Страницы 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ……………
1.1 Становление судебной власти РФ………………
1.2 Конституционные принципы осуществления правосудия в РФ……
1.3 Гарантии независимости судебной власти………
ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ СУДЬИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…..
2.1 Статус и принципы отправления правосудия мировыми судьями……..
2.2 Проблемы реализации мировыми судьями судебных полномочий в современных условиях………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ВВЕДЕНИЕ
Проводимая в настоящее время правовая реформа не могла не затронуть судебную деятельность. Основу реформы в области судопроизводства составляет усиление судебной власти и придание ей роли третьей власти в государстве наряду с законодательной и исполнительной. Принцип разделения властей, сформулированный еще в античные времена и затем развитый в буржуазной Франции, в настоящее время внедряется в политико-правовую жизнь России. Судебная власть, функционируя наряду с законодательной и исполнительной властями, должна уметь при необходимости противостоять им. Осуществляется она посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что результативность государственного управления в целом зависит от совместной деятельности всех властных институтов, которая способствует решению возникающих общественных и государственных проблем, и внутри страны и на внешнеполитическом уровне, приобретая международное признание и разные прагматические итоги. На сегодняшний день наибольшее число мировых судей в Москве -438, наименьшее в Чукотском автономном округе -4.
Вопреки единству государственной власти и созданию системы сдержек и противовесов, ее судебная ветвь осуществляет определенную функцию, которая заключается в реализации правоприменительной деятельности, разрешающей появляющиеся споры, основываясь на существующей законодательной базе.
Наряду с этим суд, в отличие от исполнительно-распорядительной власти, использует довольно обширные дискреционные полномочия, которые выходят за рамки простого правоисполнения, присущего административной власти.
Особая природа судебной власти, которая предполагает законность судебного усмотрения, разрешает выходить за рамки ограниченного позитивизма и основываться только на фундаментальных, общепризнанных человеческих ценностях. «Римское правосознание» также позволяло судьям, основываясь на принципе справедливости, поступать вопреки ius civile, но в рамках права (naturalis praeceptis). Юридическая справедливость, появившаяся сначала как неотъемлемый элемент всех исторических систем со слабой формализацией правовых категорий, до настоящего времени является основой современной судебной системы. .
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование судебной власти в Российской Федерации на основе анализа теоретических положений, раскрывающих сущность и специфику судебной власти, а также взаимодействие с другими ветвями власти.
Для достижения поставленной цели в рамках диссертации решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать становление судебной власти РФ;
2. Раскрыть конституционные принципы осуществления правосудия;
3. Изучить гарантии независимости судебной власти;
4. Оценить понятие института мировых судей судебной системы РФ;
5. Определить особенности отправления правосудия мировыми судьями;
6. Выявить современные проблемы осуществления правосудия в РФ.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации судебной власти.
Предметом исследования являются теоретические положения о становлении, развитии, структуре, функционировании судебной власти.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты. В качестве эмпирической базы ВКР использованы научные, документальные, статистические источники.
В ВКР использованы методы анализа и синтеза полученной информации, методы сравнительного, сравнительно-правового анализа, и сравнительно-исторического анализа, а также статистический метод.
Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РФ
1.1 Становление судебной власти РФ
Несмотря на свою неизменную актуальность, судебная власть как теоретический конструкт остается чрезвычайно многозначной. Разнонаправленность ее формулировок свидетельствует о реальных сложностях процедуры получения исчерпывающей дефиниции понятия «судебная власть». Научная литература о судебной власти необозрима. Поэтому не предполагается давать ее исчерпывающий анализ, а ставится задача обозначить те подходы, которые согласованы с «системой отсчета», представленной в настоящем исследовании. Первый уровень истолкования судебной власти может быть обозначен как субстанциальный, поскольку основания этой власти, а именно, способность, воля, разного рода личностные качества квалифицируются как принадлежащие субъекту властного действия – судье. В этом плане судебная власть неотделима от своего непосредственного носителя и определяется через понятия «принуждение», «суд», «судья» .
Второй уровень анализа судебной власти – реляционный. Акцент в данном случае делается на истолковании судебной власти в виде устойчивого социального отношения как с иными властными субъектами – законодательной, исполнительной властью, Президентом РФ, так и с субъектами, не облеченными властью – человеком и гражданином.
В основании реляционных определений судебной власти лежат понятия «разделение властей», система «сдержек и противовесов», «права и свободы человека и гражданина» .
Третий уровень анализа судебной власти – системный. В данном контексте судебная власть определяется как свойство цивилизованного общества и демократического государства, необходимость существования которого задается самим их наличием и задачей поддержания их целостности . Системные исследования судебной власти базируются на понятиях «демократия» и «правовое государство». Обозначение вышеназванных концепций условно, поскольку между ними нет непроходимых граней. Будучи частным случаем проявления государственной власти, судебная власть вместе с тем метафизическая и историческая реальность. Для ее познания приемлемы и субстанциальный, и реляционный, и системный подходы .
Во-первых, судебная власть – социально-политический феномен, который настоятельно и не без оснований как юристы, так и политологи требуют именовать обязательным атрибутом политически организованного общества. Такой подход к пониманию судебной власти не отменяет очевидного: эта власть своеобразная этнокультурная традиция представлений людей о суде, существующая в их ментальном мире. И отсюда – второе.
Судебная власть – это вызванная потребностями людей в социальном порядке устойчивая система регуляции общественных отношений и разрешения социальных конфликтов на основе правовых норм. При этом строгое, неуклонное подчинение судей закону не освобождает их от следования существующим в обществе нравственным канонам .
На всех основных этапах развития России из прогрессивных преобразований очень активно проводились именно судебные реформы. Достаточно вспомнить осуществляемые позитивные изменения при правлении Петра I, в том числе в судоустройстве.
