Меню Услуги

Анализ организации производственного контроля в ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1. Литературный обзор
  • 1.1. Тенденции развития производственного контроля в Российской Федерации
  • 1.2. Нормативно-правовые основы организации производственного контроля в организации
  • 1.3. Организационная система производственного контроля в организации
  • 2. Технологическая часть
  • 2.1. Характеристика предприятия
  • 2.2. Анализ ЧС в ОАО «Сургутнефтегаз»
  • 2.3. Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение А
  • Приложение Б
  • Приложение В
  • Приложение Г
  • Приложение Д – Перечень демонстрационно-графического материала

Реферат

Выпускная квалификационная работа 70 с., 7 рисунков, 3 таблицы, содержит 43 источников, 2 приложения, 14 листов презентации.

Ключевые слова: исследование, производственный контроль, сургутнефтегаз, экологический контроль.

Объектом исследования являются производственный контроль в области охраны окружающей среды.

Цель работы – разработка направлений совершенствования системы производственного контроля в ОАО «Сургутнефтегаз».

В процессе работы проводился анализ работы ОАО «Сургутнефтегаз» в области производственного контроля.

В результате исследований установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды

В рамках организации ОАО «Сургутнефтегаз» производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью в Управлении и осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий и инцидентов, обеспечение готовности к их локализации и ликвидации последствий.

В Управлении организована и функционирует многоуровневая система производственного контроля, при которой производственный контроль осуществляется на трех уровнях: организационная единица, Управление, аппарат управления Общества.

Итогом работы стала разработка рекомендаций по улучшению системы производственного контроля в ОАО «Сургутнефтегаз».

ESSAY

Graduation thesis 70 p., 7 figures, 3 tables, contains 43 sources, 2 appendices, 14 pages of presentation.

Key words: research, production control, surgutneftegas, ecological control.

The target of research is the production control in the area of environmental management.

The purpose of research is the development of system perfection directions on production control in the Surgutneftegas, OJSC.

In the process of work, the analysis of work of Surgutneftegas, OJSC in the field of industrial control had been carried out.

As a result of research it is established that the production control in the area of environmental management (industrial ecological control) is carried out in order to ensure the assuming of measures for environmental protection, rational use and restoration of natural resources in the process of economic and other activities, as well as in order to comply with the requirements in the area of environmental protection, established by the environmental protection legislation.

Within the Surgutneftegas, OJSC the production control is an integral part of the management system of industrial safety in the Division and is performed by carrying out a complex of measures designed to the ensuring of the safe operation of the Fire Safety Unit, as well as to the prevention of accidents and incidents, and to the provision of readiness for localization and elimination of consequences.

The Division is provided with multi-level system of production control where the production control is performed at three levels: organizational unit, Division, management apparatus of the Company.

The work resulted in the preparation of recommendations on improving of the operational control system in the Surgutneftegas, OJSC.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды», природопользователи обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий. В целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды природопользователи обязаны организовать производственный экологический контроль. Сведения об организации производственного экологического контроля природопользователь представляет в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.

Наряду с общими требованиями к порядку организации производственного контроля природопользователями, определенными федеральным законом «Об охране окружающей среды», специальные требования в части организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и в области обращения с отходами устанавливаются Водным Кодексом РФ и федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления», соответственно.

Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.

Экологический контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:

  • проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
  • предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
  • контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
  • оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
  • своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

Объектом исследования является производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Предмет — организация производственного контроля в ОАО «Сургутнефтегаз».

Цель исследования: разработка направлений совершенствования системы производственного контроля в ОАО «Сургутнефтегаз».

Задачи:

  • рассмотрение теоретических основ организации производственного контроля в организации;
  • анализ организации производственного контроля в ОАО «Сургутнефтегаз»;
  • разработка рекомендаций по улучшению системы производственного контроля в ОАО «Сургутнефтегаз».

Структура работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. В первой главе работы рассматриваются тенденции развития производственного контроля в Российской Федерации; проводится анализ нормативно-правовых основ организации производственного контроля в организации; рассматривается организационная система производственного контроля  в организации.
  2. Вторая глава содержит характеристику предприятия; анализ ЧС в ОАО «Сургутнефтегаз»; выводы по организации управления, системе связи и оповещения при ЧС.
  3. В третьей главе представлены рекомендации по ликвидации загрязнений территорий и водных объектов; а также рекомендации по проведению восстановительных мероприятий.

