценку внутренней среды предприятия по 7 категориям, 3 из которых «жесткие», а 4 «мягкие».
Интересным моментом инструмента является не только анализ стратегии, организационной структуры и системы управления предприятия. Но и анализ стиля управления, суммы навыков/компетенций сотрудников, а также оценка системы ценностей, выраженной в рамках корпоративной культуры компании.
Модель Адизеса заключается в том, что все компании схожи с живыми организмами и проходят одинаковые стадии жизненного цикла. Понимание текущего этапа предприятия помогает сформировать стратегию его управления и развития [46].
А ведь именно отсутствие анализа данного критерия – ключевая проблема для многих крупных корпораций экономики России. Существует целая рекомендательная система, которая помогает диагностировать этап жизненного цикла компании. Выявить текущие проблемы, их характер (нормальные или аномальные), и определить план конечных действий.
Каждое предприятие выступает, как «живой организм». Ведь его процессами являются, как рождение, рост, становление, так и спад, а иногда и «смерть», заключающаяся в ликвидации организации.
Теоретики менеджмента считают, что любой бизнес предсказуем в своем развитии, и предлагают нам четкий план управления компанией на разных стадиях жизненного цикла предприятия. Зная стадию, на которой в данный момент находится предприятие, руководитель может подобрать правильный метод управления и принятия стратегических изменений, учесть все необходимые риски и принять верные решения, которые позволяет эффективно конкурировать в отрасли.
Рассмотрим особенности основных этапов жизненного цикла организации, через которые проходит эволюция развития финансово-производственной деятельности предприятия ООО «УралЛактис». Каждый из этапов жизненного цикла компании сопровождается своею характеристикой [30, стр.16].
1. Этап становления:
— присутствует высокий уровень неопределенности результатов деятельности компании;
— маркетинговая стратегия нацелена на информирование потенциальных потребителей о бренде и продуктах компании;
— присутствуют большие капитальные инвестиции и издержки на организацию бизнес-процессов;
— прибыли у компании практически нет.
2. Этап роста:
— идет резкий рост объема продаж и выручки компании;
— снижается средняя величина издержек и себестоимость продукции при реализации;
— компания обретает рыночных конкурентов;
— формируется организационная культура и постоялая материальная система мотивации;
— идет рост числа сотрудников компании.
3. Этап зрелости:
— объем продаж у компании достигает новых максимальных уровней и стабилизируется на определенном уровне;
— рост финансовых затрат на внедрение инновационных технологий;
— дифференциация продуктового портфеля и охват новых сегментов потребительского рынка.
4. Этап упадка:
— снижается объем продаж и выручка компании;
— снижается объем капитальных затрат на развитие бизнеса предприятия;
— идет процесс снижения числа сотрудников компании;
— нарушается система мотивации рабочего персонала.
5. Этап перерождения компании или ее банкротства:
— в случае, если компания выживает, она проводит реструктуризацию своего бизнеса, что позволяет ей начать новый жизненный цикл;
— в случае, если компания с этим на справляется, она проводит ликвидацию из-за банкротства, что означает конец ее коммерческой деятельности.
Графическим отображением этапов жизненного цикла организации является теория менеджмента И. Адизеса (см. рисунок 3). Экономист отмечал, что главной особенностью стадии «роста» является наличие многих «патологических проблем», которые могут привести к преждевременной «смерти» предприятия.

Рисунок 3 – Основные стадии жизненного цикла организации по теории И. Адизеса [55]