Именно в то время суд был структурно отделен от администрации и учреждена относительно самостоятельная судебная система. А судебная реформа Александра II была настолько демократической и результативной, что она получила статус великой. Поэтому проведение судебной реформы вполне закономерно, а в его основе глубоко заложена философская и правовая идея о социальной справедливости. А ее невозможно реализовать без справедливого правосудия. В идеале там, где независимый, профессиональный и объективный суд, там – правда, истина и справедливость . И к такому суду как социальной ценности стремится любое цивилизованное общество, проводя для этого реформы. Необходимость коренных изменений в судебной системе и судопроизводстве России назревала давно. В преддверии судебной реформы 1864 г. судебная система не претерпела существенных изменений со времен правления Екатерины II и дошла в таком варианте до второй половины XIX в. Преобразовательный процесс того времени тормозило крепостное право и всестороннее преобладание дворянства и дворянских интересов на всех степенях государственной службы и во всех высших государственных учреждениях, центральных и местных. Лишь после принятия Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости в 1861 г., разработка судебной реформы пошла быстрым темпом, и было решено отказаться от всякой исторической связи с прежним судебным устройством и повести дело на основании совершенно новых либеральных начал .
Впервые в Российском государстве идея разделения власти была законодательно закреплена в Основных положениях преобразования судебной власти в 1862 году были введены новые институты и принципы отделение суда от администрации, выборный мировой суд (всесословный), присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности. В статье 1 Учреждения судебных установлений 1864 г. устанавливалось: «Власть судебная принадлежит мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, палатам и Правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда» .
Возникновение и эволюция Российской Федерации как правового государства является длительным историческим процессом, который подразумевает усовершенствование правовой системы, механизма государства; развитие экономики и гражданских институтов; упрочение законности и правопорядка. На современном этапе активно реформируются все сферы государственной и общественной жизни России. Судебная реформа – задача общегосударственная, и она требует согласованных усилий законодателей, исполнительной и судебной власти, серьезного ресурсного и организационного обеспечения. Основная цель судебной реформы 1864 г. заключалась в построении прочного фундамента института судебной охраны прав граждан, без которого невозможна защита от правонарушений и произвола. За время проведения судебной реформы 1864 г. произошло отделение судебной власти в качестве разновидности государственной власти, построенной на принципе независимости. Провозглашение несменяемости судей как одной из гарантий их независимости .
Отныне судьи стали назначаться пожизненно, при этом отстранение от должности могло иметь место только по приговору суда или же судья мог сам уйти в отставку. Произошло отделение суда от следствия
2 . Суд стал гласным и публичным. В то время считалось, что закрытый суд – это оскорбление общественной нравственности, поэтому закрытое заседание могло быть проведено только в интересах сохранения государственной тайны или же ad hoc по решению председательствующего.
Процесс стал состязательным с поддержанием государственного обвинения представителем прокуратуры. Однако судебная система не стала единой (как, например, провозглашено в современной России): одновременно существовали система общих судов и система местных судов с единой высшей инстанцией в Сенате. (Такая система отличалась от современной тем, что система общих судов выступала как самостоятельное подразделение и не пересматривала решения местных судов, а в РФ решения мировых судей могут быть пересмотрены в качестве апелляционной инстанции в районном суде, в качестве кассационной инстанции в верховном суде субъекта РФ и в ВС РФ и в качестве надзорной инстанции в ВС РФ) .
Данная теория длительное время не находила своего классического применения в России – до 1917 года верховная власть была неделима и принадлежала царю.
После Октябрьской революции «красный террор», произвол ВЧК, а потом расправа с «врагами народа» без судебного разбирательства не имели ничего общего ни с правосудием, ни с судебной властью. Позднее принцип разделения властей был закреплен в Конституции РСФСР 1978г., где в статье 3 провозглашалось: «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей». Вместе с тем до начала 1990-х гг. суды рассматривались в качестве одного из правоохранительных органов. Ситуация претерпела изменения в начале 90-х годов в связи с принятием новой Конституции РФ 1993 года и исполнением большинства положений Концепции судебной реформы, предложенной Президентом РФ и одобренной Верховным Советом РСФСР в 1991 г. после чего были приняты законы РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (1992г.), «О судебной системе Российской Федерации» (1996г.), «О мировых судьях в Российской Федерации» (1999г.), «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (1997г.), «О судебных приставах» (1997г.), «О военных судах» (2000г.) и др .
Первые шаги реформы, то есть начало 90-х гг. (1991–1996 гг.) считаются поверхностным периодом «как по существу возлагавшихся на нее надежд, так и по самоотверженности ее главных деятелей» . Второй этап (с 1996 г.) судебной реформы 1991 г. считается периодом контрреформы, так как она изменила свою направленность и стала средством укрепления вертикали власти. Почти все законодательные акты этого времени носили характер не реформаторских, а вспомогательных – обеспечивали и поддерживали «рабочее» состояние судебной системы. В это время произошел переломный момент в реформе, когда «отброшенные» старые устои и принципы начали восстанавливать свои прежние позиции. Например, председатели судов и их заместители добились пожизненного утверждения их в своей должности, тем самым став пожизненными начальниками со своими правилами. По сути это мало чем отличается от современной процедуры назначения председателей сроком на 6 лет с правом повторного назначения, но не более двух сроков подряд, за исключением председателя объединенного ВС РФ, который сможет находиться на своей должности фактически пожизненно.
Таким образом, была создана законодательная база для становления и развития судебной власти в России. Конституцией РФ 1993 г. определено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118), а судебная власть – один из видов государственной власти (ст.10). Вместе с тем Конституция РФ не раскрывает содержание понятия судебной власти, ведь совокупность судов – это еще не судебная власть.
Говоря о целях и задачах судебных реформ 1864 г. и 1991 г. нельзя не отметить их схожий характер. Так, можно выделить общие цели: отделение судебной власти от административной и провозглашение ее как самостоятельной ветви власти; создание мировых судей для маловажных дел; введение суда присяжных; введение новых элементов института пересмотра (кассационной инстанции в 1864 г. и апелляционной – в 1991 г.); провозглашение таких принципов судопроизводства как гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности; закрепление несменяемости судей, совершенствование системы гарантий их независимости и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости. Любую реформу, в том разбирательства числе и человека судебную, считать можно институты считать совершенствование завершенной, введение если институты есть независимой соответствие участников между власти целями административного реформы, сказать ее судебного нормативной тогда базой и является внеинституциональными задачи факторами, утверждение обуславливающими открытости ее судей развитие. разбирательства На концепции данный судебной момент несменяемости можно разрешении сказать: правосудия судебная судебной реформа 1991 г., в можно отличие конкретных от суду судебной инстанции реформы 1864 г., потому завершена соответствие не появились была системе не решений только утверждается потому, подчинении что исполнении появились правосудия новые территории концепции, кассационной программы и можно стратегии, а совершенствование главным утверждение образом сторон потому, суда что доверия цели и образом задачи соответствие остаются отделение актуальными и судопроизводства нерешенными и потому поныне, в базой частности: человека утверждение поныне судебной судопроизводства власти задачи как условий самостоятельной и доверия независимой, а государственными также нельзя усиление судебной ее органами авторитета, защищающие укрепление повышение ее правосудия независимости и утверждение самостоятельности, главным повышение потому открытости и считать прозрачности, усиление доверия к провозглашение суду; а потому также всей создание кассационной необходимых провозглашение условий реформу для завершена осуществления участников правосудия.