Заключение содержит основные выводы по работе.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Тенденции развития производственного контроля в Российской Федерации

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды [6].

Производственный экологический контроль (ПЭК) — непосредственная деятельность предприятий, организаций, учреждений по управлению воздействием на окружающую среду на основе описания, наблюдения, оценки и прогноза источников воздействия и отходов.

Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

Основные задачи производственного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
  • анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;
  • разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
  • обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
  • своевременное проведение необходимых испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений;
  • обеспечение соблюдения технологической дисциплины.

Ответственность руководителя и работников эксплуатирующей организации, на которых возложены обязанности по организации и осуществлению производственного контроля, определяется законодательством Российской Федерации.

На фоне тенденции к снижению административных барьеров, явно обозначившейся со вступлением в силу Федерального закона № 294-ФЗ и непосредственно проявившейся в увеличении временного интервала между плановыми проверками предприятий Росприроднадзором с двух до трёх лет, в установлении возможности проведения документарных проверок без посещения предприятия, в необходимости согласования внеплановых выездных проверок с органом прокуратуры, роль производственного экологического контроля (ПЭК), а равно и ответственность предприятий в части необходимости его надлежащего осуществления значительно возросли.

Следует также отметить, что в современных условиях ПЭК стал фактически не отдельным «непрофильным» направлением деятельности промышленного предприятия, а целой областью отношений, участники которых само предприятие как юридическое лицо, несущее ответственность за обеспечение экологической безопасности при осуществлении своей деятельности, федеральные и региональные органы государственного управления в сфере экологии, аналитические лаборатории, а зачастую и население прилежащих к предприятию жилых территорий либо представляющие его интересы общественные экологические организации.

1.2. Нормативно-правовые основы организации производственного контроля в организации

Рассмотрим требования к ПЭК, установленные действующими федеральными законами и иными документами, а также планируемые изменения в законодательстве в части ПЭК.

Прежде всего необходимо отметить требования по осуществлению ПЭК, изложенные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 1 и 2 ст. 67):

  • производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
  • субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора».

Кроме того, ч. 4 ст. 102 данного кодекса говорит о том, что в целях соблюдения условий комплексного разрешения (в настоящее время не используется), нормативов и лимитов сбросов, выбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов, расхода энергии на основе наилучших доступных технологий и технологических нормативов природопользователъ осуществляет производственный экологический контроль за источниками воздействия и состоянием окружающей среды и представляет в установленном порядке отчёт о результатах контроля в органы государственного экологического контроля.

Требования по осуществлению ПЭК содержатся и в каждом профильном природоохранном федеральном законе Российской Федерации.

Так, в ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено:

  • производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
  • сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды».

Необходимо также упомянуть ст. 30 данного закона, в которой установлена обязанность для граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по проведению производственного контроля за соблюдением утверждённых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ч. 1 и 2 ст. 26) также говорится о необходимости осуществления ПЭК:

  • юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами».

В соответствии с изменениями, внесёнными в Положение о Росприроднадзоре постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 975, функция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, закреплена за Росприроднадзором. При этом сам порядок ПЭК определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами. Разъяснения по исполнению Службой данной государственной функции представлены в письме Росприроднадзора от 19.10.2011 № ВК-03-03-36/13634, в частности в нём представлен следующий перечень разделов, которые должен содержать порядок осуществления ПЭК (далее — Порядок):

  • общие положения (нормативные документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок; содержание Порядка должно быть определено в соответствии с условиями и особенностями осуществляемой деятельности хозяйствующим субъектом);
  • цели и задачи Порядка;
  • данные об организационной структуре или о должностном лице, ответственном за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте;
  • объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;
  • состав производственного контроля в области обращения с отходами;
  • контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;
  • контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, проводимый предприятием;
  • привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;
  • ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды;
  • общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностного лица или организационной структуры предприятия, ответственной или организующей производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.

Также в письме Росприроднадзора разъясняется, что в случае наличия у предприятия филиалов и отделений, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, Порядок должен быть единым для всех филиалов и отделений данного хозяйствующего субъекта.

Требования к осуществлению ПЭК в области охраны и использования водных объектов установлены Водным кодексом РФ [20].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Так, в ч. 2 ст. 39 говорится об обязанности собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учёт объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, осуществлять регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учёта и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

При этом согласно п. 14 порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества [21], сведения, полученные в результате учёта забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Статьёй 73 Земельного кодекса РФ [8] установлены следующие требования по осуществлению производственного земельного контроля:

  • производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке;
  • лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов не чаще 1 раза в год.
Обобщая изложенное, отметим, что требование по согласованию порядка осуществления ПЭК с уполномоченными госорганами установлено только в сфере обращения с отходами, а периодичность предоставления результатов ПЭК в уполномоченные госорганы установлена только в сфере охраны водных объектов (сведения соответствующего учёта) и охраны земель.

При этом следует помнить, что полученная в ходе ПЭК информация о фактах аварийных сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду должна быть немедленно направлена в уполномоченные органы государственного надзора (ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 39 Водного кодекса РФ).
Значительные изменения в части требований по осуществлению ПЭК намечаются рассматриваемым в Государственной Думе РФ проектом федерального закона № 575414-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов».

Прежде всего, следует отметить изменения, которые законопроектом предполагается внести в ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Так, данную статью предполагается значительно расширить за счёт включения в неё конкретных требований к программе ПЭК (п. 3) и к составу документации, отражающей результаты проведения ПЭК (п. 5). Также предполагается установление обязанности для субъектов хозяйственной и иной деятельности по ежегодному представлению федеральному органу исполнительной власти или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора в соответствии с их компетенцией, отчёта, содержащего сведения об организации и результатах осуществления ПЭК (п. 6).

Также законопроектом предполагается дополнение ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» пп. 8-10, устанавливающими применение автоматизированных систем инструментального контроля при проведении ПЭК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ и поступление данных от этих систем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, и в исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора.

Законопроектом предполагается увеличить размеры штрафов по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) и предусмотреть применение санкций данной статьи за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о данных первичного учёта и производственного экологического контроля.
Представляется, что вступление в силу поправок к законодательству согласно законопроекту № 575414-5 в значительной мере будет способствовать урегулированию спорных вопросов в сфере осуществления ПЭК, а также даст импульс к внедрению на крупных предприятиях автоматизированных систем непрерывного контроля выбросов и сбросов.

В условиях отсутствия в действующем законодательстве требований к порядку осуществления ПЭК, структуре и принципам его организации считаем целесообразным обратить внимание на национальный стандарт ГОСТ Р 14.13-2007 «Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля». Пунктами 4.5.5 и 4.5.9 стандарта установлены основные задачи ПЭК, включая производственный аналитический контроль, и перечень объектов ПЭК, подлежащих регулярному наблюдению и оценке, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Также стандарт определяет основные принципы внутреннего инспекционного контроля на предприятии. Рекомендательный характер данного документа не является препятствием для его использования при организации и осуществлении ПЭК.

Из документов промышленного предприятия, которыми могут быть установлены конкретные требования к осуществлению ПЭК, в том числе к разработке ежегодных планов-графиков ПЭК, прежде всего необходимо отметить проектную природоохранную документацию (проекты нормативов допустимых выбросов, сбросов, ПНООЛР). Также требования к ПЭК могут быть установлены в качествe условия действия разрешительного документа (разрешения, лицензии, решения). Кроме того, требования к ПЭК могут содержаться в предписаниях Росприроднадзора и региональных органов экологического надзора.

Следует обратить внимание также на то, что наряду с ПЭК существует и такой не менее важный вид внутреннего контроля, как производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Данные два вида контроля, безусловно, являются смежными, и оба в конечном счёте направлены на обеспечение благоприятной среды обитания в районе расположения промышленного предприятия. Однако подчеркнём, что ПЭК основан на законодательстве в области охраны окружающей среды, а санитарный контроль — на законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Соответствующим образом распределяется и поднадзорность результатов экологического и санитарного производственного контроля между органами экологического и санитарного надзора.

Так, согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», осуществление (организация) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах в целях оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье относится к мероприятиям производственного санитарного контроля. При этом источники выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, оборудование по очистке и обезвреживанию выбросов -это объекты ПЭК.

1.3. Организационная система производственного контроля в организации

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности – один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах.

Производственный контроль организуется и осуществляется субъектами хозяйственной деятельности (организациями), эксплуатирующими опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы.

Внедрение производственного контроля является первым этапом формирования эффективно действующих систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.

Как было отмечено выше, ответственность руководителя и работников эксплуатирующей организации, на которых возложены обязанности по организации и осуществлению производственного контроля, определяется законодательством Российской Федерации.

Каждая эксплуатирующая организация в соответствии с Правилами организации производственного контроля разрабатывает положение о производственном контроле с учетом применяемой технологии и технических особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом Госгортехнадзора России, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, – также с этими федеральными органами исполнительной власти.

В положении о производственном контроле отражаются все аспекты его организации и осуществления с учетом технологической и технической специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов.

В общем случае в положении о производственном контроле приводятся:

  • должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля (если численность занятых на опасных производственных объектах работников не превышает 500 чел.), или описание организационной структуры службы производственного контроля (если численность занятых на опасных производственных объектах работников превышает 500 человек);
  • права и обязанности работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или должностных лиц службы производственного контроля;
  • порядок планирования и проведения проверок (оперативных, целевых и комплексных) соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов о результатах таких проверок;
  • порядок обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации и доведения ее до всех работников, занятых на опасных производственных объектах;
  • порядок сбора и анализа информации о состоянии промышленной безопасности (в том числе результатов производственного контроля) структурными подразделениями эксплуатирующей организации, включая службы производственного контроля;
  • порядок разработки, принятия и реализации решений (в том числе оперативных) по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля, а также порядок разработки планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий;
  • порядок организации расследования и учета несчастных случаев, аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (в соответствии с Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99) и Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 № 558);
  • порядок учета результатов производственного контроля при решении вопросов материального и морального стимулирования работников эксплуатирующей организации, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов;
  • порядок обеспечения службы производственного контроля необходимыми правовыми и нормативными документами по вопросам промышленной безопасности, а также учета наличия этих документов в службе производственного контроля и актуализации их подборки;
  • порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и аттестации работников службы производственного контроля по вопросам промышленной безопасности;
  • порядок информирования органов Госгортехнадзора России об организации производственного контроля, его результатах и состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов (в соответствии с п. 15 Правил организации производственного контроля).

Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, как правило, возлагаются:

  • на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации – если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
  • на специально назначенного работника – если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;
  • на руководителя службы производственного контроля – если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.

В структуре эксплуатирующей организации служба производственного контроля, как правило, подчинена первому или техническому руководителю этой организации.

Работники службы производственного контроля в своей деятельности руководствуются требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Доведение требований промышленной безопасности до эксплуатирующих организаций, а также до федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук, имеющих подведомственные опасные производственные объекты, обеспечивает Федеральный горный и промышленный надзор России.

Служба производственного контроля осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями (работниками) эксплуатирующей организации, службой производственного контроля вышестоящей организации (при ее наличии), а также с территориальным органом Госгортехнадзора России.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются положением о производственном контроле, утверждаемым руководителем эксплуатирующей организации, а также должностной инструкцией и заключаемым с этим работником договором (контрактом) в соответствии с Правилами организации производственного контроля.

Работники службы производственного контроля в установленном порядке принимают участие в расследовании причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

На службу производственного контроля возлагаются разные функции, в том числе:

  • обеспечение учета и анализа технических и организационных причин этих происшествий;
  • контроль за реализацией мероприятий, предложенных комиссиями по расследованию причин аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • проведение расследований, обеспечение учета и анализа причин инцидентов на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99);
  • оценка эффективности осуществляемых в эксплуатирующей организации мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Служба производственного контроля комплектуется квалифицированными специалистами, как правило, по профилю опасных производственных объектов, эксплуатируемых в организации, – технологами, механиками, электриками, метрологами и т.д.

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли промышленности;
  • удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

В целях принятия согласованных решений по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на основании результатов производственного контроля в эксплуатирующих организациях с численностью занятых на опасных производственных объектах работников более 150 чел. рекомендуется создавать комиссии производственного контроля (КПК).

В их состав целесообразно включать руководителей структурных подразделений и наиболее квалифицированных специалистов эксплуатирующей организации. Персональный состав КПК определяется решением первого руководителя эксплуатирующей организации.

КПК возглавляет, как правило, первый или технический руководитель эксплуатирующей организации.

Порядок работы КПК и реализации принимаемых ею решений определяется, как правило, положением о комиссии производственного контроля, утверждаемым руководителем эксплуатирующей организации.

КПК могут рассматриваться проекты планов капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения опасных производственных объектов, планов ликвидации аварий и другие вопросы, связанные с обеспечением промышленной безопасности, привлечением к ответственности работников, нарушивших требования промышленной безопасности, поощрением работников за безопасную и безаварийную работу.

Все элементы и аспекты обеспечения промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны быть предметом постоянных и регулярных проверок, выполняемых службой производственного контроля.

Проверки соблюдения требований промышленной безопасности должны планироваться и осуществляться так, чтобы обеспечивался эффективный контроль за деятельностью всех структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации, деятельность которых связана с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Такие проверки проводятся службой производственного контроля в целях обеспечения гарантированного и качественного осуществления всех мероприятий и работ по обеспечению промышленной безопасности, а также объективного подтверждения факта их своевременного и качественного выполнения.

Объемы и периодичность проверок планируются с учетом важности проверяемой деятельности для обеспечения промышленной безопасности.

Каждая проверка должна начинаться с разработки плана ее проведения.

План проведения проверки соблюдения требований промышленной безопасности должен включать перечень:

  • 1) видов и областей деятельности, подлежащих проверке;
  • 2) лиц, ответственных за проведение проверки, с учетом их квалификации и опыта;
  • 3) причин проведения проверки (например, организационные изменения, выявленные случаи отступлений от требований промышленной безопасности, текущие проверки и надзор, имевшие место аварии и несчастные случаи и пр.).

Кроме того, план проведения проверки, как правило, включает в себя описание процедуры представления выводов, заключения и рекомендаций по результатам проверки.

Проверка структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации может охватывать:

  • организационную структуру;
  • административные и рабочие процедуры;
  • людские и материальные ресурсы, оборудование;
  • рабочие участки, операции и производственные процессы;
  • производимую продукцию (с целью определения ее соответствия установленным требованиям по промышленной безопасности);
  • документацию, отчеты, регистрацию и хранение данных.

Лица, ответственные за проведение проверки, не должны быть занятыми в проверяемой ими деятельности.

Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, заключение и рекомендации службы производственного контроля должны представляться в виде отчета на рассмотрение руководству эксплуатирующей организации.

Отчет по результатам проверки должен включать:

  • 1) выводы об эффективности деятельности эксплуатирующей организации в целом или ее отдельных структурных подразделений (служб);
  • 2) конкретные примеры неэффективности организации и (или) деятельности отдельных структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации с указанием выявленных отступлений от требований промышленной безопасности;
  • 3) возможные причины неэффективной организации и (или) деятельности отдельных структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации;
  • 4) предложения по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий и работ;
  • 5) оценку своевременности и качества выполнения, а также эффективности предупреждающих мероприятий и работ, предложенных службой производственного контроля в ходе предшествующих проверок.

Результаты проверок (отчеты) должны регистрироваться службой производственного контроля и доводиться до сведения руководителей и персонала, ответственных за проверенный участок работы.

В необходимых случаях по результатам таких проверок могут издаваться приказы по эксплуатирующей организации.

Результаты проверок, выполненных службой производственного контроля, должны анализироваться этой службой и руководством эксплуатирующей организации. Руководство эксплуатирующей организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности.

Такие анализ и оценка могут проводиться лицами из числа руководителей эксплуатирующей организации или компетентными независимыми специалистами (экспертами), назначенными руководством эксплуатирующей организации.

Проведенный анализ должен включать:

  • 1) результаты проверки соблюдения требований промышленной безопасности всеми структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации;
  • 2) оценку эффективности общего руководства промышленной безопасностью;
  • 3) предложения по обеспечению эффективности производственного контроля в соответствии с изменениями природных, техногенных и социальных условий производственной деятельности и работ.

Результаты анализа и оценки, включая полученные выводы и рекомендации, должны документально оформляться и передаваться руководству эксплуатирующей организации для принятия необходимых мер по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В необходимых случаях руководитель эксплуатирующей организации может в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекать независимых специалистов (экспертов) для детального изучения состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов и разработки мер по ее обеспечению.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы: 1 2 3