Вид работы: Проект
Тема: Стратегия и тактика в менеджменте
ВВЕДЕНИЕ
Работы по теории конкуренции, ее сущности, структуры и виды рассматривались у Друкера, М. Мескона, И. Оучи, Ф. Селзника, Р. Уогермана, Г. Хофштеде, Е. Шейна и др. Также проводились эмпирические исследования конкурентоспособности в организациях. Они нашли отражение в работах таких авторов, как К. Мацусита, Т.Е. Дилл и A.A. Кеннеди, Р. Дора, Дж. Линкольн и А. Каллеберг, И. Пиннингс, Т. Питере.
В России данной проблематикой занимались такие ученые как В.А. Спивак, Э.А. Капитонов, Виханский А.И., Сломанидина Т.О. и других.
Целью исследования является анализ сущности стратегии и тактики
Основными задачами, поставленными для достижения цели можно считать:
Теоретической основой работы явились научные исследования отечественных и зарубежных ученых в области изучения конкурентоспособности компаний.
Данные для исследования были получены посредством анализа документов компании, анализа ее внешней и внутренней среды, собственных наблюдений.
В работе применялись общие методы исследования — системный подход, горизонтальный и вертикальный анализ, расчет абсолютных и относительных показателей, трендовый и сравнительный анализ, а также выборочные прогнозные оценки.
Стратегия в менеджменте
Внешняя среда всегда очень изменчива, особенно в России. На деятельность компаний оказывает влияние масса факторов. И для сохранения конкурентных позиций следует планировать свою деятельность, разрабатывать стратегию развития на несколько лет вперед[1].
Под стратегией понимается комплекс установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели.
Целью предприятия служит будущее состояние компании, которого она желает добиться. Например, компания желает стать лидером на рынке. Значит на ближайшее время ее стратегией будет рост продаж, рост штата, расширение деятельности, внедрение новых услуг. Если наоборот компания не хочет добиваться большой доли на рынке, а хочет просто сохранить свою позиции она может принять стратегию снижения затрат.
Стратегию необходимо рассматривать с разных сторон:
- стратегия — это способ достижения конечного результата;
- стратегия связывает все части организации в одно целое;
- стратегия охватывает все основные аспекты организации;
- стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации;
- стратегия отвечает на ключевые вопросы, которые сотрагивают сущность организации: что представляет собой бизнес сегодня? Каким должен стать наш бизнес завтра? Каковы наши товары, функции, рынки? Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?;
- стратегия — это следствие анализа сильных и слабых сторон предприятия, а также выявление возможностей и угроз для ее развития;
- стратегия — это заблаговременно спланированная реакция предприятия на изменение внешней среды.
Основными элементами стратегии являются:
- система целей, включающая миссию, а также общеорганизационные и специфические цели. Главная общая цель организации — четко сформулированная причина его существования — выступает как его миссия. Формулировка миссии организации должна содержать следующее: какой вид деятельности избирает предприятие? какие отличительные черты этой деятельности? на какие группы потребителей она рассчитана? какими ценностными ориентирами будет руководствоваться предприятие в своей деятельности?;
- политика, содержанием которой является совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей;
- планы, т.е. система конкретных действий по осуществлению принятой политики, сосредоточенной на решение задачи распределения ресурсов.
Корпоративная стратегия определяет, как организация будет функционировать следующие несколько лет, как будут организованы ее подразделения и как они будут взаимодействовать. А также данная стратегия определяет, какой деятельностью будет заниматься организация[2].
Управление на уровне компании представлено генеральным директором, советом директоров или любым другим наблюдательным органом, имеющим право принимать стратегические решения.
Управляющие решают, какой будет организационная структура компании, сколько сотрудников и отделов, разделяют обязанности, выделяют ресурсы для каждого вида деятельности; разрабатывают стратегию.
Корпоративная стратегия содержит также вопросы финансовой и организационной структуры организации в целом.
Стратегию предприятия можно назвать вторым уровнем и он определяется конкурентной позицией компании, наличием конкурентных преимуществ и факторами внешней среды[3].
На уровне отдельной фирмы обычно рассматриваютя такие задачи как введение нового продукта или услуги, повышение качества сервиса, разработка мероприятий по избеганию конкуренции.
Корпоративная стратегия более широкая, потому что предполагает, что у головной организации может быть несколько видов деятельности и несколько дочерних компаний. Если же виды деятельности корпорации совпадают с видами деятельности всех ее подразделений и филиалов, то корпоративная стратегия не отличается от деловой. Если же отличия есть, значит, корпоративная стратегия более развернутая.
Если структура рынка, на котором функционирует та или иная организация, приближается к идеальной совершенной конкуренции (множество покупателей продукции, большая численность продавцов, отсутствие продуктов-заменителей, минимальные барьеры входа, все имеют одинаковую информацию), то в этом случае преобладающей конкурентной стратегией будет стратегия низких издержек. Она особенно успешна, если эластичность спроса по цене высока, т.е. покупатели восприимчивы в своем поведении к цене приобретаемой продукции. Фирмы, производящие товар с минимальными издержками, в этих условиях обретают главное конкурентное преимущество.