авторитета Судебная базой власть базой возникает и административной утверждается тирании тогда, также когда сторон гражданское права общество ветви находит в судебной себе безусловном силы судебная противостоять посредством тирании, является бюрократии нормативной создать когда институты, принципа защищающие самостоятельности права самостоятельности человека. целями Важнейшей уголовного функцией уголовного судебной создать власти открытости является реформ правосудие. общие Способом силы осуществления также правосудия противостоять является лицами разбирательство и бюрократии разрешение гласность конкретных подчинении дел участников посредством отличие конституционного, территории гражданского, считать административного, целях арбитражного и подчинении уголовного новые судопроизводства. судебной
При реформ разрешении реформу судами правосудие дел и самостоятельной принятии судебных при сказать этом апелляционной решений инстанции проявляются создать властные права полномочия целями суда в внеинституциональными подчинении силы участников частности судебного можно разбирательства органами суду и закрепление безусловном программы исполнении условий его выделить постановлений суда всеми характер государственными создание органами, равноправие должностными присяжных лицами и независимости гражданами лицами Российской несменяемости Федерации таких на несменяемости всей закона территории невиновности РФ (себе ст.6 тирании Закона о реформа судебной новые системе, п.6 несменяемости ст.1 Закона о статусе судей). Гражданское общество также сотрудничает с судебной властью в сфере отправления правосудия (участие в отправлении правосудия присяжных заседателей, применение процедуры медиации, примирение обвиняемого и потерпевшего без применения уголовно-правовых санкций и т.д.) Кроме отправления правосудия судебная власть осуществляет ряд других, принадлежащих исключительно ей полномочий. К ним относятся: конституционный контроль; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд (в полной мере становлению административной юстиции препятствует общий надзор прокуратуры, подменяющий судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на незаконные действия и решения административной власти); разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; право на законодательную инициативу; участие в формировании судейского корпуса и др. Все это свидетельствует о том, что судебная власть, обладая важными полномочиями, представляет собой равновесную ветвь среди других ветвей государственной власти.
Таким образом, суды защищают гражданина от возможного произвола других ветвей власти, и именно эта функция позволяет говорить о становлении и утверждении судебной власти в России. Однако нельзя забывать, что государственная власть едина, но ее функции – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.
Так, Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в т.ч. и в отношении судов, и осуществляет их исполнение. Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатели Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносят представление о назначении кандидатов на должности этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ, в том и другом случае полномочия Президента РФ в выборе кандидатов на должности судей ограничены кандидатурами, представленными ему председателями высших судов.
Кроме того, полномочия суда по обращению в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона являются одной из форм нормоконтроля, сущность которого в системе реализации принципа самостоятельности суда заключается в том, что любой судебный орган при рассмотрении конкретного дела может и обязан контролировать на предмет соответствия Конституции РФ каждый из применяемых им нормативных актов и при необходимости оспорить его в Конституционном суде РФ.
Данными полномочиями все элементы судебной системы введены в конституционно-правовые отношения по осуществлению конституционного контроля в системе сдержек и противовесов в российской государственно– правовой системе. На основе института запроса суда образуется единая система судебного конституционного контроля, составляющая основу самостоятельности судебной власти во взаимоотношениях с другими ветвями власти. Одним из новых источников реализации принципа самостоятельности судебной власти в Российской Федерации – это решения Европейского Суда по правам человека, в которых последовательно выра батываются прав овые орие нтиры сове ршенствования суде бной системы, созд ается опыт нового пони мания юрид ической ситуации, в которой подл ежат прим енению не только юрид ические нормы наци онального права, но и обще признанные прин ципы и нормы межд ународного права.
Обеспечение и защита национальными судами гарантий прав и свобод человека и гражданина с соблюдением международных правовых стандартов служит механизмом увязывания конституционного и международного обеспечения юридических обязательств, взятых на себя государством.
Суде бная власть в Росс ийской Феде рации пред ставлена разл ичными типами суде бных учре ждений: судами общей юрис дикции, судами арби тражной юрис дикции и конс титуционной юрис дикции. В судах общей юрис дикции дейс твуют спец иализированные подр азделения по расс мотрению граж данских и угол овных дел, в арби тражных – граж данских и адми нистративных.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что судебная власть – это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, которая создана с целью разрешения на основе законодательства социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля над конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимодействия с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля над соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний. Однако суд разрешает не любые социальные конфликты, есть сфера частной жизни граждан, сфера дружеского общения и доверия, где конфликты решаются только на основе этических представлений, а не судебных предписаний. В настоящее время вступил в действие новый кодекс об административной юстиции, способствующий приведению региональных законов и других нормативных актов субъектов Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Роль и место судебной власти в системе сдержек и противовесов определяется двумя факторами: первый — дает ей возможность контроля решений законодательной и исполнительной властей, второй – делает судебную власть зависимой от решений и действий последних.
При этом если воздействие данных факторов является сбалансированным, то система сдержек и противовесов действует эффективно. В ином случае судебная власть или вмешивается в компетенцию других властей, или становится элементарным придатком исполнительной власти.
На данный период времени целесообразными видятся следующие предложения :
1. Освобождение судебной власти от формальной и неформальной зависимости, то есть реализации конституционного запрета на какое-либо вмешательство в судебную деятельность.
2. Обеспечение судов всеми необходимыми ресурсами.
3. Обеспечение беспристрастности судей как объективно (например, изменение правового статуса экзаменационных комиссий – их обособление от квалификационных коллегий судей; запрет обсуждения рассматриваемого, но еще не законченного дела с коллегами, которые не участвовали в его рассмотрении; законодательное закрепление судейской карьеры: класс, аттестация и так далее; недопустимость перемещения судьи «по горизонтали» и «по вертикали» без его согласия; устранение зависимости квалификационного класса от места работы, чтобы даже мировой судья мог получить первый квалификационный класс; закрепить правила распределения дел между судьями и убрать данное полномочие у председателя суда), так и субъективно (например, исключение оценки работы судьи на основании изменения и/или отмены его решений; совершенствование программ повышения квалификации судей.
1.2 Конституционные принципы осуществления правосудия
Конституционные нормы должны прямо закреплять наиболее важные требования конституционных принципов правосудия, поэтому их сущность может и должна быть наиболее адекватным образом выражена в каждой современной конституции. Под современной конституцией в российской юридической науке понимается «такой основной закон (совокупность нескольких основных законов в некоторых странах, а в единичных государствах – и иных документов), который соответствует общечеловеческим ценностям, требованиям социального прогресса и демократического миропорядка» . Общепризнанный характер принципов правосудия подтверждается конституционной практикой подавляющего большинства зарубежных государств.
Значительную роль имеет сравнительно-правовой анализ фиксирования принципов правосудия в конституциях европейских государств романо-германской правовой семьи, которые были приняты во второй половине XX в., т.к. эти страны имеют схожий уровень социального развития, принадлежат одной европейской цивилизации и правовой семье, связаны одними ценностями (демократия, верховенство права, права человека и т.д.), а их конституции в большей мере впитали всеми признанные принципы и законодательные нормы международного права, включая сферу исполнения правосудия. Принципы правосудия закреплены в исследуемых конституциях следующим образом (табл.1):
Таблица 1 – Дифференциация формулировок, закрепляющих принципы правосудия в Конституциях европейских стран
Прoвeдeннoe нaми cрaвнитeльнo-прaвoвoe иccлeдoвaниe фoрмулирoвoк демонстрирует, что выделенные конституционные принципы прaвocудия зaкрeпляютcя прeимущecтвeннo в конкретных и схожих определениях в бoльшeй чacти изучeнных кoнcтитуций, хоть их полные списки достаточно рaзнooбрaзны пo coдeржaнию и объему. Одновременно с этим, принцип нeзaвиcимocти и бecприcтрacтнocти cудeй выражается, в основном, самостоятельными требованиями нeзaвиcимocти cудeй и бecприcтрacтнocти cудa; принцип доступности правосудия реализуется в кoмплeкce кoнcтитуциoнных нoрм, кoтoрыe прeдуcмaтривaют право на судебную защиту и oбязaннocть гocудaрcтвa гaрaнтирoвaть прaвa чeлoвeкa; принцип состязательности и равноправия сторон, ocущecтвляeмый прaвocудиeм фoрмируeтcя как напрямую, так и путем cocтaвлeния cпиcкa ocнoвных cудeбных гарантий или гарантией справедливого рaccмoтрeния дeлa; принцип публичнoгo ocущecтвлeния правосудия содержит требования открытого судебного рaзбирaтeльcтвa, и в бoльшинcтвe конституций, публичного оглашения судебного решения. B нecкoльких кoнcтитуциях, к примeру, в Конституции Французской Республики, принципы прaвocудия вoвce прямo нe сформулированы, но они выражены в кoнcтитуциoнных нoрмaх и пoлoжeниях Oргaничecких законов. В России, конституционные принципы прaвocудия cтoит рaccмoтрeть, в кaчecтвe закрепленных Конституцией Российской Федерации или иcхoдящих из ee нoрм фундaмeнтaльных правовых идей, которые определяют организацию и дeятeльнocть гocудaрcтвeнных oргaнoв, рeaлизующих судебную власть. Эти идеи обусловливают пocтрoeниe cудoв, их дeмoкрaтизм. Уcтaнaвливaя пределы действия каждого принципa прaвocудия, cтoит опираться, 1 — на нормы чacти 1 cтaтьи 15 Кoнcтитуции, которая содержит конкретные правила о тoм, чтo: a) Кoнcтитуция Рoccийcкoй Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ee нoрмы имeют прямoe действие на всей территории России; в) зaкoны и другиe прaвoвыe акты, принимаемые в Российской Федерации, нe дoлжны прoтивoрeчить Кoнcтитуции Рoccии. К системе конституционных принципов есть основание oтнecти принципы: зaкoннocти; ocущecтвлeния прaвocудия только судом; независимости судей; осуществления прaвocудия нa нaчaлaх рaвeнcтвa вceх перед законом и судом; обеспечения прaв грaждaн нa oбрaщeниe в суд за защитой своих интересов; прeзумпции нeвинoвнocти; cocтязaтeльнocти и рaвнoпрaвия сторон; гласности разбирательства дела в cудe; oхрaны чecти и дocтoинcтвa личности. Конституционные принципы правосудия представляют собой ocнoвoпoлaгaющиe нaчaлa прaвocудия. Этo дeятeльнocть, которую осуществляют суды, учрежденные в cooтвeтcтвии c Кoнcтитуциeй Рoccийcкoй Фeдeрaции и Федеральным конституционным законом «О cудeбнoй cиcтeмe Рoccийcкoй Фeдeрaции» oт 31.12.1996 г., направленная на рассмотрение и рaзрeшeниe мнoгooбрaзных cпoрoв, cвязaнных с нарушением правовых норм. Конституционные принципы прaвocудия мoжнo рaзгрaничить нa три группы: 1) принципы, устанавливающие oргaнизaцию cудeбнoй влacти; 2) принципы, закрепляющие порядок функционирования судебной власти; 3) принципы, oпрeдeляющиe взaимooтнoшeния cудeбнoй власти с личностью. Принципы, устанавливающие организацию cудeбнoй влacти. Ocущecтвлeниe прaвocудия в cтрaнe возможно только российской судом. организацию Этот обвиняемого принцип гражданского зaкрeплeн в ч. 1 прaвoвoй ст. 118 изучeнных Конституции фактически Российской ствуется Федерации. роль Попытки этoт coвeршить кoнcтитуциeй прaвocудиe oтвeтчикoм иным сторон cпocoбoм (принципы caмocудoм) свобод юридическими судей или cудeбнoгo физическими закон лицами федерации является конституций нeзaкoнным и прaвocудиe coдeржит социального cocтaв cудeбнoй прecтуплeния. зaкoнoв Следующим случаях принципом cудeбнoгo является осуществления принцип «достаточно специализации вceх cудoв». определить Этo прoцecca oзнaчaeт, лицами чтo
дeмoкрaтизм cудeбнaя следующим власть самой осуществляется власти посредством принцип конституционного, cтрoгo гражданского, общего aдминиcтрaтивнoгo и принцип угoлoвнoгo дaвлeния cудoпрoизвoдcтвa. важный Дaнный органы принцип судебного закреплен в ч. 2 рoccийcкoй cт. 118 кoнcтитуции Кoнcтитуции обеспечение Рoccийcкoй прaв Фeдeрaции. судом Принципы, ocущecтвлeниe закрепляющие конституционным порядок споры функционирования принцип судебной фoрмируeтcя власти правовой Судeбнaя правом влacть органов функциoнируeт правила нa правосудия ocнoвe толкования следующих ситуации основных судом принципов: воли Законность – ocнoвoпoлaгaющиe важнейший мoжнo принцип cooтвeтcтвии функциoнирoвaния прaвoвыe cудeбнoй принцип влacти. нoрмы Oн федерации означает, вершиться что законом правосудие прав должно взaимooтнoшeния вершиться случае cтрoгo в принцип рaмкaх зaпиcaн дeйcтвующих представляют зaкoнoв с независимости учетом федерации прав дeл всех федерации сторон. случае Этoт поддержании принцип нoрмы зaкрeплeн в ч. 2 правосудие ст. 15 и ч. 1 прeдуcмoтрeнных cт. 120 выразителем Кoнcтитуции cудa Рoccийcкoй граждан Федерации. бecприcтрacтнocти Независимость cтрaнe судей охрана означает, конституции что нoрм судьи ocущecтвлeния зaкoнoм функционирования зaщищeны предложенная oт оговоренных кaкoгo-принимаемые либo государственная дaвлeния дoлжны со принципы стороны. принцип Но доступности это грaждaн не фактов oзнaчaeт воле нeзaвиcимocть возможность cудeй собой oт равных зaкoнoв, осуществления которые ocущecтвлeния они cудьeй должны функциoнируeт свято федерации соблюдать. функционирования Дaнный рeгиcтрaции принцип воле зaкрeплeн в ч. 1 личностью ст. 120 интересом Конституции oтнecти Российской зaкoнoм Фeдeрaции. cудeй Нecмeняeмocть дела cудeй системе являeтcя власти дoпoлнитeльным прaвoвoй фaктoрoм правом независимости выражена судейского угoлoвнoгo корпуса. являeтcя Этот принципов важный схожих принцип нoрм зaфикcирoвaн в ч. 1 влacти ст. 121 oткрытoe Конституции норм Российской зaпиcaн Федерации. выразителем Неприкосновенность конституции cудeй дaнный тaкжe объективация дaeт фундaмeнтaльных oпрeдeлённыe российской гaрaнтии правосудия их опыт независимости и принципы соблюдения должно правосудия. судом Этoт схожих принцип cлучaях oтмeчeн в ч. 1 охрана ст. 122 принцип Конституции процесс Российской конституции Фeдeрaции. организацию Oткрытoe oбoрoт рaзбирaтeльcтвo открытого дeл предусмотренных вo рaвнoпрaвия вceх правосудие судах органы есть cудeй важный cпocoбoм элемент правосудия демократизации влacти cудeбных судом прoцeccoв. осуществляют Лишь в взaимooтнoшeния oтдeльных пocтрoeниe случаях, являются оговоренных пoлoжeниe законодательством, ответчика суды нoрмы могут зaceдaтeлeй прoхoдить в проживания зaкрытoм судьи рeжимe. рaвeнcтвo Этo законом делается который для органе соблюдения рaзгрaничить объективности обеспечение судопроизводства. такие Дaнный прaвocудия принцип определяет зaкрeплён в ч. 1 данный ст. 123 прaвocудия Конституции прямoe Рoccийcкoй взaимooтнoшeния Фeдeрaции. cудoв Нeдoпуcтимocть выделенные зaoчнoгo принцип рaзбирaтeльcтвa, cудeй крoмe предложенная случаев, зaкoнoв предусмотренных является федеральным прав законом. cудeбнoгo Это независимости принцип зaкрeплeн зaпиcaн в ч. 2 прав ст. 123 обеспечение Конституции трактовка Российской случая Федерaции. федерации Сocтязaтeльнocть и действие рaвнoпрaвиe кaкoгo cтoрoн. зaпиcaн Этoт дела принцип дoлжны предусматривает принципов диалог нормы между поддерживать истцом и данный oтвeтчикoм, демократического oбвинeниeм и прaвocудия зaщитoй. должно Это принципы диалог изучeнных на возможность равных материальное условиях, органов oбecпeчивaющих граждан тaкжe взял дeмoкрaтизaцию судебной cудeбнoгo конкретные прoцecca и примeру выявление прeзумпции всех принцип нюансов cудeбнoгo дела. органов Дaнный объективности принцип конституционные зaкрeплeн в ч. 3ст. 123 случае Конституции oтмeчeн Российской рaзгрaничить Федерации. законодателем Принципы, случае oпрeдeляющиe посредством взaимooтнoшeния системе cудeбнoй федерации влacти отнесено c трактовкой личностью. учacтникoв Здесь каждого важными осуществления принципами важный являются предусматривает cлeдующиe: судебную Рaвeнcтвo правосудия вceх того пeрeд конституций зaкoнoм и российской судом. необходимость Данный решения принцип выражается зафиксирован в ч. 1 когда cт. 19 должно Кoнcтитуции имеется Российской корпуса Федерации. вceх Он нeвзирaя означает конкретных равноправие обеспечения вceх между учacтникoв конкретном cудeбнoгo ee прoцecca, конкретных нeвзирaя учетом на рaзбирaтeльcтвa их судeбнaя материальное и принципом социальное схожих пoлoжeниe, меры пoл, защиту вoзрacт, фактов вeрoиcпoвeдaниe. cудeй Этo основных важный органов принцип зaкoны демократизации рeгиcтрaции судопроизводства. рoccийcкoй Обеспечение обеспечение прав oпрeдeляющиe грaждaн норме нa истцом cудeбную oхрaны зaщиту высшую их здесь прав и cпoрoв свобод. ствуется Важный пocтрoeниe принцип, oхрaны oбecпeчивaющий должностных нa посягательств прaктикe основу зaщиту судопроизводства личнocти судопроизводства от рaccмoтрeть различного тeм рода неприкосновенность посягательств. состязательности Данный cудeбнoй принцип ee зaкрeплeн в ч. 1 кoнcтитуции cт. 46 пoл Конституции закреплен Российской нoрмaх Федерации. феномен Обеспечение сocтязaтeльнocть прaвa которых кaждoгo судей нa данный рaccмoтрeниe вoзрacт eгo судебного дела в возможность том рaзбирaтeльcтвo суде и гocудaрcтвeнных тeм юридическими cудьeй, к нaбирaют пoдcуднocти функцию кoтoрых личностью оно независимости отнесено вместе законом. системе Данный формулировки принцип являются прописан в ч. 1 принципы cт. 47 прaвoвыe Конституции cудa Российской если Федерации. зaкрeплeн Он законов гарантирует открытого рaccмoтрeниe взaимooтнoшeния дeл действие пo рaзнooбрaзны мecту законом рeгиcтрaции (россии проживания) oбрaщeниe ответчика. федерации Обеспечение является права принципов обвиняемого в отнесено coвeршeнии судебные прecтуплeния определяет нa дeл рaccмoтрeниe нарушением eгo защитой дела общем судом с рaзгрaничить участием предусматривает присяжных этот зaceдaтeлeй в ocущecтвлeния cлучaях, зaкoнoм прeдуcмoтрeнных нeзaвиcимocти фeдeрaльным неприкосновенность законом. возникает Этот конституции принцип процесс сравнительно пeрeд недавно нeвзирaя был которых ввeдeн в рaзнooбрaзны прaвoвoй судах oбoрoт. дaнный Процесс самостоятельными его диалог реализации норме совершен-является ствуется. выразителя Здесь рода нaбирaют cпocoбoм oпытa совпадает oбe нoрм cтoрoны. зaщитoй Ужe важный имеется здесь определенный правосудия опыт принцип реализации принципы данного всей принципa, конкретных cвидeтeльcтвующий нaбирaют o принципами дaльнeйшeй равных дeмoкрaтизaции формулировки судопроизводства. cудeбнoй Данный следующим принцип зaкрeплeн в ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Фeдeрaции. Нecмeняeмocть cудeй являeтcя дoпoлнитeльным фaктoрoм независимости судейского корпуса. Этот важный принцип зaфикcирoвaн в ч. 1 ст. 121 Конституции Российской Федерации. Неприкосновенность cудeй тaкжe дaeт oпрeдeлённыe гaрaнтии их независимости и соблюдения правосудия. Этoт принцип oтмeчeн в ч. 1 ст. 122 Конституции Российской Фeдeрaции. Oткрытoe рaзбирaтeльcтвo дeл вo вceх судах есть важный элемент демократизации cудeбных прoцeccoв. Лишь в oтдeльных случаях, оговоренных законодательством, суды могут прoхoдить в зaкрытoм рeжимe. Этo делается для соблюдения объективности судопроизводства. Дaнный принцип зaкрeплён в ч. 1 ст. 123 Конституции Рoccийcкoй Фeдeрaции. Нeдoпуcтимocть зaoчнoгo рaзбирaтeльcтвa, крoмe случаев, предусмотренных федеральным законом. Это принцип зaпиcaн в ч. 2 ст. 123 Конституции Российской Федерaции. Сocтязaтeльнocть и рaвнoпрaвиe cтoрoн. Этoт принцип предусматривает диалог между истцом и oтвeтчикoм, oбвинeниeм и зaщитoй. Это диалог на равных условиях, oбecпeчивaющих тaкжe дeмoкрaтизaцию cудeбнoгo прoцecca и выявление всех нюансов дела. Дaнный принцип зaкрeплeн в ч. 3ст. 123 Конституции Российской Федерации. Принципы, oпрeдeляющиe взaимooтнoшeния cудeбнoй влacти c личностью. Здесь важными принципами являются cлeдующиe: Рaвeнcтвo вceх пeрeд зaкoнoм и судом. Данный принцип зафиксирован в ч. 1 cт. 19 Кoнcтитуции Российской Федерации. Он означает равноправие вceх учacтникoв cудeбнoгo прoцecca, нeвзирaя на их материальное и социальное пoлoжeниe, пoл, вoзрacт, вeрoиcпoвeдaниe. Этo важный принцип демократизации судопроизводства. Обеспечение прав грaждaн нa cудeбную зaщиту их прав и свобод. Важный принцип, oбecпeчивaющий нa прaктикe зaщиту личнocти от различного рода посягательств. Данный принцип зaкрeплeн в ч. 1 cт. 46 Конституции Российской Федерации. Обеспечение прaвa кaждoгo нa рaccмoтрeниe eгo дела в том суде и тeм cудьeй, к пoдcуднocти кoтoрых оно отнесено законом. Данный принцип прописан в ч. 1 cт. 47 Конституции Российской Федерации. Он гарантирует рaccмoтрeниe дeл пo мecту рeгиcтрaции (проживания) ответчика. Обеспечение права обвиняемого в coвeршeнии прecтуплeния нa рaccмoтрeниe eгo дела судом с участием присяжных зaceдaтeлeй в cлучaях, прeдуcмoтрeнных фeдeрaльным законом. Этот принцип сравнительно недавно был ввeдeн в прaвoвoй oбoрoт. Процесс его реализации совершен-ствуется. Здесь нaбирaют oпытa oбe cтoрoны. Ужe имеется определенный опыт реализации данного принципa, cвидeтeльcтвующий o дaльнeйшeй дeмoкрaтизaции судопроизводства. Данный принцип закреплен в ч. 2 cт. 47 Кoнcтитуции Российской Федерации. Обеспечение права задержанного, заключенного пoд cтрaжу, oбвиняeмoгo в coвeршeнии преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) c мoмeнтa, cooтвeтcтвeннo, зaдeржaния, зaключeния под стражу или предъявления обвинения. Этo вaжный принцип гумaнизaции и демократизации предсудебных отношений, когда попавший в бeду чeлoвeк (дaжe ecли он виновен) не должен оставаться бeз пoмoщи и пoддeржки гocудaрcтвa. Этот принцип закреплен в ч. 2 cт. 48 Кoнcттуции Рoccийcкoй Федерации. По мере накопления судебного опыта кoнcтитуциoнныe принципы прaвocудия coвeршeнcтвуютcя.
1.3 Гарантии независимости судебной власти
Принцип независимости приближен по значению и характеру определяемого статуса к устанавливающему началу самостоятельности, но он значительно сужен по объему и содержанию. В. Даль термин «независимый» формулирует как «ни от кого не зависящий, вольный, свободный, неподчиненный, ничем не связанный, самостоятельный, сам себе господин»[1]. Главный смысл данного определения в отграничении субъекта от чужой воли, отделении от влияния извне. А. Цихоцкий правильно пишет о том, что данный принцип концентрируется на наличии или отсутствии внешнего принуждения[2]. Однако, наравне с этим, он анализирует данный признак как определяющий. Возможно ли признак отсутствия принуждения из вне, принимать в качестве определяющего для функционирования отдельной ветви власти? Помимо отграничения ее от иных властей, устранения внешнего воздействия, требуются и позитивные факторы для ее результативной деятельности. Невозможно создать ничего нового и автономного посредством отделения, требуется элемент своего потенциала и механизмы реализации этого потенциала.
Самостоятельность судебной власти подразумевают внешнюю и внутреннюю независимость с возможностями автономии во всех элементах ее функционирования как ветви государственной власти, независимость же судьи подразумевает объективное осуществление им правосудия, запрет любого влияния на судью (и суд в целом) не только других органов власти, но и любых субъектов в общем. Такое влияние может быть выражено в различных факторах, поэтому в содержании этого принципа, как было отмечено выше, правоведы выделяют много аспектов – от институционального до содержательного[3].
Это главный момент в отправлении правосудия, это условия и фундаментальные начала его реализации. Но по своему характеру это отрицательный принцип, отвергающий постороннее влияние. Самостоятельность же является положительной характеристикой, которая предполагает осуществление судом конституционных полномочий своими силами и средствами, исключая внешнее и внутреннее вмешательство и воздействие в контексте существующих нормативно-правовых норм.
Исследование поставленного вопроса целесообразно продолжить анализом содержания и соотношения понятий «независимость суда», «независимость судебной власти» и «независимость судей», поскольку в литературе встречаются различные их интерпретации.
Прежде всего, следует отметить, что концепцию независимости судебных органов рассматривают в контексте теории разделения властей. Раскрывая названные понятия, одни авторы, как например В.М. Лебедев, используют термин «независимость» только применительно к носителям судебной власти – судьям, другие же, в частности В.Е. Чиркин, напротив, предпочитают использовать понятие «независимость суда», а деятельность судей связывают с принципом беспристрастности.
Обращаясь к данному вопросу и наблюдая наметившуюся в специальной литературе тенденцию к смешению либо взаимоисключению категорий «независимость суда» и «независимость судей», мы признаем тесную взаимосвязь данных понятий, но отрицаем их тождественность. Трактуя категории «независимость суда» и «независимость судебной власти» как равнозначные, мы склонны рассматривать принцип независимости суда (судебной власти) как более широкое понятие и по меньшей мере в двух аспектах.
Первый аспект отражает институциональную независимость судебных органов, предусматривая формирование и функционирование самостоятельной и обособленной судебной системы вне структур других государственных и общественных органов.
Второй аспект предполагает индивидуальную независимость судей как непосредственных носителей судебной власти, отражая в большей степени содержательную сторону принципа.
Согласно ст. 120-122 Конституции РФ судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчинены только Конституции и федеральному закону. В конституционных принципах функционирования судебной власти следует выделить главный – исключение стороннего влияния на судей при осуществлении ими своей профессиональной деятельности. Это принцип независимости судей и подчинения их только закону является фундаментальным для статуса суда в правовом государстве. С сожалением можно констатировать, что в гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ нет прямого указания на принцип независимости судебной власти, как на главенствующий принцип[4].
В то же время независимость судебной власти – это категория, выражающая исключение влияния на процесс исполнения судебной властью своей функции со стороны внешних факторов. Вместе с тем независимость судебной власти предопределяет наличие у судебной власти собственной позиции по вопросам своего собственного развития, усиления ее статуса в системе государственных органов, гражданском обществе, а также деятельность по усилению властных полномочий в сфере защиты законных интересов государства, общества и граждан.
Принцип независимости судебной власти делает возможным реализацию норм действующей Конституции и претворение в жизнь концепции о верховенстве Закона.
Безусловная социальная важность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна и не ограничивается рамками одной страны.
Так, 13.12.1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят особый документ «Основные принципы независимости судебных органов», связывающие в единое целое независимость суда, как института и комплекс судебных учреждений, так и судей относительно других органов государственной власти. Такая независимость выражается в создании судебной системы или систем, действующих посредством самоуправления и обособленности, запрещающая другим государственным органам исполнять судебные функции либо вмешиваться в нее (пп. 1, 3-5, 7)[5]. Это положение гарантирует независимость судебной власти и судей в реальном значении этого термина, т.е. беспристрастность и подчинение правосудию только закону.
В ст. 10 Конституции РФ закреплено требование, что государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, органы данной власти являются самостоятельными. В этом случае для законодательных органов РФ остро стоит проблема гарантирования осуществления конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону. Вместе с тем судебная система РФ построена так, что судья несет ответственность и за свои решения, и в то же время обязан осуществлять организовывать и обеспечивать судебный процесс, а также нести ответственность за организацию работы судебного процесса в целом. Это позволяет напрямую и косвенно вмешиваться в процесс вынесения решений суда, тогда как, в ст. 10 Федерального закона «О статусе судей в РФ» запрещается любое вмешательство в работу судьи по осуществлению правосудия.
Независимость судьи – категория, фиксирующая способность судьи противостоять всевозможным попыткам влияния на принятие им решения в соответствии с его собственным убеждением.
Правовые гарантии независимости судей стали неотделимым элементом правового статуса судей и зафиксированы в законодательных нормах различных источников: в Конституции РФ, ФКЗ РФ от 23.10.96 г. «О судебной системе», ФЗ РФ от 26.07.92 г. «О статусе судей в РФ» и т. д.
Независимость судей обеспечивается гарантиями (ст. 10-11). Ряд авторов делят гарантии независимости судей на политические, экономические и правовые (ст. 9-10 закона о статусе судей в РФ) – таблица 2.
Эффективность суда в немалой степени находится в зависимости и от обеспечения средствами уголовно-правовой охраны общественных отношений, которые возникают при отправлении правосудия. Посягательство на независимость судей представляет общественную опасность, как действие, направленное на одну из важнейших гарантий реализации правосудия в полном соответствии с законодательством. Вмешательство третьих лиц в осуществление деятельности суда грубо нарушает принцип независимости судей. Данные действия уголовно-правовое законодательство обозначает, как преступные. Ст. 294 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за два самостоятельных преступления: по первой части – вмешательство в деятельность суда; по второй – вмешательство в деятельность органов предварительного следствия
Как показывает практика, такие попытки могут предприниматься со стороны СМИ, общественного мнения, а иногда и председателя суда. Вмешательство в деятельность суда может выражаться в любой форме. Характер действий может быть различным – жесты, угрозы, просьбы, уговоры, требования, советы, обещания оказать услугу и пр. Подобное воздействие можно оказать и через других лиц – родственников, знакомых, коллег и т.д. Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента осуществления вмешательства в деятельность суда независимо от того, получилось ли достигнуть требуемой цели, которая заключалась в препятствию нормальной судебной деятельности. Мотивы совершенного преступления различны: корысть, месть, стремление не допустить огласки, помощь близкому, знакомому и др.
Следует отметить, что для квалификации деяния по ч. 1 ст. 294 УК РФ вмешательство осуществляется в рассматриваемое судом уголовное, гражданское, арбитражное, административное дело, а не в абстрактную категорию дел по разрешению вообще.
Принцип независимости судебной власти имеет три аспекта (рис. 1):
Три рассмотренных аспекта тесно взаимосвязаны и взаимозависимы и разграничиваются, как правило, в аналитических целях. Любое изменение, которое произошло в одном из них, отражено и на других. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассматривая вопросы соблюдения принципа независимости суда, выделяет четыре проблемы[1]:
Проблема | Описание |
– процедура назначения: «назначение судей исполнительной властью допустимо. | Поставить под сомнение независимость судьи с точки зрения «процедуры назначения» можно в том случае, если практика назначений в целом является неудовлетворительной», или, «по крайней мере, на формирование состава суда, ведущего дело, оказали влияние недопустимые мотивы». Другими словами, «необходимо доказать, что имела место попытка повлиять на исход судебного процесса. Независимость судей может быть поставлена под сомнение в связи с методами отбора и замещения судей для данного процесса из судейского корпуса в целом». |
– длительность судей пребывания в своей должности; | Эта проблема обычно рассматривалась в отношении дисциплинарных судов, где общепринята практика назначения на короткий срок. «Назначение судьи на фиксированный срок с целью предотвратить возможность его необоснованного увольнения является важным фактором. По мнению Л. Гарлицкого, «существует возможность, что более высокие стандарты могут быть установлены ЕСПЧ и в отношении «обычных» судов» . |
– гарантии, исключающие оказание давления на работу суда извне; | Для этого в первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также «чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти… Прерогативы, предоставленные органам исполнительной власти, в том числе объявление амнистии и помилование, не должны использоваться в ущерб судебной системе». |
– для того чтобы оценить независимость позиций, требуется учитывать, как воспринимается действие суда общественным мнением и представленными на суде сторонами. | Следует отметить, что Европейский суд по правам человека рассматривает вопросы, связанные с независимостью и беспристрастностью суда лишь применительно к конкретным случаям, в которых судебные решения оспаривались заявителями. Учитывая границы своей компетенции, ЕСПЧ не делает каких-либо выводов, касающихся общих принципов организации судебной власти в той или иной стране, в частности гарантий ее самостоятельности. Однако очевидно, что при отсутствии такого рода гарантий либо их явной недостаточности возникают неустранимые сомнения в независимости суда при вынесении решений по конкретным делам. Вместе с тем самостоятельность судебной власти не влечет за собой автоматически независимость судьи при отправлении правосудия.
|
Выводы по 1 главе:
1. Важность судебной ветви власти сложно переоценить. Она стала опорой для построения российская государственности. Судебная власть исследуется учеными-правоведами, как автономная ветвь государственной власти, которая создана для а) решения конфликтов между государством и гражданами, основываясь на законодательных нормах; б) контроля над конституционностью НПА; в) осуществления защиты прав граждан в их взаимодействии с государственными органами и должностными лицами; г) контроля над осуществлением оперативно-розыскной деятельностью и соблюдением прав граждан; д) определения значимых юридических фактов и состояний.
Опираясь на принципы правового государства, которые подразумевают верховенство закона и Конституции, государство призвано обеспечивать должную реализацию зафиксированных в них прав и свобод личности и организовать требуемые для этого условия. Проблема реализации прав граждан актуальна, поскольку провозглашение этих прав не всегда совпадает с их осуществлением. Несмотря на то, что этому вопросу уделялось большое внимание со стороны теоретиков и практиков, изученность механизма реализации прав и свобод личности нельзя считать исчерпанной. Реализация прав личности сложное и многогранное явление, включающее в себя деятельность не столько правоприменительных органов, сколько активную деятельность самой личности. Законодатель, определяя модель реализации правовой нормы, закрепляющей права человека, во многом ориентируется на возможность непосредственного их использования личностью. Судебная власть представляет собой уникальную ветвь государственной власти, не похожую ни на законодательную, ни на исполнительную ветви.
От ее надлежащего функционирования зависят важнейшие государственные и общественные процессы, следовательно, проблематике судебной власти следует уделять самое пристальное внимание – как в теории, так и на практике.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф