Вид работы: Проект
Тема: Сущность государства
ВВЕДЕНИЕ
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Среди задач, стоящих перед гуманитарными науками и в первую очередь перед теорией государства и права, исключительно важное место занимает осмысление основных закономерностей и движущих сил исторического развития государственности. Особую актуальность данная задача приобрела в настоящее время, когда наша страна находится в стадии переосмысления национального самосознания.
Объектом исследования выступает система социально-экономических, политических, правовых, духовных и иных органически присущих обществу отношений, на основе которых складывалось и эволюционировало государство.
Предметом исследования выступает сущность государства, его предпосылки, условия, движущие силы и стадии, а также те исторические типы государства, которые этим стадиям соответствуют.
Целью исследования заключается в анализе сущности государства.
На пути достижения цели перед исследованием поставлены следующие задачи:
- Анализировать понятие «сущность государства»
- Определить основные признаки государства;
- Характеризовать формы государственного устройства и политические режимы;
- Изучить концепцию происхождения государства.
Изучение сущности, понятие и формы государственного устройства всегда в свете интересов исследователей всех времен. Так как тематика сущности государства, находится на стыке нескольких гуманитарных дисциплин, данной проблематикой занимались юристы, историки, философы, социологи и т.д. Среди наиболее выдающихся представителей можно отметить В.С. Петров[1], А. Пиголкин[2], В.Щепетев[3], В.Н.Жуков[4] и др.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные диалектические методы, в рамках которого применялись общелогические приемы как анализ и синтез. Также в ходе исследования были широко применены исторический, сравнительный методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных источников.
Понятие, признаки и социальное значение государства
Государство является важнейшим социально-политическим институтом. Его значимость определяется, в первую очередь, той максимальной концентрацией властных полномочий и материальных ресурсов, которая позволяет наиболее эффективно влиять на ход общественных процессов. В период Древнего мира и Средних веков понятие «государство» в научных работах практически отождествлялось с понятием «общество». Лишь с XVI в. итальянский философ и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469- 1527 гг.) ввёл в научный оборот термин «stato» – «государство» (от лат. «status» – «положение») для обозначения особой системы властных отношений, отличной от общества, хотя и непосредственно связанной с ним[5].
Государство – это расположенная на определенной территории единая политическая организация общества, при которой органы публичной власти обладают исключительным правом на централизованное управление и на применение средств принуждения.
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.
Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.
Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.
В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия . Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью. Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность – самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.
Государство как социальная организация обладает несомненным приоритетом перед другими социальными организациями с самого момента своего возникновения, а зачастую оно опережает их по времени появления. Государство более глобально по сравнению с иными социальными организациями в территориальном плане, даже если последние распространяют свою деятельность по масштабу на всю территорию государства. Другие общественные объединения находятся в той или иной зависимости от государства, несмотря на то, что они могут не разделять цели и задачи государства, или же вовсе борются против него. Государство как форма организации общественной жизни выступает неизменным спутником человека и обеспечивает опредмечивание знаковых результатов его деятельности.
Национальная сущность современного российского государства закрепляется в самых первых положениях действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. В первой части статьи 3 подчеркивается, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»[6].
Выявление социальных пределов национальной сущности государства не возможно без решения вопроса об этнократии. Особенно это актуально для многонациональных государств, ведь когда только одна этническая группа, лишь один этнос преобладают в государстве, и, более того, исключительно от своего имени осуществляют в обществе государственную власть, то неизбежно возникает проблема соблюдения интересов других этнических групп. В условиях неоднородного общества утверждающаяся этнократия неизбежно провоцирует тяжелые социальные конфликты. Современное государство стоит перед необходимостью найти приемлемый вариант решения проблемы достаточного представительства интересов национальных меньшинств в наличествующих государственных и общественных структурах.
Не менее актуальной является проблема реализации права аборигенов в различных сферах жизни общества и государства, когда «коренной» этнос получает определенные законом привилегии, или дополнительные социальные гарантии для удовлетворения своих национальных интересов. Выяснение социальных пределов национальной сущности государства, степени воздействия противоречивых национально- этнических факторов на функционирование государства, отношения различных этносов к осуществлению государственной власти позволяет определить следующие варианты национальной сущности государства: интернациональная (сочетание интересов этносов в жизни общества, когда каждый из них занимает свою нишу, а государство действует от имени всех этнических сообществ); этнократическая (когда определенный этнос осуществляет государственную власть, но учитывает интересы других национальных групп); националистическая (когда наличествует этническое доминирование одной национальной группы, а интересы и потребности других национальных групп всячески ограничиваются)[7].
Предельная национальная сущность государства выражена в двух крайностях государствообразования: в стремлении государства к стиранию национальных различий в интернациональном государстве, или в целенаправленном продвижении государством националистических идеалов превосходства одной нации и физическом уничтожении представителей других этнических групп в националистическом государстве. Если по- степенное стирание национальных отличий в государственном строительстве и общественной жизни отчасти отражает глобалистские тенденции в процессе этногенеза отдельных этнических групп, то националистическая сущность государства, как правило, превращает его в фашистское государство, и удержаться при движении по скользкой дорожке возрождения национализма вряд ли удастся, что и демонстрирует современная Украина, где разгул националистического мракобесия и откровенного фашизма приобретает все больший размах.
Фашистское государство — это политическая организация в тоталитарном обществе, основанная на признании исключительной роли выдвинувшегося вождя нации, опирающаяся на всеобъемлющее государственное регулирование в экономике и националистическую идеологию в общественной жизни, формирующая иерархические сословно-корпоративные социальные структуры разветвленного полицейского аппарата насильственными методами любое инакомыслие в обществе, стремящаяся к территориальной экспансии и публичному распространению и навязыванию исключительных националистических и расистских идей.
С национальной сущностью государства тесно связана расовая сущность государства, и, как правило, националистические государства публично демонстрируют и свои расовые приоритеты, подчеркивая расистскую направленность государственной политики. Исчезновение с политической карты мира ряда государств с публичными режимами всеобъемлющего апартеида, обеспечивавших расовое превосходство отдельных рас, расовую и этническую сегрегацию, кардинально не изменило отношение к расовой сущности государства. Эта проблема остается достаточно актуальной в условиях глобальной миграции населения, представляющего различные человеческие расы, смешивание которых не всегда протекает в бесконфликтном порядке. Поэтому изучение расовой сущности государства относится к числу злободневных задач теории государства и права.
Таким образом, Сущность государства в своих интересах интерпретируется этническими группами, доминирующими в конкретном государстве, а степень этого доминирования позволяет говорить о трех вариантах национальной сущности государства: интернациональной, этнократической и националистической.
Безусловно, на сущность государства оказывают влияние и иные факторы: исторические, географические, культурные и пр. Однако, на наш взгляд, вышеизложенные стороны сущности государства практически исчерпывают представления о рассматриваемом понятии теории государства и права, хотя любое из вышеназванных начал в раз- ной степени оказывает воздействие на государство, тем самым, проясняя в том или ином варианте его сущность.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