Суть преимущества в том, что у организации появляются две новые возможности: либо увеличение своей доли на рынке, предложив потребителям продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов, либо с большей выгодой продавать по ценам конкурентов. В обоих вариантах фирма приобретает большую прибыль. Существенная угроза при этой стратегии состоит в том, что в любой момент может найтись производитель, издержки которого будут еще ниже[4].
Функциональная стратегия выступает третьим уровнем управления. Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами организации, основываясь на корпоративной и деловой стратегии. Их задачами являются распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
Базовая стратегия предприятия должна быть подкреплена разработкой функциональных стратегий. Они конкретизируют выбранный путь развития предприятия в соответствии с основными направлениями его деятельности, обеспечивая достижение глобальной цели, поставленной руководством предприятия.
В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров, поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу».[5]
Необходимо координация стратегий, разрабатываемых функциональными подразделениями фирмы, что может достигаться двумя основными путями:
- Руководители функциональных служб предприятия участвуют в обосновании и разработке базовой стратегии предприятия.
- Процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен включать все этапы, в том числе этап согласования и координации.
К функциональным стратегиям относятся: производственная, инвестиционная, инновационная, маркетинговая стратегии, внешнеэкономической деятельности и др. Стратегическая цель производственной стратегии — удовлетворение требований рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемого продукта.
Главными целями производственной стратегии являются: оптимальная загрузка мощностей; снижение затрат на производство; качество производства; качество производственных поставок; соответствие производства спросу.
Производственная стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить перейти предприятию от ориентации на выпуск номенклатуры продукции, к рыночно ориентированному производству с необходимой гибкостью по спросу и системой «продукт-сервис».
Инвестиционная стратегия решает две взаимосвязанные задачи:
- обоснование для потенциальных инвесторов наиболее эффективных направлений вложения их капиталов;
- обоснование для участников реализации инвестиционных проектов, вариантов наиболее эффективного использования инвестиций.
Основное предназначение инвестиций: формирование производства, увеличение его мощностей, рост технологического уровня и конкурентоспособности.
С точки зрения владельца капитала, инвестирование выступает как отказ от получения прибыли сегодня ради ее получения завтра или в будущем. Но для принятия решения о долгосрочном вложении капитала нужно располагать информацией, подтверждающей два положения:
- вложенные средства будут целиком компенсированы;
- прибыль, которая получена в результате данной операции, будет достаточно велика, чтобы восполнить затраты, а также риск, ввиду неясности конечного результата[6].
Целью инновационной стратегии выражается определение основных направлений научно-технической деятельности в таких отраслях, как:
- разработка и введение новой продукции;
- модернизация и улучшение выпускаемого продукта.
При этом решаются следующие задачи:
- создание условий, среды и атмосферы, которые стимулируют поиск, разработку и изучение новшеств;
- установление приоритетных направленностей инновационной деятельности исходя из целей и задач компании;
- сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса (исследование — производство — сбыт);
- максимальное сокращение сроков разработки и внедрения новаций, организация работы не по «эстафетному» принципу, а основываясь на параллельное решение инновационных задач.
Направление маркетинговой стратегии обусловливается сущностью, целями и функциями маркетинга. Маркетинг — это вид деятельности по анализу рынка, разработке, распределению и продвижению товаров, с помощью которых достигаются задачи предприятия и удовлетворяются потребности потребителей.
Следовательно, в общей форме цель маркетинга двуедина: с одной стороны, это полное изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, а также ориентация на них производства и адресность выпускаемого продукта. С другой стороны — деятельное влияние на существующий спрос, на формирование новых потребностей и покупательских предпочтений.
В дифференцированном виде система маркетинга подразумевает решение следующих задач:
- комплексное исследование рынка;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработка мер для наиболее глубокого удовлетворения существующего спроса;
- планирование и реализация сбыта;
- разработка мер по усовершенствованию управления и организации производства.
Таким образом, три уровня стратегий формируют иерархическую структуру — корпоративная стратегия, деловые стратегии и функциональные стратегии. Для достижения успеха все они должны быть связаны между собой и тесно взаимодействовать друг с другом.
Литература
[1] Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный; анализ: Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. — Пер; с англ. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013, с. 122 [2] Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. — М.: КНОРУС, 2012, с. 200 [3] Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В.И. Беляев. — М.: КНОРУС, 2012, с. 311 [4] апоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2012, с.221 [5] Стратегический менеджмент / Под ред. ПетроваА. Н. — СПб.: Питер, 2011. — 496 с. С. 252. [6] Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / П.Ф. Друкер. Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2012с. 135Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|