Также, для того, чтобы понимать на каком этапе жизненного цикла находится компания необходимо провести анализ с помощью перечня методов:
— анализ характеристик организации;
— экспертная оценка;
— изучение и обсуждение стадий жизненного цикла;
— обработка и анализ результатов;
— анализ управленческих решений, комментарии и выводы результатов анализа.
На каждом этапе жизненного цикла предприятия структурируется определенный набор элементов, который составляет комплексную стратегию предприятия и формирует вектор ее производственной деятельности. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы с максимальной точностью провести диагностику предприятия с целью выявления уровня развития предприятия и этапа жизненного цикла, на котором организация находится. Результаты данной диагностики будут являться тем базисом, на котором целесообразно формировать стратегические приоритеты.
Таким образом, подводя промежуточные итоги диссертационной работы, можно прийти к следующим заключениям:
1. Управленческие решения выступают ключевым инструментом управления предприятием и развитием его бизнеса. Ежедневно коммерческая организация сталкивается с различными вызовами, формирующих проблемы для управления бизнесом. По этой причине, менеджерам необходима постановка задачи, в рамках реализации которой принимаются те или иные управленческие решения. Именно от качества разработки и принятия управленческих решений, по факту, зависит уровень эффективности коммерческой деятельности бизнес-субъектов в экономике России и за рубежом. А чтобы данные управленческие решения были эффективными, необходимо использовать различные инструменты стратегического анализа.
2. Современные предприятия используют в основном одни и те же инструменты стратегического анализа для принятия управленческих решений. Как правило, их основными критериями является анализ внешней и внутренней среды для определения угроз, возможностей, недостатков и преимуществ бизнес-структуры. Однако, для российских предприятий актуальным является анализ и других аспектов стратегического развития, например, определение этапа жизненного цикла компании, ведь многие организации находятся на завершающем этапе и в случае отсутствия внедрения и разработки инновационных решений близятся к своей ликвидации.
3. По этой причине важным выступает процесс оптимизации инструментов стратегического анализа, в результат которого руководство современного предприятия имеет возможность получить ответы на острые вопросы, заключающиеся в дальнейших перспективах стратегического развития бизнеса.

1.3. Методическое обеспечение этапов стратегического анализа

В рамках предыдущего параграфа работы нами установлено, что современные предприятия экономики Российской Федерации используют в основном одни и те же инструменты стратегического анализа для принятия управленческих решений.
Как правило, их основными критериями является анализ внешней и внутренней среды для определения угроз, возможностей, недостатков и преимуществ бизнес-структуры.
При этом, важнейшим аспектом проведения стратегического анализа выступает методические обеспечение его основных этапов.
В первую очередь, отметим, что процесс проведения стратегического анализа на предприятии состоит из четырех основных этапов, названия и характеристика главной задачи которых схематически изображены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Основные этапы стратегического анализа на предприятии и их главные задачи [составлено автором]

 

Таким образом, из рисунка 4 можно заключить, что стратегический анализ организации разделяется на четыре основных этапа:
— анализ миссии и целей;
— анализ внутренней среды;
— анализ внешней среды;
— анализ среды в целом.
Теперь рассмотрим основные инструменты, методы, модели и механизмы, которые используются руководством предприятия при методическом обеспечении каждого этапа стратегического анализа.
1. Анализ миссии и целей.
В рамках данного этапа стратегического анализа предприятия методическое обеспечение проводится при помощи практического применения:
Модели производственно-хозяйственной системы организации.
Модели системы стратегического управления.
Модели «дерево целей».
Важнейшим инструментом методического обеспечения данного этапа стратегического анализа выступают модели «дерево целей».
Дерево целей – структурированная совокупность целей организации, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная). По сути, это визуальное представление достижения целей. Принцип, согласно которому главная цель достигается за счет совокупности второстепенных и дополнительных целей.
Название этого графического изображения задач связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево:
— сверху – генеральная цель («вершина дерева»);
далее – подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
Подцели должны соответствовать пяти показателям: точность, измеримость, важность, достигаемость, сжатые временные рамки (см. рисунок 5).

Рисунок 5 – Модель «дерево целей» в рамках методического обеспечения первого этапа стратегического анализа предприятия

2. Анализ внутренней среды.
В рамках данного этапа стратегического анализа предприятия методическое обеспечение проводится при помощи практического применения:
— Схема жизненных циклов изделий
— Схема жизненных циклов товаров
— Схема жизненных циклов организации
— Схема жизненных циклов технологии
— Схема бизнес-процессы продуктов
— Выделение стратегических хозяйственных центров по бизнес-единице
-Выделение стратегических хозяйственных центров по стратегически производственной единице
— График Портера «рентабельность – доля рынка»
— Кривая обучения
В рамках данного этапа стратегического анализа предприятия методическое обеспечение ориентировано на схемы жизненных циклов, что обусловлено следующим: каждое предприятие выступает, как «живой организм». Ведь его процессами являются, как рождение, рост, становление, так и спад, а иногда и «смерть», заключающаяся в ликвидации организации.
Теоретики менеджмента считают, что любой бизнес предсказуем в своем развитии, и предлагают нам четкий план управления компанией на разных стадиях жизненного цикла предприятия. Зная стадию, на которой в данный момент находится предприятие, руководитель может подобрать правильный метод управления и принятия стратегических изменений, учесть все необходимые риски и принять верные решения, которые позволяет эффективно конкурировать в отрасли.
Жизненный цикл организации – это общий период времени от начала деятельности предприятия до естественного прекращения его существования или возрождения на новой основе [50, стр.111].
При управлении жизненны циклом организации, важной задачей является обеспечение его устойчивого роста и развития, предотвращение упадка или банкротства [18, с.32].
Развитие компании по кривой жизненного цикла организации неизбежно, предсказуемо и последовательно. Такая эволюция обусловлена тремя причинами [17, с.846]:
1. Во-первых, успешная компания всегда растет, превращаясь в сложную организационную структуру, в ней появляется все больше заинтересованных лиц.
2. Во-вторых, по мере роста компании требуется внедрение новых процессов обработки информации и принятия решений.
3. В-третьих, компания постоянно «прыгает» между введением инноваций и укреплением данных инноваций в компании, меняя подходы к управлению.
Анализ внешней среды.
В рамках данного этапа стратегического анализа предприятия методическое обеспечение проводится при помощи практического применения:
— Схема жизненных циклов отрасли, в которой функционирует организация
— Анализ «поля сил»
— STEP-анализ
— Стратегические зоны
— Контактные аудитории Котлера
— Концепция движущих сил
— 5 конкурентных сил Портера
— Ключевые факторы успеха
Важным инструментов методического обеспечения данного этапа стратегического анализа предприятия выступают «5 конкурентных сил Портера».
Стратегическая модель анализа 5 сил конкуренции была описана Майклом Портером в 1979 году. Майкл Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.
Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара:
— рыночная власть покупателей;
— рыночная власть поставщиков;
— угроза вторжения новых участников;
— опасность появления товаров заменителей;
— уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.
Схематические ее можно изобразить на рисунке 6.

Рисунок 6 – Модель «5 конкурентных сил Портера» [33]

4. Анализ среды организации в целом.
В рамках данного этапа стратегического анализа предприятия методическое обеспечение проводится при помощи практического применения:
— Матрица Ансоффа «продукт-рынок»
— Матрица Бостонской консалтинговой группы
— Матрица Дженерал Электрик – МакКинси
— SWOT-анализ
— Матрица «покупатель – продавец»
— Матрица «Жизненный цикл отрасли – конкурентные преимущества»
Основные инструменты методологии обеспечения основных этапов стратегического анализа предприятия при принятии управленческих решений были рассмотрены нами в рамках параграфа 1.2 диссертационной работы.
Отдельные из моделей и инструментов методологии обеспечения этапов стратегического анализа предприятия будут рассмотрены на практическом примере ООО «УралЛактис» в рамках параграфа 2.2 выпускной квалификационной работы.
Таким образом, подводя промежуточные итоги работы, можно прийти к следующим заключениям:
1. Стратегический анализ организации разделяется на четыре основных этапа анализ миссии и целей, анализ внутренней среды, анализ внешней среды и анализ среды в целом.
2. Каждый этап стратегического анализа предприятия при принятии управленческих решений требует соответствующего методического обеспечения. В рамках научного исследования нами был приведен наиболее часто применяемый набор инструментов – методов, моделей, схем циклов, концепций, графиков. Основные из них будут на практическом примере рассмотрены в рамках дальнейшего научного исследования работы.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф